Как открыть свою аптеку по шагам
Своя аптека: регистрация, какие документы необходимы, требования к помещению и персоналу, как получить фармацевтическую лицензию без образования, ассортиментная политика.
Особое внимание уделено тонкостям, связанным с регистрацией аптеки, организационным моментам. Приведены ссылки на все сопутствующие нормативно-правовые акты.
Регистрационные процедуры
— Организационно-правовая форма, коды ОКВЭД
Открыть аптеку с нуля может как индивидуальный предприниматель, так и ООО, ОАО или ЗАО. В ст. 52 ФЗ "Об обращении лек. средств " указано, что индивидуальный предприниматель, решивший зарегистрировать аптеку на свое имя, должен иметь диплом провизора или фармацевта. Если же речь идет об открытии ООО, ОАО или ЗАО, то сделать это может и человек без специального фармацевтического образования. Однако он должен нанять управляющего с дипломом провизора .
Параллельно следует выбрать вид аптеки. В приказе Минздравсоцразвития "Об утвержд. видов аптечных организаций " обозначены такие ее виды как:
1. Непосредственно аптека, которая может быть:
- 1.1. Производственная (подразумевает изготовление лекарств );
- 1.2. Производственная, в которой разрешено изготавливать асептические лекарственные препараты .
- Эти виды аптек необходимо зарегистрировать в налоговой с кодом ОКВЭД из группы 24.42.1 - Производство медикаментов .
- 1.3. Готовых лекарственных форм.
2. Аптечный киоск (магазин)
3. Аптечный пункт
Для них подойдут такие коды ОКВЭД как:
- 52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами
- 52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами
- 52.32 Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями
- 52.33 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами
Классическая аптека, пункт и киоск отличаются друг от друга, прежде всего, количеством и содержанием функций, которые перечислены в отраслевом стандарте . Больше всего функций может быть реализовано в аптеке, а меньше всего - в аптечном киске (магазине).
Например, в киоске не допускается продажа лекарств по рецептам . Кроме того, к классической аптеке предъявляется больше требований. Изначально необходимо открыть именно аптеку, а уже после возможна организация киосков и пунктов, так как они являются ее структурным подразделением , но не самостоятельным звеном.
Подготовка помещения
Когда все регистрационные документы готовы, пора переходить к подбору, ремонту и оборудованию помещения. Требования к помещению аптеки приведены в упомянутом выше отраслевом стандарте.
Месторасположение
Во многом оно будет зависеть от бизнес-модели аптеки. Существует так называемая премиальная модель , которая отличается максимально широким ассортиментом, наличием дорогих товаров, квалифицированных консультантов и высоким уровнем сервиса. Затраты на ее открытие будут максимальными. Помещения следует подбирать в центральной, деловой части города, куда люди приезжают, чтобы наверняка купить все необходимые лекарства, преимущественно дорогие, рассчитывая на широкий ассортимент центральных аптек.
Бывают также аптеки-дискаунтеры , отличающиеся узким ассортиментом, низкими ценами и минимальным набором услуг. Их следует размещать в спальных районах, у метро и в других местах, где ежедневно проходят большие потоки людей. Они ориентированы на насущные потребности граждан . Затраты на открытие обычно относительно небольшие.
Площадь и предназначение аптечных помещений
Для того, чтобы открыть аптеку в соответствии с нормативными требованиями, минимальная общая площадь должна составлять 75 кв. м, на которой будут располагаться:
- производственные комнаты (60 м) - непосредственно торговый зал, комната приема, распаковки товара, комната хранения;
- комната руководителя и бухгалтера (13 м), шкаф и гардеробная, помещения персонала,
- санитарно-бытовые (2 кв. м), архив.
Ремонт и оборудование для помещений
Для отделки потолков и стен необходимо применять материалы, подтвержденные гигиеническими сертификатами . Причем покупать только те, которые допускается подвергать влажной уборке с применением дезрастворов.
Обязательно наличие канализации, приточно-вытяжной вентиляции, централизованных систем водо- и электроснабжения, отопления. Все помещения, где будут храниться лекарства, следует оснастить приборами для регистрации показателей температуры и влажности воздуха. Нужно будет закупить также шкафчики, стеллажи, сейфы для хранения наркотических и отравляющих средств, холодильники. Также необходима светозвуковая, охранная и противопожарная сигнализация . Помещения аптеки требуется объединить в один блок и изолировать от других организаций. Все оборудования должно быть зарегистрировано в Минздраве, о чем прописано в .
Пример аптеки, оганизованной в форме супермаркета
Оформление торгового зала в зависимости от формы торговли. Аптека может быть закрытой (товары находятся за прилавком) и открытой (работающей по принципу супермаркета, когда товары выложена на стеллажах). Открытую, при которой объем продаж обычно на 30% больше, имеет смысл организовывать, если речь будет идти о существенном трафике - от 10000 человек ежедневно.
Требования к персоналу
Требования к атечному персоналу приведены в отраслевом стандарте .
Руководитель аптеки, зарегистрированной как юридическое лицо, в обязательном порядке должен иметь:
- высшее фармацевтическое образование (диплом провизора),
- стаж в этой сфере не менее 3-х лет, а также сертификат специалиста.
- Индивидуальный предприниматель должен иметь диплом провизора (и стаж 3 года) или фармацевта (и стаж 5 лет).
То же относится и ко всем сотрудникам, работающим с приемом, отпуском, хранением, изготовлением, уничтожением лекарств. Кроме того, каждые 5 лет они должны проходить курсы повышения квалификации.
Получение заключений от Роспотребнадзора и Госпожнадзора
Рассмотрим документы для открытия аптеки. О необходимости этих заключений прописано в «положении о лицензировании фарм. деятельности »
Чтобы получить заключение от Роспотребназдора (СЭС) нужно предоставить в эту организацию такие документы как:
- Заявление
- Паспорт, доверенность (при необходимости)
- Свидетельство ИНН.
- Свидетельство о регистрации в качестве юр. или физ. лица и его копию.
- Выписка из ЕГРН
- Экспликация
- План БТИ
- Договоры о вывозе мусора, на стирку белья, на дезинфекцию, об уничтожении люминесцентных ламп
- Договор на медосмотр сотрудников.
- Мед. книжки сотрудников с необходимыми прививками
- Замеры микроклимата, освещенности
- ППК (план производственного контроля)
Также необходимо обзавестись санитарным паспортом на открытие новой аптеки и разрешением на размещение объекта, которое подтверждает соответствие помещения виду деятельности.
Примерный перечень документов при получении заключения Госпожнадзора :
- Учредительные документы
- Бумаги, подтверждающие наличие средств противопожарной защиты и пожарной сигнализации и ее исправное состояние
- Декларация пожарной безопасности
- Протокол замеров сопротивления изоляции электропроводов
Получение фармацевтической лицензии в Росздравнадзоре
Получение лицензии для аптеки - это наиболее сложный этап, регламентированный ФЗ «О лицензировании отд. видов деятельности » и «Положением о лицензировании фарм. деятельности ». По длительности он может занимать до 45 дней.
Список документов:
- Заявление
- Все копии учредительных документов
- Копия подтверждающего документа о внесения записи о юр. лице в Единый госуд-ный реестр юр. лиц;
- Копия свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговой;
- Подтверждающий документ об уплате лицензионного сбора
- Копия сертификата специалиста руководител(ей)я
- Договор аренды помещения или свид-во, подтверждающее право собственности
- Копии документов об образовании сотрудников аптеки, копии трудовых книжек
- Копии подтверждающих документов о праве пользования оборудованием
- Копия санитарно - эпидемиологического заключения Госпотребнадзора и заключения Госпожнадзора
- План-схема, характеристика объекта лицензирования
Копии всех документов должны быть заверены нотариально. Можно подать их вместе с оригиналами.
Ассортимент и оптимизация работы
Лекарства придется закупать у нескольких дистрибьюторов. Чем шире сеть аптек, тем больше будут скидки и иные привилегии, предоставляемые поставщиками. На начальном этапе, открывая с нуля, можно попробовать скооперироваться с аптеками-одиночками и создать закупочный кооператив, чтобы обеспечить привилегированные условия поставок.
Помимо медикаментов целесообразно ввести в продажу косметические средства, средства гигиены, диетическое питание, пищевые добавки и т. п. Это увеличит прибыль. Ведь на большую часть лекарственных препаратов наценка ограничена государством, а на сопутствующие товары можно устанавливать любые цены.
Особенно внимательно стоит подойти к выбору системы электронного учета товаров, способствующей оптимизации работы аптеки. У специальных фирм по разработке программного обеспечения можно приобрести готовые, стандартные модули, а можно сделать заказ на разработку программы согласно вашим пожеланиям. Главное, определиться с тем, какие функции должна выполнять электронная система: обеспечивать создание электронных заказов поставщикам, производить экономическую аналитику, отслеживать сроки годности товаров, их остатки и т. п.