Кризисный сентябрь: как легко вернуться к учёбе после летних каникул? Адаптация ребенка к школе после летних каникул.

Это всегда стресс - после трех месяцев каникул возвращаться в школу. Ведь дети отвыкли от школьного режима, нагрузок, уроков, в течение которых надо сидеть и не двигаться, домашних заданий …

Поэтому начало нового учебного года требует определенной адаптации как школьников, так и их родителей, к новому режиму. Как это лучше сделать, советует Владимир Родионов, ведущий специалист Института педиатрии.

В общем, для адаптации организм нуждается примерно две недели - именно столько времени нужно для того, чтобы преодолеть дисинхронизацию. И только на третью неделю после введения «нового режима» все показатели организма приходят в норму.

Поэтому позаботьтесь о том, чтобы школьник достаточно высыпался. Для переключения летнего режима дня (обычно летом родители позволяют детям поспать подольше и ложиться позже) на школьный, следует ежедневно ложиться раньше на 15-30 минут, пока не войдете в норму.

Ложиться спать школьнику желательно в 21-21.30. Это лучшее время для засыпания - именно в это время Биоритмы человека настроены на сон, одновременно спiвпадаючы с суточными природнiмы ритмами. Доказано, что у тех, кто ложится поздно, уже в молодом возрасте возникают проблемы со здоровьем, связанные именно с дисинхронизациею суточных биоритмов. Сначала развиваются нарушения сна и настроения, а со временем - патологии пищеварительной системы, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные нарушения.

Кстати, спать надо в полной темноте. Ведь только так в эпифизе происходит синтез гормона мелатонина, который регулирует деятельность эндокринной системы, кровяное давление, замедляет процессы старения, улучшает работу головного мозга, усиливает иммунную систему, гармонизирует биоритмы

А вставать лучше не позже 7 утра, а не за полчаса до первого урока. После гигиенических процедур советую давать ребенку стакан теплой воды с лимонным соком и медом - это активизирует и тонизирует организм и укрепляет иммунитет. После того следует сделать зарядку или осуществить пробежку. За это время должен появиться аппетит - это сигнал, что надо позавтракать.

Кстати, завтрак для школьника - обязателен! И это должна быть не печенька с чаем, а полноценный прием пищи. Лучший вариант - любая каша (злаки содержат сложные углеводы, которые долго держат ощущение сытости и снабжают организм энергией) или блюда из яиц (белки в начале дня усваиваются лучше). На перекус в школе давайте яблоко и сухофрукты, а не булочки или печенье. Ребенок должен иметь горячий обед - или в школе, если это внешкольные занятия, или дома.

В режиме дня выделите 2 часа для прогулки или занятия, которое ребенок выберет именно - она ​​должна иметь время на отдых. И только после того пусть садится за уроки. Но так, чтобы уже к 21.00 они были готовы. Если ребенок делает уроки до полуночи, это скажется и на его умственном, и на физическом здоровье не лучшим образом.

Анастасия Сергеева

Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул?

Чем ближе начало очередного сентября, тем больше вопросов начинают задавать себе родители. Как подготовить ребенка к школе уже в августе, чтобы дальнейшая адаптация прошла успешно? Стоит ли нагружать его учебой, или давать больше отдыхать? Можно ли поехать на море прямо перед началом учебного года? Что учесть при покупке школьных принадлежностей? Пора дать ответы на эти и другие вопросы.

Распорядок дня

Лето - довольно безрежимное для детей время: они ложатся спать позже обычного, иногда и после полуночи, и, следовательно, намного позже встают. Родители позволяют отпрыскам подобные вольности, словно бы давая им возможность хорошенько отдохнуть и отоспаться за все потерянные в школе часы сна. И ничего неправильного в этом нет, если, конечно, ребенок не систематически уходит спать в час ночи, и просыпается в полдень. Но если поздние отходы ко сну и подъемы продолжатся вплоть до 1 сентября, когда хочешь или не хочешь, а вставать придется рано, то для ребенка это станет стрессом. Поэтому подготовить чадо к более строгому режиму дня нужно постепенно, начиная хотя бы за две недели до учебы.

Это не значит, что нужно сразу же установить отбой в девять-десять вечера, а подъем в шесть - сдвигайте время постепенно. Сначала укладывайте ребенка спать на 30 минут раньше (и будите соответственно), потом на час, а потом на два (зависит от того, как сильно сбился режим сна и бодрствования за период каникул).

Чтобы подготовить ребенка к новому режиму было проще, и ему ничто не мешало уснуть вовремя, он должен засыпать в спокойном состоянии, когда ничто не может его отвлечь. Постарайтесь, чтобы хотя бы за 1-2 часа до сна он не смотрел телевизор, не играл в компьютерные или мобильные игры, не слушал громкую музыку, не читал комиксы и журналы. Можете почитать вместе с ребенком художественную книжку, либо просто поговорить с ним, спросить, как прошел его день, узнать, что его заинтересовало сегодня - так ребенок найдет слушателя, поделится с вами своими эмоциями и впечатлениями, и гораздо спокойнее заснет.

Питание ребенка

Чтобы понять, как подготовить ребенка к школе, нужно побеспокоиться не только о режиме сна, но и о режиме питания. Летом дети не всегда кушают вовремя, забегают домой перекусить только тогда, когда выдается свободное время от прогулок и игр с друзьями, едят много сладостей вроде конфет и мороженого, таскают вкусняшки у друзей и кушают в гостях, рвут яблоки с деревьев… Ни о каком режиме тут речи не идет.

Поэтому хотя бы за 2-3 недели до 1 сентября начинайте кормить детей по школьному режиму: минимум трижды в день, в одно и то же время (учитывая, как поздно будут заканчиваться уроки), сводя к минимуму вредные лакомства и насыщая рацион полезными и вкусными блюдами с достаточным содержанием витаминов и микроэлементов. Игры и прогулки не должны мешать сну и приему пищи!

Развитие коммуникативных навыков

Во все годы одним из немногих, что вызывало у детей желание пойти в школу, была долгожданная встреча с друзьями после летних каникул: обмен впечатлениями, возможность узнать, кто как провел лето, изменился ли кто-то внешне, обзавелся ли какими-то обновками и т.д. Если же вашему отпрыску даже по этой причине не хочется идти в школу, то возможно проблема не только в предвкушении скучной и трудной учебы. Возможно, у ребенка есть проблемы с самооценкой, он закрепощен, и у него нет друзей среди одноклассников. Нежелание ходить в школу также проявляется у детей, которые переходят в другой класс в параллели, или в другую школу.

Если проблема серьезная, то лучше показать чадо опытному детскому психологу, но вы тоже можете успеть помочь ребенку лучше социализироваться в классе. Наполните остаток его лета яркими впечатлениями! Ходите на прогулки, в кино, в кафе на мороженое, съездите к реке или озеру, устройте пикник, катайтесь на велосипедах, играйте в различные игры, посетите парк аттракционов, интересный музей, зоопарк. Все это попадет в список того, как он провел свое лето - активно, насыщенно, весело, - так, чтобы друзьям было не стыдно рассказать.

  • Вот только поездки в другие страны и другие климатические зоны на конец августа лучше не планировать: акклиматизация и новые впечатления собьют ребенка с толку, когда он сразу же по возвращению сядет за школьную парту и будет вынужден спокойно, прилежно учиться и слушать учителя.

Покупка желанной игрушки, гаджета или другой вещицы тоже может стать для ребенка приятной обновкой, которой он сможет похвалиться перед одноклассниками и стать круче в их глазах, что свойственно детям и даже подросткам. К тому же, в связи с популярностью соцсетей и наличием у всех гаджетов (уже даже пятиклассники умеют пользоваться Инстаграмом), детям нужны фотодоказательства хорошего отдыха.

Если в вашем доме или на улице живут сверстники вашего ребенка, поощряйте их совместные игры, приглашайте их к себе домой, чтобы дети могли вместе посмотреть мультики, приготовить что-то, поиграть и поболтать - это тоже поможет скорейшей социализации в коллективе и облегчит подготовку к школе.

Обязательно посетите с ребенком школьную «перекличку», которую обычно проводят в последние 2-3 дня августа. Так ребенок сможет снова окунуться в школьную среду, пройтись по школьным коридорам, посидеть за партой, встретиться с классным руководителем, учителями и одноклассниками, но при этом ему не придется сразу приступать к учебе и сидеть на уроках. Получится такая небольшая репетиция похода в школу, которая поможет вам подготовить ребенка к школе и поможет адаптироваться.

Как подготовить ребенка к учебе в школе

Родители часто задаются вопросом о том, следует ли им в августе подготовить детей к учебному процессу, либо же дать им насладиться отдыхом, пока есть возможность. В этом случае работает правило «золотой середины»: нагружать ребенка повторением всех материалов не стоит, но и совсем обходить стороной домашнюю подготовку не нужно.

В первой учебной четверти по многим предметам предусмотрено повторение пройденного материала, поэтому математику, родной язык и другие предметы можете пока не трогать. Но чтобы ребенок вновь вспомнил, как держать ручку в руках, проведите с ним коротенький диктант, который можете найти в Интернете, а заодно и проверите грамотность своего чада.

Что лучше выполнить обязательно, хотя бы частично - прочитать литературу, заданную на лето. Чтение развивает у ребенка абстрактное мышление, фантазию, знакомит его с новыми социальными ситуациями, так что не избегайте этого задания. Даже если до сентября осталась пара недель, прочтите хотя бы одну книгу, или несколько рассказов. Также можете хотя бы минут двадцать в день уделять повторению иностранного языка, только в игровой форме, если ребенок учится в начальной школе - например, с помощью мультфильмов или забавных видео.

Покупка учебных принадлежностей

И, наконец, самый интересный и ответственный для детей этап - покупка тетрадок, дневников, ручек, пеналов, рюкзаков и прочих школьных штучек и мелочей, которые пригодятся ему на уроках. Обязательно берите чадо с собой по магазинам и ничего не покупайте без его ведома, особенно одежду, дневник и сумку.

Всегда давайте ему право выбора, не заставляйте покупать то, что не нравится. Даже если вы ограничены в бюджете, предлагайте ему выбрать, допустим, пенал, из трех недорогих вариантов. Так у ребенка все равно останется ощущение, что он сам повлиял на итоговое решение, он почувствует свою значимость и будет предвкушать, как пойдет в школу и наполнит новый рюкзак новыми тетрадками, а новый пенал - новыми ручками и карандашами.

Надеемся, этот план поможет вам понять, как подготовить ребенка к школе после летних каникул, даже если осталось всего несколько недель до начала учебы. А как подготовить к школе первоклашку, который со школой еще не знаком? Мнение опытного доктора смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Даже взрослому человеку требуется примерно две недели, чтобы после отпуска войти в привычную колею. Что уж говорить о детях, которые спустя три долгих летних месяца должны снова сесть за парты?

Начало нового учебного года - всегда серьёзное испытание для школьников: смена режима дня, нехватка сна, чрезмерные умственные нагрузки, а зачастую - неправильное питание и постоянные стрессы. Всё это негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии детей. Именно во время обучения в школе многие из них приобретают большую часть своих будущих хронических болезней. У 30-35% первоклассников уже имеются отклонения в состоянии здоровья, а в выпускном классе этот показатель увеличивается до 70%. Между тем, специалисты уверяют: чтобы избежать подобных проблем и помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новому режиму, достаточно следовать простым рекомендациям.

Разумные нормы

Большинство проблем, возникающих у детей с наступлением нового учебного года, носят психологический характер. Раздражительность, бессонница, резкие перепады настроения, ухудшение памяти и внимания, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и приступы агрессии сигнализируют о том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками. А если к ежедневным занятиям и бесконечным домашним заданиям прибавляются дополнительные секции и кружки, факультативы или курсы иностранных языков, риск того, что ваше чадо станет нервным и раздражительным, увеличивается в разы.

Переутомление негативно сказывается на неокрепшей нервной системе детей, поэтому нагрузки всё-таки следует дозировать. Школьник сам может выбрать себе занятие по душе - будь то спорт или уроки игры на фортепьяно. А родителям достаточно поддерживать своего ребёнка во всех начинаниях и следить, чтобы ему хватало времени и на дела, и на прогулки с друзьями.

Если школьник корпит над книжками и тетрадками с утра до вечера и совсем не отдыхает, возможно, учителя «перегибают палку» с домашними заданиями.

Нагрузка зависит от возраста ребёнка и учебного плана школы. В первом классе она составляет 20 часов в неделю, во втором-третьем увеличивается. Максимальная - в десятых-одиннадцатых классах - 36 часов в неделю. То есть если при шестидневном обучении это по шесть уроков в день, но не более, - отмечает председатель комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяна Афанасьева.

Учебный план, по её словам, состоит из двух частей - базисного и школьного компонента. Какие дисциплины включает последний, каждое образовательное учреждение определяет самостоятельно. В школах Улан-Удэ это в основном история, география и литература Бурятии.

То есть регионально-национальный компонент, - уточнила Афанасьева.

Где-то дополнительно изучают русский и математику, где-то - шахматы. В любом случае, родителям будет нелишним ознакомиться с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые устанавливают максимальную образовательную нагрузку для учеников разного возраста.

Первые классы - не более 4 уроков в день. Один раз в неделю допускается проводить пять уроков (за счёт урока физической культуры). Продолжительность школьной недели - пять дней. Занятия проводятся только в первую смену.

2-4-ые классы - не более пяти уроков в день. Один раз в неделю допускается проводить шесть уроков (за счёт физкультуры). Продолжительность школьной недели - шесть дней.

5-6-ые классы - не более шести уроков

7-11-ые классы - не более семи уроков

Продолжительность занятий для учеников всех возрастов не должна превышать 45 минут. Исключение - первоклассники: для них СанПиН устанавливает «планку» в 40 минут.

Для дополнительных занятий расписание составляется отдельно. Обычно факультативы проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. При этом временной промежуток между ними должен составлять не менее 45 минут.

Рацион под контролем

Многие родители задаются вопросом, как правильно кормить ребёнка, чтобы обеспечить его энергией, необходимой в начале нового учебного года и при этом не спровоцировать появление различных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ведь именно привычка постоянно перекусывать на ходу и нерегулярное питание зачастую приводят к развитию гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни желудка и других характерных недугов.

Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо, в первую очередь, внимательно следить, что и когда ест ваш ребёнок. Меню должно быть разнообразным и состоять из продуктов, богатых витаминами и различными микроэлементами. Прежде всего, это углеводы, содержащиеся в кашах, макаронах и зерновом хлебе: они обеспечивают организм дополнительной энергией. Очень полезны для здоровья школьников йогурты, кефир, простокваша, салаты, фрукты и овощи. А вот различные шоколадные батончики и чипсы принесут скорее вред, нежели пользу: в их состав входит большое количество вредных для организма солей, жира и глюкозы. Школьникам (особенно младшеклассникам), специалисты советуют ограничить употребление острых и жареных блюд, колбасных изделий, фаст-фуда и газированных напитков.

Дефицит витамина B1, отвечающего за нормальное функционирование нервной системы и позволяющего защитить организм от различных инфекций, можно восполнить, употребляя в пищу телятину, свинину и хлеб. Защитить здоровье глаз и кожи и укрепить иммунитет помогут витамины А и С: они содержатся в молочных продуктах, печени, куриных яйцах, зелени, помидорах, петрушке, шпинате, щавеле, моркови, абрикосах, свежих фруктах и овощах, облепихе, чёрной смородине и красном перце.

В ежедневный рацион врачи-диетологи рекомендуют включать рыбу и морепродукты: это отличный источник витаминов и микроэлементов, в том числе йода и фосфора, которые стимулируют работу головного мозга. Кстати, таким же свойством обладают грецкие орехи. В список необходимых продуктов также входят мясо, молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, крупы и макароны, сметана, сыр, яйца, творог и фруктовые соки.

По мнению врачей-диетологов, доля растительных жиров в меню школьника должна составлять не менее 30 % (от общего количества жиров). Они содержатся в растительном и сливочном масле: первое можно использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а второе - для приготовления бутербродов и заправки блюд. Несколько раз в неделю можно включать в меню жирную рыбу: в ней содержатся омега-3 кислоты, необходимые для хорошей успеваемости в школе.

Оптимальный режим питания для ученика - не менее четырёх раз в день. Постарайтесь избежать ситуаций, когда ребёнок весь день ничего не ест, а потом получает суточный объём калорий за один вечер. Ужинать рекомендуется не позже шести-семи часов вечера и за 2-2,5 часа до сна. На ночь можно выпить стакан кефира или съесть любой фрукт (например, яблоко). От сладостей на сон грядущий лучше отказаться, особенно если в семье есть склонность к ожирению.

Завтрак обязательно должен включать горячее блюдо - молочную кашу с вареньем или фруктами, омлет (с сыром или овощами) или творожную запеканку. Из напитков лучше отдать предпочтение какао, чаю с молоком или фруктовым сокам.

В качестве «перекуса» подойдут любые нескоропортящиеся продукты - фрукты и овощи в контейнере, соки, нектары, молоко, молочные коктейли, витаминизированные кондитерские изделия, крекеры или хлебобулочные изделия. Можно дать ребёнку в школу бутерброды или пирожки с отварным мясом, рыбой или сыром, главное - проследить, чтобы продукты не оказались испорченными.

Не проморгать проблему

После продолжительного летнего отдыха у детей резко возрастает нагрузка на глаза. Неудивительно, что уже в начальных классах многие ученики не могут похвастаться стопроцентным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин - «школьная близорукость». Чтобы избежать неприятных последствий, врачи советуют соблюдать простые правила профилактики:

  1. Даже ребёнку с хорошим зрением стоит делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут, а школьникам со слабой близорукостью рекомендуется давать отдых глазам каждые полчаса;
  2. Оптимальное расстояние от глаз до книги, тетрадки или компьютерного монитора - 40 сантиметров;
  3. Включите в рацион школьника полезные для зрения продукты - творог, кефир, отварную рыбу, говядину или говяжий язык, мясо индейки, морковку, капусту, чернику, бруснику, клюкву и зелень (петрушку, укроп);
  4. Следите за правильной организацией рабочего места: комната, в которой занимается ребёнок, должна быть хорошо освещена

Тяжёлая ноша

У многих школьников возникают проблемы с позвоночником - из-за неправильно подобранного или слишком тяжёлого ранца или неудобного положения тела при работе за столом. Как правильно выбрать школьную сумку, можно узнать .

Если вы заметили какие-то нарушения осанки у ребёнка, стоит проконсультироваться с врачом. Предотвратить осложнения можно при помощи простой профилактики - занятий спортом, контроля за осанкой при письме, чтении и во время работы за компьютером. Идеальная высота стола - на 2-3 сантиметра выше локтя опущенной руки ребёнка (когда он сидит), а высота стула не должна превышать высоту голени. Для сна следует выбрать ровный жёсткий матрас и маленькую низкую подушку. Детям, которые уже имеют искривление позвоночника, рекомендуется спать на ортопедическом матрасе.

Итак, как сохранить здоровье школьника?

  1. Как известно, все болезни от нервов. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, не испытывает ли ребёнок постоянное психологическое напряжение в школе и по возможности постараться оградить его от стрессов и переутомления.
  2. Обратите внимание на меню: растущий детский организм должен получать все необходимые витамины и микроэлементы. К тому же правильное питание позволит укрепить иммунитет ребёнка и, следовательно, защитит его от разнообразных заболеваний.
  3. Следите за состоянием здоровья ребёнка. При появлении любых отклонений и тревожных признаков стоит обратиться к врачу.
  4. Организуйте режим дня: школьник должен вставать и ложиться в одно и то же время. Продолжительность сна для учеников младших классов должна составлять около 10 часов, а для старшеклассников - не менее девяти.
  5. Для укрепления здоровья ребёнку полезно проводить как можно больше времени на свежем воздухе и регулярно заниматься спортом.

Лето заканчивается, и приближается осень... А соответственно, и начало учебного года. Многих родителей волнует вопрос: как настроить ребенка на учебу после беззаботных летних каникул? И какие шаги нужно предпринять для того, чтобы начало учебного года не стало пыткой для всей семьи и процесс адаптации к школе прошел безболезненно. Мы расскажем вам о ключевых моментах, на которые нужно обратить внимание.

За три месяца летнего отдыха юные ученики успевают полностью отвыкнуть от жесткого школьного режима, и быстро вернуться в учебный распорядок дня им очень тяжело. Многое зависит от характера вашего чада, его возраста и темперамента, однако почти у всех детей возвращение к учебе вызывает грусть и радость одновременно. Итак, как же помочь маленькому школьнику перестроиться, избежав стресса?

Правильная мотивация

В первую очередь, нужно приложить усилия для создания правильного и позитивного настроя на учебный процесс. Для этого две последние недели августа должны быть распланированы в грамотном режиме, тогда детям будет легче настроиться на успехи в школе.

Да здравствует режим!

Режим дня позволяет школьнику в выработке условных рефлексов, которые помогают легко переключаться с одних видов деятельности на другие. Четкий режим для нужен для того, чтобы сохранялся баланс между работой и отдыхом, что очень важно для здоровья растущего организма. Что сложнее всего дается ребенку после летних каникул? Естественно, ранний подъем, ведь летом родители обычно позволяют ребенку ложиться спать поздно. Поэтому за некоторое время до 1 сентября нужно снова помочь юному ученику влиться в режим дня.

За пару недель начните поднимать ребенка с постели пораньше, предложите ему делать зарядку или сходите с ним в бассейн. Просмотр мультфильмов и компьютерные игры нужно ограничить, лучше заменить их чтением или настольными играми. Главное, приучать к режиму постепенно, не стоит отправлять свое чадо в постель в шесть часов вечера, лучше укладывать ребенка спать на 15-20 минут раньше предыдущего дня.

Чем накормить мозг?

Большое значение имеет и питание маленького школьника: меню должно быть сбалансированным и разнообразным. Детское меню обязательно должно включать в себя такие продукты, как печень, мясо, фрукты и овощи, крупы и яйца, а также молочную продукцию. Но в то же время следует ограничить употребление фаст-фуда, чипсов и газировки.

Если организм школьника будет страдать от недостатка витаминов, микро - и макро элементов и прочих полезных веществ, это обязательно скажется на умственной активности, памяти и усидчивости. Потому в последние пару недель августа нужно составить грамотный рацион, с учетом возраста и особенностей здоровья школьника. Важно и строгое соблюдение режима питания, перед школой ребенок должен полноценно завтракать, обедать между уроками и ужинать вечером.

Покупки

Будет хорошо, если ребенок примет участие в выборе и покупке школьной формы, спортивного костюма для физкультуры, тетрадок и дневников, портфеля и других канцелярских принадлежностей. Маленький школьник, вовлеченный в этот процесс, увидит больше плюсов в начале учебного года, главное - предоставить ему свободу выбора (в разумных пределах). Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его заставили ходить с родителями по магазинам, пусть вместе с ними он выберет что-то важное и полезное, но на свой вкус и усмотрение.

Общение

Никогда не упускайте из вида тревоги и проблемы вашего чада. Если заметите, что после школы ваш ребёнок огорчен или чем-то расстроен, постарайтесь выяснить, чем он обеспокоен. Школа для детей - маленькая жизнь, поэтому важно обо всем расспросить маленького школьника, что ему понравилось, а что - нет. Так вы будете знать, в чем суть проблемы и какие действия нужно предпринять, чтобы все разрешилось.

И снова за парту

Первый месяц сентября детям обычно трудно "втянуться" в учёбу и сосредоточиться на занятиях. Поэтому не стоит перегружать ребёнка дополнительными занятиями первые две-три недели от начала учебного года. Повышенные нагрузки могут оказать негативное влияние на физическое и душевное здоровье школьника. Важно, чтобы ребенок не сидел за уроками постоянно, необходимо выделять время для отдыха. Также существуют трудные предметы, которые тяжело даются почти всем детям, поэтому обязательно помогите своему чаду в изучении этих дисциплин. Он будет благодарен за то, что Вы поможете ему разобраться со сложным предметом.

В начале учебного года не стоит требовать от школьника идеального соблюдения дисциплины и успеваемости, не ругайте его за просчеты. Для него очень важны слова поддержки от родителей, он хочет, чтобы родители замечали его успехи и ценили их важность. Это будет мотивировать его на старание и прилежность.

Совет от редакции: Чаще всего, перед уходом на летние каникулы школьники получают список художественной литературы, которую нужно прочесть до сентября. Рекомендуем Вам проконтролировать выполнение этого задания, так как оно поможет сэкономить время ребенка в течение учебного года и поможет ему развить воображение, память, уровень грамотности и существенно расширит кругозор.

Опять в школу… Помогаем ребенку адаптироваться после каникул

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее.

С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно.

1. Режим Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в спокойную настольную игру, погуляйте в парке, обсудите вместе прочитанную книжку или сами сочините историю.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

«Мне нравится, что ты…»

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства.

Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь».

Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.» Чем больше будет таких высказывааний, тем лучше. Понятно, что в этой иггре выигрывают двое.

На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

Для большинства детей важно и то, как их будят . Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

2. Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-19 лет по 7,5-8,5 часов...

Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.

3. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение .

4. Вернувшись домой с отдыха, организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности : вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

5. Покупка школьных принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в тоже время настраивающее на учебный лад. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимыевещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

Сделайте подготовку к учебному году увлекательным занятием. Приобретая тетрадки, дневник и другие канцтовары, позвольте школьнику принять непосредственное участие в выборе этих товаров.

Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную . Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

6. Будет не лишним обсудить режим дня школьника вместе с ребенком, учесть его пожелания. Добавить немножко творчества и игры. И в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

7. Ребенок должен гулять на свежем воздухе . Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка.

8. Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко) считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

9. Капризы и протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение - опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний.

8. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

4. Окружите ребёнка заботой и пониманием . Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.

5. Не надо пугать ребёнка наказанием учителя , если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь . Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

За лето детская рука забывает, как писать , и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Чтобы «оживить» мелкую моторику пальцев перед занятиями, полезны будут совместные семейные художества - лепка, музицирование, рисование. А еще лучше, если всей семьей включая папу и бабушку, вы будете тренироваться в написании диктантов, в шуточной форме сравнивая ошибки и выявляя победителей.

6. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения , поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте , будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?

7. Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.

Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок опять же будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами . Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных занятий, сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.

8. С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

9. Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.

Последний вечер каникул

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойным. Поменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно.

Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра. Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!»

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе.

Первые недели школьной жизни

Не планируйте других изменений в жизни . Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе. По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы.

Обращайте внимание на жалобы ребенка на головную боль, боли в животе, усталость. Это не капризы. Если у вас есть такая возможность, устройте ребенку «внеплановый» выходной посреди недели. Но только не для того, чтобы он сидел за телевизором и компьютером! Сделайте этот день «днем здоровья»: вместе погуляйте в лесу, покатайтесь на роликах. Такой нежданный выходной отлично помогает снять усталость. Чтобы предотвратить злоупотребление ребенка вашей добротой, скажите, что такие дни здоровья будут каждый месяц, но не чаще. Если жалобы на недомогание остаются, покажите ребенка врачу.

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой большой потенциал!

родители должны его морально поддержать, лучше говорить «Малыш, я знаю, ты справишься!», а не «Как? Ты до сих пор не сделал уроки!....»

Родители должны уважать ребенка - Заставлять не стоит. Любое принуждение - это насилие. Лучше с ней договориться - объяснить, что в детстве вы тоже стеснялись, что страх нужно обязательно преодолеть.

Не забывайте про ласку. говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.

Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

Что вы посоветуете детям, которые излишне волнуются на занятиях, нервничают, когда им надо отвечать урок, выходить к доске?

Чтобы справиться со стрессовым состоянием, надо научиться правильно дышать! Когда, например, учитель вызвал к доске, дети инстинктивно переходят на «заячье» дыхание. Зайцы в лесу, когда видят хищника, маскируются, пытаются затаиться и переходят на мелкое-мелкое дыхание – чтобы хвост не дрожал. Что в это время с организмом? В крови резко уменьшается содержание кислорода, а значит, уменьшается мозговая активность. В таком состоянии трудно вспомнить даже то, что знал! А как дышать правильно? Надо делать 2-3 вдоха и выдоха полной грудью до живота. И плечи должны расслабиться. Научите ребенка – пусть так делает, пока идет к доске. И ему сразу станет легче, он почувствует себя спокойнее, увереннее. Этот же прием поможет и взрослым – ведь не секрет, на работе стрессовые ситуации тоже часто встречаются.

От того, как мы реагируем на неудачи наших детей, зависит очень многое . Если у ребенка трудности, это не значит, что он плохой. В этой ситуация родители должны поддержать ребенка и найти возможность помочь. Родители ошибаются, когда с порога спрашивают «Что получил?». Ребенку поступает сигнал, что родителю все равно в каком он настроении, голоден ли он, болел ли. Со временем происходит следующее: ребенок начинает скрывать оценки. Получается, что взрослые наказывают школьника за свое разочарование. Это неправильная позиция. Это неудача ребенка, а не родителей. У малыша складывается стереотип «двойка - я плохой, а учеба - это не весь я».

Поговорите с ребенком о том, что он ожидает от нового учебного года. Ведь переход из младшего звена в среднее или поступление в первый класс неизбежно связаны с разлукой: с привычным и родным классом или детсадовской группой, учителем, родителями.

Почувствовать себя более счастливым перед началом учебного года ребенку поможет семейный заключительный пикник. «Последний день лета» можно «обставить» шуточными ритуалами прощания с яркими насыщенными летними деньками и встречей продуктивного школьного времени.

Школьный стресс после каникул . Симптомы, которые могут служить признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что должно насторожить родителей? Прежде всего, это беспокойный сон. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается. Еще один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы, когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм, например в еде. Мы имеем ввиду ситуации, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового не хочет.

Что делать в подобных ситуациях? Первая заповедь для родителей - уметь наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или дв