Какие экскурсии стоит посетить в Софии.

Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ая София внутри.
История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.
Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.
Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.
Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.
Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость).
Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.
Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.
На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.
Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.
Потолок в одной из галерей. Главная часть храма. Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.
Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.
В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана. Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола. Колонна с отпечатком ладони султана.
В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.
Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом – это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.
Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” – постоянный, неизменный) – якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем – тут все ясно. Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.
Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты. Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир – около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая – собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что – сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры – это, конечно, впечатляет и захватывает.
Еще несколько фото Ая Софии.


Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.

Еще несколько фото Ая Софии.

Почти десять веков Собор Святой Софии был христианским храмом, почти пять веков - мечетью.

Непросто назвать еще хотя бы пару зданий, столь полно олицетворяющих не город, не народ, не страну, а целую цивилизацию, как это делает Собор Святой Софии - главный символ Византии.

Чтобы понять или даже прочувствовать всю значимость древнего храма, стоит пройтись по нему, причем не раз и не два. Каждый шаг по плитам, где за долгие века великие правители и простые верующие вытоптали целые тропинки-желобы, долгим эхом уходит куда-то под купол и незаметно вплетается в дивную симфонию, состоящую из ритма гениальных озарений, молитв, утрат и страданий, коим нет числа.

Собор Святой Софии возводили во времена, когда умы сильных мира всего целиком и полностью были захвачены абсолютами. Античность кончилась и началось средневековье, но эти условные границы были неведомы современникам. Западная Римская империя пала под неумолимым натиском времени и варварских племен, однако на востоке Средиземноморья оплотом силы, веры и культуры оставался Константинополь. Желание не просто обрести вековечную стабильность, но и смести непродолимые преграды на пути к подлинному торжеству римского величия и православных традиций наиболее нашло полное выражение во времена правления одного из величайших императоров - Юстиниана (на мозаике - по правую руку от Богородицы).

Его правление - непрерывная череда войн, реформ и переосмысливания успехов. Византийская элита, еще не отказавшаяся от идеи захвата всего известного мира, уже отказалась от идеи почитания Рима как первого из городов. Юстиниан фактически стал правителем империи еще до официального восхождения на престол, и правил он как византиец. Историк Прокопий Кесарийский отмечает, что высшее провидение благоволило ему; но на самом деле нельзя не отметить обилие умных, верных, талантливых людей, с которыми Юстиниану довелось жить в одно время. В их числе его телохранитель Маркелл, комит Флор, полководцы Нарсес и Велизарий, а также секретарь Велизария - им был тот самый Прокопий, вошедший в историю не только как верный слуга государя, но и как историк и мыслитель; его труды, посвященные истории Византии, поистине бесценны и по сей день являются предметом самого пристального изучения.

Но, быть может, самыми одаренными, даже гениальными современниками Юстиниана были математики Анфимий и Исидор. Первый был родом из Тралл (современное название - Айдын) - древнего города, некогда бывшего столицей Лидийского царства; второй - уроженец Милета, еще одного значимого поселения, чья история насчитывает три тысячелетия. В лучших традициях предшествующих времен каждый из математиков был еще и инженером, архитектором, мыслителем... Еще в первый год правления Юстиниана они начали работу над церковью Святых Сергия и Вакха. Мученики, ныне равно почитаемые в православной и католической церкви, в те времена были символами отказа от языческих культов. Возведение церкви в честь них должно было символизировать не только окончательное расставание с политеизмом и всяческими ересями, но и подчеркнуть серьезность намерений императора, заявившего о желании возвести храмы во всех крупных городах Византии.

Работа была завершена в 529 году. Составлявшая некогда единый ансамбль с церковью Святых Петра и Павла, она сразу же полюбилась Юстиниану, отметившему работу зодчих. Сегодня церковь нередко называют Малой Софией.

Воодушевленный император словно почувствовал, что наступила пора для великих свершений и Византия вступила в эпоху величественных противоречий и противоречивого величия. Юстиниан принялся посылать армии во все концы своих владений, не учтя нестабильности в столице. В итоге в 532 году прямо в Констиантинополе случились погромы, которые нынче историки называют восстанием "Ника". Сурово подавленный бунт (не в последнюю очередь благодаря решительным действия Наксеса и Велизария), вероятно, привел Юстиниана к двум несвязанным суждениям с общим выводом: замолить грехи и отвлечь подданных можно одним способом - возведением грандиозного храма.

Место для будущей стройки было выбрано быстро: бунтовщики, среди прочего, ухитрились разрушить базилику Феодоия, датируемую началом V века. Возведенная из камня и дерева, она жестоко пострадала от пожара и мародёров в январе 532 года. До наших дней от нее сохранились лишь незначительные каменные фрагменты внутреннего убранства.

Уже весной все владения вокруг развалин церкви были выкуплены Юстинианом, и Анфимий и Исидор приступили к решению задачи, сформулированной необычайно просто: построить за 5 лет величайший храм.

Архитекоры решили использовать свои наработки и увенчать собор гигантским куполом. Поддерживать его, по замыслу проектировщиков, должны были 4 массивные арки (одна из них хорошо видна в центре фото).

Однако только арок для удержания купола над нефом было явно недостаточно. Начав решать эту проблему еще на стадии чертежей, Анфимий и Исидор встали на путь, который в конце концов вывел и их и Юстиниана к неувядаемой славе...

Является самым известным архитектурным памятником времен Византии. Так же это один из наиболее больших исторических (не современных) храмов мира.

За свою продолжительную историю собор Святой Софии успел побывать и христианской церковью и исламской мечетью. Первая базилика на месте собора была построена императором Константином в центре новосозданного города Константинополя в 324 году. В следующие века здание собора много раз перестраивалось. В более менее современном виде, собор Святой Софии был отстроен лишь в 537 году. Позже, во времена Османской империи, когда собор стал мечетью, турки пристроили к нему четыре минарета, а так же провели некоторые другие строительные работы, изменившие его внутренний и внешний вид.

Сегодня собор Святой Софии является музеем.

Вход в Айа Софию (так называют собор турки) стоит около 15 долларов. Собор находится в стамбульском районе Султанахмет, недалеко от .

Для того, что бы попасть вовнутрь этого здания придется выстоять большую очередь из паломников и туристов. Но посещение этого музея действительно стоит потраченного на ожидание времени. Если снаружи здание Святой Софии кажется каким то странным нагромождением разных элементов и архитектурных форм, то внутри оно поражает своей простотой и размерами.

В отличие от большинства других христианских церквей, внутреннее пространство собора не раздело на несколько отдельных залов, а имеет один большой основной зал с двумя небольшими нефами - пристройками по бокам. Высота потолка (от пола до купола) составляет 51 метр. Более тысячи лет Собор Святой Софии (до времени строительства в Риме) являлся самой большой христианской церковью в мире.

Сильное впечатление производят и сохранившиеся со времен Византии фрагменты фресок и мозаик собора. От них просто тянет стариной. Эти древние рисунки хорошо сохранились благодаря тому, что в Средние Века турки-османы закрасили их штукатуркой.

Посетив Собор Святой Софии, не забудьте подняться и на галереи второго этажа, откуда открывается красивый вид на главный внутренний зал собора.





Ая София внутри.

История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.

Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.

Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше - Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.

Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире - тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.

Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” - мудрость).

Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например - на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.

Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.

На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.

Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.

Потолок в одной из галерей.

Главная часть храма.

Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.

Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.

В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.

Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.

Колонна с отпечатком ладони султана.

В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.

Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом - это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.

Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” - постоянный, неизменный) - якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем - тут все ясно.

Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.

Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.

Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир - около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая - собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что - сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры - это, конечно, впечатляет и захватывает.