Как определять четные и нечетные функции. Четность и нечетность функции

Скрыть Показать

Способы задания функции

Пусть функция задается формулой: y=2x^{2}-3 . Назначая любые значения независимой переменной x , можно вычислить, пользуясь данной формулой соответствующие значения зависимой переменной y . Например, если x=-0,5 , то, пользуясь формулой, получаем, что соответствующее значение y равно y=2 \cdot (-0,5)^{2}-3=-2,5 .

Взяв любое значение, принимаемое аргументом x в формуле y=2x^{2}-3 , можно вычислить только одно значение функции, которое ему соответствует. Функцию можно представить в виде таблицы:

x −2 −1 0 1 2 3
y −4 −3 −2 −1 0 1

Пользуясь данной таблицей, можно разобрать, что для значения аргумента −1 будет соответствовать значение функции −3 ; а значению x=2 будет соответствовать y=0 и т.д. Также важно знать, что каждому значению аргумента в таблице соответствует лишь одно значение функции.

Еще функции возможно задать, используя графики. С помощью графика устанавливается какое значение функции соотносится с определенным значением x . Наиболее часто, это будет приближенное значение функции.

Четная и нечетная функция

Функция является четной функцией , когда f(-x)=f(x) для любого x из области определения. Такая функция будет симметрична относительно оси Oy .

Функция является нечетной функцией , когда f(-x)=-f(x) для любого x из области определения. Такая функция будет симметрична относительно начала координат O (0;0) .

Функция является ни четной , ни нечетной и называется функцией общего вида , когда она не обладает симметрией относительно оси или начала координат.

Исследуем на четность нижеприведенную функцию:

f(x)=3x^{3}-7x^{7}

D(f)=(-\infty ; +\infty) с симметричной областью определения относительно начала координат. f(-x)= 3 \cdot (-x)^{3}-7 \cdot (-x)^{7}= -3x^{3}+7x^{7}= -(3x^{3}-7x^{7})= -f(x) .

Значит, функция f(x)=3x^{3}-7x^{7} является нечетной.

Периодическая функция

Функция y=f(x) , в области определения которой для любого x выполняется равенство f(x+T)=f(x-T)=f(x) , называется периодической функцией с периодом T \neq 0 .

Повторение графика функции на любом отрезке оси абсцисс, который имеет длину T .

Промежутки, где функция положительная, то есть f(x) > 0 - отрезки оси абсцисс, которые отвечают точкам графика функции, лежащих выше оси абсцисс.

f(x) > 0 на (x_{1}; x_{2}) \cup (x_{3}; +\infty)

Промежутки, где функция отрицательная, то есть f(x) < 0 - отрезки оси абсцисс, которые отвечают точкам графика функции, лежащих ниже оси абсцисс.

f(x) < 0 на (-\infty; x_{1}) \cup (x_{2}; x_{3})

Ограниченность функции

Ограниченной снизу принято называть функцию y=f(x), x \in X тогда, когда существует такое число A , для которого выполняется неравенство f(x) \geq A для любого x \in X .

Пример ограниченной снизу функции: y=\sqrt{1+x^{2}} так как y=\sqrt{1+x^{2}} \geq 1 для любого x .

Ограниченной сверху называется функция y=f(x), x \in X тогда, когда существует такое число B , для которого выполняется неравенство f(x) \neq B для любого x \in X .

Пример ограниченной снизу функции: y=\sqrt{1-x^{2}}, x \in [-1;1] так как y=\sqrt{1+x^{2}} \neq 1 для любого x \in [-1;1] .

Ограниченной принято называть функцию y=f(x), x \in X тогда, когда существует такое число K > 0 , для которого выполняется неравенство \left | f(x) \right | \neq K для любого x \in X .

Пример ограниченной функции: y=\sin x ограничена на всей числовой оси, так как \left | \sin x \right | \neq 1 .

Возрастающая и убывающая функция

О функции, что возрастает на рассматриваемом промежутке принято говорить как о возрастающей функции тогда, когда большему значению x будет соответствовать большее значение функции y=f(x) . Отсюда выходит, что взяв из рассматриваемого промежутка два произвольных значения аргумента x_{1} и x_{2} , причем x_{1} > x_{2} , будет y(x_{1}) > y(x_{2}) .

Функция, что убывает на рассматриваемом промежутке, называется убывающей функцией тогда, когда большему значению x будет соответствовать меньшее значение функции y(x) . Отсюда выходит, что взяв из рассматриваемого промежутка два произвольных значений аргумента x_{1} и x_{2} , причем x_{1} > x_{2} , будет y(x_{1}) < y(x_{2}) .

Корнями функции принято называть точки, в которых функция F=y(x) пересекает ось абсцисс (они получаются в результате решения уравнения y(x)=0 ).

а) Если при x > 0 четная функция возрастает, то убывает она при x < 0

б) Когда при x > 0 четная функция убывает, то возрастает она при x < 0

в) Когда при x > 0 нечетная функция возрастает, то возрастает она и при x < 0

г) Когда нечетная функция будет убывать при x > 0 , то она будет убывать и при x < 0

Экстремумы функции

Точкой минимума функции y=f(x) принято называть такую точку x=x_{0} , у которой ее окрестность будет иметь остальные точки (кроме самой точки x=x_{0} ), и для них тогда будет выполняться неравенство f(x) > f(x_{0}) . y_{min} - обозначение функции в точке min.

Точкой максимума функции y=f(x) принято называть такую точку x=x_{0} , у которой ее окрестность будет иметь остальные точки (кроме самой точки x=x_{0} ), и для них тогда будет выполняется неравенство f(x) < f(x^{0}) . y_{max} - обозначение функции в точке max.

Необходимое условие

Согласно теореме Ферма: f"(x)=0 тогда, когда у функции f(x) , что дифференцируема в точке x_{0} , появится экстремум в этой точке.

Достаточное условие
  • Когда у производной знак меняется с плюса на минус, то x_{0} будет точкой минимума;
  • x_{0} - будет точкой максимума только тогда, когда у производной меняется знак с минуса на плюс при переходе через стационарную точку x_{0} .
  • Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке

    Шаги вычислений:

  • Ищется производная f"(x) ;
  • Находятся стационарные и критические точки функции и выбирают принадлежащие отрезку ;
  • Находятся значения функции f(x) в стационарных и критических точках и концах отрезка. Меньшее из полученных результатов будет являться наименьшим значением функции , а большее — наибольшим .
  • Зависимость переменной y от переменно x, при которой каждому значению х соответствует единственное значение y называется функцией. Для обозначения используют запись y=f(x). У каждой функции существует ряд основных свойств, таких как монотонность, четность, периодичность и другие.

    Рассмотри подробнее свойство четности.

    Функция y=f(x) называется четной, если она удовлетворяет следующим двум условиям:

    2. Значение функции в точке х, принадлежащей области определения функции должно равняться значению функции в точке -х. То есть для любой точки х, из области определения функции должно выполняться следующее равенство f(x) = f(-x).

    График четной функции

    Если построить график четной функции он будет симметричен относительно оси Оу.

    Например, функция y=x^2 является четной. Проверим это. Область определения вся числовая ось, а значит, она симметрична относительно точки О.

    Возьмем произвольное х=3. f(x)=3^2=9.

    f(-x)=(-3)^2=9. Следовательно, f(x) = f(-x). Таким образом, у нас выполняются оба условия, значит функция четная. Ниже представлен график функции y=x^2.

    На рисунке видно, что график симметричен относительно оси Оу.

    График нечетной функции

    Функция y=f(x) называется нечетной, если она удовлетворяет следующим двум условиям:

    1. Область определения данной функции должна быть симметрична относительно точки О. То есть если некоторая точка a принадлежит области определения функции, то соответствующая точка -a тоже должна принадлежать области определения заданной функции.

    2. Для любой точки х, из области определения функции должно выполняться следующее равенство f(x) = -f(x).

    График нечетной функции симметричен относительно точки О - начала координат. Например, функция y=x^3 является нечетной. Проверим это. Область определения вся числовая ось, а значит, она симметрична относительно точки О.

    Возьмем произвольное х=2. f(x)=2^3=8.

    f(-x)=(-2)^3=-8. Следовательно, f(x) = -f(x). Таким образом, у нас выполняются оба условия, значит функция нечетная. Ниже представлен график функции y=x^3.

    На рисунке наглядно представлено, что нечетная функция y=x^3 симметрична относительно начала координат.

    Как вставить математические формулы на сайт?

    Если нужно когда-никогда добавлять одну-две математические формулы на веб-страницу, то проще всего сделать это, как описано в статье : математические формулы легко вставляются на сайт в виде картинок, которые автоматически генерирует Вольфрам Альфа. Кроме простоты, этот универсальный способ поможет улучшить видимость сайта в поисковых системах. Он работает давно (и, думаю, будет работать вечно), но морально уже устарел.

    Если же вы постоянно используете математические формулы на своем сайте, то я рекомендую вам использовать MathJax - специальную библиотеку JavaScript, которая отображает математические обозначения в веб-браузерах с использованием разметки MathML, LaTeX или ASCIIMathML.

    Есть два способа, как начать использовать MathJax: (1) при помощи простого кода можно быстро подключить к вашему сайту скрипт MathJax, который будет в нужный момент автоматически подгружаться с удаленного сервера (список серверов ); (2) закачать скрипт MathJax с удаленного сервера на свой сервер и подключить ко всем страницам своего сайта. Второй способ - более более сложный и долгий - позволит ускорить загрузку страниц вашего сайта, и если родительский сервер MathJax по каким-то причинам станет временно недоступен, это никак не повлияет на ваш собственный сайт. Несмотря на эти преимущества, я выбрал первый способ, как более простой, быстрый и не требующий технических навыков. Следуйте моему примеру, и уже через 5 минут вы сможете использовать все возможности MathJax на своем сайте.

    Подключить скрипт библиотеки MathJax с удаленного сервера можно при помощи двух вариантов кода, взятого на главном сайте MathJax или же на странице документации :

    Один из этих вариантов кода нужно скопировать и вставить в код вашей веб-станицы, желательно между тегами и или же сразу после тега . По первому варианту MathJax подгружается быстрее и меньше тормозит страницу. Зато второй вариант автоматически отслеживает и подгружает свежие версии MathJax. Если вставить первый код, то его нужно будет периодически обновлять. Если вставить второй код, то страницы будут загружаться медленнее, зато вам не нужно будет постоянно следить за обновлениями MathJax.

    Подключить MathJax проще всего в Blogger или WordPress: в панели управления сайтом добавьте виджет, предназначенный для вставки стороннего кода JavaScript, скопируйте в него первый или второй вариант кода загрузки, представленного выше, и разместите виджет поближе к началу шаблона (кстати, это вовсе не обязательно, поскольку скрипт MathJax загружается асинхронно). Вот и все. Теперь изучите синтаксис разметки MathML, LaTeX и ASCIIMathML, и вы готовы вставлять математические формулы на веб-страницы своего сайта.

    Любой фрактал строится по определенному правилу, которое последовательно применяется неограниченное количество раз. Каждый такой раз называется итерацией.

    Итеративный алгоритм построения губки Менгера достаточно простой: исходный куб со стороной 1 делится плоскостями, параллельными его граням, на 27 равных кубов. Из него удаляются один центральный куб и 6 прилежащих к нему по граням кубов. Получается множество, состоящее из 20 оставшихся меньших кубов. Поступая так же с каждым из этих кубов, получим множество, состоящее уже из 400 меньших кубов. Продолжая этот процесс бесконечно, получим губку Менгера.

    Четность и нечетность функции являются одним из основных ее свойств, и на четность занимает внушительную часть школьного курса по математике. Она во много определяет характер поведения функции и значительно облегчает построение соответствующего графика.

    Определим четность функции. Вообще говоря, исследуемую функцию считают четной, если для противоположных значений независимой переменной (x), находящихся в ее области определения, соответствующие значения y (функции) окажутся равными.

    Дадим более строгое определение. Рассмотрим некоторую функцию f (x), которая задана в области D. Она будет четной, если для любой точки x, находящейся в области определения:

    • -x (противоположная точка) также лежит в данной области определения,
    • f (-x) = f (x).

    Из приведенного определения следует условие, необходимое для области определения подобной функции, а именно, симметричность относительно точки О, являющейся началом координат, поскольку если некоторая точка b содержится в области определения четной функции, то соответствующая точка - b тоже лежит в этой области. Из вышесказанного, таким образом, вытекает вывод: четная функция имеет симметричный по отношению к оси ординат (Oy) вид.

    Как на практике определить четность функции?

    Пусть задается с помощью формулы h(x)=11^x+11^(-x). Следуя алгоритму, вытекающему непосредственно из определения, исследуем прежде всего ее область определения. Очевидно, что она определена для всех значений аргумента, то есть первое условие выполнено.

    Следующим шагом подставим вместо аргумента (x) его противоположное значение (-x).
    Получаем:
    h(-x) = 11^(-x) + 11^x.
    Поскольку сложение удовлетворяет коммутативному (переместительному) закону, то очевидно, h(-x) = h(x) и заданная функциональная зависимость - четная.

    Проверим четность функции h(x)=11^x-11^(-x). Следуя тому же алгоритму, получаем, что h(-x) = 11^(-x) -11^x. Вынеся минус, в итоге, имеем
    h(-x)=-(11^x-11^(-x))=- h(x). Следовательно, h(x) - нечетная.

    Кстати, следует напомнить, что есть функции, которые невозможно классифицировать по этим признакам, их называют ни четными, ни нечетными.

    Четные функции обладают рядом интересных свойств:

    • в результате сложения подобных функций получают четную;
    • в результате вычитания таких функций получают четную;
    • четной, также четная;
    • в результате умножения двух таких функций получают четную;
    • в результате умножения нечетной и четной функций получают нечетную;
    • в результате деления нечетной и четной функций получают нечетную;
    • производная такой функции - нечетная;
    • если возвести нечетную функцию в квадрат, получим четную.

    Четность функции можно использовать при решении уравнений.

    Чтобы решить уравнение типа g(x) = 0, где левая часть уравнения представляет из себя четную функцию, будет вполне достаточно найти ее решения для неотрицательных значений переменной. Полученные корни уравнения необходимо объединить с противоположными числами. Один из них подлежит проверке.

    Это же успешно применяют для решения нестандартных задач с параметром.

    Например, есть ли какое-либо значение параметра a, при котором уравнение 2x^6-x^4-ax^2=1 будет иметь три корня?

    Если учесть, что переменная входит в уравнение в четных степенях, то понятно, что замена х на - х заданное уравнение не изменит. Отсюда следует, что если некоторое число является его корнем, то им же является и противоположное число. Вывод очевиден: корни уравнения, отличные от нуля, входят в множество его решений «парами».

    Ясно, что само число 0 не является, то есть число корней подобного уравнения может быть только четным и, естественно, ни при каком значении параметра оно не может иметь трех корней.

    А вот число корней уравнения 2^x+ 2^(-x)=ax^4+2x^2+2 может быть нечетным, причем для любого значения параметра. Действительно, легко проверить, что множество корней данного уравнения содержит решения «парами». Проверим, является ли 0 корнем. При подстановке его в уравнение, получаем 2=2 . Таким образом, кроме «парных» 0 также является корнем, что и доказывает их нечетное количество.
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • сформировать понятие чётности и нечётности функции, учить умению определять и использовать эти свойства при исследовании функций, построении графиков;
    • развивать творческую активность учащихся, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать;
    • воспитывать трудолюбие, математическую культуру; развивать коммуникативные качества.

    Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, раздаточный материал.

    Формы работы: фронтальная и групповая с элементами поисково-исследовательской деятельности.

    Информационные источники:

    1.Алгебра9класс А.Г Мордкович. Учебник.
    2.Алгебра 9класс А.Г Мордкович. Задачник.
    3.Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Беленкова Е.Ю. Лебединцева Е.А

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Постановка целей и задач урока.

    2. Проверка домашнего задания

    №10.17 (Задачник 9кл. А.Г. Мордкович).

    а) у = f (х ), f (х ) =

    б) f (–2) = –3; f (0) = –1; f (5) = 69;

    в) 1. D(f ) = [– 2; + ∞)
    2. Е(f ) = [– 3; + ∞)
    3. f (х ) = 0 при х ~ 0,4
    4. f (х ) >0 при х > 0,4 ; f (х ) < 0 при – 2 < х < 0,4.
    5. Функция возрастает при х € [– 2; + ∞)
    6. Функция ограничена снизу.
    7. у наим = – 3, у наиб не существует
    8. Функция непрерывна.

    (Вы использовали алгоритм исследования функции?) Слайд.

    2. Таблицу, которую вам задавалась, проверим по слайду.

    Заполните таблицу

    Область определения

    Нули функции

    Промежутки знакопостоянства

    Координаты точек пересечения графика с Оу

    х = –5,
    х = 2

    х € (–5;3) U
    U (2; ∞)

    х € (–∞;–5) U
    U (–3;2)

    х ∞ –5,
    х ≠ 2

    х € (–5;3) U
    U (2; ∞)

    х € (–∞;–5) U
    U (–3;2)

    х ≠ –5,
    х ≠ 2

    х € (–∞; –5) U
    U (2; ∞)

    х € (–5; 2)

    3. Актуализация знаний

    – Даны функции.
    – Указать область определения для каждой функции.
    – Сравнить значение каждой функции для каждой пары значения аргумента: 1 и – 1; 2 и – 2.
    – Для каких из данных функций в области определения выполняются равенства f (– х ) = f (х ), f (– х ) = – f (х )? (полученные данные занести в таблицу) Слайд

    f (1) и f (– 1) f (2) и f (– 2) графики f (– х ) = –f (х ) f (– х ) = f (х )
    1. f (х ) =
    2. f (х ) = х 3
    3. f (х ) = | х |
    4. f (х ) = 2х – 3
    5. f (х ) =

    х ≠ 0

    6. f (х )= х > –1

    и не опред.

    4. Новый материал

    – Выполняя данную работу, ребята мы выявили ещё одно свойство функции, незнакомое вам, но не менее важное, чем остальные – это чётность и нечетность функции. Запишите тему урока: «Чётные и нечётные функции», наша задача – научиться определять чётность и нечётность функции, выяснить значимость этого свойства в исследовании функций и построении графиков.
    Итак, найдём определения в учебнике и прочитаем (стр. 110). Слайд

    Опр. 1 Функция у = f (х ), заданная на множестве Х называется чётной , если для любого значения х Є Х выполняется равенство f(–х)= f(х). Приведите примеры.

    Опр. 2 Функция у = f (х) , заданная на множестве Х называется нечётной , если для любого значения х Є Х выполняется равенство f(–х)= –f(х). Приведите примеры.

    Где мы встречались с терминами «четные» и «нечётные»?
    Какие из данных функций будут чётными, как вы думаете? Почему? Какие нечётными? Почему?
    Для любой функции вида у = х n , где n – целое число можно утверждать, что функция нечётна при n – нечётном и функция чётна при n – чётном.
    – Функции вида у = и у = 2х – 3 не являются ни чётным, ни нечётными, т.к. не выполняются равенства f (– х ) = – f (х ), f (– х ) = f (х )

    Изучение вопроса о том, является ли функция чётной или нечётной называют исследованием функции на чётность. Слайд

    В определениях 1 и 2 шла речь о значениях функции при х и – х, тем самым предполагается, что функция определена и при значении х , и при – х .

    Опр 3. Если числовое множество вместе с каждым своим элементом х содержит и противоположный элемент –х, то множество Х называют симметричным множеством.

    Примеры:

    (–2;2), [–5;5]; (∞;∞) – симметричные множества, а , [–5;4] – несимметричные.

    – У чётных функций область определения – симметричное множество? У нечётных?
    – Если же D(f ) – несимметричное множество, то функция какая?
    – Таким образом, если функция у = f (х ) – чётная или нечётная, то её область определения D(f ) – симметричное множество. А верно ли обратное утверждение, если область определения функции симметричное множество, то она чётна, либо нечётна?
    – Значит наличие симметричного множества области определения – это необходимое условие, но недостаточное.
    – Так как же исследовать функцию на четность? Давайте попробуем составить алгоритм.

    Слайд

    Алгоритм исследования функции на чётность

    1. Установить, симметрична ли область определения функции. Если нет, то функция не является ни чётной, ни нечётной. Если да, то перейти к шагу 2 алгоритма.

    2. Составить выражение для f (– х ).

    3. Сравнить f (– х ).и f (х ):

    • если f (– х ).= f (х ), то функция чётная;
    • если f (– х ).= – f (х ), то функция нечётная;
    • если f (– х ) ≠ f (х ) и f (– х ) ≠ –f (х ), то функция не является ни чётной, ни нечётной.

    Примеры:

    Исследовать на чётность функцию а) у = х 5 +; б) у = ; в) у = .

    Решение.

    а) h(х) = х 5 +,

    1) D(h) = (–∞; 0) U (0; +∞), симметричное множество.

    2) h (– х) = (–х) 5 + – х5 –= – (х 5 +),

    3) h(– х) = – h (х) => функция h(х) = х 5 + нечётная.

    б) у =,

    у = f (х ), D(f) = (–∞; –9)? (–9; +∞), несимметричное множество, значит функция ни чётная, ни нечётная.

    в) f (х ) = , у = f (х),

    1) D(f ) = (–∞; 3] ≠ ; б) (∞; –2), (–4; 4]?

    Вариант 2

    1. Является ли симметричным заданное множество: а) [–2;2]; б) (∞; 0], (0; 7) ?


    а); б) у = х· (5 – х 2). 2. Исследуйте на чётность функцию:

    а) у = х 2 · (2х – х 3), б) у =

    3. На рис. построен график у = f (х ), для всех х , удовлетворяющих условию х ? 0.
    Постройте график функции у = f (х ), если у = f (х ) – чётная функция.

    3. На рис. построен график у = f (х ), для всех х, удовлетворяющих условию х? 0.
    Постройте график функции у = f (х ), если у = f (х ) – нечётная функция.

    Взаимопроверка по слайду.

    6. Задание на дом: №11.11, 11.21,11.22;

    Доказательство геометрического смысла свойства чётности.

    ***(Задание варианта ЕГЭ).

    1. Нечётная функция у = f(х) определена на всей числовой прямой. Для всякого неотрицательного значения переменной х значение этой функции совпадает со значением функции g(х ) = х (х + 1)(х + 3)(х – 7). Найдите значение функции h(х ) = при х = 3.

    7. Подведение итогов