Как подготовиться к школе после летних каникул: советы психолога Светланы Ройз. Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул

Как подготовить ребенка к школе после каникул. Нашим детям приходится нелегко, усаживаться за школьную парту после отдыха. Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным. «Надо, значит надо!» – говорят взрослые. Они думают, что стоит, как в сказке, произнести заклинание: «Горшочек! Вари!», и мысли настроятся на школьные будни, подготовку уроков, написание контрольных. Но… не варит «горшочек»! Точнее, варит не так быстро, как нам бы этого хотелось. Ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к школе после каникул.

Конечно, сложнее всего детям приходится после самых долгих, летних каникул. Во время каникул резко меняется распорядок всего дня: и сна, и питания, и прогулок. Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9–10 часов утра, затем завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (мы, по крайней мере, на это надеемся), а спать ложатся поздно, желая посмотреть все интересные фильмы, которых много в праздничные дни. Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход к учебе дается ему очень нелегко. Отвыкший вставать в 7.00, первые школьные дни он почти спит на уроках. Какая уж тут концентрация внимания и хорошие оценки?

Чтобы облегчить своему ребенку переход от каникулярного времяпрепровождения к школьным будням, нужно придерживаться режима дня и во время каникул. Конечно, идеально, если бы прежний распорядок дня сохранился (подъем в 7.00, ночной сон с 21.30). Но это вряд ли выполнимая рекомендация. Постарайтесь хотя бы в последние 3–4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше. Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства. Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…». За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь». Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.». Чем больше будет таких высказываний, тем лучше.

Понятно, что в этой игре выигрывают двое. На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

На каникулы, как правило, задают уроки. И задача родителей – проследить, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днем. Если ребенок желает сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то пусть так и будет. Но если он оттягивает момент, когда нужно будет сесть за стол, то вам придется напомнить ему о заданиях. Не ленитесь, посмотрите дневник и вместе определите, что должно быть сделано. Затем договоритесь, в какое время он будет выполнять задания. Если ребенок поймет, что в день ему не потребуется более 20 минут, то вряд ли будет сильно сопротивляться. Более того, равномерное распределение нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни.

Лучший помощник при многих проблемах – это свежий воздух. Будет идеально, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, проводивший много времени на улице во время каникул, адаптируется к школе гораздо быстрее, чем тот, кто все это время просидел около компьютера и телевизора.

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойнымПоменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель

Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть.

Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра

Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!».

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферуВполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой хороший потенциал!

Не планируйте других изменений в жизни

Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2–3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе

По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы. Поужинали – и можно 30–40 минут погулять во дворе.

Обратите внимание на питание

Не забывайте каждый день давать ребенку фрукты и овощи.

Не забывайте про ласку

Психологи говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении. Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

И последний совет для всех тех, кому трудно вставать по утрам: выполните упражнение «Звезда». Еще лежа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд в комфортном для вас темпе. Вы очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать рабочий или учебный день!

Осень ассоциируется не только с желтыми листьями, холодом и дождями, но и с активной учебой. Мысли о том, что каникулы уже закончились, а впереди ожидают школьные будни, домашние задания, а также контрольные, вызывают у школьников панику и нежелание учиться. Как же сделать так, чтобы ребенок после каникул собрался с духом и пошел в школу с огромным удовольствием? Существует множество простых советов, которые максимально эффективно помогут настроиться на рабочий лад, как с моральной, так и с физической точки зрения. О некоторых из них мы расскажем в этой статье.

Зачем нужна подготовка к началу учебного года после каникул

Во время летних каникул у детей появляется свой режим. Они поздно ложатся спать и поздно просыпаются, едят только в перерывах между играми и делают упор на фастфуды, чипсы, сухарики, кока-колу, а не на здоровую пищу, часто зависают в компьютерных играх, смотрят огромное количество фильмов, играют на улице до темна. Иными словами - наслаждаются летней свободой во всю. Но после каникул свобода заканчивается, и все дети усаживаются за школьные парты. Для того, чтобы этот период не превратился для ребенка в сущий кошмар, необходима предварительная подготовка, которая поможет мотивировать школьника на получение новых знаний.

Готовиться к началу нового учебного года необходимо заранее, дабы потом у ребенка не возник стресс и отвращение к школе. Идеально будет, если к подготовке вы приступите вместе со своим ребенком где-то в начале августа. Это отличное время для того, чтобы школьник успел настроиться на школьные будни.

Очень важно готовится постепенно, чтобы чадо окончательно не потеряло желание учиться.

Начинать подготовку к школьным будням необходимо со здоровья. Ведь для получения новых знаний очень важно быть здоровым и крепким. Если ребенок привык играть на улице допоздна, а также смотреть любимые фильмы до полуночи, придется перенастроить его на школьный режим, то есть ложиться спать до 22:00 и вставать в 7:00. Будьте готовы, что поначалу сделать это будет трудно. Но со временем ребенок войдет в этот режим и с 1 сентября он будет уже легко просыпаться по утрам, чувствуя себя при этом достаточно бодро.

Правильное питание

Питание также очень важно для детей школьного возраста. Ведь они испытывают колоссальные нагрузки на свой мозг. Если летом вы привыкли баловать своего ребенка мороженым, различными фастфудами, сладостями, чипсами и прочими не полезными продуктами, то к приближению учебы от них следует напрочь отказаться. В это время очень важно перестроить ребенка на правильный сбалансированный рацион, включающий в себя полноценный завтрак, обед и ужин. Очень важно уделять внимание мясу, рыбе, фруктам и овощам, которые богаты всеми полезными веществами. И вместо сладких газированных напитков лучше пить виноградный или яблочный сок.

Прогулки на свежем воздухе

Если ваш ребенок не может оторваться от компьютера, обязательно просите его, чтобы он выходил на улицу подышать свежим воздухом. А когда уже начнется учеба, не пренебрегайте короткими прогулками после занятий.

Даже полчаса, проведенные в парке или в лесу, подарят вашему чаду хорошее настроение и зарядят энергией.

Культурная программа

Если во время летних каникул главными интересами ребенка были стрелялки, куклы, игры с мячом или другие развлечения, то в преддверии школьных будней приобщите его к более культурной программе, которая отлично развивает и расширяет кругозор. Это может быть поход в зоопарк, в театр или на выставку. А после совместного времяпровождения попросите ребенка написать короткое сочинение о том, что же он такое интересное увидел.

Приобретение обновок

Шоппинг - дело приятное не только для взрослых, но и для детей. Поэтому очень полезно будет отправиться на школьный ярмарок. Новый портфель, дневник, туфли, пиджак, приятно пахнущие тетрадки, красивые ручки и линейки - перед всем этим не устоит ни один школьник или школьница.

Новые знакомства

Новые друзья придутся кстати, особенно если ребенка перевели в другую школу. Приятные знакомства не дадут заскучать и прибавят уверенности в себе. Если есть старые друзья, не стоит пренебрегать встречей и с ними. Вместе веселее учиться и делать домашние задания.

Интересное обучение

Выполнение домашних заданий наверняка не нравится многим школьникам, особенно если задали много уроков на лето. Но выполнять их все же придется. Что же делать в этом случае, как усадить ребенка за уроки? Выполнение домашних заданий вы можете превратить в интересную игру. Например, если ребенок прочитал книжку, заданную по школьной программе, он получает приз в виде похода в аквапарк или катание на лошади.

Уделяя на домашние задания хотя бы по 30 минут в день, ребенок легче перестроится на учебу.

Родителям на заметку: что не стоит делать?

Существует множество моментов, которые нужно обязательно знать родителям, дабы не испортить ребенку настроение и не избавить от желания учиться. Мы выделили самые основные из их:

  • Ни в коем случае не пичкайте ребенка учебниками и домашними заданиями. Он должен наслаждаться летом. Включайте в день всего по немножку.
  • Не переводите ребенка на строгий режим резко.
  • Не лишайте школьника встреч с друзьями.

Учитывая все эти нюансы, переход на школьный режим пройдет очень легко и приятно, а ваше чадо наверняка будет учиться с огромным удовольствием.

Вопросы и ответы:

  1. Зачем нужно готовить ребенка к началу учебного года заранее?

Это нужно для того, чтобы ребенок морально и физически на рабочий лад.

  1. За сколько дней необходимо заняться подготовкой ребенка в школу?

Чем раньше - тем лучше. В идеале - за 3 недели до 1 сентября. За это время он успеет настроиться на школьные будни.

  1. Как правильно подготовить свое чадо в школу?

Делать это необходимо постепенно. В противном случае у ребенка может пропасть желание идти в школу. Здоровый сон, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, культурная программа, покупка новых вещей и школьных принадлежностей - это и есть правильная подготовка ребенка к началу нового учебного года.

  1. Обязательно ли на каникулах учиться?

Насильно заставлять ребенка учиться на каникулах не стоит. Но домашние задания все же придется делать. Идеальным решением станет равномерная нагрузка, то есть за месяц до начала нового учебного года необходимо уделять на домашние задания хотя бы по 30 минут в день.

  1. Что запрещается делать?

Не стоит лишать ребенка лета, запрещая ему гулять с друзьями, зубрить учебники и выполнять домашние задания до ночи. Во всем нужно знать меру.

Как подготовиться к школе за лето.

Будущие первоклашки и не подозревают о том, что ждет их впереди. Мы решили разобраться, как провести лето с пользой, не растерять полученные знания и приобрести новые!

1. Соблюдаем режим

Каникулы - это не значит "пускаться во все тяжкие". Сон до полудня, игры до полуночи - никто не говорит, что такого делать категорически нельзя. Можно, но только если это исключение из правил. Даже во время отдыха стоит соблюдать режим - вставать в одно и то же время, ложиться вовремя спать, уделять время активным и спокойным играм, а также контролировать время, проведенное с гаджетами. По словам психолога Михаила Лабковского, дети могут пользоваться интернетом максимум полтора часа в день и не более четырех часов в выходные - это школьники от четвертого класса, а дошкольники - не больше 40 минут в день. Психолог советует жестко выполнять правило вплоть до того, что родителя должны изымаете гаджеты и выключаете в доме Wi-Fi. В силах родителей предложить ребенку вместо гаджетов интересные увлекательные игры. Например, 3D пазлы. С помощью специального набора можно сделать объемную фигуру яркого объекта или сооружения. Такая игра помогает ребенку познавать окружающий мир, развивает логику и ум.


Ближе к 1-му сентября режим все больше и больше должен походить на "школьный". Ведь резкий переход от состояния отдыха к рабочему режиму — это большой стресс как для детей, так и для взрослых.

2. Учимся

Тут важно понимать, что речь не идет о зубрежке, заучивании правил или просиживанию над учебниками. За лето важно не растерять сам навык учиться. За летние месяцы в любом случае произойдет "откат в знаниях", но приступать к учебе в сентябре будет не так сложно, если ребенок все лето учил, например, иностранный язык или посещал книжный клуб (такой клуб родители могут организовать сами и активно в нем участвовать). Не стоит также оставлять домашнее задание на последний момент: они даются для того, что ребенок хоть немного оставался в "процессе обучения".

3. Кружки и секции

Остаться в этом "процессе обучения", а также приобрести новые навыки, знакомства ребенок может на всевозможных кружках и секциях. Сейчас самое время реализовать то, на что в школьное время не хватало сил и времени. Это может как разнообразные кружки, так и летний языковой лагерь. Сейчас выбор дополнительных занятий для ребенка ограничивается только его интересами и бюджетом родителей. Если же вы планируете ввести какие-то кружки или секции для ребенка в течение учебного года, то посещать их лучше уже с августа.

4. Первый раз - в первый класс

Особенно волнительное последнее "детское" лето ожидает будущих первоклашек. В сентябре они станут школьниками, а это - уже другая жизнь и другой уровень ответственности. Подготовительные курсы или регулярные занятия дома помогут дать ребенку представление о том, что его ожидает во время учебы. Но также важно до первого сентября прийти в школу, побродить по коридорам, зайти в класс. Еще лучше - встретиться с будущими одноклассниками. Это поможет минимизировать стресс от начала учебного процесса.

6. Собираемся в школу

Покупку школьных принадлежностей можно превратить в настоящий ритуал. Новые тетрадки, ручки, дневник с любимым мультяшным героем, красивый пенал и даже стаканчик для ручек и карандашей - дайте ребенку возможность выбрать самому, у него в жизни и так мало возможности выбора.

Доска для расписаний ТМ "1Вересня"

Пенал ТМ "1Вересня"

Стакан для канцелярии ТМ "1Вересня"

Рюкзак ТМ "1Вересня"

Рюкзак ТМ "1Вересня"

Дневник ТМ "1Вересня"

Пенал ТМ "1Вересня"

Также психологи говорят о том, что нужно поставить "точку в летних каникулах", настроившись на новую волну. Такой своеобразной точкой может стать выбор нового рюкзака. С ним ребенок проведет весь учебный год. Поэтому так важно выбрать рюкзак вместе: чтобы он нравился ребенку, а родители должны проследить, чтобы он соответствовал всем санитарным нормам. Например, рюкзаки от ТМ 1Вересня - яркие, с удобной ортопедической спинкой, дополнены светоотражающими элементами и сделаны из водоотталкивающих материалов. Обязательно дайте своему ребенку примерить новый рюкзак, чтобы он снова (или впервые!) почувствовал себя школьником.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Учебный год насыщен и наполнен событиями до краев. Уроки, домашние задания, секции, экскурсии — свободных минуток у детей практически не бывает. И, кажется, что когда наступят долгожданные каникулы, можно будет себе все-все позволить и выбраться из этого ежедневного круга: подъем — школа — уроки — дополнительные занятия. На самом деле, слишком резко «впадать» в отдых не надо — есть риск нанести вред здоровью ребенка. АиФ.ru спросил у врача-педиатра Анны Шуляевой , как надо готовить детей к каникулам, чтобы они прошли с максимальной пользой.

Летний режим

Режим ребенка, несмотря на то, что начались каникулы, должен быть приближен к школьному распорядку дня. Конечно же, это не значит, что ребенка следует поднимать в 7 утра, как вы это делаете, когда собираете его в школу — выспаться ему надо обязательно. Но все же и задерживаться в постели дольше, чем надо, не стоит. Летом ребенку вполне можно дать поспать и до 9. Но затем стоит организовывать мягкое просыпание — открыть дверь в его комнату, разговаривать, допускается даже включить музыку.

Отдельное внимание следует уделить отходу ко сну — лучше всего это делать в одно и то же время и не поздно. Оптимальным решением станет отбой в 9-10 часов вечера.

Не стоит забывать и про организацию правильного режима в течение дня. График ребенка должен быть похож на обычный школьный день с наполнением занятиями. После сна в идеале должна быть гимнастика, затем завтрак. Единственное исключение — вместо уроков по большей части прогулки на свежем воздухе, игры и спортивные занятия. Встает вопрос: как быть с летними домашними заданиями (такие всегда выдают в школах)? Их не стоит сбрасывать со счетов или оставлять на последний день. Если сосредоточиться ребенку легче утром, можно именно в это время немного позаниматься учебой. После обеда и сна, если он еще требуется школьнику, можно снова выходить на улицу и гулять побольше.

Учебе время

Современные учителя нередко дают план занятий с ежедневной разбивкой. Но если такого нет, то его стоит составить самостоятельно — в количестве минимальных школьных заданий на дом (2-4 примера, 3-5 предложений, небольшой текст), для старших классов нагрузку можно несколько увеличить, но ненамного. Как вариант, можно заниматься так: каждый день — один урок. Убирать нагрузку, чтобы дать ребенку отдохнуть, не стоит. Ведь от резкого введения ее после каникул организм также придет в стресс.

Готовим аптечку

Лето, да и каникулы в общем, пора активностей. Так как дети много времени проводят на улице, вырастает риск травмироваться, пораниться и т.д. Естественно, лучше заранее подготовиться к таким неожиданностям, чтобы они не заставали врасплох. Самыми частыми травмами летом являются ушибы, ссадины, переломы, солнечные ожоги и укусы клещей. С детьми обязательно нужно проводить профилактические беседы, объясняя, как избежать травм и рассказывая, что надо делать, если какое-либо происшествие все же случилось.

Также следует дополнительно оберегать ребенка, например, приобрести ему панамку, кепку или шляпку, которая позволит защититься от теплового удара, напоминать о необходимости больше пить. В аптечку дома следует положить зеленку, перекись водорода, йод, стерильные салфетки, бинты, спреи для обработки ожогов, жаропонижающие средства, препараты от аллергии. Перед наступлением лета стоит озаботиться постановкой прививок от клещей.

Выбор места отдыха

Где и как лучше отдыхать ребенку, решают родители в зависимости от имеющихся у них возможностей. В идеале — быть на свежем воздухе в деревне 1-2 месяца с периодическими приездами домой, для детей постарше в лагере на срок до 1 месяца. Ребенку необходимы и свежий воздух, и общение со сверстниками, и развивающие игры, и время на подготовку к школе.

Если ребенок остается на все лето в городе, стоит организовать его досуг так, чтобы он мог проводить достаточное количество времени на свежем воздухе, мог отдохнуть дома, позаниматься — как вариант для этой цели можно выбрать какой-либо досуговый центр.