Краткая биография: Черный Саша. Краткая биография Саши Чёрного

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вступление

Раздел 1. Русский писатель Александр Михайловича Гликберг (Саша Черный)

1.1 Биографический анализ

1.2 Юность великого сатирика

Раздел 2 Творчество Саши Черного

2.2 Жизненные образы в творчестве Саши Черного

Приложения

Вступление

саша черный гликберг

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейные противоречия, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В.Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. В русской художественной культуре конца Х1Х - начала ХХ столетия получившей распространение декадентство, обозначаются такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Понятие "модернизм" включало многие явления литературы и искусства ХХ века, рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в девяностые годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. Серебренный век русской литературы дал начало многим течениям в искусстве. В этот период расцвета литературы жил и творил Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг 1880-1932 гг.). Расцвет творчества Черного пришелся на период октябрьской революции. Он попал в первую волну эмиграции. Большевистский переворот Саша Черный не принял. Осенью 1918 года он уехал в Литву. Некоторое время жил в городе Вильно. Затем в Каунасе. С Каунаса в 1920 году перебрался в Берлин. На творческий путь поэта, повлияла его трудная жизнь. Тяжелое детство, недостаток родительского любви и их строгость, раннее бегство из дома и лишения, все это кардинально изменило мировоззрение будущего поэта, прозаика и переводчика. Сделав его неповторимым мастером «слова».

Творчество поэтов эмигрантов редко выносится на всеобщее рассмотрение. В большинстве случаев считается, что они привнесли незначительный вклад в развитие отечественной литературы.

С помощью этой курсовой работы, я постараюсь показать, на примере Александра Михайловича Гликберга (Саша Черный), что поэты периода эмиграции внесли весомый вклад в развитие литературы. Возможно, мне удастся на своем примере, хоть немного подтолкнуть исследователей к более глубокому рассмотрению данной проблемы.

Актуальность проблемы. В данной работе предпринимается попытка убрать завесу тайны над жизнью и творчеством Саши Черного (О.М.Гликберг). Многие исследования были направлены на изучение более молодого поколения эмигрантов, забыв о вкладе в развитие литературы, таких поэтов как Саша Черный. И поэтому я считаю, что более глубокое разбирательство в жизни и творчестве Саши Черного уместно в данный период времени. Объектом исследования является творческое наследие Саши Черного (О.М. Гликберг).

Предмет исследования - жизнь и творчество Саши Черного.

Цель работы направлена на рассмотрение и изучение творческого наследия Черного (О.М. Гликберг), как представителя «Серебряного века» русской литературы.

Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующее:

1) Проследить жизненный путь Саши Черного (Гликберг О.М.);

2) Изучить и систематизировать информацию найденную по данному вопросу;

3) проанализировать и сделать выводы относительно творчества поэта

Новизна данной работы заключается в том, что, тщательное изучение жизненного пути поэта, поможет открыть тайну его литературного наследия. Структура курсовой работы состоит из вступления, 2 разделов, выводов, списка использованной литературы и приложений. Практическая значимость. Данную курсовую работу можно использовать как методическое пособие для обучения, и с его помощью проводить уроки и лекции посвященные жизни и творчеству О.М.Гликберга.

1. Александр Михайлович Гликберг (Саша Черный)

1.1 Биографический анализ

Саша Черный один из поэтов и прозаиков Серебрянного века. Я для подготовки своей работы просмотрел и перечитал множество источников информации. Каждый источник давало, что-то новое в познании Черного как творца. Большая семья, строгие и порой равнодушные родители, тяжелое и очень бурное детство вперемешку с благополучной и местами счастливой юностью - это все отразилось в творчестве знаменитого поэта, прозаика, переводчика и очень талантливого человека. Саша Черный один из поэтов и прозаиков Серебрянного века.

Начну с биографии. Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в Одессе в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Отец - провизор, Мендель Гликберг родился в 1852 году. Дед - купец, торговец железными товарами. Мать- Мария Гликберг родилась в 1857, это ее девичья фамилия, о чем есть запись в учетной книге регистрации новорожденных Государственного архива Одесской области. Отец и Мать Черного были однофамильцами. Родственные связи отбрасываем, поскольку: Тора запрещает связывать узы брака с кровными родственниками и раввинат не зарегистрировал бы этот брак. Брак был зарегистрирован 8 июля 1877, о чем можно судить из документа ГАОО о регистрации браков евреев. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Вот что впоследствии поведала жена Черного: «Никто никогда ничего ему не дарил, когда он был ребенком. И когда он, за неимением игрушек, находил в доме что-нибудь, что можно было бы приспособить для игры, его наказывали». Поэтому замкнутость, которую отмечают современниками, и нелюдимость писателя во многом сформировалась под влиянием семьи.

Еще один тяжелый этап юной жизни Саши Черного наступил с момента вступления в школу. В то время еврейском мальчику получить образование было не просто трудно, а практически невозможно. Поэтому пришлось сначала приобретать домашнее образование. В гимназию вне «процентной нормы» удалось поступить только после того, как его окрестили в десять лет, да и то - в Белой Церкви. Однако вскоре обучение обернулось неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу.

Вот с этого момента начинается можно новая стадия жизни Черного, с большим количеством приключений и трудностей, радости и сожаления. Когда Саше исполнилось 15 лет, он сбежал из дома. Сначала беглеца приютила тетка, сестра отца, которая отвезла его в Петербург, где он продолжил учение в гимназии. Однако был отчислен из гимназии за несданный экзамен по алгебре. Беглец оказался в катастрофическом положении, без всяких средств к существованию. Написал отцу и матери, умоляя о помощи, но те наотрез отказались от блудного сына. Неизвестно, что случилось бы с мальчиком, если бы не случайное стечение обстоятельств, что очень положительно повлияли на его жизнь.

В судьбу будущего поэта вмешалась счастливая случайность, в образе двух добрых и душевных господ. Александр Яблонский и Константин Роше стали спасительным случаем для Саши. Нашлись сердобольные люди - помогли, кто чем мог. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноше, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его печальной судьбе на страницах петербургской газеты «Сын Отечества» - одного из крупнейших изданий того времени. Статья попала на глаза крупному житомирском чиновнику Константину Константиновичу Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Гликберг в конце 1898 году оказался в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной. Здесь прошли его молодые годы. Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором: не помогло даже заступничество столь влиятельного человека и вскоре ученика отчислили «без права поступления».

Константин Константинович Роше, сыграл в дальнейшем очень большую роль в жизни Саши. Роше родился 29 декабря 1849 в семье военного инженера. И получил хорошее образование и воспитание. До. До. Роше, большую часть своих дней прожил в Житомире. Долгое время был членом правления Волынской губернской присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных изменений власти в Житомире в период гражданской войны помогал людям, имевшим на то необходимости.

Константин Константинович, был глубоко верующим натурой, эту веру пытался привить и своему приемном сыну, Саше. Роше был благородным и склонным к жалости к ближнему бедных людей. В годы первой мировой войны он помогал таким, кто сильно нуждался. Он очень любил и уважал крестьян за их труд, и всегда стремился им помочь. Вот что он писал об их труде:

«Кто все терпит во имя Христа, Чьи не плачут суровые очи,

Чьи не ропщут немые уста,

Чьи работают грубые руки,

Предоставив почтительно нам

Погружаться в искусство, науки,

Предаваться мечтам и страстям.»

В 1920-х годах Константин Константинович стал одним из организаторов житомирского Свято - Николаевского братства. После неурожайного 1898 года Роше организовал Волынскую столовую в голодных местах Поволжья. У К. Роше не было детей, он усыновил мальчика Сергея, но тот вскоре умер. Поэтому когда, он прочитал статью о Саше, он с радостью откликнулся.

Так же следует отметить, что К. Роше обладал даром к стихосложению и его стихи были наполнены любовью, нежностью и добротой к людям, окружавшим его. И очень сильное влияние на его творчество делал и тот факт, что он был очень Бога любивым, и Бога боязливой человеком. Эти пункты своего творчества, Роше очень хотел передать Черном, но Саша уже и в юности отличался саркастическим восприятием окружающего мира.

Роше не стремился добавлять свои стихи популярности. Свое умение управлять рифмой он использовал в качестве оружия против беззакония, а не как попытку прославиться. Вот что он пишет в своем произведении под названием «Завещание»:

«Умру, но песнь хвалебную мою, Что Богу моему от сердца я пою -

С любовью, с чувством умиленья, -

В пыли архивной, может быть, найдут,

И снова в храме Божием споют.»

Константин Роше так и не сумел передать свои эмоциональные позивы юному Саше Черном, в будущем великому поэту и прозаику.

1.2 Юность великого сатирика

В 1900 году Александр был призван на военную службу. Военная служба оставила большой след в жизни Черного. Отслужив два года на правах добровольца в восемнадцатом пехотном Галицком полку (Житомир), был уволен в запас. Трудовую деятельность начинает на таможне в городке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией. По возвращении в Житомир, работал мелким чиновником в Службе сборов. Здесь он познакомился со своей будущей женой. В этот же период Саша стал служить «жестокому богу литературы». Он сотрудничает в газете «Волынский вестник», открывшийся 1 июня 1904 года. Первые его стихи были опубликованы под псевдонимами «Сам по себе», «Мечтатель» и др. Но подлинное рождение поэта - Черного - произошло в Петербурге, куда он, увлекаемый честолюбивыми мечтами, переехал в 1905 году, и где начал работать в налоговой службе Петербургско-Варшавской железной дороги.

Иронический склад ума был присущ Александру генетически и это было пожалуй, единственным спасением от отчаяния. Однако эта ирония, обращенная на социальные реалии, выглядела до того шокирующе, что первая же публикация политической сатиры «Чепуха» в журнале "Зритель", номер 23 от 27 ноября 1905 года, привела к скандалу и закрытию журнала.

Это был тяжелый период в творчестве Черного, поскольку его стихи были очень востребованы народом, а печать накладывал на них цензуру. В тот период не каждый поэт мог без страха коснуться тем, звучащих в стихах Черного и сатирическое мастерство с которым он преподносил свои произведения, очень нравились читателям.

Саша Черный женился рано, в Петербурге, на своей начальнице Марии Ивановне Васильевой, которая был значительно старше и практичнее поэта. Свою жену - ученицу видного профессора философии А.И.Введенського и родственницу, известного во всей России купца Елисеева, - Саша Черный немного побаивался. Никаких любовных романов за ним не числилоь, он был скромный семьянин. Союз оказался крепким, несмотря на разницу в возрасте, в положении и образовании. Свадебное путешествие летом 1905 молодожены провели в Италии. По возвращении Саша Черный решает оставить ненавистную конторской службу, чтобы целиком отдаться литературной деятельности.

В 1906 году вместе с женой Саша Черный уезжает в Германию, где больше года слушает лекции в университете, общается с философами, что сказалось и на его мировоззрении, и в творчестве.

Саша Черный проучился два семестра в Гейдельберге в 1906 - 1907 году. Годы относительного благополучия в Германии совпали с тяжелым для России временем после революции 1905 года. Отсюда такая саркастическая реакция поэта на наблюдаемую им действительность. Даже в почти доброжелательных стихотворных зарисовках Гейдельберга Черного "Улица в южногерманском городе" здесь и там торчит шипы раздражение на, так сказать, мещанский уют старинного городка.:

«Прекрасные люди! Ни брани, ни давки.

А Фриды и Францы, и Минны, и Максы. .. » Приложение 1

Ресторанчик "Perkeo", упомянутый Сашей Черным, существует до сих пор.

Язвительная муза Черного не дала поэту продержаться в Гейдельберге дольше двух семестров. Все-таки атмосфера города определялась консервативными студентами-корпорантами из самой Германии, а вовсе не революционно настроенными студентами-эмигрантами из России. К мещанским удобствам, к европейской ухоженности немецкой жизни посетителей с востока относились в начале двадцатого века с нескрываемым презрением. Стихи невероятно популярного в то время в России Черного - прекрасный камертон общественных настроений и прежде всего напряжения, которое не только нарастало и в межгосударственных отношениях, но закрепляло старые стереотипы восприятия россиянами немцев силой поэтического медиума.

«Размокшие от восклицаний самки,

Облизываясь, пялятся на Рейн:

“Ах, волны! Ах, туман! Ах, берега! Ах, замки!”

И тянут, как сапожники, рейнвейн.

Мужья в патриотическом азарте

На иностранцев пыжатся окрест

И карандашиками чиркают по карте

Названия особо пышных мест... Волна поет... А за спиной крикливо

Шумит упитанный восторженный шаблон.

Ваш Рейн? Немецкий Рейн? Но разве он из пива,

Но разве из колбас прибрежный смелый склон?...» Приложение 2

Саша Черный, конечно, не лез в карман за словом никогда и не давал спуску и своей Отчизне. Но от такого презрения к чужой бездуховности все-таки немного коробит и сто лет спустя. Вскоре Саша Черный возвратился в Петербург. По возвращении в Петербург - он постоянный автор нового журнала «Сатирикон» вместе с А.Аверченко, П.Потемкиным, Н.Теффи, С. Маршаком. Саша Черный стал бесспорным поэтическим лидером «Сатирикона» в 1908 - 1911 годах, завоевав всероссийскую известность. Его стихи, особая смесь желчи и горечи, соли и простодушия, дерзости и детскости, в эти годы были у всех на устах. Как вспоминал К.И.Чуковский, «получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихи Саши Черного. Не было такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть. Он попал, так сказать, в самый нерв эпохи, и эпоха закричала о себе его голосом» .

После выхода книг «Сатиры» и «Сатиры и лирики» в 1911 году, Саша Черный как бы исчезает из литературной арены. Неожиданно для всех порвал с «Сатирикон» - раз и навсегда. Ушел из журнала без всяких объяснений и видимых причин. Остается только гадать, что заставило его решиться на такой шаг. После разрыва с «Сатирикон» (1911) Черный продолжал печататься в различных популярных изданиях: газетах «Русская молва», «Киевская мысль», «Одесские новости», журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник», в альманахе «Шиповник» и др.

В 1911 году состоялся дебют Саши Черного в детской литературе - стихотворение «Костер». Летом 1912 года он посещает на Капри М. Горького. Алексей Максимович привлекает Сашу Черного к участию в сборнике произведений для детей «Голубая книга». После этой знаменательной встречи вышла его первая детская рассказ «Красный камешек», в 1914 году - «Живая азбука» в стихах, ставшая знаменитой, в 1915 году книга стихов для детей «Тук-тук». Произведения для маленького читателя занимают в творчестве Саши Черное все больше места. Сам приход писателя в детскую литературу обставлен рядом примечательных событий. Дело в том, что тяжелая психологическая травма, нанесенная ему в детстве (атмосфера жестокого психологического гнета в семье, бегство и многолетние скитания по России), предоставили много существенных черт его личности и творчества. «По характеру болезненно застенчивый, непрактичный, желчный, такой, что плохо сходится с людьми, Саша Черный резко менялся, но когда общался с детьми, - тогда он становился веселым и нежным». . Не случайно одна из его лучших детских книг получила название «Детский остров».

Действительно, мир детства был для писателя тем утопическим островом идеальной любви, веселья и покоя, куда ему хотелось уйти от пошлости современной ему жизни и обременительных воспоминаний о прошлом.

Иными словами, приход Черного в детскую литературу во многом обусловлен тем, что у самого писателя детства вообще не было.

Отсюда - психологически вполне объяснимо желание компенсировать эту тяжелую утрату, создать воображаемый мир детства в художественном творчестве. К тому же жизнь сложилась так, что у писателя никогда не было собственных детей, явилось для него и личной драмой, и источником творчества.

В Первую мировую войну поэт отправляется на фронт, где служит в 5-й армии «рядовым добровольцем». Неприспособленный к ратному делу солдат не смог выдержать ужасов войны, впал в тяжелую депрессию и был помещен в госпиталь, а затем продолжил службу в санитарной части. Страшной правде о войне посвящена книга стихов Саши Черного «Жажда», изданная уже в эмиграции - в Берлине, в 1923 году.

Это был очень тяжелый период в жизни Черного, все увиденные им военные ужасы, сломили его психику. И Мария Ивановна, его верная жена всегда находилась с ним рядом. С ее помощью Черный вскоре встал на ноги.

В 1917 году Саша Черный переведен в Управление военных сообщений в Пскове. После февральской революции, назначен Временным правительством заместителем комиссара Северного флота. В мае посещает революционный Петроград. В конце лета 1918 года, перед вступлением Красной Армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Псков стал переломным городом в творческой судьбе Саши Черного.В эмиграционные года Черный с новой силой начинает вплотную заниматься своим творчеством.

«В маленькой берлинской пивной он устроил нечто вроде артистического кафе, в котором собиралась эмигрантская русская художественная интеллигенция. Черный регулярно печатался в газетах «Керми» (Берлин) и «Сегодня» (Рига), редактировал альманах «Грани» (Берлин, 1922-1923). В 1923 в Берлине вышла третья книга его стихов «Жажда», окрашенная чувством ностальгии по России. Летом 1923 Черный уехал в Италию, а в марте 1924 перебрался в Париж. Здесь он сотрудничал в еженедельнике «Иллюстрированная Россия», в «Российской газете», в газете «Последние новости» и в 1931 году - в возрожденном «Сатириконе». В этот период большое место в творчестве Черного заняла проза - озорные «Несерьезные рассказы» (Париж, 1928) и оригинальные по жанру, основанные на народной мудрости «Солдатские сказки» (вышли отдельной книгой, Париж, 1933 после смерти Черного)».

С 1924 года Саша Черный живет во Франции. Сотрудничает в парижских газетах «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Перезвони» и журнале «Сатирикон». Его деятельность связана с популяризацией русской культуры за рубежом. Он устраивает литературные вечера в студии Ф.Малявина, ездит по Франции и Бельгии с выступлениями перед русскоязычной публикой, ежегодно участвует в «Днях русской культуры», выпускает альманах для детей «Русская земля», который знакомил их с историей и творчеством русского народа.

В сборнике «Несерьезные рассказы» (1928) и в повести «Странное лето» (1929) Саша Черный обращается к старой России. Его произведения наполнены беззлобно смехом, юмором, светлой грустью о безвозвратно покинутой родине. В рассказах «Комариные мощи», «Мелкоземельний грипп», «Провансальские страницы», «Собачий парикмахер», «Прогулка в Кабассон» и других. Он изображает убогий быт эмигрантов, лишения, унижения и, в то же время их душевную стойкость и чувство собственного достоинства - качества, присущие даже «маленьким» людям. В подражание Некрасову он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1930-1931).

В 1929 году поэту удалось приобрести участок земли на самом юге Франции, на Лазурном берегу в городке Ла Фавьер. Там он построил собственный дом, ставший настоящим культурным центром: сюда приезжали и долго гостили русские писатели, художники, музыканты. Его смерть до сих пор окутана некоторой тайной, различные источники излагают ее по-разному. Но точно известно одно, что жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: 5 августа 1932 вспыхнула одна из ферм по соседству. Саша Черный, рискуя жизнью, помогал тушить пожар, а потом, придя домой, почувствовал резкую боль в сердце, прилег на диван отдохнуть и больше не поднялся. Был приступ, очень сильный и сердце его не выдержало. Когда в 52 года Саша Черный умер, Микки лег к нему на грудь и умер от разрыва сердца. В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая волшебная тень» . Прах Черного (Александра Михайловича Гликберга) покоится на кладбище Ле-Лаванду в департаменте Вар. На могильной плите, согласно завещанию, высечено из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный».

Жена Александра умерла в 1961 году - единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было. После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили памятную доску, чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта. Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах.

Сбылись его пророческие слова: «Земная жизнь - как беженский этап, только в вечности устроимся мы крепко» . Саша Черный окончательно обосновался в вечности - в русской литературе. Его широко переиздают, и он поражает читателей двумя гранями своего таланта: с одной стороны - насмешливый и ядовитый сатирик; с другой - нежный и почти тихий лирик. В нем мирно уживаются колючесть и благость, бунтарство и кротость, сатирические стрелы и лирические вздох. Он был поэтом и «трещина мира» прошла через его сердце

Кстати, к вопросу о памяти. Одеса помнит, что в ней родились Бабель и Катаев, Багрицкий и Ахматова, Ильф и Петров. Но самым-то первым из знаменитых писателей в ней родился Саша Черный! Белая Церковь помнит, что в ней бывали Пушкин и Шевченко, Нечуй-Левицкий и Паустовский, но то, что в ней прошло детство Саши Черного, ее жителям не запомнилось. А Житомир, где он учился во второй гимназии, где печатал свои первые произведения? Житомир, где он прожил пятнадцать лет, - неужели и Житомир его не запомнил? В двенадцатитомной Украинской Советской Энциклопедии имени Саши Черного нет. Есть астроном Сергей Черный, писатель Кузьма Черный, кинооператор Михаил Черный, но поэта Саши Черного в этой энциклопедии нет. И в статье о городе Житомире, где названы лучшие люди, которые удостоили Житомир рождением или просто посещением, имени Саши Черного тоже нет. Похоже, что люди, которые принесли популярность нашей «малой родине», стали уходить из памяти людской как старинные дома, упадок и рушатся под натиском времени.. Саша Черный прожил жизнь полную опасности, трудности, славы и дружбы, любви и ненависти. Героические поступки и путешествия остались позади, и о них остались лишь летописи.

2. Творчество Саши Черного

2.1 Творческий полет над водами Сены

А у него, - наверное, это кому-то покажется смешным, - у него Собачий парикмахер.

«Быть может, в древности он был бы мудрецом,

В углу, на площади сидел, лохматый,в бочке

И говорил глупцам прохожим правду

За горсть бобов…

Но современность зла:

Свободных бочек нет,

Сограждане идут своей дорогой,

Бобы подорожали

Псы обрастают шерстью,

И надо же кому-нибудь их стричь»… Приложение 3

Это его литературный герой. Диоген, стригущий собак на набережной Сены. Такой же прямолинейный, иногда грубый, но такой, что всегда говорит только правду. Старый интеллигент, который задержался каким-то чудом на земле, когда кончились времена интеллигентов.

Вот тогда и кончились времена интеллигентов. «В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенции» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками русского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбой своего отечества; стремление к социальной критики, к борьбе с теми, мешающим национальному развитию; способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным». Благодаря группе российских философов «серебряного века» интеллигенция стала определяться в первую очередь через сопоставление официальной государственной власти» .

При этом понятия «Просвещенный класс» и «интеллигенция» были частично разделены - не каждый образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отставленное» правительство. Критическое отношение к царскому правительству обусловило симпатии русской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

И это пишет поэт-юморист, что смешил когда всю Россию. Почему же

Приехав сюда, он не стал смешить Францию? Франция любит смеяться еще со времени Рабле, смехом в ней больше заработаешь, чем слезами. Если бы он тогда не уехал. В 37-м ему было бы 57, в 49-м - 69. Но он умер в 32-м. За несколько лет до того, как в России стали умирать его друзья. А родился он в 1880-м, в один год с Блоком, и это означает, что и о нем Блок сказал:

Мы_- дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего

Поэты не привязаны к каким-то одним временам, лучшие из них становятся современниками многих времен и поколений. Правда, другие времена не всегда понимают, или наоборот, настолько хорошо понимают, что отказываются печатать этих своих современников из других времен. Так, поэта, что смешил всю Россию, не печатали в России более сорок лет. Но читатели его не забыли и повторяли слышанное и передавали от поколения к поколению:

От русского флота остались одни адмиралы…

Потому что дети страшных лет

России забыть не в силах ничего.

Из журналов, критиковавших реакцию 1908-1912 годов, один пользовался особым успехом и назывался он «Сатирикон». Много сегодняшних читателей знают о популярном в свое время петербургский журнал "Сатирикон"? Вряд ли. Между тем это было издание веселое и едкое, саркастическое и злое; остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавный анекдот сменялся политическим шаржем. В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как А. Аверченко и В. Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.АНДРЕЕВА, А.Толстой, Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиева, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок - с 1908 по 1918 годы - российский сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал, по словам современника, "направление в русской литературе и незабываемую в ее истори эпоху".

«В период расцвета «Сатирикона» в Петербурге в 1911 году издатель М.Г.Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Общую историю, обработанную "Сатириконом". Авторами этого пародийно-сатирического произведения, воспроизведенного сегодня именно по изданию 1911, были Тэффи, В.Димов, А.Аверченко иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А.Радаков, А.Яковлева, А.Юнгер и Ре-Ми (Н.Ремизов) ». . Редактором «Сатирикона» был талантливый и остроумный писатель А. Аверченко, который не только редактировал, но и много писал для журнала (впоследствии эти два вида деятельности разделились: одни писалы другие редактировали). Но главной его заслугой было то, что он собрал в журнале лучших сатирических писателей того времени. В первом номере «Сатирикона» были напечатаны или то смешные, или то печальные стихи:

Все в штанах, скроенных одинаково,

При усах, в пальто но в котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах.

Вот такой человек, пришедший прямо с улицы и ничем не отличающийся от других, стал постоянно появляться на страницах «Сатирикона». Уже в следующем номере журнала он сообщил читателям важную новость:

Губернатор едет к тете

Нежны кремовые брюки

Пристяжная на отлете

Вытанцовывает штуки.

Это ваш слуга покорный,

Он зовется «Саша Черный»...

Почему? Не знаю сам.

Так впоследствии объяснял поэт происхождение своего псевдонима.

А все-таки чем? Как случилось, что Александр Михайлович Гликберг, сын провинциального провизора, родившийся в Одессе, детство проведший в Белой Церкви, а отрочество, юность и значительную часть молодости в Житомире, переехав в столичный город Петербург, стал знаменитым писателем Сашей Черным? И почему именно Черным, а не Белым? Белый в литературе уже был. Андрей Белый в то время был хорошо известен как символист, то есть поэт, весьма далекий от проблем не только Житомира, но и самого Петербург. А поэт Александр Гликберг был близок к этим проблемам. Да, возможно, для контраста с возвышенным - Андрей Белый, - это приземленное, будничное, не из книг, а из жизненных разговоров: Саша Черный. Его слушала вся Россия, он имел всероссийский успех, в том числе и в полиции, которая закрывала журналы, которые печатали его, и даже арестовала его первую книгу - «Разные мотивы».

«Корней Иванович Чуковский, не только современник, но и добрый знакомый Саши Черного, сравнивал его маску с маской Козьмы Пруткова, - с той разницей, что авторы Козьмы Пруткова, - создали эту маску от себя отдельно, я Саша Черный надел ее на себя. У Кузьмы Пруткова маска всегда остается маской, даже в лирических стихах подчеркивается их нелепая, пародийная суть. А у Саше Черном его маска словно прирастает и его сатиры звучат как лирика. Не потому ли он оставил себе псевдоним Саша Черный, чтобы не было соблазна заговорить от себя? От себя он заговорил только тогда, когда оказался не у себя. В эмиграции маска ему не понадобилась. »

Ко времени своего прихода в «Сатирикон» Саша Черный был уже автором книги стихов, арестованной в годы революционного подъема, и реакция, которая наступила, дала ему для творчества такой богатый материал. В самый ее разгул вышла главная книга его стихов, которую он так прямо и назвал: «Сатиры».

Вопрос о патриотах злободневный и сейчас, так как многие из них оказались обычными казнокрадами. Но вопрос был задан Сашей Черным еще в 1911 году. Вопросы нередко дольше живут, чем ответы.

Так во имя чего же? Во имя чего? Сейчас уже можно признать, что это выражение раньше понимали очень конкретно, подставляя то одно, то другое имя, воплощало власть. Хотя выражение «во имя» имеет чисто служебное значение и легко заменяется предлогами «ради» и «во имя», но мы, теперь в этом можно признаться, нередко служебное, второстепенное значение поднимали на первичную высоту, а первичные загоняли в такие места, откуда их вернуть было невозможно.

2.2 Жизненные образы в поэзии Саши Черного

Жизненные образы в поэзии Саши имели очень большое значение. Его сатира была взята не из воздуха, а увиденная им в повседневной жизни. Вот, казалось бы, страшная история. Но автор не называет ее страшной. Он называет ее простым, страшным словом: «Жизнь»

Она состоит из темных красок, но картина получается вроде даже свет. Белый цвет, как известно, состоит из далеко не белого цвета.

И в этом вроде светлом - весь ужас этой картины.

«В сборнике« Новое о Маяковском »(Литературное наследство) приводятся слова Горького о влиянии Саши Черного на Маяковского. Отметив, что в стихах Саши Черного «не имело резкостей и грубости, порой не менее значительных и правдивых, чем Маяковский», Горький продолжает: «Это не важно, что острие сатиры Черный было направлено против интеллигента, - здесь речь идет о форме, о преемственности. Однажды в Мустамяках Маяковский высказывался в почитании Черного и с удовольствием цитировал его наиболее злые стихи». Понятие «интеллигенция» возникло, когда на арену политической жизни выходил пролетариат, что придавало самому слову «интеллигенции» несколько иронический оттенок. Пролетариат занимается серьезным делом, роет могилу капитализму, а чем занимается интеллигенция? Не исключено, что гордая фраза: «Мы университетов не кончал» -возникла еще до того, как появился первый университет. Но высшей точки пренебрежения к интеллигенции достигла после прихода к власти невежественных бюрократических сил. Потому что бюрократ рождается от любви невежества к власти, причем безразлично: своей власти над другими или власти другого над ним». Саша Черный писал об интеллигенции тогда, когда она переживала не самые худшие свои годы, и он, конечно, ее высмеивал, потому что сам был интеллигент. Интеллигенция всегда смеялась над собой и, смеясь, сгущивала свои пороки.

Квартирант и Фекла на диване.

О, какой торжественный момент!

«Ты - народ, а я - интеллигент, -

Говорит он ей среди лобзании. -

Наконец-то здесь, сейчас, вдвоем,

Я тебя, а ты меня поймем...»

К. И. Чуковский, с мужеством настоящего интеллигента, комментирует эти строки: «... вот с каким чудовищным цинизмом трактовали эти интеллигенты новейшей формации столь желанное для прежних поколений слияние с народными массами». Вот этим-то интеллигенция и вызывает на себя огонь: самодержавная власть не терпит ничего осмысленного. Потому что если ее осмыслить, то придется ее снимать, а это не хочется ни ей, ни се слугам и нахлебникам.

В шестидесятые годы, когда вышло первое советское издание сатир Саши Черного, жизнь значительно отличалось от той, которую он изображал в начале века. В стихах его царь Соломон по прежнему сидел под кипарисом и ел индейку с рисом, и все так же у ног его, как воплощенный миф, лежала Суламифь, - а в жизни уже почти никто не понимал, кто такой Соломон, кто такая Суламифь..

Господи, неужели за столько лет не чего не изменилось? Только Служба Собрания называется иначе, но сборы те же и служба та же.

В этом жизнеспособность сатиры: все течет, все меняется, но течет и изменяется то же, что всегда изменялось и текло. Вот и еще тридцать лет прошло, и снова Саша Черный является к читателю. И, оказывается, ему и теперь есть о чем с нами поговорить:

Дух свободы... К перестройке

Вся страна стремится.

Откуда он знает? Ведь он умер почти шестьдесят лет назад! Но, оказывается, это еще не все. У него, оказывается, не только знание сегодняшней жизни, но и сегодняшние наши опасения. Все течет, все изменится. Но сатира современная во все времена.

Можно только удивляться, как Саша Черный осмеливался поименно называть в своих сатирах самых высоких государственных чиновников, например, скотиной министра внутренних дел Дурново (стихотворение «К празднику»), вместо того чтобы спрятать эту мысль подальше в подтекст, вывести министра под видом какого-нибудь осла и уже в этом осла назвать скотиной, как ему и положено.

Мы от такой прямоты отвыкли. Mы привыкли к сатире, в которой смеялся подтекст. То, что рассказывалось в самом тексте, было вроде и не смешно, иногда даже трагично, но появился подтекст, засмеялся и заставил смеяться всех и серьезный текст, и серьезных читателей.

Однако первые три года перестройки мира его разочаровали, и осенью 1920 лет он уехал из России. А там, в эмиграции, кому нужны были его сатиры на российские дела? И пришлось ему от них отказаться, независимо от успехов перестройки, развернувшейся в его стране. Он писал лирику, писал стихи для детей, потому что дети всюду одинаковы, они не знают ни классовых, ни национальных различий.

Он создал для себя детский остров, убежище от безрадостных и взрослых проблем, и в первую свою книгу, вышедшую на Западе, так и назвал: «Детский остров».

Данская проза в творчестве Саши Черного имела большое значение -например «Солдатские сказки». Ее раскроешь и на тебя так Россией и пахнет, словно увез ее с собой во Францию. В этой книге есть сказка «Правдивая колбаса». Она наводит на размышление: когда говорить начальству правду-до колбасы или после колбасы? Некоторые так приспособились, что ни к колбасе, ни после колбасы правды от них не услышишь. Они не о правде думают, а только о колбасе. Поэтому ими начальство всегда довольно. Приходится выбирать, чем-то жертвовать: любовью к начальству или к колбасе. У тех, кто выбирал второе, в жизни все хорошо: у тех, кто выбирает первое, все хорошо только после смерти. После смерти они живут долго, а жизнь у них обычно короткая, очень тяжелая - из-за нежелания жертвовать правдой.

Именно это поэт и имел в виду, наставляя своего кота:

Никогда у лукоморья

Не кружись, толстяк, вкруг дуба -

Эти сказки и баллады
До добра не доведут…
Вдруг очнешься: глушь и холод
Цепь на шее все короче,
И вокруг кольцом собаки…
Чуть споткнешься - и капут.

Четыре года Берлина, восемь лет Парижа. Но он, острослов и насмешник, не смешил ни Берлин, ни Париж. И не высмеивал Россию, хотя теперь ее можно было смело высмеивать, не опасаясь никаких последствий. Некоторые так и делали, даже некоторые из тех, которые в России хвалили Россию, начинали ее высмеивать, уехав в другую страну. Для человека, который любит, недостатки предмета его любви уменьшаются с расстоянием, а достоинства-увеличиваются. Для человека, который не любит, уменьшаются достоинства и увеличиваются изъяны.

Прокуроров было слишком много!

Кто грехов Твоих не осуждал?.

А теперь, когда темна дорога

И гудит-ревет девятый вал,

О Тебе, волнуясь, вспоминаем, -

Это все, что здесь мы сберегли...

И встает былое светлым раем,

Словно детство в солнечной пыли...

Любовь к родине нельзя воспитать, как воспитывают любовь к государству. Потому что любовь к государству состоит из долга, из верности, из гордости, а любовь к родине скажите, из чего она состоит? Это так же невозможно определить, как и то, из чего состоит любовь к любимому человеку.

Провинция, провинция... В последний год своей парижской жизни он купил билет и уехал в провинцию. В Прованс. Прованс по-французски - это и есть провинция.

Городок Лаванду, куда он приехал умирать, находится на той же параллели, что и Одесса, где он родился. Или специально он выбрал эти места - чтобы юг Франции был похож на юг России?

Когда в 1906 году вышла первая книга Саши Черного, ему было 26 лет, и жить ему оставалось столько же. А когда в 1908 году к нему пришла всероссийская слава, он не знал, что славе этой только половину лет, оставшиеся жить в России, а другую половину - далеко от нее, в тоске и безвестности. Потому что не может всероссийская слава жить вдали от России. И как раз посередине, в самом зените славы своей в России, Саша Черный ушел добровольцем на фронт.

Это только так говорится: золотая середина. Вышедшая как раз посредине жизни первая его книга была конфискована, посредине его литературной жизни-эмиграция, посредине короткой, но всероссийской славы -воина. И тоже посредине - между первым появлением имени Саша Черный и первым советским изданием его сатир-смерть на чужбине, во Франции, в маленьком городке, где до него не умирали не только русские, но и франзуськи поэты. Тоже самое произошло и с Черным, тяжелое детство, уход из дома, встреча благодетеля, героические подвиги, встреча любимой женщины и в конце, трагическая но героическая смерть.

Конфискация, эмиграция, война, смерть. Вот они, золотые середины русского поэта. Иногда случилось, что в эмиграции наши писатели-сатирики не выживали. Аверченко умер в 25-м, Потемкин в 26-м, Саша Черный в 52-м. Но на родине бывшие авторы «Сатирикона» не очень-то выживали. Особо не выживали те, кто связал свою жизнь с революцией. Василий Князев, автор «Песни коммуны» («Никогда, никогда. Коммунисты не будут рабами.»). Евгений Венский, автор «Дуни-батрачки» и «Петьки-подпаска». Жизнь Саши Черного подходила к концу, а на его родине начинались тридцатые годы. Застрелился Маяковский.

Любовь торжествовала. И где, у кого! У Саши Черного, в его последнем стихотворении. Но он не был бы Сашей Черным, если бы закончил свою творческую жизнь на серьезной ноте.

Я подумал с облегченьем:

Есть любовь еще на свете!

И, зевнув, разрезал дыню

На развернутой газете.

Зной оранжевою дымкой

Острова в дали туманил,

И внизу какой-то олух

«Стеньку Разина» горланил.

«Стеньку Разина» Это во Франции! Скорее всего. Это послышалось Александру Михайлович - в его последнем стихотворении, возможно, в последний день его жизни. Там, далеко от родины, в городке Лаванду, в его последний день ему слышалась Россия. Он думал о России всегда, и не только о ней, жизнь его покидало по миру. И даже в конце своего жизненного пути, он ушел как герой, оставив за собой богатое литературное наследие. Возвращаясь домой поздно вечером. Саша Черный шел по улице, услышал призывы о помощи. Он без раздумий бросился на помощь тушить пожар. А потом пришел домой, лег и умер.

Кто бы мог подумать, что в начале XXI века в поэзии воцарится линия Черного. В его корни восходят все современные иронисты Александр Еременко, Игорь Иртеньев, Тимур Кибиров, Бахыт Кенжеев и множество других имен. Сам Саша Черный, конечно же, продолжатель иронической традиции Кузьмы Пруткова. Пик его славы - работа в журнале "Сатирикон", 1908-1910 годы. Странное время недолгого расцвета свободы слова при полном отсутствии всех остальных свобод. Надо ли удивляться, что ирония и сатира стали любимыми жанрами, основательно потеснили в поэзии лирику и высокий романтизм.

Он любил жаловаться на тяжелое детство, безрадостную юность и гимназическое муштру. В то время все жаловались, ныли и едко иронизировали. Тон задал Чехов, а дальше все шло только по нарастающей.

В 1920 году мудрый иронист стремительно эмигрировал и в эмиграции окончательно заскучал. Ему оставалось еще двенадцать лет жизни. Он умер от сердечного приступа на своей даче на юге Франции. Дачу удалось построить на деньги, вырученные от именного издания с автографом тиражом в 200 экземпляров. Раскупили дорого, значит, в эмиграции его ценили, помнили и любили. На могиле эпитафия из Пушкина: "Жил на свете рыцарь бедный". Это так не похоже на его сатирическую поэзию.

Прожив 52 года, Саша Черный так и не нашел для себя чего-то самого главного. Он хотел быть детским писателем, прозаиком, популяризатором Библии. Его удивляло, что в Евангелии нет природы. Сам Саша Черный природу любил, но все это за пределами главных текстов.

Что же стало с ним после ужасов войны и революции, родины, лишившей его. "Я никогда не вернусь! Моя Россия погибла", - сказал он однажды и был абсолютно прав. А как он смеялся над этой Россией в 1910 году, не подозревая, что жить ей оставалось всего лишь семь лет. В жизни Саша Черный появляется абсолютно уравновешенным, застегнутым на все пуговицы таинственным господином.

Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, бессмысленная шутка. Саша Черный (О.М.Гликберг) эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Ее хватило на всю жизнь, что осталось, и даже на литературное бессмертие. Если жизнь - это шутка Бога, то Саше Черному (О.М.Гликберг) удалось ее перешутить. Александр Михайлович Гликберг (Саша Черный), писатель, чьи едкие стихотворные сатиры, жгучая остроумие прекрасной прозы хорошо знакомы старшему поколению. А вот к современному читателю его каверзные вернулись лишь в начале 90-х годов. Уроженец Одессы, житель Житомира, он связан с Украиной своим творчеством на уровне "кровообращения культуры", переплетенный с самим ее духом, ее "коллективной подсознанием".

И сегодня горько-сладкая пилюля его "юмора в спасение" учит нас драматическом и тонкому искусству выживания души. Ему удалось припечатать метким словом не только человека - целую эпоху. Его шероховатая стихотворно-прозаическая "битопись" продолжает служить учебным пособием по профилактике глупости, чванства, высокомерия. Саша Черный (О.М.Гликберг) прожил короткую земную жизнь. Но его творческое наследие оставит память о нем в веках. Человек, который оставил после себя тома литературных трудов, не может кануть в летах. На его долю выпали тяжелые испытания, которые и подарили миру гения литературы. Александр Михайлович Гликберг (Саша коричневый) сам создал своего гения. Он закалял и укреплял его с каждым своим неповторимым произведением. Маяковский знал на память стихи Черного, он увлекался Сашей как поэтом. Сатирически-реалистический стиль стихов Черного наводил ужас на правящую верхушку общества. Он был пророком своего времени, и пожалуй, и не только своего времени, а и нашего периода жизни, ведь даже сегодня его стихи очень актуальны.

Мы как-то уверовали, что эмигрантская литература - это тупиковая ветвь, которая в отрыве от родной почвы чахнет и беднеет. Однако лучше из написанного на чужой стороне Буниным, Шмелев, Набоковым, Цветаевой, Сашей Черным убеждает в обратном.

Печальной и причудливой была биография поэта, а его творчество, стало доступным лишь недавно, оказалась вполне актуальным в наших реалиях. Здесь как нельзя лучше подошел возрожденный Сашей Черным стиль повествования - разновидность рассказа, исходящий из устного, нелитературной языка, с того, что сохранился в российской глубинке: сочного и колоритной языка, не "зализанной" газетной цивилизацией.

Саша Черный (О.М.Гликберг) прожил достойную литературную жизнь, привнеся в поэзию Серебряного века тонкое понимание окружающего мира через призму сатиры и насмешек над бескультурьем и глупостью. Он дал поэзии новую душу, которая может не только страдать и любить, верить и помнить, ненавидеть и прощать, а и показать миру всю уродливую лицо бескультурья. Он подарил литературе веру в правду и невыдуманную и жестокую реальность жизни, через которую ему и множеству других пришлось пройти за всю свою жизнь. Как одаренный поэт, можно сказать пророк своего, да и нашего времени, ему приходилось видеть то, что многим даже и не могло присниться, и он со всем этим делился со своим читателем, стремясь открыть глаза на жестокую реалию жизни. К сожалению его архивов не сохранилось, и мы можем судить о нем только, по его изданным произведениям, но меня все же не покидает уверенность, что если бы архивы дошли до наших дней, не исключено, что мы бы узнали Сашу Черного и с других сторон.

Список использованной литературы

1. Банников Н.В. “Серебряный век русской поэзии”. Просвещение, 1998

2. Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. -2002. - №5.

3. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии - М.: Современник, 1990.

4. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.

5. Иванов А. С. Оскорбленная любовь // Черный С. Собр. соч.: В 5 т. М., 1996. Т. 6. Иванов А. Потаенная биография Саши Черного // Евреи в культуре Русского Зарубежья: Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе (1919-1939). - Иерусалим, 1993. - Вып. 2.

7. Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза - М.: Книга, 1991.

8. Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. - 2005. - №4

9. Копылова Н.И. Стиль «Солдатских сказок» С. Чёрного // Народная и литературная сказка - Ишим, 1992.

10. Куприн А. И., О Саше Черном и др. статьи, в кн.: А. И. Куприн о литературе, Минск, 1969

11. Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. Саша Черный. - РЯЛ. 1990 N 4. С. 57-60.

12. Кривин Ф. Саша Черный // Черный Саша. Стихотворения - М.: Художественная литература, 1991.

13. Спиридонова Л. Саша Черный // Литература русского зарубежья. - М., 1993.

14. Тренин В., Харджиев Н., Маяковский и «сатириконская» поэзия, в их кн.: Поэтич. культура Маяковского, М., 1970

15. Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного // Черный Саша. Избранное - Ростов н/Д., 1998

16. Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991.

17. Черный Саша. Смех - волшебный алкоголь // Спиридонова Л. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. - М., 1999.

18. Черный С. Библиография. Париж, 1994

19. Черный Саша Стихотворения. СП: Петербургский писатель, 1996 - 656 с.

20. Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Эллис Лак, 1996.

21. Чуковский К. Саша Черный. Собр.соч.: В 6 тт.- М. 1995. Т.2.

22. Шнейдерман Э., Новое о Саше Черном, «Рус. лит-ра», 1966, № 3;

23. http://www.c-cafe.ru/groups/1/042.php

24. http://interpretive.ru

25. http://slova.org.ru

Приложения

Приложение 1

Прекрасные люди! Ни брани, ни давки.

Узнайте: кто герцог и кто маникюр?

А как восхитительны книжные лавки,

Какие гирлянды из книг и гравюр!

В обложках малиновых, желтых, лиловых,

Цветут, как на грядках, в зеркальном окне...

Сильнее колбасных, сильнее фруктовых

Культурное сердце пленяют оне.

Прилично и сдержанно умные таксы

Флиртуют носами у низких витрин,

А Фриды и Францы, и Минны, и Максы

Пленяют друг друга жантильностью мин.

Жара. У “Perkeo” открыли окошки.

Отрадно сидеть в холодке и смотреть:

Вон цуг корпорантов. За дрожками дрожки...

Поют и хохочут. Как пьяным не петь!

Свежи и дородны, глупы, как кентавры.

...

Подобные документы

    Обзор жизни Саши Черного, показательные черты его творческого облика. Тема Родины и одиночества в сборнике "Детский остров". Композиционные и жанрово-стилевые особенности "Дневника фокса Микки". Библейские мотивы и фольклорные традиции в поэзии автора.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2011

    Шарж и пародия в творчестве писателей круга журнала "Сатирикон" и в детской литературе первой трети XX века. Способы создания комического в прозе Саши Черного для детей. Дневник фокса Микки в контексте мемуарной и публицистической литературы 20-х годов.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Биография и творческая деятельность Д. Фаулза. Краткое описание произведения "Башня из черного дерева", в котором идет дискуссия о фигуративной и абстрактной живописи и о личных качествах, необходимых художнику для того, чтобы выразить себя и свое время.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2012

    Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности Эдгара По. Анализ отношений писателя с женой и их влияния на его творчество. Женские образы в произведениях "Береника", "Морелла", "Лигейя", "Элеонора". Обзор фантастического мира лирики писателя.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Биография и творчество Джона Фаулза. Особенности художественного жанра "роман". Идиостиль и идиолект писателя. Взаимодействие стилистических приемов и символов. Анализ их функционирования в произведениях "Коллекционер", "Башня из черного дерева".

    дипломная работа , добавлен 27.07.2017

    Изучение жизни и творческой деятельности А.П. Чехова - русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы. Отражение черт русского национального характера в творчестве Чехова. История создания рассказа "О любви", его краткое содержание.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Краткое описание и критика романа Достоевского "Идиот", его главные герои. Тема красоты в романе, ее возвышение и конкретизация.

    сочинение , добавлен 10.02.2009

    Жизненные годы и периоды творческой деятелньости советского писателя М. Шолохова. Работа над главный трудом своей жизни - романом "Тихий Дон". Незабываемые образы "Поднятой целины". Военная проза Шолохова. Заслуги писателя, всемирное признание.

    презентация , добавлен 19.12.2011

    А. Блок - классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Биография: семья и родственники, революционные годы, творческий дебют поэта. Образ родины, любимой в творчестве Блока; разочарование в результатах революции; депрессия.

Информация о творчестве Саши Черного может понадобится для учеников 3, 4 классов при подготовке к уроку.

Информация о творчестве Саши Черного

Настоящая фамилия Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг.

Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность.

В 1911 году появились первые его произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живущих в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, составил двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Это «Радуга» и «Русские поэты для детей». Поэт много путешествовал по Европе.

Умер он в глухом рыбацком посёлке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

Несколько строк о Саше Черном Вы можете написать и сами, используя изложены выше материал.

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.


По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)
В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
«Сатиры и Лирика» (1911 г.)
В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)
Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
«Детский остров» (1925 г.)
Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».

Биография

ЧЁРНЫЙ, САША (1880−1932) (псевд.; наст. имя, отчество и фамилия Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы - Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился (13) октября 1880 в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне «процентной нормы», обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В 1902-1904 служил в Новоселицкой таможне, с 1905 - чиновник в Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И. Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность заняться самообразованием.

В 1906-1907 прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 у.е.хал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея, впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 - в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал печататься в Житомире в 1904. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов - мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, Сатиры и лирика, проявилось тяготение Черного к «чистой» лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам. Уйдя весной 1911 из «Сатирикона», где он был одним из поэтических лидеров с 1908, Черный печатается в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник» и др. Выступает как детский писатель (книги Тук-Тук, 1913, Живая азбука, 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного Жажда (1923), поэма Кому в эмиграции жить хорошо (1931−1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность (стихотворение На могилах, 1912, после посещения Веймара: «Гете и Шиллер на мыле и пряжках, /На бутылочных пробках, /На сигарных коробках /И на подтяжках… /Мещане торгуют титанами…»), повлиявшие на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века. Среди других его произведений - поэма Ной (1914), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп»; стихотворный цикл Война (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. Сон профессора Патрашкина, 1924; Дневник фокса Микки, 1927; Кошачья санатория, 1928; Белка-мореплавательница, 1933 и др.) и пьеса Возвращение Робинзона (1922) для детей; произаический сборник Несерьезные рассказы (1928), с «легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И.Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть Чудесное лето (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Особое место в творчестве Черного занимают Солдатские сказки (опубл. в 1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович. Умер Черный в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932.

Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 13 октября 1880 года в многодетной одесской семье еврейского провизора. Псевдоним «Чёрный» появился еще в детстве, когда двух Саш домашние называли по цвету волос, один белый, другой чёрный. Чтобы дать возможность смышлёному мальчику учиться в гимназии, его окрестили в десятилетнем возрасте. Но с учёбой не вышло, и вскоре его отчислили за неуспеваемость.

С 1901 по 1902 год он служит в таможне, а в 1905 году перебирается в Петербург, где устраивает свою личную жизнь, занимается самообразованием. В этом же году публикует сатиру «Чепуха» - первая работа под псевдонимом «Саша Чёрный». И первые последствия - журнал закрыт, на сборник «Разные мотивы» наложен запрет цензуры.

В 1906 году уезжает слушать курс лекций в Гейдельбергском университете, возвращается два года спустя. В российской столице пишет для журнала «Сатирикон», работает как детский писатель, создает цикл «Живая Азбука»

Первую мировую войну встретил в качестве санитара, параллельно занимался пробами прозаического пера.

Советскую власть не понял и не принял, эмигрирует в Прибалтику, затем переезжает в Париж. Активно работает с изданиями Франции, читает стихи перед русской публикой в Бельгии и Нормандии.

Если до Октябрьской Революции в поэзии Саши Черного было преобладание обличительной сатиры, протеста против пустоты и мещанства обывателя, тонкого сарказма по поводу стяжательства, то эмигрантский период наполнен щемящей грустью потери. Лирические пейзажи родины перемежаются с болью невозврата, бесприютные эмигранты живут в сером безвременье, потеряв всё на родине, и не приобретая ничего на неласковой чужбине.

Умер Саша Чёрный 5 августа 1932 года внезапно от сердечного приступа, похоронен на кладбище Лаванду.

Среди поэтов Серебряного века особняком стоит фигура сатирика, детского писателя Саши Чёрного, Александра Михайловича Гликберга, родившегося 13 октября 1880 года. Взятый им псевдоним намекает на цвет волос, так как в их семье был еще один Саша – белый.
Еврейское происхождение поэта не давало ему возможности поступить в одесскую гимназию, и родители окрестили детей в православной церкви. Но и, поступив в гимназию, Александр ее не закончил, а, боясь наказания, сбежал из дома. Ничем не занимаясь, нищенствуя, он болтался по улицам. Неожиданная помощь пришла от житомирского помещика Роше, принявшего Сашу в свою семью и давшего ему возможность получить образование.
После солдатской службы, где он пробует себя в качестве писателя, Александр переезжает в Петербург. В столичных журналах и газетах появляются сатирические произведения поэта, его произведения пользуются популярностью. Но власти неоднозначно относятся к творчеству Гликберга, некоторые его сборники так и не увидели свет. Хотя читателя привлекала манера сатирического поэта делать остроумные замечания, хлестко высмеивать отрицательные моменты жизни общества и его членов, но многие отвергают незадачливого поэта.
Боясь быть арестованным, Саша Чёрный поселяется ненадолго в Германии, где посещает лекции в Гейдельбергском университете, общается с интересными людьми. Вернувшись на родину в 1908 году уже со сложившимися взглядами на бытие, поэт заваливает своими сатирами столичные журналы.
Но вскоре читатель знакомится с совершенно другим Сашей Чёрным – лиричным. У него появляются новые поклонники – дети, для которых поэт создал много замечательных рассказов и стихотворений.
Во время начавшейся в 1914 году войны Александр служил в пятой армии, впечатления от трех лет, проведенных в окопах, он отразил в цикле стихов «Война».
Исторические катаклизмы, происходившие в России в то время, привели поэта к эмиграции, куда он отправляется вместе с женой. Латвия, Германия, а затем Франция – вот места пребывания русского эмигранта. И такая же тоска по родине, как у всех покинувших в это время Россию. Недаром Саша Черный сближается с Леонидом Андреевым, приезжая к нему в Италию. Эти настроения, ностальгия по русскому быту и природе отражены в произведениях поэта, печатавшихся в немецких, а затем французских русскоязычных изданиях. Не забывает он и детскую аудиторию, посвящая ей и прозу, и стихи. «Несерьезными рассказами», «Солдатскими сказками» до сих пор зачитываются маленькие поклонники Саши Чёрного.
К концу жизни у поэта появляется собственное жильё на участке в местечке Ла Фавьер, в котором частыми гостями были эмигранты из среды русских интеллигентов.
Смерть застала Сашу Чёрного в самом расцвете творческих и жизненных сил: летом 1932 года, придя домой после тушения пожара у соседей, он неожиданно скончался.
На могильной плите поэта можно прочитать пушкинское: Жил на свете рыцарь бедный.