«Как вы яхту назовете, так она и поплывет…. Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого Церемониал изменения имени корабля

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» — военно-образовательное учреждение, база которого на сегодняшний день располагается в пяти субъектах Российской Федерации.

Придание военно-морскому образованию и науке нового облика на рубеже 2010-2020-х годов реализовано путём присоединения к Военно-морской академии в 2009 году всех военно-морских учебных заведений и трёх центральных научно-исследовательских институтов. С 2012 года в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» включены учебные центры по подготовке подводников в городе Обнинске Калужской области и городе Соновый Бор Ленинградской области. С сентября 2012 года началось присоединение к ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Научно-исследовательского управления (морской авиации) 4-го Центрального НИИ МО РФ.

Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, памятник которому встречает каждого при входе в академию, оставил в своих мемуарах такую запись: «Подготовка кадров — это девять десятых создания большого флота». В настоящее время все должности постоянного состава в Военно-Морском Флоте комплектуются выпускниками ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Морские офицеры и старшины — золотой фонд России. Они служат на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и Каспийской флотилии, достойно несут славный Андреевский флаг по всем морям и океанам планеты. Со времен Навигацкой школы, созданной Петром Великим, за три с лишним века здесь была выращена плеяда военных моряков, ставших флотоводцами, командирами кораблей, соединений и объединений, учёными, чьи достижения и труды принесли славу Отечеству и удостоены высших знаков отличия государства.

Высочайшим Указом от 14 (25) января 1701 года «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич» утвердил: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению». В нашей стране военно-морское образование занимает исключительно важное положение. Единственным государством мира, где именно военно-морская школа дала начало и способствовала становлению всего светского образования, является Россия. Офицеры Военно-Морского Флота по праву гордятся этим историческим фактом.

За 311 лет система военно-морского образования прошла славный путь и на современном этапе представляет собой мощную системообразующую организацию, объединяющую подготовку офицеров и старшин по широкому спектру специальностей, различных уровней военной подготовки и научный центр Военно-Морского Флота. Каждое из структурных подразделений ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» внесло весомый вклад в укрепление обороноспособности страны, имеет свою уникальную историю и хранит собственные традиции. У каждого из них есть и свой годовой праздник, день рождения. Однако решением учёного совета ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» от 25 января 2012 года №1/12/6 день 10 февраля установлен в качестве годового праздника всего Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота.

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является прямым воплощением созданной в Вооруженных Силах Российской Федерации системы непрерывного военного образования военнослужащих на протяжении всей службы. Это позволяет готовить офицера на конкретную воинскую должность, оперативно наращивать необходимые военно-профессиональные знания, умения и навыки при назначении на новую воинскую должность или в случае изменения характера профессиональной деятельности.

Четыре военно-морских института в Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке обеспечивают полную военно-профессиональную подготовку офицеров по 22 специальностям. Их обучение проводится в течение пяти лет в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Формирование у обучающихся необходимых военно-профессиональных компетенций обеспечиваются чётким соблюдением квалификационных требований к минимуму содержания и уровню подготовки военных специалистов ВМФ, согласованных директором Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждённых главнокомандующим ВМФ и другими заказчиками кадров.

Командиров кораблей, флагманских специалистов соединений ВМФ целенаправленно готовят в Военном институте (дополнительного профессионального образования). Обучение соответствует квалификационным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки военных специалистов ВМФ по дополнительным образовательным программам, согласованных директором Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждённых Главнокомандующим ВМФ и другими заказчиками кадров.

Подготовку офицеров высшего военного оперативно-тактического уровня ведут командно-штабной и командно-инженерный факультеты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». На факультетах среднего профессионального образования всех четырех военно-морских институтов осуществляется подготовка профессиональных старшин по 24 специальностям.

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обеспечивает также профессиональную переподготовку увольняемых в запас военнослужащих по целому ряду гражданских специальностей.

Подготовка научно-педагогических кадров в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» организована в докторантуре, адъюнктуре, а также путём соискательства учёных степеней кандидата и доктора наук.

Все важнейшие вопросы строительства, подготовки и применения Военно-Морского Флота сегодня решаются только с участием научно-педагогического состава ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Среди наиболее значимых результатов научно-исследовательской деятельности — проекты программно-уставных и других руководящих документов, теоретические основы применения сил и средств (в том числе, высокоточного оружия) в составе межвидовых группировок сил (войск), научное обоснование основ развития отдельных видов вооружения и военной техники ВМФ, а также всех видов обеспечения. Специалисты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обеспечили военно-научное сопровождение работ по созданию всех новых подводных лодок, в том числе типа «Борей» и «Ясень», надводных кораблей, перспективных комплексов оружия и вооружения, в том числе «Булава», «Калибр» и других, а также образцов вооружения и военной техники межвидового значения. Эта многогранная деятельность ведётся при тесном взаимодействии с сотнями предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, Российской академии наук и другими.

Представители ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на постоянной основе принимают участие во всех основных мероприятиях стратегической, оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-Морского Флота). Среди них оперативно-стратегическое учение «Центр-2011», двустороннее командно-штабное учение Тихоокеанского флота, стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2012».

В 2011-2012 учебном году около 350 представителей ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» приняли участие в более 80 научно-технических, научно-практических и научных конференциях (симпозиумах, семинарах).

Стоявший у истоков академического военно-морского образования в России выдающийся русский ученый-мореплаватель адмирал Иван Федорович Крузенштерн говорил: «...мы успеем образовать офицеров, объемлющих все части наук, по морскому делу принадлежащим. И тогда наши офицеры, без сомнения, превзойдут многих отличнейших иностранных моряков теоретическими своими знаниями по новым наукам». ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» олицетворяет собой многовековую стабильную систему подготовки кадров ВМФ и научно-исследовательской работы, не только отвечающую современным требованиям, но и имеющую мощный потенциал для развития.

На основе широкого внедрения средств вычислительной техники и современных информационных технологий создана информационная система ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Все институты ВУНЦ ВМФ оборудованы абонентскими пунктами доступа к сети Интернет. Постоянно совершенствуется учебно-лабораторная и тренажерная база, разрабатываются современные учебно-методические комплексы. Единое информационное пространство, в которое включены все территориально распределенные учебные заведения и научные организации, позволяет командованию ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» эффективно управлять подчиненными структурами в повседневной деятельности, а главное — обеспечивать научно-педагогический состав, курсантов и слушателей средствами информационно-аналитической поддержки в рамках образовательного процесса и научных исследований.

Приоритетным в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является внедрение современных образовательных интерактивных технологий обучения, повышающих качество образования в ВВМУЗе. Несколько сот аудиторий оборудованы современными интерактивными досками, подключенными к информационной системе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Это позволяет проводить интерактивные лекционные и семинарские занятия, повышает их интенсивность и обеспечивает эффективное усвоение материала курсантами и слушателями.

Название, привлекающее неудачу.

Судно с названием, которое является слишком самонадеянным, постоянно будет привлекать к себе неудачу. Таким можно считать название, которое бросает вызов морю или ветру, или хвастается, что неуязвимо для бури. Богам нравятся скромные названия лодок.

Называть корабль Титаник – также напрашиваться на неприятность. В Греческой мифологии, наиболее важный из этих 12 титанов, мстительный Кронос, отрезал гениталии своего отца серпом, и выбросил их в море. Можно представить, что Нептун, бог моря, чувствовал бы относительно названия корабля по имени титанов. Вообще-то, Титаник был обречен с самого начала - он был спущен на воду без церемонии наименования, таким образом, очень оскорбил богов.

Кроме того, следует избегать названий, символизирующих принадлежность к морской стихии, как например: «Волна», «Чайка», « Sea Horse ». Яхта с таким названием может быть признана принадлежащей богам и поглощена стихией как своя.

То же самое относится и выбору цвета корпуса. Зеленый и в определенной степени синий во всех его оттенках могут считаться собственностью океана со всеми вытекающими последствиями.

Украсить яхту подобным образом – не катастрофа, но явный вызов богам моря, которые эти символы могут принять за обозначение имущества, принадлежащего им и прибрать яхту к себе на дно...


Изменение названия яхты.

«Да! … и погибли они потому, что меняли названия своих кораблей!»

Стивенсон, «Остров сокровищ».

Конечно, лучше этого не делать, но и не стоит слишком пугаться, если пришлось. Просто при изменении названия лодки важно соблюсти некоторые правила, включая проведение малоизвестной церемонии переименования.

Первое требование - удалить старое название с бортов и кормы лодки, а также со всех элементов оборудования и снабжения, где оно было. Отнесите старый судовой журнал на берег. Проверьте книги и карты на отсутствие упоминаний о старом названии. Будьте безжалостны. Закрашивание не может считаться достаточным. Удалите и замените название, вырезанное в дереве или, как минимум, зашпаклюйте и закрасьте. Проведите церемонию отмены старого названия, решите сами – делать это в присутствии зрителей или втихаря. Сделайте ее короткой и простой, баз пафоса. Два основных элемента церемонии: мольба и возлияние. Обращайтесь непосредственно к богам ветра (Аэолис), и моря (Нептун), и любым другим, и просите, чтобы они исключили из их списков старое название судна. Затем просите их в продлении их доброжелательности и защиты этого судна с новым названием, которое будет оглашено в отдельной церемонии именования. Не упоминайте новое название в процедуре закрытия старого!

Затем без дальнейших слов лейте по носовой части шампанское, самое лучшее, которое вы можете себе позволить. Будьте щедры. Вы можете выпить пару глотков сами и предложить гостям, если таковые вообще имеются, но не чувствовать себя при этом равным среди богов, иначе вы пожалеете об этом. И даже если вы абсолютно ограничены в средствах, не используйте дешевую замену настоящего шампанского. Помните: шампанское символизирует жертвенную кровь. Именно оно освобождает вас от необходимости зарезать любимую жену или дочь, так что не скупитесь на шампанское.

Сразу после этого, или в любое удобное время, вы можете проводить церемонию наименования судна, как нового. Часто в процедуре наименования, совмещенной с первым спуском на воду, ключевую роль играет «крестная мать», которая не приносится в жертву, а просто произносит короткую, но трогательную речь с пожеланиями удачи новому судну. И, так как жертвы крови в наше время не только не поощряются, но даже жестоко караются, понадобится еще одна бутылка шампанского. НАСТОЯЩЕГО шампанского! Или даже не одна. J

Носовые украшения.

Носовые украшения служат доказательством принесенной жертвы древним богам ветра и моря. Они должны всегда быть представлены людьми и никогда созданиями моря . Как исключение – жертвами могут быть и сухопутные животные, но боги предпочитают людей, а самое главное – душа жертвы переселяется в судно: тут с животными не все так однозначно и предсказуемо.

На заре мореплавания реальные человеческие головы жертв насаживались на бушпритах судов, отправлявшихся в первое плавание, и наиболее часто это были головы красивых девушек (возможно, поэтому первый выход называется maiden voyage .) Эта большая жертва была предназначена гарантировать безопасное плавание судна и экипажа в штормовых водах, подконтрольных Нептуну. Также предполагалось обеспечить корабль нежной и чистой душой непорочной жертвы, так как каждый корабль нуждается в душе. Вера была в то, что, когда голова помещалась под бушприт, это было знаком того, что боги восприняли жертву, и душа вселилась в корабль.

Здесь вопрос носового украшения пересекается с названием, т.к. по идее, имя жертвы автоматически должно стать названием нового судна. С этой точки зрения модная нынче традиция называть яхты именами своих жен и дочерей, так же выглядит немного странно.

Сегодня, в годы широкой эмансипации и даже феминизации, моряки больше не смеют использовать головы барышень для носовых украшений, что может быть и привело к перенасыщению бездушными и безликими однообразно белыми пластмассовыми яхтами, которые заполняют наши марины.

Где строился корабль, к назначенному времени собирались люди со всей округи. Красавец-корабль стоял на стапеле, казалось, вот-вот - и соскользнет в воду. Но без того, чтобы о форштевень не разбить бутылку крепкого напитка, и речи не могло быть о спуске. Главная во все времена объединяла религиозный символизм, средневековые каноны и понятия морского закона.

Своеобразные традиции

Первые «отчеты» о традиции крещения корабля относятся еще ко второму тысячелетию до нашей эры, когда египтяне спускали на воду судно фараона. Затем, несколько упоминаний касаются трудов в этом направлении римлян и греков. Как это происходило, информации мало, ясно только, что хотели любым способом задобрить богов, чтобы судьба у судна была счастливая. Для этого предпринимались разные меры.

Окропить палубу кровью (и не только жертвенных животных) было обыденным делом во времена викингов.

В Средневековье, пока Великая Инквизиция занималась поиском ведьм, всей процессией крещения новых кораблей руководили священнослужители. Все (как и при крещении ребенка): молебен, благословение, освещение «водой» (на самом деле – вином, как минимум!), наречение именем. Затем, отдавали приказ о спуске на воду, причем, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай, чтобы опасная работа, если и сыграет злую шутку с человеком, то его было не так жалко.

В более позднее время, в 16-м веке, народ, видимо, морально не смог выдержать традицию, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону. Поэтому, кубок заменили бутылкой. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19-м веке священника заменила женщина – «крестная мать» судна. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она - «крестная». История умалчивает, почему, но именно с тех пор, процесс спуска на воду кораблей изобилует курьезными и, порой, печальными моментами.

Однажды, назначенная «крестной» одна принцесса, не рассчитав сил, отправила на больничную койку почетного гостя церемонии. Бутылка разбилась (судьбе корабля ничего не грозило!), но вот голова гостья пострадала изрядно. После этого события пришлось предпринять меры – бутылку стали привязывать к форштевню. А после того, как несколько раз зеваки были ранены осколками бутылки, саму емкость пришлось закутывать в сетку.

Предрассудки и судьба кораблей

Кораблям повезло, что коты не любят воду. Иначе бы точно существовала традиция запрета переплывать перед носом судна черным котам. Но зато есть много других суеверий, предрассудков и дурных знаков. Причем, их столько, что счастливо спустить на воду корабль – это скорее большая удача, чем правило.

Судите сами:

Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды (!) не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали, и, благодаря усилиям одного неравнодушного товарища, бутылка все-таки разбилась. Но поздно. Волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.

На американских верфях даже есть такая должность как «ловец бутылок», его функция - поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца! А вообще, бутылка не должна остаться целой, запутаться в эллинге, и ни в коем случае, опрокинуться!

В бутылке должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Конститьюшн» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не вышло до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее о нос судна.

Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения, и не может быть изменено, иначе, все – гибель и крушение.

После крещения, судно должно плавно войти на водную поверхность. Факт: во время спуска на воду «Титаника», одно из бревен вылетело из-под корабля и убило попавшего под него человека. Еще тогда это расценили, как дурное предзнаменование.

В капитанской рубке даже сегодня обязательно должна храниться пробка от первого спуска судна на воду. Это своеобразный амулет, оберегающий корабль от беды. Там же должен висеть и портрет «крестной».

Крещение корабля в наше время

Сегодня спуск на воду корабля или яхты – это феерическое шоу, парадное зрелище, на которое собираются тысячи зевак. Обязательно о нос судна разбивается бутылка шампанского.

Правда, сейчас принято «упаковывать» ее в специальную сетку, чтобы осколки не омрачили радость зрителей. К тому же, так меньше вероятность поцарапать рисунок или нарушить замысловатый .

И еще один интересный факт. Традиционные бутылки шампанского, как назло, обычно очень прочны. Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, берут бракованную бутылку. Чтобы разбилась уже наверняка!

HMAS Perth

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMAS Perth - австралийский лёгкий крейсер , проданный Великобританией для ВМС Австралии в 1939 году. Головной корабль одноимённой серии лёгких крейсеров , построен в 1936 году в Великобритании, как HMS Amphion . Участвовал во Второй Мировой войне , операциях союзного флота в Средиземном море, в бое у мыса Матапан , также действовал в Ост-Индии, участвовал в битве в Яванском море . В результате боя в Зондском проливе торпедирован и 1 марта 1942 года погиб, вместе с тяжёлым крейсером ВМС США USS Houston (1929) .

Общие сведения

HMAS Perth назван в честь австралийского города Перт (англ. Perth ), расположенного на западном побережье Австралии. Крейсер стал первым кораблём, названным в честь этого города. Корабль получил бортовой номер I29.

Постройка и испытания

Постройкой корабля занималась военно-морская верфь в Портсмуте . HMS Amphion спущен на воду в 1934 году, вошёл в строй в 1936 и до 1939 года находился на службе ВМС Великобритании. В апреле 1939 года крейсер продан Австралии, где получил новое имя - HMAS Perth .

Описание конструкции

Вооружение

Главный калибр

Вооружение главного калибра HMAS Perth состояло из восьми 152-мм орудий Mark XXIII, расположенных попарно в четырёх орудийных башнях Mark XXI.

Вспомогательный калибр

Вспомогательная артиллерия HMAS Perth состояла из восьми универсальных 102-мм орудий Mark XVI, расположенных попарно в четырёх орудийных установках.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение состояло из двух четырёхтрубных торпедных аппаратов, расположенных побортно, в районе миделя.

Модернизации и переоборудования

В апреле 1940 года на HMAS Perth установлена катапульта, демонтированная во время переоборудования, до передачи крейсера в ВМС Австралии. В феврале 1941 года вместо катапульты установлен четырёхствольный 40-мм автомат Vickers QF Mark VIII , снятый с повреждённого крейсера HMS Liverpool . Примерно в это же время установлена радиолокационная система типа 286.

19 июля 1941 года катапульта возвращена на прежнее место. В этот же период на крейсер установлено четыре одноствольных орудийных установки 20-мм автомата Oerlikon - по одной на башнях "B" и "Y" и две взамен пулемётов на носовой надстройке.

Авиационное вооружение

С 1940 года до конца 1941 года на HMAS Perth базировался гидросамолёт Seagull V . С января по октябрь 1941 года - модификация Walrus I , а в период октябрь-ноябрь 1941 года - модификация Walrus II .

История службы

Начало службы в ВМС Австралии

Изображение HMAS Perth в камуфляжной окраске. Различные варианты

1940 год

Схема патрулей HMAS Perth в Вест-Индии

В январе 1940 года HMAS Perth патрулирует Наветренный пролив, между Кубой и Гаити. Вернувшись в район острова Арубе, крейсер курсирует там большую часть февраля, возвращаясь в Кингстон 16 и 27 февраля. 29 февраля крейсер покинул Вест-Индию и пройдя 2 марта через Панамский канал направился в Сидней. После остановок на Таити и на Фиджи, 31 марта корабль пристал к острову Гарден на Западном побережье Австралии.

Большую часть апреля на корабле проходило переоборудование с последующими испытаниями энергетической установки. 5 мая 1940 года HMAS Perth сопровождает транспорт, который вскоре присоединился к конвою US-3. Транспорт перевозил австралийские войска для военных действий на Ближнем Востоке. После сопровождения конвоя в паре с HMAS Australia , крейсер HMAS Perth вернулся в Сидней. До июня 1940 года крейсер патрулировал восточное побережье Австралии и проводил практические стрельбы. Во второй половине мая крейсер пострадал в сильном шторме и проходил ремонт в Сиднее, затем отправился в Мельбурн вместе с HMAS Swan .

6 июня 1940 года командование кораблём принял кэптен Филипп Боуйер-Смит (англ. Phillip Bowyer-Smyth ). На следующий день контр-адмирал Джон Г. Крейс (англ. John G. Crace ) перенёс свой флаг командующего Австралийской эскадрой (англ. RACAS ) с HMAS Canberra на HMAS Perth , который оставался флагманом эскадры на протяжении шести последующих месяцев.

Большую часть июня крейсер занимался эскортированием транспортов в Мельбурн и патрулированием Бассова пролива между Австралией и Тасманией. В июле HMAS Perth сопровождал лайнер Orontes в Аделаиду, а затем осуществлял патрулирование в этом районе. В августе крейсер патрулировал район острова Тасмания, 30 августа вместе с HMNZS Achilles присоединился к конвою Тасмания-Мельбурн.

HMAS Perth в Сиднейской бухте 1940 год

В начале сентября на HMAS Perth в море, недалеко от Сиднея, проводили практические занятия для экипажа. Во второй половине сентября-в начале октября сопровождал конвои из Мельбурна в Фримантл в Западной Австралии. В конце октября крейсер сопровождал конвой в который входили лайнеры RMS Queen Mary и RMS Aquitania . Крейсер находился в составе конвоя на протяжении 1500 миль, затем отбыл к Кокосовым островам.

В течение ноября HMAS Perth участвовал в патрулировании и сопровождении конвоев из Фримантла. 27 ноября, в Фримантле флаг командующего эскадры перенесён с HMAS Perth на HMAS Canberra . 28 ноября вместе с HMAS Canberra присоединился к конвою US-7 с лайнерами RMS Orion , RMS Strathnaver и RMS Stratheden следовавшими в Коломбо. 30 ноября при поддержке HMAS Canberra осуществлял поиск германского рейдера в Индийском океане, несмотря на покрытое расстояние в 800 миль, вражеский корабль не был обнаружен.

12 декабря крейсер в составе конвоя US-7 прибыл в Аден, где на берег выгружен для ремонта бортовой гидросамолёт. Через два дня HMAS Perth покинул конвой US-7 и, присоединившись к другому конвою, отправился на юг. 16 декабря корабль вновь прибыл в Аден, где самолёт снова был размещён на крейсере. Затем присоединившись к конвою, HMAS Perth отправился в Суэц, куда прибыл 23 декабря. После прохода по Суэцкому каналу , крейсер 24 декабря 1940 года прибыл в Александрию. 27 декабря корабль получил свой первый камуфляж, разработанный Россом Бирбеком (англ. Ross Birbeck ).

1941 год

Мальта

HMAS Perth в Александрии, 1941 год

1 января 1941 года HMAS Perth посещал остров Крит, затем перешел в Пирей, Греция. С крейсера снят гидросамолёт для работы с берега. К 8 января крейсер вышел на точку рандеву со спецконвоем и через два дня присоединился к нему. В 60 милях восточнее Мальты конвой подвергся мощной атаке немецкой авиации. Серьёзно пострадал авианосец HMS Illustrious , в его команде погибло 123 человека.

11 января HMAS Perth отправлен к югу от Сицилии, для помощи крейсерам HMS Gloucester и HMS Southampton , подвергшимся мощному налёту итальянской авиации. По прибытии на место, выяснилось, что после эвакуации экипажа HMS Southampton был затоплен торпедами крейсера HMS Orion . 14 января HMAS Perth прибыл на Мальту, где был пришвартован напротив авианосца HMS Illustrious .

16 января Мальта подверглась массированному воздушному налёту, две 1000-фунтовые бомбы упали между HMAS Perth и HMS Illustrious , еще одна бомба попала между крейсером и причалом. Взрывной волной корабль приподняло над водой, согнуло валы винтов правого борта и вызвало трещины в нефтяных танках. Водой затопило погреба орудий "X" и "Y", частично повреждены подшипники башен.

В результате попадания начался пожар на транспорте Essex , пришвартованном в 40 метрах за кормой HMAS Perth . Часть экипажа крейсера принимала участие в тушении пожара и действия моряков предотвратили взрыв перевозимых боеприпасов.

Во второй половине января крейсер привлекался для патрулирования района острова Крит и Эгейского моря. С 9 по 20 февраля HMAS Perth находился в Александрии, выполнен ремонт повреждений, полученных во время бомбардировки Мальты. После патрулирования побережья Ливии, крейсер, 27 февраля 1941 года, совместно с HMS Bonaventure прикрывал высадку войск на остров Кастелоризо, к югу от Турции. Во время патрулирования района острова Крит, 1 марта HMAS Perth в Эгейском море подвергся нападению итальянских бомбардировщиков. На протяжении марта крейсер занимался эскортированием конвоев из Александрии в Грецию.

Матапан

Бой у Гавдоса, первая фаза боя у Матапана

29 марта произошло сражение у мыса Матапан , с участием крейсера HMAS Perth . В результате сражения итальянский флот потерял 3 тяжёлых крейсера, два эсминца и около 2400 человек погибших. Крейсер принимал участие в начальной фазе сражения, известной как бой у Гавдоса , совместно с крейсерами HMS Orion , HMS Ajax , HMS Gloucester и четырьмя эсминцами .

Греция

До 5 апреля HMAS Perth вместе с HMS Ajax участвовал в патрулировании Эгейского моря, а затем прибыл в Пирей. 6 апреля немецкие войска вторглись в Грецию и порт подвергся серьёзному воздушному налёту. Судно Clan Fraser , пришвартованное в 200 метрах от HMAS Perth взорвалось. Силой взрыва разрушены причалы и часть оборудования порта. Взрывной волной HMAS Perth приподняло над водой и оборвало несколько швартовых.

Большую часть апреля HMAS Perth сопровождал конвои в Суда-Бей и в Александрию. 20 апреля крейсер участвовал в обстреле Триполи, затем сопровождал конвой в Суда-Бей. 23 апреля HMAS Perth покинул Суда-Бей, патрулировал Эгейское море, а затем участвовал в эвакуации войск из Греции. После эвакуации войск из Навплиона и Толоса, крейсер отправился в Александрию вместе с HMS Barham . 28 апреля крейсер участвовал в эвакуации войск из Каламаты, во время возвращения в Сирию подвергся атаке итальянских подводных лодок и бомбардировщиков.

С 6 по 10 мая перед возвращением в Александрию корабль занят сопровождением конвоев, 15 мая предполагалось использовать крейсер для бомбардировки Дерна, но столкнувшись с мощной воздушной атакой, вынужден был вернуться в Александрию.

Крит

HMAS Perth в Александрии, март 1941 года

20 мая 1941 года началось вторжение немецких войск на Крит. В проливе Касо HMAS Perth подвергся атакам бомбардировщиков и подводных лодок. Постоянные бомбардировки продолжались с 8:00 до 15:00. В результате бомбёжек потоплен эсминец HMS Juno . Во время патрулирования в районе острова Гераклион, к северу от Крита, крейсер подвергся трёхчасовой воздушной атаке. Испытывая на себе постоянные налёты авиации и в связи с истощением боезапаса HMAS Perth вынужден был отойти в Александрию, вместе с союзниками. За время Критской кампании союзники в общем потеряли 4 крейсера и 8 эсминцев, временно выведены из строя 1 авианосец, 3 линкора, 6 крейсеров и 4 эсминца.

C 24 по 28 мая HMAS Perth оставался в Александрии, затем совершил рейс к Криту для эвакуации войск. На обратном пути, с 1188 пассажирами на борту, 30 мая крейсер подвергся атаке немецких бомбардировщиков, кораблю удалось избежать большинства попаданий, однако одна бомба попала в котельное отделение, погибло 2 повара, 2 матроса и 9 солдат, выведено из строя котельное отделение. За время службы в Средиземноморье, это было первое прямое попадание по крейсеру. В Александрию HMAS Perth прибыл 31 мая и встал на ремонт до 25 июня.

Сирия

После ремонта HMAS Perth ушёл в Хайфу в Сирии. Этот район был оккупирован лояльными к немцам французскими войсками, «вишистами» и крейсер привлекался для патрулирования и бомбардировки вражеских береговых позиций. Патрулируя район между Дамуром и Бейрутом, перед возвращением в Хайфу, крейсер обстрелял французскую орудийную батарею на Халде. 2 июля в Дамуре крейсер уничтожил четыре орудия батареи на Эбей-Ридж и в Северном Дамуре. Экипаж крейсера получил высокую оценку командования за точность стрельбы.

Фото экипажа HMAS Perth перед отпуском. Австралия, Фримантл, август 1941 года

Возвращаясь в Хайфу для дозаправки HMAS Perth подвергся бомбардировке дружественных самолётов, но повреждений не получил. Во время очередного патрулирования атакован немецкими бомбардировщиками, сбросившими на крейсер бомбы и мины. В начале июля 1941 года HMAS Perth совершил несколько патрулей вдоль сирийского побережья, а затем вернулся в Александрию вместе с HMS Naiad и HMS Phoebe .

18 июля 1941 года HMAS Perth покинул Александрию и пройдя Суэцкий канал отправился в Австралию. В Порт-Саиде катапультный гидросамолёт и его экипаж вновь заняли своё место на корабле.

Австралия

HMAS Perth подошёл к Австралии 6 августа, первую остановку корабль совершил в Фримантле, где произвёл дозаправку. Часть матросов получили долгожданные отпуска, а корабль отправился в Сидней, куда прибыл 12 августа. На следующий день корабль встал на капитальный ремонт на верфи острова Какаду (англ. Cockatoo Island Dockyard ). 1 сентября кэптен Филип Бойер-Смит (англ. Philip Bowyer-Smyth ) покинул корабль, командование крейсером принял командующий Чарльз Руперт Рид (англ. Charles Rupert Reid ).

24 сентября HMAS Perth покинул верфь и пришвартовался к острову Гарден. 24 октября командование крейсером принял кептэн Гектор М. Л. Валлер (англ. Hector Macdonald Laws Waller ). Ремонт окончательно завершился 22 ноября, с 23 по 30 ноября на HMAS Perth проводились занятия и тренировки экипажа, после чего крейсер отправился в Окленд в Новой Зеландии. 24 ноября на корабле проводились тесты камуфляжа. 26 ноября сопровождает лайнер SS Mariposa из Тасмании в Сидней.

Практические занятия экипажа в море, Сидней, Австралия, ноябрь 1941 года

8 декабря 1941 года Австралия объявила войну Японии. HMAS Perth патрулировал район Тасмании с крейсером HMAS Canberra , 18 декабря крейсеры сопровождали конвой из Новой Каледонии в Брисбен, после завершения задания вернулись в Сидней. С 28 декабря 1941 года по 3 января 1942 года HMAS Perth , HMAS Canberra и HMAS Australia сопровождали конвой в Порт-Мосби в Новой Гвинее.

Начало 1942 года

Индонезия
В начале января 1942 года после нескольких дней стоянки в порту Нумеа в Новой Каледонии, крейсер в составе конвоя следует на Фиджи. 19 января HMAS Perth возвращается в Сидней. Сопроводив войсковой транспорт вдоль побережья штата Новый Южный Уэльс, 31 января вместе с крейсерами HMAS Australia , HMAS Adelaide и HMS Leander , крейсер HMAS Perth покидает Сидней. После захода в Мельбурн, 8 февраля HMAS Perth прибывает в Фримантл.

Организовываются два конвоя на остров Ява, но оба раза пришлось вернуться из-за сложной обстановки в районе. 21 февраля HMAS Perth сопровождает конвой в пределах 600 миль от Зондского пролива, но конвой получает приказ о возвращении. Не дойдя 700 миль до Фримантла, крейсер по приказу покидает конвой и отправляется в район острова Ява. Пройдя через Зондский пролив в ночное время, к утру 24 февраля крейсер прибыл в Батавию в Голландской Ост-Индии.

В тот же день японская авиация совершила налёт на Батавию, но HMAS Perth избежал повреждений. 25 февраля крейсер отправился в Сурабая, Индонезия. 26 февраля крейсер вошёл в состав соединения ABDA и покинул Сурабая вместе с кораблями HNLMS Java , USS Houston , HMS Exeter и флагманом соединения - HNLMS De Ruyter . Задачей соединения являлся поиск и уничтожение японских сил вторжения.

Сражение в Яванском море

Находясь 27 февраля 1942 года в Яванском море, в 9:00 ударное соединение ABDA обнаружено группой японских бомбардировщиков. С этого момента за соединением постоянно наблюдали вражеские самолёты-разведчики. В 10:00 командующий эскадрой Карел Доорман принял решение вернуться в Сурабая для дозаправки. В 14:45 командующий получил разведданные о местонахождении японского конвоя западнее острова Бавеан и развернул корабли.

В 16:10 обнаружены японские корабли - две эскадры эсминцев возглавляемые лёгкими крейсерами и два тяжёлых крейсера. На расстоянии 27 км, могли вести только тяжёлые крейсера, однако у японцев крейсера имели преимущество в количестве орудий. Кроме того огонь японских крейсеров корректировали самолёты-разведчики. Лёгкие крейсера HrMs Java , HrMs De Ruyter и HMAS Perth не могли эффективно вести стрельбу на таком расстоянии. Однако в 16:25 HMAS Pert уже открыл огонь по эсминцам противника. В 16:37 крейсер оказался под сильным прицельным огнём японских крейсеров. В 17:14 HMS Exeter получил критическое попадание - снаряд попал в главный паропровод, в результате чего крейсер потерял ход. Шедший за ним HMAS Perth сменил курс, чтобы избежать столкновения и поставил дымовую завесу для защиты пострадавшего корабля.

В 17:15 затонул эсминец HNLMS Kortenaer , в 17:40 - HMS Electra . HMAS Perth вёл огонь по крейсеру IJN Haguro , но существенных результатов не добился. Командующий направил эскадру на северо-запад, отвлекая японские силы от повреждённого HMS Exeter . Американские эсминцы USS John D. Edwards , USS Alden , USS John D. Ford и USS Paul Jones провели торпедную атаку по японским кораблям с расстояния 11 км. Точных данных о попаданиях торпед не имеется. В 18:30 визуальный контакт с японскими кораблями был потерян.

В 19:15 японский самолёт сбросил осветительные ракеты, подсветив HMAS Perth и другие корабли, через 15 минут крейсер открыл огонь по атакующим эсминцам противника. Эсминец HMS Jupiter подорвался на голландской мине и затонул в 21:25. В 10:15 HMAS Perth прошёл около места гибели эсминца HMS Electra , но получил приказ не останавливаться для поиска выживших. В 10:30 HMAS Pert и USS Houston возобновили перестрелку с IJN Nachi и IJN Haguro . Корабли двигались колонной, возглавляемой HNLMS De Ruyter , за ним следовали по порядку: HMAS Perth , USS Houston и HNLMS Java .

После 23:00 IJN Nachi и IJN Haguro выпустили по кораблям Доормана торпеды, командующий начал разворот на юг и в 23:22 флагманский корабль получил попадание торпеды, в результате которого затонул в 00:25. В 23:23 торпедное попадание получил HNLMS Java , от полученных повреждений он затонул в 23:47. В надежде сохранить остатки эскадры, Карел Доорман отдал последний приказ кораблям HMAS Perth и USS Houston - не останавливаться и не оказывать помощь экипажам погибших кораблей. Оба крейсера покинули район сражения и взяли курс на порт Батавия.

Бой в Зондском проливе и гибель

Во второй половине дня 28 февраля 1942 года HMAS Perth и USS Houston достигли порта Батавия. Порт готовился к эвакуации и на HMAS Perth смогли загрузить лишь 300 тонн мазута, боезапас пополнить не удалось. Оба крейсера получили приказ от адмирала Конрада Хелфриха следовать через Зондский пролив к Чилачапе, где планировалось собрать вместе оставшиеся силы союзников. Запланированый выход из порта в 18:00 был сорван авианалётом и оба корабля вышли из порта лишь в 21:00. По сведениям из последних полученных разведданных, ближайшие японские корабли находились в 50 милях от Зондского пролива и удалялись. На самом деле это были устаревшие данные, а японский флот вторжения был сосредоточен возле острова Ява и находился прямо по пути следования крейсеров.IJN Fubuki и IJN Mikuma . HMAS Perth вёл перестрелку с IJN Hatakaze , также добился незначительных попаданий по IJN Harukaze и IJN Shirayuki . В 23:50 японские крейсера также предприняли торпедную атаку по австралийскому и американскому крейсерам. Японские эсминцы пытались подойти ближе для запуска торпед, но были отогнаны яростным огнём артиллерии HMAS Perth и USS Houston . Австралийский крейсер получил незначительное повреждение от попадания снаряда с IJN Harukaze . В 23:55 снаряд с USS Houston повредил подачу электроэнергии на крейсере IJN Mikuma , но эту неисправность вскоре устранили.

В результате перестрелки HMAS Perth и USS Houston пострадали незначительно, однако запас боекомплекта был практически исчерпан. В 23:55 HMAS Perth взял курс на Зондский пролив, в это же время эсминцы IJN Shirayuki , IJN Harukaze , IJN Hatakaze и IJN Murakumo выпустили по нему торпеды. В течении следующих 15 минут крейсер получил три торпедных попадания в левый борт и одно в правый. В 00:25 HMAS Perth затонул в нескольких милях от мыса Св. Николая, между побережьем Явы и островом Панджанг. Координаты гибели корабля - (5.5142° ю. ш. 106.0752° в. д. ). На USS Houston , после попадания в башню главного калибра, затопления погребов и трёх торпедных попаданий, командир отдал приказ экипажу покинуть корабль, в 00:45 американский крейсер также затонул.

Всего по австралийскому и американскому крейсерам было выпущено около 90 торпед, несколько из них попали в японские транспорты, в результате чего затонуло 4 транспорта и один тральщик. Вместе с крейсерами погибли и их командиры. Для эвакуации экипажа HMAS Perth использовались в основном надувные плоты и подручные средства, во время боя и эвакуации погибло 350 человек: 324 военных моряка, 3 человек из числа авиационного персонала и один гражданский. Еще четыре человека погибло на берегу, остальные взяты в плен. В плену у японцев погибло 104 человек из экипажа HMAS Perth . Четверым морякам удалось спастись и они были подобраны подводной лодкой во время торпедирования транспорта с военнопленными в сентябре 1944 года. Остальные выжившие 214 человек освобождены лишь по окончании боевых действий.

Командиры

Награды

HMAS Perth, 1941 год

За время службы HMAS Perth удостоен нескольких официальных почётных наград:

  • Благодарность за службу в Атлантике 1939-1940 гг
  • Благодарность за Мальтийские конвои 1941 г
  • Благодарность за Матапан 1941 г.
  • Благодарность за службу в районе Греции 1941 г.
  • Благодарность за Крит 1941 г.
  • Благодарность за службу в Средиземном море 1941 г.
  • Благодарность за службу в Тихом океане 1941-1942 гг.
  • Благодарность за боевые действия в районе Зондского пролива с 28 февраля по 1 марта 1942 года.

Память

В 1967 году с глубины 35 метров были подняты рында и нактоуз крейсера HMAS Perth . В настоящее время они экспонируются в мемориале города Канберры.

Описание боя в Зондском проливе и история выживших моряков описана в книге австралийского писателя Майк Карлтона «Крейсер» (англ. Mike Carlton «Cruiser» ) про HMAS Perth .

В США, в штате Пенсильвания, на Арлингтонском Национальном кладбище открыт мемориал, посвящённый членам экипажа крейсеров HMAS Perth и USS Houston .

В Австралии, в Рокингеме, открыт мемориал «HMAS Perth», посвящённый экипажу одноименного крейсера.

К 60-летию боя в Зондском проливе, Монетным двором Австралии выпущена монета, номиналом в 5 австралийских долларов.

В городе Бриспен, Восточная Австралия, установлена мемориальная доска в честь моряков крейсера HMAS Perth , служивших на крейсере с 1939 по 1942 год.

Этот корабль в искусстве

Видео

20 января 1991 года был введен в эксплуатацию тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», единственный в составе ВМФ в своем классе. Этот авианосец называют «кораблем с тысячью имен», так как за время своего существования он сменил множество названий.

Переименование тех или иных кораблей было распространенной практикой. Сменялся строй, люди, в честь которых они были названы, становились непопулярными. Были и другие причины. Мы решили рассказать о нескольких кораблях, которые имели много названий.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер на данный момент является единственным в составе ВМФ РФ в своем классе. Корабль предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Относится к 1-му рангу кораблей ВМФ. Как правило, требует командира в звании капитана 1-го ранга. В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Несмотря на сведения, что в период с 2015 по 2020 год должна начаться постройка атомных авианосцев (по одной единице на каждый из флотов, и один в запас, на случай ремонта другого авианосца), действующая государственная программа развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосных кораблей не планирует.

Проект носил название «Советский Союз». 1 сентября 1982 года, когда корабль был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода, он получил название «Рига». Это был пятый по счету тяжелый авианесущий крейсер СССР. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлетов и посадки на него самолетов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полетную палубу и трамплин для взлета самолетов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн. Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь — «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года был переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту. 4 октября 1990 года был переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Это название используется по настоящее время.

Крейсер «Красный Крым»

Это легкий крейсер ВМФ СССР. При закладке крейсеру было присвоено наименование «Светлана» в честь одноименного крейсера, героически погибшего 28 мая 1905 года в Цусимском сражении. Являлся головным кораблем в серии легких крейсеров Российского императорского флота. Принимал участие в боях в составе Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны и удостоен звания «гвардейский корабль».

24 ноября 1913 года в присутствии морского министра состоялась закладка легкого крейсера «Светлана», однако в связи с неподготовленностью верфи и задержками в поставках материалов фактическая сборка корабля на стапеле началась только с 1 апреля 1914 года. Еще больше постройку крейсера осложнило вступление России в Первую мировую войну — начались проблемы с поставкой оборудования. К 13 ноября 1917 года на крейсер «Светлана» были погружены все готовые и полуготовые изделия и материалы, имеющиеся на тот момент на заводе и необходимые для достройки корабля, и он был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе. После Октябрьской революции было принято решение о прекращении достройки крейсера, и проект был законсервирован. Однако через семь лет, в 1924 году, корабль был передан на Балтийский завод для достройки. Там он был полностью достроен и модернизирован. 5 февраля 1925 года, в соответствии с приказом по Морским силам РККА, крейсер сменил название на «Профинтерн». Пройдя все необходимые проверки и испытания, в 1928 году корабль был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг СССР. С этих пор начались годы его военной службы. 31 октября 1939 года крейсер «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым».

Броненосец «Князь Потемкин»

Строительство корабля было заложено 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Он стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива. В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми. Во время революции в России 1905-1907 годов на крейсере произошло восстание, и корабль был переименован в «Пантелеймон». С таким названием он ходил вплоть до 13 апреля 1917 года, когда и был переименован обратно, но получил более короткое название «Потемкин-Таврический». С 11 мая 1917 года стал называться «Борец за свободу». В 1925 году был исключен из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Бронепалубный крейсер «Очаков»

13 августа 1901 года на стапелях был заложен бронепалубный крейсер 1-го ранга «Очаков». Это крейсер Русского Черноморского флота, команда которого в ноябре 1905 года приняла активное участие в Севастопольском восстании в период Первой русской революции 1905-1907 годов. Благодаря этому он и получил широкую известность.

15 ноября 1905 года восстание на корабле было подавлено огнем эскадры и береговых батарей. В результате обстрела крейсер получил тяжелые повреждения. Восстановительный ремонт длился более трех лет. 25 марта 1907 года корабль был переименован в «Кагул», а 31 марта 1917 года ему вернули название «Очаков». В сентябре 1919 года, находясь в Одессе, его назвали «Генерал Корнилов». В 1933-м крейсер был разобран на металл.