Карта для декупажа. Салфеточный декупаж: приемы

18.08.2015

Декупажные карты - специальная бумага различной плотности, на которую нанесены изображения для декупажа. Используются для декорирования различных изделий (бокалов, шкатулок, ваз) и мебели. Они значительно легче, чем салфетки, поэтому даже начинающие мастерицы просто могут разобраться, как работать с декупажной картой.

Достоинства декупажных карт:

  • практически не рвутся и не морщатся в процессе работы;
  • мотивы получаются более ярким, не выцветают со временем;
  • за счет разной прозрачности таких карт можно подобрать узор, как для декорирования темных поверхностей, так и для отделки светлых изделий.

Декупажные карты изготавливаются на различных видах бумаги, имеют разную плотность и формат. При этом печать на декупажной карте может наноситься с одной или двух сторон. Работа с декупажной картой во многом зависит от этих характеристик и влияет на выбор способа нанесения изображения.

Виды декупажных карт: что выбрать?

Декупажную карту лучше подбирать под определенную заготовку, внимательно изучив размеры изображений и самой бумаги. Лучшим вариантом для начинающих рукодельниц будут карты с несколькими картинками в одном стиле разного размера. Они позволят декорировать поверхность нескольких предметов, сделав из них набор.

Обычно декупажные карты изготавливаются на обычной бумаге различной плотности:

  1. Плотные декупажные карты клеить довольно трудно, а лак нужно будет наносить в несколько слоев. Но яркие краски таких узоров и практически непрозрачный фон обеспечивают стабильную популярность таких декупажных карт, а для декорирования темных поверхностей они просто незаменимы. Перед тем как приклеить декупажную карту высокой плотности, ее необходимо размягчить (окунуть в воду на 2-3 минуты).
  2. Средние по плотности декупажные карты изготавливаются на более тонкой бумаге, которая обладает непрозрачностью и хорошей прочностью. Они эластичны, хорошо впитывают воду. Их предварительно замачивают на 1-2 минуты.
  3. Тонкие декупажные карты используются для украшения сложных поверхностей. Обладают легкость и устойчивым цветом, крепятся на специальную подложку.

Как клеить декупажную карту из рисовой бумаги? Такая карта проста в работе, ее можно предварительно не замачивать в воде или же окунуть в емкость буквально на 1 минуту.

Кроме этого, декупажные карты могут быть односторонними (рисунок нанесен только на лицевую сторону) или двухсторонними. Двухсторонние карты обычно используются для отделки зеркальных и стеклянных изделий (зеркал, бокалов, ваз) для создания объемного рисунка.

При выборе оценивайте не только привлекательность изображения, но и расположение узоров на карте, их сочетание и четкость линий. В интернет-магазине «Лаборатория Hand-made» представлен большой выбор с различными мотивами и размерами. В каталоге вы всегда найдете узоры и рисунки, необходимые для воплощения ваших идей и замыслов.

Инструкция по тому, как пользоваться декупажной картой

Предварительно подготовьте поверхность, которую вы хотите украсить. Удалите все неровности и ворсинки (при необходимости ошкурьте наждачной бумагой), нанесите с помощью губки акриловый грунт - плотные карты можно клеить без грунта.

  • Вырезать из декупажной карты нужный фрагмент. Плотную карту необходимо истончить: обработать края мелкой наждачной бумагой.
  • Опустить узор в воду комнатной температуры (в зависимости от плотности на 1-3 минуты).
  • Излишки воды промокнуть салфеткой или полотенцем, стараясь не тереть картинку.
  • Равномерно нанести клей на поверхность предмета и обратную сторону рисунка. Приложить узор и немного промазать сверху клеем, осторожно выдавливая пузырьки воздуха кистью. Можно через файл прижать фрагмент с помощью резинового валика.
  • После полного высыхания наносится акриловый лак в несколько слоев.

Таким образом, работа с декупажными картами - это несложный процесс, позволяющий декорировать практически любую поверхность, придать предмета интерьера особую привлекательность и шарм.

Инструкция по работе с декупажными картами "Base of Art".


Статья будет полезна и новичкам, и профи, возможно вы найдете для себя неоткрытые хитрости;)

В чем же отличия от салфеточной техники:
1. Карты плотнее, требуют замачивания при работе;
2. Схема работы: клей, карта, клей;
3. Карты приклеиваются идеально ровно, без складок, заломов и морщинок.

Пожалуй, это основное. Давайте разберем подробно, как и в каких случаях нужно работать с декупажной картой, получая только удовольствие.

Вариант первый , самый распространенный: декупажная карта совпадает по площади с поверхностью заготовки или немного превосходит ее.
Тут все просто:


Выбираем интересующий нас мотив. Отмечаем для себя нужный размер мотива.


Вырезаем по отмеченному контуру декупажную карту.





Тщательно просушиваем поверхность и мелкой шкуркой аккуратно "срезаем" излишки бумаги.
Всё! Можно продолжать декор красками, пастами и прочими задуманными материалами.

Вариант второй : декупажный мотив будет использован силуэтно , т.е. вырезанным точно по контуру. Часто это .


Выбираем мотив и вырезаем его силуэт точно по контуру. Прикладываем его на заготовку и карандашиком обводим его месторасположение.
Это "окно" должно остаться без краски, только загрунтованным. Откладываем декупажный мотив в сторонку.


Создаем вокруг огороженного карандашом "окна" нужный нам цветной фон (красками и проч...).
Дальше работаем как в первом варианте.


Погружаем ее в воду комнатной температуры на 2-3 минуты, чтобы бумажная основа стала более проницаемой для клея. Вытаскиваем из воды, стряхиваем излишки влаги.


Проклеиваем загрунтованную ранее поверхность любимым декупажным клеем для плотных изображений.


Кладем фрагмент на предназначенный ему участок. И еще раз проклеиваем поверхность, выгоняя кисточкой все пузырьки воздуха.


Просушиваем работу. Главное, помните, что нарисованные вокруг вклеенного фрагмента тени дадут вам ощущение объема и живописности.

Вариант третий : дорисовка декупажного фрагмента .


Бывает, что выбранный вами мотив не перекрывает декорируемую поверхность. Не беда, будем рисовать! :)


Обрываем мотив произвольным краем и немного истончаем его малярным скотчем.


Точно так же, замачиваем его на 2-3 минуты.


Проклеиваем подготовленную поверхность.


Проклеиваем карту сверху, выгоняя все пузырьки воздуха.


Даем хорошо просохнуть и немного сглаживаем мотив мелкой шкуркой. Без фанатизма! :)


Начинаем послойно дорисовывать недостающие части. Первый слой лучше сделать мазково и хаотично, так вы сгладите разницу фактур.


Второй слой - детали.


И еще раз детали. :)
Всё! Декупажный мотив успешно слился с заготовкой, наша задача выполнена!

Вариант четвертый , прячем край карты в фактуру.
Одна из особенностей декупажных карт в том, что они, безусловно, плотнее салфеток. Поэтому, при приклеивании на гладкую поверхность создают чуть ощутимую "ступеньку". Есть прекрасный способ спрятать эту "ступеньку" - использовать текстурные пасты! Это один из любимых материалов у декупажниц, помогающий создать удивительные работы.

Итак, выбираем красивую карту и хаотично обрываем ее.


Немного истончаем край с обратной стороны.


Всё так же, замачиваем карту на 2-3 минуты, затем стряхиваем или промокаем излишки влаги.


Приклеиваем карту по уже знакомой нам схеме: клей, карта, клей. Просушиваем работу.


Создаем вокруг декупажного мотива текстурный фон с помощью подходящей к данной работе текстурной пасты.
Главное, чтобы эта текстурная "рамка" не была слишком правильной и геометричной. Сделайте ее максимально естественной и многоуровневой.


Декупажные карты - это картинки для , сделанные на простой или рисовой бумаге с хорошим типографским качеством.

Такие карты можно изготовить дома совершенно самостоятельно, если у вас есть компьютер и принтер.

Как обычно делюсь своим опытом по шагам.

Сначала подбираем в интернете нужные нам картинки.

Заходим в Яндексе на вкладку: Картинки , набираем в поисковой строке ключевое слово и задаем два параметра в левом меню как показано красными стрелочками: размер - Большой , тип - Клипарт .

Делаем мы это по двум причинам.

Нам необходим большой размер картинок, потому что нет прямого соответствия размера того, что мы видим на мониторе, и что выведется потом на листе бумаги. Картинка, которая видится нам на мониторе как подходящая, на листе бумаги может оказаться совсем крошечной и непригодной для наших целей.

Для примера могу сказать, что лист формата А4 имеет в ширину примерно 2500 пикселей, а в длину - примерно 3500 пикселей. Яндекс помечает такие картинки как большие. Из такого расчета и следует исходить.

Следует помнить, что из больших картинок мы всегда сможем сделать маленькие, если это необходимо, а вот из маленьких сделать большие без потери качества нельзя.

Второй параметр - клипарт определяет качество картинок. Как правило, это картинки в формате PNG с прозрачным фоном, наиболее пригодные для оформительских работ. Хотя формат PNG с прозрачным фоном мы можем сделать и самостоятельно практически из любой картинки, но это уже совсем другая история.

Второй параметр не всегда бывает необходим. Это зависит от того, какую картинку мы хотим вывести. Например, пейзажи сохраняются обычно в формате JPEG а не PNG и редко находятся среди клипартов.

Итак, находим и сохраняем нужные нам картинки.

Затем создаем в фотошопе файл с разрешением листа А4 и размещаем на нем нужные нам картинки. Сохраняем файл и выводим его на принтер для печати. Печатаем файл на обычной офисной бумаге.

Самая первая картинка в этом сообщении как раз и представляет собой такой файл, который я создала для декупажной карты для декорирования баночки под какао.

В интернете можно встретить много дискуссий относительно того, какой принтер можно использовать с этой целью. Конечно, если у вас есть лазерный принтер, то это идеальный вариант, но у меня такого принтера нет, поэтому я использовала струйный принтер и расскажу о качестве декупажных карт, полученных с его помощью.

У меня был прозрачный скотч, и его плохо видно на фото, однако, приглядевшись, можно его увидеть.

Приклеиваем скотч очень плотно и ровно и хорошенько прижимаем его к поверхности бумажного листа.


Затем осторожно отдираем скотч от бумаги сначала с одного краешка:


Затем осторожно и ровненько продолжаем отрывать его от листа по всей поверхности, пока он не отсоединится от бумаги полностью. При этом подстраховываем отслоенную бумагу рукой, чтобы она не порвалась:


Теперь мы имеем декупажную карту, отделенную от нижнего слоя бумаги, который остался на скотче:


Остановлюсь на том, течет ли краска с декупажной карты, сделанной на струйном принтере.

Я специально рассматриваю этот вопрос на примере декупажа на кракле, который более сложен в приклеивании изображения.

Как показано на фото, я обмакиваю изображение в воду буквально на одну секунду:


Затем я накладываю его на поверхность и начинаю пальцем вдавливать в щелки кракле. Течет ли краска?

Да, палец немного пачкается в краске, но, как видите, на качестве изображения это практически не отражается.

Преимущество использования карты для декупажа в том, что она большая, прекрасно клеиться на имеющие любые размеры поверхность, не рвётся и не образует складок. С данным материалом очень удобно работать, особенно начинающим мастерам.

Пользоваться картой для декупажа очень просто, главное соблюдать инструкцию и определенный порядок действия.

А именно:

  1. Из декупажной карты вырезается необходимый рисунок и замачивается в воде на 3-5 мин, по истечении этого времени, рисунок вынимается и выкладывается на полотенце, сверху его аккуратно нужно промокнуть.
  2. После этого, подготовленную поверхность смазывают клеем, накладывают на него рисунок и аккуратно разглаживают резиновым валиком, чтобы убрать пузырьки воздуха, лишний клей, а также разгладить морщины.
  3. Есть второй способ приклеивания картинки из декупажной карты – она также вырезается из карты, и по обратной поверхности картинки несколько раз нужно провести губкой, обильно смоченной водой и, после этого, можно приклеивать рисунок на место. После приклеивания, карту также разглаживают резиновым валиком.
  4. Если мотив одинаковый, то можно не вырезать рисунок из декупажной карты, а сразу же ее целиком наклеивать на поверхность, но, при этом, нужно оставить небольшой запас по краям примерно в 0,5 см с тем, чтобы сделать плавный переход от основного фона к мотиву, путем закрашивания этого запаса.

Стоит выбирать карты тщательно, чтобы рисунок не потерялся на наклеиваемом фоне.

Если планируются дополнительные какие-либо украшения, то сначала карту покрывают лаком.

После всего этого, в конце, приклеивают украшения.

Выбираем карты для декупажа: описание

Наравне с привычными красочными салфетками или какими-либо рисунками, в арсенал мастеров, которые занимаются декупажем активно, входят декупажные карты, которые представляют собой рисовую бумагу с уже готовым рисунком или мотивами, например, географической картой мира.

Бумага также различается по плотности – от самой минимальной 10 г/м 2 , до максимальной 20 г/м 2 .

При этом, несмотря на относительную тонкость листов, их можно успешно применять практически везде, на каких-либо шкатулках или предметах мебели.

Характеристики:

  1. Современные карты для декупажа, несмотря на свою тонкость, отличаются прочностью и повышенной гибкостью, и прекрасно подходят практически для любой поверхности. Также большую роль играет сам рисунок и высокое качество изготовления.
  2. Разными производителями (Украина, Китай, Россия) выпускается большое количество самых различных видов карт, в том числе, и переводные, при их покупке, следует предварительно продумать использование той или иной карты на определенной поверхности. Особенно это касается при декупаже каких-либо мелких предметов, и, чтобы определить, подойдет ли та или иная карта для предмета, необходимо ее сначала приложить к предмету, и посмотреть, как все будет выглядеть.

Иногда, несмотря на большое количество выпускаемых вариантов разных рисунков, выпускаемых промышленностью, мастеру не удается выбрать оптимальный вариант. В этом случае, можно создать определенный мотив своими руками. Такое вполне возможно, если использовать разные материалы, например, старинные письма открытки и т.д.

Интересные карты-салфетки для декупажа своими руками

Есть небольшое отличие карт для декупажа от салфеток. В первую очередь, это касается финансовой стороны.

Покупать салфетки гораздо выгоднее, чем специальные карты, но при этом, салфетки тонкие и, при любом неосторожном движении, она может порваться, или могут образоваться складки и трещины.

Карты же лишены данных недостатков – они достаточно плотные. Количество рисунков и мотивов значительно больше, а также плотность их гораздо выше, что позволяет использовать практически на любой поверхности.

Советы:

  1. Если человек уже давно занимается техникой декупажа, то он, в основном, использует салфетки и тонкие карты. А вот кто тем, кто только начинает заниматься данным искусством, лучше приобретать карты и, лучше всего, начинать следует с максимально прочных и толстых. Но, если требуется определенная прозрачность рисунка, но толстые карты не подойдут, и лучше, все-таки, использовать тонкие специальные салфетки.
  2. Рисунки, как на салфетках декупажа, так и на картах, можно распечатать самостоятельно на обычном цветном принтере, после распечатки, бумагу необходимо обрызгать для прочности лаком для волос.

Это предотвратит рисунок от растекания краски после нанесения на него сверху клея или других компонентов.

Производим декупаж с декупажной картой: мастер-класс по применению

Чтобы получить красивое изделие, выполненное в стиле декупажа, необходимо правильно использовать декупажные карты.

В этом поможет данный мастер-класс:

  1. Из декупажной карты вырезается необходимый мотив, или мотивы.
  2. Далее подготовленные рисунки опускаются в воду на 2–5 минут. После этого, их нужно положить на какую-либо толстую ткань или бумажное полотенце и слегка промокнуть.
  3. Готовый рисунок переворачивается обратной стороной, на его центр наносится клей, и с помощью кисти от центра до края аккуратно размазывается тонким слоем.
  4. После этого, рисунок наклеивается на подготовленную поверхность, и аккуратно разравнивается от центра к краям.
  5. Сверху рисунка, когда клей высохнет, можно наносить акриловый лак.

Клей можно наносить не только на рисунок, но и на поверхность, куда рисунок будет приклеен.

Когда клей высохнет, можно обработать края наждачной бумагой. При необходимости, рисунок можно подсушить феном.

После этого, можно края рисунка снова немного истончить наждачной бумагой для того, чтобы не было резкого перехода от наклеенной картинки к фону на изделии.

Подбираем карты 3Д для декупажа: общее описание

Техника 3D в декупаже заключается в создании картин, которые состоят из повторяющихся изображений. Повторяющиеся рисунки можно получить, используя повторяющиеся открытки или, например, игральные карты.

Нюансы:

  1. Основной принцип создания 3D декупажа – это аккуратная вырезка картинок, их наклеивание в определенной последовательности и умение передать перспективу.
  2. При приклеивании, чаще всего используется специальный силикон, который позволяет усилить эффект 3D. Используют также специальные лаки, пасты.
  3. Продаются и уже готовые наборы карт 3D, в том числе, имитирующие старинные мотивы, вместе с необходимыми компонентами, достаточно картинки аккуратно вырезать и приклеить согласно инструкции на подготовленную поверхность, и покрыть сверху, после высыхания силикона, специальным объемным лаком.
  4. Для придания большей реалистичности, можно в картинки добавлять какие-либо элементы, например, засушенные травы, цветы, бисер, блестки и т.д.

Такие карты находятся в большом количестве в художественных магазинах.

Применение карт для декупажа (видео)

Если делать все неторопливо, правильно, изучая работы других людей, то, рано или поздно, можно получить прекрасные работы, которые длительное время будут радовать не только мастериц, но и других людей. А также можно, после получения соответствующего опыта, делать вещи на продажу.


Декупаж, марьяж, грильяж, вояж... Когда я говорю, что занимаюсь декупажем, люди как-то мягчают, расплываются и даже начинают заискивать. Прямо-таки "гольтепа" матушки Бальзаминовой. И я невольно демонстрирую эту "гольтепу" как признак адекватности эпохе. В самом деле, не вызывает же такого же интереса и уважения "я вяжу носки" или "я вышиваю крестиком".

А ввернёшь какую-нибудь "гольтепу" (их нынче много: пэчворк, квилтинг, квиллинг, фелтинг, скрап - прости, Господи - букинг и проч.), и находишь отклик у евразийских новосельцев Москвы. И видится тебе волшебная и чарующая картина "культурного посредничества" России: насыпят в карман "семки", вставят в ботинки "ступинаторы", напишут на ценнике "картоф-маркоф", достанут "пудерницу", споют песню про "аринтир", скажут сакральное "абанамат" и побегут заниматься декупажем...

А в каждом доме можно отдекупажить, надекупажить и передекупажить много чего старого, некрасивого, надоевшего, скучного. И пусть есть какие-то опытные мастера, и даже с дипломами и - о Боже! - международной репутацией, и пусть в книжках и журналах такие красивые картинки с такими красивыми вещами, это не повод отказываться от своего желания и своих творений.

Все эти вещи я сделала до того, как у меня появился блог. Поэтому без мастер-классов. (И опять о больном... "Мастер-класс" - слово какое-то дурацкое, слизанное с чужой культуры и чужого языка. "Мастер-класс" по теме "бумажка-клеить-деревяшка", "девушка-рисовать-цветок", "сидеть-попа-стул-красиво"...).

В чём особенность этого текста? Сочетание технологии и эмоции. Как радовалась, огорчалась, пробовала, сказала себе "никогда", а потом сказала "а если". Это будет мастер-класс - по теме "женщина-неумёха-декупаж-научиться-молодца!".

Если это кому-нибудь поможет, буду рада. А мне уже хорошо.

ТАБУРЕТКА.

Первый опыт - табуретка из Икеи. Повод - статья с картинками в рукодельном журнале. Все материалы мне подобрала продавщица в художественном салоне, понимающе улыбаясь после моих объяснений. Минимум миниморум и самое дешёвое.

Сделано с помощью:

Двух флакончиков акриловой краски - ярко-голубой и жёлто-бежевой (написано "цвет слоновой кости"),

Плоской синтетической кисти для клея,

Плоской кисти подешевле для лака,

Плоских синтетических кистей для краски (умная продавщица так и напирала на эти плоские кисти),

Дешёвого клея для декупажа,

Акрилового лака во флаконе,

Декупажной карты с малышами (то есть простого бумажного листа с картинками, только бумага несколько тоньше, чем обычная писчая),

И салфеток, которые торчали в салфетнице.

Вся работа заняла 2 часа, включая ожидание на просушку. А как я трепетала, замачивая бумажки из декупажной карты в воде, а потом промокая тряпочкой! А как я радовалась, что они ровненько разглаживаются плоской кистью и приклеиваются без пузырьков! Амели из одноимённого фильма любила погружать руку в мешки с крупой, здесь - такое же живое тактильное удовольствие. Помимо кисти можно разглаживать бумажки и пальцами - мазюкать.

Я не зашкуривала наждаком и не грунтовала. Я вообще не знала, что это нужно делать. Но табуретка и так была ровная, слава богу. Да! Я её и собрала сама!

Всё получилось. Крылья выросли сразу. А плана никакого не было, картинки кромсала как Бог на душу положит, а салфетки просто-напросто приклеивала на дырки. Оказывается, эта манера наклеивать называется декопатч. (Привет господину Журдену!).

После использования табуретка стала ещё красивее: ободралась где надо, заляпалась на нужных местах, потемнела. В семье этих ребятишек полюбили и зовут "голодранцы". Всё-таки веселее получилось, чем обычная покраска или покрытие морилкой.

Опыт таков:

Нужны акриловые краски и акриловый лак. Запомнить слово "акриловый". Акриловый - не пахнет. Все акриловое смывается водой и мылом, никакие химикаты не нужны.

Нужны плоские синтетические кисти (я полюбила №12 и №14). Потом в моей коллекции появились кисти круглые и веерные. По искусствоведческой легенде, веерные кисти придумал Леонардо, а плоские - импрессионисты.
- Если в плане работ числится покраска больших поверхностей (ножек стула, плоскостей этажерки и проч.), то можно купить большие плоские кисти в обыкновенном хозяйственном или строительном магазине. Они там стоят копейки. Номера таких кистей переваливают за 20: №20, №22 и т. д.

Нужен клей для декупажа (потом я пробовала обыкновенный ПВА, мне не понравилось).

Бумагу перед наклеиванием надо вымачивать. Подождать, когда свернётся в трубочку и развернётся. А потом промокнуть бумагу тряпочкой, и она замечательно приклеивается.

Никогда и ничего раньше не покрывала лаком, оказывается - приятно и красиво.

Работа не сложнее, чем аппликация в детском саду.

Правда, надо ждать, когда все слои по очереди высохнут (краска - раз, клей - два, первый слой лака - три, второй слой лака - четыре). А это требует выдержки, как у разведчика.

ДВЕРЬ.

Неудачный опыт, надо признаться.

После табуретки осмелела и взялась за дверь. Не снимая с петель! И сразу салфетками! Переделывала не раз, пока не поняла, что ничего невозможно исправить. Салфетки сморщились, порвались, ровно не легли (на весу-то!). Но негативный опыт - тоже опыт. Это лекарство от гордыни. Смотрю на дверь и самоуничижаюсь. Да ещё и розочки эти! Потом, конечно, накоплю силы и переделаю.

Вообще в этом виде декорирования очень много пошлости, и от неё не спрятаться: розочки, лавандовые поля, девушки с сердечками и без, щенята, котята, телята, овечки, золото, бронза, блеск-блеск-блеск... Редко встречаются вещи, автор которых нескрываемо обладает безупречным вкусом. Я - не обладаю. Как неопытный вырезальщик и клеяльщик, несусь по уже проложенным дорожкам, а там - традиция "котиков".

Опыт таков:

- "Салфетки для декупажа" - это фикция; это обыкновенные салфетки, состоящие из нескольких слоёв. Для декупажа нужно отдирать верхний слой с рисунком. Можно использовать иголочку, с помощью которой расслаивать салфетку. А некоторые салфетки расслаиваются, если просто подуть на ребро.

Эти салфетки продаются везде: в хозяйственных магазинах, супермаркетах, в интернет-магазинах для декупажа, в магазинчиках для рукоделия и т. д.

Для салфеток есть специальный клей (он же одновременно - и лак), при работе с этим клеем салфетки не успевают намокнуть, растянуться и разорваться (я потом пробовала, пытаясь оправдаться за эту дверь).

Рисунок из салфеток можно вырезать малюсенькими ножницами, скальпелем (не медицинским, конечно, а тем, что продаётся в магазинах для декупажа или для пэчворка), а можно и вырывать. Совсем маленькие элементы вырываются при помощи зубочистки: надо потыкать мокрым кончиком вокруг рисунка и аккуратно отсоединить от салфетки.

______________________________________

(Переделала спустя два с половиной года. Старая дверь переживала уже 4-ю покраску, и пришлось шпаклевать поверхность, заделывать шпаклёвкой щели, заново прибивать отошедшую планку, бесконечно шкурить и проч. Для маскировки неровностей был придуман кракелюр: на самой двери, на планках, на стояке.
И опять розочки! Да что ты будешь делать! А куда деваться? Античная мозаика, гномики, домики, часики, рекламные плакаты с девушками, виды городов с Эйфелевыми башнями и Биг-Бенами - это на хозяйственной двери смотрелось бы ещё ужаснее. Прикладывала, смотрела - ужаснее... А большие цветочки прикрыли неровности двери. Тоже плюс.

Намешанная из белой и зелёной акриловой краски бирюза двух оттенков.

Кракелюр на двери и на стояке.

Под кракелюром - разноцветная краска: коричневая, золотая, зелёная.

На планке - салфетка. Вырванные мотивы с цветочками.

_____________________________________________

Потом я перешла на малые формы, соразмерные самооценке.

КОРОБКА ДЛЯ МЕЛОЧЕЙ И БУМАГ.

Очень многое узнала и сделала впервые.

Узнала, что есть заготовки для декупажа, и очень удивилась. Купила деревянную коробку. И рисовые карты с картинками для декупажа. И лак для одношагового кракелюра, то есть по-русски - трещинок.

Кракелюр потряс процессом и эффектом. Наносишь тёмную краску, даёшь высохнуть, потом - лак для кракелюра, даёшь подсохнуть согласно инструкции производителя, а потом - светлую краску. И прямо под кистью появляются трещинки. Такое наслаждение, такая радость неподдельная! Интрига прямо у тебя под носом: что получится, как расползутся? Но светлую краску нужно наносить аккуратно и только одним слоем! Иначе получатся разводы, кляксы, месиво. Нужно набивать руку и научиться проводить ровные мазки плоской кистью.

Впервые попробовала поляпать кусочком поролона (см. якобы голубое небо).

Впервые попробовала приклеивать рисовую бумагу. И обрывать её хорошо, и приклеивать удобно. И вымачивать её не надо.

Впервые потерла наждачной бумагой края.

По-моему, получился прованс. То есть деревенщина, провинция. Французская. (Я не обзываюсь, это - стиль).

Стиль в декупаже - очень смешная тема. Прованс, викторианский стиль, шебби-шик, симплисити и т. д. - прелесть как развивают кругозор и знания в сфере рыночного маркетинга. В этом смысле очень забавна и показательна история с появлением стиля шебби-шик: одна шустрая американская дама получила патент на штучки с кракелюром, потёртостями и розочками, и получился весьма продажный "потёртый шик".

А этот чудный прованс стоял у моей бабушки на терраске: это был самодельный, выкрашенный белой краской шкаф, сделанный в бедное послевоенное время. А я на нём рисовала цветочки и писала всякие слова.

Опыт таков:

Нужен грунт! Поверхность перед декупажем нужно ошкурить наждачной бумагой и загрунтовать.

Слово страшное, из каких-то земельно-экскаваторных работ. А оказывается, опять ерунда: нужно поверхность просто покрыть слоем или слоями акриловой светлой краски или акриловым грунтом (он так и продаётся, так и называется; а представляет собой, если я правильно поняла, смесь краски и шпатлёвки).

Зачем? Во-первых, меньше уходит краски и клея: они не впитываются в огромных количествах в пористую поверхность (дерево, картон). Во-вторых, поверхность становится более ровной. В-третьих, рисунок тонких салфетки и декупажной карты на светлой поверхности грунта будет виден по всех подробностях.

Но от грунта можно и отказаться, если, например, очень хочется сохранить и подчеркнуть красивую и замысловатую поверхность дерева и проч. Всё зависит от желания и замысла.

Наждачная бумага - друг декупажа. Поверхности и слои нужно ошкуривать. Я, в основном, использую бумагу с двумя нулями: 100, 200, 400, 500, 600. № 1000, которую многие любят, - это для микроскопических работ.

Крупный наждак очень нужен, если нужно подготовить к декупажу старую вещь (со старой краской, старым лаком, грязью) или неподготовленную деревянную поверхность. Если дерево сначала ошкурить грубой наждачной бумагой, а затем - мелкой, то оно становится идеально гладким. А ещё нужно ошкуривать слои лака в самом конце работы (так называемый финишный лак). А ещё - с помощью наждачной бумаги можно делать потёртые грани.

Очень интересно делать потёртые уголки и грани. Нужно нанести первый слой краски (обычно тёмной), дать высохнуть, потереть выбранные места любой свечкой, потом нанести иную краску (обычно светлую), дать высохнуть, а потом потереть те самые места мелкой наждачной бумагой, особенно не нажимая. Очень приятная работа! И для глаз, и для рук!

Рисовая бумага для декупажа - сплошное удовольствие. Во всём.(Есть и иные натуральные материалы, из которых изготавливается бумага для декупажа).

Есть заготовки для декупажа. И есть хозяйственные магазины, где продают необработанные деревянные изделия (разделочные доски, хлебницы, ложки, лопатки, солонки, скамейки, детские стульчики, полки и проч.), которые можно декупажить. Обходятся они дешевле, чем специальные заготовки.

Лак для кракелюра - не дорогой (есть российские).

ПОДСТАВКА ДЛЯ НОЖЕЙ.

Побежала по квартире, чтобы найти чего-нибудь, что можно переделать. Нашла подставку для ножей, лак с которой давно облез.

И всё повторила: сняла лак и грязь крупной наждачной бумагой - загрунтовала - нанесла слой тёмной краски - покрыла лаком для кракелюра - прошлась по граням парафиновой свечкой - осторожно плоской кистью нанесла светлую краску мазками сверху вниз - мелкой наждачной бумагой осторожно потёрла грани (лёгким движением в одном направлении), которые очень легко облезли - наклеила мотивы с цветочками и пищевыми продуктами - подкрасила края картинки с бутылкой - нанесла 2 слоя лака.

Впервые применила подмалёвку, то есть просто-напросто кистью и поролоном закрасила края бумажки с бутылкой (она была меньше, чем нужно). И опять удивилась: даже если цвет не один в один с картинкой, всё равно получается хорошо. Такие натуральные тени или разводы.

Знаю и вижу, что получилось в стиле "поморгает мне глазами и не скажет ничего", "Юра, Юра, я такая дура" и «соловей России - славный птах". Знаю и вижу. Но всё равно нравится.

Этим и хорош декупаж - процесс приводит к радости и умилению вне прямой зависимости от результата.

Опыт:

Узнала, что есть шпатлёвка по дереву; купила маленькую коробочку в строительном магазине и после очистки поверхности наждаком заделала рельефный логотип. И вообще, в строительно-хозяйственном магазине стала "своей". Продавец уже заигрывает: "Девушка, зачем вам наждачная бумага?" А я его интеллектом: "Как нет пятисотки? Ну, давайте шестисотку. А у вас листами или метражом?"

Для подмалёвки купила набор кистей: обыкновенных детских круглых и дешёвых. В этом случае неважно - синтетические или натуральные.

МИСКА деревянная.

Люблю её, трогаю и тискаю. Она получилась гладенькая-гладенькая, потому что я её покрывала лаком и шкурила, покрывала лаком и шкурила...

На тёплой внутренней стороне использовала рисовую бумагу, а на внешней холодной - салфетки. Это - замысел. Поняла прямо во рту это слово - "за-мысел". То есть мысль ещё не родилась, а предвкушение, образ - уже есть.

И здесь я, наконец, избавилась от страха перед салфетками. Как бы вы их ни приклеивали, как бы ни изощрялись, они всё равно получатся с морщинками. А надо, оказывается, сделать так: дать высохнуть, покрыть нескольким слоями лака и зашкурить мелкой наждачной бумагой. Всю эту операцию нужно повторить несколько раз.

Эту миску я делала несколько дней, давая высохнуть лаку. Шкурила и покрывала лаком раз шесть.

Храню в ней конфетки...

ПОДНОСЫ.

Ну куда же без подносов!

Один поднос был просто белый и никакой, два другие - старые и облезлые из прессованной соломки.

На эти подносы вывалила всё, что умела. Можно сомневаться в мастерстве и вкусе (сама сомневаюсь), но завтракать стало веселее.

Впервые попробовала иной кракелюр - двухшаговый. Звучит сложнее, а делается проще: наносится первый лак из набора, потом второй лак из набора (так и продаются). Появятся трещинки, и их нужно "проявить", то есть что-нибудь втереть внутрь трещинок. Это что-нибудь: пурпурин (мелкий-мелкий порошок разных цветов), масляные краски, битум (это такая тёмная маслянистая дрянь в пузырьках или канистрах), тени для век, накрошенный грифель карандаша, крем для обуви и т. д. Сначала нужно втирать пальцами, кистями или ватными палочками, а потом - просто смахнуть лишнее и протереть.

Я купила золотой пурпурин и втирала в подносы с остервенением. Поэтому они все в золоте и порой, кажется, входят в противоречие с русской природой. А в светлые места втирала тёмные тени для век.

Бабочки из салфеток.

Трещинки на красном - пурпурин, на светлом - тени для век.

Мотив из салфетки по периметру.

Поднос спустя два года. Как видно, служит.

Края подноса обтянуты мягкой пластмассой, похожей на резину; вот с неё немного краска облезла. А так - нормально.

Опыт таков:

Если деревянную поверхность не грунтовать, а сразу красить акриловыми красками, по проглядывает дерево, и это очень мило.

Двухшаговый кракелюр лучше покупать в наборах (особенно это важно для тех, кто не разбирается в химии и не хочет мучаться с подбором лаков).

Проявление трещинок - особая тема в декупаже. Например, после битума и масляных красок нельзя использовать обыкновенный акриловый лак. Если интересно накопление знаний в сфере великой науки химии - можно развиваться в этом направлении. Мне - неинтересно. Поэтому проявляю либо пурпурином, либо тенями, либо грифелем, либо тонированным кремом для обуви.

Подносы, покрытые акриловым лаком, функциональны. Просто не надо их мыть под струёй воды. А если и помыть, - то быстренько вытереть.

ШКАТУЛКА С АНГЕЛАМИ.

Впервые попробовала поталь. Мимо моего уха пролетали слова "поталь", "мордан", и я благоговела. Оказывается, ничего особенного. Поталь купила в листочках; оказалось, что это - тоненькая фольга. А мордан оказался жиденьким клеем.
Сначала надо нанести мордан, дать подсохнуть, но не высохнуть (на этикетке написано, сколько ждать). Потом взять поталь... Легко сказать - взять. Попробуйте взять! Она тоненькая, да ещё электризуется, да к тому же - загибается от малейшего дуновения. Можно использовать пинцет. Для оптимизации процесса можно подготовить какую-нибудь мелкую коробочку-крышечку, в которую складывать кусочки потали. Закрыть все окна и не дышать на неё! А потом прикладывать поталь кусочками к нужному месту, покрытому лаком. Опытные мастера советуют использовать специальные кисти (забыла, как называются): круглые у основания и ровно срезанные у ворсинок. Ими "набивают" поталь, то есть просто аккуратно и нежно тыкают. Но у меня была небольшая поверхность, и я обошлась плоскими кистями. Ими и набивала поталь перпендикулярно поверхности. Не надо обращать внимания на то, что поталь сминается и рвется; приклеивать её "заплатками" - это нормально. Потом дать высохнуть, следуя инструкции клея. А потом мягкой кистью и мягкими движениями смахнуть лишнюю поталь. Она останется лишь там, где был клей. Не знаю почему, но - весело!..

Приклеенную поталь затем потёрла наждочной бумагой, чтобы золото казалось старым. Как смогла, так и потёрла. Если критериями оценки работы служат Вечность, Искусство и профессионализм реставраторов, то мой опыт приклеивания потали - ужасен. А если не взлетать в высоты, а оценивать с точки зрения утилитаризма и собственного удовольствия, то я - молодец, и получилось красиво.

Особенно понравилось, как блёстки потали ещё долго летали по всей квартире и прилипали ко всему и ко всем!

На этот раз получился викторианский стиль. Это стиль уже не французской, а английской деревенщины. Его особенность - тёмные тона, избыток позолоты и миловидные картинки с претензией.

Внутри.

Уяснила, что некоторые деревянные заготовки некачественно сделаны. Здесь: из швов торчал клей (в некоторых местах - целыми каплями) и наждаку не поддавался. После прохождения морилкой этот клей окрашивался в какой-то красный цвет. Пришлось изгаляться и все углы проходить близкой по цвету краской.

Опыт таков:

В наклеивании потали нет ничего сложного.Просто нужно соблюдать инструкцию производителя клея-мордана.

Дешёвая морилка для дерева из хозяйственного магазина очень хороша.А сколько цветов! А ещё её можно смешивать.

Большие заготовки из магазинов для декупажа не стоят тех денег, за которые их продают. Обиделась навсегда.

ШКАТУЛКА С "ВЕСНОЙ".

При изготовлении этой вещи поняла, что декупажем ничего испортить невозможно. Всегда можно переделать. Просто не надо психовать.

Основой задумки был материал - рисовая карта. Работать с ней - приятно до мления. По размеру подходила "Весна" Боттичелли.

Если разобраться в символике, то это - гимн вынужденной дефлорации и всяческому насилию над телом и душой женщины, с которым она должна смириться и научиться получать удовольствие. Другими словами, здесь попытка соединить в одной женщине и голенькую незакомплексованную языческую нимфу, и тихонькую высокоморальную Деву Марию (мировоззрение Возрождения! мы - христиане, но очень любим греко-римское телесное язычество!). А как милы наивные мужские намёки: девочка, твой век короток, торопись!.. Справа - ещё весна, а слева - уже осень. Повесить её (картину), по затее заказчика, нужно было над ложем готовящегося к свадьбе младшего брата. Напутствие, так сказать.

Сначала очень хотелось сделать боковинки так: положить нижний слой краски с переходами от одного цвета к другому, потом кракелюрный лак, потом светлую краску опять же с плавными переходами. И ничего не получилось. Вышли полосочки, как у матраса.

Поплакала-поплакала и переделала. Наклеила сверху салфетку с травками и завитушками, поталь кусками-кляксами, потёрла наждаком в разных местах и с разной интенсивностью, и всё получилось: состаренные, замызганные, неровные поверхности якобы бывшей в употреблении вещи! Этого и хотелось.
(А если охватило непреодолимое отчаяние, то можно взять наждачную бумагу и содрать всё к чёртовой матери. Поверхность для работы только ровнее станет).

На донышке полоски оставила.

КОРОБКИ ДЛЯ КАРАНДАШЕЙ И ПИСЬМЕННЫХ МЕЛОЧЕЙ.

И всё-таки большее удовольствие получаешь от украшения бросовых вещей. Поражает альтернатива: помойка или красота. И при этом чувствуешь свою пользу как человека и как женщины.

Не потому ли захватил декупаж просторы нашей Родины, что попал на благодатную почву советской традиции: мочалки из колготок, рыбки из трубочек для капельниц, корзинки из разноцветной проволоки, кофточки из распущенной нити хлопчатобумажного транспортёра?

А получился "мужской набор" на письменный стол.

Опять использовала рисовую бумагу, салфетки, акриловые краски и одношаговый кракелюр. И всё.

Такие маленькие ёмкости очень трудно покрывать краской изнутри: и так попробуешь, и так, и кистями, и спонжами...

Опыт таков:

Пластмассу нужно потереть наждаком, а потом наносить грунтовку. Лучше - в несколько приёмов.И всё получится.

Плотный картон тоже можно декупажить, но грунтовку надо наносить тонкими слоями и давать высохнуть. А то картон размокнет.

КАРТОНКА.

А иногда просто не бывает выхода. Только декупажить!

Например, такая история. Я купила немецкий стол для швейной машинки страшно сказать за какие деньги. А отсек для аксессуаров был закрыт картонкой из прессованной стружки. В их германские мозги не залезешь и не поймёшь, зачем нужно было использовать элемент из вторсырья такого ужасающего вида. Наверное, природу сберегают и демонстрируют, как сберегают.

Теперь раскладываю стол, сажусь шить и говорю: "Здравствуйте, девушки!"

Салфетки рвала и наносила элементами.

Девушки поверх салфеток.

Акриловая краска по контуру фигур.


ЭТАЖЕРКА С КОМИКСАМИ.

Эта штука принесла мне радость. Была совсем уж убитая этажерка, на которую летом ставили цветы, а зимой отдавали на волю ветрам и морозам. Да и сделана она была с той же тщательностью, что и деревянная тара для овощей.

А идея родилась из-за усталости от цветочков и мимимишных сюжетов декупажных карт.

Комиксы!!! Бумага тонкая, легко клеится. После намокания в воде не рвётся, а растягивается так же, как и декупажная карта. Нарезать, вырывать и наклеивать можно как угодно. Истончения бумага не требует, поскольку это - комиксы, и нет нужды скрывать, что это - комиксы. (Я знаю, что высший пилотаж в декупаже - это когда нет поводов заметить приклеенную бумагу).

Единственное, что пугает: после намокания просвечивается обратная сторона. Но когда картинка высохнет, никаких следов оборотного рисунка не останется. Легко ремонтировать: если ободрался элемент, то нужно просто вырезать и наклеить иной элемент коллажа, а потом покрыть лаком.

Для веселья и некоей "идеи" три полки старалась оформить в разных цветах: верхняя - преимущественно коричневая, средняя - синяя, нижняя - красная. Элементы 1) вырезала, 2) вырывала, 3) вырезала ножницами заг-заг.

А ещё старила перегородки и ножки: после покраски проходила наждачной бумагой и по граням, и по плоскостям.

После моего ремонта этот эксклюзив больше не выносили на балкон...

Опыт:

Не надо привязываться к специальным материалам для декупажа; идеи и материалы - повсюду; это - журналы, газеты, марки, открытки, порванные книжки, упаковка, фантики, обои, нотные листы, конверты, фотографии и т. д. Те,кто декупажит много и изощрённо, печатают картинки из интернета на принтере.

Но в этом случае нужно истончение бумаги. Первый способ - мокрый: покрыть нужное изображение несколькими слоями акрилового лака, дать высохнуть, а с обратной стороны намочить бумагу и аккуратно скатывать ненужные слои. Сухой способ: опять же закрепить нужное изображение несколькими слоями лака, а с обратной стороны приклеить скотч и аккуратно содрать его вместе со слоями бумаги, и так несколько раз.

Эти ухищрения требуют навыка, зато после этого пресловутого истончения понимаешь, что не нужно орать на детей, если у них выходят кривые палочки и кружочки.

Нужно посещать не только художественные салоны и специальные магазины для декупажа, но и обыкновенные строительно-ремонтные. Там можно купить: белую акриловую краску, акриловый грунт, акриловый лак, плоские кисти для больших поверхностей, наждачную бумагу, пузырьки с "колорами"(их нужно добавлять в белую краску для получения нужного оттенка), краску и лак в спреях, лак для кракелюра. А цена! Целое ведёрко лака (я пробовала и российский, и финский) стоит столько же, сколько пузырёк в худ. салоне.

Если вещь большая и грязная, то подготавливать её для декупажа лучше на балконе (на террасе, на полянке). Очень много летающей пыли от наждачной бумаги!

ПОЛКИ ДЛЯ ВАННОЙ.

Это первый раз, когда я сделала действительно полезную вещь. Нужны были полочки для ванной, но стекло применять не хотелось.

А декупаж!

Сразу появилась готовность к подвигу: смело взяла электролобзик и вырезала из ламинатной доски полочки нужной формы. Потом сама их выровняла и зашкурила, а затем и украсила.

Я уже давно дружила с салфетками и даже научилась переносить их целиком, а не фрагментами.

Служат полки уже год, и ничего с ними от воды и пара не происходит.

Вид снизу.

Вид сверху.

Опыт таков:

Русские женщины из интернета - гении! (Про иных - не знаю, я читаю по-русски). Они уже придумали способы перенесения целых салфеток. Есть "файловый метод", метод с использованием веерной кисти, есть "сухой метод".

Метод веерной кисти - для мазохистов. А "файловый" и "сухой" - остроумные и беспроигрышные.

Салфетки на полочки были перенесены с помощью файла - обыкновенного пластикового файлика для бумаг. Салфетку нужно поместить лицевой стороной на файлик. А затем подставить её под тонкую струйку холодной воды. Медленно и аккуратно крутить файлик, выравнивая мокрую салфетку и выгоняя пузырьки. Затем салфеткой вниз расположить файлик на декорируемой поверхности. И, не снимая файлик, пальцами разгладить изображение. Начинать от центра. Пластик убережёт салфетку от деформаций. Чудо, выравнивание идеальное! А потом, не торопясь, стащить файлик, двигая его в горизонтали, как переводную картинку. И в самом конце - покрыть уже прилипшую мокрую салфетку клеем для декупажа или специальным клеем-лаком для салфеток.

А края салфеток? Дать высохнуть и "срезать" мелкой наждачной бумагой. Край получается ровный, как после скальпеля.

С первого раза перенесение целой салфетки может не получиться, зато потом - как на конвейере.