История создания евросоюза и список стран вошедших в него. Какие страны входят в евросоюз Копенгагенские критерии вступления в ЕС

Основная идея при создании Европейского союза (ЕС, Евросоюз) в 1951 году (тогда Европейского объединения угля и стали) заключалась в организации единой платформы для торгового и экономического сотрудничества 6 государств без риска военных действий со стороны друг друга. Собственно Евросоюз закреплен юридически при подписании Маастрихтского договора уже 12 государствами в 1992 году. Страны, входящие в ЕС, независимы, но при этом подчиняются общим законам, касающимся образования, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной и других систем.

Определение и цели деятельности Европейского союза

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  • содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  • обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  • продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  1. Экономика:
  • создание общего внутреннего рынка;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • социально-ориентированная рыночная экономика;
  • содействие занятости населения;
  • социальный прогресс;
  • повышение качества окружающей природной среды;
  • научно-технический прогресс.
  1. Социальная сфера:
  • борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  • социальная защита населения;
  • обеспечение справедливости;
  • защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

Перечень стран Евросоюза на 2020 год

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2020 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2020 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2020 году составляет 28.

просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2020 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Выход Великобритании из ЕС: ситуация на 2020 год

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2020 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2020 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

Возможные последствия Брекзит

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании. Как известно, еще в 2020 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно. А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии

Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.

1 октября 2020 года властями Каталонии был организован и проведен референдум о выходе Каталонии из состава Испании. Однако властями страны эта процедура была признана незаконной. Несмотря на действия испанской полиции, направленные на блокирование голосования, опрос все же состоялся. Проголосовать удалось 43 % избирателей, из них 90,2 были за отсоединение, а 7,8 % – против.

Официального признания результатов референдума властями Испании так и не произошло. Вместо этого действующий на тот момент парламент Каталонии был распущен, Женералитет во главе с лидером Карлесом Пучдемоном отстранен, а на декабрь назначены досрочные парламентские выборы.

На сегодняшний день точно не определено, какая именно партия будет формировать правительство. Однако, по мнению экспертов, Мадрид настроен на бескомпромиссное решение конфликта в пользу сохранения целостности Испании.

Копенгагенские критерии вступления в ЕС

Вступление в Европейский союз доступно не для всех стран. Рассчитывать на членство в ЕС могут только государства, четко соответствующие Копенгагенским критериям, принятым в 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене. Так, внутри страны-претендента должны:

  1. Соблюдаться принципы демократического правового государства.
  2. Присутствовать рыночная экономика, способная конкурировать на европейском рынке.
  3. Признаваться правила и стандарты Евросоюза.

Со страной-кандидатом на вступление в ЕС проводятся переговоры, затем проверки на соответствие вышеприведенным критериям. На основании тщательного анализа данных принимается решение о возможности (либо невозможности) членства в Союзе.

Страны, претендующие на вступление в Евросоюз

Среди желающих вступить в ЕС не только развитые государства, но и страны с развивающимися экономиками. В 2020 году определены следующие официальные страны-кандидаты на вступление в ЕС:

  1. Турция – заявка с 1987 года.
  2. Македония – 2004 год.
  3. Черногория – 2008 год.
  4. Албания – 2009 год.
  5. Сербия – 2009 год.

Переговоры о присоединении уже ведутся с тремя из этих стран – Турцией, Черногорией и Сербией. Все кандидаты, кроме Турции, подписали соглашение об ассоциации, что обычно предшествует вступлению в ЕС.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Мир изменился для Европейского союза именно в 2016 г. В этот год со всей яркостью проявились тренды, набиравшие силу постепенно, на которые долго не обращали внимания: «бунт» среднего класса, кризис легитимности власти на всех уровнях. Во внешней политике – неуверенность в своих силах и недоверие между союзниками. Теперь главный вопрос: сможет ли Евросоюз выстоять или повторит судьбу СССР?

На внутреннее развитие ЕС в 2016 г. влияли следующие факторы: продолжающийся греческий долговой кризис; (Brexit и рост влияния крайне правых).

Во внешнем измерении для ЕС важнейшими стали следующие факторы: ослабление и отсутствие положительного диалога в отношениях с Россией (продолжение санкционной эпопеи); потеря доверия традиционному союзнику в лице США в связи с на пост президента. Поскольку США с самого начала неуверенность в их поддержке – это чувствительный удар для брюссельских бюрократов.

Внутри и за пределами ЕС проект объединенной Европы уже не воспринимается как единственно верный.

Например, граждане Нидерландов не из страха перед иммигрантами из Восточной Европы, но желая продемонстрировать недоверие собственному правительству.

Таким образом, в 2016 г. возникла экзистенциальная угроза будущему Евросоюза.

1. Иммиграционная «дань» Евросоюза

Попытки ЕС решить миграционный кризис оказались противоречивыми. В марте 2016 г. Евросоюз заключил соглашение с Турцией, предоставив ей €3 млрд и обещая подобные транши в дальнейшем. Теперь Эрдоган может периодически шантажировать ЕС, требуя отмены виз и угрожая новыми потоками беженцев.

Интересно, что Евросоюз пошел по такому же пути в отношениях с африканскими странами. Было предложено соглашение о партнерстве с пятью приоритетными африканскими странами: Эфиопия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал. Соглашение предусматривает выплату этим странам общей суммы в размере €44 млрд, но ничего конкретного не говорит про систему приема беженцев в ЕС.

В миграционном вопросе позиция ЕС заведомо проигрышная, так как он оказывается в роли просителя.

Поэтому неудивительно, что несколько стран ЕС (Германия, Австрия, Швеция и Дания) сами попытались решить проблему, установив временный пограничный контроль, который, однако, в текущей обстановке вполне может стать постоянным.

Неясно, сколько иммигрантов сейчас находится на территории ЕС. По данным Международной организации по миграции (МОМ), с января 2016 г. в Европу прибыло около 400 тыс. чел.

Большинство из них приехали в Грецию и Италию (прежде всего, это сирийцы, афганцы, пакистанцы, нигерийцы). Как сообщает МОМ, в 2016 г. в Средиземном море погибло больше мигрантов, чем в 2015 г. (4,22 тыс. и 3,78 тыс. чел. соответственно).

В итоге снова встал вопрос о и о том, способны ли страны ЕС интегрировать меньшинства.

2. Кризис безопасности

Проявлением кризиса в системе управления и вопросах безопасности стали теракты, которые потрясли граждан ЕС. Стало ясно, что 2015 г. рекордный по количеству терактов в ЕС (зафиксировано 211 терактов) ничему не научил.

В 2016 г. теракты стали особенно дерзкими и масштабными. Так, в столице ЕС, Брюсселе, 22 марта 2016 г. были совершены два теракта: в аэропорту и на центральной станции метро. Общее число погибших составило 35 чел., 300 чел. были ранены. 14 июля 2016 г. очередной теракт произошел в Ницце, где погибли более 80 чел. И совсем недавно, 22 декабря на ярмарке в Берлине в результате теракта погибли 12 чел.

Террористы путешествовали между европейскими столицами и территорией, занятой ИГИЛ, практически беспрепятственно, не встречая дополнительных проверок со стороны соответствующих служб ЕС.

В связи с таким провалом в апреле 2016 г. в ЕС решили собирать все данные о воздушных пассажирах, передвигающихся по территории ЕС, с тем, чтобы они были доступны повсеместно. К сожалению, это решение явно запоздалое и теперь прогресса здесь особенно ждать не приходится.

После ноябрьских терактов ЕС по запросу Франции обратил внимание на статью 42.7 Лиссабонского договора о совместной защите, на основании которой другие государства-члены должны помогать друг другу. Но на самом деле страны-партнеры воспринимают эту статью скорее как необходимость проявить политическую солидарность, а не предоставить действенную помощь – для этого нет отработанных механизмов.

3. Популисты на марше

Поворот к крайне правому популизму также внес свою лепту в общую обстановку неуверенности в Евросоюзе. Крайне правые достигли в 2016 г. значительного прогресса. Теперь население многих стран ЕС не воспринимает их как маргиналов.

Пожалуй, самым обсуждаемым примером их успеха стал Норберт Хофер, глава Австрийской партии свободы. Хотя в итоге он проиграл в президентской гонке, этот проигрыш впору назвать удивительной победой, так как он лишь слегка уступил А. Ван дер Беллену, бывшему лидеру партии зеленых. Сам Н. Хофер назвал итоги выборов не потерей, а инвестицией в будущее.

Повестка крайне правых партий по всему ЕС практически идентична: суверенитет страны, ограничение иммиграции, сдерживание или даже отказ от европейской интеграции, антимусульманская риторика.

Риторика исламофобии стала причиной громких судебных процессов в ЕС. В Голландии судили известного политика-националиста Герта Вилдерса, а в Германии – идеолога антиисламского движения ПЕГИДА Луца Бахмана.

Крайне правые с удовольствием приняли заявив о том, что он подтверждает их установку на государственный суверенитет.

Brexit превратился в инструмент партийно-политической борьбы внутри всего ЕС, в которой крайне правые стали одной из ведущих сил по степени своего влияния.

Кроме того, в ЕС образца 2016 г. мы наблюдали рост проявления национализма во всех формах, вплоть до шовинизма и расизма. Неслучайно даже в толерантной Британии уже в течение недели после референдума о членстве в ЕС было зафиксировано 57 случаев преступлений, совершенных на почве расовой ненависти.

4. Великобритания наносит удар

Безусловно, самый серьезный удар по привлекательности и имиджу ЕС нанес Brexit. Если Евросоюз покидает одно из самых успешных государств-участников, являющееся второй экономикой в Европе после Германии, и третьим после Германии и Франции государством-донором для бюджета всего ЕС, - это означает явно выраженное недовольство общеевропейской политикой.

Brexit влияет и на внешнее измерение политики ЕС, так как США всегда в большей степени доверяют союзу, в котором есть Британия, нежели союзу без нее.

Осмысливая саму процедуру «развода», которая начнется, по словам премьер-министра Британии Терезы Мэй, в конце марта 2019 г., британское экспертное сообщество полагает, что выбор состоит исключительно между «тяжелым» (потеря доступа Британии к единому рынку ЕС) и «легким» (сохранение доступа к единому рынку и британских обязательств перед бюджетом ЕС) «разводом».

5. Снижение международной роли ЕС

Во внешнем измерении 2016 г. продемонстрировал уменьшение роли Евросоюза как международного игрока.

Брюссель не пожелал менять позицию по санкциям в отношении России, хотя они оказались неэффективными. При этом многие отрасли стран ЕС оказались в тяжелом положении. По подсчетам датского журналиста Поуля Фундера Ларсена, прямые потери Европы от антироссийских санкций в 7 раз превышают аналогичные потери США (на экспорте ЕС потерял €5,1 млрд), а непрямые издержки привели к тому, что ЕС не досчитался €45,6 млрд. Однако 19 декабря 2016 г. ЕС официально продлил антироссийские санкции до 31 июля 2017 г., связывая их с выполнением Минских соглашений и урегулированием украинского кризиса.

Вместе с тем, ЕС не предпринял никаких действенных мер для его урегулирования. После референдума в Нидерландах ЕС все-таки склоняется к предоставлению безвизового въезда гражданам Украины в страны ЕС, однако точная дата введения этого права пока не известна, несмотря на сообщения в прессе об апреле 2017 г.

По сирийскому кризису ЕС также не смог продемонстрировать свою состоятельность. С самого начала участия российских ВКС в военной операции в Сирии ЕС заявлял об осуждении действий Башара Асада и его союзников, прежде всего, России и Ирана, призывая стороны конфликта выполнить разработанный ЕС план.

Последней каплей стало избрание Д. Трампа на пост президента, от которого брюссельские чиновники не ждут ничего позитивного для себя.

Будущее Евросоюза

В 2016 г. многочисленные трещины внутри ЕС так и не удалось сгладить. При этом разрыв в доходах между богатыми странами Севера и бедными странами Юга не был преодолен и, напротив, вырос.

Ситуация осложняется тем, что население стран ЕС неуклонно стареет, особенно это заметно на фоне иммиграции из стран Африки и Ближнего Востока. В условиях роста террористических угроз это требует новых финансовых решений в отношении гуманитарных кризисов и даже возможных гуманитарных интервенций.

Помимо этого, развитие еврозоны замерло, а вступление в нее других государств в ближайшей перспективе не представляется возможным. После Brexit у ЕС уже нет картинки блестящего и очевидного для всех будущего.

Самое важное здесь, что сама «Европейская идея» стала камнем преткновения, приведя к отрыву элит от народов и поставив вопрос о том, является ли интеграция элитарным или народным проектом.

Евросоюз разделен сегодня на группировки стран, возникшие в результате различных кризисов. Например, кризис еврозоны разделил Юг («должники») и Север («кредиторы»), а миграционный кризис – Восток и Запад. ЕС также не един и в вопросах санкций против России.

Вместе с тем Европейский союз в 2016 г. продолжил разрабатывать планы на будущее. Например, в отношении безопасности в 2016 г. был разработан план «Действие европейской обороны». Согласно ему, в следующем году будет учрежден соответствующий фонд для обеспечения безопасности ЕС, то есть чиновники Брюсселя все же поверили предупреждениям Трампа [о необходимости самим позаботиться о своей безопасности – прим. «ЕЭ»].

Кроме того, страны-члены должны согласовать к июню 2017 г. введение системы контроля «Вход/Выход», а к концу 2017 г. – введение системы «Информации и авторизации о перемещениях в Европе», которая позволит регулярно досматривать всех путешествующих без виз.

Совет ЕС также настаивает на срочной имплементации решений о противостоянии гибридным угрозам и о кибербезопасности, достигнутых лидерами ЕС и НАТО 6 декабря 2016 г. Конечно, запуск ЕС собственной системы спутникового слежения под занавес года – это попытка продемонстрировать готовность к самостоятельному решению проблем.

Исходя из тенденций 2015-2016 гг. в 2017 г. в Евросоюзе продолжит обостряться тема «возвращения» государств-участников к суверенитету. Следует ожидать ослабления общеевропейских институтов управления. Это со временем приведет к формированию разных скоростей взаимодействия (интеграции) внутри ЕС, что неизбежно усилит дезинтеграцию союза.

Наталья Еремина, д.полит.н., доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

Государств построен на безвизовом режиме, обладает единым экономическим пространством и валютой. Обладая суверенитетом, все страны живут в соответствии с выработанными общими правилами, которые касаются всех пластов жизни, будь то международная политика, образование, медицина или обслуживание социального уровня.

История возникновения организации

Впервые идея об интеграции европейских государств была озвучена на конференции в Париже, которая состоялась в 1867 году. Однако она не была воплощена в жизнь. Разногласия между участниками были настолько значимыми, что до вступления в Евросоюз им пришлось пережить две войны мирового масштаба.

Тенденция к объединению проявилась вскоре после окончания Второй мировой, когда ведущие страны пришли к единому мнению, что регенерация и развитие экономик реальны лишь при тесном совместном сотрудничестве. Представление о пятидесятилетнем пути стран Европы к объединению наиболее прослеживается в последовательности всех событий.

Хронология

Изначально объединение в союз подразумевало интеграцию угледобывающей и сталелитейной отраслей двух крупных стран - Англии и Франции. Об этом еще в 1950 году упоминал министр иностранных дел последней. В те времена никто и не предполагал о столь значительном расширении организации.

Евросоюз был создан в 1957 году. В него вошли страны с развитой экономикой. В организацию включили Нидерландское королевство, ФРГ, Францию, Италию, и Бельгию. С марта 1957-го к союзу примкнули такие государства как Финляндия, Австрия и Швеция.

Весной 2003 года на саммите ЕС в Греции подписали договор о принятии в ряды еще 10 стран. В результате в 2007 году интегрировалась Словения, годом позже - Кипр и Мальта. В 2009 году присоединилась Словакия, а в 2001-м - Эстония. С начала 2014 года как 18 член Евросоюза была озвучена Латвия. Также примкнули Чехия, Польша, Литва, Венгрия.

Некоторые страны-члены Евросоюза ввели в состав и территории, находящиеся в политическом подчинении. Например, вместе с Францией вошли Реюньон, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. Испания привлекла Канарские острова и провинции Мелилья и Сеута. Параллельно с Португалией вступили Мадейра и Азорские острова. Несмотря на столь значительное расширение, в 1985 году из ЕС вышла Гренландия.

Так сколько членов Евросоюза всего? Последней страной, которая примкнула к сотрудничеству в рамках ЕС, стала Хорватия. Это произошло в 2013 году. Она стала 28-й участницей. На сегодняшний момент союз не увеличивается и не уменьшается.

Критерии вступления в ассоциацию

Не все государства соответствуют требованиям ЕС. Содержание основных правил изложено в специальном документе. К 1993 году был аккумулирован опыт сосуществования государств и на этой основе вынесены общие критерии, учитываемые при вопросе вступления в ассоциацию новой страны.

Нормы были приняты в Копенгагене и получили соответствующе название - копенгагенские. Стержнем правил являются демократические ценности. Основное внимание уделено свободе и уважительному отношению к правам каждого гражданина. Большая роль отведена тому, что потенциальные члены Евросоюза имеют право на конкуренцию своих экономик. Общие принципы построения государства должны опираться на цели стандарты Союза.

Как принимаются решения?

Перед тем как сделать какой-то важный шаг в области политики, все члены Евросоюза обязаны вынести вопрос на всеобщее рассмотрение.

Он будет одобрен в соответствии с копенгагенскими критерями. Окончательное решение может значительно отразиться на общественной жизни страны.

Каждое государство Европы, имеющее желание пополнить список стран, проверяется на предмет соответствия с особой скрупулезностью. В результате выносится вердикт о готовности или же неготовности принятия новой страны в союз. В случае отказа государству указывается на его несостоятельность в той или иной сфере. Недостатки следует подвести к норме. После этого страна подвергается регулярному контролю того, насколько планомерно проводятся нужные реформы. Опираясь на полученные данные, делается заключение о готовности к интеграции.

Наличие единой валюты

Государства-члены Евросоюза помимо общеполитического вектора и безвизового пространства пользуются единой денежной единицей - евро. Банкноты были введены с 2002 года в таких странах как Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Австрия и Финляндия.

К 2016 году евро на своей территории приняли 19 стран из 28. Другие члены Евросоюза осуществляют подготовку перехода на эту валюту. Исключение составляют Англия и Дания. Эти страны обладают специальным отказом. Швеция также высказала несогласие пользоваться евро, но, возможно, в скором будущем изменит свое решение.

Кандидаты на присоединение

Большинство стран Европы стремится к полноправному членству в ЕС. На 2016 год ассоциированные кандидаты Сербия, Турция, Черногория, Македония и Албания. В потенциальных претендентах числится Босния и Герцеговина.

В разные годы договор о присоединении был подписан некоторыми другими странами. В их число вошли и государства, расположенные вне Европы, что говорит о том, что ЕС выходит за рамки евразийского континента. Претендентами на вступление являются и страны с развивающейся экономикой.

Также присоединиться изъявили желание Украина и Молдова. Это произошло в 2014 году. Как отразится на Европе интеграция стран с развивающейся экономикой, пока судить трудно.

Что предполагает соглашение о вступлении?

Соглашение о вступлении подразумевает обязательную реализацию в ассоциативных государствах крупных реформ, усовершенствование законодательной базы в соответствии с европейскими стандартами.

В обмен на это страны могут получить беспошлинное присутствие на рынке Европы, помощь финансового и технического характера.

На сегодняшний день ассоциированные члены Евросоюза — 17 стран. Среди них не все находятся в Европе. В ряду претендентов значится даже Палестина.

За все время существования ЕС ассоциативных соглашений было подписана много, просто многие страны Европы вышли из рамок ассоциации и стали полноправными участниками ЕС (Польша, Румыния, Болгария).

Через 20 лет в ряды ЕС может вступить и РФ

Россия — член Евросоюза... Реально ли это?

Мнение по этому вопросу высказал Милош Земан. По его словам, экономика России и Европы дополняют друг друга. Первой нужны усовершенствованные технологии, а вторая нуждается в энергоресурсах. При этом чешский руководитель выразил уверенность в том, что в нашей стране соблюдаются свобода слова, прозрачность выборов, нет притеснения оппозиционных партий и имеется самоуправление в регионах.

Роль Великобритании в ЕС

Великобритания — член Евросоюза, но после одержанной победы на выборах 2015 года Джоном Кэмероном была предложена идея о выходе Англии из организации. ЕС претерпевал кризис. Предложение это осуществлено не было, и распад организации предотвратили.

На саммите в Брюсселе, состоявшемся в 2016 году, подписали соглашение о присвоении Великобритании особого статуса.

Члены Евросоюза сделали этому государству значительные поблажки:

  • На протяжении 7 лет - с 2017 года по 2023-й - правительство Британии не будет платить социальных пособий, причем сначала в полном объеме, а затем частично трудовым мигрантам из других стран Европы.
  • Англия и остальные страны ЕС получают право проводить индексацию пособий на детей мигрантов, остающихся у них в стране. За основу выплат будут брать не уровень жизни в Королевстве, а социальные условия той страны, где живет ребенок. Это положение действительно до 1 января 2020 года.
  • От жителей Британии более не будут требовать политического объединения.
  • Англия получила право защищать свой коммерческий сегмент Сити. Британские фирмы не будут подвержены дискриминации из-за того, что не входят в еврозону.
  • Вопросы национальной безопасности Королевства останутся в правительственной компетенции.
  • Войска Англии не войдут в состав общеевропейской армии в случае создания таковой.

По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, новшества в выплате пособий для детей выгодны и для ее страны. Она единодушна с Кэмероном об урезании социальных выплат.

Не рано ли торжествовать?

Окрыленный своей победой, премьер-министр Великобритании начнет агитировать граждан Англии о невыходе из ЕС. Однако говорить с уверенностью о том, что это предложение победит на выборах, довольно сложно.

Кэмерон уверен в тотальной победе, но есть и те, кто сомневается в ней.

Некоторые скептики соглашением остались недовольны. Они считают его незначимым. Оппозиция утверждает, что в манифесте консерваторов премьер-министр обещал больше привилегий.

Противников ЕС хватает и в самом английском правительстве. К примеру, таковым является министр юстиции Майкл Гоув. Он не скрывает отрицательного настроя по отношению к ЕС и будет агитировать граждан Англии голосовать против интеграции.

Даже в самой партии Консерваторов, представителем которой является Кэмерон, единодушия по этому вопросу нет. Поэтому борьба за то, чтобы Великобритания вышла из рядов ЕС, будет продолжаться.

Англичанам предложат референдум. Изначально предполагалось, что он будет проведен в 2017 году. Но все чаще звучит другая дата — 23 июня 2016 года, хотя официально эта информация ничем не подкреплена.

Особенности экономической жизни ЕС

Экономика ЕС сумма экономик всех составляющих его стран. Наряду с этим каждое государство на международном рынке является отдельным игроком.

Евросоюз защищает интересы каждого члена и выступает в роли регулятора всех спорных вопросов. Каждая страна обязана вносить свою часть ВВП и общий взнос. Члены Евросоюза, которые вносят львиную долю дохода, — Франция, Италия, Германия, Англия и Испания.

Конкретная сумма поступлений от каждого государства подсчитывается специальным органом. Если брать в учет все природные ресурсы членов ЕС, то можно вывести коэффициент объема богатств, которыми обладает организация на 2016 год. Основными природными ископаемыми являются нефть, уголь и газ. Общий показатель запаса черного золота по уровню добычи ставит ЕС на 13 место в мире.

Другой мощный рычаг дохода — туристический бизнес. Население Европейского союза активно перемещается, что облегчает открытость границ. Этот фактор, а также общность валюты способствуют оживленным отношениям в сфере торговли и туризма между государствами.

Таким образом, ЕС, который изначально задумывался как торговая ассоциация нескольких стран, вырос к 2016 году практически в самостоятельную единицу, включающую 28 участников. В сумме население объединения составляет 500 млн человек.

Аккумулирование экономик определяет высокоэффективное перераспределение средств и ресурсов и помогает поддерживать государства, которые обладают более слабой экономикой.

Заключение

Серьезнейшей характеристикой современного этапа развития ЕС является симбиоз факторов, которые влияют на стремление государств к интеграции. Новые члены Евросоюза считают приоритетной материальную сторону. Многие из них предусматривают и военное сотрудничество в НАТО.

У большинства старых членов на передний план выходят вопросы политического и международного характера. Такая разница в целях неизбежно потребовала разработки новых критериев и основательного реформирования самой структуры союза.

Все имеют представление о том, что такое Европейское Содружество. Но не всем известно то, какие же страны входят в объединение, какие только недавно вступили.

Европейский союз представляет собой объединение 28 стран (данные на 2016 год) с экономической и политической целью, таким образом, страны Евросоюза были юридически утверждены в 1992 году Маастрихтским договором. Страны Евросоюза 2016 значительно поменяли свой состав, какова же история этого содружества?

Мысль о создании такого союза, содружества была выдвинута еще в 1950 году. Эту идею высказал французский министр иностранных дел - Роберт Шуман. На то время его желанием было объединение сталелитейной и угольной промышленности Германии и Франции.

Страны Евросоюза 2016 являются уникальным международным образованием, поскольку оно сочетает в себе черты как международной организации, так и государства. Таким образом, страны, входящие в Евросоюз, хотя и имеют свою независимость, им все-таки приходится подчиняться одинаковым правилам , принятым в объединении. Страны Евросоюза 2016 обязаны теперь следовать общему курсу во всех сферах внутренней и внешней политики. Следовательно, страны Евросоюза имеют одинаковые правила в обучении, в медицинском обслуживании, в таких системах, как судебная и пенсионная. Можно сделать вывод, что законы Европейского союза распространены полностью на все страны Евросоюза. Далее в состав ЕС принимались лишь те страны, которые полностью соответствовали Копенгагенским критериям.

Самые первые страны евросоюза

Евросоюз был сформирован, конечно же, не сразу. Этот процесс продолжается и в наши дни . Какие страны в Евросоюзе были с самого начала? Первоначально в список стран Евросоюза входили такие государства, как Германия, Италия, Бельгия, Франция, Нидерланды, а также Люксембург. В 1973 году к объединению были присоединены Ирландия, Великобритания и Дания. В 1981 году вошла Греция, а в 1986 Португалия и Испания. В 1985 году Гренландия отсоединилась от Европейского союза. В 1995 в список стран Евросоюза вошли также Швеция, Финляндия и Австрия. Через 9 лет страны Евросоюза осуществили самое большое присоединение к содружеству - в состав вошли еще 10 стран.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2016

Имеют ли страны Евросоюза список? Какие страны входят в Евросоюз? Сейчас мы дадим исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.

Итак, список стран Евросоюза 2016 включает такие государства:

Австрия Италия Словакия
Бельгия Кипр Словения
Болгария Латвия Финляндия
Великобритания Литва Франция
Венгрия Люксембург Хорватия
Германия Мальта Чехия
Греция Нидерланды Швеция
Дания Польша Эстония
Ирландия Португалия
Испания Румыния

Также страны Евросоюза 2016 приняли в свой состав и Хорватию. Страны Евросоюза 2015 постоянно приобретают новых членов. Еще многие государства готовятся к вступлению в объединение, так что может страны Евросоюза еще в 2016 году увидят новые государства.

Те люди, которые имеют Шенгенскую визу, не обладают правом свободного посещения таких стран, как Кипр, Ирландия, Великобритания, Болгария.

Но также в это же самое время страны Шенгенского соглашения , а именно Норвегия, Исландия, Швейцария, не являясь членами Европейского союза, входят в состав Шенгенской зоны.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА. СПИСОК СТРАН ЕВРОСОЮЗА 2016.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Вас приветствует Руслан, и сегодня я расскажу вам какие страны входят в Евросоюз. Также мы рассмотрим историю его создания, тенденции развития, и что он означает в целом.

Я думаю это довольно интересная тема, ведь все мы интересуемся политикой, ездим отдыхать в разные страны, и довольно часто слышим о Евросоюзе по телевизору, в СМИ.

Государства, находящиеся в его составе независимы, имеют свой государственный язык, местные и центральные органы управления, но многое их и объединяет.

Они соответствуют определенным критериям, которые именуют «Копенгагентскими», главные из которых – демократия, защита прав и свобод человека, а также приверженность принципу свободной торговли при рыночной экономике.

Все важные решения в сфере политики страны-участники ЕС должны согласовывать. Существуют также общие органы управления – Европейский парламент, суд, Еврокомиссия, аудиторское сообщество, контролирующее бюджет Евросоюза, и общая валюта – евро.

В основном все страны, входящие в ЕС, также входят и в Шенгенскую зону, что означает беспрепятственное пересечение границ внутри Евросоюза.

С чего все началось?

Для того, чтобы детальнее разобраться, каковы тенденции развития ЕС и какие державы в него входят, обратимся к истории.

Первые предложения о подобной интеграции прозвучали еще на Парижской конференции в 1867 году, но из-за существовавших тогда больших противоречий между странами, эти идеи были надолго отложены, и только после Второй Мировой войны к ним вернулись.

В послевоенное время только объединенные усилия и ресурсы могли восстановить пострадавшие экономики государств.

В 1951 году в Париже, Франция, Германия, Люксенбург, Нидерланды, Бельгия и Италия подписали первый договор – ЕОУС, объединив тем самым природные запасы.

В 1957 году этими же государствами были подписаны договора об основании европейских сообществ ЕвроАтом и ЕЭС.

В 1960 году создали ассоциацию ЕАСТ.

В 1963 году был заложен фундамент взаимоотношений сообщества с Африкой в плане финансовой, технической и торговой сфер.

В 1964 году был создан единый аграрный рынок и организация ФЕОГА, поддерживающая аграрный сектор.

В 1968 году было окончено формирование Таможенного Союза, а в 1973 — в список стран ЕС вошли Великобритания, Дания и Ирландия.

В 1975 году между ЕС и 46 странами по всему миру была подписана Ло-Мейская конвенция о торговом сотрудничестве.

Затем, в 1981 году к Евросоюзу присоединилась Греция, а в 1986 – Испания и Португалия.

В 1990 году было принято Шенгенское соглашение, в 1992 – Подписан Маастрихтский договор.

Официально союз стали именовать «Евросоюзом» в 1993 году.

Швеция, Финляндия и Австрия присоединились к нему в 1995 году.

Безналичное евро ввели в 1999 году, а наличные расчеты по нему – в 2002.

Значительно расширился ЕС в 2004 году, после присоединения к нему Кипра, Мальты, Эстонии, Литвы, Латвии, Словении, Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Затем в 2007 году присоединились еще Румыния и Болгария, а в 2013 – Хорватия, которая стала 28 страной , вошедшей в ЕС.

Однако не все так гладко в развитии Евросоюза, как может показаться. В 1985 из ЕС вышла Гренландия, после того, как обрела независимость.

А совсем недавно, в 2016 году, 52 % населения Великобритании проголосовали на референдуме за выход из союза, в связи с чем в стране будут проведены досрочные парламентские выборы – 8 июня 2017 года, после которых в течении месяца начнутся конкретные переговоры о выходе Англии из состава Евросоюза.

Если вы посмотрите на карту Еврозоны, то заметите, что в нее также входят территории (в основном острова), не относящиеся к Европе, но находящиеся в составе стран-участниц ЕС.

Следует отметить, что сейчас сложилась неоднозначная обстановка в мире, многие страны союза по-разному смотрят на перспективы его развития, особенно после решения Англии.

Кто претендует на включение в ЕС?

Если державы, которые не входят в состав Европейского союза, желают войти в его список, то они должны соответствовать «Копенгагенским критериям». Они проходят специальную проверку, по результатам которой принимается решение о вхождении в состав ЕС.

На данный момент существует 5 официальных претендентов – Черногория, Македония, Турция, Сербия и Албания.

Потенциальным претендентом является Босния и Герцеговина.

Соглашение об ассоциациях ранее подписывались странами, территориально расположенными на других континентах – Египет, Иордания, Чили, Израиль, Мексика и другими – все они также являются претендентами.

Восточными партнерами Евросоюза являются Украина, Азербайджан, Беларусь, Армения, Молдова и Грузия.

Основные принципы экономической деятельности стран

Деятельность Евросоюза складывается из экономик стран, входящих в его состав, которые являются самостоятельными элементами в международной торговле.

Несомненным плюсом ЕС для граждан любой из его участниц, является то, что они имеют право жить и работать в любой стране на территории союза. Например, немцам намного проще переехать во Францию, чем нам с вами.

Самую большую часть дохода ЕС приносят Испания, Великобритания, Франция, Германия и Италия. К стратегическим ресурсам относят газ, нефть и уголь, по запасам которых Евросоюз занимает в мире 14 место, что, согласитесь, при учете его территории – не так много.

Большие доходы приносит Европейскому союзу туризм, которому способствуют единая валюта, отсутствие виз, и расширение торговых и партнерских отношений между государствами.

Сейчас строятся разные прогнозы по поводу того, сколько стран еще войдет в состав ЕС, но по мнению специалистов, к интеграции экономик присоединятся быстрее всего государства с других континентов.

Внимание! Проверка на внимательность:

  1. Сколько стран всего входит в ЕС?
  2. Какая страна выходит из ЕС?
  3. Какой страны входящей в состав евросоюза нет в списке ниже?

Напишите в комментариях.

Таким образом, мы рассмотрели с вами историю возникновения и развития Евросоюза, список стран-участниц, а также что предполагает вхождение в него и какие плюсы это дает.

На этом статья наша заканчивается.

Хочу пожелать вам удачного дня! До новых встреч!

С уважением, Руслан Мифтахов.