Калибры артиллерии. Артиллерия: крупный калибр

Начать эту статью мы решили не совсем традиционно. Просто потому, что посчитали уместным рассказать об одном из малоизвестных эпизодов войны на Карельском перешейке. В силу, наверное, отсутствия более или менее переломных битв в этом районе, мы вообще мало говорим о Карельском фронте. Итак, рассказ о работе капитана Ивана Ведеменко, в будущем — Героя Советского Союза.

Капитан Ведеменко командовал батареей «Карельских скульпторов». Именно такое название ещё в период советско-финской войны получили 203-мм гаубицы особой мощности Б-4. Получили заслуженно. Эти гаубицы прекрасно «разбирали на запчасти» финские ДОТы. То, что оставалось после обстрела ДОТов тяжелыми снарядами выглядело действительно причудливо. Куски бетона с торчащей во все стороны арматурой. Так что, солдатское имя гаубицы вполне заслуженное и почетное.





Но речь пойдет о другом времени. Об июне 1944 года. Именно в это время наша армия начала наступление на Карельском перешейке. В ходе наступления штурмовая группа вышла на неприступный финский ДОТ «Миллионер». Неприступный в буквальном смысле этого слова. Толщина стен ДОТа была такая, что уничтожить его даже авиационными тяжелыми бомбами было не реально — 2 метра железобетона!

Стены ДОТа уходили в землю на 3 этажа. Верх ДОТа, кроме железобетона, защищал бронированный купол. Фланги прикрывали ДОТы поменьше. Строился ДОТ как главный узел обороны района.

На помощь штурмовой группе Николая Богаева (командир группы) пришла батарея капитана Ведеменко. Две гаубицы Б-4 расположили в 12 км от ДОТа на закрытых позициях.

Командиры расположили свой НП на небольшом расстоянии от ДОТа. Практически на минном поле (ДОТ был обнесен несколькими рядами минных полей и проволочных заграждений). Наступило утро. Комбат Ведеменко начал пристрелку.

Первым снарядом сорвало обваловку ДОТа, обнажив бетонную стену. Второй снаряд отрикошетил от стены. Третий попал в угол ДОТа. Этого оказалось достаточно для того, чтобы комбат сделал необходимые поправки и начал обстрел сооружения. Кстати, стоит отметить одно обстоятельство.

Близость НП не только дала возможность корректировки каждого выстрела командиру батареи, но и обеспечила «незабываемые впечатления» для всех, кто был на НП. Снаряды весом в 100 кг, с соответствующим ревом, летели к ДОТу на небольшой высоте над нашими командирами и солдатами.

Скажем так, участники событий могли понять на своем опыте, что такое есть «непосредственная поддержка тяжелой артиллерии».

Пробить стену удалось только примерно на 30-м снаряде. В бинокль стали видны прутья арматуры. Всего же было использовано 140 снарядов, из которых 136 попали в цель. «Карельские скульпторы» создали свое очередное произведение, а «Миллионер» фактически превратился в памятник архитектуры.

А теперь переходим непосредственно к «архитекторам» и «скульпторам», гаубицам особой мощности В-4.

Рассказ об этих уникальных орудиях следует начать издалека. В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете, которым руководил бывший генерал-лейтенант царской армии Роберт Августович Дурляхер, он же Ростислав Августович Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Франца Францевича Линдера. Об этом человеке мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей.

В соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть, КБ Линдера 11 декабря 1926 года получило задание в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости. Естественно, проект возглавил руководитель КБ.

Однако, 14 сентября 1927 года Ф. Ф. Линдер скончался. Проект передали на завод «Большевик» (ранее Обуховский завод). Руководить проектом было поручено А. Г. Гаврилову.

Проектирование гаубицы было закончено 16 января 1928 года. Причем, конструкторы представили сразу два проекта. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Отличие заключалось в наличии дульного тормоза. При обсуждении вариантов, предпочтение было отдано гаубице без дульного тормоза.

Причиной такого выбора, как и при выборе других орудий большой мощности, стал демаскирующий фактор. Дульный тормоз создавал столб пыли, видимый за километры. Противник мог легко обнаружить батарею с помощью авиации и даже визуальным наблюдением.

Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен в начале 1931 года. Именно это орудие использовалось на НИАПе в июле-августе 1931 года при проведении стрельб с целью подбора зарядов к Б-4.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Верхний станок лафета гаубицы Б-4 представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нем при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего ±4°.

Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

Система противооткатных устройств включала гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Все противооткатные устройства при накате оставались неподвижными. Устойчивость орудия при стрельбе обеспечивалась также сошником, закрепленным на хоботовой части нижнего станка. В лобовой части нижнего станка были закреплены литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части - 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг.

Гаубица могла стрелять различными фугасными и бетонобойными снарядами, включая снаряды, поставлявшиеся из Великобритании в Россию в годы Первой мировой войны. Предусматривалось использование полного и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0-15,5 кг пороха, а 11-го - 3,24 кг.

При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет - лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.)

Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. При этом, гусеничный ход давал возможность увеличения проходимости орудий по бездорожью. Достаточно тяжелые орудия без труда преодолевали даже заболоченные участки местности.

Кстати, удачная конструкция лафета была использована и для других артиллерийских систем. В частности, для промежуточных образцов 152-мм орудия Бр-19 и для 280-мм мортиры Бр-5.

Естественно, возникает вопрос о различиях в конструкции гаубиц. Почему и как они появились? Разница в конструкции конкретных орудий была очевидной. При этом, это были гаубицы Б-4.

Причин, по нашему мнению, было две. Первая и основная — малые производственные мощности советских заводов, отсутствие возможности реализации проектов. Проще говоря, оснащение заводов не позволяло выпускать требуемую продукцию. И вторая причина — наличие непосредственно на производстве целой плеяды выдающихся конструкторов, которые могли адаптировать проекты под возможности конкретного завода.

В случае с Б-4 произошло именно так. Серийное производство гаубиц начали на заводе «Большевик» в 1932 году. Параллельно была поставлена задача начать производство и заводу «Баррикады». Оба завода не могли выпускать серийно гаубицы согласно проекта. Местные конструктора дорабатывали проекты под возможности производства.

«Большевик» предъявил к сдаче первую серийную гаубицу в 1933 году. Но сдать её госкомиссии не смог до конца года. «Баррикады» в первой половине 1934 года выпустили две гаубицы. Дальше завод из последних сил смог выпустить ещё 15 орудий (1934 год). Производство было остановлено. Единственным производителем стал «Большевик».

Конструкторы «Большевика» доработали гаубицу. Новая версия получила более удлиненный ствол с улучшенной баллистикой. Новое орудие получило новый индекс-Б-4 БМ (большой мощности). Орудия, выпущенные до модернизации стали называть-Б-4 ММ (малой мощности). Разница между БМ и ММ была в 3 калибра (609 мм).

Если внимательно рассматривать Б-4 двух этих заводов, то создается устойчивое впечатление, что это два разных орудия. Возможно, наше мнение спорно, но на вооружение Красной армии под одним обозначением поступали разные гаубицы. Впрочем, для солдат и офицеров артиллерийских частей это было не особо важно. Орудия были одинаковы по большинству показателей.

Но и «Большевик» не мог похвастаться успехами в производстве Б-4. В 1937 году на «Баррикадах» вновь начали собирать гаубицы. Более того, к производству привлекли ещё один завод — Новокраматорский. Таким образом, к началу Великой отечественной войны производство гаубиц было развернуто на трех заводах. А общее количество орудий, которые поступили в артиллерийские подразделения составило 849 штук (обеих модификаций) .

Боевое крещение гаубицы Б-4 получили на советско-финском фронте в ходе Зимней войны с Финляндией. На 1 марта 1940 года там имелось 142 гаубицы Б-4. В начале статьи мы упомянули о солдатском названии данного орудия. «Карельский скульптор». Потеряно или выведено из строя за эту войну было 4 гаубицы. Показатель более чем достойный.

Гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы. Одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. То есть всего по штату 792 гаубицы.

Великую Отечественную Б-4 начали фактически только в 1942 году. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в 1941 году мы потеряли 75 гаубиц. Из тех, что не смогли отправить в восточные районы.

В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта.

Большинство орудий в ходе войны были уничтожены, но по данным немецких источников, даже в 1944 году на восточном фронте работало ещё 8 этих орудий.

Потери гаубиц Б-4 в 1941 году удалось возместить увеличением производства. Заводы произвели 105 орудий! Однако, поставка их на фронт была приостановлена ввиду невозможности использования в период отступления. РККА копила силы.

К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1932 года.

ТТХ тяжелой 203-мм гаубицы образца 1931 года Б-4:
Калибр – 203 мм;
Длина общая – 5087 мм;
Масса – 17700 кг (в боеготовом положении);

Угол вертикального наведения – от 0° до +60°;
Угол горизонтального наведения – 8°;
Начальная скорость снаряда – 557(607) м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 18025 м;

Масса снаряда – 100 кг.;
Боекомплект- 8 выстрелов;
Расчет — 15 человек.

Лотки на лафете для снарядов

В канун празднования 75-летия нашей победы на Курской дуге, хочется рассказать ещё один боевой эпизод из боевой биографии легендарной гаубицы. В районе станции Поныри разведчики обнаружили немецкую самоходку «Фердинанд». Командиром было принято решение уничтожить немца собственной артиллерией.

Однако мощности орудий не хватало для гарантированного уничтожения даже в случае попадания. На помощь пришла Б-4. Хорошо подготовленный расчет гаубицы мастерски навел орудие и одним выстрелом, фактически попаданием снаряда в рубку «Фердинанда», разнес машину противника в клочья.

Кстати, этот бой считается одним из самых оригинальных способов применения гаубиц на войне до сих пор. На войне много оригинального случается. Главное эффективность такой оригинальности. 100 килограммов оригинальности на голову немецких самоходчиков…

И ещё один эпизод. Из битвы за Берлин. Б-4 участвовали в уличных боях! Наверное, самые эпичные кадры взятия Берлина сняты с их участием. 38 орудий на берлинских улицах!

Одно из орудий было установлено в 100 метрах от противника на перекрестке Линден-штрассе и Риттер-штрассе. Пехота не могла продвигаться вперед. Немцы подготовили к обороне дом. Пушки не могли уничтожить пулеметные гнезда и огневые позиции артиллерии. Наши потери были большими. Нужно было рисковать. Рисковать артиллеристам.

Расчет Б-4, фактически прямой наводкой, 6-ю выстрелами уничтожил дом. Соответственно, вместе с гарнизоном немцев. Доворачивая орудие, командир батареи попутно уничтожил ещё три подготовленных к обороне каменных здания. Обеспечив тем самым возможность продвижения пехоте.

Кстати, интересный факт, о котором мы когда-то писали. В Берлине нашлось только одно здание, которое устояло под ударами Б-4. Это знаменитая башня ПВО в районе зоопарка Flakturm am Zoo. Наши гаубицы смогли разрушить лишь угол башни. Гарнизон оборонялся фактически до объявления капитуляции.

После окончания войны гаубица была снята с вооружения. Увы, преимущество гусеничного хода сыграло плохую службу в мирное время.

Но это не конец истории. Всего лишь эпизод. Орудие вновь приняли на вооружение! Но теперь конструкторам была поставлена задача на его модернизацию. Нужно было увеличить скорость транспортировки орудия.

В 1954 году на заводе «Баррикады» такая модернизация была проведена. Гаубица Б-4 стала колесной. Колесный ход значительно повысил скорость буксировки орудия, общую маневренность, сократил время перевода из походного положения в боевое за счет ликвидации раздельной транспортировки лафета и ствола. Орудие получило новое название-Б-4М.

Серийного производства этого орудия не велось. Фактически, проводилась модернизация уже имеющихся гаубиц. Точного количества таких орудий нам узнать не удалось.

Но тот факт, что в 1964 году именно для Б-4 был создан ядерный боеприпас, говорит о многом. Как бы там ни было, Б-4 стояли на вооружении до начала 80-х годов. Почти полвека службы!

Согласитесь, это показатель ценности орудия. Орудия, которое законно занимает свое место в ряду лучших образцов артиллерийской инженерной и конструкторской мысли.


Об артиллерии сегодня говорить очень сложно. Если по-простому, то есть Широкорад, да и те, кто интересуется вопросами артиллерии, прекрасно знают имена других российских и зарубежных историков артиллерии. Это в частностях. Обзорные вещи делать проще, да и статьи такие хороши именно тем, что толкают читателей к самостоятельному поиску материала, к самостоятельным выводам. В конечном итоге - к формированию собственного взгляда на тему статьи.

Но случилось так, что сразу несколько читателей подняли достаточно интересный вопрос о тяжелых орудиях в русской армии до и во время Первой мировой войны.

Как могло случиться так, что Россия «прозевала» усиление значения именно тяжелых орудий в начале 20 века? И как получилось так, что советская Россия оказалась в числе мировых лидеров по производству таких орудий перед Второй мировой?

Мы попробуем ответить на оба этих вопроса, тем более, что ответы таят в себе несколько интересных моментов.


На самом деле все было весьма и весьма закономерно!

Для понимания того, что представляла собой артиллерия России, необходимо четко представлять структуру артиллерийских частей и подразделений. В 1910 году была принята организация российской артиллерии. Итак, деление артиллерии:

- Полевая , предназначенная для обеспечения боевых действий сухопутных (полевых) войск. Включала в себя легкую и конную, горную и конно-горную, гаубичную и полевую тяжелую.

- Крепостная , предназначена для обороны крепостей (сухопутных и береговых), портов и рейдов.

- Осадная , предназначена для разрушения крепостных стен, разрушения укреплений противника и обеспечения наступления сухопутных войск.

Как видите, наличие тяжелых орудий, вроде бы обязательно. Даже в категории полевых орудий.

Но почему же тогда мы встретили войну практически безоружными в этом смысле? Согласитесь, 122-мм полевая гаубица образца 1909 года (дальность стрельбы до 7 700 м), 152-мм полевая гаубица образца 1910 года и 152-мм осадная пушка образца 1910 года, для армии такой страны, как Россия, маловато. Более того, если следовать «букве закона», из трех орудий калибром больше 120 мм, только 152-мм можно «законно» отнести к тяжелой артиллерии.


Осадная пушка 152-мм

Виновными в том, что тяжелая артиллерия исчезла в начале века из русской армии, нужно считать генералов Генерального штаба. Именно Генеральный штаб активно разрабатывал идею быстрой, маневренной войны . Но это не русское изобретение. Это французская доктрина войны, для которой наличие большого количества тяжелых орудий не обязательно. И даже вредно из-за сложностей при маневрировании и смене позиций.

Стоит напомнить, что Франция в начале 20 века была законодательницей военной моды, и с Францией Российская империя союзничала. Так что – все закономерно.

Именно эта концепция, а также явное отставание российской тяжелой артиллерии от современных образцов в других армиях мира, привела к тому, что существовавшая тогда осадная артиллерия была расформирована.

Орудия первой половины 19 века отправлялись на склад, либо в крепости. Считалось, что для новой войны будет достаточно 152-мм орудий. Более крупный калибр утилизировался или отправлялся на хранение.

Вместо осадной артиллерии должны были подразделения тяжелой армейской артиллерии. Но… Современных орудий для этих формирований не оказалось!

На начало войны (1 августа 1914 года) русская армия имела 7 088 орудий. Из них гаубиц - 512 штук. Кроме уже перечисленных тяжелых орудий были и другие разработки.

152-мм осадное орудие (упомянутое выше) - 1 штука.

203-мм гаубица обр. 1913 г. - 1 штука.

Ещё более удручающую картину мы увидим, если посмотреть документы по производству боеприпасов. На 107-мм пушки и 152-мм гаубицы было произведено по 1 000 штук снарядов на орудие. 48% от требуемого объема. Но зато, план по производству снарядов к 76-мм пушкам был перевыполнен больше чем в 2 раза.

Нельзя обойти вниманием и организацию русских сухопутных войск. Именно с точки зрения артиллерии.


В пехотную дивизию входила артиллерийская бригада в составе двух дивизионов, каждый из которых состоял из 3-х батарей 76-мм легких пушек. 48 орудий в бригаде. Начальники артиллерии, основные организаторы действия артиллерии в бою, не были предусмотрены в штатах вообще. Армейский корпус (две пехотных дивизии) имел дивизион 122-мм легких гаубиц (12 орудий).

Путем несложных математических действий мы получаем страшные цифры обеспеченности артиллерийскими орудиями русской армии. Армейский корпус имел всего 108 орудий! Из них 12 гаубиц. И ни одного тяжелого!

Даже простой математический подсчет ударной мощи армейского корпуса показывает, что реально это соединение не обладало необходимой не только оборонительной, но и наступательной силой. И сразу же высветился ещё один важнейший просчет наших генералов. 12 гаубиц на корпус говорит о недооценке орудий для ведения навесного огня. Легкие гаубицы есть, а мортир не было вообще!

Итак, переход к позиционной войне показал недостатки русской армии. Орудия для настильного огня не могли обеспечить подавление вражеской пехоты и огневых средств при наличии развитой позиционной системы. Глубоко эшелонированная оборона отлично обороняла от пушек.

Пришло понимание того, что мортиры и гаубицы просто жизненно необходимы. Причем, орудия необходимы повышенной мощности. Противник не только использует естественные препятствия, но и строит серьезные инженерные сооружения.

Так, на второй линии обороны немцы строили для укрытия пехоты блиндажи глубиной до 15(!) метров! Пушки или легкие гаубицы тут просто бессильны. А вот тяжелые гаубицы или мортиры вполне справятся.


203-мм гаубица образца 1913 года

Вот тут всплывает ответ на один важный даже сегодня вопрос. Универсальное орудие! Мы, когда писали об универсальных орудиях, уверовали в необходимость таких орудий. Но! Ни один «универсал» не сможет превзойти «узкого специалиста». А значит, необходимы все виды артиллерии.

Командование русской армии быстро усвоило уроки первых месяцев войны. В 1915-16 годах, на основе боевого опыта, в России было разработано несколько артиллерийских систем - 203-мм гаубица образца 1915 года, 280-мм мортира образца 1914- 1915 годов и 305-мм гаубица образца 1916 года. Правда выпущено их было совсем немного.

К январю 1917 года Генеральный штаб русской армии создал Тяжелую артиллерию особого назначения (ТАОН), или «48-й корпус». В состав ТАОН входило 6 бригад с 388 орудиями, самыми мощными из которых были новые, 120-мм дальнобойные пушки, 152-мм береговые пушки Канэ, 245-мм береговая пушка, 152 и 203-мм. гаубицы и новые 305-мм гаубицы Обуховского завода образца 1915 года, 280-мм мортиры.


305-мм гаубица образца 1915 года

Первая мировая война показала командирам и военным инженерам необходимое и достаточное соотношение артиллерии, пушек и гаубиц (мортир). В 1917 году на 5 пушек приходилось 4 гаубицы! Для сравнения, в начале войны цифры были другие. На две пушки одна гаубица.

А в целом же, если говорить именно о тяжелой артиллерии, в конце войны русская армия имела в своем составе 1430 тяжелых орудий. Для сравнения: немцы имели 7862 орудия . Даже воюя на два фронта, цифра показательна.

Именно эта война сделала артиллерию важнейшим фактором любой победы. Богом войны! И подтолкнула советских инженеров к активной работе по конструированию и созданию действительно «божественного» оружия.

Понимание важности тяжелой артиллерии и возможность ее создания – вещи реально разные. Но в новой стране это прекрасно понимали. Ровно так же пришлось поступать и с танками, и с самолетами – не можешь создать сам – скопируй.

С орудиями было проще. Имелись российские (вполне хорошие) модели, имелись в огромном количестве импортные системы. Благо, затрофеили их много, как захватив на полях Первой Мировой, так и во время интервенции, а также благодаря тому, что вчерашние союзники по Антанте активно снабжали военной техникой Юденича, Колчака, Деникина и прочих.

Были и официально приобретенные орудия, как, например, вот такая 114-мм гаубица от фирмы «Виккерс». О ней мы расскажем отдельно, как и обо всех орудиях, калибром от 120-мм и выше.


114,3-мм скорострельная гаубица «Виккерс» образца 1910 года

Кроме этого, в РККА попали гаубицы, находившиеся по разные стороны фронта: Круппа и Шнейдера. Производством крупповской модели занялся Путиловский завод, а производством модели фирмы Шнейдер – Мотовилихиский и Обуховский заводы. И два этих орудия стали опорной базой для всего дальнейшего развития тяжелой артиллерии.


122-мм гаубица образца 1909 года


152-мм гаубица образца 1910 года

В Советском Союзе понимали: без хлеба никак, без пушек тоже. Поэтому покончив с хозяйственными вопросами, именно Сталин занялся обороной. 1930-й год можно назвать отправной точкой, потому что именно в этом году начались огромные преобразования в армии и на флоте.

Коснулось это и артиллерии. «Старушки»-гаубицы были модернизированы. Но это было только начало. Англичанки, немки и француженки стали участницами экспериментов советских оружейников, целью которых было получение пригодных и современных артсистем. И, надо сказать, зачастую успех сопутствовал нашим инженерам.

Мы опишем подробно и в красках истории создания и службы практически всех наших орудий крупного калибра. История создания каждого – отдельный детектив, поскольку авторы даже не предполагали такого вообще. Этакий «Кубик Рубика» от разработчиков-артиллеристов. Но – интересно.

Между тем, пока в КБ шла работа по проектированию новых орудий, структура артиллерии РККА претерпела весьма заметные изменения.

Парадокс, наверное, но – в лучшую сторону. Еще в 1922 году началась военная реформа в армии, которая к 1930 году дала первые плоды и результаты.

Автором реформы и исполнителем был М. В. Фрунзе, человек, который мог стать не только выдающимся полководцем, но и практиком построения армии. Увы, его ранняя смерть не позволила это сделать. Работы по реформированию РККА, начатые Фрунзе, завершал К. Е. Ворошилов.


М. В. Фрунзе

К. Е. Ворошилов

Мы уже рассказывали о «полковушке», 76-мм полковой пушке, которая появилась в 1927 году. Эпохальное орудие, и не только выдающимися ТТХ. Да, пушка стреляла на 6,7 км, при том, что весила всего 740 кг. Небольшой вес делал орудие весьма мобильным, что шло на благо и давало возможность артиллеристам тесно взаимодействовать с подразделениями стрелкового полка.

Кстати, в это же время в армиях других стран полковой артиллерии не было вообще, а вопросы поддержки решались выделением из состава дивизионной артиллерии орудий поддержки пехоты. Так что в этом вопросе, специалисты РККА утерли нос Европам. И, Великая Отечественная только подтвердила правильность пути организации полковой артиллерии.

В 1923 году была создана такая единица, как стрелковый корпус. Одномоментно была решена задача по введению в состав РККА корпусной артиллерии. Каждый стрелковый корпус получал в свой состав помимо полковой артиллерии, тяжелый артиллерийский дивизион, вооруженный 107-мм пушками и 152-мм гаубицами. Впоследствии корпусная артиллерия была переформирована в тяжелые артиллерийские полки.

В 1924 году получила новую организацию дивизионная артиллерия. В начале в состав стрелковой дивизии был введен артиллерийский полк двухдивизионного состава, как в русской армии, затем количество дивизионов в полку было увеличено до трех. При тех же трех батареях в дивизионе. Вооружение дивизионной артиллерии составляли 76-мм пушки образца 1902 года и 122-мм гаубицы образца 1910 года. Количество орудий выросло до 54 единиц 76-мм пушек и 18 единиц гаубиц.

Организационная структура артиллерии РККА на начало Великой Отечественной войны будет рассмотрена отдельно, поскольку это довольно серьезное исследование, особенно в сравнении с артиллерией Вермахта.

В целом же сегодня принято говорить об отставании РККА от армий европейских стран в 30-е годы прошлого века. Это справедливо для некоторых родов войск, но артиллерия в печальный список точно не входит. Если рассмотреть пристально артиллерию крупнокалиберную, полевую, противотанковую, зенитную, то здесь вскроется множество нюансов, свидетельствующих в пользу того, что артиллерия Красной армии была не просто на определенной высоте, а как минимум не уступала ведущим армиям мира. А во многом и превосходила.

Дальнейшие материалы на эту тему будут посвящены тому, чтобы доказать это утверждение. Бог войны у РККА был.

Корабе́льная артилле́рия - совокупность артиллерийского оружия, установленного на боевых кораблях и предназначенного для применения по береговым (наземным), морским (надводным) и воздушным целям. Корабельную артиллерию можно классифицировать по ряду признаков.

Классификация корабельной артиллерии

Классификация по назначению

Универсальная корабельная артиллерийская установка А190

Чаще всего в литературе встречается именно классификация корабельной артиллерии по назначению. Ведь даже при одинаковом калибре на разных кораблях орудия могут выполнять совсем другую роль. Например, на советских эсминцах в качестве орудий главного калибра использовались 130-мм орудия.

В это же время на линкорах такие пушки не могут быть ГК и чаще всего выполняют роль противоминного (ПМК), вспомогательного калибра или даже зенитной артиллерии. Из-за этого все орудия разделены на:

  • Главный калибр - основная огневая мощь большинства кораблей, применяется для ведения огня по надводным и сухопутным целям. С появлением ракетного вооружения артиллерия главного калибра потеряла свою актуальность.
  • Универсальная артиллерия - имеет наиболее широкий спектр применения, применяется по морским, береговым и воздушным целям. С распространением ракетного вооружения именно универсальная стала основной корабельной артиллерией. В связи с такими изменениями в вооружении кораблей, основными целями универсальной артиллерии являются воздушные, а а второстепенными - морские и береговые объекты.
  • Зенитная артиллерия - корабельная артиллерия, применяемая исключительно по воздушным целям. Раньше, в зависимости от калибра, она была разделена на 3 группы: крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 - 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм). Но в современных условиях орудия калибром более 152 мм не выпускают, среднекалиберные орудия ПВО применяются в качестве универсальной артиллерии. Таким образом, зенитная артиллерия на современных кораблях состоит из 20-30 мм скорострельных автоматов. В некоторых государствах применяются орудия калибром до 40 мм.
  • Реактивная артиллерия - установки неуправляемого ракетного оружия.

105-мм зенитное орудие SKC/33

Классификация по калибру

Классификация артиллерии по калибру также менялось в зависимости от времени. Стоит отметить, что до 1922 года корабельные орудия калибром от 193 до 238 мм относились к промежуточному калибру.

Классификация корабельной артиллерии в период с 1860 по 1946 год:

  • Крупный калибр - 240 мм и более.
  • Средний калибр - от 100 до 190 мм
  • Малый калибр - менее 100 мм.

Классификация корабельной артиллерии после 1946 года:

  • Крупный калибр - 180 мм и более.
  • Средний калибр - от 100 до 179 мм
  • Малый калибр - менее 100 мм.

Классификация по типу размещения

Корабельная артиллерия имеет множество вариантов размещения. В основном они зависят от поставленных целей и сферы применения артиллерии. По виду артиллерийские установки делятся на:

  • Установки башенного типа - орудия размещаются в бронированных башнях, что обеспечивает защиту личного состава орудий и механизмов от неприятельских снарядов, химического оружия и авиабомб. Каждая башня состоит из боевого отделения (защищенная верхняя часть башни) и подбашенного отделение (скрытой части башенной установки, которая включает лифты и артиллерийских погребов). Башенные установки делятся на одноорудийные и многоорудийные (двух-, трех-, четырехорудийные). Каждая из концепций имеет свои преимущества и недостатки.
  • Установки палубного типа - в отличии от установок башенного типа, они не имеют подбашенного отделения, а орудие и обслуживающие системы раздельные. В отличии от башенных, у таких установок полностью изолированные погреба и пути подачи боеприпасов.
  • Установки палубно-башенного типа - имеют часть броневой защиты, что обеспечивает лучшую защищенность по сравнению с палубными установками.Также орудие, механизмы наведения и заряжания являются одним целым, а все остальные системы размещаются отдельно. Подбашенное отделение состоит из подъемного механизма (элеватора). Броневая защита таких установок чаще всего представляет собой незамкнутую противопульную и противоосколочную броню, которая является вращающейся частью установки.

Классификация по способу стрельбы

  • Автоматические установки - в таких артиллерийских установках заряжание, наведение, выстрел и перезарядка производятся автоматически без участия человека.
  • Полуавтоматические установки - некоторые операции в процессе стрельбы выполняются людьми, а остальные - автоматизированы. Чаще всего артиллерийских расчет выполняет заряжание орудий, прицеливание и перезарядку.
  • Неавтоматические установки - все действия выполняются непосредственно артиллерийским расчетом вручную или с применением определенных механизмов (чаще всего механизмы подачи и заряжания) приводимых в действие человеком.

Классификация по способу заряжания

  • С унитарным заряжанием - унитарный патрон представляет собой объединенные в целое снаряд, метательный заряд и средство воспламенения. Заряжание производится в один прием, что позволяет добиться большей скорострельности по сравнению с раздельно-гильзовым или картузным заряжанием.

Выстрел картузного заряжания

  • С раздельно-гильзовым заряжанием - при таком способе заряжания снаряд состоит из нескольких необъединенных частей - снаряда, метательного заряда и средства воспламенения. Благодаря возможности менять вес боевого заряда можно корректировать его под определенные задачи и условия. Такой способ заряжания не обеспечивает герметичность боевого заряда, что может плохо сказываться на его качествах и понижает скоростельность орудий по сравнению с унитарным заряжанием. Также к раздельно-гильзовому заряжанию относится картузное. В отличии от раздельно-гильзового заряжания при таком способе не применяются гильзы, что делает их производство проще и дешевле. Но заряжание производится в три приема, что значительно уменьшает скорострельность по сравнению с унитарным и раздельно-гильзовым заряжанием. Также наличие отдельного средства воспламе­нения и отсутствие гильзы значительно усложняет конструкцию затвора и приемы заряжания. По этой причине выстрелы такого типа применяются исключительно в орудиях крупных калибров.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов — ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов — больше нигде в мире дредноутов не строили.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь.

С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь — это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, — вспоминал в мемуарах Черчилль, — и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».


И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг — в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне — 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.


Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машину и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 — феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением. Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Ограничение морских вооружений

В начале 1920-х годов «победители» Англия и США решили ограничить гонку морских вооружений. 6 февраля 1922 г. делегаты США, Англии, Японии, Франции и Италии подписали трактат «об ограничении мор-ских вооружений», согласно которому устанавливались следующие соотношения размеров линейного флота: США: Англия: Япония: Франция: Италия — 5: 5: 3: 1,75: 1,75. В итоге Англия получила право иметь двадцать линкоров общим водоизмещением 558 950 т, США  восемнадцать линкоров (525 850 т), Япония — десять линкоров (301 320 т), Франция — десять линкоров (221 170 т), Италия — десять линкоров (182 800 т). Державы, подписавшие соглашение, обязывались не покупать и не строить линкоры водоизмещением более 35 тыс. т и не вооружать их орудиями калибром более 16 дюймов (406 мм). Общий тоннаж линей-ных кораблей, могущий подлежать заменен, не должен был превы-шать: для США и Англии — 525 000 т., для Японии — 315 000 т, для Франции и Италии — по 175 000 т. Таким образом, Англию вынудили отступить от ее принципа иметь флот, равный соединенному флоту двух сильнейших морских держав.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно — «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31−32 узла, были заложены в марте-июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» — двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.


Для съемок японского фильма «Ямато для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263 м, ширина 40 м).

Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США — с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость — 21 узел, а вооружение — десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.


24 апреля 1917 года был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из четырех таких кораблей вошла в строй в 1917—1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров типа «Лексингтон» с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году были заложены шесть сверхдредноутов типа «Южная Дакота» (South Dacota), несущих двенадцать 406-мм орудий. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913—1915 годах. А в 1917 году вступил в строй линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Казенные корабли

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» — на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» — на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками. Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.


Уинстон Черчилль поздравляет команду крейсера «Эксетер» с возвращением на родину, стоя на стуле под 6-дюймовыми орудиями.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции — в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.


460-мм орудия суперлинкора «Ямато» были применены в боевых условиях всего один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины).

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания — 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии — 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.


Дорогие игрушки

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны — Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» — «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», — закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль суперлинкоров была и вовсе комичной — в боевых действиях приняли участие только два японца — «Ямато» и «Мусаси». 460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника. До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора — американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное оружие.