Какие поэты писали о природе 19 века. Русская поэзия XIX века

В творчестве почти каждого поэта есть тема родной природы. В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по-разному не только у разных поэтов, но и в творчестве одного автора.

Прочитайте стихотворения о родной природе русских поэтов XIX века. Проследите, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов. Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, тональность каждого текста, отношение автора к изображаемому времени года и т.д. Чтобы ваша работа была выполнена наиболее точно, советуем составить подробный план сопоставительной характеристики.

Ю. Лермонтов (1814-1841)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Вопросы и задания

1. Что в природе способно успокоить лирического персонажа, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?

2. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.

3. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.

4*. Как связаны природа и Бог в стихотворении?

И. Тютчев (1803-1873)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Вопросы и задания

1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?

2. Почему эту пору поэт величает «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.

3. Убранное поле в стихотворении - «отдыхающее», и «...паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание?

4. Какое настроение создаёт система художественных образов в стихотворении?

ЕСЕННИЕ ВОДЫ

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!

Весна идёт, весна идёт,

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней».

Вопросы и задания

1. Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль?

2. Выпишите слова, передающие состояние пробуждающейся природы.

3. Описывая пробуждение талых весенних вод, Ф. Тютчев употребляет слово торжественного стиля: «гласят». Как вы думаете, почему? Какие ещё средства художественной выразительности создают особую торжественность?

A. Фет (1820-1892)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег, |

И саней далёких

Одинокий бег.

Вопросы и задания

1. Чем зима «родна» поэту? Почему зимний пейзаж для него - «чудная картина»?

2. Вы прочитали различные стихотворения о зиме. Расскажите о своём отношении к этому времени года. Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, восклицательные и вопросительные предложения, риторические фигуры.

Е.А. Баратынский (1800-1844)

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьём она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!

Зачем так радует её

И солнце и весна!

Ликует ли, как дочь стихий,

На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём

Забвенье мысли пьёт,

Кого далёко от неё

Он, дивный, унесёт!

Вопросы и задания

1. Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?

2. Вместо слова жаворонок Е. Баратынский употребил жав-ронок. Как вы думаете, почему?

3. Какое настроение создаёт поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств? Какова роль восклицательных предложений?

4. «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт. Дайте ответ на этот вопрос.

5. В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

З. Суриков (1841-1880)

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далёком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздаётся:

То табун коней в ночное

По лугам несётся.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят.

Мужички сторожевые

Улеглись под лесом

И заснули... Не шелохнет

Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише...

Смолкли к ночи птицы;

Только на небе сверкают

Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,

Фыркнет конь на воле,

Хрупнет ветка, куст - и снова

Всё смолкает в поле.

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпя искры,

Змей летит крылатый.

И какие-то все в белом

Тени в поле ходят..

Детям боязно - и дети

Огонёк разводят.

И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко,

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко.

Вопросы и задания

1. Найдите самое главное отличие стихотворения о природе И.З. Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе.

2. Стихотворение называется «В ночном». Что значит - быть в ночном? Как вы понимаете заглавие произведения?

3. Какие детали лета вы увидели в стихотворении?

Живое слово

Подготовьте рассказ о летней ночи. Введите в него средства образной выразительности.

После уроков

1. Подготовьте вопросы для викторины «Природа в произведениях русских поэтов XIX-XX веков» и проведите её.

2. Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание?

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт".

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты "золотого века" русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

О сновоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Избранное стихотворение:

В. Жуковский

Избранное стихотворение:

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Избранные стихотворения:

М. Ю. Лермонтов … Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Избранные стихотворения:

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Избранные стихотворения:

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Избранные стихотворения:

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Избранные стихотворения:

А.А. Фет — один из основоположников направления "чистого искусства" в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Избранные стихотворения:

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — "Я лиру посвятил народу своему". Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа .

Избранные стихотворения:

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева - это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой - напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Избранные стихотворения:

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции "чистого искусства" — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Цели: -пробудить интерес к русской поэзии; -понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; -прививать любовь к родной природе.

2 слайд

Описание слайда:

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

3 слайд

Описание слайда:

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844 Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

4 слайд

Описание слайда:

« Весна, весна! как воздух чист…» Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

5 слайд

Описание слайда:

Какие приметы ранней весны видит поэт? Какой литературный приём помогает сделать картину живой? Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 5. Экспрессивный (выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

6 слайд

Описание слайда:

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями.

7 слайд

Описание слайда:

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смел Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

8 слайд

Описание слайда:

Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.

9 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский 1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист!..» В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется...») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

    Весна, весна! как воздух чист!
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.

    Весна, весна! как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам,
    Летают облака!

    Шумят ручьи! блестят ручьи!
    Взревев, река несёт
    На торжествующем хребте
    Поднятый ею лёд!

    Ещё древа обнажены,
    Но в роще ветхий лист,
    Как прежде, под моей ногой
    И шумен и душист.

    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жавронок поёт
    Заздравный гимн весне.

    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей,
    И с птичкой птичка! с ним журчит,
    Летает в небе с ней!..

    Чудный град порой сольётся
    Из летучих облаков;
    Но лишь ветр его коснётся,
    Он исчезнет без следов.
    Так мгновенные созданья
    Поэтической мечты
    Исчезают от дыханья
    Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский 1819-1898

«По горам две хмурых тучи...» В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

    Но горам две хмурых тучи
    Знойным вечером блуждали
    И на грудь скалы горючей
    К ночи медленно сползали.
    Но сошлись - не уступили
    Той скалы друг другу даром
    И пустыню огласили
    Яркой молнии ударом.
    Грянул гром - по дебрям влажным
    Эхо резко засмеялось,
    А скала таким протяжным
    Стоном жалобно сказалась,
    Так вздохнула, что не смели
    Повторить удара тучи
    И у ног скалы горючей
    Улеглись и обомлели...

«Посмотри - какая мгла...» В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

    Посмотри - какая мгла
    В глубине долин легла!
    Под её прозрачной дымкой
    В сонном сумраке ракит
    Тускло озеро блестит.

    Бледный месяц невидимкой
    В тесном сонме сизых туч,
    Без приюта в небе ходит
    И, сквозя, на все наводит
    Фосфорический свой луч.

Алексей Константинович Толстой 1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы...» Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

    Где гнутся над омутом лозы,
    Где летнее солнце печёт,
    Летают и пляшут стрекозы,
    Весёлый ведут хоровод:

    «Дитя, подойди к нам поближе,
    Тебя мы научим летать,
    Дитя, подойди, подойди же,
    Пока не проснулася мать!

    Под нами трепещут былинки,
    Нам так хорошо и тепло,
    У нас бирюзовые спинки,
    А крылышки точно стекло!

    Мы песенок знаем так много,
    Мы так тебя любим давно!
    Смотри, какой берег отлогий,
    Какое песчаное дно!..»

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

    Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» - может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  6. Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.