Искушение в жизни человека. Искушения влекут к покаянию

Когда речь заходит об искушениях, первая глава послания Иакова обычно вызывает массу споров. Это связано со словами, записанными в 13 стихе: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Многими христианами сразу вспоминается история с искушением Авраама (Быт.22:1) и предпринимаются различные попытки интерпретации и согласования этих на первый взгляд противоречивых отрывков.

В этой небольшой статье мы также предприняли попытку осмысления понятия искушения/испытания в контексте отрывка Иак.1:1-18. Для этого нам, прежде всего, было необходимо обратиться к языку оригинала.

В греческом языке Нового завета для обозначения искушения и испытания используются два синонима - «πειράζω» и «δοκιμάζω». Как любые синонимы, они имеют в чем-то общее лексическое значение, а в чем-то - разное. Понимание этих оттенков поможет нам разобраться в понятии искушения.

«πειράζω»
Слово «πεῖρα» (гл. «πειράω») означает попытку, пробу. Использование однокоренных ему существительного «πειρασμός» и глагола «πειράζω», более многозначно. Здесь стоит подчеркнуть четыре основных употребления этих слов:

1. Пробовать, пытаться, делать попытку (например: Деян.9:26, 16:7, 24:6; «убедившись сам, я пытаюсь убедить и других», Платон; «кто хочет жить, пусть попытается победить» Ксенофонт);

2. Испытывать, пробовать с позитивной целью: понять, узнать (например: Иоан.6:6, 2Кор.13:5, Откр.2:2; «они испытали себя в беге», Гомер; «посмотрим, говоришь ли ты дело», Платон);

3. Искушать, пробовать с негативной целью: соблазнить, совратить или уловить (например: Мат.6:13, 16:1, 22:18, 26:41, Лук.4:13, 8:13, Гал.6:1);

4. Искушение Бога - попытка вызвать Бога на доказательства Своего присутствия, силы или благости (например: 1Кор.9:10, Деян.5:9, Евр.3:9).

Отметим также, что иногда акцент делается на проблемах и сложных ситуациях, а не на их негативной или позитивной цели (например: 1Кор.10:13, Лук.8:13, Лук.22:28, Деян.20:19, Гал.4:14, 1Пет.1:6).

«δοκιμάζω»
Теперь поговорим об употреблении второго слова - «δοκιμάζω». Для этого рассмотрим ряд однокоренных ему слов:

«δοκέω» - полагать, думать, мнить.

«δόκιμος» - проверенный, считающийся хорошим, неподдельным на основе испытания, испытанный, достойный (Рим.14:18, 16:10, 1Кор.11:19 «среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание»*, 2Кор.10:18, 13:7 «Но мы молим Бога, чтобы вы не совершили ничего дурного. И вовсе не для того, чтобы показать себя успешно выдержавшими испытание. Лишь бы вы делали добро, даже если мы покажемся "неуспевающими"!»* , 2Тим.2:15, Иак.1:12).

«δοκίμιον» - считающийся ценным, испытанным, подлинным; а также сам акт испытания (Иак.1:3, 1Пет.1:7, Пс.11:7 «Слова Господни - слова чистыя, серебро расплавленное, испытанное въ землѣ**, седмикратно очищенное»***, Пс.27:21 «Какъ плавильней (δοκίμιον) серебро, горниломъ золото, такъ человѣкъ испытывается (δοκιμάζω) устами, которыя хвалятъ его»***).

«δοκιμάζω» - попытка понять истинность, ценность чего-то с помощью проверки, испытывать, проверять, одобрять (находить выдержавшим испытание) (например, Лук.12:56, 14:9, Рим.1:28 «И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, предал их Бог …»****, 1Кор.3:13, 11:28, 16:3, 2Кор.8:8,22, 13:5, Гал.6:4, Еф.5:10, Фил.1:10, 1Фес.2:4, 5:21, 1Тим.3:10, 1Иоан.4:1).

Таким образом, сравнивая эти синонимы можно сказать, что их значения сходятся в области, где речь идет о проверке и испытании вообще или когда говорится об испытании с положительной целью, т.е. о стремлении узнать, понять качество, ценность или истинность чего-либо. Когда же речь идет о желании совратить или соблазнить кого-либо с помощью искушения, тогда используется только слово «πειράζω».

Возвращаясь к первой главе послания Иакова надо сказать, что автор использует оба слова:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (πειρασμοῖς), зная, что испытание (δοκίμιον) вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. … Блажен человек, который переносит искушение (πειρασμόν), потому что, быв испытан (δόκιμος), он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении (πειραζόμενος) никто не говори: Бог меня искушает (πειράζομαι); потому что Бог не искушается (ἀπείραστός) злом и Сам не искушает (πειράζει) никого, но каждый искушается (πειράζεται), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью…»

Мы видим здесь, что те же самые ситуации в жизни христианина дважды (2-3 и 12 ст.) названы сначала искушением (πειρασμός) потом испытанием (δοκίμιον), т.е. нельзя говорить о разнице между искушением (πειρασμός) и испытанием (δοκίμιον) обусловленной разными условиями. Иными словами не стоит думать, что определенные ситуации, в зависимости от силы, природы, источника и т.п., являются искушением, а другие - испытанием.

Еще одним аргументом в пользу этого являются слова Иакова о том, что Бог не искушает (πειράζω) никого, а мы знаем, что все жизненные ситуации связаны с Божьим провидением. Итак, если искушение (πειρασμός) это не какая-то особенная ситуация или условия в которые попал человек, то что это и, соответственно, что не делает Бог.

Учитывая слова Иакова: «Каждый искушается (πειράζεται), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (14 ст.), правильно будет предположить, что он хочет подчеркнуть внутренние переживания христианина. Другими словами, в процессе искушения/испытания можно условно выделить две составляющие: условия, в которые мы попадаем по воле Творца на протяжении всей нашей жизни, будь то проблемы физические, материальные, социальные и т.п., и последующая внутренняя борьба, инициатором которой никогда не является Бог, хотя Он, конечно, понимает последствия той или иной ситуации.

Яркой иллюстрацией этого является Божье повеление Аврааму принести в жертву Исаака. О самих событиях повествует книга Бытие (22:1-14), о последующей внутренней борьбе между невообразимыми переживаниями и верой в Божье обетование «в Исааке наречется тебе семя» кратко говорит послание к Евреям (11:17-19). Бог поставил Авраама в эту ситуацию, но Он не инициировал и не подогревал сам внутренний конфликт, наоборот Господь дал Аврааму четкие обетования об Исааке, чтобы он смог преодолеть все возможные сомнения.

Еще одним примером могут стать искушения Христа в пустыне. Бог направил Иисуса в пустыню (Лук.4:1), где Он спустя сорок дней оказался уставшим и голодным. Сатана попытался воспользоваться этой ситуацией и предложил Христу несколько «решений» сложившейся ситуации - хлеб, власть, вмешательство ангелов. Христос отверг предложения сатаны. Мы не знаем, насколько тяжело далась Ему победа над этими искушениями, но мы видим Его внутреннюю борьбу в другой ситуации - в Гевсимании - где Он отверг Свои желания и принял предначертанный Ему Богом путь на крест.

Конечно, наши искушения не являются столь критичными, кроме того, мы столь ясно не осознаем Божьи повеления, обетования или источники наших соблазнов, и тем ни менее эти примеры помогают понять суть происходящего при искушении/испытании. Проблемные события вызывают плотскую реакцию, далее следует конфликт с духовным отношением к ним, который может привести к двум возможным результатам. Либо человек поддается возникающим плотским чувствам и желаниям - искушениям - и поступает в соответствии со старой природой, и тогда «рождается грех» (15 ст.). Либо в возникшей внутренней борьбе - искушении - между плотскими и духовными мыслями и желаниями побеждает дух, и, как следствие, христианин становится совершеннее (4 ст.). Интересно, что у Бога подобных внутренних конфликтов не бывает: «Бог не искушается (ἀπείραστός) злом» (14 ст.).

Итак, разобравшись с процессом искушения/испытания, нам стоит более четко определить слова «искушение» (πειρασμός) и «испытание» (δοκίμιον) в контексте нашего отрывка. Бог посылает своим детям испытания с целью их очищения, утверждения, совершенствования, т.е. слово «испытание» (δοκίμιον) используется в описанном выше значении проверки с положительной целью. Однако, учитывая то, что речь идет о человеке - создании обладающем волей - испытание содержит именно её проверку. Другими словами испытание человека подразумевает не столько сами условия, в которые он попадает, сколько решения, которые он принимает в них при давлении «ветхого человека»*****. «Искушение» (πειρασμός), таким образом, подразумевает именно это давление ветхого человека, возникающее в проблемных ситуациях, и стремящееся совратить христианина, т.е. описанный выше третий вид употребления слова «πειρασμός» - проверка с негативной целью.

Таким образом, можно сказать, что искушение есть часть общего испытания. О чем, на наш взгляд, также свидетельствуют предложения 2-3 и 12 стихов. Итак, Бог испытывает нас, ставя в различные условия, сатана, мир и ветхая природа искушают христианина, пытаясь соблазнить, а человек в этой борьбе принимает какое-то решение, выдерживая испытание или нет. Практически все так же, как и при первом искушении человека в эдемском саду: Бог посадил дерево и дал заповедь, сатана представил человеку своё (ложное) описание ситуации, человек принял решение. Только у нас все это, в большинстве случаев, происходит на невидимом фронте.

Так что если в какой-то ситуации, неважно насколько тяжелой, у нас начинают возникать сомнения в Божьей благости, мудрости или силе (Быт.3:5); если нам вдруг начинает казать все бессмысленным и бесполезным, настоящее христианство - вымирающим, так что хочется оставить все и … подумать о себе (3Цар.19, 1Кор.15:58); если мы перестаем видеть разницу между посвященными Богу и нечестивыми людьми, и в сердце закрадывается разочарование, гнев или зависть (Пс.72, Мал.3:13-18); если нас захлестывают эмоции, так что мы забываем кто мы (Лук.9:51-56), значить мы испытываемся искушением, значиться под влиянием ситуации ветхий человек начал наступление и самое время твердо противостать ему верой, а именно знанием Бога, надеждой на Его обетования и доверием Его провидению.

* Библия в современном русском переводе РБО,
** Гдѣ устраивается горнъ и очищаются металлы отъ всякихъ примѣсей.
*** Перевод проф. П. А. Юнгерова (с греческого текста LXX), http://biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.jung
**** Новый Завет, перевод Кассиана.
***** Библейский термин, означающий внутреннюю греховную сущность человека (Рим.6:6; Ефес.4:22; Кол.3:9).

При исследовании греческого текста использовалась программа BibleWorks 9, GreekNT Explorer, а также Древнегреческо-русский учебный словарь, Т. Майер, Г. Штайнталь, перевод А.К. Гаврилова.

Если рассмотреть суть искушения и продажи души, не внедряясь в религиозные мотивы, то происходит все примерно так: герою предлагается нечто вожделенное - деньги, слава или любовь. В общем, то в чем он остро нуждается и пребывает в стремлении получить заветное любым путём. Этот путь часто подразумевает под собой запрещенный или наиболее легкий. Разворачивается всё, как правило, так, что герой получает желанное, понимает, что это на самом деле не то к чему стремился и остаётся глубоко несчастлив. Под удовольствием и искушением обычно понимается такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.

Если отбросить краски и аллегорию, то совсем не сложно заметить, как дьявол нашептывает и предлагает за ваше истинное счастье греховные удовольствия. Если перспектива сладких предложений не работает, то он может перейти к более активным действиям, начиная внедрять в наши головы страхи, опасения, под воздействием которых мы соглашаемся на заманчивые сделки снова и снова.

Единственное за что его можно похвалить, так это за то, что склоняя к греху, он делает это очень завуалированно и красиво. Речь идет не о тех людях, которые и без него выбрали идти не по той дороге, а именно о тех, кого он хочет искусить и искушает ежечасно. Кому он предлагает удовольствие вместо удовлетворения, кого соблазняет страстью вместо любви, кого хвалит вместо здоровой критики, кого заваливает миллионом фанатов по всем городам вместо одного ценного и искреннего друга.

Как побороть соблазн?

Но это вовсе не значит, что нужно отказывать себе во всем с мыслями, что все что приятно, и востребовано – от лукавого. Единственное, что нужно сделать – это понять для себя, что же такое счастье, отмерить его по своей шкале ценностей. И поступать так, чтобы в конечном результате то, что ты делаешь, было продиктовано своим личным желанием и во имя счастья, а не временного удовольствия, за которое, как всем нам известно, всегда есть определенная цена, намного более разрушительная, чем материальная.

Примеры из литературы

О дивный новый мир

Эта тема хорошо прослеживается в «идеальном» и «счастливом» мире Олдоса Хаксли. В романе автор показывает нам, каким могло быть общество, если бы в нем люди отказались от индивидуальности и морали: жизнь без забот, проблем, религии, семьи. Все люди там рождаются в пробирках, строго разделенных на касты. Все становятся идеальными, но все-таки копиями друг друга. Живут, на первый взгляд, скучно, но вроде как счастливо и вроде «как надо». Но, несмотря на это, тот «новый мир» не стал менее жестоким, в нем не комфортно многим людям, например, ученым или художникам. Особенно трудно там тем, кто верит в индивидуальность человека, в его право на одиночество и на распоряжение своей собственной жизнью. Но общество, в основе своей, единодушно приняло это искушение за единственно ценную идеологию. За комфорт и покой оно продало душу.

Мастер и Маргарита

Или, например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита искушают москвичей, которые с радостью поддаются алчности, похоти, гордыне, за что впоследствии им приходится расплачиваться. Один берет взятку, другой нагло жульничает, третий и вовсе по уши в развратных утехах. Увы, советским гражданам, как и многим другим людям, не удалось противостоять соблазнам сатаны, однако и среди них нашлись те, кто не шел на поводу у легковерной толпы и посвятил свою душу творчеству или же спасению любимого человека. В этом самоотречении и кроется рецепт спасения от искушения по Булгакову: необходимо посвятить свою душу высшей цели, а не суетным и низким заботам.

Евгений Онегин

Пушкинский Онегин во время дуэли с Ленским здраво понимает всю бессмыслицу происходящего и рад бы всё это прекратить, обойдясь без жертв и потери друга. Но дьявол то тут как тут. Подожди Онегин, нашептывает он ему, люди то, что скажут? Общественное мнение как же? Тот и искушается себе на радость. А в итоге все мы знаем, чем дело кончилось. Герой пошел на поводу у общества, которое вынуждало своих адептов жить лицемерно и праздно. Истинные нравственные ценности потерялись в яркой мишуре из уступок и условностей.

Чтобы не допускать подобных казусов, достаточно прислушиваться к своим истинным желаниям и четко понимать, чего ты хочешь сам. А если уж и готов продать душу лукавому в обмен на сомнительные однодневные удовольствия, то не вини его потом, ведь на войне, как говорится, все средства хороши.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Человеческая натура сложна и витиевата в разрезе своих непростых особенностей психотипа и личностных черт характера. Каждый из нас индивидуален в своих способностях, мировоззрении, поступках, особенностях поведения и деятельности в целом. При этом всех людей объединяют морально-этические принципы, благодаря которым они способны сосуществовать и взаимодействовать в едином устойчивом обществе.

Но часто сознание людей охватывают порывы, которые идут наперекор устоявшимся принципам общественности и собственно правильному пониманию положения вещей. Такие порывы заставляют человека поддаться искушению – одному из самых пагубных воздействий на человеческое сознание.

История понятия "искушение"

Что представляет собой искушение как понятие? Берущее свои истоки из запредельного прошлого, оно находит свое отражение в библейских писаниях в главе о человеческом грехе. Наверное, нет ни одного православного верующего, христианина, который бы не был посвящен в писание о райском саде и о прелюбодеянии Адама и Евы, которое было совершено ими вследствие искушения.

Ева имела неосторожность попробовать злосчастное яблоко, такое красивое и аппетитное с виду. Гремучий змей порока и грешной страсти поработил мужчину и женщину, подверженных эйфории и наслаждению от съеденного греховного плода, и отравил их ядом пошлости и порока. Отсюда и идет отождествление понятия искушения с грехом, оплошностью, проступком, постыдным деянием. Но что обозначает данное понятие в современном мире?

Значение слова «искушение»

В отличие от религиозной трактовки данного понятия, сегодняшняя терминология исключает из него факт конкретно грехопадения. Искушение – это спровоцированное желанием получить нечто запретное, чувство, характеризующееся проявлением слабоволия в отношении чего-либо недопустимого.

Этому чувству может бессознательно поддаться любой человек без исключения, поскольку оно не выбирает, кого посещать. Искушение – это порочное влечение, желание произвести грешное деяние вод воздействием постыдной наклонности или страсти, которое провоцирует людей на измену своим идеалам, убеждениям, принципам.

Негативное влияние искушений на человека

Как проявляется на человеке, его деятельности и поведении, чувство искушения? Это можно сравнить, наверное, с теми ощущениями, которые чувствует наркоман во время отрезвления и желания приобрести новую дозу. Иными словами, он ощущает «ломку»: его состояние ухудшается, причем морально ему намного тяжелее, нежели физически справиться с этим побочным эффектом.

Зависимость от искушения тоже моральная, душевная - человек ощущает ее именно на эмоциональном уровне. Его мысли постоянно крутятся вокруг запретного плода, который хочется поскорее «съесть».

Искушение на примере измены

Самый типичный пример: мужчина намеревается изменить своей жене с другой женщиной, но пока никак не решится на это, поскольку все-таки ценит свой брак. И вот он ходит, смотрит на эту женщину, в лице которой видит потенциальную любовницу, думает о ней беспрестанно, начинает ощущать нервозность. В конце концов, он, приходя с работы домой, начинает в первую очередь придираться к своей жене по любому поводу, искать ее оплошности, чтобы хоть как-то для самого себя оправдать свое же негожее поведение, проявляющееся в желании совершить акт плотских утех не с той женщиной, которую когда-то взял в жены, а с молоденькой сексуальной и невероятно привлекательной девушкой из соседнего дома.

Доходит до того, что мужчина плохо спит, практически теряет аппетит, у него ухудшается мозговая активность, и на работе он тормозит собственный производственный процесс. В итоге его терпение лопается, искушение страстью берет над ним верх, и он поддается порочному влечению, изменяя супруге с такой желанной для него женщиной.

Искушение деньгами

На самом деле видов пресловутого порочного желания согрешить существует масса. Один из наиболее распространенных из них – искушение деньгами.

Человек по своей натуре отличается желанием постоянно находиться в зоне своего комфорта. А комфортно люди зачастую себя чувствуют, когда они счастливы. В свою очередь, счастье у очень многих людей на сегодняшний день заключается в деньгах. Точнее – в их количестве. Ведь их постоянно мало. Мало денег на себя, на проведение собственного досуга в таком ракурсе, котором хочется, мало денег на детей, ведь нужно оплатить дорогостоящее обучение, мало денег на реализацию своих желаний, которые заключаются в отдыхе за границей.

Желание иметь большое количество денег провоцирует человека поддаться искушению и совершить какое-либо неприличное, постыдное, а иногда и вовсе противозаконное действие. Совершить на работе незаконную финансовую операцию; подставить ради получения премии коллегу и испортить его труд; украсть, ограбить банк или жилой дом с непредвиденными последствиями – все это мерзко, отвратительно, неприемлемо, но люди идут на это, претерпевая назойливое искушение души.


Искушение и зависть

На разных чашах весов часто также находятся такие понятия, как благородство и искушение завистью. Печально констатировать этот прискорбный факт, но нынешнее общество медленно и уверенно деградирует, все чаще проявляя на практике свое малодушие. И благородных людей среди нынешнего социума становится все меньше и меньше, в то время как количество завистливых прямо пропорционально растет.

Искушение дьявола в обличье зависти проникает в далекие уголки сознания человека и прочно там закрепляется, усиливая свое влияние на его мысли и думы, заставляя злословить на человека, который имеет больше, который успешнее, который пользуется благосклонностью окружающих. Так, очень часто женщины завидуют своим подругам, которые в разы стройнее их самих. Мужчины завидуют своим начальникам, у которых есть дорогие машины и огромное количество женщин. Даже ребенок подвергается этому вопиющему ощущению, когда смотрит на сверстника с такими замечательными игрушками, которых у него самого нет.


Искушение властью и славой

Еще один греховный человеческий порыв – честолюбие. Желание иметь власть над людьми или имуществом, обладать славой и купаться во всеобщем внимании и признании также считается малодушным человеческим качеством. Ведь стремиться нужно к общественному равноправию, которое будет пресекать развитие конфликтов, междоусобиц и, в конце концов, войн между целыми народами. А людям почему-то, наоборот, хочется быть выше, богаче и известнее других. Им хочется, чтобы их почитали в обществе как нечто более высокое, нежели остальной социум. И это не похвально.


Искушение алкоголем

Значение слова «искушение» в ракурсе проблемы алкоголизма и пьянства отождествляют с ядовитым зеленым змием, отравляющим жизнь зависимому от алкоголя человеку. Вот здесь можно даже посочувствовать людям, попавшим в сети хмельной паутины, и пожалеть их. Ведь очень часто зависимые люди-алкоголики пытаются вырваться из окольцевавших их змеиных пут. Они обращаются в клиники, вытрезвители, платят огромные суммы денег за лечение новейшими препаратами и курсы современных технологических лечебных процедур. Все это ради того, чтобы избавиться от соблазна вновь злоупотребить алкоголем. Подобного рода искушение – это воистину тяжелейший недуг, с которым некоторые не справляются до самой своей кончины.


Искушение прелюбодеянием

Немного иначе относится нынешняя общественность к греховным мыслям о прелюбодеянии. Современные люди относятся к сексу и сексуальным отношениям как к нормальному процессу. Искушение Евы в райском саду, в библии считаемое тяжелейшим грехом, ныне таковым не является. Более того, сегодня плотские утехи считаются одним из любимых занятий людей, состоящих в отношениях, в браке, связанных семейными узами и чувствами любви. Здесь, скорее, речь идет о физиологическом искушении, синонимом которого является соблазн. Соблазн предаться плотской любви, соблазн предаться страстному порыву.


Искушение и религия

Еще одним видом порочного греховного мышления является искушение в религии. Оно проявляется в стечении конкретных обстоятельств внутренних и внешних факторов жизни христианина и провоцирует прохождение им испытания на устойчивость его веры.

Эта приверженность своим религиозным убеждениям находит свое отражение в прилежности в выполнении догм и соблюдении всех библейских заповедей. Исходя из того, что для достижения этой убежденности нужно приложить немалые усилия, понятие искушенности здесь часто используется в значении страданий и скорби, потому как само по себе сомнение в собственной вере переживается верующим тоже как страдание.


Как бороться с искушениями

Можно еще долго говорить о различных видах соблазнов, порочных мыслей, запретных деяний. Но существует ли панацея от этого греховного чувства? Можно ли избежать влияния пагубных ощущений, провоцирующих людей на непристойные, а порой и преступные действия и поступки? Здесь все зависит от вида искушения и силы пагубного влияния на сознание человека.

Как побороть искушение деньгами:

  • прекратить считать чужие средства;
  • найти достойную высокооплачиваемую работу и предаться самоотверженному труду;
  • составить план своих целей в виде схемы и отмечать на ней каждый победный скачок в их достижении.

Как побороть зависть:

  • перестать себя сравнивать с другими;
  • начать стремиться сегодня себя сделать лучше, чем вчера;
  • совершенствовать свои навыки и умения, чтобы гордиться собой, а не завидовать кому-то.

Как побороть честолюбие:

  • найти свое предназначение в благотворительности;
  • чтобы люди говорили о человеке хорошо, ему нужно заслужить их благосклонность хорошими поступками и достойным поведением;
  • помогать ближним, и тогда они ответят тем же в ответ.

Как побороть искушение алкоголем:

  • обратиться в клинику по борьбе с алкоголизмом;
  • попросить помощи у родных и близких;
  • определить для себя стойкую необходимость стать нормальным независимым человеком и планомерно двигаться к достижению своей цели.

Как побороть желание изменить супруге:

  • прекратить искать в жене изъяны;
  • побольше уделять ей своего внимания – от заботливого участия мужчины жены очень часто расцветают и начинают выглядеть и относиться к мужу по-новому;
  • перестать искать утешения в объятьях девушек легкого поведения и направить все усилия на сохранение своих отношений.

Как побороть искушение в религии:

  • продолжать веровать;
  • быть приверженцем собственных убеждений;
  • никогда не сомневаться в том, что является силой душевного равновесия, – никогда не сомневаться в собственной вере.

Отказавшись от греховных порывов, мыслей и действий, направив все свои усилия на достижение собственного превосходства над самим собой в прошлом, люди смогут жить и радоваться жизни намного чаще, чем в постоянном искушении «запретным яблоком».

Если не спорится какое-то дело, как понять - нет воли Божией или это козни диавола?

Если мы творим добро, исполняя заповеди Божий, то диавол нам обязательно будет козни строить. Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, и если после него не было искушения - Богом не принято". Когда нам препятствует Господь? Когда видит, что мы можем много зла натворить, тогда Он и препятствует нашим грехам, предохраняет нашу душу.

Почему у русских нет того единства, той сплоченности, которые есть у всех других народов?

Как-то был я в г.Фрунзе, в Киргизии, там живет о.Геннадий. Пришел он к уполномоченному по делам религии, а уполномоченный - киргиз, мусульманин. Он и говорит: "Я удивляюсь, что за Православная Церковь! Постоянно в храмах меняются старосты. Все какое-то неустройство. У вас в Церкви нет мира и покоя. Вот, в нашей мусульманской общине один староста выбран, и все спокойны, никто никого не притесняет. Берите пример с нашей общины." О.Геннадий говорит:

Вы же молитву "Отче наш" не читаете?

А мы постоянно молимся этой молитвой, а в ней в конце: "...и избави нас от лукаваго", который постоянно нападает, всякого рода искушения посылает. Почему? Да потому, что Христова Церковь - это Церковь воинствующая. Идет брань, идет война диавола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И диавол искушает каждого христианина. У вас ведь нет Христа? Поэтому вас диавол и не искушает.

Вот так он объяснил.

Когда в России было единство веры, были и мир, и любовь. Но как только мы отпали от Церкви, от Бога, сразу попали в плен демонам, и теперь не можем вырваться оттуда, не знаем, как сделать это. Церковь знает выход и учит, где найти правильный путь. Надо вернуться к Богу, вернуться в Церковь, покаяться, принести достойные плоды покаяния, исправиться, и тогда Господь примет нас в Свои объятия и скажет: "Не бойся, малое стадо" (Лк. 12,32), Я всегда с тобой.

Что такое искушение?

Искушение - это проверка нас на духовную стойкость. Всегда бывает искушение перед таинством или после него. Недавно повенчали мужа с женой. Они уже имели ребенка, но жили не в церковном браке. Гриша - их мальчик, маленький, годика два, такой уж смиренный! Подходит под благословение, голову склонит, ручонки - ладонь на ладонь - тянет. Ничего не говорит, а стоит благословения просит. Родители после венчания пришли домой. Отец прилег отдохнуть на диван. Сын взял туфлю матери на тонкой- тонкой шпильке, размахнулся и отцу в висок! Уда- рил так, что тот сознание потерял... Сразу после таинства было искушение.

Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, если после него у тебя не было искушений, оно Богом не принято!" Демоны стараются мстить за каждое доброе дело, сделанное человеком. Они не терпят святости.

Очень хочется жить по заповедям Божиим и быть подобным Ангелам. Но выходишь из дома - и масса искушений.

В Священном Писании сказано: искушения должны прийти, они нужны для воспитания нашей души. И Господь смотрит: будем мы вести борьбу или отдадимся в плен этим искушениям?

Когда идет война, человек старается не попасть в плен, для этого он применяет все необходимое: укрепляется в окопе, отстреливается, лишь бы не попасть врагу. А здесь идет духовная война. Тоже надо использовать все, чтобы не попасть в плен демоническим силам. Этим мы доказываем верность и преданность Господу.

Есть два сорта людей. Одни "из пальца высасывают" скорби. Заводятся на пустяках, не берегут ни свой душевный мир, ни мир души ближнего. "Не туда ложку положил, не так хлеб рукой взял..." - на все мелочи обращают внимание.

Но есть и другие люди. Они даже в тяжелых скорбях, в болезнях мужественные, крепкие, сильные. Ни на что не обращают внимания, потому что вся их земная жизнь - подготовка к жизни в потустороннем мире. Они за все благодарят Бога. Такие крепкие, сильные души нужны для Царствия Божия. А слабые там не нужны.

С трудом противостою тем искушениям, на обдумывание которых нет времени, они как бы выходят из-под контроля. Как, например, обуздать гнев?

Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.

Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный "компьютер": "Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи".

В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев - это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству. Преподобный Силуан говорит: "Косо посмотрел на брата своего - благодать Божия отошла от тебя". А какое там "косо посмотрел"! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.

У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть - это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.

Но если мы сосредоточимся на желании "завтра я не гневаюсь", то в искушении найдем силы, опору устоять.

Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: "Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно". Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.

В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову. Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ - ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: "Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик".

Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: "Сократ - жестокий человек!" Они удивились: "Как это так?" - "Да, он очень жестокий!" Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: "Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела".

Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: "Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?" И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: "Отче, так это самый жестокий человек!" - "Да, от природы он неуправляемый. Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят".

Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя. А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.

Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена - сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать. Или бежит по ступенькам: "Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех..." - кощунствует, как считал очку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:

Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют. Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.

Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:

Ну, предоставлю тебя воле Божией.

И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался. Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).

ЗАКАЛКА БОЕМ

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

- Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

- Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

- Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

- В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

- То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

- Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

- Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь - выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

- Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход - относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других- и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

- Как справляться с внутренними искушениями - к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, - дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», - такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство - личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения - это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

- Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

- Молитва помогает переносить искушения легче?

Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» - молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

- Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

Безусловно. Иисусова молитва - это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова - постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал - и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва - всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, - это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» - урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», - говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.