Криминология как социолого правовая наука. – системно - структурный анализ

Основы организации .

Криминология представлена в качестве отрасли науки и учебной дисциплины. Вопрос о состоятельности криминологии в качестве отрасли права, а также о наличии самостоятельного криминологического законодательства является дискуссионным.

Криминология сформировалась как научное направление для раскрытия причинного комплекса социально-правового явления преступности и в целях предупреждения преступного поведения.

Криминология изучает преступность как систему преступлений, совершенных в определенном обществе , личность преступника, причины и условия преступности и предупреждение преступности. Последняя составляющая предмета криминологии - криминологическая профилактика одновременно выступает в качестве задачи и конечной цели криминологических исследований.

Формирование криминологии происходило на соединении многих научных направлений правового, социального и естественного характера.

Криминология как наука. Предмет и метод криминологии

Криминология зародилась в качестве самостоятельного научного направления в конце XIX в. на стыке уголовного права, психиатрии, уголовной статистики и социологии . Термин «криминология» происходит от латинского термина crimen - преступление и греческого logos - учение. Корректнее рассматривать криминологию в качестве науки, изучающей преступность как негативное массовое социально-правовое явление, выражающееся в статистической совокупности совершаемых в обществе преступлений. Задачей криминологии было выявление на основании изучения преступности и личности преступника причин и условий преступного поведения (преступности) для выработки научно обоснованных рекомендаций для предупреждения преступности. Базируясь на уголовно-правовых категориях, криминология существенно отличается от уголовного права. Задачей уголовного права было наказание лиц, совершивших преступление, тогда как криминология пыталась решить задачу предупреждения преступности.

Принято выделять четыре составляющих предмета криминологической науки. 1. Преступность как негативное, массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление, выражающееся в совокупности всех преступлений, совершенных в определенном обществе за определенный период. 2. Личность преступника как совокупность социально-демографических, психологических и психофизиологических свойств, присущих большинству лиц, совершающих преступление, и способствующих формированию криминального поведения. 3. Комплекс криминогенных детерминант как совокупность социальных, биологических и психологических процессов и явлений, порождающих преступность как свое следствие. 4. Криминологическая профилактика как система государственных и общественных мероприятий, направленных на причины и условия преступности для их нейтрализации и минимизации их воздействия.

В зарубежной криминологической доктрине в предмет криминологии в качестве самостоятельного блока включают виктимологию - науку о жертвах и поведении жертв от преступлений, задачей которой входит изучение и систематизация виктимного поведения в целях профилактики процесса виктимизации.

Криминология использует значительное число конкретнонаучных методов, многие из которых заимствованы из социологии - метод опроса , наблюдения и другие. Помимо этого широко используются методы точных наук - статистический, моделирования. Общенаучные методы анализа, синтеза, индукции , дедукции , исторический, сравнительный и другие.

История криминологии

Криминологические исследования сформировались в самостоятельное научное направление в середине - конце XIX века преимущественно в итальянской школе антропологического характера. В развитии криминологии особую роль сыграли две школы - антропологическая и социологическая. В основу антропологической школы (Ф. Галль, Ч. Ломброзо , Э. Ферри, Р. Гарофало) легли представления о преимущественно биологическом (наследственном) происхождении преступного поведения, практически не поддающемся искоренению. Преступная личность имела внешние стигматы, позволяющие ее определить и упростить воздействие на нее в целях защиты общества от преступников . Вторым направлением было социологическое (А. Кетле , А. Лакассань, Колаянни, Г. Тард, Э. Дюркгейм), в основу которого легло представление о социальном происхождении преступного поведения как реакции на общественные противоречия и проблемы. В качестве предупреждения преступности предлагалась деятельность по реформированию общества. Позже с развитием психоанализа сформировалось третье психологическое направление в криминологии, которое многими рассматривается не как самостоятельное, а в качестве продолжения антропологического. В современной доктрине большинства государств акцент делается на биосоциальные направления .

В России становление криминологии как самостоятельной научной дисциплины произошло достаточно поздно, после революции 1917 г. До этого к криминологическим вопросам (причинного комплекса преступности, личности преступника) обращались в рамках науки уголовного права или уголовной социологии.

После революции 1917 г. в советской России возникают кабинеты по изучению преступника и преступности, в 1925 г. объединившиеся в Государственный институт по изучению преступности и преступника. В этот период криминология в России связана с именами М.Н. Гернета, А.А. Герцензона , А.А. Пионтковского, Е.Н. Тарновского, А.С. Шляпочникова и других. Однако с середины 30-х годов XX столетия статистические данные были засекречены, Государственный институт реорганизован, криминологические научные исследования свернуты. Возрождение советской криминологии произошло в период 50-х годов, однако статистические данные продолжали оставаться засекреченными, основные криминологические исследованиях проводились под грифом «для служебного пользования».

В 1961 г. выходит первая монография периода возрождения А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР ». В мае 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучения причин и разработке мер предупреждения преступности как главное криминологическое учреждение в СССР. Происходит разработка основ советской криминологии. В этой работе наиболее значимыми являются труды А.А. Герцензона «Актуальные проблемы советской криминологии ». Являясь по сути основоположником новой советской криминологии, А.А. Герцензон, вместе с тем, рассматривал ее в качестве уголовной социологии. В 1963 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова экспериментально был прочитан учебный курс «Криминология», который сейчас является обязательной учебной дисциплиной высшего юридического образования . В 1966 г. выходит первый учебник «Криминология ». В дальнейшем происходит разработка теоретических основ криминологии, в которой принимают активное участие выдающиеся научные, педагогические и практические деятели Советского Союза: В.Н. Кудрявцев («Избранные труды по социальным наукам » и пр.), Г.М. Миньковский («Личность преступника » и пр.), И.И. Карпец («Преступность: иллюзии и реальность » и пр.), Н.Ф. Кузнецова («Преступление и преступность », «Проблемы криминологической детерминации », «Современная буржуазная криминология » и пр.), В.В. Лунеев («Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции », «Курс мировой и российской криминологии » и пр.), а также многие другие.

К основным достижениям криминологии советского периода следует отнести изучение причинного комплекса преступности, мотивация преступного поведения, личность преступника, прогнозирование преступности, профилактика преступности.

В современный период происходит дальнейшее развитие научной криминологической мысли. К основным направлениям современной криминологии относятся: изучение и противодействие организованной преступности, терроризму, экономической преступности, коррупции, киберпреступности, преступности несовершеннолетних и др. В современный период помимо уже названных ранее ученых следует отнести В.Н. Бурлакова, А.И. Долгову, Я.И. Гилинского, С.М. Иншакова, К.К. Горяинова, Э.Ф. Побегайло, Л.И. Романову, А.Л. Репецкую, Д.А. Шестакова и многих других. В России действует две крупных криминологических общественный организации: Российская криминологическая ассоциация (Президент - д.ю.н., профессор А.И. Долгова) и Международный (Санкт-Петербургский) криминологический клуб (Президент - С.У. Дикаев).

Криминология как учебная дисциплина

В качестве учебной дисциплины криминология относительно поздно вошла в комплекс обязательных учебных дисциплин высшего юридического образования.

В СССР впервые учебный курс «Криминология» был прочитан в 1963 г. и с этого года стал обязательным предметом высшего юридического образования в нашей стране. В ходе курса студенты должны усвоить криминологии, основные признаки преступности, ее количественные и качественные характеристики, системный характер преступности, понятие и основные типологии личности преступника, основные отечественные и зарубежные концепции причинности преступности и основные подходы к предупреждению преступности. В криминологии как учебной дисциплине существует условное деление на Общую и Особенную части. В Общей части криминологии изучаются основные положения криминологии, ее предмет, история и основные криминологические методы. Студенты должны получить навыки применения криминологических методов, самостоятельно проводить несложные криминологические исследования. В Особенной части криминологии изучаются основные виды преступности - насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, терроризм, имущественная, неосторожная, экономическая, организованная и иные виды преступности.

В зарубежных странах криминология как учебная дисциплина может входить в программу высшего социологического образования (США), юридического (большинство европейских государств) или медицинского высшего образования. В отличие от СССР и РФ криминология в зарубежных странах не всегда является обязательной учебной дисциплиной.

Криминология как отрасль законодательства

В отличие от юридических дисциплин (уголовное, гражданское право) криминология традиционно не рассматривается как отрасль права. Это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке многих наук и направлений.

В РФ отсутствует криминологическое законодательство, тогда как криминологические нормы включены во многие нормативные акты (например, ФЗ «О противодействии терроризму»). В качестве нормативных актов криминологического характера можно назвать программы профилактики и предупреждения преступлений и иных антиобщественных явлений, однако специфика подобных нормативных актов не позволяет говорить о криминологии как об отрасли права. Вместе с тем ряд авторов придерживаются мнения о самостоятельности криминологической отрасли законодательства .

Рекомендуемая литература

1. Криминология: учеб. / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.

2. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

4. Криминология: учеб. / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

5. Криминология: учеб. для вузов / под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. - СПб., 2003.

6. Криминология: учеб. пособие / науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

7. Частная криминология /отв. ред. Д.А. Шестаков. - СПб., 2007.

8. Криминология / под ред. Д.Ф. Шели. 3-е международное изд. Пер. с англ. - СПб., 2003.

9. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.

10. Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. - М., 1994.

Слово «криминология» (лат. crimen — преступление , греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права , криминалистики .

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп). Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность » появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе , изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание. Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди). Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления , а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности , уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

  • социологические — анализ первичной документации (изучение уголовных дел), опрос (осужденных, потерпевших , сотрудников правоохранительных органов), экспертные оценки, социометрический метод (анализ внутригрупповых отношений);
  • психологические — биографический, тестирование;
  • статистические — статистическое наблюдение, статистический анализ (группировка, факторный и регрессионный анализ).

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права ; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности , и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений .

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

КРИМИНОЛОГИЯ (лат. crime - преступление и logos - учение)

составная часть обществознания: наука, изучающая закономерности существования и развития преступности, а также более широкого круга общественных явлений и процессов, связанных с ней;

целостная система научных знаний о мерах предупреждения преступности.

К. - самостоятельная социально-правовая наука. В ее предмет входит преступность, ее сущность, закономерности и формы проявления(понятием преступности охватывается совокупность преступлений. рассматриваемых в виде реальных фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа состава преступления). К. изучает происхождение. истоки преступности, ее причины, условия, которые анализируются: а) по всей совокупности преступлений:б)применительно к их отдельным видам (группам, категориям); в) применительно к индивидуальным актам преступного поведения. Предметом К. является личность преступника, выделяемая из всей массы людей на основе двух основных критериев: юридического (лица, совершившие уголовно наказуемые деяния) и социального или социально-психологического (лица. занимающие определенные социальные позиции, статусы, обладающие набором демографических, нравственно-психологических и иных качеств, включая антиобщественную направленность). Нацеленность К. на превентивные, упреждающие подходы к решению задач борьбы с преступностью обусловливает необходимость изучения этой наукой и тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антисоциальных взглядов и привычек, так или иначе проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на путь криминала. К. изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель борьбы с преступностью прежде всего на основе выявления и устранения ее причин, условий, иных детерминант.

К. изучает преступность и связанные с нею явления как социально-правовую реальность. Для нее характерен наиболее широкий и последовательный социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. В то же время К. как наука социально-правовая не отвлекается от юридических характеристик преступности, преступле-\"ния и преступника.

Специфика криминологического познания состоит в причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов. В целом существование и развитие К. связано с таким подходом к борьбе с преступностью, при котором во главу угла ставится задача его предупреждения. К.. в отличие от других юридических наук. принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Наряду с общенаучными методами (формальная логика, анализ и синтез, индукция и дедукция.аналогия, моделирование и др.) К. широко использует инструменты социологического познания, в частности такие методы получения социально-правовой информации, как анкетирование и интервьюирование, изучение документов, наблюдение, эксперимент. Важную роль в криминологических исследованиях играют приемы статистического анализа и прежде всего уголовной статистики.

Криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, путях противодействия своими корнями уходят в глубь веков. Формально датой рождения К. как самостоятельной науки можно считать 1885 г., когда под этим названием вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако еще до этого были сформулированы и опубликованы достаточно цельные криминологические теории. Например,книга знаменитого Ч. Лохброзо"Преступный человек" вышла в свет в 1876 г.

Криминологическая проблематика успешно разрабатывалась многими российскими учеными-криминалистами:

И.Я. Фойницким, Е.Н. Тарновским, Н.С. Таганцевым, Н.А. Неклюдовым, Д.А. Дрилем и др., внесшими существенный вклад в дело изучения преступности, ее причин, личности преступника с позиций как социологического, так и "антропологического"(биологического, биосоциального) направлений. Многие ученые, начинавшие свою научную деятельность в царской России, продолжали разработку проблем К. и после 1917 г. (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, А.А. Жижи-ленко, С.В. Познышев, П.И. Любинский и др.)..

В первые годы советской власти криминологические исследования проводились весьма интенсивно. Наряду со статистическими наблюдениями, изучением экономических, социальных факторов преступности большое внимание уделялось антропологическим измерениям, исследованию физической конституции, состояния здоровья, наследственности преступников. Был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, созданы многочисленные кабинеты криминологического, криминально-антропологического и т.п. профиля. С конца 30-х до 50-х гг. криминологические исследования в СССР не проводились. В конце 50-х гг. они были возобновлены. В начале 60-х гг. появились первые публикации, открывшие начало новому (современному)этапу развития отечественной К.

Алексеев A.M.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КРИМИНОЛОГИЯ" в других словарях:

    Криминология … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. crimen преступление, в logos слово). Наука о преступности как явлении, вызываемом социальными причинами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. криминология (лат. crimen (criminis) преступление + … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Криминология - (от латинского crimen, родительный падеж criminis преступление и греческого logos слово, учение), наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности. Как самостоятельная наука криминология… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. crimena, p.n. cri minis преступление и гр. logos слово, учение) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности и перспективах ее ликвидации. К. исследует преступность как социальное … Юридический словарь

    - (от лат. crimen родительный падеж criminis преступление и...логия), наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности … Большой Энциклопедический словарь

    КРИМИНОЛОГИЯ, криминологии, мн. нет, жен. (от лат. crimen преступление и греч. logos Учение). Учение о преступлении, как социальном явлении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КРИМИНОЛОГИЯ, и, жен. Наука о преступности и методах её предупреждения. | прил. криминологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 биокриминология (1) пенология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от лат. criminalis относящийся к преступлению и греч. logos слово, учение) англ. criminology; нем. Kriminologie. Наука, изучающая закономерности, формы и методы проявления преступности, ее причины, личность преступника и разрабатывающая меры… … Энциклопедия социологии

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

Понятие и предмет криминологии

Система, функции, задачи.

Взаимосвязь с другими науками и отраслями.

4. Методы криминологии. (самостоятельно)

Криминология – наука о преступности.

Криминология – это общетеоретическая, социолого-правовая наука о преступности, причинах её порождающих и условиях ей способствующих, о личности совершивших преступление, а так же о методах и средствах предупреждения преступности.

Криминология в первую очередь наука!

Два основных аспекта в криминологии:

1. Социологический, состоит в том, что в рамках данной науки осуществляется исследование преступности как социального явления, её причин и условий, имеющих общественное происхождение, социальной системы профилактики преступлений, в том, что основу эмпирических знаний составляет исследование социологической направленности и т.д.

2. Юридический, состоит в том, что само понимание преступного не возможно без уголовного законодательства, причины и условия преступности связываются с недостатками правосознания, правовой культуры, развития в обществе правового нигилизма и идеализма, система борьбы с преступлениями имеет юридическую основу и т.д.

Предмет криминологии – включает 4 компонента:

Преступность (понятие, свойства, характеристики, тенденции развития, история развития, феномен латентной преступности)

Причины и условия преступности (детерминанты преступности) (понятие причины, понятие условий преступности, их виды, отдельных видов)

Личность преступника

Предупреждение преступности, профилактика преступлений, борьба с преступностью. (теория и практика предупреждений, меры предупредит-ого характера)

Система криминологии – пандектная система – общая, особенная.

В общей части – процессы, явления, образующие предмет криминологии рассматриваются максимально абстрактно.

В особенной части – применительно к отдельным видам преступности выделяемым исходя из:

Уголовно-правовой классификации преступлений (против личности, собственности)

Из контингента лиц, совершающих преступления (преступность женщин, молодёжи, военнослужащих)

Из доминирующий мотивации совершения преступлений (корыстная, насильственная, по политическим мотивам, т.е. исходя из мотивов совершения)

Исходя из уровня сплочённости носителей преступного поведения (групповая, организованная)

Функции:

1. Теоретико-познавательная (аналитическая), (Криминология предоставляет информацию о чём-то.)

2. Практико-прикладная, (разрабатывает методики предупреждения преступлений)

3. Прогностическая, (целиком построена на прогнозах)

4. Идеологическая (воспитательная), (воспитывает то или иное отношение к преступности)

Задачи:

1. Изучение, обобщение, анализ современного состояния преступности, её детерминант, система предупреждения.

2. Практизация криминологии. Включает несколько аспектов:

А) Совершенствование имеющихся методик профилактики преступлений;

Б) Создание новых комплексных методик контроля над преступностью;

В) Внедрение криминологической экспертизы проектов НПА на всех уровнях правотворчества; (эксперт даёт заключение как принятие этого НПА повлияет на преступность)

3. Изучение опыта предупреждения преступлений за рубежом и его внедрение в РФ с учётом специфики российской действительности.

4. Оформление, дальнейшее развитие и совершенствование криминологопрофилактической отрасли права.

Основной метод – диспозитивный.

Связь с УП, УИП, криминалистикой, Уг. Процесс, диалектологией (наука о правонарушениях), правовой статистикой, социологии, психологии, соц. Психологией.

Тема: «История развития криминологии»

Криминология в дореволюционный период

В советский период

Современное состояние криминологии (с 90 по наст время)

Историю развития криминологии да 1917 года можно разделить на несколько этапов:

- С начала 19 века до 1872 года (только сложились предпосылки, но говорить о криминологии как о системе знаний нельзя)

Характеризуется:

1. Появляются первые, основанные на исследованиях труды, работы, суждения криминологической направленности;

2. Интерес к криминологическим проблемам у исследователей носит ситуативный, эпизодический характер;

3. Отсутствует заинтересованность властей в криминологических исследованиях и как следствие условия для развития криминологии (не было статистики, не было учреждений, которые бы занимались исследованием преступности);

4. Отсутствует дальнейшее развитие первоначальных исследований, преемственность знаний

Радищев «Работа о законоположении» 1802 года, поставил в ней вопрос о необходимости изучения преступности, её причин, представил анализ имевшихся у него уголовно-статистических сведений. Разработал показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, исследовал мотивы преступных поведений.

Чернышевский указывал на то, что причины преступлений- это невежество, грубость, разврат и бедность.

Добролюбов отмечал, что главное причиной преступлений является ненормальное отношение лица.

Доклад Академика К. Германа, сделанный им в 1823 году на заседании российской императорской академии «изыскания о числе самоубийстве и убийств в России за 1819 и 1820 годах». Он исследовал убийство и самоубийство по отдельным губерниям России, сопоставлял их с социально-политическими условиями, алкоголизацией населения, экономическим положениям, причины убийство и самоубийств видел в крайностях, диких нравах или утончённой цивилизации, анархии или политическом гнёте, нищете или чрезмерном богатстве и т.д.

- С 1820 по 1917 годы.

Характеризуется:

· господствующим являлось социальное направление в исследовании;

· в рамках социальной направления посредством большого статистического материала и фактического материала о преступности была обоснована её прочная связь с эконмическими, политическими основами в обществе, с различными фоновыми явлениями (алкоголизм, проституция, безработица, бродяжничество);

· в рамках антропологического направления была подчёркнута необходимость изучения личности преступника, процессов формирования е криминогенных свойств.

Криминология в России начинается с даты – 1872 год , профессор Духовской, лекция «Задача науки уголовного права». Он предложил рассматривать преступность как социальное явление и особо акцентировал внимание на её причинах. Последнее, по его мнению, заключается в недостатках социально-экономического и политического строя «дурное воспитание». Источник преступлений заложен в обществе, поэтому нельзя исходить из свободной воли преступника, рассчитывать на наказание как единственное и главное средство контроля над преступностью.

По мнению Духовского необходимо изучать социальные причины преступлений. Дальнейший процесс становления и развития криминологических учений связывается с исследованиямиФайницкого, Жижленко, основоположниками отечественной социальной школы УП. Большинство из них в своих взглядах опиралась на так называемую теорию факторов. Анализируя взаимосвязь между социальной средой и преступностью, учёные пытались определить причины преступности через многочисленные отдельные факторы, высчитывали вероятность и силу их влияния. Выводы в целом базировались на установлении стат. Зависимости между показателями преступности и демографическими, психологическими, иными характеристиками преступников, особенностями региона, состоянием рынка труда, уровнем цен на основные продукты и т.д.

Не разграничивались причины преступлений и преступности.

Данный подход не давал целостного представления о криминогенных детерминантах, закономерностях развития преступности, соответственно изначально предполагал незначительную эффективность, рекомендуемых профилактических мер, поэтому часть криминалистов стали использовать новые методы, основанные на диалектическом учении (системного анализа, сравнительно-исторический и др.), но общую картину исследований изменить не смогли.

Особое значение имели исследования М. Н. Герната. В своих трудах он обосновывал и отмечал:

А) закономерности пространственно-временного распределения преступлений;

Б) социальное неравенство как источник различных форм отклоняющегося поведения;

В) определённые зависимости между уровнем преступности и её отдельных видов и полом, возрастом, социальным статусом, алкоголизацией населения и т.д.

Наиболее ярким представителем антропологического направления был профессор Дриль. Ставил в основу преступности индивидуальные факторы, полагал, что она порождается на почве врождённой порочности, которая может быть устранена медицинским лечением или благоприятным изменением окружающей обстановки. Однако в более поздних работах, автор рассматривал преступное поведение как результат взаимодействия особенностей психофизической природы лица и особенностей внешней среды, в которой он находится. Учёный Набоков, Чиж, т др.

Советский период делится на три этапа:

А) 20-е 30-е годы.

Криминология этого периода характеризуется преемственностью многих взглядов дореволюционных авторов, признанием и востребованностью, созданием сети институтов, обеспечивающих её развитие.

В 1918 году в Центральном Статистическом Управлении РСФСР, в 1923 году в Центральном Статистическом Управлении СССР был создан отдел моральной статистики, анализирующий данные о преступности, судимости, иных правонарушениях. Народные Комиссариаты Просвещения Республик публиковали сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривавших до середины 30-х годов большинство общественно опасных деяний подростков.

Была создана сеть специальных научных лабораторий – кабинетов. В 1917 году – петроградский, в 1922 – Саратовский, в 1925 – Ленинградский, в 1926 –Ростовский(РАССКАЗАТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ НИХ!).Они выполняли поручения Правоохранительных Органов по региональных анализах преступности, консультировали практических работников, вели научные исследования причин преступлений, личности преступников. К работе привлекались социологи, психиатры, психологи, биохимики и учёные других направлений.

Криминологическим исследованиям были привлечены юридические учебные заведения. В 1920 году в Институте Советского Права МГУ была создана секция, изучавшая уголовную статистику, механизм преступного поведения, личность преступника, вопросы борьбы с преступностью. Подобные структурные подразделения были образованы в Белорусском Университете, Киевском институте Народного Хозяйстве и др.

Исследования Кабинетов и ВУЗов отличались по характеру своей направленности, что было вызвано различными факторами.

В 1925 году был создан Государственный Институт по Изучению Преступности и Преступника. Многие кабинеты были преобразованы в его филиалы. Основы деятельности определялись межведомственным советом, состоявшим из работников НКВД, Народным Комиссариатов Юстиций, Народного Просвещения и Здравоохранения (за весь период деятельности было опубликовано 287 научных работ, включая более 50 монографий).

Развитию криминологии способствовали дискуссии, проводимые криминологами, их участие в правотворческом процессе, в частности криминологи выступали разработчиками и экспертами проектов уголовных законов, обосновывая необходимость государственной борьбы с фоновыми явлениями.

Б) 40-е 50-е годы.

Запрет на криминологические исследования.

В) с 60-х по 1991 годы.

Восстанавливаются криминологические учреждения.

В конце 50-х начале 60-х годов в Институте Гос-ва и Права Академии Наук СССР, в Институте Криминалистике Прокуратуры СССР, Научно-Исследовательском Институте ОВД создаются криминологические подразделения.

С 1957 года исследования активно проводятся Московским, Ленинградским, воронежским, Саратовским и другими университетами.

С 1963 году прочитан первый курс криминологии. Создан Всесоюзный Институт по Изучению Причин и Разработки Мер Борьбы с Преступностью

В 1964 году криминология введена как обязательная дисциплина вюр ВУЗах.

В 1966 году был издан первый учебник криминологии.

Значение советского периода:

1. Завершена разработка теоретических основ криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. Определились с предметом.

2. Создана методологическая база исследований (анкеты, методики)

3. Сформированы относительно самостоятельные направления криминологических исследований (рецидив, женская преступность)

4. Сформировались основные научные криминологические школы (Ленинградская, Дальневосточная, Эстонская и др.)

ТЕМА: «ПРЕСТУПНОСТЬ»

1. Понятие и признаки преступности;

2. Количественные и качественные характеристики преступности;

Латентная преступность.

Преступность – это исторически переходящее, изменяющееся, негативное, социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершённых в данном обществе в данный период времени.

Признаки :

1. Это социальное явление. Социальный характер преступности проявляется в нескольких аспектах:

а) в историческом происхождении, преступность возникает только в обществе, причём на том этапе его развития, когда закономерно возникает государство и право.

б) в юридическом понимании преступное во взглядах людей всегда отражается в законодательстве и практики его применения через представителей общества, законодательные и судебные органы.

в) в социальных последствиях для общества. Совокупный вред от преступности способен и влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной, духовно-нравственной и т.д.). В определённый период воздействие преступности может создавать угрозу национальной безопасности.

2. Это уголовно-правовое явление. Преступным является только то, что запрещено уголовным законом.

3.Это изменчивое явление. С изменением условий жизнедеятельности общества изменяются приоритеты в обеспечении социальных ценностей уголовно-правовыми средствами, соответственно изменяется преступность.

4.Масштабность. Преступность как массовое явление проявляет свои свойства только в том случае, когда е содержание составляет десятки, сотни тысяч преступлений.

5.Это совокупность, а не система преступлений. Преступность не обладает собственным источником развития, свойственным функциональным системам, развивается под воздействием внешних факторов – политических, идеологических, нравственных и др. Системные свойства преступность проявляет только при анализе её качественных и количественных показателей.

6.Иррегулярность преступности. Преступления, образующие содержание преступности в своей абсолютной массе не взаимосвязаны.

Подразделение на количественные и качественные характеристики условно.