История женского терроризма в россии. Основные тенденции и особенности развития женского терроризма

женщина смертница терроризм исламистский

Для наиболее подробного исследования поставленной задачи необходимо определить трактовку терроризма. Одну из возможных дефиниций предлагают М. Одесский и Д. Фельдман. Они определяют террор как «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». Терроризм по их мнению, является негативным общественный явлением. Методы, к которым прибегают террористы, являются насильственными и направлены на достижение поставленных целей, в основе которых лежит «принцип устрашения» и направленность повлиять на сложившуюся политическую, социально-экономическую и идеологическую обстановку. Данное определение подразумевает то, что одной из целей действий террористов является генерирование страха среди населения и дальнейшее использование этого страха для изменения различных сфер общественной жизни.

Волна террористических актов захлестнула Соединенные Штаты Америки (взрыв зданий Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке 11 сентября, 2001), Европу (серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах Мадрида (Испания) 11 марта, 2004; серия взрывов на станциях метро и в городских автобусах в Лондоне (Великобритания) 7 июля, 2005), Центральную и Юго-восточную Азию (серия террористических актов в Индонезии в 2002 году) и Ближний Восток (атака террористами-смертниками квартала в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) 13 мая, 2003; захват и освобождение заложников в Хобаре (Саудовская Аравия) 30 мая, 2004). Россия так же оказалась в списке стран, испытавших на себе последствия террористической деятельности.

Для России проблема терроризма не является новой. Первоначально терроризм в России появился как теоритическая доктрина и только позднее, в середине XIX века, стал применяться как самостоятельная тактика - 4 апреля 1866 г. Д.В. Каракозов выстрелил в Александра II. Тем самым было положено начало охоте на «реформатора», который так и не решился довести до логического конца начатые либеральные преобразования в Империи.

Обращение женщин к террористической деятельности в России

Одна из наиболее занимательных черт современных террористических организаций состоит в том, что немаловажную роль в них стали играть женщины. В Западной Германии, где из разыскиваемых в Августе 1977 года террористов две трети были женщины, этот феномен проявился ярче всего.

Ввиду ограниченного участия женщин в политике в большинстве стран, тот факт, что женщины имели влияние в сфере революционного насилия, и по сей день является загадкой, которую немногие ученые берутся исследовать и объяснить. Но, каким бы запутанным он не казался, это несомненно феномен современных политических процессов. Течение женщин-террористов берет свое начало в России XIX - начала XX вв. Одной из родоначальниц женского терроризма является женщина по имени Вера Засулич, которая в 1878 году напала на одного из начальников сыскной полиции Санкт-Петербурга.

Немаловажным событием в истории террористической деятельности в России является образование российской революционной террористической народнической организации «Народная воля» и в частности, террористической фракции Народной воли (народовольцы), которые использовали террор как метод политической борьбы. 10 из 31 члена исполнительного комитета «Народной воли» были женщины (Приложение 1). В восьмидесятых годах девятнадцатого века женщины «Народной воли» принимали непосредственное участие в организации террористических акций, взяв на себя ответственность наравне со своими товарищами по партии. Когда, после примерно десяти лет относительного спокойствия, в начале двадцатого века Партия социалистов-революционеров возродила террористическое движение, члены партии нашли много последователей и приверженцев их идей среди женского радикального населения России. В период с 1905 по 1908 женщинами-членами партии эсеров было совершенно 11 террористических актов.

Большинство ученых считают бессмысленным проводить параллель между современными женщинами-террористами и их предшественницами из России. В то время, как первые считаются иррациональными и почти безумными фанатиками, российские женщины в большинстве случаев идеализируются и поднимаются до уровня героинь, храбро сражавшихся с деспотичным царским режимом. Не смотря на то, что женщины в то время были вовлечены в террористические действия, им сочувствовали и их поддерживали не только либеральная прослойка их собственного общества, но и отдельные слои Западноевропейского и Американского обществ. Террористки девятнадцатого века такие как Софья Перовская и Вера Фигнер стали легендами и считается, что следующее поколение женщин террористов, о которых существует так мало упоминаний в литературе, попросту следовали их традициям

Но все же женщины-террористки (большинство которых были членами партии эсеров), которые действовали в период после 1900 в России в некоторой степени отличалась от их предшественниц. Эти различия были в большей степени связаны с изменениями в политической среде, в которой им приходилось действовать. Появилось в разы больше возможностей убедить государство в необходимости некоторых послаблений в области предоставления политических свобод, особенно после революции 1905 года.

Существовала еще одна организация радикальной направленности - Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая в процессе борьбы с режимом прибегала не к акциям массового устрашения, а к агитации и пропаганде. Так что, в отличие от ситуации, сложившейся в 1881 году, существовали альтернативные кровопролитиям и насилию способы влияния на режим и его изменения. Даже лидеры партии социалистов-революционеров осознали это, когда объявили о временном прекращении использования террористических методов в 1905 году.

Не смотря на это, женщины-члены партии эсеров, которые принимали участие в совершении террористических актов, зачастую не признавали такие методы альтернативными террору, возможно, из-за того, что они, как и их коллеги, руководствовались не только рациональными политическими причинами. Мемуары женщин-террористок, богатые на яркие детали происходивших событий, свидетельствуют о тесном взаимодействии эмоциональных, психологических и социальных факторов, лежащих в основе их террористической деятельности и проливают свет на особенности женской психологии, которая как нельзя лучше подходила для террориста. Становится ясно, что женщины эти являлись идейными вдохновителями кампании партии социалистов-революционеров и без них разработанная программа, вероятно, так и не была бы воплощена в жизнь.

Хотя к девяностым годам двадцатого столетия большинство женщин-радикалов было ярыми оппонентами феминизма, их мемуары и биографии свидетельствуют о том, что идеи их были довольно сильно подвержены влиянию феминистических идей. Несомненно, желание личной независимости, продуктивность и целеустремленность в вопросах карьерного роста, ломавшие стереотип жены и матери семейства, были лишь предпосылками на фоне более глубоких социальных причин.

Революционные идеи укоренялись в мозгу женщины по тем же причинам, по которым они находили убежище в мозгу мужском - и те и другие вращались в обществе студентов и взаимодействовали с массами занимаясь легальной или полулегальной культурной деятельностью - за исключением того, что женщины чувствовали неравенство и необходимость доказать свою полезность значимость обществу.

Феминистское движение достигло некоторых успехов к 1900 году, однако женщины неминуемо натыкались на довольно серьезные препятствия в их стремлении вести продуктивную жизнь вне дома. Их отчисляли из университета и, хотя образовательные программы высшего профессионального образования для женщин существовали, стандарты не были идентичны для представителей разного пола и учебных мест для женщин частенько не оставалось. Стоило женщине получить среднее, средне-специальное или высшее образование, возможности применения профессиональных навыков, полученных в процессе обучения, ограничивались сферой преподавания и здравоохранения. Проблемы существовали так же и на личном уровне. Не смотря на распространение феминистских идея, старые ценности все же превалировали и большинство родителей продолжало растить дочерей на традиционные женские роли матери и жены. Из-за этого для большинства молодых женщин принятие решения оставить родной дом и впоследствии вступить в радикальные кружки чаще всего означало разрыв с членами семьи и прошлой жизнью, отказ от всех ценностей, которые были заложены в них с раннего детства. В мемуарах некоторых женщин можно найти свидетельства о перепалках между родителями и дочерями в процессе эмансипации последних.

Еще большей проблемой это стало для еврейских женщин - которые присоединялись к движениям радикального толка все в большем количестве - потому что они воспитывались в еще более строгих семьях, нежели русские женщины. Многих еврейских родителей шокировала революционная деятельность их сыновей. По словам Генри Тобиаса, участие их дочерей в было еще большим шоком.

Очевидно, что, помимо решимости, за такими бунтарскими поступками стояла еще и приверженность революционным идеям. Стоило женщинам вырваться из семей, они вливались в террористическую деятельность с небывалым рвением. Революция становилась их жизнью, вела их к борьбе за гармонию в убеждениях и действиях. Начиная с популистского периода глубокая настроенность сохранить целостность и высочайшие этические нормы была характерной чертой женской блока революционного движения. Мужчины, конечно, тоже были воодушевлены идеей преданности, но женская обеспокоенность личными и моральными аспектами борьбы была исключительна.

Либкан Базаева, директор АНО «Женщины за развитие» (Чеченская Республика)

Терроризм вошел в нашу жизнь и стал страшной реальностью современной эпохи. Никто и нигде не может чувствовать себя в безопасности — ни в московском метро, ни на улицах отдаленного провинциального городка.

Планируя террористические акты, террористы рассчитывают, прежде всего, на психологический эффект, и он становится значительно выше, если смертник — женщина. В этом одна из причин, почему в последнее время все чаще в роли террористов-смертников выступают женщины. Кроме того, в условиях ужесточения мер безопасности во многих государствах мира женщине значительно проще проникнуть в места массового скопления людей для свершения теракта. Поэтому за последние несколько десятков лет стало то, что женщины становятся активными участниками террористической деятельности. Динамика роста их активности прослеживается и в России и на Ближнем Востоке, что делает тему актуальной для изучения как в политическом, так и в социокультурном аспектах.

Основными организациями, активно прибегающими к использованию женщин-смертниц в своей террористической деятельности, являются Сирийская социалистическая национальная партия, Тигры освобождения Тамил Элама, Курдская рабочая партия, Бригады мучеников Аль Акса, Палестинский исламский джихад, движение Хамас и чеченские боевики. По оценкам западных исследователей, самой опытной в деле использования террористов-смертников организацией в мире является шри-ланкийская Тигры освобождения Тамил Элама. Их опыт активно изучается террористическими структурами на Ближнем Востоке. Считается, что на счету «тигров» — свыше 200 успешных терактов, совершенных смертниками, причем в 30-40% случаев это были женщины!

Наиболее успешными в превентивных действиях против женщин-террористок считаются израильские спецслужбы, которые смогли вскрыть и обезвредить 17-20 потенциальных смертниц.

Смертницы: кто они?

Первый зафиксированный случай использования женщин в качестве смертниц имел место 9 апреля 1985 г., когда 16-летняя девушка по имени Хайадали Сана врезалась на грузовике в израильский военный конвой. Погибло два солдата. Террористка была членом Сирийской социалистической национальной партии.

Хайадали Сана считается самой молодой из погибших, а Шагир Карима Махмуд (из той же Сирийской социалистической национальной партии) — самой старшей. В ноябре 1987 г., когда она пошла на смерть, ей было 37 лет. Террористка, спрятав взрывное устройство в сумке, проникла в больницу. В результате взрыва погибло семь человек, а двадцать — получили ранения.

В июне 1996 г. неизвестная террористка-смертница из Курдской рабочей партии взорвала взрывное устройство, от которого погибло шестеро турецких солдат. Это был единственный случай, когда на смерть пошла беременная женщина.

Первой российской террористкой-смертницей, по данным ФСБ, стала чеченка Хава Бараева. 9 июня 2000 г. она вместе с другим террористом направила автомобиль, начиненный взрывчаткой в казарму, где размещалось подразделение российских войск. В результате этого теракта погибло 27 военнослужащих.

Портрет «террориста – смертника»

Социальный портрет террориста-смертника слишком противоречив. Он формируется под воздействием множества политических и социальных, культурных и религиозных факторов, и поэтому в разных регионах мира различен. Наиболее изучен в этом смысле Ближневосточный регион, где действует огромное количество террористических организаций, нередко поддерживаемых местными националистическими режимами.

Специалисты объясняют молодость смертников теми настроениями, которые господствуют у разных возрастных групп. Так положительное отношение к политическому насилию преобладает у 14,5% молодых людей в возрасте до 17 лет. Этот процент у следующей группы — в возрасте до 24 лет составляет 14,9%, а затем начинает снижаться, достигая 6% у людей в возрасте 64 лет.

По уровню образования смертников вряд ли можно охарактеризовать как людей забитых и безграмотных. 8,3% смертников успели получить лишь начальное образование, в то время, как 12,8% из них имели дипломы о высшем образовании.

Как ни странно, большая часть смертников вышли не из обездоленных и бедных, а из достаточно обеспеченных семей. Среди них очень высок процент выходцев из лагерей беженцев.

Более половины всех смертников на Ближнем Востоке сидели в израильских тюрьмах и имели личный счет к Израилю: они мстили за смерть или увечья своих родных или близких друзей.

Каким на этом фоне видится социальный портрет женщин-смертниц?

Прежде всего, они, как и их соратники-мужчины, молоды. Средний возраст смертниц, например, в Турции составляет 21,5 года, в Ливане — 23 года. Социальная среда, из которой выходят смертницы, разнообразна. Среди них есть безработные и преуспевающие профессионалы, бедные и обеспеченные, студентки и безграмотные. Чаще это — незамужние женщины сложной судьбы. У многих погибли или пропали без вести члены семьи и близкие. Выбор пути смертницы делается как под влиянием каких-либо трагических событий в личной жизни, так и сознательно, в силу идеологических убеждений.

Но бывают случаи, когда уже в годах женщина, идет на теракт: В 2006 году немало шума наделал случай, когда престарелая палестинка взорвала себя перед группой израильских солдат. Оставив 9 детей и 41 внука, она заявила в отснятом перед смертью видео, что хочет «пожертвовать собой ради Бога и своей страны».

Мотив смертника. Что движет террористами, соединяющими провода на своем «поясе шахидов»?

Основное противоречие с религией:

Убийство людей — самый большой грех в любой религии. Именно убийство людей — провозглашается лидерами экстремистских исламистских организаций святым делом.

Религиозная, патриотическая, националистическая риторика полностью вытесняют из сознания будущих смертников человеческую мораль и здравый смысл. Они укрепляются в своей вере в загробную жизнь. Убежденные мусульмане верят в то, что после смерти каждый мученик-шахид, будь то мужчина или женщина, встречается с 70 призраками-ангелами необычайной красоты, которые снимают с мученика все его грехи, открывают ворота в рай, где он получает все блага и удовольствия, которые Аллах дал человечеству.

Помимо религиозной мотивации семье смертника обычно выплачивается крупная сумма денег, а его имя становится святым. Такой поступок поднимает социальный статус и престиж семьи. Фотографии террориста, пожертвовавшего своей жизнью, поднимают моральный дух соплеменников и широко используются при вербовке новых и новых их последователей.

Вербовкой кандидатов и их подготовкой в специальных лагерях смертников занимается разветвленная сеть вербовочных центров и лагерей. В любом случае, вербовка считается тем эффективнее, чем раньше она проведена. В лагерях организации Тигры освобождения Тамил Элама для выполнения терактов мобилизуются дети и подростки, чаще всего сироты, которые подвергаются усиленному «промыванию мозгов», жесткой психологической обработке.

По опыту событий в Чечне известно, что методов вербовки в ряды смертниц существует огромное количество.

Среди них:

  1. «продажа» девушек боевикам,
  2. «накачивание» их наркотиками,
  3. изнасилования с последующим шантажом и принуждением согласиться выполнить «очистительную» миссию.

О том, какими путями женщины попадают в сети террористов, поведала судьба чеченки Заримы Муджихоевой. Она попала в руки следствия, когда 11 июля 2003 г. оставленная ею сумка с полутора килограммами взрывчатого вещества не взорвалась. Гласности была предана судьба этой неудавшейся «шахидки». Ее муж погиб еще в период так называемой первой чеченской войны 1994-1996 гг. В то время она была беременна и вскоре родила дочь. Подруга Муджихоевой согласилась помочь ей: заплатить долги, дать деньги родителям, обеспечить всем необходимым дочь. Взамен, правда, она потребовала, чтобы Зарима выбрала «истинную дорогу к Аллаху». Что это за дорога, женщина вскоре узнала. Ее взяли с собой боевики и увели в горы. В течение месяца она готовила и обстирывала боевиков, молилась и слушала рассказы о «преступлениях русских солдат в Чечне».

Получив заряд ненависти, Зариму доставили в Москву, где разместили в одной из конспиративных квартир. Вместе с ней проживали две другие молодые чеченки, которые 5 июля 2003 г. взорвали себя на рок концерте в Москве. Тогда погибло 15 и получило ранения 60 жителей и гостей Москвы. Теракт, порученный Зариме Муджихоевой, сорвался, однако при разминировании бомбы погиб один из сотрудников российских спецслужб. Неудавшаяся террористка активно сотрудничала со следствием, но все же была осуждена на пожизненное заключение.

По данным ФСБ, именно с 2003 года чеченки стали считаться в России угрозой. Этими женщинами, прозванными за совершенные теракты (взрыв на рок-концерте в Москве, захват заложников в театре на Лубянке) »черными вдовами», движет скорее отчаяние, чем вера или религиозный фанатизм.

Почему женщина психологически часто готова стать террористкой-смертницей?

Женщины участвовали во всех аспектах деятельности террористических организаций, но долгое время не отмечалось их массового вовлечения в два вида деятельности — работу с информаторами и совершение самоубийственных терактов. В начале 21 века ситуация изменилась: террористические структуры все чаще задействуют женщин – самоубийц. В 1940-е годы индийские повстанцы направляли женщин, обвешанных гранатами, в расположение британских войск. Однако лишь в Шри-Ланке были зафиксированы массовые случаи использования женщин-самоубийц. Женщины — члены организации «Хезболла» также совершали единичные террористические акты против Израиля с середины 1980-х годов. В 1990-е годы ряд исламистских террористических групп поставил этот процесс «на поток» и начал массовое рекрутирование молодых женщин на роль самоубийц.

Еще одной причиной увеличения числа женщин-камикадзе считается относительная новизна и необычность подобных атак. В 1974 году американский исследователь терроризма Брайан Дженкинс\Brian Jenkins пришел к выводу, что «терроризм — это театр». Абсолютно все террористы, захватывающие заложников, требовали предоставления им права выступить перед представителями средств массовой информации или права выступить в прямом эфире перед телезрителями и радиослушателями. Примерно после 95% совершенных терактов их организаторы звонят в редакции и берут на себя ответственность за совершенное преступление. Женщины-террористки всегда пользовались повышенным вниманием прессы и вызывали больший интерес у аудитории СМИ. Это позволяет террористам более успешно пропагандировать свои организации, их цели и идеологию. Кроме того, подготовка подобного теракта относительно простое дело: женщину-самоубийцу не надо обучать военному делу и методам конспирации. Фактически, она выступает в роли одноразового и дешевого оружия.

По данным Института Контртерроризма\Institute for Counter-Terrorism, исламисты разрешая и даже поощряя женщин к совершению самоубийственных терактов, как правило, не допускают женщин в ряды «нормальных» боевиков и не дают им принимать участия в партизанских боях. Кроме того, исламисты пережили эволюцию взглядов на возможности участия женщин в самоубийственных терактах. К примеру, организация «Хамас» долгое время категорически отвергала подобные методы террора, как не соответствующие духу Ислама, запрещающего самоубийство, однако в 2004 году официально одобрила их, по причине высокой эффективности. «Тигры Освобождения Тамил Илама», наоборот, учат женщин воевать наравне с мужчинами.

Психолог Клара Бейлер\Clara Beyler, проанализировав предсмертные обращения террористов-самоубийц, пришла к выводу, что мужчины и женщины, готовящиеся к исполнению роли «живой бомбы», руководствуются различными причинами. Несмотря на то, что мотивы действий у них одни и те же — религиозный долг или борьба за свободу — мужчины идут на самоубийство, чтобы добиться реализации своих идеалов. Женщины исполняют роль камикадзе, чтобы избавиться от жизни, которой они живут в настоящий момент или могут жить в будущем. Клара Бейлер считает, что женщины совершают теракт, чтобы перестать быть женщинами.

Марта Креншоу\Martha Crenshaw, профессор Веслеанского Университета, проанализировала причины, по которым женщины делают этот выбор. Во многих случаях ими движет желание повысить личный (согласно трактовке Ислама, применяемой многими богословами, женщина-шахид будет пользоваться большей благосклонностью Аллаха) или семейный статус. Достаточно часто на совершение самоубийств идут женщины, члены семей которых были уличены в сотрудничестве с правоохранительными органами и политическими противниками, или, наоборот, погибли от рук врагов.

Известны случаи, когда на совершение подобного теракта соглашались девушки, утратившие невинность вне брака. Самоубийство такого рода казалось им единственным решением подобной проблемы. Кроме того, женщины-шахидки в ряде случаев надеялись материально помочь своим семьям: до недавнего времени родители погибшей палестинской террористки получали дотации в размере $25 тыс., что может считаться для Палестинской Автономии настоящим состоянием.

Впрочем, исследователи утверждают, что информации о женщинах-камикадзе ныне крайне мало. Практически не существует исследований, посвященных их статусу в террористических организациях, методам их вербовки и психологической обработки и т.д. Многие выводы экспертов носят предположительный характер.

Число террористок-самоубийц постоянно увеличивается. Если раньше типичным террористом-самоубийцей был мужчина, то к середине 1990-х годов примерно 40% подобных терактов совершали женщины. Считается, что женщин легче подготовить к роли террориста-самоубийцы: они более управляемы, чем мужчины и лучше подвергаются «промыванию мозгов». Женщины привлекают меньше внимание у сотрудников служб безопасности и полиции, им легче спрятать на теле взрывное устройство.

Во многих странах, особенно там где наиболее сильны террористы-националисты и террористы-сепаратисты, терроризм стал «фамильным» делом: зафиксированы многочисленные примеры того, как представители нескольких поколений одной семьи были замешаны в террористической деятельности. Так, например, происходит в Северной Ирландии и Палестине. В этих регионах активное участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых обществом дел. Маоисты, анархисты и представители иных террористических групп левой направленности, наоборот выступают против авторитета «отцов» — и привлекают женщин, которые не могут ужиться в рамках, предлагаемых традиционными институтами. Таким образом, существует высокая вероятность того, что террористок будет становиться все больше, поскольку девочки и девушки будут считать женщин-камикадзе моделями для подражания.

При этом, женщины-камикадзе никоим образом не способствуют реальному улучшению положения женщин. Они выступают в роли «пушечного мяса» в военных условиях и их часто объявляют героями. Но в мирное время статус женщин в подобных обществах не меняется. Известная американская писательница и публицист Элизабет Донелли\Elisabeth Donnelly, яростная сторонница феминизма, сказала о женщинах-камикадзе: «Это шаг назад по пути феминизма и шаг вперед по пути бесчеловечности».

Софья Перовская (1853- 1881)

Первая женщина — организатор террористических актов. Происходила из богатой дворянской семьи. Порвала с родителями и ушла из дома. Получила хорошее образование, работала учительницей и фельдшером в деревнях. Несколько раз подвергалась тюремному заключению, бежала из ссылок. Была одним из активнейших пропагандистов и организаторов партии «Земля и Воля». Лично участвовала в подготовке трех покушений на царя Александра Второго, в результате которых погибло несколько десятков человек. После того как последнее покушение увенчалось успехом, была арестована, приговорена к повешению и казнена.

Вера Засулич (1849-1919)

Получила педагогическое образование. За участие в работе революционных кружков подвергалась тюремному заключению и ссылке. Совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова, по приказу которого был высечен заключённый революционер. Суд вынес ей оправдательный приговор, который вызвал единодушное одобрение либеральной общественности. Позже отошла от террористической деятельности.

Фаинни Каплан (1887-1919)

Первая женщина-боевик, совершившая успешное покушение на главу государства. Родилась в богатой семье. В молодости примкнула к анархистам. Много лет провела в заключении, где почти потеряла зрения. После победы Октябрьского переворота примкнула к левым эсерам. Совершила покушение на Владимира Ленина, в результате которого он был тяжело ранен. Каплан была расстреляна.

Лейла Хайфе

Первая женщина, совершившая угон пассажирского самолета. Родилась в Хайфе (Израиль) в бедной семье (точная дата рождения неизвестна), детство и юность провела в лагерях палестинских беженцев в Ливане. В 15 лет примкнула к организации Народный Фронт Освобождения Палестины\Popular Front for the Liberation of Palestine. В 1968 году приняла участие в организации и захвате пассажирского лайнера компании TWA, совершавшего полет из Рима в Тель-Авив. Угонщики приказали команде лайнера приземлиться в столице Сирии Дамаске.

213 пассажиров лайнера были освобождены, за исключением двух граждан Израиля, которые, предположительно, позже были обменяны на двух сирийских военных летчиков, взятых в плен израильтянами. После освобождения заложников самолет был взорван. В 1970 году Халед предприняла вторую попытку угона. Целью стал самолет израильской компании El-AL, который летел из Тель-Авива в Нью-Йорк через Амстердам. В Амстердаме Халед и ее сообщник проникли на борт лайнера и объявили о его захвате. Сотрудник службы безопасности компании смертельно ранил сообщника Халед и скрутил террористку. Халед позже была освобождена и уехала на Ближний Восток. Халед долгое время воспринималась как один из символов палестинского террора. Она вышла замуж, родила двух детей и вошла в число руководителей Палестинского Национального Совета (один из сыновей стал ее телохранителем). Своим политическим идеалом Лейла Халед считает кубинского революционера (или террориста) Че Гевару.

Мейнхоф\Ulrike Meinhof (1934-1976)

Родилась в Германии, в семье профессора университета. Получила блестящее филологическое образование. Долгое время преподавала в высших учебных заведениях, писала книги и занималась журналистикой, в частности, была главным редактором леворадикального журнала Konkret (считается, что журнал долгое время финансировался советскими спецслужбами). Мать двоих детей. Основательница и многолетний руководитель германской «Красной армии»\Kommando der Roten Armee Fraktion (известна также по имени основателей, как группа Баадера-Мейнхоф).

На счету этой организации множество ограблений банков, захватов заложников, убийств и нападений на военные базы США, расположенные в Германии. Активно сотрудничала с ближневосточными террористическими группами и спецслужбами. В эпоху наибольшего влияния группы в ее состав входило несколько десятков боевиков и до 1.6 тыс. сочувствующих. В 1974 году была захвачена и приговорена к длительному тюремному заключению. В 1976 году покончила с собой в тюрьме при странных обстоятельствах.

Фусако Шигеневу

В 1947 году родилась в Токио (Япония), в семье представителей среднего класса. Она поступила в университет, но не закончила его, потому что увлеклась леворадикальными идеями, популярными среди студентов. В 1969 году вошла в группу «Японская Красная Армия»\JRA, которая ставила перед собой задачу достижения политических целей насильственными методами. JRA организовывала захваты самолетов, ограбления банков, взятия заложников. Японские террористы наладили контакты с северокорейскими спецслужбами и, при их посредничестве, с палестинскими террористами. В 1971 году Шигенобу уехала из Японии в Ливан, где сперва стала медсестрой в одном из лагерей палестинских беженцев.

Спустя короткое время она возглавила «Японскую Красную Армию», которая под ее руководством провела несколько кровавых терактов, в основном, против Израиля. В числе организованных ею терактов взрывы посольств США, Франции и Швеции. Шигенобу считалась близкой подругой Лейлы Халед. Знакомые Шигенобу отмечали ее фанатизм, жестокость и полное презрение к человеческой жизни. В 2002 году она прилетела в японский город Осака, где была опознана и арестована. При аресте Шигенобу заявила, что борьба за свободу

Патти Херст

Родилась в США, в городе Сан-Франциско (1954). Она была одной из пяти дочерей в семье Рэндольфа Херста, главы известнейшего концерна Hearst. Она получила хорошее образование и готовилась к свадьбе с педагогом, с которым познакомилась в школе. В 1968 году Патти Херст была похищена членами леворадикальной террористической группы Symbionese Liberation Army. Эта группировка состояла примерно из 20-ти молодых людей, в основном, выходцев из богатых семей. До ареста Херст организация совершила несколько убийств. Похитители предполагали обменять Херст на ранее арестованных членов своей группы. Однако в результате активного «промывания мозгов» Херст сменил статус заложницы на статус полноправного члена Symbionese Liberation Army. При содействии Патти Херст группа совершила ряд терактов, в том числе взрывов бомб. В 1974 году ФБР идентифицировало штаб-квартиру этой организации и взяла ее штурмом. В ходе перестрелки погибли шестеро боевиков. Херст была арестована и приговорена к семи годам тюремного заключения. После освобождения Херст вышла замуж за бывшего полицейского, родила двух детей и написала несколько книг.

Шимаз Амури (1980-2002)

Палестинская студентка на некоторое время стала, вероятно, самой известной террористкой современности, поскольку стала первой всемирно известной женщиной, превратившей себя в живую бомбу. 29 января 2002 года девушка взорвала себя в Иерусалиме, убив одного человека и ранив около 150-ти. Иракский диктатор Саддам Хуссейн приказал установить ей памятник в Багдаде.

В своем исследовании психологии женщин-смертниц тунисский профессор Икбал Аль-Гарби пришла к выводу, что участие мусульманок в подобных акциях может объясняться их стремлением к равенству:

«В некоторых феодальных и племенных системах мусульманского общества, джихад является единственной структурой, которая предлагает женщине нечто отличное от традиционной роли матери и супруги, своего рода новый стиль жизни. Ценой своих жизней женщины-камикадзе посмертно попадают на плакаты и фрески, посвященные героям, которые пожертвовали собой во имя народа».

Но нужно знать, что причина не всегда кроется в религии!

«Г-н Пейп изучил 462 теракта с участием смертников, которые были совершены по всему миру за последние 25 лет и унесли жизни сотен если не тысяч человек в Ливане, Чечне, Шри-Ланке, Израиле… . Более чем в половине случаев смертники были людьми светскими. Чаще всего к подобной тактике прибегала марксистская организация шриланкийские «Тамильские тигры». 48 из 462 рассмотренных терактов были совершены женщинами, чей возраст зачастую не превышал 25 лет».

Как готовят женщин – смертниц?

Подготовка террористок-смертниц, как отмечают российские спецслужбы, ведется «арабскими специалистами-психологами и подрывниками в секретных учебных лагерях за рубежом».

Некоторое представление о том, как ведется подготовка женщин-смертниц, дает репортаж лондонской «Санди Таймс» в декабре 2003 г. Корреспонденту этого издания Х.Ябер была предоставлена исключительная возможность встретиться и поговорить с начальником палестинского учебного центра по подготовке женщин-смертниц и девятью будущими «шахидками». На занятиях подробно анализируются и обсуждаются проведенные операции, изыскиваются пути повышения эффективности терактов. Значительная часть времени отводится на «изучение противника и его тактики». Большое внимание в ходе подготовки смертниц уделяется владению оружием (автоматом Калашникова). Не менее 6 часов в день посвящается ознакомлению с различными типами взрывчатых веществ. Женщин знакомят с различными типами «поясов шахидов»: некоторые крепятся вокруг талии на животе, другие — вокруг ног. По словам специалистов, «пояс шахида» выбирается в зависимости от особенностей фигуры своей хозяйки. Главное — он не должен мешать при движении и быть максимально незаметным. Часами женщины учатся ходить, обвязанные тяжелыми поясами-имитаторами, отрабатывая необходимую легкость походки.

Женщины как особая криминологическая категория террористов. Причины возникновения женского терроризма. История женского терроризма. Факторы, побуждающие женщин к участию в террористической деятельности. Психологические портреты женщин – террористок. Специфика и отличительные особенности женского терроризма

Криминологическая характеристика женщин-террористок позволяет говорить о них как об особом типе. Историческим фактом является то, что женщины в прошлом принимали самое активное участие в террористической деятельности, в настоящем эта тенденция нашла свое продолжение. Занимаются женщины и заказными убийствами, причем не только в роли заказчика. Часто организаторы акта терроризма при выборе женщины в качестве исполнительницы играют на ее религиозных чувствах, либо делают ставку на этническое самосознание. Тут могут использоваться и родственные связи.

Женщина террористка как тип характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Чаще всего представительницы слабого пола принимают участие в политическом терроризме. Это, видимо, связано с большей (сравнительно с мужчинами) склонностью женщин к эмоциональному, а не рациональному восприятию действительности, с ее большей впечатлительностью и подверженностью фанатизму, потребностью в некоем идеале, за который можно было бы бороться до конца, влиянием всепоглощающей идеи. Удовлетворить подобные чувства и запросы как раз и может участие в политической борьбе, в жертву которой приносится все то, что традиционно принято считать женским уделом – семья и дети. При этом психологически оформляется особая категория женщин.

Современные исследования показывают, что женщины - члены террористических структур - более мужественны, более преданы идеалам и целям организации, более фанатичны. Например, Ульрика Майнхоф, одна из руководителей Фракции Красной Армии, ведущий теоретик терроризма и преданная ему до испепеляющего фанатизма, до абсолютно тотальной ему верности, ради революции отказалась от своих двух детей; покончила самоубийством в возрасте 42 лет, что еще раз подтверждает неискоренимое влечение террористов к смерти - к своей и чужой.

Врачи уже давно отмечают особую, отличную от мужской, психическую обусловленность совершения преступлений женщинами, что дает основания говорить о специфически женской преступности не просто исходя из принадлежности к определенному полу, а выделяя ее на основании особого душевного склада, особого мироощущения. Изучение личностных характеристик террористок в этом убеждает. Однако подобным особенностям никогда не придавалось большого значения, в полной мере не учитываются они и сейчас. По мнению сотрудников ГНЦ имени Сербского, «женская преступность – температурный лист общества. Количество женщин, вступающих в конфликт с законом, отражает уровень социального неблагополучия. Характерно, что среди криминальных представительниц слабого пола процент душевнобольных выше, чем у мужчин!».



Особенную актуальность приобретает вопрос об участии женщин в деятельности террористических организаций. Феномен "черных вдов" начал рассматриваться в последнее время как особенное явление, так как долгое время считалось, что, хотя в истории были случаи использования женщин-террористок, - это исключение из правил, так как для подавляющего большинства психически здоровых женщин невозможна сама мысль об убийстве невинных людей, детей при помощи варварских методов. Современные исследования показывают, что женщины - члены террористических структур - более мужественны, более преданы идеалам и целям организации, более фанатичны. Участие шахидок при захвате Норд-Оста однозначно не сулило ничего хорошего для заложников, очевидцы данного события отмечают их особенную жестокость и непреклонность. Это, возможно, объясняется той социально-психологической ситуацией, в которой оказались террористки-смертницы. Их психология отличается от террористов-мужчин; они менее интересуются политическими и идеологическими мотивами. Женщины сражаются не за абстрактные идеи, их мотивы носят более конкретный характер, это месть за родных и близких, за любимого человека. Получив сильнейшую эмоциональную травму после гибели человека, который был дорог, женщины видят смысл оставшейся жизни только в отмщении, тем самым, становясь идеальным материалом для обработки идеологами ваххабизма. К данной ситуации необходимо прибавить социальную неустроенность, тяжелое материальное положение, готовность подчиняться беспрекословно мужчине. Также надо отметить, что в мусульманском мире женщины-террористки, совершая теракт, обретают бессмертие, так как рай по законам ислама уготован только для мужчин. Все эти факторы, возможно, оказывают сильное влияние на возникновение такого явления, как женщины-бомбы.

Особенности женского терроризма на Ближнем Востоке

Адамова Мария Анатольевна,

ассистент кафедры международных отношений, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Современный «шахидизм» - явление, возникшее в недрах Палестинского движения сопротивления (ПДС), которое, скорее всего, следует рассматри­вать как кризис этого движения, последний способ достичь поставленных политических целей по созданию собственного государства, поскольку дру­гие средства борьбы, по мнению экстремистов, не привели к успеху. В этой связи «шахидизм», как метод борьбы, активно используется многими пале­стинскими исламистскими организациями .

С начала 90-х гг. в качестве «живых бомб» предстали члены проиран­ских палестинских и ливанских группировок – «Джихад Ислами», «ХАМАС» и «Хезболлах». На роль камикадзе арабские террористические организации привлекали в основном молодых людей, часто девушек, тех, кого спец­службы менее всего склонны подозревать в преступных намерениях .

По мнению идеологов «шахидизма», теракты самоубийц прославляют роль исламистского движения в этой борьбе. Более того, «смертники-бомбы» самим актом самопожертвования углубляют масштабы исламского сопро­тивления, привлекают в ряды палестинского «сопротивления» все новых и новых адептов, готовых на все ради внедренных в их сознание идей.

Когда религия, с подачи политических и духовных лидеров, призывает сложить свою голову во имя Аллаха и обещает вознаграждение в будущей жизни, участие в Священной войне становится не просто обязанностью, а благородной целью. Например, по сведениям израильских спецслужб, шахидам свойственна неистовая религиозность и убежденность, что миссия, для которой они избраны, абсолютно законна с точки зрения ислама .

Ислам, как и любая другая религия, запрещает самоубийство, но исламисты трактуют акт «шахидизма» как не самоубийство, а гибель на поле боя. Человек убивает врагов, но при этом жертвует собой. Что может быть наиболее глубоким и ярким свидетельством набожности, чем готовность пожертвовать своей жизнью. Человек идет на смерть и, тем самым, заявляет о своей вере в Аллаха .

Ученые-исла­мисты пытаются отстраниться от связи с сепаратистами. Кроме того, защитники классического ислама ссыла­ются на суры Корана, в которых говорится:«И Аллах установил и узаконил, что ни одна душа не может нести бремя (греха) другой души, это исходит из совершенства правосудия Аллаха, свободного от недостатков. Он сказал: «...не понесет носящая ношу другой» .

Однако многочисленные школы ислама, которые финансируются ХАМАСОМ, специализируются на том, что учат детей религиозной борьбе и идеализируют мученическую смерть за веру .

Некоторые исламские экстремистские организации стали использовать в своей деятельности женщин как самоубийц-террористок, несмотря на то, что Коран строго запрещает сам акт самоубийства, к тому же это противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, то есть воевать. Роль жен­щины состоит в том, чтобы рожать и воспитывать детей, которые в будущем станут бороться против врага. Поэтому для женщин нет места в непосредст­венной вооруженной борьбе. Один из лидеров группы Аз-Завахири считает, что «лучшая служба, которую женщины могут сослужить джихаду,заключается в выполнении того, что организация считает женскими обязанностями: быть матерью, женой и домашней хозяйкой, использование женщин-смертниц в атаках «Аль-Каиды» останется скорее исключением, чем правилом».

Однако к середине 1990-х годов примерно 40% подобных терактов совершали жен­щины. Из приблизительно 17 групп, которые применяют тактику взрывов, совершаемых смертниками, более чем в половине действовали женщины. В период с 1985 по 2006 год смертницами стали более 220 женщин, на долю которых пришлось около 15 процентов общего числа таких терактов .

Многие экстремистские лидеры террористов, например в Пале­стине, поощряют использование женщин как самоубийц-террористок, как эффективное средство борьбы, так как противнику значительно труднее об­наружить и нейтрализовать их, чем мужчин. Например, духовный руководитель «ХАМАСа» шейх Ясин,утверждал, что скоро «при­дет решающий час битвы с неверными всего мира, и тогда в бой отправятся все – женщины, мужчины, старики, дети» .

Ситуация, которая создалась на Ближнем Востоке, расценивается лидерами террористических организаций, как «оборонительный джихад». Это означает, что вести джихад и защищать мусульманские земли становится обязанностью каждого жителя страны, как мужчины, так и женщины. Женщина не спрашивает разрешения у мужа, брата, отца, и участвует в джихаде, если она способна делать это. Таким образом, женщины должны вести джихад наравне с мужчинами, если они способны к этому, то есть если женщина может носить оружие и делать то, что делают мужчины, ей не запрещается стать шахидкой. Бывший лидер движения «Аль-Мухаджирун»,проживающий в данный момент в Бейруте Аз-Заркави, считает, что «джихад является долгом каждого мусульманина и каждой мусульманки, которые в силах и в состоянии его выполнить» .

К тому же теракты, совершенные женщинами, способны поднять боевой дух у их соратников-мужчин. Например, Аз-Заркави обратился к мужчинам-палестинцам со следующими словами: «даже женщины стали сражаться, а где же вы, мужчины?! Если мужчины трусят выполнять свой долг, то женщины этой Уммы вполне смогут взять на себя роль мужчин, так что продолжайте отсиживаться» .

Другим фактором увеличения числа террористок является то, что теракт, совершенный женщиной вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации, что только способствует борьбе, которую ведут крайние фундаменталисты. К тому же шахидка вызывает больше сочувствия в обществе, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем неповинных людей.

Использование женщин противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, требующей тесных контактов с другими мужчинами помимо их мужей. Многие террористические палестинские организации отказываются от женского шахидизма по той причине, что в случае провала этих женщин будут допрашивать мужчины-израильтяне, они будут сидеть в тюрьмах, где служат мужчины-израильтяне, что не допустимо для мусульманки.

На наш взгляд, то, что мужчины заботятся о репутации женщины, которая отправляется совершить теракт, убить себя и множество невинных людей, является парадоксом. Оперативник ФАТХ Шариф Нажи, который планировал атаку на рыбный ресторан в Тель-Авиве, утверждал, что «один раз его попросили найти безопасный дом для женщин, которые хотели осуществить самоподрыв, - их не должны были видеть до операции. Хотя он нашел этот дом, как и просили, он не захотел иметь с ними дело, потому что боялся, что скажут о нем, если увидят, что он, одинокий мужчина, входит в квартиру с двумя девушками» .

Свободно спадающая, непрозрачная одежда мусульманских женщин - хиджаб - очень удобна для провоза оружия в стан противника, минуя порой полицейские посты, поскольку женщина-бомба нередко выглядит, как беременная. Однако сейчас хиджаб вызывает подозрение у израильской полиции, поэтому для боль­шего успеха при совершении самоубийственных терактов, исламские терро­ристические структуры, крайне негативно относящиеся к западной моде и традициям, разрешают мусульманкам-самоубийцам надевать европейскую одежду, короткие юбки, туфли на высоком каблуке, делать модные прически и не покрывать голову традиционным платком.

Шейх Юсуф Карадави, известный исламист и декан факультета исламских исследований в университете Катара провозгласил, что участие «женщин в «джихаде» и операциях «мученичества» - это высшее проявление богопочитания, и женщина может отправляться на подобные операции без разрешения мужа и даже… с непокрытой головой и в не традиционно мусульманской одежде» .

Но в то же время в населенном шиитами Южном Ираке бойцы «Армии Махди», контролируемой сторонниками создания исламской республики, облили кислотой женщину только за то, что у нее из-под платья виднелись голые лодыжки .

Таким образом, деятельность шахидки выходит из области предопределен­ных обязанностей и приобретает, условно говоря, характер социального дей­ствия. Возможно, данная ситуация является следствием того, чтоженщина, изначально воспитанная в духе покорности мужчине, готова к исполнению мужских указаний, вплоть до отказа от своей жизни и совершения убийств невинных людей.В этой связи религия играет чрезвычайно важную роль в запрещенииили участии женщин в террористических действиях.

Террористам очень выгодно использовать мусульманских женщин, воспи­танных в атмосфере покорности и подчинению мужчине, в своих целях, а общество оказалось не готово к такому проявлению антигуманизма. Рекру­тирование женщин имеет особую функцию в условиях террористической войны. Именно потому, что от женщин не ожидается исполнение подобной роли, их используют в качестве живого оружия. Как отмечают П.В. Романов, В.В. Щебланова, Е.Р. Ярская-Смирнова, «вероятно специфика нашего вос­приятия не позволяет нам понять, что если женщина стреляет и убивает, то это вовсе не особенность конкретной женщины, а логика войны» .

Механизмы отбора женщин для выполнения террористических операций и методы, используемые для их убеждения, в целом являются такими же, как и при работе с мужчинами, одинаковы практически во всех странах и культурах, а также в религиозных и светских организациях.

Пользуясь растерянностью кандидатов, некой долей энтузиазма и часто их личной трагедией или жаждой мести, экстремисты подвергают и женщин и мужчин зомбированию и манипулируют ими по собственному усмотрению. Они указывают потенциальным смертникам на якобы правильный путь и, на первый взгляд, быстрое решение их проблем, преисполненное национального или религиозного символизма, обещая солидное вознаграждение: им - в ином мире, их семьям - в этой жизни.

В Израиле первый зарегистрированный случай использования женщин в качестве смертниц был отмечен в январе 2002 г., когда Вафа Идрис,взорвала в оживленном торговом центре 10-килограммовое взрывное устройство, приведшее к гибели одного и ранению более стачеловек.

В ходе разбирательства выяснилось, что смертница была разведена, детей не имела и проживала в лагере для беженцев в Амари. Ее отец умер, когда ей было восемь лет, трое ее братьев были в рядах палестинских террористов, один из них имел отношение к созданию ячейки «Бригад мучеников Аль-Аксы» в лагере Аль-Амари и провел 10 лет в израильской тюрьме. Ваффа Идрис стала народной героиней, в честь которой слагаются стихи и песни не только на родине, но и в других арабских странах. Садам Хусейн, перечислил 15 тысяч долларов семье погибшей, и обещал возвести ей памятник на одной из главных площадей Багдада. Мать сказала журналистам, «что гордится дочерью и надеется, что ее примеру последуют другие женщины» .

Данная позиция подтверждает тот факт, что в этом и других регионах активное участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых обществом дел. Исходя из этого, можно прогнозировать высокую вероятность того, что террористок будет становиться все больше, девушки будут считать женщин-смертниц моделями или образцами для подражания.

На наш взгляд, причины палестинского женского терроризма кроются в неразвитости политических, социальных возможностей женщин в мусульманском мире, из-за большой зависимости, бесправии и, конечно, в экономических проблемах. В странах, где высоко развита экономика, политическая и социальная стабильность, меньше женщин, желающих совершать террористические акты. В Палестине, где безработица доходит до 90% среди трудоспособного населения, рассчитывать на экономическое выживание могут только те, кто допущен до распределения поступающей из-за рубежа помощи, которая, конечно же, оказывается семьям тех самых смертниц .

Следует отметить, что особенностью террористических актов с участием шахидок является то, что это женщины, исповедующие ислам. Женщина в традиционном исламе, выполняя волю мужа, мужчины, ограничивается домашней сферой, а если и работает, то род ее деятельности не противоречит ее биологической природе. Экстремистские же организации, пользуясь вековыми традициями ислама, поддерживающими миф о предназначении женщин быть покорной мужчине, вовлекают женщин в террористические акты, но сводят женскую деятельность к роли жертвы, которую она должна принести ради веры.

На фундамент такой покорности накладываются разнообразные мотивы, толкающие мусульманских женщин на совершение терактов. Среди таких мотивов можно выделить, например, потерю близкого человека, мужа или брата. В таком случае вопрос о женском терроризме сводится к возможной манипуляции женским отчаянием и беспомощностью, со стороны мужчин, стоящих во главе сети террористических организаций. В террористические организации вовлекаются женщины с несложившейся жизнью, имеющие проблемы во взаимоотношениях с родственниками и окружающими.

14 сентября 2015, 22:52

Россия обязана "отступить", потому что против нее "соединились" Желябов и эта гнусная Сонька, его любовница из генеральш. Позвольте: да почему Россия должна отступить? Россия - 100000000 населения, пахотные поля в миллиард десятин, сады яблочные, вишневые, огороды с капустой, морковью, свеклой. С картофелем. Отчего все это должно "повернуть на другой румб" ради Соньки и Желябкн (до чего гнусная фамилия, - и, по портрету, самодовольная харя мужичонки, который наконец "выучился"), - Почему? Почему? Ради Бога - почему?

В.В. Розанов. Мимолетное.

Террористические идеи появляются в русском революционном движении в 1860-е годы и тогда же были реализованы в форме террористических актов.

Активную роль в эсеровских террористических организациях, вполне в духе народовольческих традиций, играли женщины. Правда, они редко играли «руководящую» роль, однако число женщин среди непосредствен ных исполнителей терактов заметно возросло. По подсчетам американской исследовательницы Эми Найт, посвятившей специальную статью женщинам-террористкам в партии социалистов-революционеров, среди 78 членов БО, входивших в ее состав с 1902 по 1910 гг. было 25 женщин. Всего же ей удалось выявить имена 44 террористок, действовавших в составе различных эсеровских боевых организаций По-видимому, число их было несколько больше, однако идентифицировать всех вряд ли сейчас представляется возможным.
Мотивы участия женщин в освободительном движении конца XIX - начала XX века, в общем, понятны. К причинам социальным и политическим, добавлялись и специфические «половые» - женщины не имели возможности поступать в университеты, их профессиональная карьера была ограничена только сферой преподавания и медицины, и то не в полном объеме. Однако, что толкало некоторых женщин браться за бомбы и револьверы? Почему, примкнув к революционному движению, они оказались в прямом смысле слова «на линии огня», ведь были же и другие формы участия в противоправительственной деятельности?Видимо, только социальными причинами этого не объяснишь.Каждый случай, конечно, индивидуален, однако ответ надо, по-видимому, искать все же скорее в сфере психологии, нежели социологии. Хотя некоторые социологические выкладки могут быть, несомненно, полезны для понимания феномена «женского терроризма» Эми Найт проанализировала биографические данные 44 эсеровских террористок и пришла к выводу, что их отличает более высокое социальное происхождение и более высокий образовательный уровень, нежели их товаршцей-мужчин. Так, из 40 террористок, чье социальное происхождение удалось установить, 15 были дворянками или дочерьми купцов, 4 происходили из среды разночинцев, 11 - из мещан, одна была дочерью священника и 9 родились в крестьянских семьях.Эсерки-террористки Спиридонова, Биценко, Фиалка, Школьник, Измайлович следуют через железнодорожную станцию Омск на нерчинскую каторгу.

Группа анархисток из Мальцевской тюрьмы.

На деле социальный статус многих из них был выше, чем это следовало «по рождению». Так, крестьянка Анастасия Биценко и дочь солдата Зинаида Коноплянникова получили специальное образование и стали учительницами. Реально большинство из них принадлежало к тому слою русского общества, который принято определять термином «интеллигенция». Принадлежность к этому то восхваляемому, то хулимому «ордену» объединяла дочь якутского вице-губернатора Татьяну Леоктьеву или дочерей генерала Александру и Екатерину Измаилович с упомянутыми выше крестьянскими и солдатскими дочками.

В «Памятной книжке социалиста-революционера» в 1914 году была опубликована статистическая сводка террористических актов, осуществленных эсерами с 1902 по 1911 год. 20 из 27 женщин, принимавших участие в этих терактах, отнесены составителем к «интеллигенткам». Для сравнения: из 131 террориста-мужчины, упомянутых в этой сводке, 95 были рабочими и крестьянами по роду занятий. Высок был и образовательный уровень террористок - 11 имели высшее образование, 23 - среднее, еще 6 - домашнее, которое вполне могло быть вполне приличного уровня, и лишь 3 - начальное; одна назвала себя самоучкой. Среди террористок было 9 учительниц и 8 студенток и лишь 4 неквалифицированных рабочих*. Средний возраст в 1906 г. составлял 22 года.

Каторжанки в акатуйской тюрьме - почтовая открытка.

Любопытен национальный состав эсеровских террористок - преобладали русские (22) и еврейки (13).

Высокий процент - почти треть - евреек среди жешцин-террористок нельзя объяснить только вообще активным участием евреев в русском революционном движении. Как показывают наблюдения историков, наибольшее число евреев насчитывалось среди социал-демократов. По мнению Леонардо Шапиро, евреев привлекала интернационалистская доктрина марксизма. К эсерам, более национально ориентированной партии русского крестьянства, примкнуло существенно меньше евреев, чем к РСДРП. Число женщин-евреек среди террористов не коррелировало с общим процентом евреев в ПСР. Эми Найт высказала вполне правдоподобное предположение, что для еврейской женщины, роль которой в семье была жестко регламентирована, разрыв с религиозными и семейными традициями требовал гораздо больших усилий, чем для мужчины, происходил на более глубоком уровне. Возможно, поэтому, ступив на путь революционной борьбы, они выбирали ее самые крайние формы, предполагавшие, среди прочего, готовность к самопожертвованию и тотальному разрыву с обществом.
Террористки-эсерки, убийцы лиц исполнительной власти, пьют чай в Мальцевской женской каторжной тюрьме (неподалеку от села Акатуя). Российская империя. Около 1909 года.

1. Измайлович Александра Адольфовна. В 1906 в Минске вместе с Иваном Пулиховым участвовала в покушении на губернатора Курлова. Приговаривалась к смертной казни, которая была заменена бессрочной каторгой.
2. Биценко Анастасия Алексеевна. 2 ноября 1905 убила генерал-адьютанта В.В. Сахарова. Приговаривалась к смерти, которая была заменена бессрочной каторгой.
3. Езерская Лидия Павловна, зубной врач. Эсерка. Участвовала в покушениях на российских государственных деятелей министра В.К. Плеве и Н. М. Клинберга.
4. Спиридонова Мария Александровна. Эсерка. В 1906 убила жандармского полковника Г. Н. Луженовского. Приговорена к смертной казни, замененной вечной каторгой.
5. Школьник Мария Марковна. Эсерка. 1 января 1906 года вместе с А. Шпайзманом участвовала в покушении на черниговского губернатора А.А. Хвостова, который при этом был ранен. Сообщник был казнен, а ей как женщине смертная казнь была заменена пожизненной каторгой. В 1911 смогла бежать и добраться до Америки.
6. Фиалка Ревека Моисеевна. Член партии эсеров. По профессии портниха. В 1905 году за хранение взрывчатых веществ и изготовление бомб, предназначенных для террористических актов, была приговорена к 15 годам каторги.

У многих женщин-террористок жертвенные мотивы прослеживаются особенно отчетливо. Классический пример - член БО Мария Беневская, верующая христианка, изготовлявшая бомбы и пострадавшая при случайном взрыве; она находила оправдание своей деятельности скорее в Библии, нежели в партийных программах^ Евдокия Рогожинникова, застрелившая начальника Главного тюремного управления А. М. Максимовского, писала перед казнью, что она вступила на путь терроризма из чувства долга и любви к людям. Дора Бриллиант рвалась сама выйти с бомбой на Плеве или вел. кн. Сергея Александровича; а ведь и в том и в другом случае гибель была практически неизбежной.

Интересно сравнить отношение к моральной стороне терроризма революционеров двух поколений - народовольцев и эсеров. Легендарная Вера Фигнер пережила 20-летнее заключение в Шлиссельбурге, вышла на поселение и в конце концов перебралась за границу, где сблизилась с эсерами. «На поклон» к ней приехал Борис Савинков. Фигнер и Савинков, по инициативе последнего, вели дискуссии о ценности жизни, об ответственности за убийство и о самопожертвовании, о сходстве и различии в подходе к этим проблемам народовольцев и эсеров. Фигнер эти проблемы казались надуманными. «Если берешь чужую жизнь - отдавай и свою легко и свободно... Мы о ценности жизни не рассуждали, никогда не говорили о ней, а шли отдавать ее, или всегда были готовы отдать, как-то просто, без всякой оценки того, что отдаем или готовы отдать»...

Коноплянникова Зинаида Васильевна(1878-1906)
Убийца генерала Георгия Мина, известного как руководитель жестокого подавления вооружённого восстания в Москве в декабре 1905 года,.

Фактов биографии Зинаиды Коноплянниковой известно не так много. Родилась в Петербурге в 1878 году, в 1899 окончила женскую учительскую семинарию (1899). Получение женщиной образования, хотя и не расценивалось уже как нонсенс, тем не менее оставалось достаточной редкостью по тем временам. Скорее всего, именно во время обучения Зинаида познакомилась с революционными идеями, о которых было много разговоров среди учащейся молодежи.В 1900-1903 годах Зинаида преподавала в школе в с. Гостилицы Петергофского уезда. По сведениям охранки держала в доме антирелигиозную литературу, не ходила в церковь, открыто заявляла о том, что бога нет. С формулировкой "за революционную пропаганду среди крестьян" была арестована, заключена в Трубецкой бастион, а затем в Дом предварительного заключения.В апреле1904 Зинаиду освободили, и она примкнула к партии эсеров. Повлияло ли на нее заключение или окончательно оформились внутренние убеждения, но последующие годы Зинаида занимается откровенно подрывной и подпольной деятельностью. В 1905 году ее арестовывают с багажом из химикатов и составных частей для самодельной бомбы, и все же отпускают. C 1906 года она входит в Летучий боевой отряд Северной области.13 августа 1906 года на станции Новый Петергоф она подошла к экипажу, в котором сидел генерал-майор Мин с женой и дочерью и выстрелила ему четыре раза в спину. Ранение, полученное генералом, оказалось смертельным. Террористку схватили и приговорили к смертной казни. Последними словами Зинаиды перед казнью стали: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья». Она стала первой женщиной, повешенной в России в XX веке.

Биценко Анастасия Алексеевна (1875-?).

С 1902 г. - член партии эсеров. Вела организационную и пропагандистскую работу, была членом Московского комитета партии эсеров. В ноябре 1905 г. убила генерала Сахарова, усмирявшего крестьянские волнения в Поволжье. Приговорена к бессрочной каторге. Освобожденная Февральской революцией 1917 г., примкнула к левому, интернационалистскому крылу партии эсеров. После Октябрьской революции работала в Моссовете, была членом ЦК партии левых эсеров, членом ВЦИК. Принимала участие в переговорах в Брест-Литовске. В 1918 г. вышла из партии левых эсеров и вступила в РКП(б). В дальнейшем - на советской работе. Арестована в 1938 г. по обвинению в принадлежности к эсеровской террористической организации, расстреляна по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР....

Анна Михайловна Шулятикова (6.12.1874 Новый Усольск, Пермская губерния - 17.02.1908 г. ст.ст.) по мужу фамилия Распутина.

Отец Анны Михаил Иванович Шулятиков проходил в делах полиции, как участник "Казанского кружка", и так называемого "Казанского заговора" 1861-1863 годов в поддержку Польского восстания, был арестован.В 1863 году, за распространение прокламаций и попытку организации крестьянского войска в Вятской губернии, выслан в г. Глазов к родителям на три года, затем в Пермскую губернию. Анна родилась в Пермской губернии во время ссылки М.И.Шулятикова. В 1882 году семья Шулятиковых переехала в Москву.Анна успешно окончила 4-ую Московскую женскую гимназию с серебреной медалью (1892 г.), Высшие женские (Бестужевские) курсы в Петербурге (1896 г). С 1894 г. она член Группы народовольцев, участвовала в создании нелегальной "Лахтинской типографии", хранении и распространении изданий типографии. В июле 1896 года, после разгрома типографии Анна скрывалась вместе с братом В. М. Шулятиковым и сестрой Ольгой в г. Череповце. В Череповце организовала кружок для учениц старших классов женской гимназии. В декабре 1896 года арестована и заключена в дом предварительного заключения, затем в Петропавловскую крепость.В январе 1898 года выслана в Восточную Сибирь на 5 лет.Распутина (Шулятикова) Анна Михайловна с дочерьми Катей и Наташей.

Вышла замуж за политического ссыльного Распутина Ивана Спиридоновича, с которым познакомилась во время следования в ссылку 19.08.98 (обвенчана в тюремной церкви пересыльной тюрьмы г Якутска). В г.Нижне-Колымске у них родилась дочка Катя (18.06.99), а затем Наташа в г.Якутске, 13.07.1902г. Летом 1903 года Анна Шулятикова (Распутина) вернулась из Сибири и поселилась в имении дяди, Чарушникова А.П., в Малоярославском уезде Калужской губернии. В ноябре 1904 г. выбыла без разрешения в Петербург. С 1906 г. член Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов революционеров, руководимого Траубергом А.Д. участвовала в подготовке покушений на начальника Петербургской тюрьмы полковника Иванова, прокурора Главного военного суда, генерала Павлова, начальника Главного тюремного управления Максимовского, подавителя Московского восстания на Красной Пресне генерала Мина. Анна Распутина - организатор покушения на министра юстиции Щегловитова. В результате провокаторской деятельности Азефа Е.Ф. арестована 7.02.1908г. вместе с товарищами, заключена в Петропавловскую крепость. Петербургским военно-окружным судом приговорена к смертной казни. Повешена 17.02.1908 г. на Лисьем Носу, близ Петербурга...

Климова Наталья Сергеевна (1885-1918)

Революционерка, эсер-максималист, террористка. Дочь рязанского помещика, присяжного поверенного, председателя Рязанского отдела «Союза 17 октября», члена Госсовета от рязанского земства Сергея Климова. По информации Варлама Шаламова, мать Натальи Сергеевны Климовой была первой русской женщиной-врачом.

1903 - окончила Рязанскую женскую гимназию с золотой медалью
1903 - поступила на курсы Лохвицкой-Скалон в Санкт-Петербурге
1906 - была с отцом на Ривьере, где познакомилась с эсерами
1906 - в мае вступила в партию эсеров-максималистов, стала женой руководителя подпольной Боевой Организации эсеров максималистов Михаила Соколова (пс. "Медведь").
1906 - 30 ноября арестована за участие в покушении на российского премьера Петра Столыпина (взрыв на Аптекарском острове). У нее были изъяты бомбы, готовившиеся для покушения на царя. В казематах Петербургского Дома Предварительного Заключения Наталья Климова написала знаменитое письмо «Рязанским друзьям» («Письмо перед казнью»), которое было напечатано осенью 1908 года в журнале «Образование» рядом с романом Марселя Прево.Позже, для детей, Климовой была написана повесть «Красный цветок».1907 - приговорена военно-полевым судом к смертной казни, замененной бессрочной каторгой.

1909 - в ночь с 30 июня на 1 июля из Московской Губернской женской тюрьмы (Новинской женской тюрьмы) бежало тринадцать полит каторжанок, в том числе Наталья Климова.
На верблюдах через пустыню Гоби, на пароходе через океан Климова добралась до Токио. Из Японии пароходом в Италию. Оттуда в Париж.В эмиграции Наталья Климова - член Боевой организации ПСР, соратник Бориса Савинкова.1911 - Наталья Сергеевна знакомится с социал-революционером, боевиком, бежавшим с Читинской каторги. Это - земляк Михаила Соколова, «Медведя». Быстрый роман, торопливый брак.1912 - отошла от революционной деятельности. Страстная натура, она полностью отдаётся материнству. Первый ребенок. Второй ребенок. Девочки..1917 - революция в России и революционеры организовывают пароход в Росиию, но дети простудились, пароход ушёл. В сентябре у Климовой рождается третий ребенок, тоже девочка, живет недолго.В 1918 году Наталья Сергеевна делает последнюю попытку уехать в Россию. Куплены билеты на пароход. Но - гриппом заболевают обе девочки Натальи Сергеевны, Наташа и Катя. Ухаживая за ними, заболевает сама Климова.Но это не просто грипп, это грипп 1918 года - мировой мор, «испанка». Климова умирает, и детей воспитывают друзья Натальи Сергеевны. Благодаря чему, по легенде, в русском языке появилась фраза: "Увидеть Париж и умереть". Отец - он уже в России - встретится с детьми только через пять лет, в 1923 году.В 1934 году дочь Климовой Наталья, переехавшая в Советский Союз, навестила Надежду Терентьеву, подельницу матери по «Аптекарскому острову». «Не похожа на мать, не похожа», - говорила Терентьева новой Наташе.НКВД был арестован муж Климовой, сгинувший в ГУЛАГе "без права переписки". Затем дочь Наталья была приговорена к 10 годам лагерей по надуманному политическому обвинению. Срок заканчивала в лагерях Казахстана.Наталья Климова стала прототипом Натальи Калымовой - главного действующего лица в романе Михаила Осоргина «Сивцев Вражек». О Наталье Климовой написал пронзительный рассказ "Золотая медаль" Варлам Тихонович Шаламов. Он помогал ее дочери Наталье, освободившейся из ГУЛАГа, собирать материалы о матери.

Рогозинникова Евстолия Павловна (1886-1907 г.р.)

Ттеррористка, участница революционного движения начала ХХ века в Российской империи. Входила в Северный боевой летучий отряд партии социалистов-революционеров. Убила начальника главного тюремного управления Александра Михайловича Максимовского, который ввел в тюрьмах телесные наказания для политзаключенных.Евстолия Рогозинникова родилась в большой семье, брат - Вячеслав Павлович Рогозинников, также участвовал в революционном терроре; зимой 1908 года в Красноуфимске им был убит прокурор Свиридов С.А.Евстолия училась в Санкт-Петербургской консерватории по классу рояля и хорошо пела, ей готовили поездку за границу.Женихом, а в последствие недолгое время и супругом Евстолии был Матвей Мизеров, сын известного красноуфимского врача Матвея Ивановича Мизерова.В Петербурге Евстолия Рогозинникова связалась с революционным движением. Принимала участие в подготовке покушения на Столыпина, в результате чего была арестована летом 1907 года. В камере предварительного заключения симулировала сумасшествие, изображая буйство. Осмотревшие заключенную врачи-эксперты признали ее душевнобольной, после чего ее перевели в больницу. Евстолия при помощи своего мужа Матвея, посещавшего, готовилась к побегу, который был ею совершен спустя почти месяц пребывания в больнице, вечером 7 сентября 1907 года. Вскоре побег обнаружился, и Рогозинникову начали разыскивать. В течение двух недель Евстолия скрывалась у писательницы Эмилии Пименовой, которая сочувствовала революционерам и часто предлагала приют людям, оказавшимся на нелегальном положении. Родные и муж предлагали Евстолии уехать в Милан, однако она выбрала продолжить революционную деятельность и связалась с Северным боевым летучим отрядом.

Газета «Русское слово»:

ПЕТЕРБУРГ, 17,Х. Начальник главного тюремного управления Максимовский смертельно ранен у себя в кабинете. Стреляла подряд 7 раз из револьвера женщина, одетая вся в черное, вполне интеллигентного вида. Циркулируют слухи, что покушение произведено по постановлению с.-р.

В два часа дня в понедельник 15 октября 1907 года Рогозинникова пришла в приемную Главного тюремного управления. У начальника управления Максимовского был приемный день. Добившись личного приема, террористка вошла в кабинет и несколько раз выстрелила в Максимовского из револьвера почти в упор. На шум выстрелов в кабинет вбежали все находившиеся поблизости: служащие, сторожи, курьеры. Рогозинникову схватили, из ее кармана выпал еще один револьвер. При проведенном немедленно же обыске выяснилось, что тело террористки от шеи до талии облегал бюстгальтер, сшитый специально для переноса в нем взрывчатки. В нем находилось более 5 кг экстра-динамита и два детонатора, соединенных шнуром. Для маскировки запаха взрывчатых веществ, Евстолия сильно надушилась духами. Шнур был расположен под кофтой так, что его можно было дернуть зубами. Взрыв предполагалось сделать в охранке, где ее должны были допросить жандармы в присутствии больших чинов. По отзыву экспертов, количество взрывчатки уничтожило бы не только присутствующих, но и все здание. Вызвали бывшего артиллериста подполковника Комиссарова, помощника начальника охраны, который, пока Рогозинникову держали, отрезал шнуры от детонаторов.

Военный суд над Рогозинниковой состоялся на следующий день после убийства Максимовского и приговорил террористку к смертной казни через повешенье. По словам очевидцев, приговор она встретила спокойно и с улыбкой, от последнего слова отказалась.

Отрывок из последнего письма Евстолии родным:

Не знаю, получите ли вы мои два письма, написанные уже после суда – на всякий случай пишу еще раз, веря, что это дойдет. Еще раз сказать вам, любимые, что не страшно мне. Верьте, что легко умирать мне. Только высший долг заставил меня идти туда, куда пошла я. Нет, даже не долг, любовь, большая, большая любовь к людям. Ради нее я пожертвовала всем, что было у меня… - «Каторга и ссылка», под ред. Ф.Я. Кона, Москва, 1929.

Бриллиант Дора Владимировна (Вульфовна)1879-1907) - с.-р., террористка.

Родилась в еврейской купеческой семье в Херсоне.Окончила акушерские курсы. В 1902 вступила в партию с.-р. В 1904 вошла в Боевую организацию партии социалистов-революционеров и принимала видное участие в проведении крупнейших террористических актов, осуществленных Боевой организацией, - против Плеве (июль 1904) и вел. кн. Сергея Александровича (февраль 1905). В 1904 работала в динамитной мастерской, созданной Боевой организацией в Женеве.Некоторое время входила в комитет Боевой организации.В конце 1905 была арестована в тайной химической лаборатории в Петербурге.Савинков описывал Дору как «молчаливую, скромную и застенчивую, жившую только своей верой в террор». Однако, по его же воспоминаниям, после смерти князя и Плеве Дору мучили угрызения совести. Она была арестована в 1905 году во время облавы в тайной химической лаборатории эсеров в Санкт-Петербурге. За участие в покушениях Дора была заключена в Петропавловскую крепость, где она она сошла с ума и скончалась в октябре 1909 года.

Волкенштейн Людмила Александровна,1857 - 1906.

Родилась 18 сентября 1857 года в дворянской семье. Ее отец - Александр Петрович Александров, сын мелкопоместного дворянина, был главным лесничим в казенном киевском лесничестве. Мать – Евдокия Карповна была достаточно богата, ей принадлежало несколько домов в Киеве.Через год после окончания гимназии Л.А. вышла замуж за Александра Александровича Волкенштейна, молодого земского врача. Летом 1877 года он был арестован за пропагандистскую деятельность. Этот факт стал переломным в дальнейшей судьбе Людмилы Александровны. Она отказалась от покойной семейной жизни и бесповоротно приобщилась к самоотверженной революционной деятельности. Участвовала в подготовке покушения на харьковского губернатора, князя Кропоткина, известного своей жестокостью и деспотизмом. После удачного исполнения террористического акта она была вынуждена выехать за границу, хотя ее участие в акте заключалось только в том, что она содержала конспиративную квартиру, где разрабатывался план убийства Кропоткина.Несколько лет, под именем Анны Андреевны Павловой, провела в Швейцарии, Франции, Италии, Болгарии. По доносу арест. 26 окт. 1883 г. в СПБ. По процессу 14-ти 24 -28 сент. 1884 г. приговорена к смертной казни, замененной 15 г. каторги. Отбывала в Шлиссельбурге. Затем отбывала ссылку на Сахалине. Погибла во время расстрела демонстрации в 1906 г. во Владивостоке.

Из филерского отчета:

"...Роста среднего, хорошо сложена, лицо красивого овала, глаза карие, довольно большие; брови тонкие, темные; волосы густые, темно-каштанового цвета; ...лоб высокий, чистый, цвет лица довольно белый, румяный; вообще тип малороссийской девушки”.

Мария Александровна Спиридонова (1884-1941)

Один из лидеров партии левых эсеров, террористка, участница Октябрьского переворота. Из 57 лет жизни 34 года провела в царских и советских тюрьмах, на каторге и в ссылках.

Мария родилась 16 октября 1884 г. в Тамбове в состоятельной дворянской семье Спиридоновых. Мать вела дом и все внимание уделяла пятерым детям. Отец служил бухгалтером в банке и владел паркетной фабрикой. Маруся была любимицей в семье. Добрая, отзывчивая, щедрая, самостоятельная, не терпевшая несправедливости, в гимназии она сразу стала лучшей ученицей, хотя и шалуньей слыла редкостной. Терпение администрации было не беспредельным. В восьмом классе Марию исключили из гимназии с такой характеристикой, что продолжить обучение она не смогла. Да и отец к тому времени умер, и большая семья быстро обеднела. Девушка устроилась в канцелярию тамбовского дворянского собрания, хорошо зарекомендовала себя и была в добрых отношениях с сослуживцами. Умная, умеющая легко, красиво, доходчиво и сильно излагать мысли, она притягивала к себе людей. Эту способность Спиридоновой использовали товарищи по партии социалистов-революционеров (эсеров), когда направляли ее в рабочие кружки. Она могла увлечь за собой любого.

16 января 1906 г Мария Спиридонова на вокзале Борисоглебска смертельно ранила гражданского чиновника VI класса - советника тамбовского губернатора Г. Н. Луженовского, отличившегося в подавлении революционных выступлений во время Революции 1905-ого года Спиридонова была приговорена к смертной казни через повешение. Шестнадцать дней она провела в ожидании казни. Мария боялась, что не сможет достойно встретить смерть, она сделала человечка из хлебного мякиша и подвесив его на волоске, часами раскачивала.
28 марта Спиридоновой сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой.
После февральской революции Марию Спиридонову освободили по распоряжению Керенского и она стала играть одну из главных ролей среди левых эсеров.
В период апреля-июня 1918 г. Спиридонова одна из немногих резко осуждавшая выход левых эсеров из СНК, перешла в лагерь политических противников большевиков.
22 января 1919 года Спиридонова была в очередной раз арестована московской ЧК. Московским ревтрибуналом, на котором свидетелем обвинения был Николай Бухарин, Спиридонова была признана виновной в клевете на советскую власть и помощи тем самым контрреволюции и изолирована от политической и общественной деятельности на год, отправлена в Кремлёвскую больницу.В апреле 1919 года бежала оттуда с помощью эсеровского ЦК и находилась на нелегальном положении.

В 1937 г была снова арестована в Уфе. Военная коллегия Верховного суда СССР признаёт её виновной в том, что Спиридонова «до дня ареста входила в состав объединённого эсеровского центра и в целях развёртывания широкой контрреволюционной террористической деятельности организовывала террористические и вредительские группы в Уфе, Горьком, Тобольске, Куйбышеве и других городах…».
Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила её к 25 годам тюремного заключения. Отбывала срок в Ярославской и Орловской тюрьмах.11 сентября 1941 г расстреляна сотрудниками НКВД в Медведевском лесу под Орлом вместе с другими 153-мя политическими заключёнными Орловской тюрьмы.