Конспект урока расселение и распространение живых организмов. Картинки на тему «Разнообразие живых организмов на Земле

Слайд 2

Цели и задачи:

  • Сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле;
  • Ввести понятия «биосфера», «широтная зональность», «высотная зональность»
  • Слайд 3

    В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера (греч. bios «жизнь»).

    Этот термин первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс

    Биологическая эволюция - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов.

    Слайд 4

    В 20е гг ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере»

    Слайд 5

    Что же такое «биосфера»? До каких границ (верхней и нижней) распространяется? Какими

    организмами представлена? Заполните схему

    • Биосфера
    • Бактерии
    • Биосфера
    • Бактерии
    • Грибы
    • Растения
    • Животные
  • Слайд 6

    Границы биосферы Земли проводятся по границам распространения живых организмов, а это значит…

    Что верхняя ее граница проходит на высоте озонового слоя на высоте 20-25 км …

    …а нижняя граница проходит на той глубине, где перестают встречаться организмы.

    Слайд 7

    Какие условия влияют на распространение организмов на Земле?Заполните таблицу

    Слайд 8

    Прочитайте пункт 3, 4 Дайте определение явлениям «Широтная зональность», «высотная

    зональность»пользуясь формулой: определение = ключевое слово + существенные признаки

    Определите по рис. 93 Природные зоны Земли

    • Широтная зональность – это последовательное расположение природных зон от полюсов к экватору, связанное с изменением соотношения тепла и влаги.
    • Высотная зональность – последовательное расположение природных зон в горах
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Животные арктических пустынь

    1 - кайра; 2 - чистик; 3 - овцебык; 4 - белый медведь; 5 - гренландский тюлень.

    Слайд 11

    Растения арктических пустынь

    1 - моховая подушка; 2 - полярный мак; 3 - камнеломка; 4 - лишайник.

    Слайд 12

    Растения тундры

    1 - полярная ива; 2 - карликовая береза; 3 - пушица; 4 - осока; 5 - дриада; 6 - мак; 7 - ягель.

    Растения лесотундры

    Слайд 13

    Животные тундры

    1 - полярная сова; 2 - северный олень;

    3 - лемминг; 4 - песец.

    Животные тундры

    Слайд 14

    Животные тайги

    1 - лось; 2 - кабарга; 3 - бурый медведь; 4 - рысь;

    5 - соболь; 6 - бурундук; 7 - глухарь; 8 - клест.

    Слайд 15

    Растения тайги

    1 - ель; 2 - пихта; 3 - лиственница; 4 - можжевельник; 5 - черника; 6 - кислица.

    Слайд 16

    Смешанный лес

  • Слайд 17

    Растения широколиственных лесов

    1 - дуб; 2 - липа; 3 - клен; 4 - лещина; 5 - бузина;

    6 - хохлатка; 7 - фиалка; 8 - медуница.

    Слайд 18

    Животные широколиственных лесов

    1 - зубр; 2 - благородный олень; 3 - кабан; 4 - лиса; 5 - сойка; 6 - неясыть; 7 - жук-олень.

    Слайд 19

    Лесостепь

  • Слайд 20

    Животные степей

    1 - сайгак; 2 - суслик; 3 - сурок; 4 - дрофа; 5 - степной орел; 6 - степной жаворонок; 7 - корсак; 8 - манул.

    Слайд 21

    Полупустыня

  • Слайд 22

    Каменистая пустыня

  • Слайд 23

    Песчаная пустыня

  • Слайд 24

    Животные пустынь

    1 - среднеазиатская черепаха; 2 - песчаная эфа; 3 - агама; 4 - скорпион; 5 - жук-чернотелка; 6 - тушканчик; 7 - каракал; 8 - джейран; 9 - двугорбый верблюд.

    Слайд 25

    Растения пустынь

    1- белый саксаул; 2 - песчаная акация;

    3 - верблюжья колючка.

    Слайд 26

    Животные саванн

  • Слайд 27

    Муссонный лес (сезонно-влажные леса)

  • Слайд 28

    Глава 6. БИОСФЕРА

    Урок 57 (вариант 1)

    Цель урока:

    Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

    Оборудование:

    Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли - Биосферу (био - жизнь).

    Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около двух триллионов тонн. Это огромная величина, но ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - всегда одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается в общем постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством - самовоспроизводиться. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диатолия за 8 дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за 8 дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максима пространство.

    Границы биосферы определите с помощью учебника (Г.: с. 142).

    (От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)

    - Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Ивано­вич Вернадский (1863-1945 гг.), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогео­химии. Был организатором многих научных учреждений.

    Сообщение учащегося

    В. И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора эко­номики и истории Петербургского университета. В детстве он увле­кался, прежде всего, историей.

    В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции А. Бехтерева, В. Докучаева, И. Сеченова.

    В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказа­лись лекции Д. И. Менделеева. Идеи и его личность оказали замет­ное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

    Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традици­онной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химиче­ских элементов на Земле. Основоположником этой обширной науч­ной дисциплины и стал В. И. Вернадский.

    В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведо­вать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском уни­верситете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он пе­реезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.

    Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологи­ческую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.

    Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти ра­боты дали возможность проставить проблему взаимодействия чело­века и природы, следом за этим возникла наука экология.

    В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.

    III. Распространение живых организмов на Земле

    Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)

    Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли Земле эти условия одинаковые? (Нет.)

    Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)

    Наблюдается изменение условий на Земле с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны. Откройте учебники (Г.: с. 144), перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.

    Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)

    - Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)

    Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах? (Высотная поясность.)

    Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.

    Александр Гумбольдт (сообщение учащегося)

    С детства А. фон Гумбольдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.

    В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия берет начало деятельность исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку. В Мексике он изучал вулканы. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняются природные зоны растительности.

    Путешествие продолжалось 5 лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.

    Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.

    Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климаты, исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.

    IV. Закрепление изученного

    а) на дне Мирового океана;

    а) бактерии;

    б) растения;

    в) животные;

    а) атмосфера;

    б) гидросфера;

    в) поверхность литосферы.

    5. Дополните предложение.

    Домашнее задание

    Г.: § 46, задача №4.

    Урок 57 (вариант 2)

    Разнообразие живых организмов на Земле

    Цель урока:

    Сформировать представление о факторах распространения орга­низмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность.

    Оборудование:

    Демонстрационная таблица «Биосфера»; карта «Природные зоны мира»; демонстрационная таблица «Высотная поясность».

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы изучим еще одну оболочку Земли - био­сфера. В работе вам поможет учебник (Г.: § 46).

    Шаг 1. Узнаем, что такое биосфера

    Биосфера (сфера жизни) - своеобразная оболочка земного шара, в которой обитают живые организмы. Так, в 1875 г. австрий­ский геолог

    Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного про­странства, в которой существует жизнь.

    Шаг 2. Узнаем границы биосферы

    - Учение о биосфере создал русский ученый Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.). По теории академика Вернадского, верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли.

    На какой глубине проходит нижняя граница биосферы?

    Шаг З

    - Одновременно с человеком на Земле живет несколько миллионов видов живых организмов. Попробуйте их классифицировать. Разделите биосферу на три качественные группы.

    Шаг 5. Широтная зональность

    Прочти текст учебника на с. 143 п. «Широтная зональность», затем сформулируй определение этого явления, пол формулой:

    определение = ключевое слово + существенные признаки.

    Шаг 6. Высотная поясность

    - В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.

    Представьте, что совершается восхождение в горы, которые находятся в тропиках. Подпишите изменение растительных зон:

    Шаг 7

    Проверим усвоение новой темы «Биосфера».

    1. Нижняя граница биосферы располагается:

    а) на дне Мирового океана;

    б) на глубине 3 км в земной коре;

    в) на границе мантии и земной коры.

    2. Какие организмы появились раньше:

    а) бактерии;

    б) растения;

    в) животные;

    3. Назовите самую обитаемую часть биосферы;

    а) атмосфера;

    б) гидросфера;

    в) поверхность литосферы.

    4. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

    5. Дополните предложение.

    Главной причиной высотной поясности является....

    Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд. т биологической продукции. За 3 млрд. лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.

    Биоценоз Озера Луга Болота Леса Пустыни

    Растений на Земле около 500000 Животных свыше 1 мл

    Жизненные формы растений Деревья Травы мхи Кустарники

    птицы рыбы Члени- стоногие Пресмы- кающиеся млекопитающие Жизненные формы животных

    Биогеография – наука о географии распространения всех организмов живущих на Земле.

    Кислород Растения Углекислый газ Вода Минеральные вещества Солнечная энергия

    Распределение животных и растений Климат Влага Высотная поясность

    Высотная поясность- закономерная смена природных условий и ландшафтов с подъемом в горы.

    Влияние живых организмов на оболочку Земли кислород Углекислый газ растения животные человек Атмосфера

    Воздействие организмов на гидросферу

    организмы вода растения Гидросфера

    Воздействие организмов на литосферу

    выветривание Перемешивания повер. Слоя земли Горные породы деградация Литосфера

    Образование почвы под воздействием организмов Почва- плодородный слой Земли. Гумус –результат распада органических останков в почве. Чернозем –самый плодородный вид почвы среди других видов. Торф –толща полуразложившихся растительных остатков.

    Домашнее задание $ 49-51. стр142-148 .


    Данный урок построен по принципу системно-деятельностного подхода, способствует развитию навыков смыслого чтения. В ходе урока используются разные формы работы с печатным текстом и слайдами презентации.


    «Рабочий лист к уроку»

    Рабочий лист

      ____________________________________________________________

      Способы распространения грибов

      Решите тест.

          Бывает ли сезонная миграция?

      Да 2) Нет 3) Не установлено

      Да 2) Нет 3) Не установлено

    Рабочий лист

            Назовите причины расселения живых организмов.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Прочитайте текст и придумайте два вопроса к нему.

    Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. Бактерии – самая древняя группа организмов из тех, которые сейчас существуют на Земле. Они давно живут на нашей планете - около 3,5 миллиардов лет. Когда бактерии появились, на Земле не было ни людей, ни животных, ни растений. На протяжении почти миллиарда лет бактерии были единственными живыми существами на Земле.

    Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре – 83 0 С и в горячих источниках, где температура достигает + 90 о С, а также в знаменитом Мертвом море. Живут бактерии и в воде, и в продуктах питания, и в воздухе, в организме человека и животных, куда они попадают вместе с пищей и водой. Многие бактерии переносятся насекомыми и грызунами.

    Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине нескольких километров – везде находили бактерии.

      Способы распространения грибов

      Решите тест.

        1. Как называется перемещение животных в связи с изменениями окружающих условий?

      Размножение 2) Миграция 3) Вымерзание

          Бывает ли сезонная миграция?

      Да 2) Нет 3) Не установлено

          Происходят ли нерегулярные миграции животных?

      Да 2) Нет 3) Не установлено

      Соедините стрелками начало и конец предложения.

    6. Соедините стрелками начало и конец предложения.

    Бразилии

    квадратных километрах

    В 200 000 животных

    увеличить выносливость группы

    Остров Вознесения - это место воспроизводства зеленых черепах. Они родом из...

    Весной Канадский олень "карибу" уходит на север. Одно стадо способно насчитывать...

    Бразилии

    Принятие формы клина при перелете позволяет птицам...

    квадратных километрах

    При миграции облако саранчи может измеряться...

    В 200 000 животных

    При зимней миграции в Индию горный среднесибирский гусь пересекает...

    увеличить выносливость группы

    Просмотр содержимого документа
    «Урок биологии 6 класс мой»

    Урок биологии 6 класс «Расселение и распространение организмов»

    Тип урока: Урок - открытие новых знаний.

    Цель: изучить особенности и способы расселения растений, бактерий, грибов и животных, выяснить роль расселения и распространения организмов.

    Задачи:

    - образовательные: знать о способах расселения и распространения у представителей разных царств живой природы; о роли расселения и распространения для организмов

    - развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять способ распространения и расселения у разных организмов; уметь организовать совместную деятельность; уметь выражать свои мысли.

    - воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

    Планируемые результаты обучения.

    Предметные:

    Знать способы расселения и распространениях; рассмотреть приспособления разных организмов к расселению и распространению;

    Метапредметные:

    - регулятивные:

    Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

    - коммуникативные:

    Обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

    - познавательные:

    - работать с учебником; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов;

    Личностные:

    Проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

    Формирование УУД:

    Познавательные УУД

      Продолжить формирование умения работать с учебником.

      Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

    Коммуникативные УУД

      Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

      Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

      Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

    Регулятивные УУД

      Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

      Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

      Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

      Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

    Личностные УУД

      Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

      Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

      Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

      Оценивать собственный вклад в работу группы.

    Технология построения урока: развивающее обучение, развитие навыков смыслового чтения.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Оборудование : компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

    План-урока:

        Мотивация

        Актуализация пройденного материала

        Открытие новых знаний.

        Повторение изученной темы

        Рефлексия

        Домашнее задание

    Ход урока:

      Мотивация

    Добрый день ребята. Рада вас видеть! Надеюсь, настроились на продуктивный урок?

    Для начала предлагаю вспомнить то, что мы уже знаем.

      Актуализация пройденного материала

    В течение многих уроков мы с вами изучали процессы, протекающие в живых организмах и обеспечивающие их жизнедеятельность. Вспомним, какие процессы мы изучили (дыхание, питание, размножение…). В ходе каждого из них организмы обеспечивают себя всем необходимым. Но достаточно ли этого для выживания организмов в природе?

    «На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».

    А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.

    Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

    Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

    Почему дуб не дождался смены? (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)

    Что же нужно было сделать семенам? (Семенам растений нужны новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению).

    Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Мудрая природа придумала для этого много способов.

    Как вы думаете, с каким явлением в жизни организмов мы сегодня будем знакомиться? (С расселением и распространением организмов). (СЛАЙД 2)

    3. Открытие новых знаний

    Итак, ребята, тема урока у нас есть. Что в ней надо разобрать?

    Расселение – это очень важный процесс для всех живых организмов на Земле, не важно, к какому царству они будут относиться.

    Но в чем смысл расселения? Давайте сейчас поработаем в парах, и вы попробуете придумать по 3 причины, почему выгодно расселение живым организмам. (1 мин)

    Проверяем.

    Как я уже говорила, все живые организмы стремятся расселиться, т.е. расширить территорию своего обитания.

    Рассмотрим, как это происходит у организмов разных царств:

    А для начала вспомним, на какие 4 царства разделены живые организмы.

    БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

    Начнем с организмов, клетки которых не имеют ядра. Кто это? ….. БАКТЕРИИ. Как размножаются бактерии? (делением тела). Где обитают бактерии? (Везде). А как они попадают в такие разнообразные места?

    Предлагаю сейчас поработать вот каким образом: вы читаете статью и задаете по 2 вопроса к статье.


    Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. Бактерии – самая древняя группа организмов из тех, которые сейчас существуют на Земле. Они давно живут на нашей планете - около 3,5 миллиардов лет. Когда бактерии появились, на Земле не было ни людей, ни животных, ни растений. На протяжении почти миллиарда лет бактерии были единственными живыми существами на Земле.

    Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре – 83 0 С и в горячих источниках, где температура достигает + 90 о С, а также в знаменитом Мертвом море. Живут бактерии и в воде, и в продуктах питания, и в воздухе, в организме человека и животных, куда они попадают вместе с пищей и водой. Многие бактерии переносятся насекомыми и грызунами.

    Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине нескольких километров – везде находили бактерии.

    Поиграем в цепочку. Тот, кто задает вопрос, может направить его любому в классе, а тот, ответив на вопрос, задает свой вопрос следующему.

    Итак, вам на это 3 минуты.

    Вывод: как расселяются бактерии? (СЛАЙД 3,4)

    Расселение грибов.

    Какой способ расселения грибов показан в сюжете?

    (Электронное приложение – избранное – расселение грибов)

    С помощью ветра.

    Посмотрите, как выглядят споры грибов (Электронное приложение – избранное – споры грибов)

    Какими еще способами они могут распространяться? (работа с учебником + слайд)

    Вывод: как расселяются грибы? (СЛАЙД 5)

    А теперь, ребята, давайте перейдем к следующему царству. А какое это царство, вы мне назовете, отгадав загадку

    Скатерть зелена

    На весь мир расстелена.

    (Растительный покров на Земле.)

    О каком царстве речь? Конечно о царстве растений.

    Как вы думаете, как долго будет пустовать участок, который остался без растительности, который, например, распахали? Действительно, растения очень быстро оказываются на таких местах.

    Растения ведут прикреплённый образ жизни, поэтому, им пришлось очень хорошо приспособиться к тому, чтобы как можно дальше распространять свои семена и споры.

    Рассмотрим способы распространения семян и спор.

    Способ 1. Какая ассоциация из растительного мира приходит на ум? (СЛАЙД 6) (Распространение ветром).

    Кто еще из растений будет распространять ветром семена или споры?

    Способ 2. Как еще могут распространяться семена? (СЛАЙД 7)

    Что это? Создатель застежки-липучки подсмотрел этот способ у природы. Как вы думаете, что послужило прототипом?

    Действительно, репей. Этот способ получил название: распространение животными.

    Способ 3. А что мы видим сейчас? Действительно, многие растений распространяют семена водой. (СЛАЙД 8)

    Есть еще один способ распространения семян, в этом случае, растения не надеются на ветер или воду, а они сами распространяют свои семена.

    Способ 4. Саморазбрасывание. Например, такое характерно для следующего растения, вот загадка:

    Что за плод такой плюется?

    Целым в руки не дается! (бешеный огурец) Не только бешеный огурец так распространяется, распространяются например недотрога. (СЛАЙД)

    Итак, с растениями мы закончили, как вы думаете, какое еще осталось нам разобрать царство?

    Распространение животных.

    У животных есть огромное преимущество перед растениями. Какое? Они способны к активному передвижению.

    Сейчас вам предоставляется задание – устный тест. Вам необходимо найти нах ответы с помощью статьи в учебнике под названием «Расселение животных».

    Итак. Проверяем.

          Как называется перемещение животных в связи с изменениями окружающих условий?

      Размножение 2) Миграция 3) Вымерзание

          Бывает ли сезонная миграция?

      Да 2) Нет 3) Не установлено

          Происходят ли нерегулярные миграции животных?

      Да 2) Нет 3) Не установлено

    Проверка.

    Каждый год стаи птиц и рыб, стада животных отправляются в путь. Попробуйте раскрыть их тайны самостоятельно. А для этого выполните следующее задание, которое содержит начало предложения и конец, вам необходимо правильно соединить эти предложения. Желаю успехов!

    Остров Вознесения - это место воспроизводства зеленых черепах. Они родом из...

    Бразилии

    Весной Канадский олень "карибу" уходит на север. Одно стадо способно насчитывать...

    200 000 животных

    Принятие формы клина при перелете позволяет птицам...

    увеличить выносливость группы

    При миграции облако саранчи может измеряться...

    в квадратных километрах

    При зимней миграции в Индию горный среднесибирский гусь пересекает...

    Так что же такое миграция. Давайте найдем определение в учебнике. (СЛАЙД 9)

    Миграция – регулярные, повторяющиеся из года в год перемещение большого числа животных из одного местообитания в другое.

    Мне бы хотелось показать вам примеры миграций из жизни животных. (СЛАЙД 10)

    Миграция - одно из важнейших ежегодных событий для многих животных. Они преодолевают огромные пространства, отправляясь на места зимовок, на нерест, к местам размножения, редко по другим причинам. Совершая это длительное многодневное путешествие, животные часто объединяются в очень большие группы.

            Самая продолжительная миграция у полярных крачек (Sterna paradisaea ). Они два раза в году (туда и обратно) пересекают Атлантический океан вдоль побережья Южной и Северной Америки. Считалось, что эти птицы ежегодно преодолевают около 20000 км (в одну сторону) на пути от родной Арктики в Антарктиду. Однако исследования, проведенные с помощью минигеолокаторов, прикрепленных к лапам нескольких десятков крачек, показали, что 20 тысяч км – это изрядное преуменьшение достижений этих птиц. Полярные крачки преодолевают не менее 40 тысяч км только в одну сторону!

            Ласточки - перелетные птицы, это знают даже дети, а вот то, что во время своих сезонных перелетов они пролетают расстояние в 620 раз превышающее длину их собственного тела (около 10000 км ), знают не все. Интересно, что ласточки улетают зимовать и возвращаются назад каждый год в один и тот же день. Так, например, ласточки из Калифорнии всегда покидают гнезда 23 октября, а возвращаются – 19 марта.

            Ежегодные миграции совершают не только птицы, но и насекомые (божьи коровки , бабочки , стрекозы и другие). Они собираются в большие группы и летят к местам своей зимовки, преодолевая тысячи километров. Считается, что бабочка Монарх совершает наиболее длительную миграцию среди насекомых, но это оказалось не так. Стрекозы , мигрируя из Индии в Африку, пролетают свыше 17000 км . Такое расстояние даже не всем птицам по плечу.

    Вот мы с вами и поговорили о расселении живых существ на Земле. Вспомним цель, которую мы ставили в начале урока? Мы ее добились? А теперь давайте немного повторим.

      Я показываю растение, а вы предполагаете, как оно расселяется. (СЛАЙД 11)

      Правда ли, что бактерии очень избирательны к среде обитания – не живут в горячих источниках, в толще антарктических ледников? (нет)

      Не­ко­то­рые виды бак­те­рий спо­соб­ны дли­тель­ное время со­хра­нять жиз­не­спо­соб­ность, так как они

    1) при на­ступ­ле­нии не­бла­го­при­ят­ных усло­вий об­ра­зу­ют споры

    2) имеют мик­ро­ско­пи­че­ские раз­ме­ры

    3) всту­па­ют в сим­би­оз с дру­ги­ми ор­га­низ­ма­ми

    4) пи­та­ют­ся, как пра­ви­ло, го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми

      Споры грибов, в от­ли­чие от спор бактерий,

    1) вы­пол­ня­ют функ­цию пи­та­ния и ды­ха­ния

    2) об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те по­ло­во­го раз­мно­же­ния

    3) не­об­хо­ди­мы для раз­мно­же­ния и рас­се­ле­ния на новые места

    4) слу­жат при­спо­соб­ле­ни­ем к пе­ре­не­се­нию не­бла­го­при­ят­ных усло­вий

    А сейчас осталось последнее:

    Домашнее задание

      Параграф 52

      Найти информацию и составить сообщение о необычном способе расселения какого-либо растения.

      Выбрать животное, которое мигрирует и составить план его миграции, выявить причину миграции.

    Просмотр содержимого презентации
    «Презентация1моя»









    Распространение живых организмов на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это - и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Одни живут в литосфере (земле). Это, например, дождевые черви и кроты. Если мы рассмотрим комочек почвы под сильным увеличительным стеклом, то увидим бактерии и микроорганизмы. Орла и других птиц мы чаще всего встречаем парящих в небе. Небо – их стихия. Они живут в атмосфере постоянно, а в других оболочках (литосфере и гидросфере) встречаются временно. Кроме птиц в атмосфере обитают и другие живые организмы. Ученые подсчитали, что в 1 кубическом метре воздуха содержится несколько тысяч бактерий и микроорганизмов. во всех трёх оболочках существует жизнь. Эти три оболочки вместе взятые поддерживают жизнь на Земле, образуя ещё одну оболочку – живую. Вывод:

    Слайд 14 из презентации «Оболочки Земли» . Размер архива с презентацией 3263 КБ.

    Окружающий мир 3 класс

    краткое содержание других презентаций

    «Экосистемы 3 класс» - Болото. Выбери разрушителей озера: кубышка беззубка планктон окунь. Т. И. Д. Озеро. Ы. Б. Н. В. Л. Какие экосистемы изучали? М. Е. П. Каким является круговорот веществ в экосистеме озера? Й. У.

    «Информация о компьютере» - Ноутбук Карманный компьютер. Системный блок. Клавиатура. Монитор- устройство для вывода видео информации. Флэшка. Проигрывать музыку. Колонки. Соблюдайте безопасное расстояние для глаз – 50 см. Принтеры. Мышь и Клавиатура устройство для. Играть в игры. Первый компьютер был изобретён в Англии. Сканер. Хранить информацию. Время практической работы за компьютером – не более 15 мин. Состав компьютера. Микросхемы. Монитор. Составные части компьютера. 2010 учебный год. Лазерные диски.

    «Энергия 3 класс» - Тема: «Что такое энергия». Бензин. Для работы любого организма или механизма нужен. Окружающий мир (3 класс). Зачем человек и животные едят? Почему работает утюг или лампа? Электричество. Выполнила Устинова Маргарита Алексеевна ЦО № 1927. Источники энергии. Пища. Какое определение энергии является наиболее правильным? Энергия – источник движения, способность совершать работу.

    «Круговорот веществ 3 класс» - Растения (производители) снабжают всех пищей и кислородом. Работа выполнена по проекту «Живая оболочка планеты». Живые участники круговорота веществ. Солнце. Неорганические вещества, вода. Значит наша гипотеза была ошибочна. Гипотеза. Воздух. Да, могут. Автор проекта: ученица 3 «В» класса гимназии №13 г. Красноярска Безкоровайная Саша. Исследование: представим, что растение попало на безжизненный остров. Почва. Вывод. Могут ли существовать живые организмы друг без друга? Воздух вода. Дышит Питается Растёт Размножается Умирает.

    «Планета Земля» - Проверь себя! Земля у нас одна. Земля имеет огромные запасы воды. Наша Земля – единственная планета, на которой существует жизнь. Наша страна первой покорила космос! Земля имеет форму шара. Весь мир убедился в том, что Земля имеет форму шара. Вокруг Земли вращается 1 спутник – Луна. Земля - планета солнечной системы. Первым в мире человеком, увидевшим нашу Землю из космоса был космонавт Юрий Гагарин.

    «Экологические системы» - - Доказать, что аквариум является маленькой искусственной экологической системой. ? Цель: Аквариум. Урок окружающего мира с элементами интеграции (музыка, синтез искусств) в 3 классе. М. Налбандян. Искусственные. Лес. Озеро. Естественные. Поле. Луг. Свет солнца в ладони возьму И к сердцу я приложу. Экологические системы. Я.