Ктитор-мученик храма вознесения на гороховом поле.

См. также `Ктитор` в других словарях

ктитор кти́тор "церк. староста", диал. ти́тар, ки́тар, др.-русск. ктиторъ "основатель (монаст.)" (Сузд. грам. 1382 г.; см. Срезн. I, 1356), цслав. ктиторъ, хтиторъ. Заимств. из греч. κτίτωρ "основатель", а не из κτήτωρ "владелец"; см. Хацидакис, ᾽Αθηνᾶ 21, 441 и сл.; Мitt. Sem. f. orient. Spr., Берлин, XIII, Abt. 2 (цит. по Кречмеру, "Glotta", 3, стр. 316); ошибочно у Крумбахера (IF 25, 393 и сл.), Фасмера (Гр.-сл. эт. 103), Бернекера (1, 635-). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Ктитор (греч. ktítōr, буквально - основатель, создатель)

лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор ). С 17-18 вв. К. называли церковных старост.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

м. церк. староста; употреб. в городах. Ктиторша ж. жена церк. старосты. Ктиторов, ему прнадлежщ.; ктиторский, к нему относящ. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.

ктитор

, м.

Церковный староста.

[Андрей Андреич] видит --- дьячка Лопухова, стремительно выбегающего из алтаря и несущего ктитору просфору. Чехов, Панихида.

[От греч. κτίτωρ - основатель, учредитель]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

1. Строитель, создатель, владелец.
2. Церковный староста.
3. Лицо, выделившее деньги на сооружение православного храма.

Ктитор

В Византии и Др.-Русском госуд. лицо, построившее на свои средства православный храм. За К. и его наследниками закрепл. право распоряжаться доходами этого храма и др. привилегии.


Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

Ктитор

(греч. κτήτωρ) создатель св. храма или обители, вкладчик, попечитель, церковный староста.


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

Ктитор

Строитель храма, создатель, попечитель.

Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова

Ктитор

кт\"итор, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

(греч., от ktitzo - строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

греч. ktitor , от ktitzo , строю, основываю. Староста церковный, или строитель церкви на свой счет.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

строитель храма на свое иждивенье; также называют теперь и церковного старосту.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

Ктитор кти́ тор

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

Ктитор

кти́торы,

кти́тора,

кти́торов,

кти́тору,

кти́торам,

кти́тора,

кти́торов,

кти́тором,

кти́торами,

кти́торе,

кти́торах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


В Византии и на Руси лицо, построившее на свои средства православный храм или сменившее его внутреннее убранство. К. приобрели право распоряжаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству. С XVII-XVIII вв. К. стали называть церковных старост, в обязанности которых входили сбор средств для церкви, забота о ее благоустройстве и др.

Ктитор

по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι - приобретаю) - создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Иногда этим именем называются церковные старосты в приходских церквах; преимущественно же и специально название Ктитора носят лица, которым вверяется управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства. Отличие их от церковных старост состоит в том, что последние в приходских церквах избираются прихожанами, а К. назначаются военным начальством, которому и дают отчет, совместно с причтом, во всех операциях по хозяйству полковых церквей, насколько оно ведется на средства полка...

(греч. ktitor, букв. - основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки в руках, были распространены в средневековом искусстве Византии, Руси, стран Балканского полуострова. Ктитор (как и донатор в западноевропейском искусстве) обычно предстоит перед Христом, богоматерью или святыми. (

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов - частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

Ныне ктиторов в нашей стране единицы, - говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. - Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель - это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли - из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов - в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.




Медальон «Господь Вседержитель» - фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы - яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» - выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.

КТИТОР (греческий ϰτήτωρ, буквально - основатель, создатель), в православной традиции владелец или покровитель духовного учреждения (монастыря, храма, благотворительного заведения), построивший или восстановивший его на собственные средства. Институт ктитора получил распространение уже в эпоху ранней Византии (существуют, например, папирологические данные о практике ктиторства; особый статус ктитора был признан законодательством Юстиниана I). Выступать в качестве ктитора могло как частное лицо (мирянин или клирик), так и церковный институт. Ктитор имел ряд полномочий, обусловленных правом собственности («ктиторское право»): он определял состав клира или обслуживающего персонала, назначал настоятеля (игумена), единолично распоряжался доходами от экономической деятельности, мог передать основанное им учреждение по наследству. В обязанности ктитора входило содержание клира (персонала), покупка церковной утвари и прочего необходимого имущества. Если ктитор строил монастырь, то ему принадлежало право составления монастырского устава (типик, диатаксис, диатипосис). Ктиторские уставы регламентировали административно-хозяйственную деятельность монастырей и в ряде случаев, учитывая существовавшую традицию, устанавливали правила монашеской аскезы (соблюдение постов, порядок приёма пищи в обычные и праздничные дни, келейное правило). Особая часть уставов была отведена монастырскому или храмовому богослужению, за которым обязательно поминалось имя ктитора. В византийскую эпоху помимо личных духовных мотивов строительство ктиторских монастырей было выгодным способом вложения средств, т.к. монастыри защищались законом от конфискации и прочих злоупотреблений со стороны светских властей и нередко наделялись налоговыми и судебными иммунитетами.

Одним из наиболее известных в истории ктиторов был византийский вельможа Григорий Бакуриани (2-я половина 11 века), написавший устав основанного им Петрицонского монастыря (Банковский монастырь). Этот устав сохранился в греческой, армянской и грузинской редакциях.

В России термин «ктитор» в исконном (византийском) значении известен со 2-й половины 14 века (само явление, вероятно, возникло гораздо раньше). Позднее ктитором иногда называли церковного старосту, избираемого прихожанами, а также назначаемых военным начальством лиц, которым вверялось управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства.

Изображения ктиторов (иногда портретные) в скульптуре, мозаике, фреске, иконописи, часто с символическим изображением постройки в руках были распространены в искусстве Византии, Древней Руси, средневековом искусстве стран Балканского полуострова. Ктитор обычно предстоит перед Христом, Богоматерью или святыми.

Лит.: Типик Г. Пакуриана / Введение, пер. и коммент. В. А. Арутюновой-Фиданян. Ер., 1978; Galatariotou С. Byzantine Ktetorika Туpika: А comparative study // Revue des etudes byzantines. 1987. Vol. 45; Thomas J. Р. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Wash., 1987; Byzantine monastic foundation documents: а complete translation of surviving founders’ typika and testaments: / Ed. J. Thomas, А. С. Hero. Wash., 2000.

Звание ктитора для христианина всегда было особо почетным. В давние времена этим греческим словом называли человека, который построил храм или монастырь на собственные средства. Позже ктитором именовался жертвователь или попечитель храма. В русском варианте так звали старосту храма. На эту должность, как правило, поставляли благочестивого, ответственного и хозяйственного мужчину, умеющего ладно управлять своим делом и семейством.
После Октябрьской революции эту ношу взяли на себя женщины: верующих мужчин становилось все меньше – одни уходили на войну, другие – в лагеря. Чтобы быть ктитором церкви, нужно было иметь теперь не доходы, а мужество и крепкую веру.

Наталья Мартыновна Простакова много лет была ктитором Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой, практически до самой своей кончины в 1962 году. Как вспоминает о ней ее невестка Александра Романовна Простакова, которой самой первого сентября исполнилось 82 года, Наталья Мартыновна всегда отличалась сильной религиозностью, храм любила и пеклась о его благоустройстве, несмотря на все запугивания со стороны властей.
Однажды дело дошло до рукоприкладства. В 1960 году Свято-Троицкий храм на короткое время закрыли. Ключи от церкви находились у Натальи Мартыновны. «Дело было, кажется, на Вербное воскресенье», – вспоминает Александра Романовна. Чтобы отобрать ключи, особо ретивые противники церковной службы стали хлестать вербами пожилую шестидесятилетнюю женщину. Наталье Мартыновне пришлось отдать ключи. Но вскоре в храме вновь возобновилась служба.
Семья Натальи Мартыновны жила в Ямской слободе, была благочестивой, большой и дружной. Родилась она в 1898 году. В мятущемся 1917 году ей исполнилось 19 лет. По складу характера, решительному и твердому, по неугасимому стремлению к молитве из нее, наверное, получилась бы хорошая монахиня. Но какие монастыри при советской власти?
Замуж Наталья Мартыновна вышла за верующего молодого человека в Стрелецкую слободу. (Его сестра Елена была женой священника Григория Мелехова. Историю жизни этого удивительного батюшки еще предстоит исследовать). Муж Натальи Мартыновны трудился на железной дороге осмотрщиком вагонов. Но прожила в замужестве она недолго: в 1928 году супруг погиб по неосторожности на работе. Больше Наталья Мартыновна на семейное счастье не рассчитывала, двоих малолетних детей воспитывала одна. А из-за своей приверженности к храму никуда работать не устраивалась. Так что жили они своей маленькой семьей, мягко говоря, скудно. В Свято-Троицком храме она пела на клиросе, потом ее поставили псаломщицей. Дочку и сына Наталья Мартыновна всегда брала с собой, так что выросли дети практически в церкви. Шестилетний Толик понемногу помогал батюшке в алтаре, у него даже был свой детский стихарь (церковное облачение).
В тридцатые годы прошлого столетия приход Свято-Троицкого храма представлял собой «тайный» монастырь. Здесь служил и исповедовал иеромонах Анатолий (Хлебников), прибывший из Соловецкого монастыря. Возле храма поселились монахини из разоренной обители. Они также трудились в церкви. Настоятелем храма был протоиерей Михаил Павлюк. В Старом Осколе он служил еще до революции. С Белой армией не ушел, а остался окормлять напуганную гражданской войной паству. 5 ноября 1938 г. его арестовали, умер он в лагере.
Судьба еще одного клирика храма протоиерея Леонида Духовского также трагична: его арестовывали дважды, в 1937 г. расстреляли. На протяжении нескольких лет община храма духовно укреплялась истинными исповедниками веры. И, возможно, поэтому мы до сих пор собираем многочисленные драгоценные сведения о том времени от людей, которые были или сами прихожанами Свято-Троицкого храма, или помнят рассказы своих родных.
Как поведала Александра Романовна Простакова, ее свекровь Наталья Мартыновна хорошо знала владыку Онуфрия (Гагалюка). Когда его определили на старооскольскую кафедру, то местные власти разрешили служить ему только в Богоявленском соборе. Но архиерей старался посетить и другие храмы, незанятые обновленцами, чтобы укрепить в людях православную веру. Бывал владыка и в Свято-Троицком храме: иеромонаха Анатолия он выбрал себе в духовники. Шестого марта 1933 года архиепископ Онуфрий отпел почившего о Господе иеромонаха Анатолия и произнес в храме проповедь. Вскоре владыку арестовали. Как предполагают исследователи жизни священномученика, именно эта проповедь и стала главной зацепкой следователей, за которую они ухватились, чтобы наложить на него очередной арест.
Наталья Мартыновна в разговоре с родственниками часто вспоминала мужественного архипастыря. Говорила о его доброте и любви к простым людям.
Рассказывала, как по его благословению тайно с чужим паспортом ездила в Ленинград, чтобы привезти необходимые для богослужения вещи. Но особенно мил ее сердцу был случай, когда ее сынок Анатолий прислуживал владыке Онуфрию в алтаре. Когда Анатолий вырос, он тоже хорошо помнил эти моменты своего детства.
В память об архиепископе Онуфрии Наталье Мартыновне достались одеяло, маленькая подушечка и железная ложка. Эти вещи отдали ей матушки, жившие с владыкой в доме, после его ареста. Одеяло и подушечку-«думочку» она передала дочери, а ложка досталась семье сына. Александра Романовна говорит, что этой ложкой они пользовались по прямому ее бытовому назначению.

Тем более, что она была единственной стальной, все остальные ложки – деревянные. Теперь эту семейную реликвию она отдала своей внучке Алле Простаковой, которая усердно трудится при Крестовоздвиженском храме.
Со своей свекровью Александра Романовна впервые встретилась в 1951 году. Наталья Мартыновна не сразу согласилась с выбором сына: его избранница даже не умела креститься. Но долго перечить не стала, только поставила условие – обязательно венчаться. В день росписи она тайно повела молодоженов в Вознесенский храм на Казацкую слободу, и в два часа ночи батюшка их повенчал. Александра Романовна тогда была молодой учительницей и очень боялась огласки. Но, слава Богу, начальство не узнало. Осталось незамеченным и крещение двоих детей.
Верующая свекровь не заставляла молодую невестку молиться и ходить в храм. Понимала – не все сразу, да и опасно: может лишиться работы. В то время за учителями был особый надзор: если заметят в храме – точно выгонят. К сожалению, семейная жизнь с Анатолием Дмитриевичем оказалась трагически короткой – всего два года. Его ранняя смерть развела пути верующей свекрови и еще не успевшей прийти к Богу невестки. Понадобились долгие годы, чтобы сама Александра Романовна смогла безбоязненно войти в церковные двери и по-другому посмотреть на собственную жизнь и заново оценить слова и поступки Натальи Мартыновны, которая всегда с таким нетерпением стремилась в храм на службу. А приходя из церкви, счастливо улыбалась, говоря: «А я там пела, пела! Так хорошо!».
Последние годы они жили вместе. После случившегося инсульта Натальи Мартыновны невестка до последнего дня ухаживала за свекровью.

Постскриптум

Когда я пришла в дом Александры Романовны Простаковой, я не думала писать о Наталье Мартыновне. Меня интересовала история Анатолия Дмитриевича, мужа Александры Романовны, в детстве служившего в алтаре с владыкой Онуфрием, и судьба вещей, доставшихся семье от священномученика. Но главным лицом повествования оказалась Наталья Мартыновна, ревностный ктитор Свято-Троицкого храма. Похоронена она на кладбище возле любимого храма.

Светлана Воронцова

Ктитор

по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι - приобретаю) - создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Иногда этим именем называются церковные старосты в приходских церквах; преимущественно же и специально название Ктитора носят лица, которым вверяется управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства. Отличие их от церковных старост состоит в том, что последние в приходских церквах избираются прихожанами, а К. назначаются военным начальством, которому и дают отчет, совместно с причтом, во всех операциях по хозяйству полковых церквей, насколько оно ведется на средства полка. В тех полковых церквах, при которых имеются приходы (например, Преображенский собор в СПб.), существуют одновременно и старосты, и ктиторы.

Н . Б - в.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ктитор" в других словарях:

    - (греч., от ktitzo строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КТИТОР греч. ktitor, от ktitzo, строю, основываю. Староста… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. ktitor, букв. основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки… … Художественная энциклопедия

    Создатель, основатель, староста Словарь русских синонимов. ктитор сущ., кол во синонимов: 4 основатель (18) … Словарь синонимов

    КТИТОР, ктитора, муж. (греч. ktetor (хозяин) (церк. офиц). Церковный староста. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж., церк. староста; употр. в городах. Ктиторша жен. жена церк. старосты. Ктиторов, ему принадлежащий; ктиторский, к нему относящийся. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.… … Толковый словарь Даля

    - … Википедия

    Церк. староста, диал. титар, китар, др. русск. ктиторъ основатель (монаст.) (Сузд. грам. 1382 г.; см. Срезн. I, 1356), цслав. ктиторъ, хтиторъ. Заимств. из греч. κτίτωρ основатель, а не из κτήτωρ владелец; см. Хацидакис, ᾽Αθηνᾶ 21, 441 и сл.;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (греч. ktítōr, буквально основатель, создатель) лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор).… … Большая советская энциклопедия

    М. Церковный староста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Ктитор, ктиторы, ктитора, ктиторов, ктитору, ктиторам, ктитора, ктиторов, ктитором, ктиторами, ктиторе, ктиторах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Главная церковная и ризничная опись церкви св. мученика Мирона Л.-гв. егерского полка , Кутепов. Главная церковная и ризничная опись церкви св. мученика Мирона Л.-гв. егерского полка / Сост. ктитор полк. С. И. Кутепов G 38/98:Санкт-Петербург: тип. Спб. акц. общ. печ. делаЕ. Евдокимов,…