Краткие высказывания святых отцов.В картинках.

***

" Г осподи, "Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающегося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловать мене". (Св. пр. Иоанн Крондштадтский )

***

" В идение Божественное рождается от внимательной молитвы, особенно умной"

(Свт. Игнатий Брянчанинов )

***

" В ыбирая зло, мы сами становимся рабами зла и нарушаем свободу других людей"

(епис. Василий Родзянко )

***

" Б удем бодрствовать! Установим благое трезвение в храме духа нашего! Если будешь иметь трезвение - благоустроишь дух твой. Имеющий трезвение соделался уже храмом Божиим"(Св. Антоний Великий )

***

" К то возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ, ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен. "(

***

" Е сли мы будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего" (Авва Матой )

***

" Г осподи, умилосердись над злыми, ибо Ты все радости предоставил добрым!"

***

" Н екоторые спросили авву Макария, говоря: как нам должно молиться? Старец отвечает им: не нужно многословить, но часто воздевать руки и говорить: Господи, как Ты хочешь, и как знаешь, - помилуй! Если же нападет искушение, говори:

"Господи помоги! И Он знает, что нам полезно, и так поступает с нами." "

***

" Б рат спросил старца, говоря: в чем должно состоять делание души, чтобы она принесла добрый плод? Старец отвечает ему: по-моему, делание души есть безмолвие с бодрствованием, воздержание тела, многая молитва телесная и невнимание к падениям людей."

***

" П амятуй всегда о Боге, - и небом сделается ум твой." (Преподобный Нил Синайский )

***

" Б удем внимать себе, - тогда не станем осуждать других; ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других." (Преподобный Нил Синайский )

***

" В скорбях благодари, - и легче станет грехов твоих бремя".

(Преподобный Нил Синайский )

***

" В еруй, что Сам Бог предстоит тебе при всех делах, какие каждодневно ты делаешь."

(Преподобный Нил Синайский )

***

" В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгоняет страх."

***

" В ком любовь, тот не имеет ни соперничества, ни зависти, ни ненависти; тот не радуется падению других, но соболезнует о них и принимает в них участие."

***

" Н ет и меры терпению, если только оно растворено любовью."

***

" Б езобразие – есть именно потеря образа Божия. И как же понятна становится наша любовь к иконам, ведь образ всегда стремится к первообразу. Преподобный Серафим Саровский давал наставление одной матери не торопиться учить детей наукам, а приготовить прежде душу." (Преподобный Ефрем Сирин )

***

" Б ратия спросили авву Агафона , говоря: какая добродетель в подвижничестве имеет больший труд? Он отвечает: простите мне, я думаю, что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы. "

***

" Т огда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях." (Преподобный Иоанн Лествичник )

***

" Е сли... Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их, тогда с особенной легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы." (Епископ Игнатий Брянчанинов )

***

" З анятые земным, от земного испытывают скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. "

(Преподобный Ефрем Сирин )

***

" Я получил образ Божий и не сохранил Его, Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти и плоть обессмертить" (Святитель Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху ).

***

" Н е обманывайтесь:Бог поругаем не бывает.Что посеет человек,то и пожнёт:сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление,а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную." (Галатам. 6,7-8 . )

***

" Х ристос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малою каплею" (свт. Иоанн Златоуст )

***

" У дивляюсь я тем немалочисленным людям, которые не трепещут богословствовать о Боге, будучи исполнены грехов...Мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед очами нашими, с дерзостью и безстрашием приступаем философствовать о том, что НЕПОСТИЖИМО ДЛЯ НАС, особенно будучи ПУСТЫ ОТ БЛАГОДАТИ Святого Духа, просвещающего и научающего всему." (Симеон Новый Богослов )

***

" Х ристос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малою каплею" (свт. Иоанн Златоуст )

биду мы чувствуем тогда, когда у нас душа больная. Ее надо лечить такими вот "грязевыми ваннами". Надо терпеть ругателей, настроить себя заранее, с утра или даже с вечера, что сегодня Вас будут ругать. Скажите себе: "Диавол видит, что я тут молюсь, спасаюсь, хорошо исповедуюсь и очищаюсь. Он хочет прогнать меня из этого храма. А я не уйду. Бог мне поможет, и я вытерплю." Настройте себя так: тот день, в который меня не ругали, прошел зря." (Архимандрит Амвросий (Юрасов)

***

сякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его безплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой". (Преподобный Иоанн Лествичник)

***

щеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям". (Преподобный Иоанн Лествичник)

***

е суди и не уничтожай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум..." (Преподобный Варсонофий и Иоанн )

***

епрестанно будрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо чрез сие согревается сердце небесным огнем..."(Преподобный Васонофий и Иоанн )

***

е говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их." (Преподобный Антоний Велики й )

е нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира - самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой". (Монах Симеон Афонский. "Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но - еще лучше. Поэтому все просьбы наши мы должны заканчивать так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: "Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22,42 ). (Архимандрит Иоанн Крестьянкин )

***

)

***

" П ( Старец Иосиф Исихаст )

***

(Святитель Василий Великий )

***

(Прп. Антоний )

***

(Святитель Иоанн Златоуст )

***

(Старец Паисий Афонский )

***

(О.Павел Флоренский )

***

. (Свт. Иоанн Златоуст )

***

(Св. Алексий Мечев.)

***

олитвы, сочиненные еретиками, весьма сходствуют с молитвами язычников: в них многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение. Чужды они Духа Святого: веет из них смертоносная зараза духа темного, духа лукавого, духа лжи и погибели." (Святитель Игнатий Брянчанинов )

***

" П ритязания людей на то, чтобы монахи принимали их в любое время, – это новый путь, который умножается здесь, на Святой Горе. Куда бы ты ни пошел, отцы тебя гостеприимно примут. А наш долг – продолжать трезвенное предание свв. Отцов, таких как свт. Григорий Палама. Когда он подвизался здесь, на Афоне, он убегал и скрывался в ущельях и пещерах, любым образом усиливаясь достичь уединения, чтобы умело возделывать умную молитву, строго сохраняя свой безмолвный устав." ( Старец Иосиф Исихаст )

***

д невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда." (Святитель Василий Великий )

***

еловек смиренный живет на земле, как в Царстве Небесном, всегда весел, и спокоен, и всем доволен." (Прп. Антоний )

***

решить - зло; но еще тягчайшее зло - отпираться по совершении греха. Это в особенности и есть оружие диавола." (Святитель Иоанн Златоуст )

***

ужно внимательно следить, чтобы дарования, которые нам дал Бог, не присваивать себе. Нужно благодарить Бога и переживать, как бы не оказаться недостойными таких дарований." (Старец Паисий Афонский )

***

юбовь-это талант,отданный в рост,посредством которого каждый обогащает и растит себя,впитывая в себя другого.Каким же образом?-Через отдачу себя." (О.Павел Флоренский )

***

КТО МОЛИТСЯ С ПОСТОМ, ТОТ ИМЕЕТ ДВА КРЫЛА, ЛЕГЧЕ САМОГО ВЕТРА . (Свт. Иоанн Златоуст )

***

лучай сделать добро кому-нибудь-есть Божия милость к нам."(Св. Алексий Мечев.)

***

«Н икогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спросили». (Блаж. Августин)

***

«Н икогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем».

(прп. Никон Оптинский)

***

«М ысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачающейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«К огда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей». (свт. Николай Сербский)

***

«В сегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а тот, кто исходит из одного верховного закона – закона Любви. Все остальные законы – ничто перед Любовью, которая не только руководит сердцами, но движет солнце и другие звезды. В ком есть этот закон, тот живет; кто же руководствуется только философией, разумом – тот умирает». (свщ. Александр Ельчанинов)

***

«Х ристос своей жизнью показал нам совершенный образец истинного добродетельного жития; в Нем, словно в чистейшем зеркале, мы усматриваем свои недостатки, и, усмотрев, исправляем, исправив, совершенствуемся. «Христос есть Путь, Истина и Жизнь», ведущие нас к желанному Отечеству». (мтпл. Московский Платон)

***

«Е сть очень много ревностных христиан, которые составляют себе большие списки тех, за кого они каждый день молятся. Они должны понимать, что ежели имеют дерзновение испрашивать у Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в молитве своей решение чьих-то вопросов или благости какой, то должны понимать, что претерпят за это и великие искушения, ибо просто так никогда ничего в этой жизни не бывает. И, ежели вы просите за кого-то, то и тяготы придется за него нести в полной мере: те, которые этот человек сам не захотел понести, и сам не испрашивает милости для себя в молитве. Как Господь Иисус Христос принял Крест за нас, так и вы понесете грехи тех, за кого возносите свои молитвы. Это не значит, что не надо молиться за ближних своих, но вы должны осознавать с полной серьезностью то, что вы делаете. Милосердие – это великий подвиг! Да будут и великие милости от Господа тем, кто несет сей подвиг, но прежде надо его еще суметь пережить». (Преподобный Амвросий Оптинский)

***

«К нига Псалмов – это зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит в Псалмах врачевание». (Свт. Афанасий Александрийский)

***

«К огда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения». (прп. Леф Оптинский)

***

«Г неваться и раздражаться – есть не что иное, как наказывать себя за чужие глупости». (старец Арсений Минин)

***

«П редставьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе». (схиг. Савва)

***

«И сполняя Божью волю, человек состоит с Богом в родстве, и, тогда, не прося у Бога, он принимает, непрерывно берет воду из Родника».

(старец Паисий Святогорец)

***

«Н ичто, даже само Священное Писание, не даст человеку знание о Истине, о Боге, как только чистое сердце. Поэтому, пока человек не перестанет быть гордым, сластолюбивым, завистником, непослушным, клеветником, предателем и пр., истина ему не откроется, потому что сердце не может вместить эту Истину, потому что оно заполнено грехом. Мы можем сколько угодно возмущаться нашими нестроениями жизни, а сути так и не поймем, пока не начнем очищать свое сердце от нечистот духовных». (старец Силуан)

***

«П ослушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит всякому добру и дает силы пребывать в добре. Непослушливый же поступает всегда по своей воле, отвергая волю Творца, которая направлена на сохранение человека в добре и благополучии, потому и страдает от своей гордыни». (старец Силуан)

***

«П амая высшая и первая добродетель – послушание. Это самое главное приобретение для человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу». (прп. Нектарий Оптинский)

***

«П ослушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают себе жить в благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой». (прп. Силуан Афонский)

***

«С ила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«П ослушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы». (прп. Силуан Афонский)

***

«О бщецерковным следует признать учение о том, что, сойдя во ад, Христос всем даровал возможность спасения, для всех открыл двери в рай. Христос Своей смертью попрал смерть, упразднил державу диавола и разрушил ад. При этом и диавол, и смерть, и ад продолжают существовать, но их власть над людьми не является безусловной и неограниченной: «Ад царствует, но не вечнует над родом человеческим». (мтп. Илларион Алфеев)

***

«С вященника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже того, в каком Таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи». (старец Михаил Питкевич)

***

«Е сли в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот так же и в духовном человеке: все, что не бросает в него диавол, сгорает – «Огонь поядаяй»! Когда возгорится в человеке Божественное пламя – сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть, диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный «огнь есть» и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает брань. Потому и говорит ап. Павел: «Вся чиста чистым». У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых, если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые на что бы не упали, остаются светлы и чисты». (старец Паисий Святогорец)

***

«В осстал против тебя кто-то, перетерпи, выжди. Ведь смирение – великая сила! Молчи и не оправдывайся, хотя бы и был ты прав, потому что это Господь попустил для нашего смирения, для нашего внутреннего исцеления. Все мы больны: кто в большей, кто в меньшей степени, а значит, есть что лечить в нашей душе». (архм. Амвросий Юрасов)

***

«Х ристианство, не религия внешних правил – это религия обновленного внутреннего человека. Человек должен иметь внутри себя написанный Божий закон. Надо обращать внимание на свое нутро: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». (птр. Андрей Ткачев)

***

«В се мученики за Христа являются образцом высокого разума и премудрости в том, что они познали Единого истинного Бога, потребность благодати Христовой, ее Божественную силу. Ради этого они отреклись от всех земных благ и чувственных удовольствий, и решились на жесточайшие страдания, чтобы сохранить чистыми: мысль, совесть, сердце, душу и тело ради Славы Божией, которая воссияла в них со всей силой. Мученическая мудрость их светит и нам на пути Истины и Спасения». (свт. Филарет Дроздов)

***

«Е сли бы твоя жизнь ничего не стоила, она бы не была куплена такой дорогой ценой как Крестная Жертва Спаса нашего Господа Иисуса Христа». (игм. Никон Воробьев)

***

«Р адость моя, где Бог, там нет зла». (прп. Серафим Саровский)

***

«Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: «Кто сможет их обойти»?! Тогда я услышал голос, сказавший –«смиренный»…» (прп.Антоний Великий)

***

«К огда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того, чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат».

«Л юбящие люди говорят тихо, потому что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое.

Если любовь сильна, то и слов не нужно, люди только смотрят друг на друга и все понимают без слов». (прп. Исаак Сирин)

***

«Т ерпеливое несение Креста есть истинное покаяние». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«Г осподь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более, в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжкие грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только Один Бог, ибо «каким судом судите, таким будете судимы: и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».(Мф.7:2) (прп. Нил Мироточивый)

***

«С ловами нас не смирить, вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия». (игум. Никон Воробьев)

***

«И стина – это не мысль, не слово, не отношение вещей, не закон. Истина – это Личность, это Существо всему. Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе Свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь Его вынести, «не сгорев»…» (свт. Николай Сербский)

***

«Ж ивите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиеми». (прп. Феодосий Печерский)

***

«К огда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, то тогда поверь всем сердцем. что она – дело действующего в сердце диавола; возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя (не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей)» (св. прав. Иоанн Крондштадский)

***

«Б оящейся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным, неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом Божественного огня». (прп. Симеон Новый Богослов)

***

«С вет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его: так и «страх Господень», вошедший в сердце человеческое, разгоняет мрак, наполняет его всеми добродетелями и премудростью». (прп. Антоний Великий)

***

«К то боится Господа, тот становится выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи этого мира, и никакой трепет не приблизится к нему». (прп. Ефрем Сирин)

***

«Е сли кто услышит огорчительное слово и, вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, - то он этим положит душу свою за ближнего». (св. Авва Пимен)

***

«С вятой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, питаемая Святым Духом, - Огонь. Этим Огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«Л юбить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, то есть образ Божий, в человеке загрязнен. Он может отмыться (покаянием) и быть опять чистым». (прп. Никон Оптинский).

***

«Е сли любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь». (свт. Николай Сербский)

***

«Г отовность выпить чашу горести другого – есть любовь». (свт. Николай Сербский)

***

«Л юбовь – Царица всех чувств, благородных и положительных. Воистину, любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком». (свт. Николай Сербский)

***

«К то не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь». (1Ин.4:7-8)

Мы собрали драгоценную коллекцию цитат и высказываний святых отцов Православной Церкви, которые будут полезны любому христианину. Надеемся, и вы найдете в этой духовной сокровищнице что-то полезное для себя.

  • Святые отцы о семье и браке
  • Святые отцы о детях
  • Святые отцы о любви

Высказывания святых отцов о семье

О венчании: «Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему». Святитель Григорий Богослов

О союзе с иноверцами: « Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» Святитель Амвросий Медиоланский

О семейной жизни: «Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила». Святитель Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности». Святитель Григорий Богослов

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Святитель Григорий Богослов

«Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,– созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу». Святитель Григорий Богослов

Об обязанностях мужа: «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами». Святитель Иоанн Златоуст

Об обязанностях супругов: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Святитель Иоанн Златоуст

«Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее) делает супругов любящими, сколько целомудрие (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга». Святитель Иоанн Златоуст

Женам: «Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей». Святитель Иоанн Златоуст

Высказывания святых отцов о детях

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Святитель Василий Великий

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Святитель Иоанн Златоуст

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми». Святитель Тихон Задонский

Свт. Иоанн Златоуст

«Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». Святитель Иоанн Златоуст

«Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием». Святитель Иоанн Златоуст

«Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним». Святитель Иоанн Златоуст

«Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми». Святитель Иоанн Златоус т

Высказывания святых отцов о любви

«Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Святитель Василий Великий

«Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Святитель Иоанн Златоуст

«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения… Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога». Иоанн Кассиан Римлянин

«Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Святитель Тихон Задонский

«Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил». Преподобный Ефрем Сирин

«Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния».

«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога». Преподобный Ефрем Сирин

«Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь». Преподобный Макарий Египетский

«Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь»».Авва Агафон

Мы также подготовили для вас:

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвр...

15 февраля Православные христиане празднуют Сретение Господне. Что это за праздник и каков его смысл? Сретение В этот день Церковь вспоминает очень...

Когда Стефан, родитель святого Луки, заболев, скончался, человек Божий, оставив земледелие, предался книжному научению. Усердствуя особенно в богомыслии и изучении молитв, божественный юноша так преуспевал, что вознося ум свый к Богу, иногда и телесно возвышался от земли, как это однажды ясно видела мать его Ефросиния. Заметив раз, что сын ее долго не выходит из комнаты своей, она, желая узнать, что он делает, посмотрела тайно в скважину и видела его молящимся: его ум был вперен к Богу, всем же телом своим он стоял в воздухе, СОВСЕМ не прикасаясь земли и отстоя от нея как бы на один локоть; это Евфросиния видела не разъ, но дважды или трижды, и весьма этому дивилась; после она с клятвою передавала о том другим.

О, блаженное одиночество, о единственное блаженство! (O, beata solitudo, o sola beatitudo!)

Когда мы пресыщены, богаты и довольны собой, мы скользим по поверхности жизни. Тогда как одиночество, печаль заставляют нас обратиться внутрь себя, чтобы найти там подлинное богатство, подлинную силу, подлинную поддержку. Жизнь великих людей полна испытаний. Каждый, кто сделал в своей жизни что-либо значительное, часто чувствовал себя одиноким и много страдал.

Мать Тереза

Мы настолько счастливы, насколько соединены с Богом. И поэтому самое важное, что можете делать в жизни – это искать святости (святость – это и есть единство с Богом)...

о. Александр

католический священник

Нормой для человека есть святость (единство с Богом).

о. Александр

католический священник

Во время этого пути святой Климент усердно молился Христу Богу, чтобы Бог сподобил его во все дни его жизни терпеть мучения за Его святое имя. Тогда он получил откровение от Бога, что с прошедшими уже годами его мучения до полного совершения мученического подвига он должен прожить двадцать восемь лет среди непрерывных страданий. Святой весьма обрадовался этому, ибо он был всецело поглощен несказанною любовью ко Христу Богу своему. Он желал пребывать в лютых мучениях за Христа долгое время и умирать многократно во все дни жизни.

Ногами ходите по земле, а сердцем живите в небе!

Дон Боско

Хотя стать святым в тысячу раз сложнее, чем стать учёным, не каждый может стать учёным, но каждый может стать святым!

св. Хосемария Эскрива

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.

св. Фома Аквинский

У каждого святого - есть прошлое. У каждого грешника - есть будущее.

Оскар Уайльд

О сем преподобном отце нашем Евфимий преподобный Кириак отшельник, ученик его, свидетельствует следующее: "никогда мы не видали его вкушающим, кроме субботы и воскресенья, ни беседующим с кем-либо, за исключением великой необходимости, ни спящим его на боку, но иногда лишь дремлющим сидя; иногда же он брался обеими руками за веревку, протянутую в углу его кельи и так, по телесной необходимости, немного спал.

Душе, ищущей Господа, знакомо чрезмерное сладостное удовольствие, которое возникает при потере чувств и впадении в транс.

Дыхание и все телесные силы будто покидают ее; она даже руки не в силах поднять без ощущения сильной боли. Глаза невольно закрываются; а если они все еще открыты, то ничего не видят. Чтение невозможно, ведь буквы нельзя различить. Уши слышат, но что-то непонятное. Чувства бездействуют, только затрудняя собой плодородность души. Но даже в таком случае они, скорее, причиняют душе боль. Бесполезно пытаться произнести что-либо, ведь невозможно придумать ни одного слова. Даже если предпринять попытку что-то сказать, все-равно не нашлось бы силы вымолвить это.

Исчезает всякая телесная мощь, хотя духовная сила возрастает, чтобы душа могла пережить это наслаждение. Велико и ощутимо также внешнее наслаждение, которое теперь становится явным.

Когда их повели, Коприй сказал старцу:

– Молись за меня, мой учитель, ибо я весьма страшусь мучения.

Старец сказал:

– Не бойся, чадо! Будь мужествен, вспомни о своих, принятых тобою на себя с самого детства твоего в пустыне, постнических подвигах и трудах, мужественно подъятых во славу Божию. Помнишь ли, как ты провел без пищи тридцать пять дней? Помнишь ли еще, как, распинаясь Христу (Гал.2:19), ты стоял в течение двенадцати дней неподвижно с распростертыми крестообразно руками? Разве ты забыл, как ты ложился на жесткие камни и на острые черепки? Если всё это в течении твоей жизни ты охотно терпел ради Христа, то зачем ты боишься теперь этой муки, продолжающейся один только час?

Коприй, утвердившись этими словами, с просветленным лицом, без боязни, пошел вместе с старцем к сковороде. Когда они всходили на нее, Патермуфий сказал:

– Брат Коприй, возведи очи твои горе!

Коприй же, взглянув на небо, сказал:

– Вижу приближающихся ангелов, главы которых покрыты росою. Молю тебя, отец, скажи им, чтобы они не гневались на меня за то, что я отрекся от Христа.

И таким образом оба они вошли на сковороду и ходили как на лугу, насмехаясь над мучителем, ибо сковорода тотчас же совершенно остыла.

Каждый воскресный день он находил пред собою чистый хлеб, доставлявшийся невидимою рукою, и, вкусив хлеба этого с благодарением, он опять до следующего воскресенья оставался без пищи и не чувствовал изнеможения от голода.

У меня нет ни минуты свободного времени, - писал он уже в 1919 году, - все время я трачу на то, чтобы освобождать братьев от сетей Сатаны.

Святой день ото дня устремлялся к большим подвигам и восходил к более совершенным добродетелям, так что сподобился быть собеседником Ангелов. От Ангела Божия он узнал и о своем преставлении, за тридцать дней до смерти. Готовясь к исходу, святой исполнился великой радости.

Мама сама подвела девочку к алтарю, советуя ей: «Проси Иисуса, чтобы он сохранил твое сердце. Особенно же проси его, чтобы он сделал тебя святой».

Некоторые души гибнут, если только внезапно не сталкиваются и не сопоставляют себя со святостью.

Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь...

Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Что же до всего остального, то каждый свой даже самый незначительный поступок она сопровождает молитвой: сам Иисус научил ее использовать простые и красивые выражения. Например, надевая покрывало, она должна сказать: «Помилуй меня, Господи, ибо я не сохранила для Тебя одного красоту моего лица».

Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках.

Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».

Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

Ему дали номер 30492 - таково было число заключенных, предшествовавших ему... Когда в конце 1945 года лагерь прекратит свое существование, нумерация уже дойдет до 180 000, не считая тех, кто был убит сразу же, не получая номера... Однажды прибыли сразу более тысячи священников-поляков.

Лагерь был разделен на тридцать блоков, три из которых были предназначены для священнослужителей; каждый блок имел четыре двойных общих помещения, каждое из которых должно было содержать по сто заключенных. Однако это число доходило и до трехсот пятидесяти, так что несколько человек должны были спать на одних нарах. Впрочем, они так исхудали, что помещались там без труда!

Они должны были работать как каторжники по тринадцать часов в день, и не было ни воскресений, ни выходных. Включая работу, переходы и переклички, день изнурительного труда начинался в четыре утра и заканчивался в девять вечера. Питание: по 250 граммов хлеба утром и вечером, обед - миска горячей воды с пригоршней красной капусты или свеклы, иногда по картофелине. Ферма, куда Титус должен был ходить на работу выращивать лекарственные травы, - надо было распахивать землю, мотыжить, выносить камни - называлась «Вилла любви». Хотя другие священники всячески старались ему помочь, они должны были поддерживать его во время перехода, так как он не выдерживал этого ритма, который был для него еще более тяжким из-за постоянных жестоких наказаний: пинков, ударов кулаком и плетью до крови. Остальные говорили, что «с ним обращались, как с истерзанным Христом».

Но никогда и ни по какому поводу из его уст не исходило ни малейшей критики в адрес его мучителей. Напротив, он сказал о надзирателе, ударившем его палкой так, что у него кровь пошла из носа: «Бедолага, мне так жаль его, я не могу на него обижаться».

В этой камере я чувствую себя как дома. О beata solitudo! (лат.: «О блаженное одиночество!»). Я один, это так, но никогда еще Господь не был мне так близок. Мне хочется кричать от радости, потому что Он вновь, в своей полноте дал мне найти Себя; я никого не жду, и никто не может прийти ко мне. Бог - мое единственное убежище, и я чувствую себя счастливым и под защитой. Я навсегда останусь здесь, если Ему это угодно. Редко я бывал так счастлив и доволен.

Все, что произошло вслед за этим, стало нам известно от одной совершенно особенной свидетельницы: от свидетельницы, чье имя не оглашается, так как ее разыскивает международная полиция по обвинению в том, что она стала причиной гибели тысяч депортированных. Это она убила Титуса и покаялась именно потому, что воспоминание о нем ее не оставляло. Тогда она была молодой девушкой и работала медсестрой, но из страха подчинялась бесчеловечным приказам врача-офицера. Фактически она приводила в исполнение все смертные приговоры. Сейчас это очень пожилая женщина, и с той поры она живет в покаянии и в муках из-за своего прошлого.

Это она рассказала «под секретом», что Титус «при поступлении в лазарет уже был в списке мертвых».

Это она рассказала об опытах, проводившихся над больными, в том числе и над Титусом, и о том, как против ее желания ей врезались в память слова, с которыми он переносил жестокое обращение: «Отче, да будет не моя воля, но Твоя».

Это она рассказала о том, что все больные ненавидели и обзывали ее самыми обидными словами; и о том, как она была поражена, что этот старый священник обращался к ней с деликатностью и уважением отца: «Однажды он взял меня за руку и сказал: "Какая Вы несчастная девушка, я буду молиться за вас!"»

Это ей заключенный подарил свои жалкие четки, сделанные из меди и дерева, а когда она раздраженно сказала, что они ей не нужны, потому что она не умеет молиться, Титус ответил ей: «Не обязательно читать полностью "Ave Maria"; говори только "Молись за нас, грешных"».

Это ей в тот день, 25 июля 1942 года врач отделения дал шприц с сенильной кислотой, чтобы она ввела ее в вену Титуса. Это был привычный жест, медсестра уже выполняла его сотни раз, но несчастная вспоминает: «Весь тот день мне было плохо».

Инъекция была сделана без десяти два; в два часа Титус умер: «Я находилась там, когда он скончался... врач сидел у постели со стетоскопом, для видимости. Когда сердце перестало биться, он сказал мне: "Эта свинья издохла"».

Эта девушка из семьи магистратов и консулов, прекрасная как ангел, решительно отказалась поклониться идолам; она с радостью подставила лицо под удары, пожертвовав его красотой... не пролив ни единой слезинки и не издав ни единого стона. Но никто не смог отнять у нее красоту души до тех пор, пока меч наконец-то ни дал ей смерть, которой она искала...

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Я надеюсь, что Мари (старшая из дочерей) будет доброй девушкой, но я хотела бы, чтобы она была святой, и я хотела бы видеть святой и тебя, милая Полин. Я тоже хотела бы стать святой, но не знаю, с чего начать, - так много надо всего сделать, что я ограничиваюсь желанием. Я часто говорю в течение дня: «Боже, как бы я хотела быть святой!» А затем не делаю добрых дел! И однако же, пора бы начать...

Всякое тело стремится туда, куда влечет его сила тяжести: камень падает вниз, огонь поднимается вверх (...).

Мы настолько счастливы, насколько святы…

У меня нет ничего своего собственного, кроме моей воли... и я, по милости Божьей, готова и полна решимости во что бы то ни стало никогда и ничего не делать по своей воле...

Чтобы быть всегда с Тобой на Небе, я хочу разделить с Тобой здесь, на земле, все горести этой долины слез. Я хочу сильно любить Тебя, идя на жертвы, на крест, на страдания.

Иисус мой, заклинаю Тебя твоими святыми ранами, вели мне скорее тысячу раз умереть, чем совершить хотя бы один поступок, который бы заметили!

Смиренный человек легко приобретает все другие добродетели, а без смирения святость переходит в прелесть, и все подвиги совершаются ради тщеславия. Избави, Господи!

***

Святость есть начало будущей жизни вечной. Все святые достигали святости не иначе, как путем долгой и трудной борьбы со всеми земными пристрастиями, путем обуздания своей плоти постом, трудами, молитвами и другими подвигами благочестия. Своими мыслями, желаниями, чувствами и стремлениями они прилеплялись к Богу и духом своим сливались с Ним воедино.

Сами ли они по своей воле, подвигам и стараниям достигли такой духовной высоты? Нет! Господь Сам избрал их и избирает во все времена на подкрепление и врачевство немощных и слабых в вере. Он Сам дает им силы для несения жизненного креста, дает им совершенство святости, дар исцелений, прозорливости и другие благодатные дарования, которые они употребляют на благо людей. Ни одним дарованием они не распоряжаются по своей воле, но сообразуются с волей Божией и Промыслом Его в делах спасения людей. Возможно ли это и для нас, грешных? Да… возможно. Инок пишет: «Благодать Божия сама подготовляет и предочищает себе избранные сосуды и жилища. Сами мы – бессильны сделать себя достойными ее вместилищами, бессильны удержать греховные наклонности, погасить страсть, умертвить похоть и обезопасить себя от такого множества душерастлевающих влияний со стороны врага спасения…

Но – если так, не ослабляет ли вину нас, грешников, то, что благодать Божия миновала нас своим избранием? – Нет, потому что и от нас зависит то, чтобы она нас не миновала! Иначе, как возможно было бы, что в лике святых оказались бывшие самыми отъявленными, отчаянными грешниками и грешницами?


+++

ПОМНИ два помысла, и бойся их. Один говорит: ты - святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я - великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей, и простит мне грехи мои.

Верь так и будет тебе это: простит Господь. Но на подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался. Один подвижник мне говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько поклонов каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку.

Так не за подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и любить всех, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет Своею благодатью.

Старец Силуан Афонский

+++


…Подобное познается подобным, и Бог познается святостью. Нас приближает к Богу то, чем мы сродны с Богом. Мы сродны с Богом свойствами, которые отражаются в нас от Бога действием в нас Духа Святого. Ступень к богообщению есть святость. Состояния святости не надо рассматривать, как совершенную безгрешность, а как отдельные моменты христианского доброделания, моменты утверждения в человеке плодов Духа Святого, например, мира в сердце. Состояния святости утверждаются в нас борьбою с греховностью, побеждением тех или иных греховных состояний души и тела. Борьба эта болезненна, соединена с крестом, подвигом, но ведет к святости. Конечная цель есть богообщение, но путь к нему есть святость. Бог открывается нам в результате нашего хотения и подвига. «Бог бо еси действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. II.13). Он являет нам свою благость, светит добрым и злым, так как Бог есть любовь. Как узнать духовную жизнь? Духовная жизнь познается по плодам ее. Источником духовной жизни является Дух Святой. Плоды Духа Святого созидаются в порядке сочетания с благодатью Божией воли человеческой, направленной к борьбе с грехом. Плоды Духа Святого, по апостолу Павлу, суть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. V,22). Дела же плоти такие, что о них лучше и не говорить: по словам апостола, это «прелюбодеяние, ссоры, блуд, нечистота» и т.д. (Гал. V, 19). В мире плоды Духа Святого видны прошедшими через человека, что мы наблюдаем у святых людей, которые живут жизнью святой, духовной, небесной. Жизнь святая, духовная, небесная – это синонимы. Сам Христос – воплотившийся Бог-Слово – пришел в доступную нам обстановку, чтобы мы не устрашились блистания Божества и через человека могли усваивать Божественное, чтобы эта небесная жизнь в царстве света делалась достоянием нашего сердца и нашей жизни. Пребывание Христа на земле было раскрытием для людей божественной жизни в земных условиях. На земле Христос приоткрыл блистающую Божественную славу Свою, как сие совершилось при Преображении Господнем на Фаворе: «На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша».

Отображение Бога в нас в меру нашего очищения является для нас благом. Когда в человеке действует Дух Святой, в нем водворяются мир, кротость, радость о Духе Святом. Происходит просветление грешного человека, или его преображение. Человек, подвигом преодолевая темные силы, дает в сердце своем место Богу до меры царения Божия, когда жизнь неба – Царство Божие – водворяется в его сердце. С воцарением Господа начинается царство Божие в нас, и сердце становится вместилищем действий Духа Святого. И это может быть достоянием каждого из нас. Люди, пребывающие в таком состоянии, в результате стяжания Духа Святого, кажутся достигшими счастья. Стяжание Духа Святого – это самая необходимая задача нашей жизни, несущая нам благо, как сему научаемся у преп. Серафима Саровского.

Водворение в человеческой душе святости есть побеждение греховной природы, которая является естественным нашим состоянием после грехопадения. Когда мы боремся с греховными состояниями, мы отвоевываем в сердце место для действий Духа Святого. Действие Духа Святого несет нам состояние мира, что есть подлинная реальная жизнь. Этот мир достигается каждодневным борением, побеждением греховности, свойственной душевному человеку. Душевное есть естественное, природное. Все доброе в естественном человеке есть Божий дар. Христианин должен воспользоваться им для созидания в себе духовной жизни. Духовное есть то, что творческими усилиями нашей воли созидается нами при помощи Божией на естественных состояниях человека. Христианин живет с известным заданием: плохое в себе побеждать, а хорошее приумножать. Такая жизнь не приходит сама собой и сразу, а является результатом подвига, приближения к Богу-Отцу, как у блудного сына, который, испытав много лишений, наконец решил вернуться к своему отцу. Он встал и пошел к отцу, а отец вышел ему навстречу.

Происходит взаимное действие Бога и человека. Чтобы достичь духовных состояний, как, например, мира, кротости, нужно употребить много усилий и труда. На усилие и старание Господь отвечает своей благодатию, и возникает совокупность состояний, которые роднят нас с Богом. Этот процесс называется спасением души. При побеждении греховного выявляется подлинный образ человека. Преодоление нашей самости не уничтожит нашей индивидуальности. Человек через грех обратился в прах и пепел, стал ветхим. Совлечение ветхого человека, восстановление его истинного образа есть возврат к Богу.

Бог есть мирное устроение в чувствах, мыслях, воле. Преодолевая средостение нашей плотяности, телесной греховности, мы, действием благодати Божией, переходим в состояния святости, поскольку в нас отображается Бог. Эти моменты победы над грехом и суть действия Духа Святого, т.е. жизнь духовная, святая.

Архиепископ Сергий Пражский

+++

Святые не проявляют себя каким-то необыкновенным образом, а святость их часто остается невидимой для человеческих глаз. Потому что, как правило, духовные явления узнаются не телесными, а «сердечными очами», которые открываются благодаря чистоте, смирению и любви.

С внешней точки зрения, святые никак не выделяются и не отличаются наружностью от остальных людей. Те, кто встречают их в повседневной жизни, не зная, кого видят, общаются с ними как с обычными людьми. Одни святые очень нервозны: у них бывают тики; другие очень резки в общении. Есть и такие, которые ужасно медлительны. У некоторых бывают телесные изъяны. Все это потому, что в святых произошла победа над ветхим человеком, но не над внешним. Святые еще не достигли полного преображения, и ветхий человек все еще продолжает проявляться через внешнее. Эта видимость может ввести нас в заблуждение и скрыть от нас то, что внутри.

Что касается духовного совершенства, являющегося главным признаком святости, следует знать, что это — не человеческое совершенство, но совершенство Бога в человеке. Святость всегда отсылает нас к Богу. В великом славословии поется: «Ты еси един свят!», а во время литургии произносится возглас: «Святая-святым!» -и хор отвечает: «Един свят!»

Богослов Жан-Клод Ларше

Не проси земного


Нужно за всё говорить: «Слава Богу!» Мы недостойны получать и то, что нам Господь посылает
(иеросхимонах Аристоклий,
подворье Афонского монастыря в Москве)


Как спастись? Некоторые отвечают, что надо молиться Богу. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасёт его. Единственная цель нашей жизни в том, чтобы искоренить страсти и заменить их добродетелями. Нам присущи все страсти, но одни в большей степени, а другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против неё вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно - задушат. Победив одну страсть, надо переходить к искоренению другой и так далее
(преподобный Варсонофий, Оптина пустынь)

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, но покаяние его неизвестно. Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмём правила для себя: осуждающим не верить, никогда не говорить худо об отсутствующих. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чём кого осудишь - в том и сам побудешь», «Знай себя - и будет с тебя»
(старец Симеон, Псково-Печерский монастырь)

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь так: «Предаю, Господи, себя, детей своих, родных и ближних в Твою святую волю». Особенно сильны молитвы близких, матери, друга - они имеют великую силу
(преподобный Серафим Вырецкий, был духовником Александро-Невской Лавры)

Спасение даётся только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу. А то думают - умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается, земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот всё терпит
(преподобный Феодосий Кавказский)

Не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя). Здесь мы странники, пришельцы, а у странников нет покоя в чужой стране. Они шаг за шагом идут вперёд, чтобы скорее достичь родного отечества - дома Божия, Царствия Небесного. Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти. Никто и не может взять с собою ничего, приобретённого ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера и добрые дела идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет - ни друзья, ни родные
(преподобный старец Севастиан Карагандийский)