Крупная сделка для предприятия. Если крупная сделка была заключена без одобрения собственниками

Скромные по содержанию статьи законов о порядке согласования сделок изменились и стали более подробными. Привычное решение об одобрении сделки поменяет свое название. Теперь это будет решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки. Установлен ограничительный порог в 1 процент от голосующих акций для миноритариев. Одобрять сделку с заинтересованностью теперь не обязательно. Достаточно вовремя отправить извещение по установленным требованиям. Привычные правила одобрения сделок поменялись. Насколько изменения поменяют сложившуюся практику, пока не известно. Но мы можем изучить их более подробно.

Расширен перечень крупных сделок

Сейчас к крупным сделкам относятся только сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов общества (ст. 78 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее - закон № 208-ФЗ, ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - закон № 14-ФЗ). Под понятие крупных сделок подпадают купля-продажа, дарение, залог, поручительство, заем и ипотека.

С января 2017 года к крупным сделкам добавятся сделки, предметом которых является передача имущества во временное владение или пользование. В большей степени это изменение сделано специально для того, чтобы включить договор аренды в число крупных сделок. Суды и раньше признавали аренду крупной сделкой, но теперь это будет закреплено на законодательном уровне (подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.14 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», далее - постановление № 28; постановление ФАС СЗО от 18.03.11 № А56-38981/2010).

Интеллектуальная собственность тоже попала в перечень крупных сделок. Еще в 2003 году суды признавали договоры по передаче интеллектуальной собственности недействительными. Основанием было нарушение порядка заключения таких сделок (постановление 13 ААС от 12.12.07 по делу № А56-21604/2003).

Определить стоимость крупной сделки стало проще

Расширился порядок сопоставления стоимости активов общества со стоимостью сделки. Старая редакция содержит указание только на случаи отчуждения или приобретения имущества.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения (п. 2 ч. 1 ст. 79 закона № 208-ФЗ).

Аналогичные нормы содержит закон № 14-ФЗ (п. 2 ст. 46).

Стоимость имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, часто бывает значительно меньше цены отчуждения. Это приводило к злоупотреблению со стороны лиц, заинтересованных в совершении сделки. Сделка не подпадет под категорию крупной.

В новой редакции статьи соотношение цены или балансовой стоимости к активам общества будет определяться в зависимости от существа сделки. В случае отчуждения (или вероятности отчуждения) имущества стоимость активов сопоставляется с наибольшей величиной (цена или балансовая стоимость предмета отчуждения). В случае передачи имущества во временное владение расчетной величиной признается балансовая стоимость передаваемого имущества.

Например, компания продает помещение за 1 000 000 рублей. Балансовая стоимость имущества на момент продажи составляет 250 000 рублей. Стоимость активов компании на момент продажи помещения составляет 2 000 000 рублей. В итоге стоимость сделки будет равна 50 процентам от стоимости активов общества, сделка будет крупной. При передаче этого же имущества во временное владение сделка не будет крупной, так как соотношение величин (стоимость активов и балансовой стоимости имущества) составит 12,5 процента.

Чтобы уменьшить количество злоупотреблений с оценкой стоимости сделки, новая редакция закона устанавливает, что преимущество при определении цены сделки имеет наибольшая величина - балансовая стоимость или цена (п. 1.1 ст. 78 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Эта норма призвана защитить интересы общества и его участников, поскольку вероятность попадания сделки в категорию крупной возрастает.

Вместо аффилированности появилось понятие контроля

Теперь вместо понятия «аффилированное лицо» будет использоваться термин «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)». Данные понятия будут нужны для определения признаков заинтересованности в совершении сделки.

К контролирующим лицам будут относиться лица, которые могут распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации. Или такие лица имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (ст. 81 закона № 208-ФЗ, ст. 45 закона № 14-ФЗ).

Отменяется требование об обязательном предварительном одобрении сделки с заинтересованностью. Членов совета директоров достаточно известить не позднее чем за 15 дней до дня совершения сделки. В извещении необходимо указать стороны и выгодоприобретателей, цену, предмет сделки и иные ее существенные условия. Также в извещении указывается информация о лицах, заинтересованных в совершении сделки, и основаниях, по которым эти лица являются заинтересованными. Устав общества может содержать обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров (п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ в новой редакции, п. 3 ст. 45 закона № 14-ФЗ в новой редакции).

Теперь при подготовке к очередному общему собранию акционеров обществу необходимо будет подготовить отчет о заключенных в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 82 закона № 208-ФЗ).

Акционер, который обладает не менее чем 1 процентом голосующих акций, сможет инициировать процедуру одобрения для сделок, в которых, по его мнению, может быть заинтересованность (п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Для этого ему необходимо направить требование о проведении общего собрания акционеров общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Требование направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 55 закона № 208-ФЗ.

Отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не будет являться самостоятельным основанием для признания такой сделки недействительной. Для признания ее недействительной потребуются два условия: сделка совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой с заинтересованностью, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

Заинтересованные лица перед обращением в суд должны предъявить требование к обществу о предоставлении информации по совершенной сделке. Общество обязано предоставить необходимую информацию в течение 20 дней с момента получения такого требования (п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Для миноритариев установлен порог в 1 процент

На первый взгляд новая редакция законов о хозяйственных обществах ограничивает права миноритарных участников. Но никто не ограничивает таких акционеров в праве выступать с заявлениями коллективно. Такая возможность не запрещена законодателями.

Наибольшие нарекания миноритарных акционеров может вызвать новая редакция пункта 6 статьи 79 и пункта 1 статьи 84 закона № 208-ФЗ, которая устанавливает для акционеров порог в 1 процент для инициирования процедуры обжалования сделок. Правда, порог в 1 процент голосующих акций может быть преодолен совместными усилиями заинтересованных акционеров. Для этого акционерам предоставляется возможность подавать иск об оспаривании сделки коллективно.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной (ст. 1731 ГК РФ) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций общества. Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Аналогичное ограничение зафиксировано в новой редакции статьи 84 закона № 208-ФЗ. Для того чтобы получить информацию по сделке с заинтересованностью, акционер должен обладать не менее чем 1 процентом голосующих акций.

С формальной точки зрения нововведения ограничивают права миноритариев и сокращают возможности оспаривать сделки. Чтобы понять масштаб ограничений, необходимо вспомнить о действующих нормах. Так, пункт 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ дает право на оспаривание крупных сделок любому акционеру, но суд откажет в удовлетворении этого требования, если:

  • голосование обратившегося в суд акционера не могло повлиять на результаты голосования (подп. 3 п. 6 ст. 79 закона № 208-ФЗ);
  • заявитель не докажет, что обществу причинен вред или существует возможность причинения убытков.

Чтобы доказать, что акционерному обществу был причинен вред либо есть такая возможность, необходимо получить документы бухгалтерского учета и протоколов коллегиального исполнительного органа. А такая возможность есть только у акционеров, которые обладают не менее чем 25 процентами голосующих акций общества. Это и есть ограничение.

Обратите внимание, что с января 2017 года эти требования будут исключены из пункта 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ. Больше не нужно будет доказывать убытки или возникновение иных неблагоприятных последствий. А возможность истца влиять на результаты голосования общего собрания акционеров больше не будет иметь значение для суда.

Подробности в решении о согласии могут стать поводом для злоупотреблений

Решение об одобрении сделки будет называться согласием на совершение сделки или о последующем ее одобрении. В пояснительной записке к законопроекту о причине смены терминологии ничего не сказано. В законе теперь будут более подробно описаны обязательные и факультативные требования к содержанию решения о согласии на совершение сделки. Обязательным становится срок действия согласия. Если он не указан, закон устанавливает его длительность - год со дня подписания согласия.

В решении о согласии на совершение крупной сделки теперь указываются:

  • лицо, которое выступает стороной или выгодоприобретателем по сделке;
  • цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения;
  • общие параметры основных условий сделки, требующей согласия на ее совершение;
  • согласие на совершение аналогичных сделок;
  • альтернативные варианты основных условий сделки;
  • согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  • срок, в течение которого согласие на совершение сделки будет действовать.

Структура согласия на совершение крупной сделки осложнится и потребует особой внимательности при составлении документа. Любая ошибка повлечет за собой дополнительные поводы для оспаривания сделки.

Возможна и другая ситуация, когда тексты решений о согласии на совершение крупных сделок будут оформляться с заведомыми нарушениями формы. Такие нарушения могут стать основанием для обращения в суд для признании сделок недействительными.

Случаи, когда не требуется получать согласие на заключение крупной сделки

Законодатель дополнил перечень случаев, когда положения главы Х закона № 208-ФЗ не применяются (п. 3 ст. 79 закона № 208-ФЗ, новая редакция):

  • если 100 процентов голосующих акций принадлежат одному лицу. И данное лицо является одновременно единоличным исполнительным органом общества и акционером;
  • если сделки связаны с оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества;
  • если сделки связаны с переходом прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
  • при заключении публичных договоров, заключаемых обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключенных обществом публичных договоров;
  • при приобретении акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества на основании сделки, заключаемой на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций публичного общества;
  • к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и ранее заключенный предварительный договор, если получено согласие на заключение самого предварительного договора.

Перечень исключений законодатель привел в соответствие со сложившейся судебной практикой по данному вопросу. В целом судебная практика оказала существенное влияние на изменения, которые были внесены в закон № 208-ФЗ и закон № 14-ФЗ, по вопросам одобрения сделок.

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

Срочная регистрация на подготовку к тестированию для трудоустройства на высокооплачиваемую работу или для перехода на другую должность.

Развитие корпоративных отношении в современной России прошло короткий, но очень специфический путь. Если еще 10-12 лет назад акционеры и участники были просто статистами, передавшими денежные средства менеджменту обществ, не всегда знающими «судьбу» своих вложений и отстраненными от принятия управленческих решений, то в последние несколько лет ситуация изменилась: акционеры и участники стали активно отстаивать свои права, предъявлять претензии к высшему менеджменту. В выстраивании новых типов отношений с акционерами и участниками заинтересованы как управленческое звено, так и акционеры. Это связано с достижением определенного уровня прозрачности компаний, необходимостью привлечения иностранных инвесторов и подготовки отчетности по международным стандартам, выходом на международные рынки. Одним из важных моментов участия акционеров и учредителей в управлении обществами, в которые инвестированы их средства, является одобрение крупных сделок.

Правовая сущность крупных сделок: где не ошибиться

Что относится к крупным сделкам

К рупная сделка представляет собой сделку, связанную с отчуждением или возможным отчуждением имущества. Дл акционерных обществ, независимо от их «открытости - закрытости», и обществ с ограниченной ответственностью существуют различные подходы к определению того, что подпадает под понятие «крупная сделка».

Для акционерных обществ , в соответствии с законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ), крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 процентов и более от балансовой стоимости активов общества, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, заключенных в процессе обычной хозяйственной деятельности, сделок, связанных с размещением (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества (ст. 78). Уставом АО могут быть также установлены и иные случаи, при которых на совершаемые акционерным обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок и которые будут относиться к категории крупных.

Для обществ с ограниченной ответственностью , в соответствии с законом от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 процентов от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом ООО не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки.

Для крупных сделок, заключенных АО и ООО, общим является следующее:

  • крупная сделка связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
  • сделка может быть прямой либо цепью взаимосвязанных сделок;
  • уставами обществ может быть изменен и/или дополнен порядок и перечень крупных сделок;
  • сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной ­деятельности, не считаются крупными.

Различие в крупных сделках у АО и ООО состоит в следующем:

  • у АО крупной считается сделка, составляющая 25 процентов от стоимости активов, в то время как у ООО - 25 процентов от стоимости имущества.

Такая идентичность не удивительна, ведь все корпоративное ­законодательство в нашей стране «кроилось по одним лекалам».

Какие сделки могут быть отнесены к сделкам, осуществляемым в процессе обычной хозяйственной деятельности

Данный вопрос является очень важным, так как с ним связана вся ­процедура одобрения или (в случае ее отсутствия) признания сделки недействительной. В большей степени это распространяется на акционерное общество, так как в силу специфичности своей организационно-правовой формы именно у акционерных обществ возникает большое количество спорных вопросов.

У АО к крупным сделкам относятся не только сделки займа, кредита, поручительства. В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. № 19 к крупным сделкам могут быть отнесены и сделки по уступке прав требования, переводе долга, внесения средств в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества в счет оплаты акций (долей). А согласно нормам информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 г. № 62 все особые нормы и требования, относимые к АО, распространяются и на ООО.

Однако наибольший интерес в рассмотрении представляют не крупные сделки, а сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности . К сожалению, действующее законодательство не устанавливает четких границ и определений того, что относится к текущей хозяйственной деятельности, а что - к крупным сделкам, носящим инвестиционный и стратегический характер, которые могут повлиять на дальнейшую ­финансово-хозяйственную деятельность общества.

К сожалению, в ряде кредитных организаций не только руководители, но также юристы и кредитные работники превратно трактуют понятие «крупная сделка, совершенная в процессе обычной хозяйственной деятельности». Так, под этим понимается даже получение кредитов на развитие производства, закупку оборудования и комплектующих и т.п.

Пример 1

Свернуть Показать

Кондитерская фабрика, созданная в форме ЗАО, подала в банк документы на получение крупного кредита, сумма которого превышает 25 процентов от стоимости активов. Сумма кредита равна 35 000 000 руб., а активов - 20 000 000 руб. В технико-экономическом обосновании на получение кредита акционерное общество указывало, что данный кредит берется на обеспечение производственных целей, поэтому не считается крупной сделкой и по нему не требуется одобрение общего собрания акционеров. Однако банк отказал в получении кредита, так как такая сделка законодательством относится к категории крупных и требует обязательного одобрения. Действия банка можно считать ошибочными, так как сделка подпадает под категорию обычной хозяйственной деятельности. ЗАО запрашивало кредит на оплату текущих хозяйственных операций.

К сделкам, заключаемым в процессе обычной хозяйственной ­деятельности, относятся следующие сделки:

  • по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
  • по реализации готовой продукции;
  • на выполнение работ;
  • на получение кредита для оплаты текущих операций.

Именно такой перечень дан в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 90 и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 г. № 14.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно совместному постановлению Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 4/8 от 02.04.1997 г. установленные статьями 78 и 79 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» нормы, определяющие порядок заключения акционерным обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности (связанные с приобретением сырья, материалов, реализации готовой продукции и т.п.), независимо от стоимости имущества, приобретаемого или отчуждаемого по такой сделке.

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и решениями арбитражных судов, в частности постановлениями ФАС Московского округа от 12.09.2006 г. № КГ-А41/7615-06, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 г. № А56-51025/2006.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14.12.2007 г. № А21-4740/2006 указал, что в соответствии с уставом общества с ограниченной ответственностью приоритетными направлениями его деятельности является разработка и реализация строительных проектов гражданского жилья и осуществление функций застройщика. Следовательно, контракт генерального подряда на строительство жилого дома не может быть оспорен и отнесен к крупным сделкам.

Однако понятия «уставная деятельность» и «текущая хозяйственная деятельность» не идентичны. Для того чтобы сделка была отнесена к текущей хозяйственной деятельности, необходимо подтверждение того, что она осуществляется обществом на постоянной основе и в его работе присутствуют и другие сделки аналогичного характера.

Пример 2

Свернуть Показать

Общество с ограниченной ответственностью осуществляет деятельность в сфере транспортных перевозок. Имущество общества составляет 1 000 000 000 руб. Руководство приняло решение о приобретении коммерческой недвижимости стоимостью 800 000 000 руб. Ошибочно полагая, что данная сделка относится к категории сделок, связанных с текущей хозяйственной деятельностью, генеральный директор не получил одобрения от акционеров. По своему экономическому характеру данная сделка не относилась к категории текущих хозяйственных операций, а подпадала под категорию долгосрочных инвестиций. Данная сделка не являлась сделкой, осуществляемой обществом на постоянной основе. Ввиду этого она была признана недействительной.

Ряд работников кредитных учреждений произвольно трактует вышеуказанные понятия и порой не знает, из каких источников брать подтверждения того, что сделка относится к текущей хозяйственной деятельности. Подтверждением того, что сделка осуществляется обществом на постоянной основе, являются:

  • данные уставных и учредительных документов, протоколы заседания совета директоров и/или Общего собрания акционеров;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • данные бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таким образом, крупной сделкой, требующей одобрения, будет считаться сделка, связанная с долгосрочной иммобилизацией активов (для АО), имущества (для ООО) или денежных средств на цели, не связанные с осуществлением типичного и характерного для данного юридического лица вида деятельности.

Механизм одобрения крупных сделок в хозяйственном обществе

Одобрение крупных сделок в акционерных обществах

Одобряемые крупные сделки в акционерном обществе можно разделить на сделки, одобряемые советом директоров, и крупные сделки, требующие одобрения общего собрания акционеров. Разделение сделок на одобряемые различными органами управления зависит от стоимости имущества, ­являющегося предметом сделки.

Совет директоров АО одобряет крупные сделки в том случае, если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов акционерного общества. Причем сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Если кто-либо из членов совета директоров отсутствует, то заседание по одобрению крупной сделки должно быть перенесено на другую дату или же должно быть получено письменное подтверждение одобрения от отсутствующего. В процессе принятия решения не учитываются только голоса выбывших членов совета директоров: умерших, досрочно сложивших с себя полномочия до момента общего собрания акционеров. Все другие случаи отсутствия не будут считаться обоснованными и принятое ограниченным кворумом решение об одобрении не будет считаться легитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов от балансовой стоимости активов общества, то сделка, согласно пункту 3 статьи 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. Причем крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями. Владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют. Крупная сделка будет читаться одобренной, если за нее проголосует 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если акционерами был нарушен порядок одобрения крупной сделки, то в соответствии с пунктом 6 статьи 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной. Причем недействительность сделки может быть признана и по иску акционера, и по иску общества.

В случае если в акционерном обществе имеется только один акционер, владеющий 100 процентами акций , то для одобрения сделки генеральному директору необходимо получить его письменное согласие. Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который и указал в информационном письме от 13.03.2001 г. № 62, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) акционером крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе два акционера, владеющие в равных долях акциями (т.е. по 50% каждый), то необходимо уже решение Общего собрания, так как в этом случае ­квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Чем больше размер активов акционерного общества, тем выше планка одобряемой суммы. Современная российская корпоративная практика такова, что одобрение крупных сделок может быть вообще отнесено к компетенции совета директоров (в частности, такая практика имеется в ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим»). Это позволяет более оперативно реагировать на открывающиеся возможности инвестирования или иные необходимые крупные операции с имуществом: ведь совет директоров созвать легче, чем общее собрание акционеров. А одобрить сделку общее собрание может ­и на последующем собрании. Такую возможность допускает и арбитражная практика.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2004 г. № Ф04/3280-713/А46-2004 указано, что при наличии последующего одобрения сделки в соответствии со статьей 79 Закона № 208-ФЗ порядок совершения сделки признается соблюденным и соответствующим законодательству.

Вышеуказанный порядок последующего одобрения крупной сделки общим собранием соответствует стандартам крупных зарубежных корпораций. ­Однако в России такая практика еще не получила широкого распространения.

Одобрение крупных сделок в обществах с ограниченной ответственностью

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона № 14-ФЗ в обществах с ограниченной ответственностью может создаваться совет директоров (наблюдательный совет), если это предусматривается уставом . В круг вопросов, решаемых советом директоров ООО, входит и одобрение крупных сделок в соответствии со статьей 46 Закона № 14-ФЗ, что аналогично полномочиям и компетенции совета директоров акционерного общества. На практике, если в ООО создается совет директоров, то к его компетенции в части одобрения сделок относятся сделки с имуществом, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества.

Однако в большинстве случаев в ООО нет совета директоров, и решение принимается общим собранием участников.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 г. № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников ООО в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников ООО с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной (ст. 46 Закон № 14-ФЗ). Если в ООО всего один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников. То есть процедура аналогична процедуре, принятой для акционерного общества.

Механизм обеспечения прав акционеров в части одобрения крупных сделок

Механизм обеспечения прав рассматривается применительно к акционерным обществам. В обществах с ограниченной ответственностью проблема обеспечения прав стоит не так остро и в основном связана с вытеснением кого-либо из учредителей. Да и известить несколько человек, которые практически всегда занимают и административные должности в ООО, о проведении собрания не представляет особого труда.

Другое дело - акционерное общество. Здесь соблюдение прав акционеров выступает на первый план. От того, насколько менеджмент сможет соблюсти права акционеров, зависит их лояльность и готовность поддер­жать все хозяйственные инициативы. Во многих крупных и динамично развивающихся российских корпорациях для взаимоотношений с акционерами созданы специальные подразделения, занимающиеся вопросами взаимоотношений с акционерами и инвесторами. А в ОАО «АФК «Система» введена даже специальная должность корпоративного секретаря, который занимается вопросами соблюдения корпоративных процедур и системой управления корпорации. Для более плодотворного общения с акционерами можно устраивать в обществе день инвестора.

Акционер и его права

Несоблюдение прав акционеров в ряде случаев связано с тем, что сами акционеры находятся в неведении о своих правах и возможностях или же связывают их только с получением дивидендов и вспоминают о правах только в тех случаях, когда размер дивидендов снижается.

Акционер может знакомиться со всеми документами финансовой ­и бухгалтерской отчетности, которые перечислены и закреплены в уставе общества.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2002 г. № А56-15780/02 акционерное общество обязано обеспечить доступ акционеров к документам, перечень которых перечислен в пункте 1 статьи 89 и в статье 91 Закона № 208-ФЗ.

Информация, которую могут получать акционеры от общества по своему запросу, представлена в Таблице 1.

Акционерное общество обязано обеспечить акционерам беспрепятст­венный доступ к следующим документам, перечисленным в статье 91 Закона № 208-ФЗ:

  • договору о создании АО;
  • уставу общества со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями;
  • документам, подтверждающим безусловные и неоспоримые права АО на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренним документам общества;
  • положениям о филиалах и представительствах АО;
  • годовым отчетам;
  • бухгалтерской отчетности в полном объеме;
  • протоколам общих собраний акционеров, заседаний совета ­директоров и ревизионной комиссии;
  • спискам аффилированных лиц;
  • иным документам, предусмотренным действующим законодательством и внутренними актами акционерного общества.

Все вышеперечисленные документы представляются в течение 7 дней со дня предъявления требования для ознакомления.

В связи с этим необходимо обратить внимание на тот факт, что акционеры должны четко указать, с какими именно документами они хотят ознакомиться. В этом вопросе арбитражные суды встают на сторону ­менеджмента акционерных обществ.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.08.2007 г. № 10481/07 для получения истребуемой информации акционер должен ­конкретизировать, какие именно документы он хочет получить.

В противном случае процесс предоставления информации может затянуться, и уже не по вине менеджмента акционерного общества, а по вине самого акционера.

На проводимых общих собраниях акционеров возможность использования ими своих прав зависит от процентов от общего числа голосов (от пакета акций). В Таблице 2 приведена взаимосвязь между количеством голосов и правами и обязанностями акционеров, рассматриваемая с позиции ­одобрения крупных сделок.

В качестве примера подготовки к общему собранию можно привести ОАО «РТС», в котором акционеры имеют право на получение полной и достоверной информации о состоянии дел в АО; на предварительное получение полной, достоверной и объективной информации, необходимой для принятия ­правильного и выгодного для акционерного общества управленческого решения.

Ответственность за нарушение прав акционеров

В данном случае ответственность за нарушение прав будет возлагаться на совет директоров и/или на коллегиальный/единоличный исполнительный орган. Это связано с превышением пределов своих полномочий должностными лицами АО, что является нарушением статей 173, 174 ­Гражданского кодекса.

А согласно статье 168 Гражданского кодекса недействительной является любая сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов. С точки зрения законодательства все крупные сделки, оформленные с нарушениями, подпадают под определение, изложенное в статье 168 ­Гражданского кодекса, и признаются недействительными.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно пункту 10 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 02.04.1997 г. № 4/8 решение совета директоров либо исполнительного органа акционерного общества может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, в которых возможность оспаривания предусмотрена Законом № 208-ФЗ, так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.

Под выражением «ответчиком является акционерное общество» следует понимать, что ответственность несут исполнительный орган и совет директоров.

Должностные лица акционерных обществ, совершающие правонарушения административного характера , несут ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за следующие виды нарушений:

  • по статье 14.21 Кодекса об административных правонарушениях - за ненадлежащее управление юридическим лицом, использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и/или законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала данной организации или ­возникновение убытков (потерь);
  • по статье 14.22 Кодекса об административных правонарушениях - за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий.

Все вышеперечисленные правонарушения носят административный характер и будут рассматриваться в ходе арбитражного судебного разбирательства.

Если же преступления, совершенные должностными лицами акционерного общества, связаны с причинением значительного имущественного ущерба, мошенничества или хищения, то они носят уголовный характер и ответственность наступает в соответствии с Уголовным кодексом:

  • по статье 159 Уголовного кодекса - за мошенничество (хищение) чужого имущества или приобретение чужого имущества путем ­обмана или злоупотребления доверием;
  • по статье 165 Уголовного кодекса - за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения;
  • по статье 177 Уголовного кодекса - за злостное уклонение гражданина (руководителя организации) от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

Способы обмана кредиторов с использованием механизма одобрения крупных сделок

Одобрение крупных сделок может использоваться не только на легальные цели инвестирования, развития бизнеса и т.п., но и для обмана кредиторов с целью получения дополнительных денежных средств или имущества.

Правонарушения, связанные с обманом кредиторов, можно условно разделить на три группы:

  • правонарушения, связанные с некорректным оформлением ­документов на заключение крупных сделок;
  • правонарушения, связанные с превышением полномочий должност­ными лицами (исполнительным органом) общества;
  • правонарушения, связанные со сговором между акционерами и менеджментом общества, с целью признания сделки недействительной.

Часто на практике приходится сталкиваться с мнением стороны-правонарушителя, что допущенное является простым недочетом, ошибкой исполнителя и пр. Безусловно, факт доказательства противоправности действий дебитора лежит на правоохранительных органах, которые и должны выявить это в ходе оперативно-следственных мероприятий. Однако выявление несоответствий производимых действий нормам законодательства и уставным документам можно выявить уже на стадии предварительного рассмотрения документов.

Правонарушения, связанные с некорректным оформлением документов

  • отсутствие документально подтвержденного одобрения крупной сделки со стороны акционеров (учредителей);
  • одобрение крупной сделки акционерами «задним числом».

Отсутствие документального подтверждения одобрения крупной сделки со стороны акционеров (учредителей)

Данное одобрение должно быть представлено до момента заключения крупной сделки. Для предотвращения такого противоправного действия необходимо проанализировать устав общества, чтобы выяснить, какой орган управления должен одобрить данный тип сделок.

Если сделка по своим параметрам подлежит одобрению советом директоров, то необходимо получить протокол заседания совета директоров, датированный днем не позднее дня, предшествующего представлению документов контрагенту.

Если же сделка подпадает под категорию сделок, одобряемых общим собранием акционеров, то необходимо представить протокол такого общего собрания, датированный днем не позднее дня, предшествующего ­представлению документов контрагенту.

Ссылки на то, что крупная сделка не была предварительно спланирована, а возникла неожиданно, не следует принимать в расчет, так как в каждой более-менее крупной организации составляются бюджеты и прогнозные планы на год, которые утверждаются на общих собраниях акционеров. Возможна только ситуация с внеочередным собранием акционеров, когда оно будет собрано для одобрения именно этой сделки.

Одобрение крупной сделки акционерами «задним числом»

Ситуация, когда исполнительный орган общества или его генеральный директор заключают крупную сделку, а потом ее одобряет общее собрание или совет директоров, в принципе возможна. Но такая процедура должна быть закреплена в уставе общества и в доверенности, выдаваемой генеральному директору. Если же это отсутствует, то необходимо отказаться от сделки.

Ряд руководителей обществ с ограниченной ответственностью ссылается на то, что в соответствии со статьей 46 Закона № 14-ФЗ одобрение крупной сделки может быть получено со стороны учредителей уже после ее заключения. Но это возможно только в том случае, если последующее одобрение закреплено в уставе ООО.

Правонарушения, связанные с превышением полномочий должностным лицом (исполнительным органом) общества

  • заключение сделок должностным лицом, не имеющим на то соответствующих полномочий;
  • заключение сделок лицом, полномочия которого истекли.

Заключение сделок должностным лицом, не имеющим на то соответствующих полномочий

Даже если все документы на заключение сделки подписаны действующим генеральным директором общества, это еще не означает правомочности сделки, так как его полномочия должны быть закреплены в уставе, доверенности и во внутренних нормативных актах организации.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС Московского округа от 07.06.2007 г. № КГ-А40/4031-07 указывается, что согласно статье 174 Гражданского кодекса, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности и в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной.

Данная категория нарушений несет для кредитора правовые риски в части отказа в судебном иске из-за того момента, что если в договоре указано, что должностное лицо контрагента действует на основании устава, и безусловно считается, что истец с договором ознакомился и принимает в безусловном порядке его условия. В этом случае будет считаться, что истец заведомо знал об ограниченных полномочиях должностного лица контр­агента и согласился на сделку с неуполномоченным лицом добровольно, а потому отсутствуют основания для судебного преследования ответчика. Признаком явного мошенничества может также быть и последующая судьба генерального директора, который (после признания сделки недействительной) был уволен по собственному желанию и акционеры/учредители не предъявили к нему каких-либо финансовых или правовых претензий.

Заключение сделок лицом, полномочия которого истекли

В большинстве случаев генеральный директор или другое исполнительное лицо назначается на определенный срок. Срок полномочий указанных лиц закрепляется в уставных документах общества и дублируется в его внутренних документах (положениях, должностных инструкциях и т.п.). Косвенным подтверждением того, что полномочия должностного лица истекли, является замена или внесение изменений в карточку с образцами подписей, представляемую в банк (но такой возможностью могут ­располагать только кредитные организации).

Правонарушения, связанные со сговором между акционером и менеджментом общества, с целью признания сделки недействительной

Данное правонарушение подпадает уже под действие уголовного, а не административного или арбитражного законодательства. Сговор между акционером/группой акционеров и менеджментом возможен с целью хищения денежных средств или имущества с их последующим невозвратом, срывом договорных отношений. Обычно это происходит в тех обществах, которые либо находятся на грани разорения и банкротства или создавались для целей мошенничества, а также в случаях, когда юридическое лицо ­«завершило свой путь» и по решению акционеров должно быть закрыто.

Причем для придания правдоподобности иск подается через какое-то время после заключения сделки (после того, как вернуть кредит, имущество или имущественные права уже невозможно). И иск в таких случаях подается акционером, имеющим небольшой процент, или миноритарием.

Для предотвращения противоправных действий такого типа необходимо затребовать протоколы общих собраний акционеров, предшествующих заключению крупной сделки. Если вопрос об одобрении этой крупной сделки был вынесен на обсуждение акционеров, а акционер-правдоискатель голосовал за одобрение, то можно отвергать претензии и проводить процедуры по истребованию денежных средств, имущества и имущественных прав и наказания виновных лиц.

Дополнительно необходимо изыскать возможность проверить, были ли своевременно проинформированы акционеры о повестке дня собрания и имели ли они возможность ознакомиться с материалами повестки дня. Кроме того, необходимо исходить и из личности акционера-заявителя. Если по своим личностным и образовательным характеристикам заявитель объективно не мог разобраться в вопросах корпоративного права, то вопрос сговора следует рассматривать в первую очередь. Кроме того, возможна ситуация, когда акционер передал в управление свои акции исполнительному менеджменту общества. В этом случае сговор налицо, и доказать ­заинтересованность в признании сделки недействительной будет не сложно.

В ряде случаев акционеры утверждают, что акционеры/учредители обществ сделки не одобряли, менеджмент не уполномочивали, а протоколы сфальсифицированы кредиторами. В этом случае необходимо проведение графологической экспертизы.

Это только небольшой перечень возможных фальсификаций и мошенничеств. Безусловно, одновременно с совершенствованием корпоративного законодательства мошенники совершенствуют свои способы ­противоправных действий.

В заключение отметим, что признание крупной сделки недействительной влечет не только финансовые потери в виде невозвращенного кредита, имущества или имущественных прав, но и репутационные риски для кредитора. Ведь если организация предварительно не ознакомилась с наличием одобрения со стороны акционеров или учредителей хозяйственного общества, то это ставит под сомнение квалификацию сотрудников, проверявших документы, и говорит о неудовлетворительном уровне системы внутреннего контроля в организации.


Крупная сделка для ООО – это не какое-то абстрактное понятие. Критерии таких договоров четко определены на законодательном уровне, поэтому в рамках данной статьи мы расскажем о том, какая сделка считается крупной для ООО в силу закона, какие действия необходимо осуществить, чтобы одобрить такую сделку.

Любые коммерческие организации в ходе своей деятельности заключают множество сделок с различными контрагентами, поскольку в предпринимательской деятельности заключение договоров является основным способом извлечения прибыли.

Статья 46 ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” разделяет сделки на две основные категории:

  1. Обычные сделки, которые заключаются часто, являются стандартными для организации и не выходят за рамки привычной хозяйственной деятельности.
  2. Сделки, не характерные для заключения в организации, которые обладают определенными характеристиками, в том числе по сумме договора, или характеру взаимоотношений с партнерами. Это либо договоры о приобретении или продаже имущества, либо договоры, влекущие появление у фирмы обязательств гражданско-правового характера.

Обычные сделки не являются крупными, даже если они заключены на огромную сумму, т.е. цена договора не учитывается. Например, если организация занимается строительством домов, и постоянно заключает такие подрядные сделки, то они не будут являться крупными, сколько бы не требовала компания за строительство.

В силу ст. 46 ФЗ № 14 крупной признается сделка (или несколько сделок, которые являются взаимосвязанными), заключение которой не характерно для компании, и ее размер превышает четверть балансовой стоимости имущества ООО по данным последней отчетной бухгалтерской отчетности.

Критерии, которые помогу разграничить крупную сделку от обычной

Чтобы понять, какая сделка является крупной для ООО, необходимо обратиться к требованиям законодательства, положениям Постановлений Пленума ВС РФ и судебной практике.

В силу требований п. 8 ст. 45 ФЗ № 14 обычные сделки – это соглашения, которые заключаются повсеместно, повседневно. При этом, повседневными они являются не только для конкретной компании, но и для других фирм, которые осуществляют деятельность в той же сфере, обладают похожим количеством активов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.05.2014 № 28 (п. 6) даются примеры сделок, которые можно отнести к обычным.

Так, к обычным относятся договоры, связанные с:

  1. Приобретением товаров и материалов, необходимых для производства продукции;
  2. Приобретением станков, инструментов.
  3. Продажей продукции, которая произведена в организации.
  4. Заключением кредитных договоров с банковскими организациями с целью погашения обязательств фирмы перед контрагентами, являющихся текущими.

В п. 1 ст. 46 ФЗ № 14 приведены примеры крупных сделок, которые не относятся к обычным для компании.

К ним относятся:

  1. Крупные займы и кредиты, не направленные на погашение текущих обязательств.
  2. Поручительство.
  3. Покупка и приобретение имущества, которое не связано с обычной деятельностью компании.
  4. Залоговые сделки.
  5. Покупка долей в организациях.

Напоминаем, что стоимость имущества, обязательств по заключаемой крупной сделке, должна превышать 25 и более процентов от балансовой стоимости активов организации по данным бухучета на последнюю отчетную дату. В противном случае сделка не может быть признана крупной. Подробнее о том, как рассчитать стоимость крупной сделки и сопоставить ее с балансовой стоимостью активов фирмы, расскажем далее.

Что является крупной сделкой для ООО, каков размер суммы договора и как рассчитать ее?

Правила разрешения вопроса о том, является сделка крупной, либо нет, исходя из ее цены, отражены в п. 2 ст. 46 ФЗ № 14. Общие правила уже изложены выше. Что считается крупной сделкой для ООО? Если цена договора дороже 25 % активов фирмы и она является не характерной для компании, то она признается крупной. Для ее совершения требуется обязательно одобрение от участников ООО, либо от совета директоров.

Правила определения суммы крупной сделки для ООО и сопоставления ее с активами фирмы следующие:

  1. Стоимость имущества на балансе организации определяется исключительно по сведениям бухучета. При этом во всех случаях берется последняя дата сдачи отчетности.
  2. При расчете цены сделки, связанной с отчуждением имущества, принадлежащего фирме, необходимо исходить из балансовой стоимости отчуждаемого имущества, а также фактической стоимости его продажи. Если один из этих показателей выше, чем 25 % от балансовой стоимости активов фирмы, в расчет берется именно он, и сделка признается крупной.
  3. При покупке вещей в расчет берется их цена, согласно договору купли-продажи. Цена сопоставляется со стоимостью активов фирмы. Аналогичные правила действуют и в отношении других сделок – подряда, оказания услуг, аренды, лизинга, и т.д.

Размер крупной сделки для ООО подлежит определять исключительно по указанным выше критериям.

Одобрение сделки, которая является крупной. Решение об одобрении

Без одобрения крупной сделки в ООО она заключена быть не может (поскольку высока вероятность признания ее недействительной). Чтобы ее одобрить, необходимо решение либо участников компании, либо совета директоров, если соответствующие полномочия переданы данному органу управления на основании Устава компании.

Важно отметить, что совет директоров не имеет права одобрять крупные сделки, размер которых превышает 50 % от активов фирмы. Для таких соглашений во всех случаях требуется одобрение участников компании.

Формы решения, которая могла бы применяться всеми без исключения ООО не предусмотрено, поскольку она не утверждена на законодательном уровне. Однако в п. 3 ст. 46 ФЗ № 14 указано, какие данные должны быть указаны в решении, соответственно составить его не сложно.

В решении должны быть указаны следующие сведения:

  1. Наименование документа.
  2. Дата его составления.
  3. Место подписания.
  4. Сведения о второй стороне сделки.
  5. Цена договора и его предмет, а также существенные условия соглашения.
  6. Подписи участников.

Решение может содержать согласие на одобрение нескольких взаимосвязанных сделок, либо нескольких не взаимосвязанных договоров, заключаемых одномоментно.

Решение может быть принято за один год до совершения сделки. Это связано с его сроком действия, который составляет 1 год с даты принятия.

Кроме того, решение об одобрении может приниматься и после того, как крупная сделка заключена (под отлогательным условием). В этом случае, если кто-либо обратится с иском в суд о признании крупной сделки недействительной, ввиду отсутствия согласия на ее совершение, такой иск будет отклонен, если будут представлены доказательства последующего одобрения.

Дополнительные условия, которые могут указываться в решении об одобрении сделки

В силу п. 3 ст. 46 ФЗ № 14 в решении могут быть отражены дополнительные, но не обязательные условия. Они дают сторонам сделок некоторую степень свободы при их заключении.

В качестве дополнительных условий могут быть прописаны:

  1. Пределы, в рамках которых может быть определена цена сделки, или порядок определения такой цены.
  2. Согласие на совершение нескольких сделок, похожих по условиям (однотипных, либо взаимосвязанных).
  3. Условия сделок, которые могут быть альтернативными и зависеть от конкретной ситуации.

Ситуации, когда не нужно одобрять крупную сделку

В некоторых ситуациях одобрение сделки, которая является крупной по стоимости, не требуется. Список таких ситуаций прописан в п. 7. cт. 46 ФЗ № 14.

К ним можно отнести:

  1. Сделки, заключаемые ООО, в которой состоит только один участник, являющийся единоличным исполнительным органом фирмы.
  2. Сделки, предполагающие переход долей в организации от участников компании к обществу.
  3. Сделки, связанные с переходом прав на имущество, когда организация реорганизуется, сливается с другой организацией, либо присоединяется к иной компании.
  4. Сделки, заключение которых обязательно для ООО в силу закона или иного нормативного акта и цены по которым определяются Правительство РФ.
  5. Публичные договоры.
  6. Сделки, по которым были заключены предварительные договоры, которые были одобрены.

Что ждет ООО, заключившую крупную сделку без одобрения (последствия)

Если одобрения сделки не производилось, но оно является обязательным, то участники компании, контрагенты, заинтересованные лица, члены совета директоров, вправе подать в суд заявление с целью признания заключенного соглашения недействительным. В силу положений ст. 173.1 ГК РФ недействительным признается такое соглашение, по которому не было получено одобрение, если таковое обязательно в предусмотренном законом случаях.

Заявителю при рассмотрении дела потребуется доказать, что сделка действительно крупная, и она не была одобрена до ее совершения, либо после.

Таким образом, если сделка является крупной, обязательно ее одобрение, поскольку в противном случае она может быть признана недействительной со всеми вытекающими последствиями.

– это одна или несколько операций в правовом поле РФ, связанные с куплей-продажей, поручительством, оформлением залога, предоставлением кредита, а также отчуждением имущества на сумму от 25% (в ряде случаев от 10%) общей стоимости активов компании. Суммарные показатели капитала предприятия могут браться из бухгалтерской отчетности на последний день отчетного периода.

К крупным сделкам нельзя относить операции , связанные:

С обычной хозяйственной деятельностью компании;
- с размещением ценных бумаг (продажей простых акций путем открытой или закрытой подписки);
- с размещением эмиссионных активов, которые могут быть конвертированы в простые акции компании.

Виды и сущность крупных сделок

Сегодня выделяется несколько видов крупных сделок для каждой из форм юридического лица:

1. Крупная сделка для ООО. Ее особенности:

Покупка или продажа материальных ценностей, общая цена которых более 25% всего имущества предприятия. Стоимость имущества ООО определяется на основании информации из бухгалтерской отчетности за последние 6-12 месяцев.

Всегда связана с отчуждением или покупкой имущества компании;

Порядок проведения таких сделок может оговариваться сообществом. Его можно дополнять или менять при необходимости;

Такие операции могут быть прямыми или же представлять собой цепочку связанных между собой сделок.

2. Крупная сделка для АО. Ее особенности:

Одна или несколько операций на рынке, связанных с покупкой или реализацией имущества (проводится прямо или косвенно). Общий объем сделки должен быть больше 25% общей балансовой величины активов предприятия. К таким операциям также относится , кредитования и прочие;

Для расчета показателя берется на последнюю дату отчетного периода;

К крупным сделкам нельзя отнести операции, которые связаны с обычной деятельностью компании – размещением обыкновенных акций или других активов, конвертируемых в такой тип акций;

Устав АО может устанавливать и другие случаи, когда сделка будет относиться к категории крупных.

3. Крупная сделка для предприятий унитарного типа. Ее особенности:

Операции, которые связаны с прямой или косвенной покупкой (реализацией) имущества на сумму от 10% величины уставного фонда. При этом величина сделки должна составлять от 50 тысяч минимально установленных окладов;

Стоимость имущества определяется на основании бухгалтерской отчетности (в случае отчуждения);

Стоимость имущества определяется на основании размера цены продавца (при совершении покупки).

4. Крупная сделка компаний муниципального и государственного подчинения. Особенности:

Это операции на рынке, связанные с куплей-продажей имущества (распоряжением денежными активами), а также передачей материальных ценностей в пользование, если общая стоимость объекта сделки больше 10% от общего объема активов государственной (муниципальной компании);