Как учились великие ученые. Великие люди, которые плохо учились

О том, что будущий гений Альберт Эйнштейн из рук вон плохо учился в школе, слышал почти каждый. Но не все знают о том, что судьба выдающегося физика — не удивительное исключение, а вполне закономерный случай. Французские ученые из Университета Пуатье утверждают: хорошая учеба далеко не всегда свидетельствует о высоком уровне интеллекта, и наоборот.

Исследователи из Университета Пуатье опровергли распространенное заблуждение о том, что успехи в учебе свидетельствуют о высоком уровне знаний, а неудачи и ошибки , напротив, — признак необразованности. Эта точка зрения доставляет немало страданий способным школьникам и студентам, которые начинают бояться делать ошибки.

Французские психологи провели три эксперимента с участием шестиклассников. На первом этапе школьникам предложили решить очень сложные анаграммы, справиться с которыми у них заведомо не было шансов. Затем психологи разбили детей на две группы.

С первыми они побеседовали, рассказав о том, что учиться — сложно, и этот процесс невозможно пройти без ошибок и неудач, допускать которые совершенно естественно. Детей из второй группы исследователи не успокаивали, а просто обсудили с ними сделанные в задании ошибки.

В заключение шестиклассники прошли тест на эффективность работы памяти. У школьников из первой группы, которые не справились со сложным заданием, но не считали это провалом, результаты оказались выше, чем у тех, кто был огорчен неудачей. Более того, их память работала эффективнее, чем у детей из контрольной группы, которые перед тестом вообще не решали никаких заданий.

Два последующих эксперимента подтвердили результаты первого. Они были построены аналогично, только вместо тестов на память у школьников проверяли уровень понимания текстов. Получается, что делать ошибки — полезно, при условии спокойного отношения к ним как к части учебного процесса. А вот стереотипное отношение к ошибкам как к чему-то недопустимому, чего изо всех сил нужно избегать, навешивание ярлыков "двоечников" и лентяев" действительно может снизить успеваемость и даже ухудшить умственные способности учащихся, говорят специалисты.

Ранее американские психологи проанализировали биографии 400 известных личностей, в том числе и многих деятелей науки. Выяснилось, что 240 (то есть более половины) из них в школе имели серьезные проблемы с успеваемостью. Среди таких "двоечников" — Чарльз Дарвин, Блез Паскаль, Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон.

Последний слыл в школе отпетым лентяем и тупицей. Родители были вынуждены забрать Ньютона домой из-за "неспособности к обучению". Альберт Эйнштейн, ключевая фигура современной физики и лауреат Нобелевской премии, в детстве считался отстающим в развитии. Говорить и ходить он научился поздно, и в школе он оказался старше большинства одноклассников.

Учился Эйнштейн все равно плохо и в 15 лет был исключен за неуспеваемость. Будущий гений страдал дислексией — нарушением, которое мешает овладеть чтением и письмом. Кстати, исследователи давно подметили, что дислексия встречается не только у детей с проблемами развития, но и у одаренных, в будущем весьма успешных личностей. Этим же недугом страдал британский миллиардер Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin.

Возможно, здесь присутствует обратная связь: чтобы преодолеть проблемы, связанные с дислексией, детям приходится проявлять упорство и трудолюбие, развивать память, дипломатию — все эти навыки, безусловно, дают им большое преимущество во взрослой жизни.

Учеников, которые проявляют яркие способности, но оценки почему-то получают плохие, принято считать ленивыми. Так ли это? Психологи анализируют ряд причин, помимо лени, которые могут привести к низкой успеваемости способного ребенка.

Во-первых, это банальная скука. Одаренные дети мыслят глубже, чем их сверстники, и быстро овладевают новыми знаниями. Им нужно, чтобы обучение было достаточно сложным, глубоким, позволяло открывать новое, требовало постоянного напряжения ума. Понятно, что усредненная школьная программа, которую должны освоить 20-30 учеников одновременно, им не подходит. Проявлять "чувство локтя" для ребенка 7-10 лет — непосильный труд. Очень скоро он осознает, что хождение в школу — бессмысленная трата времени, новых знаний на уроках он не получает, и мотивация к учебе пропадает окончательно.

Еще одна проблема способных школьников — неравномерность развития. Интеллект одаренных детей подчас существенно превосходит их психологическую, психомоторную или социальную развитость. Итог — ученик отлично понимает новый материал, но, к примеру, не успевает записывать задания, или не может четко и быстро сформулировать мысль, боится выходить к доске и отвечать публично, и тому подобное. К сожалению, не все педагоги и даже родители готовы считаться с особенностями развития таких детей.

Личности творческие к тому же плохо привыкают к строгому распорядку, навязанному извне, да еще любят поспорить. Говорят, именно этим грешил Эйнштейн — он нередко вступал в диспуты с преподавателями, что плохо влияло на его оценки…

Величайшие мыслители, руководители и предприниматели, достигшие богатства и признания, отнюдь не выделялись блестящими способностями в школьные или студенческие годы. Они с огромным трудом и неохотой грызли гранит науки, однако, в будущем стали выдающимися личностями, способными повлиять на ход истории. Этому есть объяснение: успех в бизнесе, государственной службе, научных исследованиях часто требует творческих мыслителей, любопытных и непредвзятых, с огромным аппетитом к риску. А эти навыки часто в оппозиции к тем, которые необходимы, чтобы преуспеть в школе. Вместо простого соответствия, эти студенты сомневаются в правилах и бросают вызовы учителям. Естественно, они получают плохие оценки и не достигают успеха в школе.

Великие люди, которые плохо учились в школе, с раннего возраста имели критическое мышление и не считали оценки фактором, определяющим интеллектуальное развитие.

Великолепная семерка личностей, изменивших наше представление о мире, которые были не в ладах с учебой:

1 Томаса Эдисона , самого продуктивного изобретателя всех времен, оформившего более 1000 патентов на свое имя, считали умственно отсталым. Будущий мультимиллионер, награжденный Золотой медалью Конгресса, поздно пошел в школу, на уроках был рассеян, его ум вечно где-то блуждал. Учителя называли Томаса «одурманенный». Это были жестокие времена, когда детей нещадно лупили линейкой по рукам за ошибки. Такой воспитательный метод окончательно отбил у Томаса охоту учиться и он скатился до двоек. Через 3 месяца формального обучения его исключили. К счастью, мать Эдисона была школьным учителем и взяла на себя все хлопоты по его домашнему обучению.

2 Гениального композитора Людвига ван Бетховена школа мало чему научила. Писал он с ошибками, а премудрости деления и умножения были для него темным лесом. Его отец рано заметил музыкальные дарования сына и ночами заставлял Людвига обучаться игре на музыкальных инструментах, рассчитывая на прибыль от концертов в будущем. Насчет общего образования сына деспотичный Бетховен-старший не беспокоился, и в 10 лет мальчика забрали из школы. Пришла пора гастролировать и зарабатывать на содержание семьи.

3 Уинстон Черчилль происходил из аристократической семьи. Ему было доступно лучшее образование. Однако учеба давалась Черчиллю с большим трудом, его часто наказывали за плохую успеваемость. Будущего политического деятеля, который привел Соединенное королевство к победе во 2 Мировой, считали последним учеником в классе! Ему с 3-го раза удалось поступить в военный колледж. Уинстона приняли в кавалерию, а не пехоту, потому что там требования ниже и можно обойтись без математики.

4 Иногда школа кажется тюрьмой. Место, куда родители на 11 лет отправляют детей, чтобы оградить их от реальной жизни. Так думал Бернард Шоу , один из тех «неудачников», которого клеймили за плохие оценки. Он не любил школу и в 16 лет покинул ненавистные стены. Но разве поднимется язык назвать лауреата Нобелевской премии и обладателя Оскара необразованным человеком? Он сам себя обучил необходимым вещам и его достижения результат этого.

5 Наш земляк Антон Павлович Чехов также не мог похвастаться успехами в школе. Выдающегося драматурга оставляли на второй год дважды. Он не дружил с арифметикой и географией, но самое удивительное, что даже по русской словесности писатель считался заурядным учеником, которому снисходительно ставили тройки.

6 Бил Гейтс – кумир миллионов, создавший империю Майкрософт, был отчислен из Гарварда на втором курсе. Однако будущего магната это совсем не расстроило: он сразу принялся реализовывать свои таланты в сфере программного обеспечения. Отсутствие научной степени никак не повлияло на продвижение Гейтса в высшие эшелоны бизнеса. Спустя 30 лет альма-матер добровольно вручила ему диплом.

7 В школе, где обучалась будущая принцесса Диана , ее знания оценивали ниже среднего уровня. Она не сумела сдать всех экзаменов и в 16 лет покинула заведение. Диана пошла работать ассистентом воспитателя в детский сад, а в 19 лет обручилась с Чарльзом и ее трудовые будни закончились. Однако ни отсутствие диплома, ни пробелы в образовании не помешали британской публике боготворить свою принцессу.

Это лишь горстка великих людей, которые плохо учились, но внесли огромный вклад в нашу планету. Они прожили успешную жизнь «без правильного образования». Однако отрицать важность обучения не стоит. Все-таки эти гениальные личности – исключения из правил. Среди отличников не меньше талантливейших и благополучных персон, которым образование позволило развить собственный взгляд на мир и стало первой ступенькой на пути к реальным свершениям.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Инструкция

Популярная актриса и общественный деятель Анджелина Джоли не любила ходить в школу. В классе она была изгоем. Школьные психологи направили ее в группу , нуждающихся в помощи психотерапевта. Но в это же время будущая звезда кино поняла, что может влиять на то, что происходит в обществе. Она с друзьями протестовала против увольнения физкультуры, и кампания завершилась успехом – Билл Смит остался преподавать в школе.

Будущую актрису Шарлиз Терон в начальной школе дети считали гадким утенком и не хотели с ней дружить. Такая же участь постигла и голливудского актера Тома Круза, для которого связана с неприятными воспоминаниями.

Дэниэл Рэдклифф, исполнитель легендарной роли юного Гарри Поттера, бросил школу ради съемок. Звезда фильмов «Армагеддон» и «Властелин колец» Лив Тайлер также бросила обучение в 14 лет из-за того, что не выносила школьных правил и требований. Квентин Тарантино не смог выдержать издевательств одноклассников и тоже не получил аттестата.

Известный актер и предмет обожания многих девушек Эштон Катчер уже в школе любил быть в центре внимания. Он все время попадал в разные истории, а однажды даже загремел в тюрьму, сломав замок на школе. Но, не смотря на это, он хорошо учился и получал высокие оценки. Прилежной ученицей была и мексиканская актриса Сальма Хайек. Но она, как и многие школьники, часто врала учителям и рассказывала всякие небылицы, чтобы выйти сухой из воды.

Популярный актер Хью Грант, как и Эштон Катчер, также уже в школьные годы любил внимание, особенно – противоположного пола. Ему нравилось играть в спектаклях и быть предметом всеобщего восхищения. Не представляла свою жизнь без кино и театра и юная актриса Кира Найтли. Чтобы хоть как-то заставить дочь учиться, родители пошли на уступки: Кира ходит на занятия, а они нанимают ей агента.

Звезда кинофильма «Основной инстинкт» Шэрон Стоун в школе была настоящей сорвиголовой. Ее проделки нередко вгоняли учителей в краску. Не самой лучшей ученицей была и героиня фильмов «Ангелы Чарли» и «Очень плохая училка». Камерон Диаз редко сдавала домашнее задание на проверку и удивлялась, когда ее переводили в следующий . А в 16 лет Камерон стало и вовсе не до учебы – в этом возрасте она начала карьеру модели.

Среди гениев литературы и физики, изобретателей и первопроходцев также немало тех, кому плохо давались школьные науки. В их числе был и Альберт Эйнштейн, который не мог связать и двух слов, и Исаак Ньютон, который был одним из худших учеников в классе, и Александр Пушкин, который по всем не гуманитарным предметам получал двойки, и Томас Эдисон, которого доучивала дома мать после исключения из школы.

Но они, эти люди, стали гениями, успешными и известными на весь мир. Иногда невозможность соответствовать требованиям системы, отнюдь не признак неуспеха в будущем.

Среди гениев немало двоечников или троечников и непростые отношения со школой Хотя, как правило, у многих таких гениев-двоечников была поддержка в лице близкого человека (мамы, дяди, няни), благодаря чему талант не был утрачен, а стремление его развивать не угасало... Родителям современных потенциальных гениев следует тоже задуматься. Успех не всегда зависит от отметок в табеле. Чаще все же от веры родителей в ребенка и его талант.

Антон Чехов - непревзойденный мастер слова, гениальный писатель - в третьем классе остался на второй год из-за двоек по арифметике и географии. В пятом снова задержался из-за греческого. Даже по русской литературе и языку у него были тройки.

Сергей Королев - человек, сделавший очень многое для освоении человечеством космоса, в школе был троечником со склонностью скатываться в двойки.

Томас Эдисон - известный изобретатель, сразу возненавидел школу. Уже в первый год обучения он стал круглым двоечником. Учитель заявил, что Томас не способен к обучению, так как он - умственно отсталый ребенок. Его мать, бывшая учительница, учила Томаса дома. Она всячески поддерживала сына и верила в его способности. И это дало свои результаты. Гений из ее сына получился.

Ричард Брэнсон - мультимиллионер, основатель корпорации Virgin Group, человек, развивающий идею частного космического туризма. В школе он считался необучаемым. Потом выяснилось, что он страдал от скрытой причины неуспеваемоти - дислексии. Это неврологическое отклонение с неспособностью распознавать письменную речь.

Уинстон Черчилль был старшим сыном своих родителей-аристократов, бездельником и шалопаем. Учиться не любил. Сменял одну частную школу за другой, где получал двойки или в лучшем случае, тройки. Родители не теряли надежд и искали способы выучить сына. Уинстон любил почитать в тихом уголке серьезную литературу. Чем и занимался, когда его наказывали одиночеством. А еще ему назначали дополнительные уроки по английскому языку, возможно, тогда начался его путь к Нобелевской премии по литературе.

Пушкин ненавидел математику и совершенно в ней не разбирался. Впрочем, это не главная его проблема. В лицее он по общей успеваемости был предпоследним.

Билл Гейтс плохо учился в школе. Не слишком старался и вообще многое из школьной программы считал ненужным и неинтересным. Родители его поощряли разными способами и не теряли веру в его талант и способности.

Альберт Эйнштейн - самый известный физик, лауреат Нобелевской премии, создатель теории относительности в школьные годы слыл тупицей. Учителя сомневались, что он осилит программу и сможет закончить школу. Школьный предмет физика - был одним из сложных для мальчика предметов.

Его образованием занимался дядя, который давал знания, опережавшие школьный уровень. Возможно, Альберту просто было скучно. Но ему трудно давались гуманитарные науки, он плохо писал и читал. А еще есть мнение, что гениальный физик был аутистом и страдал от .

Источник фото: rexfeatures.com, depositphotos.com, wikipedia.org

Алла Борисовна не была отличницей, даже наоборот: будущей знаменитости совсем не давались химия, черчение, география и иностранный язык. А вот по музыке, конечно, была твердая пятерка.

Михаил Державин


РИА Новости/ Виталий Арутюнов Михаил Державин был отпетым двоечником — по некоторым предметам учителя даже не смогли его аттестовать. Среднее образование он заканчивал в вечерней школе — но не только из-за плохой успеваемости: умер его отец, и мальчику пришлось работать, чтобы помогать семье.

Владимир Кристовский

Будущему музыканту в принципе не очень нравилась идея ходить в школу каждый день — так что прогуливал он часто, и на успеваемости это, конечно, отражалось не лучшим образом. А после школы от отправился учиться на… электромонтера.

Виктор Цой


РИА Новости/Галина Кмит Виктор Цой не мог похвастаться хорошими оценками: в школе ему было скучно, уже в пятом классе он увлекся музыкой, и вскоре собрал свою первую группу. В художественной школе ему нравилось гораздо больше, а высшего образования музыкант так и не получил.

Федор Бондарчук

Федор Бондарчук рос в известной и знаменитой семье, но несмотря на это, учеба его совершенно не интересовала. Наоборот, родителей постоянно вызывали в школу: Федя прогуливал, курил на переменах, пререкался с учителями и регулярно получал двойки.

Мария Аронова


Хорошие оценки у будущей актрисы были только по русскому и литературе, точные науки ей совсем не давались. Но за двойки и тройки родители ее не ругали.

Марат Башаров

Марат Башаров в школе был хулиганом и двоечником — но это не помешало ему потом поступить на юридический факультет.

Джим Керри

Джиму Керри пришлось учиться в десятом классе три года — но дело не в том, что он ленился или ничего не понимал. В семье было плохо с деньгами, и мальчику пришлось рано пойти работать, он так уставал, что просто не мог уделять учебе достаточно внимания.

Вайнона Райдер

Актриса просто бросила школу после седьмого класса. И не только из-за учебы, которая ей не давалась: необычную девочку, которая выглядела не так, как большинство учеников, дразнили и били одноклассники.

Том Круз


Том Круз сменил более десятка школ, и везде у него были проблемы с учебой. Причина оказалась в дислексии — мальчик просто не мог воспринимать написанный текст, чтение было для него непосильной задачей.

Кевин Спейси


Кевин Спейси с детства был очень активным: из военной школы, куда его отправили родители, мальчика скоро отчислили за хулиганство, драки и недисциплинированность. А вот в актерской школе, куда он отправился в 16 лет по настоянию мамы, ему понравилось — и сразу появились успехи.

Джонни Депп

Джонни Депп учебу просто игнорировал — ведь он с детства решил, что будет рок-звездой, и основал собственную музыкальную группу. Прогулы, двойки, снова прогулы — и в 15 лет будущая мировая знаменитость вопрос школы просто для себя закрыла.