«Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит еще реже» (С.Довлатов) (ЕГЭ обществознание)

Http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Brahmi.png (не старше 300 ВС)
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_письменности,_хронология
http://www.trilinguis.com/assyrian/abc.htm (ассирийский алфавит)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Руническое_письмо (немало аналогов в надписи) и т.д.

Запись арабского библиографа ан-Надима (Эль-Недима) «Фихрист» около 987 г.
(см.: Зайцев, И. В. Неизвестный и более ранний вариант древнерусской докириллической надписи Ибн ан-Надима / И. В. Зайцев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2007. - N 2. - С. 112-115 ; Публикация докириллической древнерусской надписи из рукописи 11 в. "Фихрист" Ибн ан-Надима. И др.)

Много слов – не всегда истина

Исследователи Росомаха и Светлояръ (меня, правда, всегда настораживают «учёные под псевдонимами») опубликовали любопытные, далековатые от науки, версии «Cемь слов надписи ан-Надима.Палеолингвистическое исследование» и «Приволжский диск». Палеолингвистическое исследование». Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии Том 3, № 12 2010 декабрь.

Ан-Надим в надписи (см.:выше) сообщал «Русские письмена.
Некто, чьим словам я могу доверять, рассказывал мне, что один из царей
горы Кабк (то есть Кавказа) послал его к царю Русских; и это послужило ему
поводом для замечания, что Русские всё же должны были иметь письмо,
которое, должно быть, вырезалось на дереве. При этом он извлёк
небольшой кусочек белого дерева, который передал мне. На нём были
вырезаны письменные знаки. Я не знаю, представляли ли они слова или
отдельные буквы. Вот их изображение...» (верхние варианты на картинке)»

Здесь бы авторам ухватиться за "небольшой кусочек белого дерева" с русскими письменами. Всё польза для истоков "Велесовой книги". Но они увлеклись игрой в расшифровку нескольких незнакомых знаков, да ещё предполагающих чтение справа налево.

После многостраничных упражнений авторы свели надпись к трактовке с помощью брахми и перевели «(Эти двое) даны (:) тройная упряжь(и) небольшая повозка (,.) оба (.)» (это слева или справа начинать?!)
Санкрит, письмо брахми.
Ранее уже известны переводы
1. «Русси луд словен (е)» (Siogren, von. Ueber das Werk Finn Magnusens
Runamo og Runerne. S.-Petersburg, 1848).
2. «Стосвъ» (Гедеонов С. Варяги и Русь. Историческое исследование. СПб.,
1976. С. CIX).
3. «Князь просит разрешения трём своим купцам свободно торговать в
городе» или «Город вследствие просьбы князя купца разрешает трём его
купцам свободную продажу привезённого на ладье товара» (попытка В.И.
Таланкина. Цит. по: Серяков М.Л. Русская дохристианская письменность.
СПб., 1997. С. 36 (со ссылкой на Древности. М., 1914. Т. XXIII. Вып. 2. С. 447)).
4. «Да и у да ча те ра-тха на бха = Дай удачи те ратный бог» (Серяков М.Л.
Русская дохристианская письменность. С. 35-37).

Любая краткая надпись подобного типа может иметь ещё десятки других вариантов перевода, так как при передаче «русского письма» - к примеру, не исключена вероятность, - ан-Надим в той или иной степени случайно отчасти использовал и арабское. Да и о приведённых нескольких знаках «русского письма» (остальные-то десятки знаков неизвестны) можно вечно спорить.

Если смотреть слева направо, первый знак надписи тяготеет к арабским обозначениям – г, х, дж. ; три похожих знака - 1 (единицы); пятый знак – х и дж в середине слова; и т.д.
; http://ru.wikipedia.org/wiki/Арабица. (и варианты) Это отчасти и оправдывает перевод С. Гедеонова.

По второму сюжету авторы сообщили, что весной 2006 года в Нижегородской области на левом берегу реки Волга неподалеку от села Красное местным жителем был случайно найден диск из свинцово-оловянного сплава. Диск покрыт руническими надписями и включает в себя надпись на арабском языке.
Находка была приобретена специалистами АФН.
Она представляет собой диск – диаметром 47 миллиметров и толщиной
около трёх миллиметров. На лицевой стороне в неправильном овале
изображена пятистрочная арабская надпись в двойном линейном
орнаменте и с круговой «рунической» надписью из двадцати двух руно-
буквенных символов.
Реверс диска разделен на тридцать неправильной формы геометрических
фигур, в центре каждой из которых находится руно-буквенный символ.
Специалистами АФН, впервые вводящими „приволжский диск” в научный
и культурный обиход, артефакт идентифицируется как род «пайцзы» http://ru.wikipedia.org/wiki/Пайцза
или охранной грамоты, выдаваемой лицу, совершающему путешествие с
дипломатическими, торговыми или военными целями.
Аналогий, кроме „фестского диска” и этрусской свинцовой пластины 6 века
до н.э., а также щитка перстня из Мавро-Спелео в Кносе, не выявлено.
Данная находка на территории России является уникальной и нуждается в
длительном и авторитетном научном исследовании.
http://www.organizmica.org/archive/311/pd.shtml
Так как далее АФН исследование не продолжила, авторы решили дать свою версию.
Тем более, 29 августа 2010 года на форуме, посвящённом исламской
нумизматике (http://rasmircoins.ucoz.ru/forum/15-4808-1) пользователем
«HmulKara» были выложены в свободном доступе достаточно качественные
фотографии «Приволжского диска», которые мы ниже и воспроизводим, и
которые положены в основу данного исследования. Поскольку никто из
участников нумизматического форума так и не смог предложить
объяснения ни для одного символа, всё же сделаем попытку узнать, что
представляют собой достаточно сложные надписи на диске. А также нам
предстоит ответить на вопрос: имеют ли надписи на диске отношение к
арабскому языку (письменности) и рунам?

У них же вновь в дело пошло бездоказательное брахми.
При этом постулизирована версия
«основные надписи «Приволжского диска»
выполнены письменными знаками, совпадающими с ранним «брахми»,
который датируется примерно 300 г. до н.э. - 100 г. н.э. (Sharma, 2002). Это
даёт условную верхнюю границу датировки этого артефакта примерно 300
годом до н.э., а также является основанием для предположения, что язык
надписей должен быть либо очень близким классическому Санскриту,
либо, при условии более древней датировки, Ведическому или Эпическому
Санскриту. Помимо письменных знаков раннего._/_0_на диске имеются
также письменные знаки, восходящие, по нашему мнению, к
финикийскому письму, датируемому примерно 1200-1000 годом до н.э., а
также один письменный знак, встречающийся только в датируемой
примерно 860 годом до н.э. надписи царя Меша на Моавитском камне. Это
даёт нам условную нижнюю границу датировки «Приволжского диска»
примерно 1000 годом до н.э.»

Любая версия ныне в науке возможна. Вопрос, как она доказана.
Археологический комплекс (датировка, набор предметов), из которого «амулет» (?).
Время и месторождение данного металла (сплава? первые брахми на бронзе http://ru.wikipedia.org/wiki/Брахми). Здесь без комплекса экспертиз не обойтись.
Да затем и консультаций очень опытных лингвистов.

Для удобства записи авторы использовали письмо, подобно тому, как уже делали при дешифровке надписи ан-Надима (Росомаха, Светлояръ, 2010). Вновь очень произвольное допущение.
К сожалению, общего свода слов в смысловые надписи в работе нет. Но есть выводы.
«При условии верности предложенных дешифровок надписи ан-Надима и
«Приволжского диска» наше палео-лингвистическое исследование
позволяет сделать следующие умозаключения:
(1) Общность языка и письменности «Приволжского диска» и надписи ан-
Надима, отстоящих по времени друг от друга на, возможно, тысячу или
даже больше лет (=====никак не доказано: П.З.) может являться прямым указанием на то, что в дохристианской Руси могла существовать непрерывная традиция,
связывающая русских людей непосредственно с ведическими ариями (===== а если и с другими народами?! П.З.).
(2) Высокоразвитый язык, а также и высокоразвитая система письма были
несколько тысяч лет назад достоянием всего общества в целом, от мала до
велика, проживавшего на территории современной России и являющегося
непосредственным предком Русского этноса (===== не доказано, где массив доказательных памятников?! П.З.).
(3) Прото-боахми, давший впоследствии тот ранний брахми, которым
выполнены надписи царя Ашоки (7) в Индии http://ru.wikipedia.org/wiki/Брахми, датируемые примерно 300 годом до н.э., мог быть также одним из видов письма, использующихся на Руси задолго до распространения кириллицы.(==== а мог и не быть. Где доказательства: П.З.)
(4) Присутствие знаков палеосемитского письма непосредственно рядом с
письменными знаками брахми требует объяснения и может удревнить
«Приволжский диск» вплоть до 1000 года до н.э. При этом одним из
последствий будет и соответствующее удревнение датировки самого
письма брахми (=========== овладейте хотя бы http://liberea.gerodot.ru/books/friedrich.htm: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гупта_(письмо) и т.д.)
(5) Содержание «Приволжского диска» позволяет нам предположить, что он
мог бы быть чем-то вроде личного жетона или знака отличия воина (или
военачальника), на котором могло стоять его звание, могло быть
перечислено вооружение, находящееся в его подчинении, могла быть
отмечена и другая соответствующая информация (===== где свод надписей, с учётом слева направо, у вас?! П.З.).
(6) Учитывая, что датировка событий, описанных в Махабхарате
колеблется, по разным астрологическим и историческим источникам,
примерно между 3000 и 1000 годами до н.э., то, принимая гипотезу о более
древнем происхождении брахми, владелец «Приволжского диска» вполне
мог бы оказаться непосредственным участником трагических событий,
описанных в этом эпосе. (====== это в духе построений ДНК-генеалогии, тысяча лет туда и тысяча лет сюда – в истории не расстояния: П.З.)

Вывод. Перед нами любопытные фантазии «некоторых язычников» (как они себя позиционируют), но «научная» (реально антинаучная) – фигня, достойная Академии ДНК-генеалогии.

Раннехристианские амулеты Амулеты от времён Сунгири
http://i021.radikal.ru/0809/5f/93fe87ff6481.gif
http://images.yandex.ru/yandsearch?text t=simage
средневековые монеты и т.д.
Арабские монеты
http://rasmircoins.ucoz.ru/publ/1-1-0-6
http://content.foto.mail.ru/inbox/jocosityland/61/i-203.jpg
http://www.klad.hobby.ru/
http://www.hordecoins.folgat.net/S_galGH_bulgar_01.htm
http://www.hordecoins.folgat.net/S_galGH_gulistan_01.htm
http://www.hordecoins.folgat.net/S_galGH_saray_06.5.htm
http://www.museum.com.ua/expo/orda_ru.html

Http://www.numizm.ru/html/d/dirhem.html монеты Тохаристана диаметром 38 - 45 мм
http://www.runitsa.ru/userfiles/1932/image/389/5.png
http://www.runitsa.ru/publications/publication_389.php

Кстати, участники форуму (===== жду, хотя бы здесь зацепятся: П.З.), с которого авторы позаимствовали иллюстрацию, высказали немало полезных версий.

"Думаю это магический предмет.

Там просто отдельные знаки, буквы которые на читаются линейно, а расшифровываются посвящённым. Примерно так.

Есть ли уверенность, что это изделие не продукт кружка "Умелые руки" 2005/2006 гг. от Р.Х.? В любом случае вешь к нумизматике Востока отношения не имеет.
Никто не мешает нам сегодня быть умнее, чем мы были вчера
.

Ну, я не karahanvin, но думаю, это не современное творчество. Хотя, о подобных вещах, судить по картинке весьма сложно. Некоторые знаки имитирую арабские буквы, некоторые - больше напомниают руны?
Возможно, сюдя зайдет посвященный высшей степени:-) :-) и разгадает нам тайное значение сего предмета (амулета?)

По предмету топикстатера не буду с Вами, господа,
спорить, но знаю точно - богата земля восточнославянская талантами и ныне, в 21 веке.
Они и руны вам напишут и арабские буквы нарисуют....

Нет. Это не самоделка.
Предмет найден археологами.
Датировка примерно 8 - 10 вв.
Но она может быть и ошибочной, поскольку нет аналогий.
С другой стороны, на мой взгляд, здесь есть некоторые схожести с доарабскими дирхемами.

Статус: Отсутствует Такие вещи не переводятся. Заклинания идентифицируются по аналогии, опираясь на книги колдунов, если таковые есть.
Я могу предвидеть, но не могу предсказать...
То есть есть первое предположение, что "бляха", например, могла быть собственностью колдуна или волхва.
Так? А языки? Руны? Арабские письмена?

Давайте по порядку разберёмся в сути проблемы.
На Ваши вопросы, изложенные в предыдущем посте, здесь никто не ответит, потому что:
1. диск - ? Я бы сказал - "подвеска".
2. найден в приволжском районе - ? Ну откуда ж мы знаем? Это Вы нам скажите, где он найден! Область, район, памятник, комплекс, фамилию автора раскопок (разведок), основания для датировки 8-10 вв.
3. свинцовый сплав - ? Кто же Вам скажет по фотографии, причём такого плохого качества? Кстати, и разрешение слишком маленькое - ничего не видно. Сделайте спектральный анализ, желательно неразрушающий. Возможно, за него придётся заплатить. За 1000 лет свинцовый предмет должен был взяться сильной патиной - она есть? (Это к вопросу о подлинности).
Я бы (если сомнений в подлинности у Вас нет) видел в знаках руническую письменность - если не енисейско-орхонскую, то кубанско-донскую. А её, как известно, не читают (многочисленные заявления "новых историков" не в счёт).
Хотите этим заняться? Труды С.Г. Кляшторного, Л.Р. и И.Л. Кысласовых Вам в помощь!
На этом сайте никто Вам не поможет, т.к. здешние люди просто читают исламские надписи - разных алфавитов и эпох, преимущественно на монетах, но и на предметах (в другой ветке, на что Вам и указывали). А этих букв на предмете, по-моему, нет. Увы.
Ну и напоследок - оскорблять Вас я не собирался. Более того, уважаю Вашу настойчивость и целеустремлённость!

Не берусь что либо однозначно утверждать, но на медальоне арабографические элементы без сомнения присутствуют. Это указывает на то, что арабский язык и мусульманская идеология к моменту изготовления медальона были настолько родными, что перестали удовлетворять и захотелось простой народной магии. Так, что датировка 8-10 вв. по-моему очень и очень маловероятна. Тарелочка для информации века 18 , крымские татары. Встречал подобные вещи с такой же датировкой, вот тут думаю и можно поработать. Таково моё мнение.
Ну и Хмулькара, через недельку поясните плиз о каких доарабских дирхемах Вы упомянули, может это поможет делу.

Согласен с karahanvin- не вижу тут никаких рун, а вижу искаженные арабские буквы и цыфры- а вот намеренно они искажены или от незнания арабского- сказать сложно. Четко видно несколько раз слово =хан=
2\\ сомневаюсь в сплаве. Для более ранних периодов скорее можно ожидать какого нибудь оловянистого или чисто бронзового состава, чем свинцового- какой вес и толщина предмета? Если он действительно свинцовый- то наверное действительно поздний предмет.не раньше 18 -го
3\\ оборотка разбита на сектора с соответствующим распределением элементом, что теоретически могло бы использоваться в магических ритуалах, однако- несколько элементов расположены на линиях, причем создается впечатление, что сначала наносили надпись, а потом уже разбивали на сектора. Вывод- если это и магический предмет, то очень неудачно изготовленный- то есть- народное творчество, или весьма слабого "мага"

На медальоне арабографические элементы без сомнения присутствуют

Согласен. Но их могли и скопировать с какой-нибудь монеты/изделия, пришедших из арабских краёв. Арабская вязь выглядит загадочно...
Могли имитировать надпись с бумажного носителя из-за чего появились искажения.

Монета это маловероятно. Пару-тройку месяцев тому назад на Форуме была подобная разлинованная вещь только подквадратной формы и мы все согласились с тем, что это магический амулет.

Конечно, это не копия текста с монеты.
Я имел в виду то, что автор изделия мог по памяти, видя когда-то ранее какие-либо вещи с арабскими письменами, добавить "странные" завитушки на этот амулет.
Ведь у нас нет единого мнения относительно того, что являются ли все эти буквы арабскими, или же здесь наряду с арабской вязью присутствуют руны?

Вижу искаженные арабские буквы и цыфры
Не потому ли, что обитатели здешнего сайта изначально ожидают увидеть арабские буквы и цифры? И если не находят их в класическом виде, ищут в искаженном.
Про свинцовые вещи, а также свинцовисто-оловянистые сплавы - были они в раннем средневековье (говорю про то, что видел в своем родном салтове). Их не очень много находят по причине не всегда хорошей сохранности - хуже бронзы и, конечно, драгметаллов.
Когда я писал о рунах, смотрел на "лесенку" в круговой легенде первой фотки (на 10 часов)... Но это, конечно, ни о чем не свидетельствует. Форма-то предмета, безусловно, монетоподобная. И надписи "монетоподобные".

Когда я писал о рунах, смотрел на "лесенку" в круговой легенде первой фотки (на 10 часов)...

Вот, вот. Я то же обратил внимание на этот символ, что и заставило меня, в первую очередь, поставить под сомнение арабскую природу всех набитых символов. Не могу представить, что же было искажено из арабской вязи, чтобы получить такое.
Но это не единственный пример. Если внимательно присмотреться к другим элементам, то мы найдём ещё много экземпляров, для которых будет весьма затруднительно подобрать арабский оригинал.

Монетоподобные надписи только на первом фото. Да и монетоподобными я бы их то же назвал с трудом. Очевидно, что символы на нижнем фото не имеют к нумизматике никакого отношения.

Я тоже в данном случае не вижу прямого копирования. хотя подобное искажение наталкивает на куфический характер оригинала. В то же время я не вижу НИ ОДНОЙ правильно выписанной =руны= это достаточно странно, если надпись руническая. Если же говорить о лесенке и целой группе знаков на оборотке, то там есть прямые совпадения с элементами или целыми символами из китайского, японского и корейского- но я понимаю что это просто случайность и НЕ утверждаю на этой основе, что мы имеем амулет "китайского шамана"

Давайте дружно попросим топикстартера (если он ещё заходит сюда после гостеприимного приёма), чтобы он разместил сканы предмета лучшего качества. И написал про материал, сопутствующий находке: была ли какая-нибудь керамика или металл?
Я тоже склоняюсь к куфическому прототипу ("надписи" в поле и по кругу, причём круговые - в один ряд, а не в два). Но я же почти не видел других монет! Так что опять-таки: что ожидаем, то и видим.

Спасибо всем, кто хотя бы постарался разобраться с диском.
Вы правы, нужны подробные фрагментарные фотографии, я их скоро сделаю и выложу дополнительно.
Сейчас немного уточню те скудные данные о находке, которые у меня имеются:
- найдена в Нижегородской области на левом берегу реки Волга неподалеку от села Красное местным жителем,
- диаметр 47 миллиметров и толщина около трёх миллиметров,
- свинцово-оловянный сплав.

На мой взгляд, исламскими выглядят знаки, размещённые на первой (по порядку публикации) стороне.
Возможно, прав Шейх, и мы видим здесь искажённые арабские буквы.
Возможно, прав Нострадамус, и мы видим на диске копии арабских букв. Но в этом случае их можно прочесть?

Прочесть собственно что? Набор букв? Он не будет иметь никакого смысла, так как это не словосочетания и не предложения. Повторюсь ещё раз - что это просто бессмысленный набор букв, а точнее говоря символов, часть из которых ПОХОЖА на арабскую вязь, по крайней мере на нижней фото.

Не представляю каким образом.
Единственное чем тут можно помочь - найти аналог рисунка вашего медальона в какой-нибудь колдовской книге с соответствующими комментариями, для чего это заклинание использовалось.

Прочесть - узнать - идентифицировать - хотя бы отдельные буквы или знаки.
Каждый из них может натолкнуть на новую мысль.

Насчёт подделки: я не знаю. Смысл подделывать такую вещь с таким набором символов?
Просто, как украшение?

Вот у нас есть новая версия: может, это пропуск? С одной стороны руны (Средняя Азия), а с другой ранние арабские или персидские знаки.

Есть такая аксиома - спрос рождает предложение Спрос на всякие "таинственные" и "магические "штучки, особенно если они старинные и с непонятными надписями, наверняка существует

PS. Рун в средней азии не существовало. До арабского, были согдийский и хорезмийский алфавиты.

Вторая строчка сверху на нижнем фото: четвёртая секция слева - "Х";
В строчке посередине: вторая секция слева - "Айн" или 4, третья секция слева - "Т"?;
Строчка под ней: вторая секция слева - "Шам", третья секция слева - "аль";
Самая нижняя строчка: третья секция слева - "Халя".

С моей точки зрения, это всё, что можно на этом фото более или менее отнести к вязи. Я не берусь утверждать, что переводимые мною буквы на самом деле вязь, а не похожие символы. А если это всё таки вязь, то опять же не берусь утверждать, что подобрал я им правильные эквиваленты.

Если мне не изменяет память, то "Шам" - одно из названий Сирии, но в данном случае наверняка это просто совпадение.

Это может быть что угодно. Если бы это был пропуск, то там были бы реальные и более читаемые надписи и не было бы магической сетки.

Есть такая аксиома. Но, ка вы понимаете, она родилась на массиве фактов.
В этом случае спрос должен идти на вещь, которую легко идентифицировать, чтобы установить её рыночную цену и возможность сбыта.
Так? Так.
Но если бы с этим диском было всё так, то мы бы без труда нашли бы аналоги.
Но их нет...

Мне стало так, как если бы я был зарыт глубоко под землёй, и наконец-то надо мной послышались голоса.
Это хоть что-то.
Спасибо большое.
Продолжим...

Если это так, и совместить эти данные с данными о магии, то, может, халдеи баловались?
Они же, типа, астрологи и астрономы были.
И жили тут же (близ Сирии).

Поподробнее с этого места, пожалуйста...

Не хотел влезать в эту неоднозначную тему, но, видимо, придется несколько отвлечь автора темы и предоставить ему новое поле деятельности:-)

Издавна известны т.н. Магические квадраты. На ЗЕНО тоже много подобных амулетов, испещренных цифрами и буквами. Им приписывались магические свойства. Как-то ко мне попал подобный амулет и мне удалось заметить некую закономерность в цифрах - если с ними производить незамысловатые арифметические действия, то получается одинаковый результат в разных направлениях сетки (кстати, цифры там были арабские), но это правило нарушалось там в 2 случаях, кажется... я тогда прошелся по ЗЕНО, подобным артефактам, попытался поэкспериментировать, но никаких особенных, свойственных всему предмету в целом, закономерностей не нашел:-(. Потом это дело мне просто надоело:-). Сочетание букв и цифр - еще более сложный код, т.к. буквы тоже могут нести арифметическую нагрузку (как и любую другую), и расшифровка усложняется. А если содержимое букв и цифр является кодом для того, чтобы его применить в магической книге, Коране или еще где-нибудь, то расшифровка становится очень проблематичной. Но теоретически уловить правило возможно, так что... успехов! :-)))
Сделал себе сайт - http://mbu.in.ua/

Уважаемый Vestik дал вам весьма интересную ссылку и комментарии. От себя добавлю, что сетка, изображённая на нижнем фото, очень-очень похожа на магический квадрат, используемый при создании амулетов. Поэтому многие пользователи указывали на магическую природу вашего предмета.

Магический квадрат - это квадрат, разлинованный на сектора, в каждом из которых прописывается число, ставится буква или сочетание букв. Он создаётся в процессе, представляющем собой комплекс различных магических процедур (типа сжечь волос на пламени свечи, воскурить благовония, зарезать курицу и т.п.). Буквы и цифры прописывают на основе определённого принципа, например арифметического, но не обязательно. Поэтому как их не верти, смысла в них никакого не будет. Это не зашифрованные заклинания или какие-либо молитвы.

Квадрат - простой классический вариант. Более сложные амулеты представляют собой целый комплекс геометрических фигур, а также картинок.

Не очень понятно - предмет найден местными жителями и передан археологам? Какая-то информация об обстоятельствах находки есть? Характер местности, глубина залегания (или не в земле?), сопутствующий материал? Датировка 8-10 веком на чем-то определенном основана?

По самому предмету соображения такие:
1) сама техника работы по металлу очень низкая. Если я прав, то скорее всего нет оснований искать место изготовления на Ближнем или Среднем Востоке (Турция, Сирия, Иран и т.д.) - это регионы с тысячелетними традициями ремесла, трудно представить, чтобы такой предмет (независимо от его предназначения) заказали неопытному мастеру.
2) аналогия с медной тарелкой и амулетами типа "магический квадрат" состоит только в том, что и там, и на Вашем предмете есть разлиновка - пересекающиеся линии, между которыми расположены символы. Обратите внимание - на медной тарелке нет сомнений, что это именно арабский алфавит, вполне читаемые слова и цифры. И техника изготовления намного выше. А эта штука выглядит как поддельная купюра в 100 долларов, нарисованная пятилетним ребенком шариковой ручкой на конфетной обертке. Даже подражания восточным монетам (куфическим или ордынским), которые делали в русских землях, обычно сделаны более качественно. По технике действительно напоминает рунические камни из Скандинавии или Карелии или тюркские руны - то, что упоминалось выше.
Я думаю, это действительно что-то вроде магического квадрата, но сделано это примерно там же, где и найдено, то есть в регионе (и в период) с низким уровнем ремесла. Вполне возможно, что это иммитация арабских букв или даже это "срисовано" с нормального, качественного образца.

Производство не обязательно разворачивать в промышленных масштабах. Можно поштучно выплавлять всё что угодно из радиаторных решёток и впаривать заезжим гостям.

Может ли быть так: булгары скопировали, как смогли, магический арабский квадрат, а по периметру пояснили или просто написали что-то рунами?

Но по рунам - они ведь достаточно чётко изображены.

Четко? Можете прочесть и перевести? Может это и руны, но надо сперва сравнить с уже известными руническими надписями (тюркскими или скандинавскими). Если найдутся аналогии или даже удастся предложить связное чтение - отлично! Если нет - тогда рановато говорить о том, что это читаемая руническая надпись.

Господа! читаю эту пургу, по другому назвать не могу, вторую неделю. обсуждение идет какого-то хлама, к нумизматике не имеющего никакого отношения. и к домонгольским, тем паче булгарским древностям, не имеющим никакого отношения. рукоблудие начала 20-го столетия. а может и совсем недавнее. вопрос выеденного яйца не стоит. Снесите ее к псам в другие разделы. а то заходишь в нумизматику исламскую и натыкаешься в верхней строке на этот бред! арабские буквы, булгарские руны....только утихает дискуссия, как HmulKara вам масла в огонь подливает, просто из пустого в порожнее периливание идет.

Это не древний артефакт! и не нумизматический памятник! а сайт, если мне зрение и память не изменяет, посвящен именно исламской нумизматике. здесь ему не место. Во всяком случае не в разделе Исламской нумизматики".
http://rasmircoins.ucoz.ru/forum/15-4808-3

Некоторые дополнения

И так. Мы пришли к пониманию, что Истина есть самое важное понятие на этой земле, без которого человечество сгинет во тьме. Истина - есть золотая середина, истина - есть равновесие, истина - есть ответ на любой вопрос, истина - есть Бог. А вот какое определение истине дают учёные мужи в ВекиПедии:

И́стина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

На лицо умышленное запудривание мозгов. И так во всём. Именно на таком языке псевдо-учёные учат наших детей. С какими знаниями дети выходят из школы? Такое не напишет даже шезофреник, это умышленное вредительство.

Но она не умерла в предсказанное время, потому что муж пошел к врачу выяснить это дело. Врач объяснил:

Врач сказал ему:

"Ваша жена была слишком толстая, и ее бесплодие было связано с этим. Я знал, что есть только одна вещь, которая может оторвать её от еды, это страх смерти. Таким образом, теперь она вылечена".

Да, вопрос знания - это очень опасный вопрос - по многим причинам, первая в том, что когда человек познает, он также познает запутанность жизни, сложность жизни. Когда человек познает, он познает таинственные способы функционирования жизни. Поэтому вопрос не в утверждении истины. Основной вопрос в том, как привести кого-либо к Истине. Иногда ложь полезна, потому что она помогает, иногда истину нельзя использовать, потому что она препятствует.

Все Великие Мастера - Будда, Иисус, Магомет - все они великие лжецы. Этому трудно поверить, но когда я говорю эта, я говорю с большой ответственностью. И я знаю, почему это так.

Основной вопрос не в том, чтобы рассказать вам Истину. Основной вопрос в том, как привести вас к Истине.

Кто-то спросил Будду: "Что есть Истина?" и Будда ответил: "То, что может быть использовано".

Это не определение истины, потому что как раз ложь может быть использована, но Будда прав. Если что-то поможет вам, это может быть фикция, но если она помогла вам и ведет вас к истине, она верна. И иногда все может быть как раз наоборот: иногда вы можете знать Истину, но это становится препятствием и вводит вас все больше и больше в смущение и темноту. Поэтому критерием должен быть окончательный исход, конечный результат должен быть критерием,

Вот что случилось однажды: суфийский Мастер почувствовал жажду. Он был окружен учениками и попросил маленького мальчика, который сидел и слушал его, пойти к колодцу. Он дал ему глиняный кувшин и сказал: "Будь осторожен: кувшин глиняный, но очень ценный. Это антикварное изделие, не урони его, не разбей". Затем он два или три раза сильно ударил мальчика по лицу и сказал: "Теперь иди".

Люди, которые сидели вокруг, не могли поверить своим глазам. Один мягкосердечный человек спросил: "Что ты делаешь? Это же абсурд. Мальчик не сделал ничего дурного. Он не уронил кувшин, не разбил его, он вообще ничего не сделал, а ты наказал его?"

Суфийский Мастер ответил: "Да, я это знаю. Но если бы он разбил кувшин, то какая польза была бы в наказании?"

Суфийский Мастер говорит, что в жизни не всегда бывает так, что следствие идет за причиной. В жизни иногда причина следует за следствием: иногда следствие предшествует причине. Жизнь сложна. Иногда сначала приходит будущее, а потом прошлое. Не всегда бывает так, что сначала приходит прошлое, а потом будущее

Жизнь не так проста, как вам кажется. Она трудна, сложна: прошлое и будущее встречаются в ней. То, что было, каким-то образом все еще есть. Как оно может исчезнуть? Все, что было, все еще есть. В этот самый момент все прошлое, не только человечества, но и всей вселенной - присутствует. Ваша мать, ваш отец, отец вашего отца и дедушка, и дедушка дедушки, и Адам и Ева, и они полностью в вас. В вас есть все прошлое и все будущее тоже. И все, что собирается произойти в мире, во вселенной, вы уже несете, как возможность.

Вопрос знания опасен. Когда человек познает, он познает эту сложность. И когда бы он ни делал что-либо, он должен принимать во внимание всю сложность - иначе он упустит, он не будет полезен.

Вот почему я говорю, что многие люди становятся Просветленными, но очень немногие - Мастерами. Потому что чтобы стать Просветленными, вы должны решить только ваши проблемы. Когда вы становитесь Просветленным, знание - это такой безбрежный океан, что руководить им и помогать другим становится очень и очень трудно. И иногда те люди, которые не знают опасности знания, могут думать, что они помогают. Они разрушают. Они могут думать, что они добры, но они жестоки, они могут думать, что они вытаскивают вас из затруднений, но они погружают вас все больше и больше в смятение. Это случалось много раз, иногда даже с просветлёнными людьми. Безбрежность такова, сложность так глубока, но когда вы говорите кому-либо что-то, это становится простым. Вы вынуждены принизить это, уменьшить просто до феномена. Многое из этого утеряно, и тогда это не может помочь.

Например: Кришнамурти. Он - Просветленный. Если кто-нибудь когда-нибудь был Просветленным, то он Просветленный. Но все так сложно, а он уменьшил Целое до такой простой формулы, что тайна упущена. Он выглядит логиком, он говорит как рационалист - и тайна потеряна. Он повторял особенные формулы, и они никому не помогли. Многие введены ими в заблуждение. Но это никому не помогло, потому что у него есть постоянное отношение, а жизнь не постоянна. Это верно: человек иногда достигает Истины без помощи какого-либо Мастера. Обратное тоже верно: иногда человек достигает Истины при помощи многих Мастеров, не только одного. Это верно, что вы можете вырасти в одиночестве, обратное тоже верно: что вы можете вырасти в коммуне, в школе, в семье искателей. Это верно, что человек может достичь финала без каких-либо методов, обратное тоже верно.

С людьми, которые имеют очень логическое отношение к жизни, это становится трудно. Они делят жизнь на ДА и НЕТ. Они говорят: "Либо говори Да, либо НЕТ".

Вы, может быть, слышали имя западного мыслителя де БОНО. Он имел нечто прекрасное, чтобы сказать людям. Он придумал новое слово - это слово "ПО". Вы не найдете его ни в каком словаре, потому что это новое слово. Он сказал, что есть ситуация, когда если вы скажете "да", вы будете неправы, и если вы скажете "нет", вы снова будете неправы. Есть ситуации, в которых вам нужно быть как раз посередине - тогда скажите "по". Это слово, которое не означает "да", не означает "нет", или означает то или другое. Либо выше ДА или НЕТ, либо ниже ДА или НЕТ, но неразделимо - ПО = ДА + НЕТ.

Есть такие ситуации: если кто-то задает особый вопрос, который глубоко вас касается, если кто-то спрашивает: "думаешь ли ты, что ты любишь меня?" Это будет трудно, потому что вы никогда не уверены на 100 % любите вы или нет. Если вы говорите "да", вы произносите ложное утверждение, потому что кто может сказать "да"? Только тот, кто целен, может сказать "да", со всей цельностью своего существа за этим. Как вы можете сказать "да"? Когда вы говорите "да", часть вас все еще говорит "нет".

Подождите, не решайте. Это затруднительно, часть вашего ума говорит: "Я не знаю, люблю я или нет", Если вы скажете "нет", это тоже будет неверно, потому что часть вас говорит "да". А вы всегда разделены, вы не тотальны. Слово ПО, изобретенное де Боно удобно: когда кто-нибудь спрашивает вас снова: "Любишь ли меня? - говорите "по". Это означает и "да" и "нет". Некоторая часть меня любит тебя, а некоторая не любит".

Мулла Насреддин попал в суд. Против него было дело, так как его жена сообщила в суд, что он ее бил. Если бы судья спросил: "Бьешь ли ты свою жену?" Насреддин мог бы сказать "да" или "нет" в зависимости от ситуации. Но судья спросил: "Мулла Насреддин, ты уже перестал бить свою жену?" Если бы он сказал "да", то это означало бы, что раньше он бил её. Если бы он сказал "нет", это значит, что он её все еще бьет.

Тогда Мулла Насреддин побежал ко мне после того, как он попросил судью: "Дайте мне немного времени. Завтра я отвечу".

Когда он пришел ко мне, я сказал ему: "Ты скажи "по".

А он спросил: "Что это за "по"?"

Я ответил: "Это уже проблема судьи. Позволь ему решать, что такое "по". Ты просто скажи это".

Весь человеческий язык разделен на "да" и "нет", на черное и белое, но жизнь - серая. Это слово "по" означает, что жизнь серая: на одном краю она становится черной, а на другом - белой. Но именно между ними двумя существует серое.

Два несчастья пали на западный ум: одно из них - Аристотель, потому что он дал вам логическое отношение к жизни, которое фальшиво. Он дает вам либо "да", либо "нет" и говорит: "Оба не могут одновременно быть истинами". А они ВСЕГДА вместе, всегда верны вместе". Одно не может быть верно без другого, ведь в жизни есть оба: день и ночь, лето и зима. Бог и Дьявол. Жизнь совместна, неделима. Когда человек приходит к осознанию этой неделимости, становится очень и очень трудно - что говорить и чего не говорить. Что бы он ни сказал, будет ложно, потому что язык позволяет сказать только "да" или "нет".

Второе несчастье, которое пало на Западный ум - это распятие Христа. Из-за этого распятия весь западный разум помутился. Сначала Аристотель разделил жизнь надвое, а потом распятие Иисуса разделило сердце надвое. Если вы христианин, то вы попадете в рай, а если нет - то в Ад. Если вы христианин, только тогда вы человек, а если не христианин, то тогда вы никому не нужны. Вас можно запросто убить. Об этом не надо даже дважды вспоминать.

Распятие разделило сердце, эмоциональную часть человека. И христианство совершило так много насилия - ни одна религия не совершила - и это из-за распятия. Евреев убивали непрерывно на протяжении двух тысяч лет. И христианство стало крестовым походом, войной против нехристиан, язычников.

Любовь поделена, сердце разделено, ум разделен - весь Запад стал шизофреником, расщепленной личностью. А все усилие Суфизма направлено на то, как сделать вас единым, так, чтобы все ваши разделения исчезли, так, чтобы ваше сердце стало единым, одним целым, ум стал един, единое целое. И не только это: ваш ум и сердце должны стать единым целым. Тогда вы достигнете того, что реально.

Но как сейчас помочь вам двигаться к реальному? Нужны приемы, потому что одни только разговоры об истине не помогут. Это никогда не помогало. Скорее, это препятствие. Это становилось писанием, традицией, а традиция - это предательство.

Истина не может быть сказана вам непосредственно. Что-то должно быть сделано для вас так, чтобы вы продвигались мало-помалу по направлению к Истине. Знание должно быть превращено в самый окольный путь. Оно не может быть прямым. Оно должно вырасти мало-помалу внутри вас через ситуации. И, конечно, из-за того, что вы фальшивы, только фальшивые ситуации будут полезны. Настоящие ситуации не помогут. Вы есть фальшь, вы понимаете язык фальши и постоянно необходима фальшивая ситуация вокруг вас, чтобы заставить вас двигаться к особому окну, через которое вы можете увидеть небо.

Например, вы живете в закрытом доме, вы никогда не были снаружи, вы никогда не видели солнце, никогда не слышали птиц, никогда не чувствовали ветра, проносящегося сквозь деревья. Вы никогда не были снаружи, никогда не видели цветов, дождя. Вы живете в закрытом доме, совсем закрытом, даже окно не открыто. Тогда я прихожу к вам, и я хочу, чтобы вы вышли наружу и пели вместе с птицами, и танцевали с ветром, как цветы раскрывались и раскрывались, раскрывались бесконечному. И как рассказать вам о мире, который снаружи? Нет языка. Если я рассказываю о цветах, вы не поймете, "Цветы?" - скажете вы, - что ты имеешь ввиду под цветами? Сперва докажи, что они существуют". Как можно доказать это, если вы не познали? И чтобы ни было сделано, чтобы доказать, вы опровергнете это, вы будете аргументировать всегда. Люди, которые живут в закрытом мире, всегда аргументированы - всегда. Чем больше закрыт ум, тем более он аргументирован, потому что он не знает ничего, что выходит за пределы аргументов, и логики, и причинности. Он ограничен. Вы жили в темноте - как рассказать вам о свете и солнечном сиянии, о солнечных лучах?

И вы не одиноки в своей темноте. Многие существуют с вами в темноте. Я там в одиночестве рассказываю о цветах и свете, и внешнем мире, и открытом небе. И не только вы, но и все большинство будет смеяться - я сойду с ума. "Что ты говоришь? Ты, должно быть, грезишь, - скажете вы мне, - это твоя фантазия, скажете вы мне, - этого не существует. Никакого внешнего мира. Этот мир - единственный, нет другого мира. О чем ты говоришь?"

А некоторые из вас подумают, что у меня есть какой-то план, какая-то конспирация, чтобы вывести вас и ограбить - "Потому что нет никакого внешнего мира! И зачем этот человек пытается доказать, что есть какой-то внешний мир? У него, видимо, есть за этим какое-то выгодное намерение. Не обманывайтесь этим человеком!" Вот так вы вели себя с Иисусом, Магометом Махавирой, вот так вы вели себя с людьми, которые приносили вам хорошие вести из другого мира, которые были для вас посланниками чего-то неизвестного. Большинство с вами, вы можете голосовать, вы можете решать, что верно, а что нет.

Трудность вот в чем: на каком языке говорить с вами, какие притчи, какие символы использовать? Что бы ни было сказано, будет неправильно понято, потому что нечто может быть понято только тогда, когда есть опыт, основной опыт. Даже если вы коротко взглянули на внешний мир, даже однажды, даже если из замочной скважины вы посмотрите, посмотрели, тогда есть возможность. Контакт, общение возможны. Но вы вообще не смотрели. Вы даже не видели во сне. Вы даже не представляете себе, даже в фантазии внешнее не вошло в вас. Вы совершенно закрыты. Что делать?

Я должен буду использовать некоторый способ. Способ никогда ни верен, ни ложен. Это ПО - способ - вы не можете сказать ДА, вы не можете сказать НЕТ. Я должен буду использовать язык и ситуацию. И я буду должен говорить вам, используя ваши понятия, вашими терминами. Бесполезно говорить о цветах - вы их не знаете. Бесполезно говорить о небе - вы его не знаете. Вы полностью забыли, что у вас есть крылья.

Некоторый способ. Например, я создаю в вас панику: "Этот дом собирается рухнуть! Вы ходи из него как можно скорее! Время истекает. Этот дом скоро рухнет!" Это то, что делал Иисус. Он говорил: "Весь этот мир идет к разрушению. Время истекает. Близится конец - Судный день". Он до сих пор еще не наступил. И Иисус говорил своим ученикам: "Раньше, чем вы умрете, придет Судный день. Так измените себя, поменяйтесь - раскайтесь! Потому что время близко, и дом скоро рухнет. Он уже ж загорелся! Разве вы не видите?" Что он говорил?

Вы не можете понять язык свободы, но вы можете понять язык страха. Свободу нельзя рассказать вам, но страх - можно, вы можете понять. Вы не можете понять ЖИЗНЬ. Поэтому он говорил, что судный день близится. И Иисус говорил: "Есть только одна жизнь. Однажды потерянная, она потеряна навсегда". Вот почему Иисус никогда не использовал индийскую теорию о превращении.

Все три религии родились на Западе - европейская, магометанская - они никогда не использовали индийский способ. Все религии рожденные на Востоке - буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм - все они использовали теорию перевоплощения. Ситуации различны, я расскажу, почему эта теория была использована. И когда люди приходят ко мне и спрашивают меня: "Перевоплощение - это верная теория?" Я отвечаю: "ПО". Это не истина и не ложь. Это способ, чтобы помочь людям. Попытайтесь понять. И оба способа приводят вас к одной и той же точке, оба способа приводят вас к одному состоянию ума, поэтому они оба верны, так как они помогают. Верны в значении Будды,

Иисус говорит: "Это единственная жизнь", чтобы создать страх, лихорадку. Потому что, если он скажет, что жизней много, то вы расслабитесь, вы скажете: "Тогда некуда спешить". Этот дом не рушится в моей жизни, и будут еще другие жизни, так, зачем же торопиться? Вы можете отложить. "А если есть много жизней, это значит много миллионов возможностей, тогда зачем находиться в такой спешке? Почему бы не наслаждаться этим домом и этой темнотой еще немножко? Когда-нибудь мы сможем выйти". Дом будет, мы будем здесь, дверь будет, внешнее не будет потеряно. Вы можете откладывать.

Иисус отбрасывает откладывание, он говорит: "Есть только одна жизнь, только эта жизнь. И эта жизнь постоянно вытекает и из ваших рук, из ваших пальцев. Каждый момент вы все больше и больше мертвы. И скоро в этой жизни, до того, как вы умрете, будет Судный день. И все ваши грехи будут осуждены, и вы будете наказаны. А те, кто со мной, будут спасены!" Что он говорит?

Он говорит: "Идите со мной. Будьте со мной". Он старается вывести вас из вашего дома. Он будет выходить, и если вы верите ему, и если вы стали очень сильно бояться… а он создал почти невроз, страх, трепет. В этом страхе люди следовали за ним.

Раз уж вы последовали за Иисусом, вы вышли, вы знаете, что это был трюк. Вас провели. Нет, тогда вы уже не сердитесь: вы благодарны, потому что это был единственный путь. И вы были так фальшивы, что даже Иисус должен был использовать ложь, чтобы вывести вас. Но раз вы уже вышли, вы уже забыли о Судном дне и Боге, и Царстве, и вы забыли о смерти и страхе. Раз вы вышли в мир, открытый мир неба, и ветра, и солнечного света, вы празднуете, вы наслаждаетесь, вы чувствуете благодарность на веки веков по отношению к Иисусу, потому что он был сострадателен, так сострадателен, что даже использовал ложь, чтобы вывести вас.

В Индии мы используем другой способ по некоторым причинам.

Индия очень и очень стара, самая древняя страна в мире. Она существует тысячи лет. Запад очень молод, Восток очень стар. А когда вы говорите старому человеку, вы должны говорить одним образом, когда вы говорите молодому человеку, вы должны говорить другим образом, потому что их отношения полностью различны. Молодой человек всегда смотрит в будущее, старик всегда смотрит в прошлое, потому что для него нет будущего. Смерть… и тогда нет будущего. Старый человек смотрит в прошлое, только прошлое существует для него.

По мере того, как вы стареете, прошлое увеличивается все больше и больше, а будущее становится все меньше и меньше. Для ребенка нет прошлого - только будущее. Если вы говорите с ребенком, вы должны быть ориентированы на будущее. Вот почему Христос говорит о пришествии Царствия Божьего, о вечной жизни - о будущем. В Индии это совсем не было бы полезно. Люди стали такими старыми, весь ум стал таким старым, что вас нельзя одурачить такими словами, как "Царствие Божие". Они жили так много, и вы не можете подвергнуть их к большей жизни. Им скучно, они покончили с жизнью. Вы не можете сказать им, что предстоит вечная жизнь. Они ответят: "Это слишком много! Что ж мы будем делать с вечной жизнью?" Нет. Восточный ум хочет освобождения и от жизни и от смерти.

Восток скучает, как скучает каждый старый человек. Он прожил все, прощупал все во всех направлениях, и все оказалось тщетно, бесплодно.

Старый ум скучает. Востоку наскучила жизнь. Вы не можете обещать больше жизни. Это не будет обещанием, наоборот, это будет выглядеть, как наказание. Поэтому на Востоке мы использовали другой способ - колесо жизни и смерти.

Мы говорим, что миллионы раз вы рождались, мы погружаем ум в еще большую тоску - миллионы жизней… Индуист говорит, что каждый рождается в этом мире, по крайней мере, до человеческого рождения 84 крора раз - это значит, 840 миллионов раз каждый был в этом мире. И каждый повторял один и тот же шаблон - детство, детские фантазии, юность, дурачества юности, старость, скука и смерть. А колесо движется, движется и движется. 840 миллионов раз вы были такими же, всегда вожделея, желая одного и того же, всегда достигая этого или того, но всегда разочаровываясь, достигли или не достигли - в конце концов всегда разочарование. Вся история всегда приходит к одному и тому же - разочарование тех, кто добился успеха, или разочарование тех, кто не добился. Только подумайте! 840 миллионов раз вы любили и разочаровывались. 840 миллионов раз вы старались, стремились, добились успеха в небольшом престиже, деньгах, зачем разочаровывались. 840 миллионов раз вы рождались, а затем, мало-помалу, жизнь проходила, и вы снова умирали.

Что говорит эта теория перевоплощения? Вот что: хватит, довольно! Теперь покончите с этим! Теперь выходите! Если вы останетесь внутри, это колесо будет вращаться, вращаться и вращаться. Теперь выходите! - настоящее выпадение. Не выпадайте из общества, из школы, но выпадайте из колеса жизни и смерти. Просто выскочите и бегите прочь! - из дома.

Это тот язык, который может понять скучающий человек. Но оба есть способы. Не спрашивайте меня, какой истинный. Они не истинны, ни фальшивы. Истину вы познаете, когда будете вне дома, истину вы никогда не познаете внутри дома. Поэтому все, что помогает вам двигаться по направлению к небу, свободе, открытости, это Истинно. Вот почему я говорю, что все религии истинны в смысле того, что они все помогают. И религия становится неистинной, когда она перестает помогать.

Вот что произошло: когда общество становится старым… теперь идея Иисуса не особенно поможет Западу. Теперь Запад сам стал старым. Вот почему западный ум повернулся на Восток. Теперь философия скуки будет более полезна, и теперь вы тоже стары. Христианство меньше привлекает, индуизм, буддизм, больше интересуют вас. Теперь вы стары! Теперь идея Иисуса не будет особенно помогать. Иисус может остаться влиятельным в Америке только лишь несколько лет - прихоти Иисуса и люди Иисуса, потому что Америка еще молода, без истории, без прошлого. С другой стороны, Запад все более и более поворачивается на Восток. Перевоплощение привлекает больше, чем единственная жизнь. Судный день выглядит детским и одной жизни кажется недостаточно. Как можно судить человека, дав ему только одну возможность? По крайней мере, несколько возможностей необходимо, чтобы судить человека, потому что он должен научиться через испытания и ошибки. Если вы даете ему только одну возможность, вы, на самом деле, не даете ему возможности. Если он ошибся - он ошибся. Не остается времени, чтобы он мог возвыситься над ошибкой. Необходимо большее число возможностей. Это способы, слово "способ" не означает ни истину, ни фальшь. Он может, может помочь и если он помогает - он истинен. Он может препятствовать - тогда он неистинен. Каждая религия истинна, когда рождается, и мало-помалу, становится неистинной, потому что ситуация меняется и религия становится неистинной. Она соответствовала особенной ситуации, но теперь она не соответствует. Потом она становится бременем. Тогда она убивает вас, становится убийственной. Тогда она душит вас. Тогда она больше не дает вам аренду на жизнь. Она становится ядовитой.

Каждая религия имеет свой день. И когда люди станут более сознательными, они увидят, когда родится религия, они увидят, когда религия молода, они будут наслаждаться религией, когда она молода и полезна. А когда религия умрет, они сделают то же, что вы делаете со своим отцом и матерью, когда они умирают. Конечно, с огромными страданиями и болью вы кладете их в могилу или на гхату сожжения. Вы сжигаете их со следами на глазах, но вы должны это сделать! Вы знаете, что она была вашей матерью, что она дала вам жизнь, а он был вашим отцом и был для вас всем - но он умер! И тогда ненужное бремя смерти не останется в уме человека.

Сейчас в мире три сотни религий - и почти все из них мертвы. Только несколько имеют немного жизни - она как маленькая свеча, а не как солнце - каким-то образом они притягиваются друг к другу. Если вы поймете, что религия - это способ, тогда вам будет ясно, что вечных способов не существует.

Я создаю много способов. Они умрут в один прекрасный день. Тогда их надо отбросить. Если вы следуете особой медитации, которую я вам дал, даже в вашей жизни вы обнаружите рано или поздно, что она мертва. Работа сделана. Она больше не нужна. Вы ушли за ее пределы. Тогда не несите ее и не привязывайтесь к ней, потому что это привязанность будет самоубийством. Вы будто меняете одежду - ваше тело выросло, и вы меняете одежду - таким же образом вы меняете способы. А когда вы по-настоящему снаружи, тогда нет нужды, ни в каких способах. Все способы существовали только для того, чтобы вывести вас из вашей замкнутости, из вашей могилы, из вашей бесчувственности, из вашего подсознания.

О жизни суфийского Мастера рассказывают, что он проходил как-то раз рядом с мечетью. Муэдзин был на башне, и волей случая муэдзин упал оттуда. Он упал на суфийского Мастера и сломал ему шею, шею суфийского Мастера, но сам остался невредим. Человек, который упал, совсем не поранился. Он упал на шею суфийского Мастера, шея была сломана, и Мастеру пришлось лечь в больницу.

Там собрались ученики, потому что Мастер обычно истолковывал каждую ситуацию, поэтому они собрались и спросили: "Как ты истолкуешь эту ситуацию?"

Суфийский Мастер открыл глаза и сказал: "Теория карма ложна, потому что она гласит: ты посеешь, ты пожинаешь, ты сеешь, ты жнешь - как посеял, так и пожал. Но это ложь. Смотри! Кто-то один упал, а сломана шея кого-то другого. Поэтому кто-то один может посеять, а кто-то другой - пожать".

Помните это. Суфии говорят, что жизнь взаимосвязана, что теория кармы не может быть верной. И они правы, потому что этот способ тоже верен. Если жизнь так связана, то как же теория кармы может быть многозначительна? Теория кармы говорит, что вы связаны с вашей прошлой жизнью, только с вашей прошлой жизнью, вы есть следствие вашей собственной кармы, и вы пожинаете плоды вашей кармы. Но суфии говорят, что жизнь взаимосвязана: карма всех других - это моя карма, и наоборот. Это есть взаимосвязанностей сеть. Вы трясете цветок, а суфии говорят, что самые основания звезд содрогаются. Вы делаете что-то, но целое реагирует. Вы бросаете маленький камушек в озеро - оно все реагирует.

Каждый - всего лишь маленький камешек в озере. И все, что бы вы ни делали, создает волны, вибрации. Когда вас уже не будет, эти волны и вибрации будут еще продолжаться где-нибудь, где-то около звезды, очень далеко от земли, но эти вибрации там будут существовать. Вы смотрите на человека и улыбаетесь. Иногда это случается…

Это случилось с моим другом. Он ехал в поезде. На промежуточной станции, маленькой станции, поезд остановился. Это была не обычная остановка поезда. Он встал по каким-то причинам. У платформы стоял другой поезд, и мой друг был в купе с кондиционером. Из своего окна, из застекленного окна, он просто взглянул наружу. В другом поезде он увидел красивую женщину… всего секунда, всего секунда - и поезд тронулся. И та женщина изменила всю его жизнь, а она даже и не знала, что на нее кто-то посмотрел. Он говорит, что женщина не смотрела на него, она даже не заметила - но очертания женщины, её лицо, её пропорциональное тело стало являться ему во сне.

Он еще не женился. Он разыскивает эту женщину. Он не знает её имени. Он не знает, куда она уехала, откуда она уехала, куда направлялась. Ничего не известно. Только на одно мгновенье поезд остановился. Он выглянул в окно, но оно не было открыто, оно было застеклено - купе было с кондиционером - он бросил лишь взгляд, и поезд тронулся! Всего лишь маленький камешек в озере.

Он остается неженатым и говорит: "Если я не найду ту женщину или что-то вроде той женщины, я не женюсь". И я не думаю, что есть какая-то возможность, что он её найдет, потому что почти девять лет прошло. Но вся история мира будет другой - потому что этот человек мог жениться, мог дать рождение Адольфу Гитлеру. Кто знает? Но он не женился. Адольф Гитлер остался нарожденным. Третьей мировой войны не будет. Кто знает, что могло бы случиться, если бы он не увидел эту женщину из окна? Теперь вся история никогда не будет такой, какой она могла бы быть - всего лишь остановка поезда на две или три секунды, и вся вселенная уже не будет такой снова.

Можете себе представить? Если бы Гитлер не родился, весь мир мог бы быть совершенно другим - полностью другим. Если бы у матери Адольфа Гитлера бы выкидыш, тогда..? Если бы она принимала таблетки, тогда..? Лишь маленькая таблетка! - и вся история могла бы не быть здесь. Гитлер создал это изменение. Каждый создает изменения, Я говорю не только о таких великих вредителях, как Гитлер, или о великих махатмах. Нет. Даже собака в вашем городе также важна для целого, как Адольф Гитлер. Вы никогда не узнаете: если бы собаки не было, мир был бы совершенно другим. Всего лишь бродячая собака, которая никому не принадлежит - и она есть часть, часть целого. Каждая часть также важна, как и любая другая часть, часть целого. Нет ни малого, ни великого, ничто не более важно, чем что-либо другое.

Целое - есть. Целое из-за всего.

Суфии говорят, что теория кармы - это, в основном, эгоистическое отношение. И они правы! Они говорят, что они есть, поэтому что вы посеете, то вы пожнете. Это придает вам силу. Эго.

Они использовали другую модель, чтобы вывести вас из целого. Вас больше нет. Целое есть. Вы - только волна. Какой смысл думать, что вы есть? Суфии говорят, что когда вы понимаете эту взаимосвязанность, вы просто отбрасываете вашу концепцию эго, вы больше не самость, суфии говорят, что только Бог имеет право говорить "Я". Больше никто другой. Потому что только он имеет центр. Никто другой.

Это способ. Индуисты имеют свой собственный способ, когда говорят: "Ты пожнешь, что бы ты ни сеял". Они говорят, что если вы несчастны, вы есть причина - не перекладывайте ответственность на кого-либо другого. Если вы несчастны - вы есть причина, если я вы мучаетесь, вы посеяли какое-то ядовитое зерно где-либо, в какой-либо жизни, и вы пожинаете его. Почему они настаивают на этом?

По двум причинам.

Первая. Если вы ответственны, если вы чувствуете, что вы ответственны, только тогда вы можете их отбросить, иначе, как вы их отбросите? Если вы думаете, что каждый другой также ответственен, как вы, тогда вы будете продолжать быть таким же. Что можно поделать? Если вы можете изменить это сами по себе. Отбрасывание невозможно.

И вторая, более значительная: индуистская теория гласит, что весь феномен вашего прошлого, что бы вы ни делали или думали прямо сейчас, присутствует в вас. Люди думают, что прошлое не переделаешь. Индуисты говорят, что это не так, оно может быть переделано, потому что прошлое есть часть настоящего. Вы несете его. Вы можете изменить не только настоящее, будущее, вы можете изменить и прошлое, вы можете отбросить его. Чем большую ответственность вы чувствуете, тем проще становится отбросить его. И они говорят, что из-за того, что вы ОДНИ ответственны за вашу жизнь, свобода тоже невозможна. Если все связано, то когда все станут Просветленными, только тогда вы сможете стать Просветленным. И это может стать уверткой. И вы можете ответить: "Когда все стану Просветленными, тогда… иначе, как я один стану Просветленным?"

Чтобы помочь вам, нужно создать много способов. Все они приходят от людей, которые знают, но все они ограничены. Ни один способ не может быть неограниченным. Он придуман определенным человеком, придуман для определенных других людей. Он имеет смысл только в определенном контексте. Вот почему знание опасно. Если вы выносите его из контекста, оно душит вас, становится ядовитым. Оно не выведет вас. Наоборот, как раз обратный случай будет иметь место: оно станет препятствием, закрытой дверью. Это тоже должно быть понято.

Например, Суфии говорят, что вы не можете отбросить его, если вы верите в теорию кармы. Верно - это правильное применение, но вы можете использовать его неверно. Вы можете сказать: "Все так взаимосвязано, тогда как я один могу стать Просветленным?" Это невозможно. Или все Целое достигает Просветления, или же все останется невежественным". Теперь вы использовали тот же способ, чтобы остаться в том доме же, чтобы закрыться.

Тот же самый проход может вывести вас наружу. Тот же проход может ввести вас внутрь. По той же лестнице вы можете подняться, по той же спуститься. Это зависит от вас.

Индуист говорит, что вы отвечаете за свою карму. Это хорошо. Если вы ответственны, вы можете измениться, возможна трансформация - вы одни вовлечены в это. Вы можете отбросить или можете нести, как желаете. А кто хотел бы нести муку, несчастье, ад? Вы отбросите это. Но это же самое вы можете использовать прямо противоположным способом. Вы можете сказать: "Если я ответственен за свою карму…", тогда "Я" становится очень и очень важным. Поэтому трудно найти более эгоистичных людей, чем индуистские саньясины.

Если вы пойдете и посмотрите суфия, вы всегда найдете его абсолютно скромным. Если вы войдете в контакт с магометанским суфием, вы всегда обнаружите его абсолютную скромность. Не найти никаких сравнений. Суфий абсолютно скромен. Его лицо, его глаза, все его существо будет скромным, потому что он - не существо - Целое существует.

Если вы придете к индуистскому саньясину, вы нигде не найдете более эгоистичную личность. Как он ходит, как он смотрит, взгляните в его глаза, и особенно, на его нос - и вы обнаружите повсеместно написанное эго. Он неправильно использовал все. Если вы отвечаете за свою карму, тогда эго усиливается, тогда вы становитесь все более и более от эго.

Вы можете неправильно использовать способ. Каждый способ - палка о двух концах. Помните это. Вот почему о вопросе сознания говорится, что это опасный вопрос.


Теперь мы приступим к этой истории.

Один человек пришел к врачу и сказал ему, что его жена не рожает детей.

Физиолог осмотрел женщину, пощупал её пульс и сказал: "Я не могу лечить вас от бесплодия, потому что обнаружил, что вы по некоторым обстоятельствам умрете через сорок дней".

Услышав это, женщина так разволновалась, что не могла есть в последующие 40 дней.

Но она не умерла в предсказанное время, поэтому муж пошел к врачу выяснить это дело. Врач объяснил:

"Да, я знал это. Теперь она может иметь детей".

Муж спросил, как это произошло.

Врач сказал ему:

"Ваша жена была слишком толстая, и её бесплодие было связано с этим. Я знал, что есть только одна вещь, которая может оторвать её от еды, это страх смерти. Таким образом, теперь она вылечена".

Вопрос знания - это опасный вопрос.

Доктор солгал. Доктор сказал нечто, что вовсе не должно было произойти. Но через это нечто другое произошло. Он сказал: "Женщина умрет". Она стала очень озабоченной. Смерть стала навязчивой, стала кошмаром. Она, должно быть, непрерывно думала о смерти. Она не могла есть. Но она не умерла, и через 40 дней врач сказал: "Она здорова, теперь она может забеременеть".

Что произошло? Он мог бы сказать с самого начала: "Соблюдайте диету или поститесь". Это было бы правдой - но это не было бы мудро, потому что женщина не соблюдала бы диету и не голодала бы 40 дней. На самом деле, должно быть, другие врачи говорили ей именно это, и она никогда не слушалась. Поэтому было бы верно сказать: "Диета или сорокадневный пост - и вы здоровы", - но это не было бы мудро.

Истина не всегда мудра, а не истина не всегда глупа. Вопрос знания - это очень сложный вопрос.

Доктор создал ситуацию. Он был действительно мудрым врачом. Он создал ситуацию. Он знал, что поможет только страх смерти. Он шокировал женщину страхом смерти: Он дал ей такое беспокойство, муку, что она совсем забыла о еде. Кто ест, кто наслаждается едой, когда смерть стучится в дверь? Она, должно быть, каждую минуту смотрела на часы, на календарь: один день прошел. Кто заботится о еде? И как вы можете радоваться еде, когда есть смерть? Это невозможно. Произошел новый заем жизни.

Неистинный, но мудрый - таков каждый Мастер.

Гурджиева очень много критиковали, потому что он был лжецом. И ложь пришла от суфиев, он был суфием. Он обучался в суфийских монастырях и школах, на Западе он ввел суфизм в этом веке в совершенно новой версии. Но тогда обычному христианскому уму было невозможно понять его, потому что истина - это ценность, и никто не мог подумать, что Мастер, Просветленный Мастер может лгать.

Можете ли вы подумать, что Иисус лжет? А я знаю, что он лгал, но христиане не могут думать об этом: "Иисус лжет? Нет, он честнейший человек". Но тогда вы не знаете - вопрос знания очень и очень опасен. Он лгал обо многих вещах. Мастер вынужден - если он хочет помочь, иначе он будет святым, но никакая помощь не будет возможна от него. А святой без помощи уже мертв. Если святой не может помогать, то какая польза от его пребывания здесь? В этом нет смысла. Все, что они могут получить от жизни, они получили. Они здесь, чтобы помогать.

Гурджиева очень много критиковали, потому что запад не мог понять, обычный христианский ум не мог понять. Поэтому есть две версии о Гурджиеве на Западе. Одни думают, что он был очень вредный человек, совсем не мудрец, просто воплощенный дьявол. Другие считают, что он был величайшим святым, какого Запад знал за последние несколько веков. Оба мнения правы, потому что он был как раз посредине. Он был "ПО" - личностью. О нем вы не можете сказать ДА, но не можете сказать НЕТ. Вы можете сказать, что он был святой грешник, или грешный святой. Но вы не можете разделить. С ним не так все просто. Знание, которое он имел, было очень сложным.

Однажды к Гурджиеву пришел человек и рассказал о себе - что он был вегетарианцем, что он никогда не прикасался к спиртному, и что он никогда не курил и т. д… Гурджиев сказал: "Если ты здесь для того, чтобы быть со мной, ты должен все отдать в мои руки".

Пришедший не подозревал, какого типа человек был Гурджиев.

Он ответил: "Конечно, я пришел к тебе - я отдаюсь!"

И Гурджиев сказал: "Тогда вот первое: теперь ешь мясо".

И человек был действительно в затруднении. Он не мог этому поверить. Он думал, что Гурджиев шутит. Он сказал: "Ты, и говоришь это?"

Гурджиев сказал: "Да, это единственный путь, которым я могу нарушить твое эго. Это вегетарианство не есть вегетарианство - это просто часть твоего эго. Поэтому здесь ты должен будешь есть мясо, пить столько спиртного, сколько можешь, курить, гулять с женщинами, и все предоставь мне".

Вы не можете поверить в то, что святой говорил такое. Но тогда наши святые не очень мудры. А Гурджиев помог тому человеку, потому что в этом была проблема. Вы всегда найдете человека, людей, которые являются вегетарианцами, трезвенниками, некурящими, всегда найдете у них очень тонкое эго. Алкоголь не может повредить так сильно, как может вредить тонкое эго, И человек последовал. Это было очень трудно, тошнотворно для него. Но раз он сказал, он последовал.

Через три недели человек был трансформирован. А Гурджиев дал ему так много выпить… Гурджиев устраивал каждую ночь пир, и пир продолжался три, четыре, пять часов. В 9-10 он начался и заканчивался в середине ночи, И Гурджиев был настолько способным человеком, что мог пить столько, сколько возможно, и никогда не пьянел. И он заставлял учеников есть. Их животы лопались, и они плакали и слезы появлялись на их глазах, и они говорили: "Нет! Больше не надо!" Но их заставляли.

Гурджиев пытался изменить химию вашего тела. И он изменил многих людей, которые ему следовали, которые были достаточно способны и храбры, чтобы идти с ним, обычно религиозными становятся не трусливые, а храбрые люди. Этот человек, о которым я рассказываю, последовал. Он падал от опьянения, а на следующий день было похмелье. За три недели Гурджиев изменил весь его ум. И, мало-помалу, он бросил пить, бросил курить, бросил все. И тогда он сказал: "Впервые я стал вегетарианцем, потому что моё первое вегетарианство не было истинным. Это была всего лишь маска для эго". Когда Гурджиев заставлял этого ученика принимать мясо и спиртное, он нарушал его эго. Он полностью расшатал человека.

А иногда происходит как раз обратное. Приходил человек, который пьянствовал, ел мясо, курил и Гурджиев все прекращал. Он сажал его на диету и заставлял поститься.

Мастер, если он есть для того, чтобы помогать, должен быть очень и очень мудрым, Гурджиев называл обычно свой метод "Путь Хитрого человека". Все Мастера лукавы. Если они есть для того, чтобы помогать, они должны быть такими. Но по вашей концепции Мастера - это всего лишь невинные девственники, нечто грезоподобное, без субстанции, мраморные статуи. Вы можете пойти и потрогать их - и вы ощутите холод, вот и все. Были такие люди, но они бесполезны. Они никому не помогли. Они, возможно, наслаждались особой тишиной и миром, но эта тишина не имеет в себе качества жизни. Они - мертвые мраморные статуи. Тишина холодна. Тишина недостаточно тепла, чтобы быть живой. Они успокаивали себя, они становились управляемыми, но не были свободными. Они не достигли свободы.

Человек, который действительно свободен, вне добра и зла, греха и добродетели. Он, фактически, вне всех двойственностей. Он - оба, или ни то и ни другое. И только такой человек, с такой изобильной жизнью, которая объединяет противоположности в себе - может быть полезен и выгоден кому-то. Но прийти к такому Мастеру трудно, потому что вы приходите со своими мнением, со своей идеологией, со своим суждением.

Поэтому это проблема: вы будете под влиянием человека, который не может вам помочь, и будете бежать от того, кто может вам помочь. В этом - несчастье человеческого ума. Будьте сознательны относительно этого. Тогда вы не повторите ту же ошибку. Вопрос знания - это очень сложный и опасный вопрос.


Автор высказывает идею о недостатке применяемого в политике принципа большинства. Смысл данного высказывания заключается в том, что решение, принятое большинством граждан, может быть и неправильным, однако такой принцип выбора решения является наиболее оптимальным и отражает демократизм. Данное высказывание можно рассмотреть в двух аспектах – сущность демократических выборов и принципа большинства в демократии.

Демократия представляет собой политический режим, при котором в качестве основного источника власти выступает народ. Граждане при таком режиме обладают множеством прав и свобод, основным из которых является право участвовать в управлении государством – это избирательное право. Наиболее явно оно реализуется в непосредственной или прямой демократии. Одной из форм здесь являются выборы, которые гарантируют гражданам тайну голосования, равенство голосов независимо от их статуса, а также являются свободными, то есть граждане не обязаны в них участвовать. Таким образом, выборы являются одной из самых значимых форм политического участия граждан в демократическом обществе.

Приведу пример из истории. Первые выборы президента США состоялись в 1789 году. На них победу одержал Джордж Вашингтон, который получил 100% голосов выборщиков. В то время большинство граждан страны имело очень низкий уровень политической культуры, из-за чего выборы хотя и являлись демократическими, однако самую большую роль играло мнение каждого выборщика, что не гарантировало обычным гражданам защиты их политических интересов в полной мере. Решение принятое большинством выборщиков могло попросту разниться с решением большого числа жителей страны, а значит истина может оказаться и у меньшинства выборщиков, которые своим выбором на самом деле отразили мнение большинства народа.

Сущность принципа большинства в демократии заключается в том, что то или иное решение принимается с учётом мнения всех граждан, однако за него должно быть отдано большинство голосов. При этом, мнения людей, проголосовавших иначе, уважаются большинством. Считается, что это самый оптимальный принцип для формирования того или иного государственного органа или выборов должностных лиц, но и он имеет недостаток, ведь решение принятое большинством может оказаться неправильным, например, с точки зрения морали, ведь на мнение избирателей действует множество факторов в виде уровня их политической культуры, деятельности СМИ, личных качеств кандидатов.

Приведу пример из общественной жизни. В 2016 году в США были выборы президента, на которых победил Д. Трамп. С учётом особенностей избирательной системы США он одержал победу благодаря принципу большинства, который, так или иначе, реализовывался на каждом из этапов выборов. Сейчас многие из граждан США недовольны проводимой им политикой, т.к. они ориентировались на его обещания перед выборами. Таким образом, кажется, что истина оказалась не за большинством, однако таким оказался его выбор.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принятое большинством решение, которое в демократии принято считать верным, может оказаться неправильным с самых разных точек зрения, в том числе и с политической.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -