Корабль дюгонь. Военно-морской флот отказался от «Дюгоней

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов» . В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.

На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.

Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года , что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях » им. Р.Е.Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания.

Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам, созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р.Е.Алексеева было произведено более 8000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому.

Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра, осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.

Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ-21 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек . На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров , которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.

«Атаман Платов» высаживает десант на стратегических учениях «Центр-2011»

Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями-доками проекта , которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам . Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

/По материалам oborona.ru и militaryrussia.ru /

Высадка морских десантников на береговые плацдармы с целью их захвата является очень важным и часто встречающимся способом проведения современных боевых операций. Одним из самых главных требований при высадке морского десанта является скорость, с которой десантники, а также боевая техника способны высадиться на берег. Скорость – это и внезапность, и возможность застать противника врасплох, и возможность развить дальнейший успех наступательной операции, это залог победы.

Однако такое преимущество может быть достижимо лишь в случаях, когда в современных вооруженных силах имеются скоростные морские транспортные средства для доставки морских десантников, а также боевой техники к месту, где должна произойти высадка. Имеются ли такие средства в современных вооруженных силах России? Да, имеются. Современные российские морпехи высаживаются с десантных катеров образца «Серна». Однако в последнее время боевая техника развивается просто-таки не по дням, а по часам, и потому катера «Серна» устарели как в техническом, так и в моральном плане. Им на смену должны прийти транспортно-десантные катера нового типа и новых технических возможностей. Создание таких катеров получило наименование проект 21820 и шифр «Дюгонь».

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

Информация о проекте 21820 «Дюгонь»

Новый десантный катер проекта 21820 «Шифр» будет строиться на основе предшествующей отечественной версии «Серна». Для катера проекта 21820 взято все лучшее из «Серны», плюс к этому добавлены новейшие технические разработки. В итоге, по замыслу конструкторов, должно получиться судно, равного которому на сегодняшний день в мире не существует.

Днище оснащено так называемой воздушной каверной. Такое гидродинамическое устройство не ново, но до недавних времен существовало исключительно в теоретических разработках. Благодаря такому техническому новшеству, десантные суда станут обладать гораздо большей грузоподъемностью, сохраняя при этом небольшие размеры и не теряя скорости передвижения. Больше того, благодаря такому техническому нововведению, катера смогут передвигаться значительно быстрее, а, кроме того, их двигатели смогут работать намного экономичней.

Водоизмещение десантных катеров нового типа будет существенно больше, чем у их аналогов предыдущего поколения. Кроме того, они будут обладать большей вместимостью и грузоподъемностью. Выше будет и скорость, о чем уже упоминалось. Еще одно немаловажное новшество заключается в том, что суда будут малозаметными для вражеских радаров. На борту предполагается серьезное вооружение. В частности, их вооружат двумя крупнокалиберными пулеметами, а также переносным ракетно-зенитным комплексом «Игла».

Благодаря таким характеристикам, катер с успехом сможет доставлять десантников на берег. Кроме того, он сможет прикрывать десантников в случае атаки с моря или с воздуха. Еще одно достоинство заключается в том, что во время высадки он, благодаря своему вооружению, сможет поддерживать их огнем.

Этапы строительства катеров проекта 21820

Как водится, вначале был построен первенец проекта 21820, его назвали «Атаман Платов». Судно заложили в 2006 году. Через четыре года он стал боевой единицей Каспийской флотилии. Затем приступили к строительству еще двух новых судов. Один катер строило владивостокское судостроительное предприятие «Восточная верфь», а другой – нижегородский судостроительный завод «Волга». Кроме того, в 2011 году Минобороны России решило начать строительство еще трех катеров, заключив с этой целью контракт с Ярославским судостроительным заводом.

Сколько именно судов проекта 21820 будет в итоге построено, широкой общественности неизвестно. Зато известно, что все построенные и будущие катера станут называться именами героев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Так, построенные в Ярославле катера назвали «Денис Давыдов», а также «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Два последних героя – это русские военные моряки, которые в 1812 году участвовали в сражениях с французами на суше.

В 2014 году закончили строительство двух катеров из проекта 21820. Один из них, «Денис Давыдов», пополнил Балтийский флот, а другой, «Иван Карцов», приписан к Тихоокеанскому флоту. После них в строй вошли «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», построенные судостроителями Ярославля. Оба корабля также приписаны к Балтийскому флоту. Исходя из первичных отзывов, все катера проекта 21820 «Шифр» намного превосходят аналогичные образцы предыдущих поколений.

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Благодаря особенностям конструкции, катера обладают способностью успешно двигаться на мелководье, а, кроме того, в водоемах, где наблюдается большая засоренность.

Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?

На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.

Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» October 26th, 2012


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО - Dyugon) - это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер - Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта - один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». П.

Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, - скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», так же разработанный в ЦБК по судам на подводных крыльях. «Дюгонь» намного совершеннее «Серны». У него низкая заметность, большое водоизмещение позволило в разы увеличить грузоподъемность и десантовместимость, скорость, дальность плавания, мореходность, при габаритной осадке такой же, как у Серны, оснащен эффективным вооружением огневой поддержки десанта.

Современные концепции ведения боевых действий на море предусматривают активные действия военных флотов против береговых объектов, поэтому появление «Дюгонь» в составе ВМФ РФ - это повышение его боевых возможностей. На Дальнем Востоке строится второй такой корабль.





Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов»

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита - бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют - «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.


В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая - 45 метров, ширина наибольшая - 8,5 метра., осадка - 1,9 метра. Максимальная скорость хода - 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма - 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность - 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.



Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Двигатели - 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.

ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами калибра 14.5 мм.

Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Первым катером на газовой каверне был пограничный катер проекта 14081 «Сайгак».

Принцип движения судна на газовой каверне отличается от движения судна на воздушной подушке, хотя и в том и в другом случае под днище судна подаётся воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление и улучшает скоростные ка­чества судна.

Если у судов на воздушной подушке вся масса поддерживается над опорной поверхностью силами избыточного давления постоянно нагнетаемого воздуха и носит статический характер, то у судов с воздушной каверной масса на ходу поддерживает­ся динамической реакцией воды, действующей на днище. А вследствие повышения давления воздуха под днищем катера при его движении, вблизи опорной поверхности при определённой геометрии днища образовывается и удерживается воздушный пу­зырь (каверна), который играет роль воздушной смазки.

Все, кажется, очень просто, но для того чтобы воплотить эту идею в промышлен­ный образец сотрудникам ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова понадобилось много лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

А промышленный образец в виде катера проекта 14081 прошёл опытную эксп­луатацию, по результатам которой все убедились в несомненных преимуществах кате­ра с воздушной каверной. В дальнейших разработках ЦКБ «Редан» воздушная кавер­на применялась очень широко. Правда, после опытной эксплуатации катера проекта 14081 отказались от воздушного компрессора, так как выхлопных газов главного двигателя было вполне достаточно, чтобы сформировать и удерживать под днищем каверну. С тех пор все катера разработки ЦКБ «Редан» именовались катерами на газовой каверне.


Главкомат ВМФ подготовил доклад на имя министра обороны Сергея Шойгу с просьбой закрыть проект новейших десантных катеров на воздушной каверне 21820 «Дюгонь». Военные моряки считают, что в проекте допущены серьезные конструктивные ошибки. Источник в ВМФ сообщил «Известиям», что позиция главкомата основана на докладах штаба Каспийской военной флотилии, где базируется один корабль.

На Каспии у нас «Атаман Платов», а «Иван Карцов» будет спущен на Тихом океане. Еще три - на верфях в различной степени готовности. На строевом катере вследствие эксплуатации образовались трещины в кормовой части, швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости и расходятся, - поделился с «Известиями» офицер главкомата.

По мнению моряков, проблемы возникли из-за неверного проектирования и сборки на судостроительном заводе. Эксплуатационная нагрузка на корпус превышает значения, заложенные в прочностные характеристики. Иными словами, конструкторы и корабелы рассчитывали один показатель сопротивления, а на деле вышел другой, более высокий. Из-за этого на высоких скоростях корабль «ловит волну» и подвергается сильному гидродинамическому удару, который может даже переломить его пополам.

Воздушная каверна - это динамическая разновидность воздушной подушки, где слой сжатого воздуха под днищем корабля возникает вследствие движения судна. Этим она отличается от статической воздушной подушки, где слой воздуха нагнетается вентиляторами. Благодаря пузырю значительно снижаются показатели трения, гидродинамическое сопротивление, скорость возрастает до 30–50 узлов.

Водоизмещение «Дюгоней» - 280 т, что немало для аналогичных кораблей. Помимо него, отечественный флот имеет восемь катеров серии 11770 «Серна». Они гораздо меньше - водоизмещением около 100 т - и заслужили похвалу моряков. Один из офицеров Балтийского флота, служивший на «Серне», отмечает ее надежность, скорость и мореходность.

Проблем с катером никаких, кроме одной, маленький. Перевозит один танк или два БМП, а нам бы чего посолиднее. Жаль, что «Дюгонь» не понравился каспийцам, - сказал он «Известиям».

Оба проекта разработаны нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Фактически «Дюгонь» - это увеличенная «Серна», способная поднять три танка или пять бронемашин. Почему в большом катере допущены конструктивные просчеты, моряки теряются в догадках.

Ситуацию на условиях анонимности прояснил «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, участвовавший в проектах. По его словам, проблемы возникли еще на стадии производства. Заложенный в 2006 году «Атаман Платов» был передан флоту только в 2010-м, хотя за четыре года можно построить не то что 280-тонный катер, но и крейсер водоизмещением 25 тыс. т. Именно столько строился в советское время отечественный флагман «Петр Великий», подчеркивает источник.

Всему виной административно-хозяйственная неразбериха, говорит он. «Платова» построил нижегородский завод «Волга». «Ивана Карцова» заложили на «Восточной верфи» во Владивостоке, хотя должны были на «Волге». А следующие три катера проекта заложены на Ярославском судостроительном заводе.

- «Дюгони» должны строиться на одних и тех же производственных мощностях, и прыжки через всю страну проект гробят. Лучше всего для постройки подходит «Волга», где накоплен большой опыт по судам на воздушной подушке. А решение о переносе производства было принято по социально-политическим причинам, - сказал представитель ОПК.

К моменту закладки «Ивана Карцова» в 2010 году на «Восточной верфи» возникли серьезные проблемы с заказами, а это одно из градообразующих предприятий Владивостока. Допустить социальную напряженность в городе, который готовился к саммиту АТЭС-2012, руководство страны не могло, поэтому постройку катера и перенесли сюда. Примерно такие же мотивы были при переводе производства в Ярославль, который менее благополучен, чем Нижний Новгород.

Проблемы «Атамана Платова» хорошо известны конструкторам. Но моряки могли бы учитывать, что это первый корабль проекта, у него «детские болезни», которые лечатся после дополнительных испытаний. Зачем сразу рубить сплеча? Ведь «Дюгони» нужны флоту, - утверждает собеседник «Известий».

С корабелами согласен вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Корабли на воздушной каверне, движущиеся со скоростью 50 узлов (90 км/ч), очень сложно поразить до момента высадки десанта. Если от них отказаться, то для выполнения десантных задач потребуется более массированное огневое подавление обороны, возрастут свои потери. Так что надо не отказываться от «Дюгоней», а обеспечить их доработку, - сказал эксперт «Известиям».

Первые суда с динамическим принципом поддержания строились на статических воздушных подушках с мощными вентиляторами и колоссальным расходом топлива. Суда на воздушной каверне более экономичны. В обоих типах днище имеет специальные обводы для удержания слоя сжатого воздуха.

Серия десантных катеров проекта 21820 строится ОАО «Ярославский судостроительный завод» по государственному контракту с Министерством обороны России, который был подписан между открытым акционерным обществом «Ярославский судостроительный завод» и Министерством обороны России 23 июня 2011 года.

Проектант – ОАО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» город Нижний Новгород.

Головной десантный катер проекта 21820 - Д-105 «Атаман Платов» - был построен судостроительным заводом «Волга» в Нижнем Новгороде, и в 2009 году вошел в боевой состав Каспийской флотилии.

Катер имеет длину 45 метров и водоизмещение 280 тон. Максимальная скорость составляет 35 узлов. Грузоподъемность - 140 тонн, что позволяет перевозить три танка или пять бронемашин.

На момент строительства серии это самые крупные из всех ранее построенных ярославскими корабелами катеров с легкосплавным корпусом.

Десантные катера проекта 21820 обладают уникальными характеристиками и фактически не имеют аналогов в мире. Они предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колесной и гусеничной техники. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны на днище, мощными дизелями М507А-2Д и вентилируемыми водометными движителями.

Техническое сопровождение строительства десантных катеров проекта 21820 было возложено генеральным заказчиком на завод-строитель - ОАО «ЯСЗ».

В ходе работы над проектом специалисты ярославского предприятия в целях его дальнейшего совершенствования в инициативном порядке внедрили значительное количество мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности технических средств, улучшение обитаемости, а также на замену снятых с производства изделий на современные аналоги. Наряду с этим ярославские корабелы реализовали ряд предложений государственной комиссии по улучшению боевых и эксплуатационных качеств головного катера заводской № 701. Результаты этой работы были учтены при строительстве катера заводской № 702. Все ответственные мероприятия согласовывались с НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ (филиал ВУНЦ ВМА им. Н.Г.Кузнецова) и оформлялись соответствующими решениями генерального заказчика.

В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года принято решение увековечить память героев в наименованиях этой серии десантных катеров. Эти почётные наименования присвоены десантным катерам в честь офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях на фронтах и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа.

Первый серийный десантный катер проекта 21820, строительный номер 701, «Денис Давыдов» (бортовой номер 748) был заложен 18 января 2012 года. . , где на достроечной базе проведут заводские и государственные ходовые испытания. . 24 июня 2014 года в морских полигонах БФ. На 31 октября в морских полигонах БФ. По сообщению от 24 ноября Государственной приемной комиссией от завода изготовителя в состав Военно-Морского Флота России. Принят в состав ВМФ России.

Основные характеристики десантного катера «Денис Давыдов»: Полное водоизмещение 280 тонн. Наибольшая длина 45 метров, наибольшая ширина 8,5 метра, осадка1,9 метра. Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 метра составляет 35 узлов. Максимальная дальность плавания 500 морских миль. Катер имеет грузовой трюм размером 27х6,8х2,34 метра. Максимальная грузоподъемность 140 тонн.

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 03 июля в Санкт-Петербурге на корабле Андреевский флаг.

Второй серийный десантный катер проекта 21820, строительный номер 702, «Лейтенант Римский-Корсаков» . . В октябре 2014 года заводские ходовые испытания. В рамках проведения заводских ходовых испытаний экипаж новейшего десантного катера и провел скоростные испытания главной энергетической установки. По сообщению на 06 декабря в морских полигонах флота. По сообщению от 09 декабря испытания.

Основные характеристики десантного катера «Лейтенант Римский-Корсаков»: Полное водоизмещение 280 тонн. Наибольшая длина 45 метров, наибольшая ширина 8,5 метра, осадка1,9 метра. Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 метра составляет 35 узлов. Максимальная дальность плавания 500 морских миль. Катер имеет грузовой трюм размером 27х6,8х2,34 метра. Максимальная грузоподъемность 140 тонн.

14 мая 2015 года и примет активное участие в информационно-пропагандистской акции «Служба по контракту в Вооруженных Силах – твой выбор!», которая пройдёт в центре Калининграда 16 мая. 04 июля в Балтийске на корабле Андреевский флаг. В Балтийске 04 июля на катере Андреевский флаг. 14 августа в плановом подготовительном тактическом учение группировки разнородных сил Балтийского флота по высадке морского десанта на необорудованное побережье.