Как бороться с бесами в других религиях. "как бороться с бесами?" (отвечает протоиерей алексий мороз)

Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский , наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».

Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы.

Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?

Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает.

Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.

В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью.

Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека.

Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский , – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко».

«Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан).

И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин .

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник : «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».

Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.

Протоиерей Григорий Дьяченко , известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир ». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.

Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».

В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…

Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.

Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.

И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).

Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.

о. Константин Пархоменко

Лк., 38 зач., VIII, 26-39. Исцеление гадаринского бесноватого

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

В наши дни – впрочем, как и во все предыдущие эпохи – довольно распространенной болезнью является бесобоязнь. Некоторые православные публицисты даже утверждают, что «борьба с бесами – одна из главных задач христианства». Малоцерковные люди в массовом порядке по поводу и без повода ездят на « », как будто экзорцизм – это что-то вроде средства от насморка. Подобно ветхозаветным евреям многие христиане боятся, с одной стороны, как-либо ненароком оскверниться, а с другой стороны – самим осквернить какую-нибудь святыню прикосновением к ней в «нечистоте». Немалое внимание уделяется сглазу, порче, волхованию.

И вот сегодняшнее Евангелие (равно как и история Иова) весьма красноречиво свидетельствует: бесы не могут сделать ничего без позволения Господа.

“Искушение Христа”. Дуччо ди Буонисенья

История с гадаринскими свиньями вспоминается в чине оглашения. Во втором запрещении священник, адресуясь к диаволу, говорит: «Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». А дальше участники таинства от слов переходят к делу: отрекаясь «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», крещаемый (или восприемник) дует и плюет на сатану в знак презрения к нему, к его бессильной злобе.

Может ли, должен ли после этого христианин воспринимать диавола как полноценного участника его духовной жизни, как достойного противника? Да он плевать на него хотел – и плевал!

Читая Евангелие, мы видим, что не только сам Спаситель изгонял бесов, но такую власть и силу Он дал и ученикам. Отправляя апостолов на проповедь, Христос напутствовал их такими словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10:8). И когда семьдесят апостолов вернулись, они с радостью сказали Учителю: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10:17).

Что же отвечает Иисус? «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 18–20).

Не в борьбе с бесами суть христианства, и не для борьбы с сатаной воплотился Господь. Цель Богочеловека – спасти Свое создание. И если для этого нужно победить диавола, значит, тот будет побежден. Но это не цель, а средство.

Многое из того, что происходит в нас, с нами и вокруг нас, заставляет думать, что мы живем в последние времена. Но для кого-то это означает скорый приход Спасителя, а для кого-то – наступление эпохи антихриста. Отсюда – , закапывание в землю и т. п.

Да, есть и то, и другое. Придет Христос, но придет и антихрист. Однако от нас самих зависит, на что мы будем тратить наши душевные силы, чему уделять внимание, к кому прилепляться умом и сердцем.

В определенном возрасте дети (особенно девочки) начинают «дружить против кого-то»: главным основанием для сближения становится неприязненное отношение к одной из одноклассниц. Но стоит исчезнуть этому внешнему фактору (например, объект травли переходит в другую школу), как «дружба» либо рассыпается, либо срочно ищется новый враг, ибо никакого положительного, самодостаточного содержания у этих отношений не было.

Нечто похожее происходит и с нашими пламенными борцами: за борьбой против антихристова духа как-то совершенно забывают о Христе. Спаситель – живой, любящий, милосердный – отодвигается на второй план или еще дальше, а целью жизни становится борьба с глобализмом, либерализмом, экуменизмом и проч. Нечего и говорить, что такое устроение ума и сердца ведет к ожесточению души, а к христианству подобная борьба имеет весьма опосредованное отношение.

Мы, как сказано в Символе веры, «чаем жизни будущего века». Не ожидаем с мрачной решимостью , но ждем и надеемся на вечную жизнь в Царстве Отца, в единстве любви со всеми, кто Христов. Посему – лучше нам быть друзьями Божьими, чем врагами диавола. Ведь правда?

Каждый человек, ежедневно создает в своей голове различные мысли, начиная бытовыми и заканчивая высокими. Абсолютно все мысли попадают на тонкий план, приобретают форму, цвет и содержание, и начинают жить собственной жизнью. Мысли нужна подпитка, и поэтому если человек снова прокрутил ее в голове, она получает энергию и становится сильнее. "Слабые" мыслеформы не способны к сопротивлению, если человек перестает, по каким-либо обстоятельствам, думать о них, то они умирают. Сильные притягивают к себе, согласно закону притяжения, схожие по значению мысли других людей. Таким образом, создается очень мощная мыслеформа, которая формирует убеждения и мировоззрение человека.

Какие бывают мыслеформы

Существуют негативные (низковибрационные) и светлые (высокочастотные) мыслеформы.


Высокочастотные мыслеформы окрашены в светлые тона. Они наполнены позитивом, добротой, любви ко всему окружающему, состраданием. Светлые мысли благотворно влияют на мышление, очищают сознание, улучшают энергетический поток, восстанавливают ауру, открывают истинный взгляд на вещи и привносят позитивные изменения в физическую реальность человека.


Негативные мыслеформы окрашены в темные цвета и зачастую имеют уродливую форму. Они угнетают сознание, искажают реальность, разрушают энергетическое поле (ауру), а также происходят негативные изменения в физическом мире, проявляющиеся в виде проблем, зависимостей, болезней. Негативное влияние сущностей разрушает защитную оболочку человека. В энергетическом поле появляются "дыры" создающие воронки, через которые попадают более серьезные сущности, так называемые Демоны. Демоны, в свою очередь, делают человека одержимым. В понятие одержимости не вкладывается, что человека будет , будет идти пена изо рта, и он заговорит голосом Демона. Нет. У человека одержимого демоном, появляется навязчивое желание отомстить, причинить физический вред, и много других ужасающих поступков.

Как изгнать бесов из своей жизни


Для того чтобы вашу жизнь покинули бесы, необходимо:


  1. Остановиться и успокоиться. Наш сегодняшний образ жизни - это вечная гонка. Люди совершенствуют тело, забывая о духе, хотят быть лучше всех, успешнее, красивее, богаче. Многим не удается достигнуть навязанных идеалов, отсюда появляется такие чувства как зависть, озлобленность на себя и на весь мир. Подумайте, а действительно ли вы хотите быть успешнее всех, богаче. Справитесь ли вы с таким грузом ответственности. Вы хотите быть красивее, для кого? Необходимо проанализировать свою жизнь, пересмотреть свои идеалы, и убеждения.

  2. Контролировать свои мысли. Когда человек генерирует негативные мысли вокруг себя, они изменяют его сознание, которое впоследствии притягивает неудачи в жизнь. Если же мысли направлены на других людей, то злость и агрессия отправляется к ним. Однако если адресат не живет злостью и у него позитивное мышление, мыслеформа не может прицепиться к человеку, и она обратно возвращается к отправителю, в виде тех же самых проблем и болезней.

  3. Как можно больше избегать негативной информационной подпитки. То есть, необходимо исключить из своей жизни жестокие фильмы и компьютерные игры, ежедневный просмотр новостей, общение с агрессивно-настроенными людьми. Больше гуляйте, помогайте близким, делайте добрые дела безвозмездно, займитесь своим любимы делом.

Создавайте свою собственную жизнь. Вы человек и вам все уже дано свыше, надо просто взять, то что вам действительно нужно.

Признаки одержимости бесами и их отличие от психических заболеваний

Длительное время в России пропагандировались атеистические мировоззрения, которые отрицали существование каких-либо потусторонних сил. Это не могло не сказаться на нашем отношении к религии. И порой при упоминании об одержимости, мы не можем скрыть недоверчивого взгляда, тем самым лишь позволяя темным силам действовать с большей активностью.

Что же такое одержимость? В обиходе церковных служителей бытует выражение: «Бесы одолели». Это означает, что душой и телом человека овладели темные силы, поработив его волю и разум. Признаки одержимости бесами могут быть самыми разнообразными, и порой трудно бывает отличить их от психических заболеваний, что может привести к роковой ошибке. Задача усложняется и тем, что до настоящего времени не существует определенных признаков, по которым можно распознать человека нормального и одержимого.

Одержимость не приходит внезапно сама по себе, то есть, бесы не могут неожиданно подчинить себе человека. Это происходит только в том случае, когда у человека имеется предрасположенность, представляющая собой потворство каким-либо порокам. Есть все основания предполагать, что алкоголизм, наркомания, блуд, зависть, уныние, гнев, жадность и т.д., являются отличной мишенью, притягивающей темные сущности. Злобные твари, только и ждут момента, когда человек духовно ослабнет, чтобы войти в его ауру.

Признаки одержимости бесами довольно сложно дифференцировать. Основным отличием одержимости от психических заболеваний является проявление действий насильственного характера, то есть, не свойственных сущности данного человека - появление чуждых мыслей, выражений. Одержимые проявляют сопротивление божественному, например, не могут войти в церковь, сквернословят, выражают агрессию по отношению к символам веры. Также это может выражаться судорожными припадками, потере сознания, изменении голоса, криками и т.д.

Одержимые проявляют сопротивление божественному.

Почему количество одержимых растет?

В последнее время количество людей, одержимых бесами, значительно возросла. В основном это с вязано с проблемами социального характера. Вот основные причины подобного явления: Духовная опустошенность с отсутствием стремления к совершенствованию. Пособие средств массовой информации, пропагандирующих разврат и насилие. Повальное увлечение молодежи агрессивными компьютерными играми. Огромное количество людей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими, одурманивающим разум веществами. Увеличение сатанинских сект. Одержимость может быть передана по наследству. Кроме того, церковь считает, что человек, который не прошел обряд крещения, также является одержимым.

Как бороться с одержимостью?

Основное орудие, противостоящее силам тьмы - волевой фактор. Человек становится особенно уязвимым для проникновения энергосущностей в момент страха, гнева или других негативных эмоций. Поэтому следует контролировать свои чувства, не допускать проникновения в сознание деструктивных мыслей, бороться с порочными качествами.

Одержатели, или энергосущности (они же бесы), овладев человеком, уходят очень неохотно, поэтому изгнать их достаточно сложно. Люди, которые изгоняют эти сущности, называются экзорцистами. Настоящие целители должны обладать сильной волей, крепким здоровьем и быть духовно очищенными.

Одержатели - существа разумные, поэтому действуют коварным образом. Понимая, что их пытаются изгнать, они меняют тактику, временно не давая о себе знать. Отсутствие внешних проявлений в данном случае не говорит о том, что энергосущности отступились от жертвы - напротив, они продолжают разлагающе влиять на ее сущность с удвоенной силой.

Пациенты, подверженные экзоцизму, наблюдаются целителем не менее трех лет. Однако, основная опасность состоит в том, что в ауре человека образуется своего рода дыра, служащая входными воротами для любых темных сущностей. Чтобы окончательно избавиться от влияния темных сил, человеку необходимо пересмотреть свой образ жизни, исключив пагубные привычки и тщательно контролируя свои эмоции. При этом обязательной является смена места жительства.

Наконец, основополагающими условиями является душевное равновесие и позитивный настрой, а главное - усиленный труд, направленный на совершение добрых дел. Словом, мощная работа над собственным духовным ростом, на которую способен далеко не каждый.

Как бесы могут войти в человека?

О том, как демоны проникают в сущность человека:

1. Наследственность (Исход 20:5). Это может быть грех родителей, или даже дедушек или бабушек. Например, духи блуда, оккультизма, убийства, пьянства, мести, непрощения и др. могут передаваться по наследственности.

2. Если неспасенным является один из членов семьи, или он – плохой христианин. Если отсутствуют настоящие христианские ценности в семье, это особенно отражается на детях. Во время скандалов между родителями в ребенка может войти дух страха. Этот дух, по утверждению Билла Сабрицки, может вызывать астму.

3. Сексуальное осквернение детей родителями (особенно это распространено в Карпатах). В ребенка в результате может войти дух непрощения, он может иметь все сексуальные грехи своего отца, дух фригидности, если это девушка и т.п.

4. Во время беременности. Если мать находится в шоковом состоянии, бесы могут войти и в нее, и в ребенка. (Если ты верующая, то помни, что во время беременности ты должна обратить внимание на свою молитвенную жизнь: ты и твой ребенок особенно нуждаетесь в защите Крови Иисуса Христа, в Божьем покровительстве. Поэтому постоянно благословляй своего ребенка, посвяти его Господу, принимай причастие). Если мать не желает ребенка и открыто это провозглашает, то в него очень часто входит дух отверженности. Будьте осторожны с такими провозглашениями.

5. Через грех. За каждым грехом стоит какой-то нечистый дух. Если человек начинает систематически грешить, то этот дух может войти в него. Это может произойти совершенно незаметно. Например, это духи курения и алкоголизма.

6. Если человек добровольно посвящает себя сатане. Например, сатанисты, кришнаиты, члены “Белого братства” провозглашают определенные клятвы.

7. Через оккультную практику: сеансы экстрасенсов, ворожбу, гадание, спиритизм, чтение определенных книг. Мы категорически запрещаем читать книги Карлоса Кастаньеды, Даниила Андреева, Емануэля Сведенборга и многие другие.

8. Через вещи (талисманы, книги, постельное белье и т.п.). Таким образом колдуны могут проклясть обладателя какой-либо вещи. Бывали случаи, что у людей пропадала одежда, нижнее белье. Потом они случайно находили эти вещи где-то во дворе, и в их жизнь приходило какое-то проклятие. От таких вещей лучше сразу избавиться, желательно даже не прикасаться к ним. Приведу один пример. У одной молодой женщины, назовем ее Л., украли куртку. Через некоторое время она увидела эту куртку у себя во дворе с вырезанным на подкладке сердцем. Л. зашила куртку и начала ее носить. Вскоре у нее начался рак крови (лейкемия). Она уже не могла ходить. Врачи выписали ее домой - умирать. Л. патологически похудела, была бледной, почти недвижимой. Но однажды одна из служителей нашей церкви молилась, и Бог положил ей на сердце пойти проповедовать этой женщине. Услышав Благую Весть, Л. покаялась, попросила помолиться за ее исцеление. Через некоторое время Л. имела анализ крови здорового человека. Врачи не могли в это поверить. Вскоре Л. снова превратилась в красивую молодую женщину. Если вы покупаете одежду “Second hand”, пользуетесь постельным бельем в поезде, гостинице, общежитии и т.п., мы рекомендуем благословлять эти вещи, призвать на них кровь Христа. Воспитывая детей, приучите их пользоваться только своими вещами. Этому же учат элементарные правила гигиены.

9. Через посвященную пищу (например, “прасад” у кришнаитов). Вот почему всегда нужно молиться и благословлять еду.

10. Через отвержение родителями детей, парня девушкой или девушки парнем, травмируется душевный уровень, и могут входить бесы. При развале семьи дух отверженности может войти в одного из партнеров или в маленьких детей.

11. При шоковом или коматозном состоянии.

12. Через целование умерших родственников может войти дух некрофилии, а также другие духи, которые были в умершем. Библия четко учит нас об этих вещах (Левит 21:1).

13. От других людей. Например, перед смертью колдуны и ворожеи очень просят подержаться за руку кого-то близкого. Если кто-то даст руку, то в него, как правило, переходят бесы, а колдун после этого спокойно умирает. Не давайте своей руки, разве что это – брат или сестра в Господе. Не разрешайте кому попало возлагать на себя руки. Во время прелюбодеяния, блуда также могут переходить бесы. Также, если вы находитесь в компании алкоголиков, наркоманов и т.п., знайте, что там уже есть нечистый дух. Кстати, в компании светских музыкантов всегда присутствуют духи гордости и блуда.

14. Через переливание крови. Нельзя переливать чью-попало кровь. Известны случаи, когда после переливания крови у людей начинались галлюцинации и другие духовные проявления. Одной женщине перелили кровь ее мужа-наркомана, и она вскоре тоже “села на иглу”, другая после переливания крови стала шизофреничкой. Если вы готовитесь к операции или к родам, вам желательно найти кого-то из верующих с такой же группой крови.

15. Вы можете находиться в каком-то нечистом помещении или местности. Нам известны случаи, когда в бывших работниках морга был дух некрофилии. Также это может быть женская тюрьма, сатанинская церковь, дом, в котором кто-то совершил самоубийство и пр.

16. Через навязчивые идеи и комплексы. Иногда после молитвы за раковых больных, к нам приходил дух и говорил: “Ты тоже заболеешь раком”. Такие мысли нужно сразу же отвергать.

17. Через проклятие, которые персонально наложили ворожеи, колдуны. Но вы должны помнить, что, если вы покаялись и живете в святости, то лукавый не прикоснется к вам (1 Иоанна 5:18). Кровь Христа защищает вас.

18. Через “лжерелигии”: восточные и псевдохристианские религии (свидетели Иеговы, мормоны).

19. Через сексуальные травмы. Очень много сейчас есть изнасилованных женщин. Некоторые мужья так обращаются со своими женами, что в женщин входит дух сексуальной обиды, и они становятся фригидными. Также бесы входят через разнообразные сексуальные извращения.

20. Через “чуждый огонь”. Читаем в Библии: “Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал…” (Левит 10:1-3). Богу не угодны были их жертвы. Через такое служение может приходить дух бунтовства. Поэтому мы учим не общаться с людьми, отлученными от церкви. Церковь отказала им в покровительстве. Открыт свободный доступ бесов к их душам (1Кор.5:4,5,11; 2Сол.3:6,14; 1Тим.1:20; Титу 3:10,11).

21. Через неправильно построенные отношения между матерью и сыном или дочкой (дух контроля). Бывает, что родители чересчур опекают детей, не позволяют им принимать самостоятельных решений. Даже если ребенок уже вырос, и у него есть собственная семья и дети, “мамочка” постоянно “наводит порядок”, навязывает свои решения. В случае непослушания закатываются грандиозные скандалы. Некоторые взрослые люди панически боятся “не угодить мамочке”.

22. Через инцест (половые отношения между близкими родственниками).

23. Через неправильное служение духовными дарами. В особенности это касается служения пророков. Служителям нужно придерживаться следующих правил:

а) Пророческое слово дает Бог. Нельзя путать понятия “пророчество” и “провозглашение, позитивное исповедание”. Нельзя выдавать за пророчество мечты своего сердца. Это навлекает проклятие от Бога (Иер.23:21,31);

б) Не искать духовных ощущений, а молиться, ревновать о проявлении духовных даров. Бог обязательно проявит их;

в) Дары служат для назидания церкви. Нельзя пророчествовать о личной жизни (кто чья будущая жена или будущий муж);

г) Подчиняться авторитету пастора. Все пророчества надо дословно записывать и давать читать духовному наставнику. Если ваш пастор после разбора пророчеств запрещает вам служить духовными дарами, то вам лучше подчиниться и молиться за очищение ваших даров. Если вы будете иметь слово и дальше, записывайте его и анализируйте по Библии, а не лезьте сразу кричать на сцену. Потом опять покажите записанные пророчества пастору. Если же пастор принципиально не признает служение пророков, то вам лучше перейти в другую церковь.

24. Иногда через искусство (музыка, театр и т.д.). Настоящее искусство обязательно является духовным. Родителям надо обязательно следить за тем, какие фильмы смотрит их ребенок.

25. Через аборты. Даже если это третий или четвертый ребенок, родители не имеют права даже думать плохо о нем, так как это – Божий ребенок. Иначе малыш может родиться с духом отверженности. Во время аборта почти всегда входит дух смерти, который вызывает бесплодие, кровотечение, рак и др. (Дух смерти и смерть – не одно и то же.)

26. Через сексуальные и прочие помыслы (дух мастурбации, дух сладострастия).

27. Патологическое стремление к власти: комплекс власти, комплекс неполноценности, дух гордости.

Как обнаружить, имеет ли человек в себе бесов?

Часто о демонической зависимости людей можно легко догадаться, наблюдая за их поведением, речью, выражением лица. Например, страх, обидчивость, неадекватное поведение.

Иногда бесы, которые живут в христианах, постоянно провоцируют их на какие-то тайные грехи. В таком случае человек внешне выглядит довольно прилично, так как он изо всех сил старается скрыть свою нечистоту. При этом он прилагает максимум усилий, чтобы не грешить, но ничего не удается. Эти люди ненавидят себя, имеют дух комплекса неполноценности, духи депрессии и осуждения. Иногда такой человек начинает сознательно игнорировать свои проблемы. Таким людям нужно найти в себе силы прийти на молитву за освобождение, исповедаться, отречься от всего нечистого, как бы не было стыдно или страшно при этом. Освобожденный человек должен возрастать в Господе, исполняться Святым Духом, ревностно служить Богу.

Третий случай – когда человек может даже не догадываться, что он имеет бесов. Вообще, это касается душевной сферы: обида, непрощение, отверженность и т.д. Бесы, стоящие за этим, начинают проявляться лишь под действием помазания, силы Святого Духа. Например, покаявшийся человек, который имеет дух обиды, начинает замечать, что становится более обидчивым, чем до покаяния.

На общих служениях я иногда приглашаю выйти для молитвы тех людей, которые ощущают какое-то духовное обострение (например, плачут, чувствуют в горле какие-то комки). Лучше всего молиться за освобождение именно во время такого обострения. Тогда человек более всего открыт для Бога.

Можно быть много лет в Господе и не знать о своей демонической зависимости. Лишь потом бес может неожиданно проявиться. Тогда человек ощущает сильную душевную боль, и не может без слез что-либо вспоминать, или о чем-то говорить. Так, у меня неожиданно обострился дух отверженности. Я проплакал целую ночь, исповедуясь жене. На утро я освободился, у меня уже не было неприятных ощущений. Кстати, этот дух очень легко входит в людей. Я хочу в особенности предупредить родителей: будьте внимательными к своим детям. Не делайте разницу между детьми. Принимайте участие в личной жизни каждого вашего ребенка.

Напоследок я хочу еще раз подчеркнуть: если вы верующие и живете в святости, если вы сильны в духе, крещены Духом Святым, бесы не могут войти в вас. Кровь Христа защищает вас. Вы имеете духовную власть и силу противостоять атакам сатаны и его служителей.

Он далее продолжал о борьбе своей с бесами, начав речь свою так: «Господь и то открыл мне, что у вашего Боголюбия, когда вы читывали святых жития в Минеях Четиих, рождалась нередко мысль, как бы хорошо побороться с бесами, как славна победа над ними и что как вы и сами с ними храбро поборолись бы, когда бы и у вас дело дошло до того. Оно все это точно хорошо, когда Господь подаст помощь в том и не только не допустит погибнуть, но и победу изволит над ними дарствовать человеку Своему. А все-таки надобно крайне беречись, чтобы не вызываться самому на эту крайне опасную и отчаянную борьбу, потому что тут уже средины нет – или победа, или смерть – и при самомалейшей на себя самого надеянности и самые великие чудотворцы погибали. И потому, всячески смиряя себя, надобно человеку, елико возможно, избегать этой борьбы, не обольщая себя высотою наград за нее, победою увенчанною, предоставляемых Господом победившему. Ибо если сами выходить будем на эту битву без особенного Божиего звания, то и конец не известен, чем Господь благоволит нам покончить оную. Я сам, убогий Серафим, на себе самом испытал эту борьбу с бесами и погиб бы совершенно, если бы Господь и Божия Матерь не помогли бы мне в том и не защитили бы меня от силы их. А сила их так велика, что и малейший из них ногтем своим может всю нашу землю в одно мгновенье, как мячик, повернуть и повернул бы, если бы в том не препятствовала им Всемогущая десница Божия , даже до того смирившая их за гордость и превозношение над Вседержительным Его Всемогуществом, что даже, как видим из примера Архангела Рафаила – по книге Библейской святого Товии, – и желчь рыбья может его отгонять от людей».

Я вспросил батюшку отца Серафима: «А разве есть у бесов ногти?» Он отвечал мне: «Как же, ваше Боголюбие, полный курс наук в университете кончили, а вспрашиваете, есть ли ногти у беса? Разве сами не знаете, что бес хотя и падший, но все-таки ангел, то есть дух, а дух плоти и кости не имать, как сказал Сам Господь, хотя и бес может иногда преобразоваться и в ангела светла, будучи ангелом тьмы. Но Святая Церковь, не могши никак чувственно представить для простых людей и Духом Святым не у премудренных все внутреннее и наружное безобразие духовное падших ангелов, принуждена представлять их в елико возможно большем для глаз наших чувственных доступном безобразии и потому поневоле их изображает с когтьми, хвостом и всеми другими безобразиями, как, например, рогами, синим или черным цветом кожи, толстыми, обрюзглыми губами и высунувшимися клыками вместо зубов, и отвисшим языком, – в самом же деле этого нет у них, и они сохранили все первозданное свое ангельское естество. Но, лишившись благодати Духа Святого, сделались столько скаредными, что и это их изображение, какое им теперь Церковь придает, все-таки сноснее того, как они сами по безблагодатности и злости своей суть на самом деле гнусны поистине».

«Как же вы это знаете?» – вспросил я его. «Как же не знать, ваше Боголюбие, когда я с ними очевидно боролся. Они так гнусны, что человек, не освященный и не исполненный вполне Духом Святым, не может и видеть их очевидно, ибо может умереть от ужаса, равно как подобному непросвященному же благодатию Духа Святого человеку невозможно видеть и ангела святого, ибо от одной радости от лицезрения сего, объять его долженствующего, умрет, пожалуй, он в одно мгновение. Но я благодатию и помощию Царицы Небесной остался невредим, и случилось это вот как со мною. Еще задолго до избрания Фотия в архимандриты Новгородского Юрьевского монастыря Святейший Правительствующий Синод указом предписал Саровской пустыни выслать ему для замещения настоятельского места над сею обителию такого человека, который бы по благодати был подобен иеромонаху Назарию, игумену Валаамской пустыни, взятому тоже из Саровской пустыни и исправившему там образ жизни монашествующих, до такого благочиния и благочестия, что слава о его собственной святыне, и благоустройстве обители, и благочестии ученик его достигла до Санкт-Петербурга, по каковому поводу и для Юрьевского монастыря Святейший Правительствующий Синод желал получить из Саровской пустыни другого, подобного Назарию, старца. Так строитель и все братии старшие нашего монастыря и пришли ко мне в дальнюю мою пустыньку, где в оной я находился тогда, и объявили, что они меня избирают на это место. Когда же после многих отговорок моих и представлении им, что я в грамоте малосилен и с трудом подписываю имя мое и что я решился на достижение полного пустынного жития и милости Божией, ожидаемой от оного, они все-таки приставали ко мне с уговорами и наконец предложили мне по примеру апостольскому решить дело это жребием, и пять крат выпадало все убогому Серафиму быть архимандритом Юрьевского монастыря, то я горько заплакал, припал к ногам отца строителя и, обвив их моими руками, стал умолять, чтоб помиловали меня и оставили в пустынножительстве. А приползши на коленях к ногам иеромонаха Авраамия, сказал ему: "Сотвори, брате, любовь – замени меня и иди на это звание, а мне дай жить и умереть в пустыни, как я решился ради Господа Бога, и хочу того невозвратно".

Тогда строитель и братия решились меня оставить в покое, а его послать в Санкт-Петербург. И после того месяца с два или три я был совершенно покоен. Но потом стали ко мне приходить многие из великих отцов Саровской пустыни, и не простые монахи, а старцы, явственною благодатию почтенные от Господа, и стали говорить мне, что я дурно сделал, отказавшись от пятикратного по жребию избрания на архимандритство, что я противник Божий и не могу ничего доброго приобрести для себя от пустынножительства после такого ослушания явному указанию воли Божией – быть мне архимандритом в Юрьеве, что я здесь погибну, заблудясь от пути спасения, а там бы был многим тысячам людей вместо святильника и привел бы в несметном счете их во спасение. И это продолжалось до полугода. И я был в таком обуревании – душевном волнении и смятении, не знал, что мне делать, и только ко Господу вопиял, что Он Сам знает незлобие сердца моего и что не хотение ослушаться воли Его Святой заставило меня отказаться от архимандритства, а подражание преподобному Сергию Радонежскому, который и от митрополитства Московского отказался, чтобы не лишиться плодов, начинавшихся в нем, – блаженного и богоблагодатного пустынножительства. Но слава Богу, отцы и братия оставили меня в покое, и я опять месяца два или три отдохнул. Потом напали на меня помыслы, что я действительно противник Божий и погибну в пустыни, то уже тяготы этой борьбы, ваше Боголюбие, я вам никакими словами выразить не могу, а только чтоб показать вам, как это тяжко и неудобовыносимо, то скажу, что я должен был часто ощупывать у себя на голове, тут ли лоб мой, тут ли затылок, чтобы увериться, что я еще не изуродован силою внутренних в крови моей треволнений и приливов крови к темени моему. Но и в этом мысль моя укрепилась, что Господь Сам свидетель чистоты намерений моих, и я успокоился – но уже ненадолго. Когда же твердо решился остаться в пустыни до того конца, когда удостоит меня Господь, от силы в силу восходя, достигнуть меры возраста исполнения Христова, то бесы явно уже стали говорить и нападать на меня, требовали, чтобы я покорился и поклонился им, и что если я послушаю их, то не только архимандритом, но и архиереем меня сделают и до митрополитства доведут; а в противном случае по-свойски со мною разделаются. Вот если вы помните Феофила, то Феофил пал, а убогий Серафим 1001 день и 1001 ночь благодатию Божиею стоял и устоял так, что они никакою силою не могли понудить меня к богоотступничеству. Но и тут если бы не Царица Небесная особенным Своим заступлением спасала и спасла меня, то они, как зерно пшеницы, растерли бы меня в прах на камне, на который бросались (на меня) с высоты верхушек лесных, а в келлии задушили бы меня, превращаясь в мошек и наполняя собою весь воздух так, что мне нечем и дохнуть было, кроме пыли этой бесовской, – одним словом, скажу – аще бы не Господь был в нас убо живых пожерли быта нас ».