Какой океан открыл крузенштерн. Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 г. в родовом имении около Ревеля (совр. Таллин, Эстония) в небогатой дворянской семье.

В 1788 г. он окончил Морской кадетский корпус в Кронштадте. В том же году участвовал в Гогландском сражении в составе российского флота, а в 1789 и 1790 гг. - еще в трех морских сражениях.

В 1793-1799 гг. служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море.

Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

Вернувшись в 1800 г. в Россию, Крузенштерн подал правительству записки "О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов" и "О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым".

В 1802 г. Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806), в состав которой входили корабли "Надежда" и "Нева".

7 августа 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 г. обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. После посещения Гавайских островов "Нева" направилась в Новоархангельск, а "Надежда" - на Камчатку и затем в Японию. В августе 1806 г. экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны.

Во время плавания Крузенштерна впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; экспедиция произвёла опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-1812, 2 изд. 1950).

С 1811 г. Крузенштерн был инспектором, а в 1827-1842 гг. - директором Морского кадетского корпуса . На своем посту он провел ряд улучшений в заведении: обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов.

По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная морская экспедиция под начальством Отто Коцебу.

Он был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества, членом академий и научных обществ Франции, Германии и Дании.

Умер Иван Крузенштерн 12 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Имя Ивана Крузенштерна носят пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

В Петербурге в 1869 г. был установлен памятник Ивану Крузенштерну.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Крузенштерн Иван Федорович, биография.

Биография публикуется по полярной энциклопедии школьника "Арктика - мой дом", том "История освоения Севера в биографиях знаменитых людей" (М., 2001).

Крузенштерн Иван Федорович (1770–1846), мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук.

Родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793–1799 годах служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. По возвращении Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. В 1802 году был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Летом 1803 года вышел из Кронштадта на двух шлюпах - "Надежда" (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и "Нева" (капитан Ю. Лисянский). Главная цель плавания - исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения тихоокеанского флота. Суда обогнули мыс Горн (март 1804 года) и через три недели разошлись. Через год Крузенштерн на "Надежде", "закрыв" по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в Петропавловск-Камчатский. Затем он доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь весной 1805 года в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. Летом продолжил съемочные работы, впервые заснял около 1000 километров восточного, северного и частично западного берега Сахалина, приняв его за полуостров. В конце лета 1806 года вернулся в Кронштадт.

Участники первой русской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в науку, убрав с карты несуществующий остров и уточнив положение многих географических пунктов. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, измерили температуру воды на глубинах до 400 метров, определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в акваториях Мирового океана.


Кругосветное плавание Крузенштерна.

В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение. Почти год провел в Англии в составе российской дипломатической миссии. В 1809–1812 годах опубликовал трехтомное "Путешествие вокруг света...", переведенное в семи странах Европы, и "Атлас к путешествию...", включавший более 100 карт и рисунков. В 1813 году был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Составил и издал двухтомный "Атлас Южного моря" с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827–1842 годах был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию. По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная экспедиция О. Коцебу (1815–1818), экспедиции М. Васильева - Г. Шишмарева (1819–1822), Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева (1819–1821), М. Станюковича - Ф. Литке (1826–1829).

Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники.

Именем Крузенштерна названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа. В Петербурге в 1869 году установили памятник Крузенштерну.

Барк Крузенштерн.

Учебное парусное судно «Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.


Общий вид четырехмачтового барка «Крузенштерн».

1 - фок; 2 - нижний фор-марсель; 3 - верхний фор-марсель; 4 - нижний фор-брамсель; 5 - верхний фор-брамсель; 6 - фор-бом-брамсель; 7 - грот; 8 - нижний грот-марсель; 9 - верхний грот-марсель; 10 - нижний грот-брамсель; 11 - верхний грот-брамсель; 12 - грот-бром-брамсель; 13 - грот II; 14 - нижний марсель II грота; 15 - верхний марсель II грота; 16 - нижний брамсель II грота; 17 - верхний брамсель II грота; 18 - бом-брамсель II грота; 19 - бом-кливер; 20 - средний кливер (мидл-кливер); 21 - кливер; 22 - фор-стень-стаксель; 23 - грот-стень-стаксель; 24 - грот-брам-стень-стаксель; 25 - стень-стаксель II грота; 26 - брам-стень-стаксель II грота; 27 - апсель; 28 - крюйс-стень-стаксель; 29 - нижняя бизань; 30 - верхняя бизань; 31 - гаф-топсель; 32 - полубак; 33 - шкафут; 34 - шлюпочная палуба; 35 - ходовой мостик на штурманской рубке; 36 - машинный кап; 37 - радиорубка; 38 - пост управления рулем.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, - в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах.

После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией. В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» - в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей. В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

Начало очередного ремонта барка «Крузенштерн» на Кронштадтском морском заводе относится к 1968 году. Он проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна был назначен Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны «Крузенштерна». И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил Владимир Александрович Толмасов – моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерна» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский. В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

В дополнение:

Источники:

(1770–1846), мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук.

Родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье. Досрочно окончил Морской кадетский корпус. В 1793–1799 годах служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. По возвращении Крузенштерн дважды представлял проекты прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. В 1802 году был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Летом 1803 года вышел из Кронштадта на двух шлюпах - "Надежда" (на борту находилась миссия в Японию во главе с Н. Резановым) и "Нева" (капитан Ю. Лисянский). Главная цель плавания - исследование устья Амура и прилегающих территорий для выявления удобных баз и маршрутов снабжения тихоокеанского флота. Суда обогнули мыс Горн (март 1804 года) и через три недели разошлись. Через год Крузенштерн на "Надежде", "закрыв" по пути мифические земли юго-восточнее Японии, прибыл в Петропавловск-Камчатский. Затем он доставил Н. Резанова в Нагасаки и, возвращаясь весной 1805 года в Петропавловск, описал северные и восточные берега залива Терпения. Летом продолжил съемочные работы, впервые заснял около 1000 километров восточного, северного и частично западного берега Сахалина, приняв его за полуостров. В конце лета 1806 года вернулся в Кронштадт.

Участники первой русской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в науку, убрав с карты несуществующий остров и уточнив положение многих географических пунктов. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, измерили температуру воды на глубинах до 400 метров, определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в акваториях Мирового океана.

В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение. Почти год провел в Англии в составе российской дипломатической миссии. В 1809–1812 годах опубликовал трехтомное "Путешествие вокруг света...", переведенное в семи странах Европы, и "Атлас к путешествию...", включавший более 100 карт и рисунков. В 1813 году был избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании.

В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Составил и издал двухтомный "Атлас Южного моря" с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827–1842 годах был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию. По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная экспедиция О. Коцебу (1815–1818), экспедиции М. Васильева - Г. Шишмарева (1819–1822), Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева (1819–1821), М. Станюковича - (1826–1829).

Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники.


Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) - российский мореплаватель и адмирал. Родился 19 ноября 1770 года, скончался 24 августа 1846 года. Крузенштерн - уникальная историческая личность, его имя неразрывно связано с русской географией и океанологией. Иван Федорович стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Он впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина, был одним из учредителей Русского географического сообщества.

Биография

Путешественник-исследователь Крузенштерн - по национальности потомок немецкого обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Адам Крузенштерн стал седьмым ребенком в семье шведского судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики, урожденной фон Толь. Семья Крузенштерн подарила Европе несколько видных деятелей, среди которых особенно известны немецкий дипломат Филипп Крузий и адмирал шведского флота Мориц-Адольф Крузенштерн, который приходился Ивану Крузенштерну двоюродным дядей. Возможно, именно рассказы дядюшки так впечатлили мальчика, что он стал мечтать о море. Адам находил книги о морских сражениях в отцовской библиотеке и по много раз перечитывал их. Именно поэтому, когда юноше исполнилось 15 лет, сразу после окончания городской школы при Домском соборе в Ревеле, было принято решение отдать его на обучение в Морской кадетский корпус в Крондштате.

Обучение в кадетском корпусе

Несмотря на престижность учебного заведения, жизнь кадетов оказалась непростой: питание было скудным, аудитории не отапливались, а в казармах отсутствовали окна. Для дворянского мальчика, привыкшего к домашнему уюту, учеба стала настоящим испытанием. Несмотря на то, что Иван Федорович старался вспоминать только приятные моменты, своих сыновей, когда они заявили о желании стать моряками, определил в Царскосельский лицей. В 1787 году Иван Крузенштерн был произведен в гардемарины. Однако полную программу обучения пройти не удалось: началась русско-шведская война - всех кадетов досрочно выпустили прямо в бой.


Гогландское сражение


Военная служба

В 1788 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были отправлены на службу на корабль «Мстислав». В отличие от остальных выпускников чина мичмана ему не дали, а лишь указали в документах - «проходил службу за мичмана». В том же году Иван Федорович участвовал в Голладском сражении, а позже, в 1789, - в Эландском. В 1790 сражался при Ревелле, Красной Горке и Выборгской бухте. Начальство заметило моряка, который показал себя как человек отважный и мужественный. После некоторых обсуждений Иван Крузенштерн был произведен в лейтенанты. После военных баталий жизнь показалась молодому лейтенанту пресной, и он попросил направить его туда, где еще велись сражения. Так оно оказался в Англии, где по приказу главнокомандования начал знакомиться с традициями местного флота. На английском судне он совершил плавание к берегам Северной Америки и Филадельфии, посетил Южную Америку, Барбадос, Суринами и Бермудские острова. Ходил в Бенгальский пролив, целый год прожил в Индии. Английская «командировка» Ивана Крузенштерна продлилась 6 лет.


Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна

В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. Желая открыть путь для русской торговли в Индию, он подал в Адмиралтейство проект кругосветного плавания. Идея была отклонена. Причинами послужили неизвестность Крузенштерна и тяжелое финансовое положение России, воевавшей тогда с Францией. Ситуация изменилась с приходом Александра I. В 1802 году поступило такое же предложение от руководства РАК, и вот тогда вспомнили об Иване Федоровиче. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского было предпринято в 1803–1806 годах. Корабли Крузенштерна и Лисянского назывались «Надежда» и «Нева». Командовали кораблями Иван Крузенштерн и капитан-лейтенант Юрий Лисянский соответственно.

26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта. Корабли направились через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана внимание экспедиции привлекли Камчатка, Курильские острова и Сахалин. В Крондштат участники первого кругосветного путешествия вернулись 7 (19 августа) 1806 года. В своем журнале Крузенштерн рассказал о культуре, экономических особенностях увиденных мест, интересны факты, иллюстрирующие быт дикарей. В записках Лисянского сохранились описания берегов Ситки и Кодиака. Нельзя сказать, что экспедиция прошла гладко. Первая ее часть была омрачена эксцентричным поведением графа Федора Толстого, которого даже пришлось высадить на Камчатке, и конфликтом между Крузенштерном и послом Николаем Рязановым, который официально был главой экспедиции. Рязанову и Крузенштерну приходилось делить одну каюту. Отношения обострились настолько, что единственным способом для общения стали записки. Одной из причин недовольства Ивана Федоровича было то, что свита посла стесняла команду на небольшом корабле. Прибыв в Петропавловск- Камчатский, Рязанов пожаловался местному губернатору на непокорный экипаж. Позже глава экспедиции сообщил, что Крузенштерн принес ему официальные извинения.


Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна


После экспедиции

После того, как Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, в 1811 году Крузенштерна назначили инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 Иван Федорович завершил работу над инструкцией для кругосветного путешествия 1815–1816 года под руководством Коцебу, который принимал участие в первой экспедиции. Затем Крузенштерн отправился в Англию для покупки всех необходимых для путешествия инструментов. После возвращения он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря» и приложения под названием «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».



Руководство морским кадетским корпусом

В 1827 году Крузенштерна назначили директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. В 1828 году стал почетным членом Московского университета. Иван Крузенштерн занимал пост директора 16 лет. За время его работы произошло множество положительных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учрежден офицерский класс.


Деятельность в отставке

В 1842 году адмирал Иван Федорович Крузенштерн ушел в отставку и уехал в свое имение. Однако работать он не прекращал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями - Ф.П. Врангелем, Ф.П.Литке и К.М. Бэром - стал учредителем Русского географического сообщества. Иван Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, был похоронен в Домском соборе в Ревелле.


Награды

Орден Святого Георгия IV класса,
Орден Святого Владимира 3-й степени,
Орден Святого Александра Невского,
Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского
Орден Святой Анны 2-й степени,
Прусский Орден Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste.


Что открыл Крузенштерн?

Иван Федорович Крузенштерн славится многочисленными заслугами и достижениями. Открытия, сделанные Крузенштерном, имеют большое значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Например, в 1812-м году Крузенштерн опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м его избрали членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции. До 1836 года Крузенштерн издал свой “Атлас Южного моря”, в котором сделал множество гидрографических примечаний. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, русский путешественник Крузенштерн в итоге дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Кроме того, долгое время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию.

Труды

Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika (СПб.,1813);
Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia (СПб., 1813);
Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane (Лпц., 1819);
Статьи в Bulletin акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 - 27), Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun и др. изданиях.

Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» был издан на русском языке трижды:

Первое издание. Его первая часть увидела свет в 1809 году, вторая и третья - в 1810 и 1812 соответственно. Уже в 1813 году из печати вышел «Атлас» большого формата, который содержал карты и иллюстрации. Третья часть стала научной, в ней были отражены результаты наблюдений, таблицы долгот.

Второе издание появилось в 1950 году с изменениями и сокращениями. Была выпущена ускоспециализированная информация, которая требовала дополнительных комментариев, практически полностью отсутствовала третья часть: остались только нотные записи камчадальской и маркизской музыки и письмо министра коммерции графа Н.П. Румянцева.

Третье издание, вышедшее в свет в 2007 году, полностью повторяло вариант 1950 года. Единственное отличие - новое предисловие.

В память о Крузенштерне

6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, занял свое место памятник Крузенштерну.
Авторами проекта стали скульптор И.Н. Штерн и архитектор И.А. Монигетти. Монумент был установлен на частные средства, однако небольшая финансовая помощь была получена и от государства.

В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

В честь И.Ф. Крузенштерна были названы:

остров Крузенштерна,
пролив Крузенштерна,
риф Крузенштерна,
кратер на видимой стороне Луны,
корабль "Крузенштерн"

Имя путешественника носят:

Барк «Крузенштерн»,
Ледокол «Иван Крузенштерн»,
Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC.

Интересные факты

Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.

Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Крузенштерн отличался хорошей физической формой. Как отмечали современники, он выделялся на фоне сильнейших матросов своим атлетическим телосложением и богатырской грудью. Недоумение моряков вызывал тот факт, что путешественник возил с собой две двухпудовые гири. С ними он ежедневно выполнял свое любимое упражнение - швунг жимовой.

Иван Федорович любил домашних животных. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Известны случаи, когда дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.

В плавании Крузенштерна принимали участие Федор Толстой и Николай Петрович Рязанов. Последний известен благодаря Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

Имя исследователя-путешественника упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин рассказывает, что именем Крузенштерна назван пароход, на котором плавала его бабушка.

В 1799 году Крузенштерн из своего путешествия на английском фрегате Oiseau в Юго-Восточную Азию привез список памятника малайской словесности «Малайские родословия». Сейчас он хранится в архиве Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

А тем временем в мире…

Рождается Иван Федорович Крузенштерн

Патрасское сражение между Российской и Османской империй

Самое интересное для Вас!

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

«Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

Самое интересное для Вас!

Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

zkzakhar