Как герои относятся к утешению луки. Горький "НА ДНЕ " почему лука по-разному относится к обитателям ночлежки

/ / / Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»

Прочитав пьесу « », передо мною открылась одна из самых глобальных проблем, на которую пытался сделать акцент автор произведения. Конечно же, это проблема приятной лжи и горькой правды.

Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.

Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.

Лука – интересный и достаточно неоднозначный персонаж. Он использует лож, сладкую и чистую, чтобы пробудить во всех этих «утоплениках» желание жить. Он придумывает мифы и рассказы о том, что все может быть хорошо.

Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.

В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.

Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?

Своими действиями он хотел научить людей верить во что-то светлое и хорошее. Он пытался пробудить в них человеческие качества. Лука испытывает жалость ко всем персонажам. Он, не смотря на свою ложь, хочет хоть на мгновение осчастливить этих убогих и «погибших» людей. И у него это получается.

Скорее всего, обманутые просто не смогли справиться со своими эмоциями, и снова рухнули на привычное для них дно. Борьба за жизнь и стремление к лучшему – это не их главные качества. Поэтому, сладкая ложь странника Луки и сыграла с ними злую шутку. Его добрые намерения создать хоть немного счастья для этих людей не сработали. Каждый открывает образ странника по-своему. Лично для меня, он остался загадочным и не раскрытым до конца.

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех. Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях». Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых - что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы. Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация - попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», - внушает он). Развязка - крушение всех иллюзий - связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука - старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии - тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка. Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», - говорит Актер Сатину. - «Дурак, дважды убить нельзя», - восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику - где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше - о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», - скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но - они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку. Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер - Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит»). Приласкал Лука смертельно больную Анну - и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека - «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», - обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука - лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя - все исповедуются ему - так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» - синонимы): «Любить - живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны. «Хорошие мужики! Не пожалей я их - они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом - суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма - добру не научит, а человек - научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение - люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька - вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену - но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний. Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков. Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом - и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи. Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса. И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду. Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»- и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует - удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

Эх …испортил песню… дур-рак

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, - вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Четвертое действие пьесы - это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека». Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека - жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства. А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

«Хороший был старичок!» (Настя);
«Он жалостливый был…» (Клещ);
«Старик хорош был… закон душе имел!..»;
«Не обижай человека - вот закон» (Татарин).

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» - А - для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю. Свои размышления над проблемой, что лучше - безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины». Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя. И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам. Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького - это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.

С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное. Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя - девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие. Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.

Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха» - он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.

После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством. В драке Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить. Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.

Я считаю, что образ Луки - это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.

Лука - персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

После убийства Пепла - хозяина ночлежки Костылева - Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.