Какие животные не относятся к зверям. Деление животных на группы: типы, классы, отряды, роды и виды

С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям.

Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (10-е изд., 1758) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 4050 видов этих животных.

Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства,- наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров-панголинов, панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа - это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

Чем же объясняется Многообразие млекопитающих? По-видимому, тем что их предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до наших дней только наиболее приспособленные.

Млекопитающих различают и по их величине. Самый маленький зверек - землеройка-малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда-либо живших и живущих на Земле - синий кит массой до 130 т. Синий кит тяжелее землеройки-малютки в 65 миллионов раз. Если бы можно было поставить синего кита на хвост, то его голова достигла бы крыши десятиэтажного дома. Чтобы уравновесить массу такого гиганта, на другую чашу весов пришлось бы поместить около 180 быков или поставить 2000 людей.

Как многообразны у зверей образ жизни и повадки! У одних млекопитающих (например, у первозверей) детеныши вылупляются из яиц, у других (например, у сумчатых) они рождаются недоразвитыми, у третьих (например, у хищных, грызунов, зайцеобразных) новорожденные беспомощные, слепые, слабые. В то же время у многих зверей (например, у непарнокопытных и хоботных) детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить и даже следовать за матерью.

Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и таких, которые полгода проводят в спячке.

Что же объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Главная особенность, отличающая зверей от других позвоночных, заключается в том, что они вскармливают своих детенышей молоком (отсюда и название всего класса - млекопитающие). Тело большинства зверей покрыто волосяным покровом. Важная особенность, обеспечивающая млекопитающим превосходство над другими животными, очень хорошо развитая нервная система. В этом может убедиться каждый, кто содержит собак или кошек, кто знаком с поведением обезьян в зоопарках или дельфинов в дельфинариумах, а также с выступлениями многих зверей в цирках.

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

Проводя сравнение между зверем и животным, люди доходят до крайностей. Используя слово «зверь» в отношении неуправляемых людей, злых и беспощадных, а слово «животное» — как унижение, по типу потребительского существа, которое только есть и мусорит. Хотя люди часто не задумываются, что и сами являются животными. Кто же такие звери, а кто животные в природе? Являются ли звери животными и что их отличает? Проведем параллели между ними, насколько это возможно и ответим на вопросы в этой статье.

Животное — кто оно?

Итак, все живые существа на планете, насколько известно из уроков биологии, делятся на классы и царства . Всего их четыре, это Царство животных, грибов, бактерий и растений. Многие из них имеют способность передвигаться и давать потомство, а также питаться органикой. Мы тоже входим в царство животных, но об этом позже.

Гетеротрофность (питание органическими веществами) является для животных одним из основных свойств, а еще все животные имеют живот, куда это питание в принципе и поступает.

В царство животных входят такие существа, как человек, рыбы, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, паукообразные, ракообразные, птицы, черви, моллюски. Точнее всего – это классы, на которые подразделяются животные, а классы в свою очередь делятся на виды и подвиды живых существ. Здесь уже можно назвать более конкретных животных – лиса, заяц, паук, краб, кит, кот, собака, бабочка, например. То есть все живые организмы, которые передвигаются и населяют воздух, водные просторы и поверхность земли.

Зверь, как часть животного мира

Мы выяснили, животные – это царство, в которое входит большая часть живых организмов, все они движутся, разными способами дают потомство и питаются они по-разному. Во всех учебниках и книгах по биологии и зоологии, можно встретить понятие «животное», а еще то, как делятся они на классы, отряды, семейства. Итак, среди классов животных отводится место и млекопитающим, другими словами «зверям». В разных источниках информации есть понятие «зверь», как синоним слову «млекопитающий», по сути, являясь одним и тем же.

Раз зверь – позвоночное млекопитающее, вскармливающее детенышей молоком, тогда и люди – это тоже звери, так как мать выкармливает детей, пока они не достигнут определенного возраста. Это сравнение наталкивает на странные мысли, как человек может быть зверем? Да это так, только более разумным зверем, способным создавать новые технологии, которые в свою очередь изготавливают продукты не только из органических соединений, взятых из природы, полезность же этих продуктов совсем иная тема.

Общность и различие животных и зверей

Итак, что же общего между животным и зверем? Это, конечно же, то, что звери и являются по сути животными, но не всякое животное – это зверь. Зверь является подклассом млекопитающих, которые входят в царство животных.

Звери, в том числе и человек, отличаются от остальных животных других классов такими параметрами:

  1. Все звери – это млекопитающие живородящие, то есть дающие потомство сразу в виде детеныша.
  2. Звери своих детенышей вскармливают молоком, пока дети, не достигнут определенного возраста.
  3. Животные – это широкое понятие, включающее в себя зверей, а сами звери – более узкое.

Как ни крути, а понятия эти все взяты из науки и говорятся так и значатся лишь в литературе по биологии. В нашем же восприятии часто употребляется иное значение слов животное и зверь. Например, не зря же говорят на человека, что он – озверел, имея виду свирепое дикое животное. Оно способно охотиться, а найденную добычу растерзать на мелкие кусочки. Таким образом, в народе используются другие значения этих слов. Дикого волка считают зверем, а корову – животным. Интересно почему, спросите вы, а вам ответят – ведь корова – парнокопытное и с рогами, а волк – хищник. Это так и есть, но только отчасти. Эти два вида существ являются животными, один вид животных – одомашнили и принято называть домашними, а тех что из лесу – дикими.

Животный мир велик и многообразен. Животные есть животные, но взрослые решили поделить их всех на группы в соответствии с некоторыми признаками. Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи - на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками.

Типы многоклеточных животных: губки, мшанки, плоские, круглые и кольчатые черви (черви), кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые - самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды - первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Остальных называют беспозвоночными.

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие - самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных.

Классы могут быть поделены на подклассы. К примеру, у млекопитающих выделяют подклассы: живородящие и яйцекладущие. Подклассы делят на инфраклассы, а далее на отряды . Каждый отряд делится на семейства , семейства - на роды , роды - на виды . Вид - это конкретное название животного, к примеру заяц-беляк.

Классификации примерные и все время меняются. К примеру, сейчас зайцеобразные вынесены из грызунов в самостоятельный отряд.

Фактически, те группы животных, которые изучают в начальной школе - это типы и классы животных, данные вперемешку.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий.


1.Окружающий мир. 1 класс Учитель Корнеева Н.И.

Тема: Кто такие звери?

2. Форма : классно-урочная.

3. Цели :

Предметные :

Научить различать зверей от других групп животных

Сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей.

Определять принадлежность животного к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения,

Стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности,

Участвовать в творческом процессе;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные : -

Принимать и сохранять учебную задачу,

Планировать свои действия, операции,

Действовать по плану,

Оценивать свои результаты.

Познавательные :

Понимать информацию,

Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Коммуникативные :

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,-

участвовать в общей беседе,

Задавать вопросы;

Отвечать на вопросы других;

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Результаты урока для учеников:

Личностные: проявление себя как индивидуальность , овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки

Предметные: осознание понятия «звери», умение находить и определять отличительные признаки зверей.

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни.

5. Виды деятельности учащиеся на уроке :

Работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, тестовая работа, работа в рабочей тетради.

    Личное целеполагание учеников на занятии :

Знать понятие «звери»

Иметь представление, чем звери отличается от других групп животных;

Уметь определять и находить их отличительные признаки;

    Образовательная ситуация .

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

(На доске изображения животных: воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы ) Ребята работают группой.

У. На какие группы можно разделить данных животных?

Д. (Воробей и лебедь – птицы, потому что их тело покрыто перьями;

Бабочка и кузнечик - насекомое, потому что у них 6 ног;

Щука и окунь – рыбы,потому что их тело покрыто чешуей)

2. Создание проблемных ситуаций и открытие новых знаний.

У. А сейчас прослушаем разговор Муравьишки и Черепашки.

У. А кто такие звери? На этот вопрос мы сегодня попробуем найти ответ.

У. А какую цель мы поставим перед собой?

Д. Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других

групп животных.

3. Работа по теме урока.

У. Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. (Слайд)

(ВЫСЛУШИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

Итак, кто такой орел?

Д. Орел – птица, ……………

У. К какой группе относится жук?

Д. Жук – насекомое,…………

У. Остались крокодил и мышь. Вариантов 2: или звери оба, или кто-то один из них.

И чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

Начнем наше исследование со знакомства со строением тела зверей. О Ком же пойдёт речь? Отгадайте загадку:

Он ходит, голову задрав

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав

А потому, что он …

Рассмотрим тело жирафа(с.38).

У. Из каких частей состоит тело жирафа?

ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

Слайд

- Отгадайте следующую загадку про зверя:

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади – метла(Корова)

-А кто это?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

Но с водой не знается (кошка).

У. Найдите эти же части тела у кошки и коровы

А чем же покрыто тело зверей?

Д. Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого

медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

У. Теперь мы знаем отличительный признак зверей.

ВЫВОД : Тело зверей покрыто шерстью. (Слайд)

У. А на какие две группы можно разделить зверей.

Д. Домашние и дикие.

У. Чем они отличаются?

Д. …………………………….

3. Физкультминутка

Хлопай, мишка,

Топай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

У . О чем она хотела напомнить нам еще раз? Прочитайте.

ВЫВОД : Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.

СЛАЙД (животные кормят детёнышей)

ВЫВОД : Звери- животные, которые кормят своих детенышей молоком, т. Е. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Слайд

4. Работа по теме (продолжение) (Слайд)

* Обсуждение вопроса: кто зверь? (СТАЛКИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

У.Вернемся к крокодилу и мыши. Можем ли мы сейчас помочь Муравьишке ответить на вопрос: «Кто же зверь?»

Д. Мышь – зверь, потому что ее тело покрыто шерстью.

5. Закрепление.

1.Игра «Найди зверя»

У. - Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки.

Рассмотрите рисунок и помогите Муравьишке отыскать зверей .

Кого вы узнали?(.Белка, лось, заяц, медведь)

У. Какие это звери? (Дикие)

Раскрасьте одного из зверей.

А мудрая Черепаха приготовила карточки, где изобразила только силуэт зверя. Узнай его?

А что ты знаешь об этом звере? Составь рассказ.

6.Беседа «Что такое зоопарк». (слайд)

Зоопарк – место, где содержат животных, чтобы люди могли за ними наблюдать и больше о них узнать.

Очень интересно в Московском зоопарке. Сколько здесь замечательных животных! Их привезли из разных стран. Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя как дома. Спустившись в подземную галерею, попадаешь в удивительный мир ночных животных. В «Доме птиц» мы увидим огромных страусов, симпатичных пёстрых попугаев, красавцев павлинов. В «Экзотариуме» можно понаблюдать за диковинными морскими обитателями.

В зоопарке нужно соблюдать правила:

Не кормить и не дразнить животных

Не просовывать руки и не перелезать через ограду.

Но сейчас появились т такие зоопарки, где эти правила не действуют. Их называют контактными зоопарками. Там содержатся только безобидные животные. Дети могут заходить в вольер, гладить и угощать своих любимцев, фотографироваться с ними. Такое тесное общение приносит много радости.

8. Итог урока.

Что вы можете рассказать Муравьишке о зверях?

-
Чем отличаются они от других животных?

ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП

    Рефлексия.

* Тест. (Слайд №16)

.Кто такие звери? Как их отличить от других животных?

.Что такое зоопарк?

.Для чего нужны зоопарки?

- Если вам было интересно на уроке, и считаете, что достигли поставленной цели подарите (нарисуйте) улыбку Муравьишке.