Кафедральный собор калининграда. Вложения для Кафедральный собор Кёнигсберга

Насквозь пропитан историей. Каждый камень здесь - достопримечательность. Средоточием всего, чем славен этот край, является столица, город Калининград. Фото, достопримечательности, перечни маршрутов, описания интересных экскурсий находятся в широком доступе.

Одна из туристических Мекк

Родина Иммануила Канта является популярнейшим туристическим объектом. Богатейшая история города, основанного в 1255 году королем Чехии Пржемыслом II и магистром Тевтонского ордена фон Вертгайнтом, запечатлена в многочисленных постройках различных времен. Каждый из объектов является историческим или архитектурным памятником какой-то эпохи. Город органично соединил в себе все стили и представляет собой один из прекраснейших «музеев под открытым небом» Европы и всего мира. Поэтому карта Калининграда с достопримечательностями пользуется большой популярностью. К главным сокровищам города относятся Музей янтаря и Кирха Святого Семейства, Бранденбургские ворота и Новая Либеральная Синагога, Крестовоздвиженский собор и Нижний пруд, могила родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта и Храм Христа спасителя.

Визитная карточка города

Но, пожалуй, главной достопримечательностью является Кафедральный собор в Калининграде, городе, который до 4 июля 1946 года назывался Кенигсбергом. Своё название средневековый населенный пункт, возникший на месте нынешней гостиницы «Калининград», получил от одноименного рыцарского замка. У его стен образовалось поселение немецких колонистов Альтштадт (старый город), где с 1297 по 1302 год усилиями епископа Зигфрида был возведен первый кафедральный собор Кенигсберга, который был совсем невелик по размерам. И поэтому уже в 1327 году, по просьбе нового епископа Иоганна, магистр Тевтонского ордена выделяет на острове Кнайпкофе (своеобразной чертой города является его частичное расположение на островах) участок земли под строительство главной церкви.

Уникальность собора

Топкостью островной почвы и временами, когда каждый дом являл собой крепость, объясняется уникальная архитектура храма, который изначально планировался как молебный дом исключительно для рыцарей. И лишь пристройкой к однонефной части, имеющей название «Высокие хоры», трёхнефного корпуса («Нижние хоры»), церковь стала доступной для простых жителей города. Необходимо оговорить, что на Кафедральный собор в Калининграде за время его существования возлагались кроме основной и другие функции. Так, долгое время он был церковью при университете «Альбертина».

Многофункциональность главного храма

Кроме того, собор является усыпальницей значимых исторических личностей, таких как первый прусский правитель и последний магистр легендарного Тевтонского ордена - герцог Альбрехт. Фрагмент надгробия его могилы сохранился до наших дней.
Здесь нашел успокоение и Люттер фон Брауншвайт - основатель собора. Профессоров университета Альбертина, старейшего в Пруссии, хоронили тоже здесь. Последним из них был Профессорская усыпальница связывает собор с университетом, который славен еще и своей Валленродской библиотекой, представляющей собой уникальное собрание старинных рукописей и свитков.

Рожденный вновь

Надо ли говорить о том, что, находясь в самом центре Европы, Кафедральный собор в Калининграде неоднократно захватывался противоборствующими силами, разрушался, горел и перестраивался. После бомбёжки союзников (английская авиация) в 1944 году, разрушившей все несущие конструкции и перекрытия, храм, как и весь Кнайпкоф был уничтожен. Сохранились немногие стены собора, некоторые подземные помещения. Уничтожен был и старый орган, отреставрированный в 1905 году. Сам храм был полностью восстановлен лишь в 1992 году. Появился у него и новый орган. В наши дни музыкальный комплекс собора, состоящий их двух органов (большого и малого), не имеет аналогов. Он крупнейший в Европе. Достоинство и уникальность комплекса - возможность игры на двух инструментах одновременно. Большой орган является самым крупным в России, он имеет 90 регистров. Его венчает Феникс - птица, являющаяся символом возрождения, в данном случае и органа, и собора.

Насыщенная история

Крупные разрушения, как и обширные восстановительные работы, в результате которых собор преображался или обогащался, символ города переносил и много раньше. История собора очень насыщена событиями. Для его первоначального возведения на новом месте был построен мост, названный Соборным. По нему доставлялись на остров стройматериалы от разобранной старой церкви, потому что новый храм частично возводился из них. Кафедральный собор в Калининграде сейчас недействующий, он является культурно-религиозным центром. Но в свое время он был главным католическим храмом города, а после Реформации XVI века главным лютеранским собором не только города, но и всей Пруссии.

Судьба органа тоже уникальна

На протяжении долгой жизни собор подновлялся. После первой крупной реставрации 1833 года здесь появился новый орган. (Калининград) за свою историю имел несколько этих инструментов. Первый из них был установлен в 1695 году, второй - в 1833, нынешний комплекс - в 2008. Об этом религиозно-культурном центре очень много написано, он справедливо считается символом города, его визитной карточкой. Но есть еще один кафедральный собор в Калининграде - Храм Христа Спасителя. Это православная церковь. Несмотря на свой более чем юный возраст (он освящен Алексием II 10 сентября 2006 года), собор, построенный в центре города на площади Победы, имеет свою историю и, безусловно, является достопримечательностью города. Его нижняя часть, в которой установлен переданный в дар в 1996 году «Мемельский» иконостас, является храмом воинской славы.

Храм-памятник

Германское Свято-Князь-Владимирское братство передало иконостас, созданный в годы Семилетней войны (1756-1763 гг.) в Мемеле (Клайпеде) в честь погибших русских воинов. Теперь, по предложению председателя братства господина Г. А. Рара, нижняя часть с иконостасом является храмом-памятником всем русским воинам, погибшим на территории Пруссии как в Семилетнюю, так и в Наполеоновскую, Первую и Вторую мировые войны. Главным православным храмом области по праву гордится Калининград. Христа Спасителя, выполненный в стиле Владимиро-Суздальского зодчества, высотой 73 метра, органично вписался в архитектуру древнего европейского города. Буквально о каждом объекте столицы Янтарного края можно говорить бесконечно. Но лучше увидеть красоты, которыми так богат Калининград. Фото, достопримечательности на которых изображены в самых выгодных ракурсах, являются лучшими рекомендациями к посещению города.

Самая западная территория России

Необходимо отметить, что своеобразие Калининградской области, расположенной в Центральной Европе, заключается в том, что она является полуэксклавом Российской федерации, имеющим выход к морю, но не имеющим общей сухопутной границы с РФ.

Естественно, что такое уникальное расположение добавляет к прочим ее достоинствам ореол привлекательного для многих поклонников «западного мира». И туристические агентства это учитывают. Для жителей России город Калининград-Кенигсберг полон привлекательности. Он и столица янтарного края, где пляжи периодически покрываются, как это было совсем недавно, этими драгоценными дарами моря, он и средоточие исторических и архитектурных памятников Европы. И все это находится на территории России. Для старшего поколения жителей стран СНГ Кенигсберг является одним из символов победы над фашистской Германией. Великий артист Владимир Этуш среди многочисленных воинских наград имеет и медаль «За взятие Кенигсберга». Помимо прочих достоинств, этот город является одним из символов воинской славы России.

Одним словом, много есть поводов для посещения этого необыкновенного города. Карта Калининграда с достопримечательностями позволит заранее дать определенное понятие о том, как лучше организовать свое знакомство с этим уникальным городом России, наметить для себя наиболее желанные объекты, узнать их местонахождение, наличие вблизи гостиниц, пунктов питания и наиболее удобные подъезды к ним как общественным, так и личным транспортом.

Сейчас это музей и концертный зал. А еще это главная достопримечательность Калининграда, которую построили в начале 14-го века. Для верующих в нём организованы три часовни: православная, католическая и протестантская. принимает всех желающих послушать живую органную музыку. Иногда проходят и другие концерты.

Вечером фасад подсвечен. Видно, что в соборе не хватает витражей. Это последствия войны. Сейчас вместо них деревянные заглушки.

В здании собора есть музей имени Иммануила Канта и библиотека.

В музее есть подробный макет старого Кёнигсберга. Всё воссоздано по оригинальным планам и чертежам. Когда в Калининград приезжали немцы — бывшие жители Кёнигсберга, на макете они находили свои дома. Сейчас, конечно, это уже редкость, слишком много прошло времени.

Во время второй мировой войны постоянные бомбёжки английской авиации и штурм Кёнигсбега красной армией сильно повредили здание собора: выгорели все внутренности, обрушилась крыша. Но стены храма выстояли и новая советская власть восстановла его.

Концерты органной музыки

В наши дни Кафедральный собор — это культурный центр в Калининграде. В 2008 году в нём воссоздали большой орган. Работали русские мастера совместно с польскими.

Это орган в соборе. Он точно такой же какой тут был до войны. Но тот сгорел, а этот сделали заново.

Концерты органа летом проводят почти каждый день. Афишу смотрите на Официальном сайте . Там же найдете и предстоящие мероприятия в соборе.

Органов в соборе два — большой и малый. В реальности — это один большой органный комплекс. Он может заменить целый оркестр, это лучший орган Европы.

Органная музыка не для каждого, её не всякому дано понять. Грубо говоря, нудновато для обывателя. Поэтому концерты, как правило, не длинные, около 40 минут. Своеобразный концертный пробник для туристов — то, что надо. Напоследок, вам продемонстрируют, что фигуры ангелов на органе могут двигаться.

Входной билет на концерт стоит 400 рублей, для студентов 200. Доказательства студенчества часто не спрашивают, можете попробовать проскочить за 200 рублей. Если внешне похожи, конечно.

Он умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Его похоронили у северо-восточного угла кёнигсбергского Кафедрального Собора. Тело Канта покоится в дубовом гробу, который помещён в саркофаг под землёй. Над его захоронением возвели часовню, но к двухсотлетию философа часовню заменили открытым колонным залом.

Внутрь колонного зала вход закрыт, но это и не требуется — всё прекрасно видно снаружи. Кстати, Канта крестили в этом же соборе. Чашу, которую использовали при его крещении можно увидеть внутри собора.

Имей мужество пользоваться собственным умом!

Иммануил Кант

Напротив захоронения, слегка прикрытый листвой, стоит памятник герцогу Альбрехту — основателю университета Альбертина.

Реставрация собора

Кафедральный собор в Калининграде сильно пострадал во время войны. Во-первых, город бомбила английская авиация. Когда стало понятно, что территория Восточной Пруссии перейдёт Советскому Союзу, англичане начали бомбить всё без разбора. Это было основной причиной сильных разрушений в Кёнигсберге. Во-вторых, перед штурмом города его бомбила и советская авиация.

Собор сильно пострадал от этих налётов — он полностью выгорел изнутри, обвалилась крыша, сгорел орган. Однако, стены здания в основном уцелели.

После окончания войны Восточная Пруссия превратилась в Кёнигсбергскую область Советского Союза. Город начали потихоньку восстанавливать. Надо сказать, что наши сограждане, которые решили переселяться в будущий Калининград к немецкому наследию относились по-разному. Кто-то считал, что любое культурное наследие нужно беречь, а кто-то не смог преодолеть ненависти к врагу. Так во время реставрации собора случилось несколько пожаров из-за поджогов.

Тем не менее, его восстановили полностью. По старым чертежам воссоздали интерьеры помещений. Концерты в соборе начали проводить ещё до завершения реставрации. Крыши не было. Так удавалось собирать дополнительные средства на восстановление.

Остров Кнайпхоф

Калининградский Кафедральный собор стоит на острове Кнайпхоф. Это исторический район Кёнигсберга. В народе остров зовут островом Канта. Кроме собора на нём больше нет построек, только парк со скульптурами. Однако при немцах он весь был застроен. Остров с остальным городом соединяли несколько мостов и трамвайная линия.

Вот так выглядел остров Кнайпхоф до войны. Видно, что собор окружают дома. На переднем плане старое здание университета.

На острове всюду расставлены информационные стенды с фотографиями того, как это место выглядело до войны, фотографии дополнены описаниями.

История собора

Официально принято считать, что Домский собор Богоматери и Святого Альберта построен в 1333 году. Год взят из официального документа, в котором впервые упомянут собор. Речь там идёт о продолжении его строительства, из чего следует, что строить его начали раньше. Рабочие закончили работу над собором в 1380 году, однако из века в век на соборе всё равно проводили различные строительные работы.

Вид на Собор с крыши Дома Советов.


Интересный факт: кирпич, из которого построен Кафедральный собор, взяли с более раннего Альтштадского собора 1302 года постройки. Тот собор снесли, потому, что он не мог вмещать всех прихожан города.

В 1544 году рядом герцог Пруссии Альбрехт основал рядом с собором Collegium Albertinum — университет Альбертина, он же Кёнгсбергский университет (старейший университет Пруссии). Собор с тех пор выполняет функцию университетского храма — это тесно связывает науку и религию. В нём находят вечный покой многие немецкие профессора и другие деятели науки, в том числе и известный философ Иммануил Кант.

Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.

Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские - наши главные враги».

Если подойти близко к стене и посмотреть вверх, то вы увидите, что стены собора не ровные, это след времени.

Сейчас это не просто немецкое наследие, сохранённое советской властью, это памятник мирового масштаба. Он объединил науку и религию, прошел войну и возродился в новом статусе. Советовать осмотреть его не имеет смысла, мимо пройти всё равно не получится.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии. Является одним из символов города.

Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

Строительство собора

Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларе. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.

Собор во времена Тевтонского ордена

Северная часть собора, обращенная к Королевскому замку, была пышно отделана. Тихий свет лился из стрельчатых окон, своды были легки и торжественны, розовые и пурпурные оттенки царили вокруг. Стены украшали многочисленные фрески: гербы рыцарей, сцены из жизни – ловцы рыбы, корабли, плывущие к неведомым землям, сеятели выходящие в поле… Фрески, разделенные красными и черными линиями, славили рыцарей, побеждавших в своих походах язычников. Были и гербы тех, кто вставал под орденские знамена – рыцарей из Бельгии, Англии, Франции, Голландии и Польши. Изображать гербы на стенах собора было престижно, цех кенигсбергских художников постоянно обновлял настенные росписи. Когда все стены были заполнены, стали делать рисунки на деревянных щитах и вывешивать их в храме. Имена художников почти не известны. Упоминаются «Петр-художник», «Готфрид-художник», Гизебрехт, Томас, позже многочисленные художники школы знаменитого Дюрера. Благодаря их росписям, собор был не только храмом, но и своеобразным музеем покорения Пруссии.
Имя создателя первого органа для собора неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща.

Собор во времена герцогства Пруссия

При Альбрехте фон Бранденбург в сентябре 1523 года личный посланник Мартина Лютера Иоганн Брисман провел первую лютеранскую проповедь в Кафедральном соборе. Эту дату считают началом реформации в Пруссии. В 1525 году орден был упразднен, и образовано первое в Европе протестантское государство – герцогство Пруссия. Рядом с собором было возведено здание кенигсбергского университета - Альбертина. На южной башне вместо двускатной крыши установили двенадцатиугольный шпиль, который венчала сирена-русалка. Там же были смонтированы часы с часовым колоколом. 10 мая 1528 года собор закрепили за Кнайпхофом, позднее передан университету. 6 октября 1591 года в соборе установили алтарь. Перед алтарем было возведено распятие, Христос как бы парил над капителью, возвышаясь до самого свода. В центре алтаря восседал Бог-Отец, за ним – изваяния святых – фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Выполнен алтарь был из позолоченной меди. Историки утверждают, что в его создании принимал участие Карнах-младший. За алтарем располагался клирос. Подле него все знатные люди города стремились увековечить свои заслуги и достоинства своих родов и предков, множество эпитафий на плитах говорили прихожанам о прошлом. В соборе находились усыпальницы князей и знатных рыцарей, а также богатых людей более низких сословий. В центре клироса был захоронен Лютгер фон Браушшвайг (Людерус Брауншвейгский) – один из главных создателей собора. По завещанию над его могилой должна была постоянно гореть свеча. Однако впоследствии место захоронения фон Брауншвайга было затеряно, и лишь в 19 веке нашли остатки надгробья, служившие плитами для пола.
Залы собора время от времени перестраивались. В 1524 году убрали стоящие у колонн алтари, их перевезли в другие кирхи Пруссии. В восточной стороне здания воздвигли памятник Альбрехту. 10 марта 1544 года сгорела башенная часть собора (восстановлена через 8 лет). В 1562 году, вымостив «Соборный двор», университет получил право на погребение членов своего совета и их домочадцев в Кафедральном соборе. В 1620 году на втором этаже башенной части расположилась церковная библиотека, а через 30 лет прусский канцлер Мартин фон Валленродт создал библиотеку светскую, которая с 3000 томов возросла к концу 19 века до 21000 томов. В 1694 году в соборе установили орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был в соборе и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. В 1728 году большой орган заменили еще более мощным. Построил его мастер Иоганн Мозенгель. В 1804 году в соборе похоронен И. Кант (последнее захоронение в профессорском склепе). В 1807 году собор пережил нашествие наполеоновских солдат, использовавших его как военную тюрьму, госпиталь и конюшню. В 1810 году были снесены фамильные усыпальницы у стен собора – не нашлось денег на их ремонт, разрушены и частично убраны статуи, украшавшие надгробья, плиты с эпитафиями зачастую использовали для покрытия пола. 17 января 1817 ветром была разрушена кровля здания.

Собор во времена Германии

В 1880 году была сооружена часовня Канта, ее снесли в 1924, а вместо ее по проекту архитектора Ларса возвели колоннаду Канта, сохранившуюся до сих пор.
Сильная осадка стен (к нашему времени 1,67 метра) и колонн требовали работ по их укреплению. В 1903-1907 годах была проведена наиболее крупная реконструкция собора. Работы вел хранитель Кафедрального собора Рихард Детлефзен. С западной стороны башенной части уложили бетонную плиту со стальными балками, которые крепились к существующей кирпичной кладке, что увеличил площадь опоры стен. Детлефзен убрал штукатурку, что позволило устранить дефекты кирпичной кладки. При этом, лишившись покрова, открылись старинные фрески.
В августе 1944 года, во время бомбардировки, в соборе вспыхнул пожар, хотя непосредственно на здание ни одна бомба не упала. Была уничтожена вся кровля, внутренняя отделка, погибли находившиеся в соборе произведения искусства. Не пострадала только могила Иммануила Канта.

Первоначальные работы по очистке и консервации руин начались в 1972 – 1974 годах. Была также благоустроена прилегающая территория, посажены деревья. Под нажимом партаппаратчиков в 1974 году работы были прекращены. Многочисленные комиссии дали заключение, удобное тогдашним властям – «собор не представляет исторической ценности».
Новая попытка реконструкции была принята в 80-е годы. Проекты предусматривали устройства в соборе кинотеатра или концертного зала. Работы велись по консервации руин, частичному закреплению стен, закладке окон, что способствовало предотвращению дальнейшего разрушения.
В 1992 году создана государственная фирма «Кафедральный собор», главной задачей которой ставилось сохранение и восстановление собора. Работы по реконструкции начались в 1995 году и продолжаются до сих пор. За основу проекта взяты чертежи собора после реконструкции 1903 – 1907 годов. Производится ремонт и восстановление эпитафий, закончено строительство башенной части и возведение кровли (1999), установлены часы на южной башне. В башенной части открыта музейная экспозиция, посвященная истории Кафедрального собора, предполагается возрождение библиотеки Валленродта. Несмотря на определенные успехи, реконструкция Кафедрального собора вызвала ряд критических оценок со стороны историков и краеведов. Впрочем, и ряды сторонников реконструкции также достаточно велики.

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.













Кафедральный собор на Викискладе

Координаты : 54°42′22.87″ с. ш. 20°30′42.4″ в. д.  /  54.706353° с. ш. 20.511778° в. д. (G) (O) (Я) 54.706353 , 20.511778

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор , расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе , является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа , Деве Марии , Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии . Является одним из символов города .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

История

Первый кафедральный собор был построен между и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе .

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах) . В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка ». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года . Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга , ставшая поводом для создания теории графов .

Формально датой завершения строительства считается 1380 год , но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее - фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии . Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года ). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов .

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

Развалины собора в 1982 году

Хроника восстановления собора

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор в 2002 году

Могила Канта

Современный вид могилы Иммануила Канта, 2007 год.

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года . Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины . 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов .

В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов , проводятся международные конкурсы органистов .

Собор как товарный знак

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак . Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Собор в кино

После войны Калининград был единственным местом СССР , где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.

  • "Женя, Женечка и «катюша» . На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
  • «Жена керосинщика» . В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела - русский и немецкий.

Собор в филателии и нумизметике

См. также

Примечания

  1. История собора
  2. Manfred Gerner, Igor A Odinzow : Der Königsberger Dom. Zentrum Handwerk und Denkmalpflege, 1998, (нем.)
  3. August Rudolph Gebser : Geschichte der Domkirche zu Königsberg und des Bisthums Samland, mit einer ausführlichen Beschreibung der Reformation im Herzogthum Preußen. Königsberg 1835, (Digitalisat Google История Кафедрального собора Кёнигсберга (нем.) )
  4. Историческая справка на сайте администрации Калининграда
  5. Калининградская область в энциклопедии «Кругосвет»
  6. Балдур Кёстер. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени
  7. Официальный сайт собора
  8. Карамзин в Восточной Пруссии
  9. текст
  10. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию
  11. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов
  12. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени.
  13. Кёнигсберг Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. - Калининград: Янтарный сказ, 2006.
  14. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  15. Вещь не в себе
  16. Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  17. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки , Информационное агентство «Регнум»
  18. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Köster , Husum Druck; 2000,
  19. Собор на сайте «Чудеса России»
  20. Кафедральный собор на сайте областного министерства культуры
  21. Международный конкурс органистов имени М.Таривердиева
  22. Калининград. Дирекция Кафедрального собора намерена судиться из-за незаконного использования изображения собора. Информационное агентство «Регнум»

Как уже говорилось , Калининград - город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём - первый из 4 постов под общим заглавие "призраки Кёнигсберга".

И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона - перефразируя известный мем, "вы не ругайтесь, вы поправляйте!".

О том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о , заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии "псам-рыцарям" понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). "Кёнигсберг" в переводе "Королевская гора", но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его - калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт ("Старый город") получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт - в 1300, Кнайпхоф на островке - в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость - например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг - лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне - кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:

Полное посвящение храма - собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни - лишь в 1553, уже в "лютеранский" период.

Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры - в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть - Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора - правильная "северная готика", отличающая города Ганзейского союза.

По европейским меркам кафедраль тут небольшой - всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось - зима суровая, а кругом неверные... но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны - в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.

Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:

Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали - эпитафии, часовни, орган, убранство - восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек - парк:

Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:

Катерина taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп - этот дед Кете Кольвиц , о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли "Микеллианджело в юбке". Рупп, которого газеты называли "мятежным проповедником", оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути - единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.

Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:

С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда - Стоя-Кантиана (1924):

При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии... и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:

Самая красивая деталь "Стои-Кантиана" - потолок:

В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних - десятки эпитафий:

Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов ( , и в этом ничего удивительного - Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:

Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:

В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):

По бокам - две часовни. Справа - лютеранская:

Слева - православная:

С копией "Нерушимой Стены" из и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.

Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:

Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:

Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта - Новая Синагога в Ломзе (1894-95):

Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:

Вдоль лестницы - витражи:

Выше - Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов... однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году - государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е... однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:

Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:

В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:

Стрельчатые своды были белыми не всегда - роспись собора завершилась в 14 веке... и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:

Даже чёрт тут лапочка:

Что касается других элементов убранства, то честно скажу - я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего - опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки - возможно, остатки органа:

Этот корабль из свечей - уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:

Больше всего меня заинтересовал вот этот объект - может, кто из местных подскажет?

Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?

Пока же самый красивый элемент собора - воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):

Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее "Пруссия", о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом - о вокзалах, укреплениях, районах окраин... Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким - сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого - в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013