История танка «Пантера. Танк Пантера Двигатель

Танк «Пантера» один из самых страшных танков Второй Мировой Войны. Холодный, точный, которого почти невозможно остановить. У союзников не было ничего подобного, что бы могло сразиться с ним один на один. Даже сегодня влияние «Пантеры» всё ещё живо.

Построенный в Германии, крещённый в бою в 1943 году, настолько смертоносные и опасные, что противники пытались их захватить и использовать сами. Грозный PzKpfw «Panther» «Пантера»».

«Пантеры» интересны по ряду причин. Историки считали его наилучше спроектированным танком Второй Мировой войны. Он выглядел, как полагается, он звучал, как полагается. И в большинстве случаев он действовал, как полагается. «Пантера» вселяла ужас на врага не без причины. 75 мм. Оружие было смертельно-точным даже на расстоянии 100 метров. Его броня была настолько прочна, что оружие союзников не могло пробить его. Столкнувшись с танками союзников, соотношение потерь было в пользу «Пантеры». Для того что бы его одолеть требовалось около 5 «Шерманов». Насколько впечатляющим был этот танк.

Во время Второй Мировой войны, Германия создала всего около 6000 «Пантер», это мало по сравнению с 50000 танков «Шерман», произведённых США. После войны большинство «Пантер» превратились в металлолом. Так что сегодня найти «Пантеру» невозможно.

«Пантера» была известна, по бросающимся в глаза, характерным чертам дизайна. Передняя броня была изогнута под углом, и это давало смертельное преимущество в боях. Основным преимуществом изогнутой брони это то, что спереди «Пантера» гласис, верхняя часть плиты немного толще трёх дюймов. И если взять трёхдюймовую плиту опускать её, то она становится толще. Если расстояние, которое сквозь неё должен пройти снаряд увеличивается. И ещё существует коэффициент отклонения, предусматривающий, что снаряд, который попадает в искажённую панель, может просто отскочить, изменить направление. Наклонная броня «Пантеры» была непосредственно скопирована с врага, с советского танка Т-34.

До нападения на СССР в 1941 году, конструкция всех немецких танках, как и во многих других странах, в основном с вертикальными сторонами. Но когда немцы увидели советский танк они поняли, что подобная конструкция намного лучше. И это их шокировало.

В бою «Пантеру» боялись по многим причинам, смертельно точное оружие «Пантеры» многими считалось лучшим танковым орудием во Второй Мировой войне. Оно стреляло 75 мм снарядами, и могло уничтожить врагов на расстоянии в 2000 метров. Если американский «Шерман» сталкивался с «Пантерой» исход боя был ясен. Ствол «Пантеры» был в два раза больше «Шермана», и это увеличивало скорость стрельбы. Это было основным преимуществом оружия. Его скорость превышала 3000 футов в секунду. В то время танк «Шерман» стрелял со скоростью 2000 футов в секунду. Скорость определяла, как точность попадания, так и толщину брони, которую можно было прострелить, сколько энергии можно было донести до цели. Танк «Шерман» имел оружие схожих размеров, но с более низкой скоростью, но он не мог прострелить «Пантеру», а орудие «Пантеры» могла прострелить любую часть «Шермана».

«Пантера» могла стрелять в движении, но вряд ли могла попасть в цель. Американские и британские конструкторы пытались достичь стабильности с помощью электрических гироскопов, приспособленных на башне. Немецкий подход был совершенно другим. Немцы пытались стабилизировать весь танк при помощи сложной торсионной подвески. Это создало ход подвески в 20 дюймов. Другими словами это очень плавный ход, а несколько лет обгоняющий своё время. Современники «Пантеры», такие как «Шерман» или Т-34 имели весьма ограниченный ход подвески. Они были неуклюжими и сильно тряслись при езде. Это очень утомляло команду.

«Пантеры» всегда работали на бензине, и если двигатель не точно отрегулирован, если зажигание не отрегулировано, то возможно протечь карбюратор и возможно будет возгорание. Топливо очень взрывоопасно, и огонь может очень быстро перейти в отделение команды.

Современная броня, мощное орудие и несравненная подвеска, все это делало «Пантеры» Шедевром войны, и это ещё не всё. У неё была дополнительная передача, которая позволяла оперировать на нейтральной скорости. Это позволяло гусеницам «Пантеры» двигаться в противоположных направлениях одновременно. Нейтральная передача «Пантеры» повышала маневренность при низких скоростях, танк мог практически крутиться на месте. Сейчас такими являются все современные транспортные средства, но «Пантера» была одной из первых, которая имела такие способности. В США не было подобного ещё долгое время.

Немецкая армия воевала относительно недалеко от «дома», американскую армию отделял океан. Таким образом, американские инженеры представили концепцию экономящую время и спасающую жизнь – быстрый ремонт в полевых условиях. Например, что бы снять трансмиссию с «Пантеры» был необходим большой кран и демонтаж многого оборудования внутри. А, что бы снять трансмиссию с «Шермана» вся передняя часть снимается, что позволяет действительно снять трансмиссию и конечную передачу, и столь же просто установить обратно. Быстрый ремонт в полевых условиях, является необходимым условием современного танка.

Во время войны, для тех, кто столкнулся лицом к лицу, этот танк был кошмаром, который никто не забудет.

Тактико-техническая характеристика

Характеристика Pz V Ausf D / A
Экипаж, чел 5
Боевая масса, т 44.8
Размеры, мм
длина 8660
ширина 3270
высота 2995
высота линии огня 2260
клиренс 560
ширина трака 660
Удельное давление на грунт, кг/см2 0.88
Пушка
марка / калибр, мм / длина ствола, кал. KwK 42 / 75 / 70
Пулемет, кол-во х марка 2 х MG34
Боекомплект
выстрелов 79 / 82
патронов 4200
Броня, мм
корпус 80-40-40
башня 110-45-45
дно и крыша 17-17
Двигатель
марка Maybach
HL 230 P 30
тип 12-цил., V-обр., бензин.
мощность, л.с. 650
Скорость движения, км/ч 55
Запас топлива, л 730
Запас хода, км - шоссе/проселок 250/100

Рассказать историю Второй мировой войны, не упомянув танки «Пантера» и Т-34, наверно, невозможно. В конце 30-х годов разработку нового тридцатитонного танка вела фирма Неnschel. Однако первые месяцы войны с Советским Союзом внесли свои коррективы в этот проект. После изучения опыта применения Красной армией танка Т-34, который по совокупности характеристик превосходил массовые танки Вермахта PzKpfw ІІІ и PzKpfw ІV, проектирование тридцатитонной машины было закрыто. С этого момента и начинается история танка «Пантера», когда командование Германскими войсками поручило фирмам «Даймлер-Бенц» и «МАN» разработку нового тридцатипятитонного танка, за основу которого был взят советский Т-34-76, отлично показавший себя в боях с немецкой бронетехникой.

Создание нового танкового длинноствольного орудия калибром 75 мм поручили фирме Rheinmetall, причем, что интересно, это решение принимал лично Адольф Гитлер. Проектируемый танк должен был носить название «Пантера». В марте 1942 года фирма «Даймлер-Бенц» представила свой прототип танка VK 3002(DB), который был внешне очень похож на Т-34 и, также как и советский танк, имел дизельный двигатель. Решением фюрера фирме был сделан заказ на сборку партии машин в количестве 200 единиц, но чиновники военной промышленности Германии были несколько другого мнения. Схожесть «Пантеры» и Т-34 затрудняла идентификацию принадлежности танка на поле боя, что могло привести к потерям от огня своей же артиллерии.

Мнение экспертов склонялось в сторону прототипа фирмы «МАN». Для определения победителя была создана «Панцеркомиссия», в которую кроме экспертов вошли также военачальники Третьего рейха. Изучение представленных прототипов длилось до мая 1942 года. В результате была выбрана бронемашина, разработанная фирмой «МАN». Первые экземпляры «Пантеры» были представлены на ходовые испытания лишь к осени того же года. При этом на танках не было ни башен, ни вооружения. Устранение выявленных в ходе испытаний недостатков, не позволило оперативно принять «Пантеру» на вооружение немецких войск.

Не все ладилось и с разработкой вооружения для нового танка. По указанию фюрера на «Пантеру» планировалось установить 75-мм пушку. Проблемы и недостатки в конструкции корпуса, ходовой и вооружения «Пантеры», которые приходилось устранять, задержали выпуск первых серийных машин до начала 1943 года. Тогда же танку было присвоено официальное название PzKpfw V «Пантера» (русское обозначение Т-5).

Первая партия танков была направлена в части, которые непосредственно не участвовали в боевых действиях, и через год эти машины были переименованы в PzKpfw V Ausf D1. Для фронта была выпущена вторая партия танков обозначенных как PzKpfw V Ausf D2. Эта модификация имела небольшие отличия от базового варианта. На них была немного усилена лобовая броня, на пушку установлен двухкамерный дульный тормоз. На башне также были установлены устройства постановки дымовой завесы. Были введены и другие новшества, которые, в целом, усиливали могущество танка.

В мае командование немецкими войсками планировало крупномасштабное наступление под кодовым названием «Цитадель» в районе Курской дуги. Для этого механизированные корпуса Вермахта планировалось насытить большим количеством новых «Пантер». Однако эти планы не воплотились в жизнь. Недоработки конструкции и сложность в производстве машины задержали наступление до июля 1943 года. К началу операции «Цитадель», было произведено 422 серийных танка «Пантера».

Нельзя сказать, что первые бои «Пантер» на Курской дуге были удачными. 127 из 195 танков были уничтожены или захвачены Красной армией. Вместе с тем, Т-5 оказался достойным противником Т-34, поскольку обладал усиленным бронированием корпуса и башни, и, что самое главное, мощной длинноствольной пушкой, которая была способна пробивать броню на дистанции 1 км.

Хотя замена старых танков на новые «Пантеры» проходила довольно быстро, это не позволило обеспечить танковые части необходимым количеством новой бронетехники. Из-за сложности производства «Пантер» и постоянных потерь, удалось вооружить ими только по одному батальону в каждой дивизии.

С июля 1943 года Т-5 «Пантера» участвовал во всех танковых сражениях Второй мировой войны. Эта техника была очень сильным противником советским Т-34 и КВ. Последняя крупная битва с участием «Пантер» состоялась в районе озера Балатон (Венгрия). Уничтожение советской армией большого числа PzKpfw V в этом сражении негативно сказалось на количестве танков Т-5 в войсках Вермахта.

Всего за время участия «Пантер» в сражениях немецкой армией было потеряно более пяти с половиной тысяч этих машин. С окончанием Великой отечественной войны выпуск PzKpfw V был завершен, но они продолжали находиться на вооружении таких стран как Франция, Венгрия, Чехословакия, которым «Пантеры» достались в качестве трофеев.

11 января 1942 г на заводе фирмы MAN закончили сборку первого, пока еще предсерийного танка Pz.V Ausf.a «Panther» («Пантера»). К концу месяца вся нулевая партия машин покинула заводские цеха. Эти «Пантеры» отличались от своих серийных сестер, запущенных в массовое производство, орудием KwK 42 L/70 с однокамерным дульным тормозом и расположением командирской башенки, которая выступала за левый край башни, образуя своеобразный наплыв. На них стоял двигатель «Maybach» HL 210Р45 с коробкой передач ZF7. Бронирование лобовой части корпуса находилось в пределах 60 мм.

Танк Pz.Kpfw.V «Panther» (Пантера) — видео

В конце января 1943 г. началось производство первой крупносерийной модели Pz.V Ausf.D2. Танки нулевой серии соответственно получили новое обозначение Ausf.D1 К выпуску «Пантер» подключились такие фирмы, как «Daimler-Benz», «Henschel und Sohn» и MNH. Возникает вопрос - почему пропущены модификации Ausf. В/С? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Согласно некоторым данным, эти обозначения были предназначены для проектов машин, так и не вышедших из стадии разработки. По другим сведениям, был даже изготовлен прототип танка Pz.V Ausf.В. оснащенный коробкой передач «Maybach-OVLAR», но в производство он не пошел.

На машинах первой серийной партии в качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель «Maybach» HL 230Р30 жидкостного охлаждения (мощность - 700 л.с.) с V-образным расположением цилиндров, установленных под углом 60 градусов. При возникновении проблем с запуском двигателя в зимнее время можно было воспользоваться специальным подогревателем, отапливаемым паяльной лампой, крепившейся на корме корпуса. С обеих сторон двигателя размещались вентиляторы «Zyklon». Горючее находилось в пяти топливных баках (всего - 730 л), установленных в моторном отделении (четыре по бокам и один сзади). Топливная система состояла из четырех диафрагменных насосов и четырех карбюраторов «Solex». Одной из отличительных особенностей танков PZ.V Ausf.D2 последних выпусков стало появление на выхлопных трубах, симметрично крепившихся к корме машин, бронированных кожухов и специальных пламегасителей.
В летнее время мотор часто сильно перегревался и появлялась опасность возникновения пожара. Главные причины подобных случаев - большие габариты двигателя и теснота в моторном отделении. Для предотвращения подобных случаев в машине стояла автоматическая противопожарная система, которая включалась, когда температура превышала отметку 120 градусов. У водителя на приборной панели загорался аварийный индикатор, а специальные насадки в это время разбрызгивали противопожарную смесь.

Коробка передач ставилась нового типа ZF АК7-200, восьмискоростная механическая с постоянным зацеплением шестерен. Переключение передач производилось с помощью безынерционных конусных синхронизаторов. Поворотный механизм состоял из двух планетарных редукторов.
Корпус танков Pz.Kpfw.V «Panther» «Пантера» собирался из сварных катаных броневых листов, соединявшихся друг с другом в шип. В кормовой части находилось моторное отделение с двигателем, топливными баками и вентиляционной системой. В середине корпуса располагалось боевое отделение, где размещались основное вооружение, система наведения и оптические приборы прицеливания, места командира, наводчика и заряжающего. Вдоль стенок корпуса, в специальных нишах и под поликом башни находился боекомплект. Фронтальная часть корпуса отводилась под отсек управления, где располагались коробка передач. главный фрикцион, приборы и органы управления, радиостанция (FuG 5), курсовой пулемет, часть боезапаса и рабочие места радиста с водителем. Лобовой бронелист корпуса достиг толщины 80 мм. Танки первых серийных партий оснащались системой для преодоления водных преград. Моторное отделение машин разделялось водонепроницаемыми переборками на три отсека. Два крайних отсека заполнялись водой, а средняя секция с силовой установкой была полностью герметична.
Ходовая часть (с каждого борта) представляла собой восемь сдвоенных обрезиненных катков, установленных в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход машины даже при преодолении пересеченной местности. Ведущие колеса размещались впереди и имели два съемных зубчатых венца (по 17 зубцов каждый). Между ведущим колесом и первым опорным катком стоял отбойный ролик. Литой ленивец оснащался кривошипным механизмом натяжения гусеницы.

«Пантеры» модификации Ausf.D2, выпускавшиеся с конца весны 1943 г.. стали оснащаться бортовыми экранами, защищавшими ходовую часть и боковые листы корпуса от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль противотанковых ружей. На броню этих машин наносилось антимагнитное циммеритное покрытие. Предполагалось, что противник в скором времени приступит к массовому применению магнитных мин.
В передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Водитель располагался с левой стороны от коробки передач. Его смотровой прибор прикрывала бронированная заслонка, управляемая при помощи рычага. В бою он осуществлял наблюдение благодаря двум перископам, установленным на крыше отделения управления. Один перископ был направлен в левую сторону, другой - в правую. В целом эта система не обеспечивала надежный обзор. По правую сторону от водителя сидел стрелок-радист. Он мог вести огонь из пулемета через вертикальную амбразуру, расположенную в лобовом листе надстройки корпуса В небоевых условиях амбразура закрывалась заслонкой, а пулемет находился в корпусе машины. В верхнем броневом листе надстройки корпуса для радиста и водителя были врезаны входные люки. Чтобы открыть такой люк, требовалось его приподнять и отвести в сторону с помощью специального подъемного механизма.

В башне в литой маске устанавливалось основное вооружение - 75-мм пушка KwK 42 L/70 и спаренный пулемет MG 34. Бронебойный снаряд с баллистическим наконечником PzGr 42 развивал начальную скорость 1120 м/с и мог поразить 149-мм броню с расстояния 1000 м. Угол вертикального наведения варьировался в пределах от -8 до +18*. Орудийный боекомплект состоял из 79 снарядов (в основном бронебойные и подкалиберные). К пулеметам прилагался боезапас из 5100 патронов. Еще в июле 1941 г. фирма «Rheinmetall-Borsig» приступила к работе над созданием мощного танкового орудия, способного поражать танки противника на дальних дистанциях. Согласно техническому заданию с расстояния 1000 м бронебойный снаряд должен был пробивать броню толщиной 140 мм. В начале следующего года изготовили опытный образец 75-мм орудия с длиной ствола 60 калибров, но его характеристики по бронепробиваемости не достигли требуемых норм. К началу лета 1942 г. специалисты компании «Rheinmetali-Borsig» внесли коррективы в проект, увеличив длину ствола до 70 калибров. Повторные испытания прошли весьма успешно, и пушку запустили в производство.
Орудие танка «Пантеры» оснащалось вертикальным клиновидным затвором с полуавтоматическим запирающим устройством. Противооткатный механизм состоял из гидравлической откатной системы и воздушно-жидкостного накатника. На рукоятке маховика подъемного орудийного механизма находилась кнопка электроспуска При выходе из строя основного спускового устройства огонь можно было вести с помощью аварийной системы, состоявшей из индуктора. расположенного на полу боевого отделения, и провода с розеткой. Выстрел из пушки осуществлялся нажатием ногой на кнопку индуктора. Пороховые газы, образующиеся в канале ствола после выстрела, отсасывались компрессором, размещавшимся под сиденьем наводчика Воздух поступал из короба гильзоуловителя.

«Пантера» оборудовалась бинокулярным прицелом TZF 12. снабженным специальными шкалами, предназначенными для артиллерийских боеприпасов разного типа (бронебойные, кумулятивные и т.п.). Для пулемета была предусмотрена отдельная шкала с двукратным увеличением. При наведении орудия в вертикальной плоскости синхронно изменялось положение объектива прицела. окулярная же составляющая оставалась в прежнем состоянии. Такой принцип действия облегчал работу наводчика, поскольку позволял управлять орудием в любой позиции вертикального диапазона.
Около прицела стояло циферблатно-часовое устройство, благодаря которому можно было определить положение орудия относительно корпуса танка. Циферблат, расположенный слева состоял из двух шкал - внутренней (12 делений) и внешней (64 деления) Другой циферблат был разбит на тысячные доли.
Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода, приводившегося в действие от коробки передач. От частоты вращения коленчатого вала двигателя непосредственно зависела скорость вращения башни. При работе двигателя на большой скорости (2500 об/мин) полный оборот башни производился за 17-18 с (соответственно в правую и левую стороны). Если двигатель был выключен, то повернуть башню можно было только вручную. При возникновении крена машины свыше 5 градусов вращение башни вообще не представлялось возможным из-за ее неуравновешенности.

На верхнем башенном листе устанавливали командирскую башенку, оборудованную шестью перископическими смотровыми приборами. Перископы закрывались подвижным бронекольцом с ручным управлением. Башенка оснащалась специальной шкалой с 12 делениями для определения направления движения танка.
На башне с обеих сторон крепились 90-мм мортирки Nbk 39 для ближнего боя (по три на борт). Они могли стрелять осколочно-фугасными. зажигательными и дымовыми гранатами. В башенном кормовом листе находился небольшой круглый эвакуационный люк. одновременно служивший для выброса пустых снарядных гильз. Кроме того, в корме и по бортам башни имелись стрелковые амбразуры, которые на танках позднего выпуска получили козырьки от дождевой воды.
С января по сентябрь 1943 г. было выпущено 830 танков Pz.V Ausf.D2.
В сентябре 1943 г. развернулось производство модернизированного варианта «Пантеры» Pr.V Aust.A (новое обозначение несколько озадачивает своей «нелогичностью» - ведь согласно иерархии идентификационных символов следующей шла литера Е). Кардинальных изменений в конструкции танка не произошло. С целью улучшения ходовых характеристик в трансмиссию был внесен ряд небольших новшеств. Усилили подвеску, увеличив количество и расположение подшипников опорных катков. К двум основным выхлопным трубам добавились еще несколько дополнительных.

На башне появилась новая командирская башенка с семью призматическими смотровыми приборами и поручневой турелью для зенитного пулемета. Бинокулярный прицел уступил место монокулярномуTZF 12a. На крыше башни с правой стороны стали устанавливать перископ, предназначенный для заряжающего, кроме того, башня лишилась бортовых стрелковых амбразур и лючка для загрузки боекомплекта, находившегося с левой стороны. Мортирку для ближнего боя тоже перенесли на верхний башенный лист ближе к заднему краю. Угол вертикального наведения орудия стал меньше на два градуса — -8′ +18’. Курсовой пулемет стал монтироваться в шаровидной установке стационарного типа.
Впервые танки Pz.V Ausf.A появились на поле боя на Восточном фронте. В целом же с сентября 1943 г. по май 1944 г. заводы фирм MAN, «Daimler-Benz». DEMAG и MNH произвели 1786 машин этой модели. По другим сведениям, данный показатель выше - 2000 единиц.
Третьей, самой массовой модификацией «Пантеры» стал вариант Pz.V Ausf.G, запущенный в производство в марте 1944 г. К апрелю 1945 г. удалось изготовить 3470 танков. Ряд авторов приводят другие цифры - 3126 машин.
Большинство внесенных усовершенствований касались устройства корпуса танка. В лобовой части корпуса убрали смотровой прибор механика-водителя, что естественно повысило его бронестойкость. Вместо нескольких стационарно закрепленных перископов он получил один вращающийся перископ, установленный на крыше отделения управления. Входные люки водителя и радиста изменили форму и оборудовались теперь петлями с пружинным откидным механизмом Модернизировали выхлопную систему, которая не пропускала теперь огненные вспышки.

Резко была усилена броневая защита «Пантеры» (27 февраля 1944 г. Гитлер приказал запретить использование прежнего обозначения Pz.Kpfw.V. Так толщина брони фронтальной части возросла до 100 мм, бортовых листов-до50 мм. Увеличился угол наклона боковых бронеплит — с 47- до 60 градусов. На некоторых танках нижняя кромка орудийной маски приобрела форму выступа-«юбки», предохранявшего башню от заклинивания и снижавшего вероятность рикошета снарядов и осколков в крышу отделения управления. На три снаряда стал больше боекомплект пушки - 82 снаряда. Ряд мелких изменений был внесен в трансмиссию. На машинах последних выпусков стали устанавливать модернизированную коробку передач ZF АК 7-400. оснащенную системой охлаждения масла.
Предпринимались попытки улучшить ходовую часть и подвеску. Некоторые авторы приводят данные о том, что была выпущена небольшая партия танков «Panther» Ausf.G, имевших опорные катки с резиновыми бандажами внутреннего типа. Эти машины проходили испытания в боевых условиях в частях 1 -й танковой дивизии СС «leibstandarte Adolf Hitler». Дальнейшего развития проект не получил, несмотря на хорошие отзывы.

Тактико-технические характеристики танка Pz.V Ausf.G «Пантера»

Экипаж, чел. 5
Боевая масса, т 44,8
Размеры Длина корпуса, мм — 6870
Длина с пушкой вперёд, мм — 8660
Ширина корпуса, мм — 3270
Высота, мм — 2995
Клиренс, мм — 560
Двигатель «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный,
12 цилиндров, мощность — 700 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 46
Запас хода по шоссе, км/ч 250
Броня Лоб корпуса, мм — 80
Борт корпуса, мм — 50
Днище, мм — 17-30
Лоб башни, мм — 110
Маска орудия, мм — 110 (литая)
Борт башни, мм — 45
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70,
два пулемета 7,92-мм MG 34
Боекомплект 81 снарядов; 4800 патронов

Подбитый танк Pz.Kpfw.V «Panther» («Пантера»). Фото



Это интересно

Немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Данная боевая машина была создана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. «Пантера» была оснащена орудием меньшего калибра чем Тигр и по немецкой классификации считалась - танком со средним вооружением (или по простому- средним танком). В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, обозначали его как Т-6 или Т-VI. Тяжёлым танком она считалась и у союзников по антигитлеровской коалиции. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с конца зимы (27 февраля) 1944 года фюрер приказал применять для наименования танка только название «Пантера».

Впервые «Пантера» применялась во время битвы на Курской дуге, потом танки данного типа активно эксплуатировались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению целого ряда экспертов, «Пантера» была лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк обладал целым рядом недостатков, был сложен и дорог в строительстве и эксплуатации. На основе «Пантеры» производились противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и целый ряд специальных машин для инженерных и артиллерийских частей Вермахта.

История создания

Разработки по проектированию нового среднего танка, предназначенного для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, стартовали в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым трудились фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил обозначение VK 20.01. Создание новой машины продвигалось довольно медленно, потому что надёжные и проверенные в боях средние танки вполне отвечали требованиям немецких военных. Но, к осени 1941 года конструкция шасси была в основном проработана. Однако к этому времени ситуация изменилась.

После начала войны с Советским Союзом немецкие войска повстречались с новыми советскими танками - Т-34 и КВ. Изначально советская техника не заинтересовала немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта стала поступать информация о существенном превосходстве новых советских танков - особенно Т-34 - над машинами Вермахта. С целью изучения советских танков немецкими военными и технарями была создана спецкомиссия. В неё вошли ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего приняли решение о необходимости принятия в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное размещение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами. Работы над 20-тонным танком были свёрнуты, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN был дан заказ на создание прототипа 35-тонного танка с применением всех этих конструктивных решений. Перспективный танк получил условное обозначение «Пантера». Для определения наиболее подходящего для вермахта прототипа также была создана «Панцеркомиссия» из ряда видных военных деятелей Третьего рейха.

Весной 1942 года оба подрядчика показали свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» внешне сильно напоминала Т-34. В своём стремлении добиться сходства с «тридцатьчетвёркой» они предложили даже оборудовать танк дизельным двигателем, хотя большая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делало данный вариант абсолютно бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонялся к данному варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Но всё же в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила целый ряд преимуществ проекта MAN, например более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую манёвренность, меньший вылет орудийного ствола. Также были мнения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя, а следовательно и потерям от своего же огня.

Прототип фирмы MAN был сделан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее размещение трансмиссионного отделения и заднее - моторного, индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве главного вооружения танк оснащался указанной фюрером 75-мм длинноствольным орудием фирмы «Рейнметалл» (Rheinmetall). Выбор в пользу небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой перевозимый боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи, применявшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием «Пантеры» трудилась большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Также огромный вклад в проектирование и создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы «Рейнметалл» (орудие).

После выбора прототипа стартовала подготовка к быстрейшему пуску танка в серийное производство, которое стартовало в первой половине 1943 года.

Производство

Серийное производство PzKpfw V «Пантера» продолжалось с января 1943 года по апрель 1945 года включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN «Пантеру» производили такие известные немецкие концерны и предприятия, как «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «Демаг» и др. Всего в создании «Пантеры» учавствовало 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было таким:

Бронекорпуса - 6;
-двигатели - 2;
-коробки перемены передач - 3;
-гусеницы - 4;
-башни - 5;
-вооружение - 1;
-оптика - 1;
-стальное литьё - 14;
-поковки - 15;
-крепёж, прочие узлы и агрегаты - остальные предприятия.
Кооперация в создании «Пантеры» была очень сложной и довольно развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, делалось это для того, чтобы избежать перебоев в снабжении при разных нештатных ситуациях. Это оказалось очень полезным, поскольку местоположение принимавших участие в процессе производства «Пантеры» предприятий было известно командованию военно-воздушных сил союзников, и почти все они испытали на себе довольно успешные бомбовые удары противника. В итоге руководство Министерства вооружений и боеприпасов Третьего рейха было вынуждено вывезти часть производственного оборудования в небольшие поселения, менее привлекательные для массированных бомбовых ударов союзников. Также производство узлов и агрегатов «Пантеры» был организован в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был отдан мелким предприятиям. Поэтому начального плана по выпуску 600 «Пантер» в месяц ни разу достичь так и не удалось, максимум серийного производства пришёлся на июль 1944 года - тогда заказчику было сдано 400 машин. Всего было произведено 5976 «Пантер», из них в 1943 году - 1768, в 1944 году - 3749, в 1945 году - 459. Таким образом, PzKpfw V стал вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Корпус танка делался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57 град. относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм монтировалась под углом 53 град. к нормали. Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в Кубинке данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55 град. к нормали, НЛД - 65 мм и 55 град. соответственно. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях - 50 мм) наклонены к нормали под углом 42 град., нижние монтировались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30 град.. В крыше корпуса над отсеком управления были люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как и на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса были оборудованы технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25 град.. В передней части башни в литой маске оборудовалась пушка. Толщина маски орудия 100 мм. Вращение башни происходило при помощи гидравлического механизма, осуществлявшего отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Помимо этого был предусмотрен и ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360 град.. Башня танка была неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5 град. был в принципе невозможен. Толщина крыши башни равна 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни оборудовалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.

Двигатель и трансмиссия

На первых 250 танках оборудовался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С конца весны 1943 года его заменил Maybach HL 230 P45. На новом двигателе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL 210 P30, на которой блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL 230 P45 делалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL 230 P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость машины с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, это разрешило более уверенно преодолевать бездорожье. Интересная особенность: коренные подшипники коленчатого вала двигателя были не скольжения, как это принято везде в современном двигателестроении, а роликовыми. Таким образом создатели двигателя экономили (ценой повышения трудоёмкости изделия) невозобновляемый ресурс страны - цветные металлы.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) Zahnradfabrik AK 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач - трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей - сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён. Управлять танком было очень легко: выставленный в нужную позицию рычаг КПП вызывал автоматический выжим главного фрикциона и переключение нужной пары.

КПП и механизм поворота делались в виде единого агрегата, это уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был довольно трудоёмкой операцией.

Приводы управления танком - комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

Ходовая часть

Ходовая часть танка с «шахматным» размещением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с другими техническими решениями. С другой стороны, данная конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Для того, чтобы заменить один каток из внутреннего ряда нужно было сначала демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков оснащалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки - передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.

Вооружение

Главным вооружением танка была 75-мм танковая пушка KwK 42 производства фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без учёта дульного тормоза и 5535 мм вместе с ним. К главным конструктивным особенностям пушки относятся:

Полуавтоматический вертикальный клиновый затвор копирного типа;
-противооткатные устройства:
-гидравлический тормоз отката;
-гидропневматический накатник;
-подъёмный механизм секторного типа.
Ведение огня из орудия было возможно только снарядами с электрозапальной втулкой, кнопка электроспуска располагалось на маховике подъёмного механизма. В критических ситуациях экипаж включал прямо в цепь затвора орудия индуктор, «кнопка» которого, срабатывавшая от удара ногой наводчика обеспечивала выстрел в любой ситуации - качнувшаяся в поле постоянного магнита катушка соленоида давала необходимую ЭДС электрозапалу снаряда. Индуктор включался в цепь затвора при помощи штепселя, как настольная лампа. Башня была оснащена устройством продувки канала орудия после выстрела, оно состояло из компрессора и системы шлангов и клапанов. Воздух для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя.

Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов для модификаций A и D и 82 выстрелов для модификации G. В боекомплект входили бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные снаряды Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42.

Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания было способно поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на главных дистанциях боя. Американские танки M26 «Першинг» и малосерийные M4A3E2 «Шерман Джамбо» также имели броню, которая была способна защитить их в лобовой проекции от снарядов KwK 42.

Таблицы бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки KwK 42

Показанные данные относятся к немецкой методике измерения пробивной способности. Показатели бронепробиваемости могут довольно заметно отличаться при применении различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG-34, второй (курсовой) пулемёт располагался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса была оборудована вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях A и G. Командирские башенки танков модификаций A и G были приспособлены для оборудования зенитного пулемёта MG-34 или MG-42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf. G и 5100 для «Пантер» Ausf. A и D.

В качестве средства обороны от пехоты танки моделей A и G оборудовались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка размещалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

«Пантеры» модификации D оборудовались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций A и G монтировался более простой монокулярный прицел TZF-12А, который представлял собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел обладал кратностью 2,5х и полем зрения 30 град., монокулярный - переменную кратность 2,5х или 5х и поле зрения 30 град. или 15 град. соответственно. При изменении угла возвышения орудия отклонялась только объективная часть прицела, окулярная продолжал оставаться неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения пушки.

Также на командирские «Пантеры» стали устанавливать новейшую технику - приборы ночного видения: на командирские башенки монтировались инфракрасные прожектора-осветители мощностью 200 Вт плюс приборы наблюдения, которые позволяли осматривать и наблюдать за местностью с дистанции 200 метров (при этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира).

Чтобы вести стрельбу ночью, был необходим более мощный осветитель. Для этого на полугусеничном бронетранспортере SdKfz 250/20 был оборудован инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar произвела 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оборудованные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения.

ТТХ

Боевая масса, т: 44,8
-Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное сзади
-Экипаж, чел.: 5


Размеры:

Длина корпуса, мм: 6870
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8660
-Ширина корпуса, мм: 3270
-Высота, мм: 2995
-Клиренс, мм: 560

Бронирование:

Тип брони: катаная низкой и средней твёрдости поверхностно закалённая
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80/55 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 60/55 град.
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 50/30 град.
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 40/0 град.
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/30 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 40/30 град
-Днище, мм: 17-30
-Крыша корпуса, мм: 17
-Лоб башни, мм/град.: 110/10 град.
-Маска орудия, мм/град.: 110 (литая)
-Борт башни, мм/град.: 45/25 град.
-Корма башни, мм/град.: 45/25 град.


Вооружение:

Калибр и марка пушки: 7,5 cm KwK 42
-Длина ствола, калибров: 70
-Боекомплект пушки: 81
-Пулемёты: 2 х 7,92 MG-42

Подвижность:

Тип двигателя: V-образный 12?цилиндровый карбюраторный
-Мощность двигателя, л. с.: 700
-Скорость по шоссе, км/ч: 46
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 250
-Удельная мощность, л. с./т: 15,6
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,88

Немцы начали войну с СССР, когда у Вермахта еще не было на вооружении средне-тяжелого танка "Пантера". Производство этой боевой машины было развернуто в Германии только к концу 1941 года. Выпускался танк "Пантера" массовой серией, на заводах Круппа в 1942-43 году. Всего было выпущено около 6 тысяч единиц. Как только производство "Пантеры" вышло на запланированный уровень, эти танки стали появляться на всех европейских фронтах. В 1943 года в битве на участвовали двести танков "Пантера", не считая эвакуационных и командирских машин.

Осенью 1941 года немцы поняли, насколько для них опасен танк Т-34 они забили тревогу и приостановили выпуск танка, массово сходившего с конвейера. В течение четырех месяцев "Пантеру" усовершенствовали и таким образом был разработан практически новый 35-тонный танк с тем же именем. Его и запустили в серию. Танк "Пантера" создавался в противовес танку Т-34. Немецкие конструкторы кое в чем даже скопировали советский Т-34, моторный отсек и главные линии трансмиссии. Но сходство на этом заканчивалось. К тому же работали на бензине, а советские на дизельном топливе.

В полном боевом снаряжении танк "Пантера" весил 45 тонн, это была слишком тяжелая машина, но уменьшать ее вес можно было только за счет брони, а на это не решились. Всем бронелистам башни придали наклон, для лучшего отражения снарядов прямого попадания. Длина танка составила 6860 мм, ширина 3280 мм, высота 2990 и расстояние от земли до корпуса, то есть клиренс - 565 мм. Пушка была почти двухметровой длины. Боекомплект орудия состоял из 81 бронебойного снаряда, что позволяло вести достаточно продолжительный бой. Кроме пушки танк "Пантера" был вооружен двумя пулеметами.

Силовая установка танка состояла из 12-ти цилиндрового 700-сильного бензинового двигателя, с которым "Пантера" шла по шоссе со скоростью около шестидесяти км/час. Защита машины была скомпонована из фасонной катаной брони с состоял из брони 40 мм, а лобовая часть была толщиной 60 мм. Башня в бортах несла броню сечением 45 мм, а лоб башни и маска орудия - 110 мм. Пантеры выдерживала вес, и маневренность машины была на достаточно хорошем уровне. Однако экипажу из 5 человек приходилось мириться с теснотой в боевом отсеке.

В начале 1943 года Вермахтом было принято решение модернизировать "Пантеру" с учетом условий Восточного фронта. Появился танк "Пантера 2", переработка коснулась в основном защиты башни, для которой была значительно усилена броня. Лобовая броня стала толщиной 125 мм, а пушечная маска получила броню толщиной 150 мм. "Пантера 2" стала весить 47 тонн. Увеличение веса компенсировали новой силовой установкой, на танк установили двигатель Майбах мощностью 900 л.с. и восьмиступенчатую трансмиссию с гидравликой.

Заменили и орудие, была установлена 88 мм КВК, более скорострельная и обладающая высокой бронебойной силой. Также машину оснастили приборами ночного видения и телескопическим дальномером. Компания Рейнметалл предложила установить на танк систему ПВО с зенитным обеспечением. Но на этом этапе разработка нового танка "Пантера 2" остановилась по причине сложной обстановки для немецкого командования на всех фронтах. Хотя немецкий танк "Пантера" в его первоначальном виде продолжали выпускать вплоть до окончания войны.