Как медвежонок сам себя напугал читать. Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал

Учитель раздает ученикам текст и читает его вслух.

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лежки и помчался в гущу леса. Наскочил на сойку, из-под кустов ее выпугнул. Сойка крик подняла на весь лес.

Услышали этот крик лоси. Подумали они, что сойка охотников увидела, и помчались сквозь заросли, с треском ломая кусты.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе в лесу творится, все боятся да прячутся. Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал, да как даст стрекача!

Так медведь сам себя напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

(По Н. Сладкову)

Проводится беседа для выяснения последствий каждого описанного в рассказе действия. Во время обсуждения учитель размещает на доске в одну линию картинки, изображающие медведя, (медвежью лапу), белку, (шишку), зайца, сойку, (кусты), лосей, медведя. В скобках указаны картинки, которые включать не обязательно, но желательно использовать при работе с очень слабыми учениками. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяя разгрузить память учеников и снимая излишнее напряжение.

С чего вся история началась? (Медведь пришел в темный лес.)

Здесь надо обратить внимание учеников на одну почти незаметную, но важную деталь: автор пишет о том, что медведь вошел не просто в лес, а в темный лес. В конце рассказа это словосочетание повторяется: «сам себя из темного леса выгнал». Медведь живет именно в лесу и ниоткуда в него войти не может, да и уйти ему из него некуда. Значит, слово темный в этом словосочетании очень важное, его нельзя потерять при пересказе. Медведь из более светлой и редкой части леса вошел в более темный его утолок, где деревья растут гуще, где растут, возможно, уже не лиственные, а хвойные деревья. Обсуждая таким образом малозаметные детали, дети учатся наиболее полно извлекать из текста информацию и точно ее передавать.

  • - Почему хрустнула валежина? (Медведь наступил на нее лапой.)
  • - Как вы думаете, медведь хотел, чтобы это произошло? (Нет, он наступил случайно.)

Последний вопрос очень важен. Известно, что дети часто оправдывают свои поступки тем, что они не хотели этого делать, что все получилось случайно. Поэтому одной из задач работы с подобными текстами является наглядная демонстрация того, что любой поступок, вольный или невольный, имеет определенные последствия, которые всегда надо предвидеть. Сначала ученики под руководством учителя только констатируют случайность изначального события, далее эта мысль будет повторяться неоднократно.

  • - Что же случилось из-за того, что хрустнула валежина? (Шишка упала и тоже случайно угодила зайцу в лоб.)
  • - Какие последствия были у этого события? И т.д.

По мере того как ученики отвечают на вопросы, учитель выясняет, как они понимают то или иное слово или выражение, например: валежина, гущина, выпугнул и т.п.

Постепенно выстраивается причинно-следственная цепочка событий, подкрепленная выставленными на доске картинками. Учитель подводит учеников к обобщающему суждению: у каждого поступка, у каждого действия, даже совершенно случайного обязательно бывают последствия.

После этого он предлагает ученикам объединиться парами или небольшими группами из трех-четырех человек и проследить всю цепочку, но уже от конца к началу, устанавливая причину каждого события:

  • - Почему медведь поспешил убраться из темного леса? (Он испугался шума и того чувства опасности, которое возникло в лесу.)
  • - Почему лоси кинулись напролом через кусты? И т.д.

Ученики обсуждают это между собой, а учитель, не вмешиваясь, но прислушиваясь к их суждениям, контролирует ход обсуждения. Чтобы оно не затягивалось, можно поместить на виду у детей песочные часы или как-то по-другому ограничить время работы.

После истечения определенного срока учитель подводит учеников к определению главной идеи рассказа, его скрытого смысла:

Так чего же в конце концов испугался медведь?

В ходе поиска ответа на этот вопрос внимание учеников привлекается к заключительной фразе: Так медведь сам себя напугал... Если медведь испугался шума и гама в лесу, то почему же автор говорит, что он сам себя напугал? Да потому, что именно его неловкое движение послужило причиной всего переполоха.

В заключение учитель еще раз подчеркнет мысль о том, что каждый поступок имеет последствия, поэтому, когда что-то делаешь, надо всегда думать: а что же будет, если я это сделаю?

В рассказе про медведя причинно-следственные связи прослеживаются отчетливо. Но обычно они выражены не так явно, например, как в рассказе «Бежал ежик по дорожке». Работа с этим сюжетом позволяет помочь детям понимать скрытые, глубинные причины поступков.

Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал, что он, такой ловкий да быстрый, шутя в лесу проживет.

Увидел улитку и предложил ей бежать наперегонки. Глупая улитка согласилась. Побежали они. Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. А ежик быстро ножками перебирает. Догнал улитку, съел и дальше побежал.

Повстречал лягушку-квакушку. И ей предложил наперегонки бежать: кто кого догонит, тот того и съест. Лягушка прыг-дрыг, а ежик туп-туп-туп ножками. Догнал лягушку, за лапку схватил и съел.

Побежал дальше. Видит - на пне филин сидит, с лапы на лапу переминается и клюви- щем щелкает. Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и этак небрежно предложил филину наперегонки бежать. Филин глазищи прищурил и согласился.

Не успел еж пяточкой мелькнуть, какфилин налетел на него, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Испугался еж, но не растерялся: съежился, да под корягу закатился. Там и просидел до утра.

Нет, не прожить в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

(По Н. Сладкову)

Прочитав детям текст, учитель проводит словарную работу, уточняет смысл тех слов и выражений, о которых спросят ученики, и тех, которые в данном тексте обозначены курсивом (в тексте, предложенном ученикам, их выделять не следует). Затем начинается определение причинно-следственных связей:

Почему ежик подумал, что в лесу проживет шутя, без особых забот и усилий? (Потому что он ловкий, быстрый, может легко добывать себе пропитание. У зверей в лесу это главная забота.)

Высказанное детьми мнение подтверждается в ситуации с улиткой и лягушкой. Почему ежик легко их съел? Потому что они передвигаются медленно, они меньше и слабее ежика.

Но вот ежик встретился с филином. Давайте посмотрим, как автор описывает первые минуты их встречи.

Учитель обращает внимание детей на то, что филин не подпрыгивает, как, например, легкий воробышек, а грузно переминается, что говорит о его крупном размере и увесистости. Это впечатление усилено словами клювище, глазищи. Но ежик всего этого не заметил, не насторожился, он ведет себя с филином так же, как со слабой улиткой и неуклюжей лягушкой.

Так в чем же причина того, что филин победил ежика?

Ученики легко указывают на причину, которая явно лежит на поверхности, - филин крупнее и сильнее ежика.

А сам ежик виноват в своем поражении или нет?

Учитель выслушивает предположения учеников и подводит их к пониманию причины поражения, которая кроется в поведении ежика: он не увидел разницы между улиткой с лягушкой и филином, он не сравнил свои силы и силы филина, не подумал о последствиях своего поступка. Значит, здесь две причины: с одной стороны - сила и величина филина; с другой - недальновидность и самонадеянность ежика. И последнее - главная причина того, что ежик попал в неприятную ситуацию: если бы он повел себя по-другому, филин не побил бы его.

В заключение беседы учитель просит учеников сказать, как они понимают смысл последней фразы текста: Шути , шути, да поглядывай! При этом важно не навязывать им подводящую итог мораль, а позволить высказать самостоятельные суждения. Детские высказывания как раз и показывают, насколько эффективно прошел урок.

(по Н. Сладкову)

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формировать у детей навыки активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Продолжать учить детей приемам планирования собственного пере­сказа.

4. Закреплять навыки грамматически правильного оформле­ния высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графиче­ских схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраи­вание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой "теме.

Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Отгадайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), лов­кая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу­галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.



Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

Куда вошел медведь? {Медведь вошел в темный лес.)

Что хрустнуло под его лапой? {Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? {Белка испугалась и выронила шишку.)

На кого упала шишка? {Шишка упала на зайца.)

Что сделал заяц? {Заяц затопал по лесу.)

Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? {Лосирешили, что соро­ка охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

Как повел себя медведь? {Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? {Медведь сам себя напугал.)

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...

Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми вы­страивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыжки на месте, руки перед грудью,

ладошки вниз, как лапки.

Сели зайки на лужок,

Присесть на корточки.

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Изобразить соответствующие движения.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, па­мяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка речевой деятельности детей.

Что мы сегодня делали на занятии?

Чему научились?

Что запомнили?

Занятие 4.

(по Г. Скребицкому)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.

Основные задачи:

1. Формировать умение целенаправленного восприятия и анализа текста.

2. Развивать навыки планирования пересказа (с опорой на на­глядность).

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графи­ческих схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидакти­ческие игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.

Оборудование:

Набор схем для графического плана; предметные картинки: ку­кушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медаль­оны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиоза­пись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Птицы».

Наблюдения в природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вы­вешенные на доске.

2. Подготовка к восприятию текста.

Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

- Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстра­цией сюжетной картины к рассказу.

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как зак­ричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястре­бенка похожа.

Что я прочитала? (Рассказ.)

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слухо­вой памяти.

На вопросы дети отвечают полным предложением.

- На кого похожа кукушка?

5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предмет­ного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, яст­реба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.

Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.

У утки - утенок, а у кукушки - ... {кукушонок), у совы - ...,., у ястреба - ..., у воробья - ..., у гуся - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.

Давайте поговорим на языке птиц.

Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, пе­туха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изобра­жают птиц: «летают, поют» разными голосами.

Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)

8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рас­сказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделя­ются смысловые отрывки, выстраивается графический план расска­за из схем.

Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась тол­стенькой, головастой, вроде совы.)

Опишите птицу, которую он увидел.(Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)

- На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой графических схем. Развитие связной речи.

Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

10. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?

Подкорытова Людмила Геральдовна
Учебное заведение: МБДОУ Звёздочка комбинированного вида СП д/с №148
Краткое описание работы: .Закрепление навыков связного, последовательного пересказа текста с опорой на картинки.

Дата публикации: 2016-11-19 Пересказ рассказа « Как медведь, сам себя напугал (по Н.И. Сладкову)» Подкорытова Людмила Геральдовна МБДОУ Звёздочка комбинированного вида СП д/с №148 . Закрепление навыков связного, последовательного пересказа текста с опорой на картинки.

Пересказ рассказа « Как медведь, сам себя напугал (по Н.И. Сладкову)»

Цель:

1.Закрепление навыков связного, последовательного пересказа текста с опорой на картинки.

2.Закреплять умение устанавливать причинно следственные связи, в пересказе текста.

3. Используя знакомые приемы рисования, упражнять в изображении дикого животного (медведя).

Оборудование:

1.Предметные картинки изображающие:медведя, белку, шишку, зайца, сороку, лосей, кусты.

2.Восковые мелки, альбомный лист.

Задачи:

1.Продолжать расширять у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

2.Активизация и обогащение словарного запаса.

Ход занятия

Организационный момент:

– Дети посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь удобно, спинка прямая, ноги вместе.

Я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее отгадайте:

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Как называется избушка медведя? (Берлога)

Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя Николая Сладкого «Как медведь сам себя напугал»

Вы слушайте внимательно, запоминайте, будите пересказывать.

(Чтение рассказа)

Рассказ

Пошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лап шишку. Упала шишка угодила зайцу в лоб. Выскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из – под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто – то топает «Не уйти ли лучше?» – подумал медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

– Ребята, давайте сейчас с вами разберем сложные слова (подбор синонимов)

Ветка хрустнула – сломалась.

Шишка угодила – попала.

Из – под кустов выпугнул – выгнал.

Насторожил уши – прислушался.

Рявкнул медведь – крикнул.

Дал, стрекоча – убежал быстро.

Сегодня мы с вами будем пересказывать этот рассказ с помощью картинок.

(Читаю рассказ и выставляю картинки (медведь, елка, ветка, белка, шишка, заяц, сорока, лоси, куст).

Задаю вопросы:

– Что сделал медведь? (вошел в лес)

– Что услышал? (хруст)

– Что медведь сделал? (дал стрекоча)

– А что же случилось с медведем? (он так сам себя напугал)

– Почему медведь убежал из леса? (напугали)

– Почему испугались лоси? (сорока шум подняла)

– Почему испугалась сорока? (заяц наскочил)

– Почему испугался заяц? (белка шишку уронила)

– Почему испугалась белка? (хрустнула ветка)

Получился бы рассказ, если бы не было медведя? (не получился)

– А почему? Главный герой – медведь зашел в лес

– Если бы не было белки, получился бы рассказ? (нет)

– Почему?(белка выронила шишку)

– Если бы не было зайца, получился бы рассказ (нет)

– Почему?(шишка зайцу в лоб попала)

– Если бы не было сороки, получился бы рассказ? (нет)

– Почему?(сороку из кустов выпугнули и она крик подняла)

– Если бы не было лосей, получился бы рассказ? (нет)

– Почему? (пошли кусты ломать)

Вывод: Ничего нельзя выпускать из рассказа, иначе ничего не получится.

(Физ. Минутка)

По весеннему леску, в ясный день

Зверятам двигаться не лень

За мамой зайчихой

Прыгал зайчонок

За мамой лисицей

Крался лисенок

За мамой волчицей

Рыскал волчонок

За мамой медведицей

Косолапил медвежонок.

– Ну что, понравился вам рассказ?

Давайте попробуем его пересказать.

Вспомните, что было в начале рассказа, что в середине и что в конце.

Кто желает его пересказать?

Картинки вам в этом будут помогать. (Слушаем 2- 3 детей) Оценка.

А тех, кто не успел рассказать мы с удовольствием послушаем вечером.

Какой интересный случай произошел с медведем.

Давайте, ребята попробуем нарисовать главного героя из нашего рассказа.

Давайте рассмотрим медведя.

– Что есть у медведя? (голова она расположена чуть выше туловища и соединена мощной короткой шеей).

– Что есть на голове у медведя? (уши)

– Что есть на морде у медведя? (глаза и нос)

– Какое у медведя туловище? (большое, овальное)

– Какого цвета медведь? (коричневого) .

Летел-летел, глядит, – среди леса дремучего болото топучее. Никого на болоте нет, только мох кругом, а во мху малая Травинка растёт.

Спустился Комар на болото, сел на Травинку.

Спрашивает Травинку:

– Уж не ты ли Росянка – Комариная Смерть?

– Погляди, Комар, на мои цветочки.

Поглядел Комар на цветочки. Белые цветочки в зелёных колокольчиках. Солнце за тучку, – цветочки в колокольчики. Солнце из тучки, – и цветочки выглянут.

Говорит Комар Травинке:

– Хороши у тебя цветочки! А не видала ты Росянки – Комариной Смерти?

– Погляди, Комар, на мой колосок…

Поглядел Комар на колосок.

Колосок прямой, зелёный, стройненький.

Говорит Комар Травинке:

– Ничего себе колосок. А не слыхала ты про Росянку – Комариную Смерть?

– Погляди, Комар, на мои листочки!

Поглядел Комар на листочки. Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками.



Как увидел Комар те капельки, – сразу пить захотел. Слетел на листок, опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить. Летела мимо Стрекоза, увидала Комара на листке и говорит:

– Попался Комар Росянке!

Хотел Комар крыльями взмахнуть, – крылья к листку пристали; хотел ногами шагнуть, – ноги увязли; хотел нос вытащить, – нос прилип!

Изогнулись гибкие булавочки, вонзились в комариное тело, прижали Комара к листку, – и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью.

Тут Комару и смерть пришла.

А Росянка и по сей день на болоте живёт и других комаров к себе ждёт.

Н. Сладков
Как медведь сам себя напугал


Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку.

Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.


С. Михалков

Мошка


Обидел большой Медведь малого Зайца: поймал и ни за что ни про что отодрал за уши. Одно ухо совсем набок свернул.

Выплакался Заяц, отошли у него уши, слезы высохли, а обида не прошла. За что пострадал? Не ровен час, опять на Косолапого налетишь! Этак ушей не напасёшься! А кому жаловаться, когда Медведь сильней всех в лесу? Волк с Лисой ему первые дружки-приятели, водой не разольёшь!



– У кого защиты искать? – вздохнул Заяц.

– У меня! – пропищал вдруг чей-то тонкий голосок. Скосил Заяц левый глаз и увидел Комара.

– Какой из тебя защитник! – сказал Заяц. – Что ты Медведю сделать можешь? Он зверь, а ты мошка! Какая в тебе сила?

– А вот увидишь! – ответил Комар.

Намотался Медведь жарким днём по лесу. Разморило его. Устал Косолапый, прилёг в малиннике отдохнуть. Только глаза закрыл, слышит – над самым ухом: «Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!..»

Узнал Медведь комариную песню. Приготовился, стал ждать, когда Комар ему на нос сядет. Кружился, кружился Комар вокруг да около и наконец сел Медведю на кончик носа. Медведь, не долго думая, развернулся с левой лапы – хвать себя изо всех сил по носу! Будет Комар знать, как Медведю на нос садиться!..

– Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают…

Лесные силачи

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик.

Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала.

Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона.

Жил-был в лесу Сыч: лапы цапучие, глаза завидучие. По ночам разбойничал, днём прятался в густых ветках. Но пришла осень, ветер-листодёр все листья содрал – негде стало прятаться.

«Надо дупло искать, – решил Сыч. – Зима на носу».

Нашёл дупло, стал в дупле жить. Что теперь ему зимние холода! А если ещё мышь про запас скогтить, так и зимний голод не страшен.

Скогтил жирную мышь, положил в дупло. Хороша мышь, вот бы ещё такую! Ещё скогтил – и опять в дупло.

«А теперь, – разохотился, – в самый раз синицу поймать!»

Синицу поймал, сунул в дупло. Землеройку придушил. Птичку пищуху. Потом птичку королька. Напоследок воробья придавил. И всех затолкал в дупло.

«Заживу теперь в сытости и тепле!»

И хотел было сам в дупло спрятаться. Да глядь, а места-то в дупле нет! Доверху дупло припасом забито, голову и ту не втолкнуть.

Сел рядом с дуплом на сук голый: перья от ветра дыбом, на носу дождевая капля. Что делать? Другое дупло искать – трудов жалко. Рядом с дуплом зимовать – себя жалко.

Стал Сыч у дупла жить, добро сторожить Худо ему: и дом есть, и припас есть, а радости нету.

Весеёлая игра

Притащила лиса лисятам мышек на обед. А лисята сыты – давай с мышами играть. Двое одну мышь схватили – тянут-потянут. А один сразу трёх мышей в пастишку – хап! Только хвостики висят.

Играли, пока не надоело. Тогда мышей бросили – в нору залезли. Легли у входа, мордочки на передние лапки положили – смотрят из тёмной норы на светлый мир. И видят: прилетели к норе мухи. Закружили, зажужжали. За мухами – птичка трясогузка. Тоненькая такая, серенькая. Хвостиком качает и ножками семенит. Пробежит и остановится, пробежит и остановится. А остановится – и закачает хвостиком. На мух смотрит.

Съёжились лисята. Трясогузка вправо, и лисьи глаза вправо, трясогузка влево – глаза влево.

Так и перекатываются.

Лисята как выскочат! Чуть-чуть птичку не поймали. Опять в нору забились – караулят.

Опять слетелись мухи. За мухами – трясогузка. У самой норы хвостиком дразнит.

Лисята как выскочат – чуть не поймали!

Тут уж и не поймёшь: игра это или охота?

Вот в который раз выскочили – и опять зря. Сбились в кучку. А сверху, с синего неба, нависла тень, заслонила солнце.

Кинулись лисята разом в нору – еле протиснулись.

Это орёл их припугнул.

Видно, ещё молодой орёл, не бывалый. Тоже, наверное, играл – у всех зверят да у птиц все игры в охоту. Только игрушки у всех разные. У одних – мыши, у других лисята. Играй да поглядывай!

А удобная это игрушка – мышь. Хочешь в охоту с ней играй, хочешь – в прятки. А надоело – хап! – и съел.

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку.

Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

– Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись – Грач.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.