Когда и где появились первые зеркала. История происхождения зеркала

История зеркала начинается в тот далекий момент, когда древний человек понял, что из-под темной глади пруда ему строит рожи вовсе не таинственный подводный обитатель, а собственное отражение. Что именно происходит в тот момент, когда он смотрит на воду или любой другой предмет с гладкой, отполированной поверхностью, человек поймет еще очень не скоро, но это вовсе не помешает ему разглядывать себя. А герой греческого мифа прекрасный юноша Нарцисс настолько полюбил свое отражение в воде ручья, что даже не заметил, как по воле богов превратился в цветок.

Известно, что луч света, попадая на тот или иной предмет, в зависимости от его физических и химических свойств либо поглощается, либо отражается в той или иной степени. Далее отраженный луч проходит через зрачок глаза и хрусталик и рисует перевернутое изображение предмета на сетчатке глаза, откуда оно посредством зрительных нервов передается в мозг. Если же луч света, наоборот, отразится от человека и попадет на какой-либо предмет, получится то же самое: отражение вернется к человеку, и он сможет увидеть свое изображение на поверхности этого предмета. Однако такое возможно только в том случае, если поверхность будет очень гладкой, так как длина волны отраженного света короче, чем прямого, поэтому даже малейшие неровности поглощают его практически полностью.

Дж. У. Уотерхаус. Эхо и Нарцисс. 1903 г.

Как только люди сообразили, что разглядывать себя (а также то, что находится за спиной) можно не только в воде, наступила эпоха ручных зеркал. Ведь лужу или бадью с водой при необходимости не возьмешь с собой. Заменой им послужили отполированные до блеска куски камня: горный хрусталь, пирит и особенно обсидиан вулканическое стекло. В Турции археологи обнаружили обсидиановые зеркала, возраст которых около 7,5 тыс. лет.

В эпоху энеолита и в бронзовом веке (IV-III тысячелетия до н. э.) каменные зеркала были вытеснены металлическими из меди, бронзы, золота и серебра. Оказалось, что шлифовать и полировать металл намного легче, чем камень. Еще один древнегреческий миф рассказывает об ужасной горгоне Медузе, взгляд которой обращал любое существо в камень. Победить Медузу смог герой Персей, который смотрел на ее отражение в своем отполированном медном щите.

Металлические ручные зеркала были известны всем древним цивилизациям от Египта и Древней Греции до Индии и Китая. Чаще всего они изготовлялись в виде снабженного ручкой диска, обратная сторона которого украшалась орнаментом. И хотя стоили зеркала недешево, скоро они стали неотъемлемой частью обихода состоятельных людей.

Древнегреческий философ Сократ советовал юношам почаще смотреться в зеркало, чтобы обладающие не самой приятной внешностью могли украситься добрыми делами, а красивые не обезобразили себя пороками.

Однако у металлических зеркал были серьезные недостатки. Мало того, что они не показывали оттенки цветов и с их помощью нельзя было рассмотреть себя сзади, так еще и в негодность приходили слишком быстро. Их поверхность без должного ухода скоро покрывалась пленкой оксидов, мутнела и утрачивала зеркальные свойства. В I в. н. э. в Риме появились первые стеклянные зеркала. Хотя производство стекла было освоено почти на 3 тыс. лет раньше, небольшие литые пластины из него люди научились изготовлять только в начале нашей эры. Это листовое стекло было мутным, полупрозрачным, и, чтобы получить более-менее сносное отражение, его отполированные кусочки скрепляли с металлическими пластинами. Такие зеркала были найдены при раскопках Помпеи и Геркуланума.

С началом Средневековья стеклянные зеркала в Европе практически исчезли из употребления, поскольку Церковь усмотрела в их использовании греховное самолюбование и суетное внимание к внешнему в ущерб духовному. Верующих пугали тем, что из зеркал на людей смотрит сам дьявол. Модницам снова пришлось обходиться полированным металлом или даже специальными тазиками с водой.

В конце XIII в. монах-францисканец Джон Пекам изобрел способ покрытия стекла тонким слоем свинцово-сурьмяного сплава, что дало возможность производить стеклянные зеркала, отдаленно схожие с современными. По устоявшемуся мнению, массовое производство зеркал началось в Венеции, однако на самом деле у истоков европейского зеркального дела стояли фламандцы и голландцы. Фламандские зеркала можно увидеть на картинах «Марфа и Мария Магдалина» Караваджо или «Чета Ар-нольфини» Яна ван Эйка. Их вырезали из полых стеклянных шаров, внутрь которых заливали расплавленный свинец. Сплав свинца и сурьмы на воздухе быстро тускнел, а выпуклая поверхность давала заметно искаженное изображение.

Спустя столетие монополия на производство зеркал перешла к венецианским мастерам. Еще в 1291 г. все стекольщики Венеции были переселены на остров Мурано, который быстро стал центром стекольного ремесла всей Европы. Там изобрели способ изготовления листового стекла путем проката двух половинок выдуваемых стеклянных цилиндров. Такие стекла вставлялись в окна, а в XV в. из них стали делать зеркала. Для этого использовалась новая ртутно-оловянная амальгама. Технология была достаточно сложная: на тонкую оловянную фольгу накладывали бумагу, которую покрывали ртутью, по ртути опять прокладывали бумагу, сверху накладывали стекло, которое придавливало все слои. Затем бумагу осторожно вытаскивали, и на стекле оставалась тонкая пленка металла. Такие зеркала отражали намного лучше свинцовых, но ядовитые пары ртути делали производство очень опасным.

Серебряное зеркало, найденное при раскопках дома Менандра в Помпеях. I в. н. э.

Зеркало Марии Медичи. Работа венецианских мастеров. 1600 г.


Целебные зеркала

Средневековые медики при помощи зеркал пытались лечить оспу, туберкулез, психические расстройства. Считалось, что зеркалами «теплых» (желтых) оттенков из бронзы, золота, олова, меди можно подавлять «холодные» энергии человека. «Холодные» металлы свинец, ртуть, серебро напротив, поглощают избыток «теплых», активных энергий. Искусство врача состояло в том, чтобы правильно определить спектр энергий в организме больного и подобрать оптимальную продолжительность воздействия «теплыми» и «холодными» зеркалами.

Но Ян ван Эйк. Потрет четы Арнольфини. 1434 г.

Власти Венеции ревниво оберегали секреты муранских мастеров: венецианские зеркала стоили очень дорого и приносили республике большой доход, особенно после изобретения хрусталя. В 1454 г. дож издал приказ, запрещавший мастерам-зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, рекомендовалось вернуться на родину. «Невозвращенцы» рисковали благополучием своих семей. Иногда по следам беглецов даже посылали убийц.

Однако меры эти ни к чему не привели. С промышленным шпионажем, преимущественно французским, справиться не удалось, мастеров все равно подкупали и тайно вывозили с Мурано, и уже при Людовике XIV в Нормандии было организовано первое стекольно-зеркальное производство. В 1688 г. французский мастер (предположительно Люк де Нега) изобрел способ изготовления стекла больших размеров литьем с дальнейшей шлифовкой и полировкой. Это открытие значительно удешевило производство зеркал, которые сразу же стали самым обычным предметом домашнего обихода.

Следующим революционным открытием в этой области было так называемое серебрение, изобретенное в 1855-1856 гг. химиками Юстусом фон Либихом и Франсуа Птижаном. Суть этого способа заключается в восстановлении растворимых соединений, при этом выделяющееся металлическое серебро осаждается в виде тонкого блестящего налета на поверхности стекла. Такие зеркала более яркие, долговечные, с большей отражательной способностью, единственный их недостаток очень строгие требования к шлифовке и полировке стекла. Серебряные зеркала имеют не серый или голубоватый оттенок, как ртутные, а желтоватый это связано с тем, что серебро поглощает лучи синей части спектра.

В Древней Руси зеркала были большой редкостью. Случаи обнаружения металлических зеркал при раскопках единичны, при этом находки имеют явно восточное происхождение. В Средние века стеклянные зеркала привозили к нам уже с Запада ганзейские купцы, стоили они невероятно дорого. Не зря в сказке про аленький цветочек одна из купеческих дочерей просит привезти ей из-за моря зеркало, в котором она будет выглядеть моложе и красивее хрустальные венецианские зеркала розоватого оттенка действительно имеют свойство приукрашать внешность.

Юстус фон Либих.

А. Алоф. Женщина, смотрящаяся в зеркало. 1851 г.

Первое зеркальное производство в нашей стране было налажено лишь при Петре I. Еще недавно бывшее редкой заморской диковинкой, зеркало моментально стало непременной принадлежностью каждого зажиточного дома. А уж любой барочный дворец и вовсе был настоящим лабиринтом отражений.

В зеркалах люди всегда видели нечто таинственное, мистическое, связанное с потусторонним миром. Они были непременным атрибутом магов, колдунов, прорицателей всех мастей. Пожалуй, ни с одним предметом обихода не связано столько примет и суеверий. Даже теперь, когда принцип зеркального отражения изучается в школе, некоторые по-прежнему втайне верят, что в зеркальных глубинах прячется душа человека, что там можно разглядеть свое прошлое и будущее.

Тем не менее зеркала использовали и в более прагматических целях, нежели любование своей персоной или поиск мистических откровений. Если верить легенде, древнегреческий ученый Архимед с помощью зеркал поджег флот противника, осадивший город Сиракузы. К ним прибегали, если надо было скрыто понаблюдать за кем-то, а «зеркальный» шифр, изобретенный знаменитым Леонардо да Винчи, на протяжении долгого времени применялся для секретной переписки.

В наши дни область применения зеркал, оптические свойства которых изучены досконально, чрезвычайно широка. Без зеркал плоских, вогнутых, выпуклых, сферических или цилиндрических невозможно производство различных бытовых приборов, медицинской, космической, навигационной техники. В осветительных приборах и для тепловой аккумуляции солнечной энергии используются параболические зеркала. Без помощи зеркал Альберту Майкельсону вряд ли удалось бы измерить скорость света. И все же главная причина популярности зеркал на протяжении веков остается неизменной ведь только от них можно получить ответ на самый животрепещущий вопрос: «Я ль на свете всех милее?..»

В русских деревнях зеркала в достаточных количествах появились далеко не сразу почти до конца XIX в. они считались роскошью и излишеством.

«Брать? Не брать?»

Голландская компания Nedap создала специальное зеркало для примерочных кабин, с помощью которого можно в режиме онлайн обсудить с друзьями, идет ли вам выбранная одежда. Гаджет Tweet Mirror представляет собой зеркало со встроенной в него HD-камерой. Покупатель может делать фотографии в примерочной и выкладывать их в Twitter или в ленту статусов Facebook. Ответные комментарии друзей пользователя присылаются ему в виде SMS.

Ученые считают, что возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо наполированные разные виды металлов, к примеру, золото и серебро, олово и медь, бронза, и камень.

Согласно древнегреческим мифам, именно собственное изображение, увиденное медузой Горгоной на щите Персея, настолько испугало ее, что она превратилась в камень. Многие археологи считают наиболее ранними зеркалами полированные кусочки обсидиана, которые были найдены в Турции, а насчитывают они около 7500 лет. Но использовать подобные зеркальные поверхности, чтобы тщательно рассмотреть себя, к примеру, сзади, было нельзя, да и оттенки различать было очень проблематично.

Однако купить зеркало тогда было очень трудно, стоимость его к тому же была очень высока, ведь наполировать металл до блеска было непросто. Стоит учитывать, что подобная чистка была необходима зеркальной поверхности ежедневно, ведь она постоянно окислялась.

Годом рождения настоящего зеркала считается 1279 год, когда францисканцем Джоном Пекам был описан уникальный, в то время, способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца.

В это время появилась первая багетная мастерская , ведь технология производства подобного чуда была непростой. Слой фольги из олова клали на бумагу, которую с обратной стороны покрывали ртутью, после чего на нее опять помещали лист бумаги, и только после этого накладывали стекло, которое служило неким прессом для этого слоеного пирога, откуда в это время аккуратно вытаскивали бумагу. Конечно, зеркало было очень мутным. Эта технология просуществовала без существенных изменений практически до 1835 года. Именно в этом году профессор Либих обнародовал весьма интересную гипотезу о том, что покрытие серебром вместо олова сделает зеркала более ясными и сверкающими.

Венеция очень ревностно охраняла тайну создания этого чудо-товара. Зеркальщикам было запрещено покидать республику, в ином случае угрожали расплатой над их родными и близкими. По следам тех, кто особенно упорствовал, посылали убийц. Поэтому целых три века это был невероятно дорогой и фантастически редкий товар, позволить себе сделать зеркала могли лишь очень состоятельные люди.

Любителем зеркал был и французский король Людовик XIV. В его время был разгадан секрет производства венецианских зеркал и цены начали резко уменьшаться. Теперь этот атрибут интерьера можно было все чаще встретить в стенах обычных граждан. В восемнадцатом веке больше половины парижан имели зеркала. Королевский дворец в Париже в это время имел особое превосходство, именно здесь впервые появилось напольное зеркало.

Появившаяся возможность наблюдать за собой со стороны, привела к огромным последствиям: все состоятельные граждане стали более тщательно следить не только за своим внешним видом, но и своим поведением.


в какой стране и когда появилось первое зеркало?

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры. http://www.domstr.ru/Products/dirid_6/te...
Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.

Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.

В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.

Современное зеркало из обсидиана

Древние металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Их делали круглыми как солнце, им приписывали не только потусторонние, но и очищающие свойства. Так, например, войны брали с собой зеркала, чтобы они отражали их смерть. Со времён античности и до наших дней дошло множество легенд. Одна из них посвящена Персею, которые сумел при помощи бронзового щита перехитрить медузу Горгону, заставив её посмотреть в свой щит, как зеркало, что привело к её окаменению.

Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.

Зеркало, как оружие, сумел применить гениальный изобретатель древности — . Во время Пунической войны Архимед применил зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Этот день 212 г. д. н. э. выжившим римлянам запомнился на всю жизнь. Сотни маленьких солнц загорелись на крепостной стене. Сначала они просто ослепляли экипаж, но вскоре произошло невероятное — передовые корабли римлян начали вспыхивать один за одним, словно факелы горели они. Бегство врага было паническим. Конечно, на счёт этого исторического факта есть существенные разногласия. Так некоторые учёные считают, что Архимед не сжигал корабли при помощи зеркал, а лишь использовал их как систему наведения для каких-то поджигающих машин (прототипы греческого огня уже тогда могли быть известные Архимеду).

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.

Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:

Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.

Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.

Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.

Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.

На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.

Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.

В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.

Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:

Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.

У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.

В медицине оториноларингологи и стоматологи используют вогнутые зеркала, чтобы заглянуть в самые труднодоступные части нашего организма. Офтальмолог использует офтальмоскоп — сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре, чтобы луч света от лампы, которая расположена сбоку, можно было направить в исследуемый глаз. Луч света пройдёт от сетчатки и частично отразится от неё назад, поэтому врач сумеет увидеть изображение глазного дна пациента.

Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.

В него мы смотримся каждый день по нескольку раз. Представить себе жизнь без этого предмета уже невозможно. Однако были времена, когда люди обходились и без него. Хотя и не совсем: своим отражением любовались, глядя в лужи, ручьи и реки. Чуть позже возникла потребность в более четком изображении, тогда и появились зеркала, историю которых мы расскажем в нашей статье.

История первых зеркал

Самые ранние рукотворные зеркала, в виде кусков полированного черного вулканического стекловидного камня - обсидиана, - нашли на территории современной Турции, в Анатолии. Их возраст относят к 6000 г. до н.э.

Одними из первых, кто стал пользоваться искусственными рефлекторами , были и древние египтяне. Они производили зеркала из полированной меди и украшали обратную сторону орнаментом. В 2900 г. до н.э. столь привычный для нас аксессуар появился в Китае, там его делали из бронзы.

Около 2 тыс. лет до н.э. нужда в рефлекторе появилась и у жителей Центральной и Южной Америки.

В качестве зеркала они использовали идеально отполированную железную руду. Позже появились другие материалы и более сложные изделия. Один из самых популярных образцов культуры классической Мезоамерики - мозаичные пиритовые зеркала, которые были в широком употреблении в знаменитом городе Теотиуакане.

Что-то похожее на современное зеркало начали изготавливать в 1 г. н.э. Тогда римляне брали стекло и наносили на его тыльную часть тонкий слой свинца, золота или олова. Это были первые попытки изобрести стеклянное зеркало, которым мы пользуемся сейчас.

История современного зеркала

Историю современных зеркал принято отсчитывать с XIII в., а точнее с 1240 г. Тогда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Однако настоящее стеклянное зеркало изобрел итальянский монах-францисканец Джон Пекам. Он описал весь процесс производства:

«Из стекла необходимо выдуть шар и влить в него через трубку расплавленное олово, которое должно растечься ровным слоем по поверхности сосуда. Подождать пока шар остынет, и после разбить его на куски».

Такое зеркало, конечно, имело много изъянов, главный из которых - вогнутые осколки, искажающие изображение. Однако, в отличие от предшественников, эта поверхность хотя бы была яркой и чистой.

Конечно, со временем и эту технологию усовершенствовали.

В начале XVI в. мастера научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль. Эти половинки раскатывали на медной столешнице и наносили на них амальгамы . Так обычное стекло превращалось в зеркало.

Но и это не предел совершенства.

Поистине революционным оказалось производство зеркал немецкого химика Юстуса фон Либиха. В 1835 г. он добавил в привычный состав серебро, таким образом получив более ясное и четкое изображение. К слову, эта технология сегодня практически не изменилась, и ее до сих пор используют в изготовлении зеркал.

Тайны вокруг зеркал

Как только появились зеркала, сразу же появились и легенды, связанные с этим магическим предметом. Например, в Мезоамерике этот аксессуар считался важным элементом религиозных обрядов.

Одним из самых распространенных заблуждений среди народов майя, ацтеков и тарасков была уверенность в том, что зеркала - порталы, с помощью которых можно общаться с богами и потусторонними силами.

А в средневековый период (до XIII в.) от стеклянных зеркал и вовсе избавлялись. Считалось, что дьявол смотрит на мир с противоположной стороны отражающей поверхности. Модницы той поры должны были использовать металлические полированные поверхности или того хуже - прихорашиваться у мисок с водой.

Суеверной страной оказалась и Россия. В 1666 г. Православная церковь запретила использование зеркал священниками. И вообще зеркала считались дьявольским изобретением, обращаться с которыми надо аккуратно. В связи с этим возникло множество поверий. Сегодня они нам кажутся смешными, но раньше люди к ним относились очень серьезно. Например, человеку, разбившему зеркало, не будет везти в течение 7 лет. Но можно было избежать этой печальной участи. Для этого неуклюжему надо извиниться перед зеркалом, а затем похоронить его осколки согласно всем ритуалам.

Многие, наверняка, знают и это поверье: если умер человек в доме, то по обычаю все отражающие поверхности необходимо закрыть покрывалами или простынями. Задумывались ли вы, зачем это делается? Считалось, что зеркало - это ловушка дьявола, закрывая которую, родственники уберегают душу умершего от заточения.

Тайное применение зеркал

Сегодня зеркала применяют повсеместно: в быту и на производстве, они являются важными компонентами большинства изобретений, таких как телескоп, видеокамера, лазер и т.д. Мы об этом знаем, и это не является секретом.

Но когда-то свойство рефлективности использовали и в тайных целях.

В течение двух веков шпионы из Испании и Франции с помощью зеркал кодировали и расшифровывали тайные послания. Эта секретная система была изобретена в XV в. итальянским художником и ученым Леонардо да Винчи. Он любил шифровать свои письма в зеркальном отражении, эту кодировку он зачастую использовал и на своих полотнах.

Зеркала также были частью и другого великого изобретения того времени - перископа . В военное время возможность незаметного подглядывания за врагом спасла немало жизней. В Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.) зеркала использовали для ослепления противника. Согласитесь, когда тебе в глаз светит яркий луч солнца, очень сложно прицелиться.

Завершить наш рассказ о зеркалах хотелось бы еще одним поверьем. Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает энергию. А значит информация, «запомненная» зеркалом, воздействует на подсознание. К слову, если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, то в скором времени вы не будете довольны и своим самочувствием. Чтобы этого не случилось, по мнению специалистов, перед зеркалом надо чаще улыбаться и, напротив, как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа. Однако верить этому или нет, решать только вам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .