Костромской священник Георгий Эдельштейн: Мы Господу Богу кадим меньше, чем патриарху. Протоиерей Георгий Эдельштейн: Если мы честно идем к Господу – наш путь правильный

В Костромской областной научной библиотеке 1 марта состоялась презентация книги сельского священника Георгия Эдельштейна «Право на правду». Интерес к новой книге 84-летнего протоиерея из Костромы оказался столь велик, что просторный зал не смог вместить всех желающих. Люди стояли в дверях и в проходах, ожидая возможности задать вопрос и взять автограф. На презентации побывал корреспондент « ».

Первым читателем книги стала председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева . По состоянию здоровья она не смогла приехать в Кострому, однако накануне презентации записала видеообращение, в котором поделилась своими размышлениями о проблемах, затронутых в книге.

В качестве эпиграфа к книге сельский священник из Костромы выбрал слова Патриарха Кирилла, сказанные им в 1989 году, когда он был еще архиепископом Смоленским и Вяземским: «Всем нам необходимо хранить чувство правды и требовать от себя и от других право на правду».

В книгу «Право на правду» вошли статьи, которые член Московской Хельсинкской группы Георгий Эдельштейн публиковал в своем «Живом журнале», и его интервью различным СМИ. Костромской священник, владеющий несколькими иностранными языками, неоднократно публиковал критические заметки в отечественной и иностранной прессе о современном состоянии Русской православной церкви. За это его неоднократно отстраняли от служения, но своих выступлений он не прекратил.

Прошу любого человека, который будет читать эти статьи, понимать, что я никогда не критиковал и не буду критиковать мою Церковь, но я критикую своих собратьев-священнослужителей и патриарха, если вижу какие-то ошибки, - рассказал автор книги читателям.

Чем больше в церкви попа хвалят, тем быстрее он протухнет, - заявил он.

На вопрос, не считает ли он критику РПЦ и практику «выноса сора из избы» своего рода политическим актом, он ответил, что «нужно различать иерархию и церковь».

Я служу не епископу и не патриарху, а церкви. Если мой патриарх или мой епископ не правы, [указать им на] это - моя обязанность. Меня в первую очередь интересует история моей церкви. Но истории нет. Нет, к сожалению, и историков. Ни одного автора, который пишет об РПЦ, нельзя назвать историком. Это все пропаганда и агитпроп. Если появится хоть один человек, который начнет говорить правду, - я замолчу, - ответил Георгий Эдельштейн.

Георгий Эдельштейн (справа)

Пришедший на презентацию протоиерей из села Саметь Дмитрий Сазонов рассказал собравшимся, что первая книга Георгия Эдельштейна «Записки сельского священника», опубликованная 12 лет назад, очень быстро стала раритетом и до сих пор не потеряла актуальности.

Рассказывают, лет пятьсот назад во Флоренции рядом жили католик и иудей. Каждый пытался склонить другого в «истинную веру». В конце концов иудей готов был сдаться, но сначала решил, что поедет в Рим, чтобы самому увидеть папский престол. Соседи встретились через полгода. Иудей рассказал, что был в Риме, видел Папу, беседовал с кардиналами: «Кардиналы - это шайка разбойников, а Папа -их предводитель. Поэтому я пошел в храм и просил окрестить меня. Я понял, что если даже таким людям не удалось разрушить Церковь, она, безусловно, от Бога», - процитировал Дмитрий Сазонов эпиграф к первой книге автора, которая, по его словам, тоже проливала свет на внутренние проблемы и противоречия в Московской Патриархии.

По словам Эдельштейна, особое место в его новой книге заняли размышления о связях высшего духовенства РПЦ и КГБ, а также о репрессиях в отношении священнослужителей.

В церкви самое страшное - один раз солгать. Как только ты солгал, как только ты сделал маленький шажок за церковную ограду - все, ты ушел из церкви. Митрополит Сергий в 1927 году солгал, и уже в 1930 году советская власть публиковала от его имени все, что хотела. В центральных газетах появились «интервью» за подписью митрополита Сергия и членов его Синода - интервью, которые они дали представителям советской печати. Вопрос - ответ, вопрос - ответ. Мы сейчас знаем, что ни один вопрос митрополиту Сергию не был задан и ни один ответ митрополит Сергий не дал. Это интервью полностью написал глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский. Потом этот текст отредактировал товарищ Молотов. Потом этот текст окончательно исправил Иосиф Виссарионович Сталин. А потом этот текст был отдан в газеты, и митрополит Сергий и члены его Синода узнали, что их спрашивали и как они отвечали, только когда прочитали эти газеты, - рассказал Георгий Эдельштейн.

Он критиковал сложившуюся практику «всеобщего конформизма» внутри церкви и действия членов Священного Синода, которые в интервью иностранным журналистам намеренно замалчивали проблему репрессий и массовых расстрелов священнослужителей в ХХ веке.

Я до сих пор не знаю, сколько священнослужителей было расстреляно, замучено: тысячи, тысячи. Для меня главное преступление Сталина, Ленина, Троцкого - всего этого режима - что нам отравили мозги, что сегодня мы все - люди больные, с ущербной душой и больной головой, - отметил автор книги.

Отвечая на вопросы журналистов о реакции на новую книгу, автор ответил, что направлял сигнальный экземпляр издания в канцелярию Московской Патриархии, однако никакого ответа до настоящего времени не получил.

В ближайшее время в Костроме выйдет аудиокнига с рассказами о жизни Георгия Эдельштейна. Авторы хотят распространять ее бесплатно по библиотекам общества слепых.

4 марта презентация книги костромского священника пройдет в Москве, в помещении «Международного Мемориала» по адресу Каретный ряд, 5/10. Начало в 14 часов. Вход свободный.

Георгий Эдельшейн - протоиерей Русской православной церкви, участвовал в диссидентском движении в СССР, член правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа». В сан священника был рукоположен в 1979 году, с 1992 года - настоятель храма Воскресения Христова в селе Карабаново. Один из сыновей Эдельштейна Юлий с 2013 года - спикер Кнессета, парламента Израиля.

). Вот предисловие к будущей книге.

«Всем нам необходимо
хранить чувство правды
и требовать от себя и от других
право на правду»

Архиепископ Смоленский и Вяземский
Кирилл (Гундяев), 1989 г.

Я осознал, что напишу и опубликую эту книгу лет 75 назад.
Во время «мёртвого часа» в детском саду на цыпочках вошла воспитательница и сняла со стены портрет П.Постышева. Когда мы все пришли на полдник, я спросил: «Клавдия Петровна, почему Вы сняли товарища Постышева?» Она произнесла: «Тш, тш» и быстро ушла.
Мама объяснила, что Постышева нельзя называть «товарищем» и говорить о нём ни с кем нельзя. Папа сказал, что Постышев – враг народа. О врагах народа нужно молчать. Вырастешь – поймёшь. А пока – молчи.
Тётя Франя и тётя Дора, соседки по квартире, сказали, что Постышев – «пшеклентый большевик», что он вместе с Косиором и Якиром устроил на Украине голодомор, за это их, злодеев, Бог наказал. Только ты, Юраня, никому ничего не говори.
Я забрался под кровать, где сидел кот Мурзик, и дал ему честное слово, что, когда вырасту, никогда никому не буду говорить: «Тш, тш». Мне было тогда семь лет.
В детском саду мы каждый день бодро маршировали и громко пели песню «Если завтра война»:

Мы войны не хотим, но себя защитим,
Оборону крепим мы недаром.
И на вражьей земле мы врага разобьём
Малокровным, могучим ударом!

Так обещал товарищу Сталину нарком Клим Ворошилов. Война будет идти только на земле врага. Могучим ударом.
Когда мне исполнилось девять лет, немцы рвались к Москве. Мурзик остался в Киеве: мы уехали в товарном вагоне ночью, кот гулял во дворе.
На все вопросы о «малокровном могучем ударе на земле врага» я получал один ответ: «Тш, тш!»
Окончилась война, мне было тринадцать, мама работала в детском доме на станции Келес, недалеко от Ташкента. Под утро какой-то бродяга залез в кухню и украл две буханки хлеба. Завхоз и военрук поймали его, вызвали милицию. «Заявление будете писать?» - спросил милиционер. «Смысла нет, - ответил военрук, - мы его тут пару раз с размаху на жопу посадили, у него всё внутри оборвалось, скоро сдохнет». «Вы убили человека, фашисты!» - закричала мама. «Закрой рот, старуха», - сказал милиционер (маме был 41 год). «Смотри, чтоб твой щенок держал язык за зубами. - кивнул на меня завхоз, - Болтун – находка для врага!» И все весело рассмеялись.

В предисловии полагается рассказать:
1. Немного об авторе.
2. Немного о его творчестве.
3. Почему автор не только написал, но и опубликовал свою книгу.
Автор – священник Русской Православной Церкви. Только этим он интересен.
Говорят, у каждого человека три личности, три сущности, три характера:
Во-первых, личность, которую он приписывает себе, которую сам человек считает своей сущностью.
Во-вторых, совокупность черт и характеров, которые приписывают ему другие люди (друзья и недруги). Как писал лет сто назад один довольно широко известный в СССР псевдо-философ, «каждый человек есть объективная реальность, данная нам в ощущениях».
В-третьих, личность как объективная реальность, независимо от нашего восприятия. Иными словами, подлинная сущность каждого человека, что записана в Книге Бытия у Господа Бога.
Первая личность (самооценка автора) для данного текста нерелевантна. Третья скрыта от нас до Страшного Суда. Поэтому ограничимся второй – официальной характеристикой автора этой книги.
Характеристика, безусловно, объективна, ведь она написана для областного управления милиции, она будет подшита в уголовное дело № 4064, будет оглашена в судебном заседании, от неё в значительной мере зависит, получит ли подсудимый минимальный срок или максимальный.
Итак, два документа служебной переписки об авторе этой книги.

«Архиепископу Вологодскому
и Великоустюжскому Михаилу
№ 20/400 17.07.1987

Для приобщения к уголовному делу прошу выдать характеристику на бывшего настоятеля Никольской церкви священника Эдельштейна Юрия Михайловича, 1932 г.р. В характеристике прошу отразить отношение Эдельштейна к вопросам политики, нравственности, семьи, дисциплины, права, материального благополучия, истинность и искренность вероисповедания, взаимоотношение с верующими, священнослужителями. Поступали ли на него жалобы и какого характера. В характеристике прошу отразить также и другие сведения о его личности.
Характеристику прошу направить по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д. 30, СО УВД ВО.

Следователь СО УВД Вологодского облисполкома капитан милиции В.Н. Смыслов»

Характеристика
священника Георгия Эдельштейна

Георгий Михайлович Эдельштейн 1932 года рождения, по национальности польский еврей, был в 1979 году рукоположен во диакона, а 24 ноября того же года – во пресвитера Высокопреосвященным Хризостомом, Архиепископом Курским и Белгородским (ныне – Иркутским и Читинским).
С июня 1982 г. по 23 января 1987 г. находился в штате Вологодской епархии, в частности, до 13 октября 1984 г. в должности настоятеля Свято-Ильинской церкви г. Кадникова Сокольского района, в дальнейшем по 23 января 1987 г. в должности настоятеля Свято-Никольской церкви с. Ламаниха Вологодского района, когда он был уволен за штат с одновременным запрещением в священнослужении, которое, однако, было снято 14 апреля с.г. в связи с истечением срока запрещения.
О. Г.Эдельштейн к моменту принятия сана имел законченное высшее образование по английскому языку в результате окончания в 1956 г. Ленинградского института иностранных языков и аспирантуры – в 1964 году.
В течение большей части служения в Вологодской епархии о.Г.Эдельштейн проявлял себя положительно: служил достаточно усердно, проповедовал с большим усердием, посещал тяжелобольных по вызовам. Отличался большой пунктуальностью в составлении отчётной документации и пр. деловых бумаг.
Однако, за последний год служения (в 1986 г.) о.Георгий Эдельштейн допустил ряд серьёзных отрицательных поступков, вызвавших упомянутое выше запрещение и увольнение в заштатное состояние.
Такими нарушениями церковных и гражданских положений являлись:
1. Систематическое вмешательство в хозяйственную жизнь прихода, сопровождаемое злоупотреблением настоятельским авторитетом: настоятель побуждал церковный совет к непроизводительным, непосильным для прихода расходам, причём, установлено недобросовестное отношение к церковным суммам, проходившим через его руки (в частности, до сих пор Георгий Эдельштейн не расплатился с Епархиальным управлением за книги, полученные им якобы для своего церковного совета, которые, однако, церковный совет не заказывал и не получил);
2. В течение лета 1986 г. Георгий Эдельштейн принимал и расселял в церковных помещениях села Ламаниха большое число людей, главным образом из Москвы, устроив в приходе своего рода лагерь летнего отдыха, причиняя тем самым множество неудобств и забот церковному совету.
По свидетельству многих прихожан церкви с. Ламаниха, отъезжавшие гости были нагружены мешками и рюкзаками, по внешнему виду которых можно было предположить наличие в них икон или книг, пропажа которых впоследствии подтвердилась.
Несмотря на строгий выговор, объявленный о.Георгию Эдельштейну указом № 36/258 от 21 декабря 1986 г., посещения посторонними лицами прихода с. Ламаниха, их ночлег в церковных помещениях и отъезд с наводящим на размышления грузом продолжался, что и вызвало упомянутое выше запрещение в священнослужении с одновременным увольнением за штат (указ № 4/262 от 23 января 1987 года).
После выбытия из села Ламаниха о.Георгий Эдельштейн неоднократно посещал церковь и настоятельский дом, где, по его словам, им были оставлены лично ему принадлежащие вещи. Последнее такое посещение было в Вербное воскресение 12 апреля с.г. 14 апреля с.г., т.е. в отсутствие о.Г.Эдельштейна, церковный совет с участием представителя милиции и сельсовета вскрыл одну из дверей дома и обнаружил в доме большое число пропадавших за последнее время в церкви предметов (несколько чаш, лжицы, звездицы, десятки икон и др.), о чём составлен соответствующий акт. Поступление этих предметов в руки Г.Эдельштейна никак не оформлялось, так что их приходится считать похищенными.
Изложенные факты доведены до сведения Уполномоченного Совета по делам религий по Вологодской области.
В связи с некоторыми из аспектов, затронутых в письме № 20/400 от 17 июля с.г. УВД Вологодского Облисполкома, поступившем 21 июля, т.е. после составления вышеприведённого текста характеристики, считаю возможным с уверенностью добавить следующее:
Г.Эдельштейн за время служения в Вологодской епархии поддерживал близкие отношения с некоторыми священнослужителями. Однако, как мне потом говорили, эти отношения портились в связи с его неискренностью, попытками оказывать влияние, соединённое с вмешательством в семейную жизнь.
Нет оснований подозревать о.Г.Эдельштейна в неискренности его религиозных убеждений: он верующий человек, поддающийся искушениям, главным образом – желанию поддержать добрые отношения с многочисленными приятелями и друзьями, ради ублажения которых он готов даже подарить (может быть, продать?) церковные, т.е. не принадлежащие ему иконы и другую утварь.
Лично он нетребователен к материальной стороне жизни, неаккуратен вплоть до физической нечистоплотности.
Его политическая настроенность мне неизвестна, но очень юридически «подкован», хорошо ориентируется в сложностях действующего законодательства о культах и в своей священнической деятельности скрупулёзно его соблюдал, используя также с доступной ему полнотой предоставляемые законом возможности.

Составлена для представления в Вологодское УВД по затребованию.

Управляющий Вологодской епархией
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский
Печать, личная подпись».

Такова личность автора данной книги глазами и устами его правящего архиерея, его собрата во Христе и сослужителя. Четыре года они, епископ и пресвитер, совершали Божественную Литургию у одного святого Престола, обменивались братским целованием: «Христос посреди нас!» - «И есть, и будет!»
Через три месяца после написания характеристики архиепископ Михаил уточнил: «Да Эдельштейн вообще человек неверующий, о чём откровенно признался областному уполномоченному Совета по делам религий».
Итак, с автором всё ясно.
Второе. О творчестве автора судить следует самому читателю. Могу лишь пояснить, что все предыдущие работы автора, если и хвалили, то скупо и редко. Например, в опровержение его кандидатской диссертации успешно защитили 9 или 10 диссертаций.
Защитить докторскую («Раннесредневековые учения о языке») духовник не благословил. Публикации по докторской не критиковали: тема, полагаю, скучная.
За интервью «Чекисты… в рясах» еженедельнику «Аргументы и факты» № 36, август 1991 г. собратья три часа плевали мне в харю. Рецензии на статьи, вошедшие в «Записки сельского священника», (например, письмо митрополита Гедеона в газету «Пределы века») были не намного более корректны. У меня есть основания предполагать, что и Патриарх Кирилл не был в восторге от моего интервью газете «АиФ». Там было сказано: «Владыка Кирилл является руководителем Отдела внешних церковных сношений – учреждения, которое кагэбэзировано полностью, начиная с председателя и кончая швейцаром».
Около 20 лет назад я был на конференции в Кишинёве. За столом президиума – первые лица государства: президент Молдавии, глава правительства, спикер парламента. Здесь же – председатель ОВЦС митрополит Кирилл и первоиерарх Молдавской Церкви митрополит Владимир.
Ведущий, академик И. Друцэ, говорит: «Слово предоставляется Льву Михайловичу Тимофееву, подготовиться священнику Георгию Эдельштейну». Но потом почему-то предоставили слово католическому епископу. Во время перерыва Ион Друцэ подошёл ко мне: «Отец Георгий, чем Вы так насолили митрополиту Кириллу?» - «Не знаю, не уверен, что он помнит моё имя». – «Отлично помнит. Как только я назвал Вас, Кирилл сказал мне: «В моём присутствии прошу слово Эдельштейну не предоставлять. Завтра меня здесь не будет, пусть болтает хоть целый день».»
Третье. Почему не только написал, но и опубликовал. Ответ проще простого: потому, что автор – христианин. Хоронячество – антихристианская добродетель. Великий каппадокиец Григорий Богослов однозначно сформулировал более полутора тысяч лет назад: «Молчанием предаётся Бог».
Священномученики митрополит Филипп и митрополит Арсений (Мациевич) с точки зрения здравого смысла – просто глупцы. Бессмысленно было публично обличать безумного тирана Ивана Грозного или вольтерьянку Екатерину II. Оба порфироносных палача прославлены сегодня намного шире, чем их жертвы.
И совсем уж в пренебрежении у нас подвиг членов Святейшего Синода, засвидетельствовавших факт отпадения от Церкви Л.Н. Толстого. Бессмысленнейшее деяние, единственный его результат – ушаты нечистот, вылитых на головы подписавших «прогрессивной мировой общественностью».
Жена писателя, Софья Андреевна, писала в феврале 1901 г.: «Бумага эта вызвала негодование в обществе… Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма. Посетители с утра до вечера: целые толпы… Я написала в тот же день своё письмо митрополитам… Оно переведено на все иностранные языки. Меня это радовало…»
Зачем мудрый митрополит Антоний (Вадковский) отвечал на письма Софьи Андреевны? Нелепо было пытаться переубедить её, тем более «всю мировую прогрессивную общественность». Корзины цветов «мудрому мыслителю Толстому» до сих пор несут. И овации до сего дня не прекращаются. Митрополит Антоний знал это, но он был христианином и считал своим долгом свидетельствовать.
Я не педагог, не агитатор, не миссионер. Я считаю своим долгом только свидетельствовать. Если кто-то называет мои писания бесцельными и бессмысленными, я не возражаю.
Блудного сына никто не агитировал. Он сам всё осознал, встал и пошёл к Отцу. Верую и исповедую, что и наши блудные сергианцы вернутся к Поместному Собору 1917-1918 годов, к заветам Соловецких епископов-исповедников. Ибо только там наш Отец – с Новомучениками и Исповедниками Российскими, с участниками того Святого Собора.

Мне было 24 года, я заканчивал институт иностранных языков. На последнем госэкзамене в билете был вопрос «Нравственное воспитание – составная часть коммунистического воспитания».
Я начал вяло мямлить, что коммунизм, как и его двойник национал-социализм, – категории политические, а мораль и нравственность – религиозные, общечеловеческие. Они пребывают неизменными во всех общественных формациях. Наиболее чётко эти законы сформулированы во второй книге пророка Моисея, именуемой «Исход».
Все пять членов комиссии проснулись, наперебой стали задавать какие-то идиотские вопросы, потом выгнали меня вон из аудитории.
Декан английского факультета Марина Боровик привела меня в деканат, налила коньяку, положила бутерброды и сказала, что я – дурак. Мы выпили. Я попросил ещё немножко. «Блевать будешь. Хватит там наблевал, идиот! Наш институт объединяют с Герценовским пединститутом. Если в Министерстве или в горкоме узнают о твоей блевотине, мы потеряем пять-шесть ставок. У нас и так одни космополиты безродные: Ильиш, Тураева, Доггель, Гутерман. Ты их куска хлеба лишаешь, баптист!»
Я сказал, что я не баптист, просто хотел сказать правду хоть один раз. «Кому нужна твоя правда? Ты в герои лезешь, Блевако?» «Никому не нужна и никуда не лезу… Просто когда-то давно честное слово Мурзику дал».
Сегодня, через 60 лет после беседы с Мариной Боровик, ничего к своим тогдашним словам добавить не могу".

Галина спрашивает:
Как можно попасть на исповедь к протоиерею Георгию?

Администратор сайта отвечает:
Здравствуйте, Галина!

Исповедь проходит каждую Воскресную службу:

Можно заранее договориться с отцом Георгием по телефону:
+7 920 646 3717

Елена спрашивает:
Здравствуйте, уважаемый батюшка, отец Георгий. Мы с семьей живем в Москве, но мой муж прочитал Ваше интервью на радио Свобода и давно хотел бы Вас увидеть, высказать уважение и, если будет возможность, поговорить. Мы хотели бы приехать в начале января, во время школьных каникул с детьми, остановиться в Костроме и побывать у Вас в храме. На сайте храма не увидели расписание служб, может быть невнимательно смотрели? Подскажите, пожалуйста, когда можно приехать до Рождества. С благодарностью за Ваше служение, слова, книги и надеждой на встречу, Елена.

Администратор сайта отвечает:
Здравствуйте, Елена!

Воскресная служба:
08:30 – утренние молитвы, Часы, исповедь
09:00 – Божественная Литургия

В крупные праздники (например, Крещение Господа) службы проходят и в будние дни.
Уточнить эту информацию можно у настоятеля храма, либо у отца Георгия. Телефоны указаны в разделе контактной информации на нашем сайте:
http://сайт/contacts

Настоятель храма иерей Иоанн Бурдин
Телефон: +7 929 091 7321
Протоиерей Георгий Эдельштейн
Телефон: +7 920 646 3717

Как приехать к началу Богослужения из Костромы?

С Костромского автовокзала идут автобусы:
Кострома – Гущино в 07:00;
Кострома – Красное (через Карабаново) в 07:35.

Евгения спрашивает:
Батюшка здравствуйте!
Очень хочу прийти в церковь с семьей. Стесняюсь писать об этом, но я почти совсем не ходила в церковь и не знаю как правильно себя там вести и что делать, а тем более чему-то обучить детей. Очень переживаю из-за этого, но чувствую потребность прийти. Как мне правильно поступить? Боюсь, что если просто приду на службу, не смогу детям объяснить - что происходит и зачем мы здесь. Помогите советом. Спасибо большое.

Священник Иоанн отвечает:
Здравствуйте, Евгения! Я думаю, что христианство - это свобода. А там, где свобода, не может быть жестких правил. Я верю, что в Церкви есть только одно правило - правило Любви. Когда Вы приходите в храм, относитесь к каждому человеку, как к своему брату и сестре. Учите этому и своих детей. Только для этого мы и приходим в храм - чтобы быть вместе. Друг с другом и с Богом. Все остальное - второстепенно. Что происходит на службе, что делает священник, - все это достаточно просто. Если Вы найдете книгу Н. Гоголя "Размышления о Божественной Литургии" или прочтете главу из Евангелия, посвященную Тайной Вечери, Вам не сложно будет во всем разобраться. И главное, для того, чтобы обратиться к Богу Вам не нужны особые слова, ритуальные действия или знание тайных правил, Вам нужно только желание и вера в то, что для Него во всем мире нет человека, которого Он бы любил больше, чем Вас.

Инна спрашивает:
отец Георгий, подскажите, где можно купить Ваши книги? или так же всё через интернет?

Священник Иоанн отвечает:
В храме села Карабаново.

Ольга спрашивает:
Здравствуйте, скажите пожалуйста, мы бы хотели покрестить ребенка и вместе с ребенком покрестить папу, что для этого нужно?

Священник Иоанн отвечает:
Позвонить священнику по телефону +7929091 73 21, договориться о дате крещения и приехать в наш храм.

Елизавета спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите, у вас на сайте есть прайс лист с расценками на крещение и другие услуги? Спасибо заранее!

Священник Иоанн отвечает:
Здравствуйте, Елизавета! В нашем храме нет услуг. В нашем храме есть Таинства. Расценок на них нет и быть не может. Чем можно заплатить Богу? Именно Он, а не священник и является Источником Таинств. Поэтому за Таинства не может взиматься какая-либо плата. Если Вы хотите, вы можете сделать пожертвование. Для этого в нашем храме стоит кружка. Сколько вы туда бросите и бросите ли вообще, решаете только Вы.

Роман спрашивает:
Здравствуйте! Прихожанин протестанской общины города Иванова может приехать на службу в село Карабанов (приход Воскресения Христова)?

Священник Иоанн отвечает:
Почему нет?

«Всем нам необходимо
хранить чувство правды
право на правду»


Кирилл (Гундяев), 1989 г.


Оборону крепим мы недаром.

Малокровным, могучим ударом!


1. Немного об авторе.
2. Немного о его творчестве.



«Архиепископу Вологодскому
и Великоустюжскому Михаилу
№ 20/400 17.07.1987

Характеристика

«Всем нам необходимо
хранить чувство правды
и требовать от себя и от других
право на правду»

Архиепископ Смоленский и Вяземский
Кирилл (Гундяев), 1989 г.

Я осознал, что напишу и опубликую эту книгу лет 75 назад.
Во время «мёртвого часа» в детском саду на цыпочках вошла воспитательница и сняла со стены портрет П.Постышева. Когда мы все пришли на полдник, я спросил: «Клавдия Петровна, почему Вы сняли товарища Постышева?» Она произнесла: «Тш, тш» и быстро ушла.
Мама объяснила, что Постышева нельзя называть «товарищем» и говорить о нём ни с кем нельзя. Папа сказал, что Постышев - враг народа. О врагах народа нужно молчать. Вырастешь - поймёшь. А пока - молчи.
Тётя Франя и тётя Дора, соседки по квартире, сказали, что Постышев - «пшеклентый большевик», что он вместе с Косиором и Якиром устроил на Украине голодомор, за это их, злодеев, Бог наказал. Только ты, Юраня, никому ничего не говори.
Я забрался под кровать, где сидел кот Мурзик, и дал ему честное слово, что, когда вырасту, никогда никому не буду говорить: «Тш, тш». Мне было тогда семь лет.
В детском саду мы каждый день бодро маршировали и громко пели песню «Если завтра война»:

Мы войны не хотим, но себя защитим,
Оборону крепим мы недаром.
И на вражьей земле мы врага разобьём
Малокровным, могучим ударом!

Так обещал товарищу Сталину нарком Клим Ворошилов. Война будет идти только на земле врага. Могучим ударом.
Когда мне исполнилось девять лет, немцы рвались к Москве. Мурзик остался в Киеве: мы уехали в товарном вагоне ночью, кот гулял во дворе.
На все вопросы о «малокровном могучем ударе на земле врага» я получал один ответ: «Тш, тш!»
Окончилась война, мне было тринадцать, мама работала в детском доме на станции Келес, недалеко от Ташкента. Под утро какой-то бродяга залез в кухню и украл две буханки хлеба. Завхоз и военрук поймали его, вызвали милицию. «Заявление будете писать?» - спросил милиционер. «Смысла нет, - ответил военрук, - мы его тут пару раз с размаху на жопу посадили, у него всё внутри оборвалось, скоро сдохнет». «Вы убили человека, фашисты!» - закричала мама. «Закрой рот, старуха», - сказал милиционер (маме был 41 год). «Смотри, чтоб твой щенок держал язык за зубами. - кивнул на меня завхоз, - Болтун - находка для врага!» И все весело рассмеялись.

В предисловии полагается рассказать:
1. Немного об авторе.
2. Немного о его творчестве.
3. Почему автор не только написал, но и опубликовал свою книгу.
Автор - священник Русской Православной Церкви. Только этим он интересен.
Говорят, у каждого человека три личности, три сущности, три характера:
Во-первых, личность, которую он приписывает себе, которую сам человек считает своей сущностью.
Во-вторых, совокупность черт и характеров, которые приписывают ему другие люди (друзья и недруги). Как писал лет сто назад один довольно широко известный в СССР псевдо-философ, «каждый человек есть объективная реальность, данная нам в ощущениях».
В-третьих, личность как объективная реальность, независимо от нашего восприятия. Иными словами, подлинная сущность каждого человека, что записана в Книге Бытия у Господа Бога.
Первая личность (самооценка автора) для данного текста нерелевантна. Третья скрыта от нас до Страшного Суда. Поэтому ограничимся второй - официальной характеристикой автора этой книги.
Характеристика, безусловно, объективна, ведь она написана для областного управления милиции, она будет подшита в уголовное дело № 4064, будет оглашена в судебном заседании, от неё в значительной мере зависит, получит ли подсудимый минимальный срок или максимальный.
Итак, два документа служебной переписки об авторе этой книги.

«Архиепископу Вологодскому
и Великоустюжскому Михаилу
№ 20/400 17.07.1987

Для приобщения к уголовному делу прошу выдать характеристику на бывшего настоятеля Никольской церкви священника Эдельштейна Юрия Михайловича, 1932 г.р. В характеристике прошу отразить отношение Эдельштейна к вопросам политики, нравственности, семьи, дисциплины, права, материального благополучия, истинность и искренность вероисповедания, взаимоотношение с верующими, священнослужителями. Поступали ли на него жалобы и какого характера. В характеристике прошу отразить также и другие сведения о его личности.
Характеристику прошу направить по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д. 30, СО УВД ВО.

Следователь СО УВД Вологодского облисполкома капитан милиции В.Н. Смыслов»

Характеристика
священника Георгия Эдельштейна

Георгий Михайлович Эдельштейн 1932 года рождения, по национальности польский еврей, был в 1979 году рукоположен во диакона, а 24 ноября того же года - во пресвитера Высокопреосвященным Хризостомом, Архиепископом Курским и Белгородским (ныне - Иркутским и Читинским).

С июня 1982 г. по 23 января 1987 г. находился в штате Вологодской епархии, в частности, до 13 октября 1984 г. в должности настоятеля Свято-Ильинской церкви г. Кадникова Сокольского района, в дальнейшем по 23 января 1987 г. в должности настоятеля Свято-Никольской церкви с. Ламаниха Вологодского района, когда он был уволен за штат с одновременным запрещением в священнослужении, которое, однако, было снято 14 апреля с.г. в связи с истечением срока запрещения.

О. Г.Эдельштейн к моменту принятия сана имел законченное высшее образование по английскому языку в результате окончания в 1956 г. Ленинградского института иностранных языков и аспирантуры - в 1964 году.

В течение большей части служения в Вологодской епархии о.Г.Эдельштейн проявлял себя положительно: служил достаточно усердно, проповедовал с большим усердием, посещал тяжелобольных по вызовам. Отличался большой пунктуальностью в составлении отчётной документации и пр. деловых бумаг.

Однако, за последний год служения (в 1986 г.) о.Георгий Эдельштейн допустил ряд серьёзных отрицательных поступков, вызвавших упомянутое выше запрещение и увольнение в заштатное состояние.
Такими нарушениями церковных и гражданских положений являлись:

1. Систематическое вмешательство в хозяйственную жизнь прихода, сопровождаемое злоупотреблением настоятельским авторитетом: настоятель побуждал церковный совет к непроизводительным, непосильным для прихода расходам, причём, установлено недобросовестное отношение к церковным суммам, проходившим через его руки (в частности, до сих пор Георгий Эдельштейн не расплатился с Епархиальным управлением за книги, полученные им якобы для своего церковного совета, которые, однако, церковный совет не заказывал и не получил);

2. В течение лета 1986 г. Георгий Эдельштейн принимал и расселял в церковных помещениях села Ламаниха большое число людей, главным образом из Москвы, устроив в приходе своего рода лагерь летнего отдыха, причиняя тем самым множество неудобств и забот церковному совету.
По свидетельству многих прихожан церкви с. Ламаниха, отъезжавшие гости были нагружены мешками и рюкзаками, по внешнему виду которых можно было предположить наличие в них икон или книг, пропажа которых впоследствии подтвердилась.

Несмотря на строгий выговор, объявленный о.Георгию Эдельштейну указом № 36/258 от 21 декабря 1986 г., посещения посторонними лицами прихода с. Ламаниха, их ночлег в церковных помещениях и отъезд с наводящим на размышления грузом продолжался, что и вызвало упомянутое выше запрещение в священнослужении с одновременным увольнением за штат (указ № 4/262 от 23 января 1987 года).
После выбытия из села Ламаниха о.Георгий Эдельштейн неоднократно посещал церковь и настоятельский дом, где, по его словам, им были оставлены лично ему принадлежащие вещи. Последнее такое посещение было в Вербное воскресение 12 апреля с.г. 14 апреля с.г., т.е. в отсутствие о.Г.Эдельштейна, церковный совет с участием представителя милиции и сельсовета вскрыл одну из дверей дома и обнаружил в доме большое число пропадавших за последнее время в церкви предметов (несколько чаш, лжицы, звездицы, десятки икон и др.), о чём составлен соответствующий акт. Поступление этих предметов в руки Г.Эдельштейна никак не оформлялось, так что их приходится считать похищенными.

Изложенные факты доведены до сведения Уполномоченного Совета по делам религий по Вологодской области.

В связи с некоторыми из аспектов, затронутых в письме № 20/400 от 17 июля с.г. УВД Вологодского Облисполкома, поступившем 21 июля, т.е. после составления вышеприведённого текста характеристики, считаю возможным с уверенностью добавить следующее:

Г.Эдельштейн за время служения в Вологодской епархии поддерживал близкие отношения с некоторыми священнослужителями. Однако, как мне потом говорили, эти отношения портились в связи с его неискренностью, попытками оказывать влияние, соединённое с вмешательством в семейную жизнь.

Нет оснований подозревать о.Г.Эдельштейна в неискренности его религиозных убеждений: он верующий человек, поддающийся искушениям, главным образом - желанию поддержать добрые отношения с многочисленными приятелями и друзьями, ради ублажения которых он готов даже подарить (может быть, продать?) церковные, т.е. не принадлежащие ему иконы и другую утварь.
Лично он нетребователен к материальной стороне жизни, неаккуратен вплоть до физической нечистоплотности.

Его политическая настроенность мне неизвестна, но очень юридически «подкован», хорошо ориентируется в сложностях действующего законодательства о культах и в своей священнической деятельности скрупулёзно его соблюдал, используя также с доступной ему полнотой предоставляемые законом возможности.

Составлена для представления в Вологодское УВД по затребованию.

Управляющий Вологодской епархией
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский
Печать, личная подпись».

Такова личность автора данной книги глазами и устами его правящего архиерея, его собрата во Христе и сослужителя. Четыре года они, епископ и пресвитер, совершали Божественную Литургию у одного святого Престола, обменивались братским целованием: «Христос посреди нас!» - «И есть, и будет!»

Через три месяца после написания характеристики архиепископ Михаил уточнил: «Да Эдельштейн вообще человек неверующий, о чём откровенно признался областному уполномоченному Совета по делам религий».

Второе. О творчестве автора судить следует самому читателю. Могу лишь пояснить, что все предыдущие работы автора, если и хвалили, то скупо и редко. Например, в опровержение его кандидатской диссертации успешно защитили 9 или 10 диссертаций.

Защитить докторскую («Раннесредневековые учения о языке») духовник не благословил. Публикации по докторской не критиковали: тема, полагаю, скучная.

За интервью «Чекисты… в рясах» еженедельнику «Аргументы и факты» № 36, август 1991 г. собратья три часа плевали мне в харю. Рецензии на статьи, вошедшие в «Записки сельского священника», (например, письмо митрополита Гедеона в газету «Пределы века») были не намного более корректны. У меня есть основания предполагать, что и Патриарх Кирилл не был в восторге от моего интервью газете «АиФ». Там было сказано: «Владыка Кирилл является руководителем Отдела внешних церковных сношений - учреждения, которое кагэбэзировано полностью, начиная с председателя и кончая швейцаром».

Около 20 лет назад я был на конференции в Кишинёве. За столом президиума - первые лица государства: президент Молдавии, глава правительства, спикер парламента. Здесь же - председатель ОВЦС митрополит Кирилл и первоиерарх Молдавской Церкви митрополит Владимир.

Ведущий, академик И. Друцэ, говорит: «Слово предоставляется Льву Михайловичу Тимофееву, подготовиться священнику Георгию Эдельштейну». Но потом почему-то предоставили слово католическому епископу. Во время перерыва Ион Друцэ подошёл ко мне: «Отец Георгий, чем Вы так насолили митрополиту Кириллу?» - «Не знаю, не уверен, что он помнит моё имя». - «Отлично помнит. Как только я назвал Вас, Кирилл сказал мне: «В моём присутствии прошу слово Эдельштейну не предоставлять. Завтра меня здесь не будет, пусть болтает хоть целый день».»

Третье. Почему не только написал, но и опубликовал. Ответ проще простого: потому, что автор - христианин. Хоронячество - антихристианская добродетель. Великий каппадокиец Григорий Богослов однозначно сформулировал более полутора тысяч лет назад: «Молчанием предаётся Бог».

Священномученики митрополит Филипп и митрополит Арсений (Мациевич) с точки зрения здравого смысла - просто глупцы. Бессмысленно было публично обличать безумного тирана Ивана Грозного или вольтерьянку Екатерину II. Оба порфироносных палача прославлены сегодня намного шире, чем их жертвы.

И совсем уж в пренебрежении у нас подвиг членов Святейшего Синода, засвидетельствовавших факт отпадения от Церкви Л.Н. Толстого. Бессмысленнейшее деяние, единственный его результат - ушаты нечистот, вылитых на головы подписавших «прогрессивной мировой общественностью».

Жена писателя, Софья Андреевна, писала в феврале 1901 г.: «Бумага эта вызвала негодование в обществе… Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма. Посетители с утра до вечера: целые толпы… Я написала в тот же день своё письмо митрополитам… Оно переведено на все иностранные языки. Меня это радовало…»
Зачем мудрый митрополит Антоний (Вадковский) отвечал на письма Софьи Андреевны? Нелепо было пытаться переубедить её, тем более «всю мировую прогрессивную общественность». Корзины цветов «мудрому мыслителю Толстому» до сих пор несут. И овации до сего дня не прекращаются. Митрополит Антоний знал это, но он был христианином и считал своим долгом свидетельствовать.
Я не педагог, не агитатор, не миссионер. Я считаю своим долгом только свидетельствовать. Если кто-то называет мои писания бесцельными и бессмысленными, я не возражаю.

Блудного сына никто не агитировал. Он сам всё осознал, встал и пошёл к Отцу. Верую и исповедую, что и наши блудные сергианцы вернутся к Поместному Собору 1917-1918 годов, к заветам Соловецких епископов-исповедников. Ибо только там наш Отец - с Новомучениками и Исповедниками Российскими, с участниками того Святого Собора.

Мне было 24 года, я заканчивал институт иностранных языков. На последнем госэкзамене в билете был вопрос «Нравственное воспитание - составная часть коммунистического воспитания».
Я начал вяло мямлить, что коммунизм, как и его двойник национал-социализм, - категории политические, а мораль и нравственность - религиозные, общечеловеческие. Они пребывают неизменными во всех общественных формациях. Наиболее чётко эти законы сформулированы во второй книге пророка Моисея, именуемой «Исход».

Все пять членов комиссии проснулись, наперебой стали задавать какие-то идиотские вопросы, потом выгнали меня вон из аудитории.

Декан английского факультета Марина Боровик привела меня в деканат, налила коньяку, положила бутерброды и сказала, что я - дурак. Мы выпили. Я попросил ещё немножко. «Блевать будешь. Хватит там наблевал, идиот! Наш институт объединяют с Герценовским пединститутом. Если в Министерстве или в горкоме узнают о твоей блевотине, мы потеряем пять-шесть ставок. У нас и так одни космополиты безродные: Ильиш, Тураева, Доггель, Гутерман. Ты их куска хлеба лишаешь, баптист!»

Я сказал, что я не баптист, просто хотел сказать правду хоть один раз. «Кому нужна твоя правда? Ты в герои лезешь, Блевако?» «Никому не нужна и никуда не лезу… Просто когда-то давно честное слово Мурзику дал».