Ктитор храма – не послушание, это призвание. Ктитор-мученик храма вознесения на гороховом поле

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов - частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

Ныне ктиторов в нашей стране единицы, - говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. - Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель - это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли - из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов - в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.




Медальон «Господь Вседержитель» - фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы - яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» - выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.

православного храма или монастыря или на его украшение иконами , фресками , предметами декоративно-прикладного искусства . Устар. русск. - здатель . В Католической церкви такое лицо называется донатором .

Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т. д.).

Церковный староста

Изображения ктиторов

В средневековом искусстве Византии , Руси , стран Балканского полуострова и Кавказа были распространены изображения ктиторов, нередко с моделью постройки в руках.

Известные изображения ктиторов, представляющие художественную или историческую ценность.

  • Армения
    • Скульптурные изображения ктиторов на внешней стене Церкви Ншана (монастырь Ахпат , X век).
    • Горельефные изображения ктиторов на щипце восточного фасада храма Аменапркич (монастырь Санаин).
  • Болгария
    • Фресковые портреты ктиторов севастократора Калояна , его супруги севастократорицы Десиславы в Боянской церкве , Бояна.
    • Фресковые портреты ктиторов боярина Радивоя, его жены, детей и софийского митрополита Калевита в Кремиковском монастыре .
    • Фресковые портреты ктиторов севастократора Деяна и его жены Дои в Земенском монастыре .
  • Турция
    • Рельефные изображениями ктиторов на соборе грузинского монастыря Ошки .
  • Грузия
    • Рельефные изображения ктиторов на фасаде храма Джвари .
  • Молдавия
    • Фресковые портреты ктиторов Церкви Успения в Каушанах (XVIII век).

См. также

  • Patron - спонсор, уважаемый клиент (не только в значении босса или патрона)

Напишите отзыв о статье "Ктитор"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ктитор

– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой... Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь... И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше... Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род...
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.

Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года, когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были важны для него – заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, – а спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма.
Узнав, что он не только бывший домовладелец, но и церковный староста, который поддерживает связи с высланными крестьянами, сотрудники ОГПУ под предлогом, что Василий Сергеевич будто бы ведет среди прихожан и жильцов дома контрреволюционную агитацию, 26 марта 1932 года арестовали его и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Отвечая на вопросы следователя, Василий Сергеевич сказал:
– Я, находясь в церковном совете, исполнял обязанности церковного старосты. В жизни церкви я принимаю активное участие как истинно верующий христианин.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь.
– Нет, не признаю.
В качестве свидетеля был вызван житель дома, он показал: «Иванова я знаю с 1916 года. Я переехал в этот дом, когда Иванов был владельцем этого дома… Иванов человек очень скрытный, безусловно, настроен против советской власти… принимает активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам».
22 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила Василия Сергеевича к трем годам ссылки условно; он был освобожден из-под стражи и вернулся домой. Жил он в то время в одной из квартир принадлежавшего ему когда-то дома на Большой Калитниковской улице. Расположенный рядом с домом на Калитниковском кладбище храм был захвачен обновленцами, и Василий Сергеевич был прихожанином и членом церковного совета храма Вознесения на Гороховской улице.
Во время разгрома Церкви в конце тридцатых годов, когда арестовывались не только священно- и церковнослужители, но и многие из верующих мирян, сотрудники НКВД составили справку, в которой писали, что Василий Сергеевич «среди населения распространяет контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели советской власти, а также проводит денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за контрреволюционную деятельность духовенству и монашеству».
По этой справке Василий Сергеевич был 18 января 1938 года арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января следователь во время допроса спросил:
– Чем вы занимаетесь в данное время?
– В последнее время я, как верующий человек, исправляю должность церковного старосты в церкви на Гороховской улице.
– Почему вы не участвуете в жизни церкви, которая расположена рядом с вами, и оказались… в церкви, которая расположена на противоположном конце города?
– Я принадлежу к течению православных христиан, церковь же, расположенная рядом со мной, принадлежит к течению обновленческому, которое я не признаю, а поэтому я оказался избранным в той церкви, в которой я бываю и которую признаю.
– У вас при обыске изъят альбом бывшей царской семьи Романовых. Кому принадлежит этот альбом?
– Альбом с портретами бывшего царя Николая Романова, а также и других членов бывшего царского дома Романовых принадлежит мне.
– В каких целях вы хранили у себя альбом с портретом бывшего царя и членов его семьи?
– Я по своим политическим убеждениям являюсь монархистом, что соответствует моему религиозному убеждению, так как Православная Церковь царя считает помазанником Божиим; из уважения к этому я и сохранял у себя портреты бывшего царя и членов его семьи.
– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я признаю, как власть всякую, и ей подчиняюсь.
– Вы полностью разделяете мировоззрение советской власти?
– Полностью мировоззрений советской власти я разделить не могу, поскольку я человек верующий, а советская власть – власть безбожная и отрицающая Бога.
– Что вы по данному вопросу говорили окружающим?
– Об отношении советской власти к религии я с окружающими ничего не говорил, потому что они сами видят, какое отношение советской власти к Церкви, религии и верующим.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
– Я не отрицаю того, что считаю: со стороны советской власти на религию и верующих идет гонение, – но об этом я никому не говорил, это лишь мои внутренние убеждения.
– Вы выражали недовольство советской властью?
– Недовольство советской властью я не выражал.
– Следствию известно, что вы своим знакомым говорили, что советская власть всех разорила. Почему вы скрываете это от следствия?
– Я не говорил, что советская власть всех разорила.
3 февраля были допрошены два жителя дома, в котором жил Василий Сергеевич; они показали, что он «человек религиозный до фанатизма. Среди окружающих лиц распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы имеющемся гонении на духовенство и верующих в Советском Союзе. Он говорил: «До чего мы дожили, за каждое слово сажают в тюрьму, а после подвергают пыткам; если ты верующий, то тебя за это также арестовывают и сажают в тюрьму, а после высылают в отдаленные места Советского Союза”».
14 февраля тройка НКВД приговорила Василия Сергеевича к расстрелу. Ктитор храма Вознесения на Гороховом поле Василий Сергеевич Иванов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

игумен Дамаскин (Орловский)

Звание ктитора для христианина всегда было особо почетным. В давние времена этим греческим словом называли человека, который построил храм или монастырь на собственные средства. Позже ктитором именовался жертвователь или попечитель храма. В русском варианте так звали старосту храма. На эту должность, как правило, поставляли благочестивого, ответственного и хозяйственного мужчину, умеющего ладно управлять своим делом и семейством.
После Октябрьской революции эту ношу взяли на себя женщины: верующих мужчин становилось все меньше – одни уходили на войну, другие – в лагеря. Чтобы быть ктитором церкви, нужно было иметь теперь не доходы, а мужество и крепкую веру.

Наталья Мартыновна Простакова много лет была ктитором Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой, практически до самой своей кончины в 1962 году. Как вспоминает о ней ее невестка Александра Романовна Простакова, которой самой первого сентября исполнилось 82 года, Наталья Мартыновна всегда отличалась сильной религиозностью, храм любила и пеклась о его благоустройстве, несмотря на все запугивания со стороны властей.
Однажды дело дошло до рукоприкладства. В 1960 году Свято-Троицкий храм на короткое время закрыли. Ключи от церкви находились у Натальи Мартыновны. «Дело было, кажется, на Вербное воскресенье», – вспоминает Александра Романовна. Чтобы отобрать ключи, особо ретивые противники церковной службы стали хлестать вербами пожилую шестидесятилетнюю женщину. Наталье Мартыновне пришлось отдать ключи. Но вскоре в храме вновь возобновилась служба.
Семья Натальи Мартыновны жила в Ямской слободе, была благочестивой, большой и дружной. Родилась она в 1898 году. В мятущемся 1917 году ей исполнилось 19 лет. По складу характера, решительному и твердому, по неугасимому стремлению к молитве из нее, наверное, получилась бы хорошая монахиня. Но какие монастыри при советской власти?
Замуж Наталья Мартыновна вышла за верующего молодого человека в Стрелецкую слободу. (Его сестра Елена была женой священника Григория Мелехова. Историю жизни этого удивительного батюшки еще предстоит исследовать). Муж Натальи Мартыновны трудился на железной дороге осмотрщиком вагонов. Но прожила в замужестве она недолго: в 1928 году супруг погиб по неосторожности на работе. Больше Наталья Мартыновна на семейное счастье не рассчитывала, двоих малолетних детей воспитывала одна. А из-за своей приверженности к храму никуда работать не устраивалась. Так что жили они своей маленькой семьей, мягко говоря, скудно. В Свято-Троицком храме она пела на клиросе, потом ее поставили псаломщицей. Дочку и сына Наталья Мартыновна всегда брала с собой, так что выросли дети практически в церкви. Шестилетний Толик понемногу помогал батюшке в алтаре, у него даже был свой детский стихарь (церковное облачение).
В тридцатые годы прошлого столетия приход Свято-Троицкого храма представлял собой «тайный» монастырь. Здесь служил и исповедовал иеромонах Анатолий (Хлебников), прибывший из Соловецкого монастыря. Возле храма поселились монахини из разоренной обители. Они также трудились в церкви. Настоятелем храма был протоиерей Михаил Павлюк. В Старом Осколе он служил еще до революции. С Белой армией не ушел, а остался окормлять напуганную гражданской войной паству. 5 ноября 1938 г. его арестовали, умер он в лагере.
Судьба еще одного клирика храма протоиерея Леонида Духовского также трагична: его арестовывали дважды, в 1937 г. расстреляли. На протяжении нескольких лет община храма духовно укреплялась истинными исповедниками веры. И, возможно, поэтому мы до сих пор собираем многочисленные драгоценные сведения о том времени от людей, которые были или сами прихожанами Свято-Троицкого храма, или помнят рассказы своих родных.
Как поведала Александра Романовна Простакова, ее свекровь Наталья Мартыновна хорошо знала владыку Онуфрия (Гагалюка). Когда его определили на старооскольскую кафедру, то местные власти разрешили служить ему только в Богоявленском соборе. Но архиерей старался посетить и другие храмы, незанятые обновленцами, чтобы укрепить в людях православную веру. Бывал владыка и в Свято-Троицком храме: иеромонаха Анатолия он выбрал себе в духовники. Шестого марта 1933 года архиепископ Онуфрий отпел почившего о Господе иеромонаха Анатолия и произнес в храме проповедь. Вскоре владыку арестовали. Как предполагают исследователи жизни священномученика, именно эта проповедь и стала главной зацепкой следователей, за которую они ухватились, чтобы наложить на него очередной арест.
Наталья Мартыновна в разговоре с родственниками часто вспоминала мужественного архипастыря. Говорила о его доброте и любви к простым людям.
Рассказывала, как по его благословению тайно с чужим паспортом ездила в Ленинград, чтобы привезти необходимые для богослужения вещи. Но особенно мил ее сердцу был случай, когда ее сынок Анатолий прислуживал владыке Онуфрию в алтаре. Когда Анатолий вырос, он тоже хорошо помнил эти моменты своего детства.
В память об архиепископе Онуфрии Наталье Мартыновне достались одеяло, маленькая подушечка и железная ложка. Эти вещи отдали ей матушки, жившие с владыкой в доме, после его ареста. Одеяло и подушечку-«думочку» она передала дочери, а ложка досталась семье сына. Александра Романовна говорит, что этой ложкой они пользовались по прямому ее бытовому назначению.

Тем более, что она была единственной стальной, все остальные ложки – деревянные. Теперь эту семейную реликвию она отдала своей внучке Алле Простаковой, которая усердно трудится при Крестовоздвиженском храме.
Со своей свекровью Александра Романовна впервые встретилась в 1951 году. Наталья Мартыновна не сразу согласилась с выбором сына: его избранница даже не умела креститься. Но долго перечить не стала, только поставила условие – обязательно венчаться. В день росписи она тайно повела молодоженов в Вознесенский храм на Казацкую слободу, и в два часа ночи батюшка их повенчал. Александра Романовна тогда была молодой учительницей и очень боялась огласки. Но, слава Богу, начальство не узнало. Осталось незамеченным и крещение двоих детей.
Верующая свекровь не заставляла молодую невестку молиться и ходить в храм. Понимала – не все сразу, да и опасно: может лишиться работы. В то время за учителями был особый надзор: если заметят в храме – точно выгонят. К сожалению, семейная жизнь с Анатолием Дмитриевичем оказалась трагически короткой – всего два года. Его ранняя смерть развела пути верующей свекрови и еще не успевшей прийти к Богу невестки. Понадобились долгие годы, чтобы сама Александра Романовна смогла безбоязненно войти в церковные двери и по-другому посмотреть на собственную жизнь и заново оценить слова и поступки Натальи Мартыновны, которая всегда с таким нетерпением стремилась в храм на службу. А приходя из церкви, счастливо улыбалась, говоря: «А я там пела, пела! Так хорошо!».
Последние годы они жили вместе. После случившегося инсульта Натальи Мартыновны невестка до последнего дня ухаживала за свекровью.

Постскриптум

Когда я пришла в дом Александры Романовны Простаковой, я не думала писать о Наталье Мартыновне. Меня интересовала история Анатолия Дмитриевича, мужа Александры Романовны, в детстве служившего в алтаре с владыкой Онуфрием, и судьба вещей, доставшихся семье от священномученика. Но главным лицом повествования оказалась Наталья Мартыновна, ревностный ктитор Свято-Троицкого храма. Похоронена она на кладбище возле любимого храма.

Светлана Воронцова