Колоссы мемнона. Колоссы Мемнона

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше...

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи - это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них - его жена Тия, другая - его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила - Хапи.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона - щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии - такова идея скульптурной композиции.

1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III - Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти

У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.

Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы - точная копия петербургских, а в северной - сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов - годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события - не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII - XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи - Руси - Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона - это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии - воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность - царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие - полуразрушенные, с множественными повреждениями - колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) - это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Древнеегипетские посмертные храмы фараонов обычно отличались своими внушительными размерами. Не исключением стал и храм фараона Аменхотепа III . Единственное, что сохранилось от этого строения до наших дней - две огромные 21-метровые статуи, которые получили название «поющие колоссы Мемнона».

История поющих колоссов Мемнона

Собственно, имя Мемнона статуи получили по ошибке. Когда греки попали в Египет, они увидели в этих статуях образ своего легендарного героя Трои Мемнона. За легендой и сохранилось название.

Мемнон - полубог, властитель Эфиопского царства. Для помощи своему родственнику Приаму, он отправляется в осажденную Трою, где идет ожесточенная битва.

Он выступает во главе троянского войска, вражескую же сторону (греки) ведет сам знаменитый Ахилл.

Далее в ходе битвы Мемнон устремляется за престарелым Нестором, который в результате возникшей опасности призывает на помощь своего сына Антилоха. Сын, разумеется, бросается на помощь для защиты отца, но, получив удар копьем в грудь от Мемнона, падает замертво. Ситуация обостряется тем, что Антилох был хорошим другом Ахилла.

Ахилл бросается за Мемноном. Оба сильные, оба сыновья богинь, оба в броне, выкованной богом Гефестом. Разразилась битва, за которой наблюдали даже на небесах. Эос и Фетида, матери героев, просили у Зевса каждая за своего сына. Но Зевс для определения победителя использовал свои золотые весы. Чаша Мемнона опустилась вниз, это означало для него поражение. Ахилл копьем пронзает грудь Мемнона.

Увидев это, богиня Эос посылает еще своих сыновей (богов ветра) для того, чтобы унести тело Мемнона к реке Эсепа, где ему и была создана гробница.

Приметив огромные колоссы Мемнона в Луксоре, греки признали в них именно этого Мемнона. Здесь же, возможно, проявило себя и название построек - «менну», которое было созвучно с именем героя.

Но самое интересное, что обнаружили греки, это то, что при попадании света на одну из статуй она начинала петь. Звуки были похожи на обрывающиеся струны арфы, поэтому греки решили, что это Мемнон жалуется своей матери при появлении ее из-за горизонта. Разумеется, такое явление не осталось незамеченным. Оно удивляло и потрясало всех людей. В 130 году статую посещали Адриан и Сабина. В 195 году Септимий Север приказал восстановить разрушенные детали статуй, после чего явление пения пропало. До сих пор неизвестно, чем точно было вызвано подобное явление, но то что оно было на самом деле не вызывает сомнения.

Колоссы Мемнона – это сохранившиеся останки древнего храма Аменхотепа III. Он оказался бессилен против времени, но сейчас оставшиеся огромные статуи фараона, расположенные на равнине близ города Фивы (современный Луксор), привлекают множество туристов со всей планеты.

Информация о колоссах

Колоссы Мемнона находятся на противоположном берегу реки Нил, на равнине, находящейся между ним и Долиной Царей. Они представляют собой две огромные статуи высотой в 20 метров, изображающие восседающего на троне фараона Аменхотепа III. Фигуры весом более 700 тонн выполнены из блоков песчаника.

В древности колоссы Мемнона были стражами, охраняющими вход в храм Аменхотепа – одного из самых величественных и красивых религиозных строений того времени. К сожалению, время и природа не пощадили его – он находился слишком близко к реке, и его разрушение происходило гораздо стремительнее, чем разрушение храмов, которые были возведены далеко в пустыне. Сегодня от него остались только эти каменные колоссы, но и они оказались бессильны перед стихией – разрушения видны невооруженным глазом, а ежегодные разливы Нила, прекратившиеся лишь после постройки в середине XX столетия Асуанской плотины, наносили им все больший ущерб.


Исторические факты

Известно, что храм Аменхотепа III был возведен в период Нового царства, еще при жизни правителя. Этот храм по праву считался самым большим и самым красивым религиозным сооружением Древнего Египта – с ним не могли соперничать ни поминальные храмы Рамзеса II и Рамзеса III, ни даже Великий Храм Амона Ра в Карнаке.

Статуи фараона Аменхотепа были хорошо известны еще древним грекам. Античный историк Страбон поведал о землетрясении 27 года до нашей эры, в результате которого разрушилась северная статуя. Он же рассказал и об удивительных протяжных звуках, издаваемых этой статуей на рассвете. Греки считали, что так она приветствует богиню утренней зари Эос. Именно они дали статуям название «колоссы Мемнона», ведь имя Мемнон значит «Повелитель утренней зари».

На самом деле звуки, которые издавали «поющие» колоссы, можно объяснить с научной точки зрения. Дело в том, что воздух, нагретый лучами восходящего солнца, проходил через трещины в статуях. Он и издавал этот протяжный и мелодичный звук, который был настолько совершенен, что служил эталоном настройки музыкальных инструментов в античности.


В 199 году нашей эры северный колосс отреставрировали по приказу римского императора Септимия Севера. С тех пор он больше не издает звуков.

Культурное и историческое значение

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.


Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Колоссы Мемнона, расположенные в Луксоре, – безмолвные свидетели бесчисленного количества событий, происходящих в этой местности в течение тысячелетий. Время и стихия не раз пытались сломить их, но они выстояли. И сегодня эти мужественные статуи продолжают охранять покой Великого фараона Аменхотепа III.

Египет - это страна, в которой можно встретить множество различных древних монументов. Колоссы Мемнона являются интересным артефактом Древнего Египта, но к нему они не имеют прямого отношения.

Началось все с того, что Колоссы Мемнона были сделаны в честь Аменхотепа III, который правил еще в XIV веке в Египте. Его отцом был Эхнатон, легендарный фараон - реформатор. Также Колоссы являлись частью архитектуры Некрополя. Сам Некрополь был расположен в городе Фивах. На сегодняшний день напротив него расположен город Луксор.

Некрополь считался небольшим культовым городком. Его соорудили в честь фараона. Площадь его была огромна, около 30 гектар. Вокруг него располагались культовые сооружения, главным из которых был храм погребения Аменхотепа III. Колоссы Мемнона - это две статуи Аменхотепа III, сделанные из камня, в виде сидящего фараона.

Они были расположены у западного берега Нила, лицами на восток, где восходило Солнце. У ног статуи фараона стояли скульптуры его матери и жены, Мутемуйи и Тии. Боковые стороны статуй имели изображение бога Хапи, который являлся для Некрополя защитником от сезонных разливов Нила. Но история гласит, что ему не удалось спасти его и при каждом наводнении, погребальные храмы рушились. Но некоторые статуи все же уцелели и по сей день стоят на своих местах. Но само название Колоссы Мемнона появилось немного позже. Оно было придумано римлянами и греками. Считалось, что Мемнон - это был царь Эфиопии из античной мифологии. Именно он оказал помощь грекам в войне с войском Ахиллеса, который осадил Трою. Также слово Мемнос было схоже с греческим словом Мемнониум. Это слово означало часть города Фив, в котором был построен погребальный храм Аменхотепа III.

Звуки Колосов Мемнона

Греческая мифология говорит, что они издавали звуки. В I веке до н.э., после землетрясения в Фивах, многие экспонаты были разрушены, а в некоторых образовались трещины. Ими стали и Колоссы Мемнона, которые со временем начали произносить странные грустные звуки, с каждым восходом Солнца.

Греки и римляне основали на этом легенду. Они считали, что каждое утро Мемнон встречает песней свою мать Эос, но некоторые считали, что это мать оплакивает сына. Но все же народ начал поклонялся статуям фараона. И уже к 200 году, когда у власти Рима стоял император Север, по его приказу эти статуи были восстановлены. И после этого они умолкли навсегда.

Ученые объяснили пропажу звуков тем, что влага, накопившаяся за ночь, утром испарялась с первыми лучами Солнца. Ее испарение влияло на разрушение камня. Именно тогда и произносились эти звуки.

В 199 году, поверхность статуй была отполирована и выровнена, поэтому звуки прекратились, т.к. влаги уже скапливать было негде. По сей день, Колоссы Мемнона удивляют туристов своей красотой и загадочностью.

Недалеко от исторической жемчужины Египта, Луксора, на краю пустыни возвышаются два гигантских изваяния, известных миру, как Колоссы Мемнона. Тысячи лет они стерегут огромную равнину, бывшую некогда поминальным храмом Аменхотепа III.

Годы правления Аменхотепа III (1388-1351 гг. до н. э.) были для Древнего Египта эпохой мира и процветания. Нет никаких свидетельств внутренних потрясений, не было сколько-нибудь крупных войн, но по всей стране велось грандиозное строительство, а скульптуры и другие произведения искусства, относящиеся к периоду царствования фараона, поражают своим совершенством. В этом нетрудно убедиться – на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы, изображающие именно Аменхотепа III.

Описание и легенда

Колоссы Мемнона – огромные статуи фараона высотой около 18 метров, установленные у входа в его поминальный храм. От самого здания не осталось ничего – ежегодные разливы протекающего неподалёку Нила полностью уничтожили сооружение и нанесли непоправимый вред Колоссам. Разрушительное действие речных вод остановило лишь строительство Асуанской плотины. Внесли свою лепту в уничтожение памятника и местные жители, веками растаскивавшие каменные блоки для своих строительных нужд.












Нет сомнения, что поминальный храм Аменхотепа III был грандиозным сооружением. Археологические раскопки выявили примерный план здания. Площадь занимаемой храмом территории составляла около 35 гектаров. Для сравнения – площадь , крупнейшего сохранившегося сооружения древнего мира, составляет около 30 гектаров.

Своё имя изваяния получили от греков, которые усмотрели в них изображения легендарного эфиопского царя Мемнона, сына богини утренней зари Эос. Согласно сказаниям, герой Мемнон был призван царём Приамом, чтобы помочь в войне против осадивших Трою греков. Во время битвы Мемнон напал на престарелого царя города Пилос, мудреца Нестора. На защиту Нестора бросился его сын Антилох, который пал от руки Мемнона. Великий Ахилл, бывший другом Антилоха, атаковал Мемнона, чтобы отомстить за убитого. Оба соперника были величайшими воинами, оба были закованы в латы, изготовленные богом Гефестом, оба были сыновьями богинь. Даже Зевс не смог решить, кто больше достоин победы, и вверил судьбу боя воле случая - своим золотым Весам судьбы.

Чаша весов со жребием Мемнона опустилась вниз, и Ахилл поразил эфиопского владыку. Тело царя было увезено на родину для погребения. Когда же первые греческие путешественники оказались в Фивах, на вопрос, что это за статуи, им ответили – «Менну». Это было название любой статуи фараона, изображённого сидящим на троне, однако гости Египта немедленно отождествили статуи с легендарным Мемноном.

Колоссы созданы из песчаника, добытого в каменоломнях, расположенных в 670 км. к северу. Огромные каменные блоки пришлось доставлять волоком сухопутным путём, поскольку они были слишком тяжелы для перевозки по реке. Общий вес каждой статуи составлял около 700 тонн.

Современное состояние монументов не даёт возможности визуально определить, кого они изображают. Лица Колоссов полностью разрушены, лишь надписи на основаниях статуй, содержащие имя Аменхотепа III, указывают, чья память увековечена в этих гигантах.

Не забыл фараон и о своих близких. У ног Колоссов помещены горельефные изображения его любимой жены Тийи и матери Мутемуйи. Это были великие женщины своего времени. Мать фараона в первые годы его официального царствования несла на себе бремя управления страной в качестве регентши, а Тийя играла очень важную роль при дворе Аменхотепа III и его сына, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона.

Поющие Колоссы

Молчаливое величие Колоссов Мемнона поражает зрителей по сей день. Но гораздо большей славой они пользовались в древности, когда множество паломников приходило послушать одну из статуй. Античный мир знал монументы Аменхотепа III как «поющие статуи». Многие древние авторы (наиболее известный из них – Страбон) сообщают, что на заре один из Колоссов начинал «петь». Раздавались странные звуки, как будто обрывались струны арфы. Другие путешественники слышали мелодичное посвистывание. Возникло это явление после землетрясения 27 года н. э., когда на «северной» статуе появились трещины.

Как «пели» Колоссы на самом деле – сейчас уже не определить. Но сам факт звучания камня сомнений не вызывает. Учёные объясняют появление звуков испарением ночной влаги из пористого камня или утренним ветром, дующим в трещины песчаниковых блоков. Явление это наблюдается во многих местах мира и носит у геологов название «эолова арфа».

Греки считали, что это Мемнон обращается к своей матери Эос с жалобой на свою несправедливую судьбу. Послушать пение статуй приезжали люди со всех концов Ойкумены (так греки называли известный им мир). В 130 году н. э. к Колоссам приехал знаменитый римский император-философ Адриан, а в 199-м – император Септимий Север.

Стараниями Септимия Севера и закончилась история «поющих» статуй. Император приказал привести монументы в порядок. Щели в изваяниях были заделаны, а площадка вокруг них расчищена от обломков. После этой реставрации каменные гиганты замолчали.

Но и «молчаливыми» Колоссы Мемнона притягивают к себе всех, кто хочет ощутить дыхание времени и приобщиться к одной из величайших цивилизаций древности. Без встречи с легендарными великанами посещение Луксора - древних Фив, да и всего Египта, будет неполным.