Ковка лошадей. Как подковать лошадь

Одна из базовых задач коневладельца – уход за копытами, включающий регулярное подковывание. Диким лошадям копыта никто не куёт, и у новичков иногда возникают сомнения в необходимости этой манипуляции. О том, зачем подковывают лошадей и как это происходит, пойдёт речь в статье.

Уход за копытами лошадей — важная и очень ответственная процедура.

Подкова – средство защиты копытного рога от повреждений и преждевременного износа, а чувствительных тканей копыта – от болезней.

В природных условиях процессы истирания и регенерации копытного рога уравновешены и протекают параллельно друг другу. Необходимость в защите возникла, когда лошадь стала получать неестественную нагрузку. Давление на спину – это одновременно и давление на ноги. С развитием цивилизации и появлением твёрдых покрытий на дорогах износ копыт усилился ещё больше, и уже в античные времена люди стали «обувать» своих лошадей.

Старинные подковы тех времён ещё не были похожи на нынешние. Римляне, например, надевали коням на ноги гиппосандалии – железные пластины-подошвы, закреплённые ремнями. Прибивать набойки гвоздями европейцы стали значительно позже. До сегодняшнего дня подобный способ крепления остаётся самым простым и надёжным.

Современная ковка лошадей выполняет такие задачи:

  • защищает копыто от механического истирания;
  • придаёт животному устойчивость на скользких поверхностях;
  • минимизирует риск травмирования ног;
  • корректирует ортопедические нарушения (неправильный постав копыта и т. д.).

Подавать ногу для подковывания жеребёнка начинают приучать с трёх месяцев.

Чтобы лошадь можно было подковать, животное должно уметь подавать ногу для осмотра. Приучать к этому жеребёнка начинают в трёхмесячном возрасте.

Когда можно не ковать

При пастбищном способе содержания лошадей не подковывают. На это есть две причины.

Во-первых, когда животные весь день гуляют на выпасе, процессы износа и регенерации сбалансированы. Иногда даже случается, что копытный рог не успевает истираться, и его приходится подрезать.

Во-вторых, в большом табуне животные часто играют, а жеребцы устанавливают иерархию с помощью копыт. Подковы в таких ситуациях травмоопасны, и лошадям не нужны.

Однако при стойловом способе содержания ковка обязательна.

Новички-коневладельцы подчас задумываются, больно ли лошади, когда её подковывают? Волнения напрасны: гвозди забивают в копытный рог – мёртвую ткань без нервных окончаний. А вот ходить на сбитых копытах лошади действительно больно.

Как выбрать подкову

Современные подковы для лошадей делятся на два основных вида: стандартные и спортивные. Выбор для конкретного животного определяется тем, какую работу оно выполняет, весом тела и «размером ноги».

Сначала лошади измеряют копыта по длине и ширине. На верхней поверхности подков производители обычно размещают маркировку с указанием номера. Здесь действует то же правило, что и при выборе обуви для человека: чем больше нога, тем больше цифра на подошве. Для самых маленьких копыт подходят № 0 или № 00.

Рядом с номером на набойке есть пометка, для каких ног предназначена подкова. Передние и задние копыта лошади имеют разный контур подошвенного края, поэтому подковы для них будут отличаться очертаниями.

Существует большое разнообразие размеров, видов и форм подков в зависимости от их назначения.

Лошадиная подкова может быть гладкой (туфельной) и шипованной. Выбор зависит от характера грунта, по которому придётся ходить животному. Шипованные обычно ставят зимой.

Чем быстрее двигается конь, тем меньше должен быть вес подковы, поэтому спортивных лошадей ставят на специальные виды подков. При этом подковывание имеет свою специфику, и коваль учитывает множество параметров. Например, скакунов и рысаков куют по-разному.

При выборе нужно учитывать, что у российских и зарубежных производителей может быть разная система размеров. Соответствие параметров копыта и номера подковы узнают из специальных таблиц.

Пластик, резина или металл

Подковы сегодня изготавливают из разных материалов. Старый, испытанный временем вариант – металлические сплавы. Новейшие «девайсы» делают из пластика и резины.

Резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества:

  • дают лучшую амортизацию;
  • облегчают уход за копытом;
  • для их крепления не требуются гвозди.

В качестве возражения раздаются мнения, что клеевые составы, на которые «сажают» такие подковы, вредят копыту больше гвоздей. Однако многие специалисты считают, что мягкие «ботинки» облегчают состояние лошадей, страдающих ламинитом – заболеванием соединительной ткани между костью и копытной стенкой.

Современные подковы совсем не похожи на привычные всем формы и не требуют забивания гвоздей.

Для здоровья копыт необходимо ежедневно очищать их от камешков, грязи, соломы и навоза с помощью копытного крючка. Эта процедура называется «раскрючковывание».

Процесс подковывания

Как коня подковать так, чтобы не причинить вреда здоровью лошади, знают ковали. Лучшие специалисты обычно работают в конноспортивных клубах, и с ними можно договориться об оказании услуг «на выезде». Многие хорошие кузнецы умеют не только изготовить подкову, но и знают, как подковать лошадь.

Ковка – тяжёлый физический труд. Если лошадь нервничает и плохо приучена к ней, то ещё и травмоопасный. Поэтому процесс всегда начинается с фиксации животного. Смирную лошадку можно просто привязать за недоуздок, буйную придётся ставить в станок. Только после этого приступают к процедуре:

  1. Снятие подковы . Старая набойка убирается с помощью ковочного молотка, обсечки и клещей. Обломанные гвозди обязательно удаляют.
  2. Расчистка копыта . Копытным крючком и щёткой вычищается весь мусор, затем копытному рогу придаётся правильная форма.
  3. Снятие мерки . Копыто обмеряется по длине, ширине между стенками и ширине в пятках.
  4. Подгонка подковы . Если она неидеально подходит к копыту, коваль дорабатывает её на наковальне.
  5. Прикрепление . Подкова укладывается на копыто и крепится подковными гвоздями (ухналями). Острия, которые вышли наружу, откусываются вблизи копытного рога. Под них ставят клещи и молотком заплющивают, чтобы плотно подтянуть набойку к копыту. Острые края зашлифовывают рашпилем.

Процедура подковывания включает в себя расчистку копыта, снятие мерки, подгонку подковы и её прикрепление.

После ковки лошадь следует провести сначала на шагу, а потом на рыси, и посмотреть, не захромала ли она.

Неправильная ковка способна превратить лошадь в инвалида. Выполнять её самостоятельно могут только опытные коневладельцы. Новичкам лучше сначала поучиться у грамотного коваля, как расчищают копыта и как подковывают лошадей.

Изготовление подков

Ковка подковы занимает у двух кузнецов 15 минут. Сначала они замеряют копыто и переносят измерение на стальную планку. Затем обрезают её, разогревают, охлаждают в воде и обковывают концы. Раскалив заготовку ещё раз, мастера придают ей нужную форму уже без охлаждения.

Выкованный «серп» размечают с помощью циркуля в местах, где пройдёт канавка для гвоздей. Снова разогревают, продавливают канавку и пробивают отверстия под ухнали. Изделие тщательно шлифуют.

Чтобы выковать подкову одному, потребуется больше времени и сноровки.

Резюме

Чтобы сохранить здоровье лошади, ковать её нужно регулярно. На сроки перековки влияет степень износа подков и состояние копыт, в среднем подковы меняют каждые 30 дней. Делать интервал длиннее 45 дней не рекомендуется. Слишком частые или редкие перековки приводят к заболеваниям копыт.

1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье - XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.

7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв . Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами , изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.

Подковы - это удобство и для человека, и для лошади. Их задача состоит в том, чтобы копыта не снашивались, и лошадь могла выполнять различные функции, в которых ее задействовал человек. Это скачки, охота на лошадях, работа в хозяйстве, просто прогулки, служебные обязанности (например, полиция или охрана границы).

На современном этапе используются 2 вида подков: стандартные и кустарные. Стандартные имеют размеры от 0 (самый маленький) и до 8 (самый большой). Также подковы для лошадей бывают с шипами и гладкие.

На подковах есть 2 ветви: наружная и внутренняя, 2 поверхности: верхняя и нижняя, 2 края: наружный и внутренний, гвоздевая дорожка, отверстие и отворот. Для упряжных лошадей используют подковы с 3 шипами (1 зацепной и 2 пяточных), для верховых лошадей применяют только пяточные.

Виды подков для лошадей очень многочисленны в зависимости от их деятельности. Подковы для скаковых лошадей изготавливают из долговечной пружинной стали. Существуют определенные критерии подков для спортивных лошадей. Так как они прыгают через барьеры, то подковывают, в основном, переднюю часть копыта. К тому же масса подковы не должна быть весом более 120 гр., толщина около 6 мм., а ширина - 8 мм.

Подковы для многоборья имеют свои отличия. В основном используют угольную подкову с наружным бортиком, массой около 180 гр. Если соревнования проходят в зимнее время, на скользкой дороге, то лошадей подковывают круглыми подковами, весом до 200 гр. В летнее время лошадей, участвующих в многоборье, можно подковывать на подковы Березовца, массой до 200 гр.

Подковы для конных бегов должны соответствовать грунту, по которому бежит лошадь, так как этот вид скачек требует напряженности и выносливости. Лучше подковывать стандартными гладкими подковами или же подковами Березовца, но с утяжелителями. При плохих погодных условиях используют угольные подковы.

Подковы для конных игр лучше выбирать угольные с невысоким бортиком, а вот от подков с шипами нужно отказаться.

Подковы для выездки можно даже не использовать. Считается, что у выездковых лошадей можно подковывать лишь передние ноги, и только на гладкую легкую подкову. Главное - следить за чистотой копыт и не позволять расти зацепу, который может навредить сухожилиям.

Зимние подковы предназначены для неблагоприятных условий для скачек: скользкая дорога, снег. Дабы лошадь могла участвовать в различных видах спорта зимой, лучше подковывать на угольные подковы со смещенным внутренним шипом.

Ортопедические подковы незаменимы при травмах и заболеваниях сухожилий и суставов лошади. Они помогут скорейшему выздоровлению, устранят неудобство при ходьбе, скорректируют форму копыта.

Если бы во время войн, битв и сражений всадники с большим вниманием относились к тому, как кузнецы подковывают лошадей или подковывают вообще, итог сражений мог бы быть более положительным, с меньшими потерями. Есть даже такая английская мудрость: "Не было гвоздя - подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит, Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, Потому что в кузнице не было гвоздя!"

С развитием новых технологий появился такой вид подков, как пластиковые. Они заметно легче, не требуют ковки и несомненно практичны. Способствуют увеличению скорости и мобильности лошади при скачках и различных видах конного спорта.

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Основное назначение этого предмета конской амуниции – защита лошадиных копыт от повреждений. В естественных условиях животным подковы не нужны, поскольку роговой копытный слой хорошо приспособлен для конкретных земных поверхностей, характерных для региона обитания. Однако домашние лошади часто вынуждены ходить и бегать по таким поверхностям, которых в дикой природе просто нет. В результате их копыта стираются быстрее, чем успевают отрастать.

Появление городов привело к строительству дорог с твердыми покрытиями, которые не являются для этих животных привычными. Риск возникновения травм в результате стирания рогового копытного слоя значительно вырос, а такое повреждение приводит к потере работоспособности и мешает полноценной жизни животного.

Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

Обязательно ли подковывать лошадь?

Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.

В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.

И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

  • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
  • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
  • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.

Как куют коней?

Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.

Приметы относительно лошадиной подковы.

Подкова — символ успеха и благополучия. Еще с древних времен над кузнями вешали подкову. Она оберегала ремесленника и способствовала процветанию дела. Сейчас подкову часто дарят в качестве сувенира, но не стоит забывать, что этот предмет является оберегом.

Примета: подкова в доме над дверью, на подоконнике, в машине

Существует много значений и примет, которые касаются подковы. Сейчас до конца не ясно, как правильно вешать подкову. Вообще сам предмет над дверью считается хорошей приметой.

Достоверно не известно, с каких пор подкову стали считать счастливой приметой. Ведь официально подковывать лошадей стали в 1732 г. Но есть упоминания о том, что еще в Древнем Египте использовали накладки на копыта из золота с камнями. Найти такое изделие было огромной удачей из-за его высокой стоимости. Именно с тех времен и появились приметы относительно такой находки.

Приметы:

  • Если повесить предмет над дверью рожками вверх, то это будет способствовать успеху и накоплению положительной энергии в доме.
  • Если повесить рожками вниз перед входом в ваш дом, то это поможет сдерживать злые силы и нехорошие помыслы ваших врагов. Весь негатив окажется под колпаком.
  • Если будете возить подкову в бардачке машины, то это поможет вам избежать несчастных случаев на дороге.
  • Можете в период новолуния расположить подковку на подоконнике. При этом рожки должны смотреть внутрь. Это способствует удачи.

Найдена лошадиная подкова на дороге, земле — какое событие ждет: примета

Раньше найти подкову на дороге было огромным счастьем для семьи. Считалось, что это принесет богатство и удачу. При этом железо было дефицитом. Его сразу же переплавляли на ножи и гвозди. Но более зажиточные люди вешали такой предмет над дверью и считали, что это принесет удачу.



К чему найти половину лошадиной подковы: примета

Если вы найдете лишь половинку подковки, это означает, что в скором времени вы что-то потеряете. Но расстраиваться не стоит. Ждите появления новых доходов. В данном случае половинка подковы является двойственным знаком. В древние времена осколки, остатки или половинки подковы никто не подбирал.



К чему найти старую, сломанную лошадиную подкову, с гвоздями?

Сломанную подкову не стоит подбирать. Суеверие о возможной удаче в таком случае не работает. Это считается мусором и в дом его приносить не стоит. Сломанная подковка может стать причиной неудач.

Потерять лошадиную подкову

Вообще считалось не самой хорошей приметой потерять подкову. Особенно это касалось длительной поездки. Именно поэтому многие хозяева, перед длинной дорогой, проверяли подковы у лошади и производили замену на новые.

Упала лошадиная подкова

Вообще согласно поверья, подкова падает по причине того, что лошадь хочет от нее освободиться. То есть она уже сносилась. Ничего страшного в этом нет. Но это дополнительные неприятности в дороге.

Что делать, если нашел лошадиную подкову?

Это хороший знак и стоит ним воспользоваться. Существует ряд правил, которым стоит следовать, если найдете подковку.

Инструкция:

  • Для начала избавьтесь от негативной энергии. Для этого наберите в емкость воды из колодца и погрузите подкову на 3-4 часа
  • После этого обсушите полотенцем и на три дня оставьте на подоконнике, рожками в дом
  • Только после этих манипуляций можно использовать изделие в качестве оберега
  • Наши предки не прибивали подкову гвоздями. Они привязывали к ней бичовку и вешали над дверью


Варианты расположения:

  • Перед входом. То есть за дверью, вам необходимо повесить изделие кончиками вниз
  • Также можно расположить оберег внутри жилья. Для этого лучше вешать подковку над дверью рожками вверх. Ее не стоит прибивать. Желательно привязать веревку и повесить
  • В машине. Такой амулет будет беречь вас от автомобильной катастрофы
  • Если вы положите подковку там, где у вас обычно хранятся деньги, то это к прибыли
  • Также можно повесить предмет в спальне. Это обеспечит здоровый сон
  • Если разместить на кухне, то это к сытным застольям
  • Если повесить в кладовке, то вы никогда не будете нуждаться в продуктах


Можно ли брать лошадиную подкову с другого дома?

Если вам отдают подкову, которая висела в другом доме, ее не стоит брать. Дело в том, что этот предмет накапливает энергию и может сыграть злую шутку. Поэтому лучше всего использовать найденную на дороге подкову или купленную в сувенирной лавке. Также есть возможность заказать сувенир у кузнеца.