Как просить помощи у матронушки. Какой продолжительности должна быть молитва? Какие бывают молебны

По церковным православным канонам в церковь принято приходить с молитвой о семейном счастье, продолжении рода и здоровье. Нельзя просить материальных благ и на финансовое неблагополучие.

Однако в христианстве есть святой, которому можно молиться и просить помощи в поиске перспективной работы, приобретении жилья и о финансовой стабильности. Его имя – святой Спиридон Тримифунтский. У него нельзя просить слишком многого, но тем, кто действительно нуждается, он обязательно поможет в разрешении сложной ситуации и укажет правильный путь.

Великий чудотворец и «мэр всех городов» Спиридон Тримифунтский

Спиридон Тримифунтский родился на острове Кипр, он не страдал от бедности и лишений, жил в обеспеченной семье, в наследство ему достался большой дом и богатые земли. Он жил тихо в городе Тримифунты и всегда помогал бедным, был избран на должность епископа в родном городе.

Он решил изменить свою жизнь после смерти любимой жены: продал все свое богатство, деньги раздал нуждающимся и отправился в скитания по миру. При жизни Спиридон Тримифунтский совершил много чудес, например, превратил змею в золото и отдал драгоценный металл бедному крестьянину, смог воскресить девушку и ее мать.

Спиридон известен как заступник бедных и помощник в обращении к Богу с молитвами о материальном благосостоянии. День памяти Спиридона – 12 декабря, это время на Руси называлось Солоноворотом, когда зима обращалась на мороз, а солнце – на лето.

Как и где молиться святому Спиридону Тримифунтскому?

Частицы мощей святого Спиридона Тримифунтского хранятся в Москве в двух храмах: Воскресения Словущего в Успенском Вражке и в Покровском храме Свято-Данилова монастыря. В Самаре в честь Спиридона построен храм, где тоже находятся частицы мощей святого.

Молиться Спиридону Тримифунтскому можно не только в храме, но и дома. Для этого нужно купить икону святого и читать 40 дней подряд в любое время, кроме поста. Молитву нужно читать до тех пор, пока не решится проблема, с которой обращаются к святому.

Православные молятся о материальном благополучии святому Спиридону Тримифунтскому и знают, что он обязательно поможет всем молящимся. По храмам постоянно странствует одежда и башмаки – символы святого. Они постоянно истираются и заменяются на новые. Изношенная одежда разрезается на небольшие кусочки, которые дарятся верующим.

Болезнь - одна из самых страшных бед, которые могут прийти в каждый дом. И иногда традиционные методы лечения бессильны помочь, или этой помощи попросту недостаточно. Верующие люди испокон веков в случае болезни обращались не только за физической помощью, но и за духовной поддержкой.

Инструкция

Очень часто, столкнувшись с бедой или болезнью, мы задаемся вопросом - кому же помолиться о . Важно понимать, что в все молитвы обращены к Господу. Обращаясь к святым и Матери Божьей, мы просим их о молитвах за нас перед Господом. Иначе говоря, помощи мы ждем именно от Всевышнего, поддерживают наши молитвы, укрепляют и усиливают их. Однако по традиции при определенных заболеваниях чаще всего обращаются за заступничеством к определенным святым. Причина кроется в истории их земной жизни, а также в истории исцелений, связанных с их заступничеством и помощью.

О здоровье и исцелении своем и своих близких принято обращаться с молитвами ко Господу Иисусу Христу, а также перед иконами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» и «Целительница». Одним из самых почитаемых святых-целителей считается святой Пантелеимон. Он был врачом в своей светской жизни, приняв и уверовав во Христа он посвятил свою жизнь бескорыстному исцелению страждущих. После его смерти верующие продолжают обращаться к нему за помощью.

При заболеваниях глаз и ухудшении зрения принято молиться перед «Казанской» иконой Пресвятой Богородицы. История обретения этой иконы началась именно с исцеления двух слепых. Также с просьбой о восстановлении зрении часто обращаются к Лонгину Сотнику. Лонгин был одним из офицеров, несущих службу на Голгофе у подножия распятия креста. Он уверовал во Христа, признал его божественную сущность. По преданию именно Лонгин был тем , который пронзил ребра Спасителя копьем и от истекшей крови обрел исцеление больных глаз.

Очень часто за помощью к святым заступникам обращаются супружеские пары, не имеющие возможности завести детей. Молитвы о даровании детей обращают к святым Иоакиму и Анне, праведным Девы Марии. Они сами долгие годы не могли иметь потомства и только после долгих и усердных молитв получили благую весть о предстоящем рождении долгожданного ребенка. С той же бедой бесконечный поток верующих направляется к мощам Матроны Московской, где обретает утешение, поддержку и очень часто долгожданную радостную весть о предстоящем рождении малыша.

И все же при обращении за помощью и заступничеством к святым самое главное не то, перед какой иконой вы этой помощи просите, главное - обращаться с искренней верой и надеждой на исцеление.

Связанная статья

К молитве порой прибегают даже люди, не слишком верящие в Бога. Обычно это происходит в ситуации, когда человеку уже не на что надеяться. Но даже искренне верующие люди порой не знают, как надо молиться, с какими словами следует обращаться к Богу.

Инструкция

Молитва – это разговор человека с Богом. Разговор очень личный, поэтому молиться лучше в одиночестве, когда вас никто не видит. Это не исключает молитвы и в других местах, вы можете молиться (про себя, в уме) даже в общественном транспорте или шагая по людной улице. Тем не менее, для самой сокровенной молитвы нужны тишина и уединение.

Хорошо, если у вас есть икона, но это не обязательное условие. Разговор человека и Бога идет через сердце, поэтому нет ничего, что могло бы помешать этому общению – как и того, что могло бы существенно помочь. Молясь перед иконой, помните, что молитесь не ей, а тому, чей образ на ней запечатлен.

Для начала молитвы лучше всего выбрать поздний вечер. Вы одни в комнате, свет приглушен. Можете выключить его и зажечь свечу. Запомните главный момент: в разговоре с Богом важны не слова, а чувства. Бог понимает вас и без слов, поэтому не придавайте им слишком большого значения. Просто поведайте Ему о том, что вас тяготит.

Стоит ли читать хорошо известные молитвы или лучше использовать свои слова? Здесь нет однозначного ответа, можно использовать оба варианта. Главное, чтобы ваша молитва не была механической – старайтесь прочувствовать каждое слово, осознать его, осмыслить.

В разговоре с Богом будьте искренни. Недопустима никакая фальшь, ведь Бог и так знает о вас все. Не стремитесь искусственно возбудить в себе какие-то возвышенные молитвенные чувства, это неправильно. Если вы чувствуете, что ваша молитва суха и пуста, попросите Бога помочь вам научиться молиться, это самый лучший вариант.

Не гонитесь за многословностью. Самые простые слова, произнесенные с сердечным чувством, приблизят вас к Богу больше, чем самая пространная, но механически прочитанная молитва. Старайтесь чаще предстоять Богу в полной внутренней тишине, это самые ценные моменты – многие люди не могут ощутить Его присутствия именно из-за собственной многословности. Не случайно на пути молитвенного восхождения человека к Богу высшей является безмолвная молитва – когда человек безмолвно предстоит Ему всем своим существом.

Как надо молиться, вслух или про себя? Уместны оба варианта. Чувствуете потребность обратиться к Богу вслух, так и поступайте. Хотите молиться про себя, пусть будет так. Следует отметить, что монахи, практикующие Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)», сначала твердят ее вслух, позже про себя. Но даже на высших ступенях молитвенного подвига они не считают зазорным помолиться вслух. Поэтому просто слушайте себя и молитесь так, как вам больше нравится.

Где лучше молиться, в церкви или вне ее стен? И здесь тоже нет однозначного ответа. Церковь помогает человеку самой своей атмосферой, намоленностью места. В то же время, многие люди в церкви робеют, чувствуют для себя невозможным открыто проявлять чувства в присутствии других верующих. В этом случае самой искренней будет молитва, совершаемая в одиночестве.

Как понять, что молитва услышана? Разговаривая с Богом, человек обычно пытается поведать Ему о своих бедах и скорбях. На душе при этом бывает очень тяжело. Однако в какой-то момент молящийся вдруг испытывает удивительное чувство – ему становится значительно легче, с души словно падает камень. Человек может ощутить умиротворение, радость, возникает понимание, что он услышан.

Достичь в молитве каких-то высоких состояний удается далеко не сразу. Более того, само стремление к необычным ощущениям является большой ошибкой. На пути молитвы существует множество ловушек, в них попадают те, кто не смог избавиться от гордыни, в ком отсутствует смирение. Для понимания возможных ошибок следует читать книги святых отцов. Например, «Аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова, «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадского, «Слова подвижнические» Исаака Сирина.

Источники:

  • Моя жизнь во Христе, Св. Иоанн Кронштадский

Разумеется, молиться можно везде и всегда, не только в церкви - в доме, и в поле, и в пути. Можно и нужно, но согласитесь, тысяча голосов, одновременно взывающих в церкви: "Господи, помилуй" - скорее пройдет небеса, чем одинокий голос молящегося в доме.

Преподобный Иосиф Волоцкий , говоря о пользе общественной молитвы, замечает: "Можно молиться дома, но там нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное молебное пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо".

Об этом стоит помнить. Хотя сказанным не умаляется необходимость домашней молитвы, тем более семейной.

Слова Христа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" - подтверждают православное понимание того, что семья - это домашняя церковь.

Очень важно, чтобы весь уклад жизни и быт семьи, состоящей, конечно, из верующих людей, были построены на молитве; чтоб вместе молились, вместе трудились, учились, вместе ходили в церковь, соблюдая ее Устав и традиции. Только в такой семье и закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. Воспитанные в духе христианской любви и послушания родителям и церкви, они будут стоять на твердом фундаменте святой Веры. То, что получат в семье, они пронесут через всю свою жизнь. Не возникнет тогда и пресловутая проблема отцов и детей. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем остальном.

Из сказанного понятно, что такое молитва, но часто многие спрашивают у священника: "Батюшка , научите, как молиться, что нужно сделать, чтобы Бог услышал меня".

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Здесь надо иметь в виду личность каждого человека: его возраст, образование, общественное положение, в семье живет он или один. Здесь нужен индивидуальный подход священника к каждому. Но общий и обязательный совет можно дать: "Прежде чем начнешь молиться, приготовь себя" (Сирах. 17,23).

Перед тем как человек заимеет желание помолиться, он должен создать для себя условия, помогающие ему в совершении молитвенного общения с Богом . То есть найти по возможности место, где никто и ничто не будет отвлекать от молитвы. Желательно перед началом молитвы взглянуть на святой образ Спасителя, Божией Матери или святого и мысленно представить себе их живое присутствие. Помни: если ты не видишь Бога, то Бог точно видит тебя. Сотворив на себе знамение Креста, с благоговением начинай свое молитвенное правило или по молитвослову, или своими словами, но обязательно исходящими не только с языка, но главное - от сердца, иначе молитва будет напрасна, ибо, как сказал Господь: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно (напрасно) чтут Меня" (Мф.15, 8-9).

Надо молиться с горячей верой в то, что "... все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21, 22), не забывая в то же время, что наша молитва всегда должна быть наполнена искренней любовью и прощением ко всем ближним; в противном случае так же бесполезно будет наше моление. Об этом предупреждает каждого Сам Христос: "Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. Если не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших" (Мрк.5,44).

"Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее - прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих и ради этого Бог услышит всякую молитву его" (Авва Зенон).

Молитву, сопровождаемую крестным знамением и поклонами, соединенную смиренным и слезным сокрушением о своих грехах, скорее услышит Господь, ибо устами пророка Он говорит: "На кого Я воззрю - только на смиренного и сокрушенного духом" (Исх. 66 гл. 2 стих.).

Поскольку через сердечную молитву происходит живая связь с Богом, то незаметно для нас ее действие способствует освящению и очищению души и тела, и тем самым мы приближаемся к духовному миру, становимся ближе к Богу. Потому-то все святые Отцы призывают нас к непрестанной молитве.

Правда, часто слышишь от молящихся сетование и смущение на то, что во время молитвы в голову приходят разные, подчас и греховные помыслы. На это святые Отцы говорят, что человеку, занимающемуся внимательной молитвой, особенно завидует дьявол и наводит на него различные искушения, и в частности нападение таких мыслей, которые конечно же мешают чистой молитве. Но, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):

"Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей же пользы, потому что оно приводит к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности" и способствует к усиленной, горячей молитве.

Так что, не смущаясь, надо продолжать свою молитву и ею отражать бесовское наваждение. В утешение наше Господь иногда подает нам благодатное ощущение во время молитвы, а иногда попускает искушения для укрепления нашего духа.

Где у них кнопка?

Наверное, каждый священник, да и любой сотрудник, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечу, чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация. Тревожнее всего тот факт, что такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто появляется в храме достаточно регулярно. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому мне представляется важным об этом поговорить.

Человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?»

Нужно отдавать себе отчет в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому - о хорошем урожае огурцов,- не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни. Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок, причем то, как происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. И что-то подобное мы подчас видим в Церкви: человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы получить на выходе тот результат, на который он рассчитывает.

Конечно, играют здесь определенную роль и молитвословы, в которых издатели для достижения большего коммерческого эффекта от продаж наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». У человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определенного угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.

Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определенной нужде мы имеем; это бывает сопряжено с тем, в чем этот святой уже оказывал нам помощь, каково его житие, что в нем рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, что мы можем от них получить, а в первую очередь на межличностном общении. Ведь каждый угодник Божий - это прежде всего человек, который жил когда-то на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью. Мы понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся на путях земной жизни, мы общались только ради их положения и возможности в чем-то оказать нам помощь, это было бы лицемерием, но в отношении святых нам почему-то такая мысль в голову не приходит. А было бы совершенно естественным, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как узнаём мы людей, которые нам становятся близкими: мы вникаем в их житие и как бы входим в их жизнь, а они - входят в нашу. Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. И тогда из всего этого может родиться в наших отношениях со святым то, что действительно изменит к лучшему нашу жизнь.

Узнавание - из молитвы

Есть во всем этом, однако, такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера. А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно. Хочется человеку глубже узнать своего небесного покровителя - а о нем в житийном сборнике всего один абзац. Получается, что многие имена в святцах должны так и остаться для нас, условно говоря, именами?

Узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему

Думаю, что в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов. Может быть, это прозвучит странно и удивительно, но узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли - в нашем сердце рождаются те или иные чувства, и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле. А из этого какое-то более определенное отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность, и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.

Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так. приводит в одной из своих книг такой эпизод: однажды он, по обыкновению, совершал свое утреннее правило, и когда дошел до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы, так что он не мог до этого календаря добраться. Наверное, его это очень опечалило - и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память». Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесет. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство - и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.

К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам. А как такого рода шаг может сделать святой? Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине или, к примеру, святителя Нектария Эгинского. Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжелых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси: он никогда не имел отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям. И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека. И, конечно, не стоит от этого недоумевать, не стоит и, наоборот, искать в этом какой-то смысл, наполняющий нас гордостью,- просто нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

Просить или не просить?

Из нашей жизни уходит молитвенное предстояние святым - бескорыстное, без какой-то нужды

Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле - были у , в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны - огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за пятнадцать минут. Я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве нечто большее она в нашей Церкви, нежели игумен земли Русской? Почему же тогда такой ажиотаж? Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию - помолиться. Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым - бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности. Человек несет к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна, без нее полноценное общение невозможно.

Говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием. То есть когда мы испытываем в чем-либо нужду, о чем-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога - нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого - желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли. И есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чем конкретно захочет Господь явить Свою милость, как Он проявит Свою любовь, уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и Свое доверие к Нему. С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым. Обязательно, хотя бы иногда. И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.


Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?


Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника - она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, - а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Сколько раз в день нужно молиться православным?

Молитва - это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце - поблагодарить Его.

Кроме этого, важно в храме для совершения церковной молитвы и принятия . При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

Время чтения православных молитв в церкви и дома

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили . Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают , вечером, по возвращении домой – . Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники - Литургию.

Во время молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы - на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно , и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Время утренней молитвы

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении . Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Время вечерней молитвы

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном . Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Молитва в течение всего дня

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Непрерывная молитва

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника , и количество повторений строго регламентируется .

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Какой продолжительности должна быть молитва?

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

Хотите успеть на поезд или самолет и помолиться о благополучном путешествии в часовне при вокзале или в аэропорту? Тогда выходите из дома с запасом: найти молельную комнату будет трудно, и в этом вам почти никто не сможет помочь.

"Здесь где-нибудь есть часовня или молельная комната?" — спрашиваю у полицейского при входе на Казанский вокзал.

"У нас вы их вряд ли найдете", — отвечает страж порядка.

Я все же решила лично убедиться в их отсутствии и обойти все помещения вокзала. Зал за залом, этаж за этажом — во всем здании Казанского вокзала нет ни одного указателя, направляющего к часовне или молитвенному помещению для мусульман.

Лишь спустя почти полчаса я набрела на вход в храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Оказалось, что найти его довольно легко людям, входящим на вокзал с Комсомольской площади. А вот путешественникам, попадающим внутрь с одноименной станции метро, придется, как и мне, плутать по многочисленным залам Казанского.

"Всегда захожу в привокзальные часовни"

Храм в честь Казанской иконы соседствует с ресторанным двориком. Около половины небольшого помещения занимает церковная лавка, за ней на стенах висят несколько икон. В храм то и дело заходят люди, покупают в лавке свечки, ставят их у образов, несколько минут молча молятся, крестятся и уходят.

"Поначалу, когда храм открыли в 2005 году, посетителей было мало. А сейчас сюда часто путешественники заходят. В выходные меньше, по будням больше: многие заходят поставить свечку перед работой", — рассказывает женщина за прилавком.

Помимо свечек, все желающие могут приобрести икону, книгу или заказать требу, подать записку с просьбой помолиться о путешествующих. Время от времени храм посещает отец Алексий (иерей Алексей Буров. — Прим. ред. ). Хотя батюшка служит на Автозаводской в Симоновом монастыре, в свободное время он проводит литургии в храме на Казанском вокзале. О предстоящем богослужении верующих предупреждают, вывешивая на двери объявление.

"Здесь я уже не в первый раз. Сейчас в командировку еду. Довольно часто куда-то путешествую. Перед дорогой всегда захожу в привокзальные часовни. Здесь я ставлю две свечки — за отца и мать. Одну за упокой, вторую за здравие. А за меня жена помолится", — делится со мной Николай — мужчина средних лет, на пять минут забежавший в храм перед поездом.

Малый спрос — почему?

На сегодняшний день православные часовни есть на всех вокзалах столицы. Однако, в отличие от храма на огромном Казанском вокзале, церковные помещения на Ярославском, Киевском и Ленинградском не могут похвастать такой же востребованностью у верующих.

"Мы только четвертый год как открылись. На площади трех вокзалов у нас меньше всего посетителей, если судить по выручке. Все потому, что здесь в основном ночные поезда, а мы работаем только до восьми вечера. Есть, конечно, прихожане из сотрудников вокзала, но их не всегда начальство отпускает", — жалуется мне женщина, сидящая за прилавком в часовне во имя святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца на Ленинградском вокзале.

По ее мнению, здесь немного посетителей еще и потому, что часовню трудно найти, и одна из ответственных сотрудниц Церкви уже ведет переговоры с вокзалами, чтобы разместить указатели. Но пока тщетно.

"Кроме того, из-за проверки часовню пришлось на два месяца закрыть — и мы только несколько дней назад снова открылись, люди могут еще об этом не знать. А вчера я позже часовню закрыла: один мужчина попросился к иконе приложиться перед дальней дорогой. Поезд-то ночной, раньше прийти он не смог", — разводит руками моя собеседница.

По четвергам, добавляет она, в часовню приходит батюшка и служит молебен. "Но народу мало, иногда только я да он. Обидно. А часовня у нас в честь Николая Чудотворца — покровителя путешественников, люди могут подать записки с просьбой помолиться о них святителю", — поясняет женщина.

По ее словам, в часовне собирается много народу только в феврале, когда проводится крестный ход по всем вокзалам Москвы.

Надежды мусульман

Обойдя вокзалы столицы, выяснила, что в них нет ни одной молельной комнаты для мусульман. Хотя еще в марте 2016 года муфтий Москвы, имам Соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил о необходимости разместить при каждом вокзале и аэропорте Москвы молельные комнаты.

"У нас есть официальная переписка с госструктурами, вокзалами по данному вопросу. Они нам отказывают в выделении молельных комнат, хотя мы берем на себя обустройство, оснащение и назначение дежурного имама. Но нам отвечают, что мест нет. Пока в данном вопросе навстречу не идут. Предлагают только на коммерческой основе, чтобы мы арендовали территорию", — поясняет Аляутдинов.

В РЖД мне пока не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Аэропорты Москвы

Ситуация с аэропортами обстоит для мусульман куда лучше. В Домодедово есть мечеть "Сафар" (в переводе — "Путешествие"). Это помещение площадью около 45 квадратных метров, оснащенное местом для совершения омовения и перегородкой, за которой намаз могут совершать женщины. Для православных верующих в аэропорту есть часовня во имя архангела Михаила, а в ближайших планах Домодедово — открытие синагоги.

В Шереметьево пока позаботились только о христианах — две часовни и ни одной молельной комнаты для мусульман. Муфтий Аляутдинов уточняет, что в строящемся терминале аэропорта ее все же планируется открыть. Однако на исламских форумах можно найти сообщения, что молельня для мусульман здесь есть, но в нее непросто попасть.

"Если что, молельная комната есть и в Шереметьево. Обращайтесь к менеджерам турецких авиалиний, они дадут вам ключ от комнаты намаза", — информирует единоверцев пользователь Абу Иброхимейн.

А вот аэропорт Внуково как раз предоставил молельную комнату только для мусульман. Но найти ее крайне трудно: опять-таки из-за отсутствия ориентиров.

"Видите указатели, ведущие к туалету? Идите по ним, там заодно и мечеть есть", — надоумил меня один из сотрудников аэропорта.

Действительно, молельня для мусульман соседствует с туалетом. Внутри молельни тесно, одновременно в ней могут совершать намаз только три человека. Однако и здесь есть место для омовения.

"Я всегда совершаю намаз перед путешествием. Когда помолишься — лететь не страшно. Да вы не бойтесь, женщинам сюда тоже можно заходить", — подбадривает меня мужчина, вышедший из комнаты.

Востребованность перед полетом

Молельные комнаты в аэропортах пользуются у верующих большим спросом, чем на вокзалах. На форумах некоторые путешественники, вылетавшие ночными рейсами, жалуются, что единственный минус часовен и комнат для намазов — некруглосуточная доступность.

Только комната во Внуково открыта для верующих всегда. Но и здесь есть свои минусы: почти никто не видел здесь дежурного имама. Пока я разговаривала с мусульманином, к мечети подошли три православные монахини. Они тщательно осмотрелись в поисках часовни. Не найдя, где помолиться, женщины пожали плечами и отправились проходить паспортный контроль.