«Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой.

Марина Цветаева с необычайной трепетностью относилась к творчеству Александра Блока, она настолько проникновенно отзывалась о его поэзии, что называла её неземной, будто сотворённой сверх существом. Знакомство их не было близким, хотя Цветаева нередко присутствовала на литературных встречах поэта, всегда очаровываясь его незаурядностью. Александр Блок покорил сердца немалого количества женщин, в том числе и приятельниц Цветаевой. Даже испытывая чувства к поэту, она не упоминала о них, считая невозможной любовь в силу недосягаемости образа, нарисованного ею в мечтах.

Множество прекрасных поэтических произведений были посвящены Цветаевой предмету её незыблемого обожания. Написанное в 1916 году «Имя твоё - птица в руке» олицетворяет высокую степень восторженности, все строки обнажают главную мысль стихотворения, - наиболее из значимых чувств на жизненном пути автора обращены к Блоку.

Его имя приводит к различным ассоциациям и порождают меткую образность в описании. Употребляемые эпитеты с точностью дают понять читателю осознанную степень восхищения, с которой Цветаева передаёт свои бесконечно сильные эмоции. Но каждая строка будто пронизана размышлением, что этот человек, чьё имя переливается разными гранями, наделён мистическими качествами. Загадочное творчество Александра Блока, напрочь лишённое земной обыденности, не оставляет возможности поэтессе думать о каких-либо романтических отношениях. Она искренне убеждена в недостойности ею этого человека, обожествляя его.

Кажется, это ведь всего одно слово, обозначающее имя, но Цветаева настолько мастерски проникновенно раскрасила в своём стихотворении детальную тонкость ассоциаций, что непроизвольно воображается каждое её сравнение. И это даёт право по достоинству оценить чувства, переполняющие душу автора. Цветаева, осознавая недосягаемость своего кумира, сочетает в его имени самые неожиданные художественные определения, здесь летящий мячик, что удалось поймать, и кусочек льда на устах. И даже громкость, с которой произносится его имя передаётся в строках непревзойдённо точно.

Делая анализ стихотворения «Имя твоё - птица в руке» Марины Цветаевой, становится предельно ясно, что оно написано с неподдельной чувственностью, каждое слово здесь пропитано искренностью. Заключительные строки дают тому подтверждение, говорящие о глубине сна поэтессы с именем своего героя, ведь она действительно засыпала, держа в своих руках томик его произведений.

Подлинность испытываемых чувств наглядно воплотилась на бумаге в бессметное стихотворение, анализируя которое читателю передаются не только душевные порывы автора, но и вся значимость испытуемой сердечной склонности.

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.

Анализ стихотворения «Имя твое - птица в руке» Цветаевой

М. Цветаева с большим трепетом и уважением относилась к творчеству и самой личности А. Блока. Между ними практически не было никаких, даже дружеских отношений. Отчасти это объясняется тем, что поэтесса боготворила поэта-символиста, считая его неземным существом, по ошибке посетившим наш мир. Цветаева посвятила Блоку целый цикл стихотворений, включающий в себя «Имя твое — птица в руке…» (1916 г.).

Произведение, по сути, является набором эпитетов, которыми поэтесса наделяет фамилию Блока. Все они подчеркивают нереальность поэта, в которой была уверена Цветаева. Эти разнообразные определения объединяет стремительность и эфемерность. Состоящее из пяти букв имя (согласно дореволюционному правописанию на конце фамилии Блока писалась буква «ер») для поэтессы подобно «одному-единственному движению губ». Она сравнивает его с предметами (льдинка, мячик, бубенец), находящимися в движении; кратковременными, отрывистыми звуками («щелканье… копыт», «щелкающий курок»); символическими интимными действиями («поцелуй в глаза», «поцелуй в снег»). Цветаева умышленно не произносит самой фамилии («ах, нельзя!»), считая это кощунством по отношению к бестелесному существу.

Блок действительно производил сильное впечатление на нервных девушек, которые часто в него влюблялись. Он находился во власти созданных в своем воображении символов и образов, что позволяло ему оказывать необъяснимое влияние на окружающих. Цветаева попала под это влияние, однако сумела сохранить оригинальность собственных произведений, что несомненно пошло ей на пользу. Поэтесса очень тонко разбиралась в поэзии и разглядела в творчестве Блока настоящий талант. В стихотворениях поэта, которые для неискушенного читателя представлялись полной бессмыслицей, Цветаева видела проявление космических сил.

Безусловно во многом эти две сильные творческие личности были схожи, особенно в способности полностью отрешиться от реальной жизни и существовать в мире собственных грез. Причем Блоку это удавалось в невероятной степени. Именно поэтому Цветаева до такой степени уважала и втайне завидовала поэту-символисту. Главное отличие поэтессы от впечатлительных барышень заключалось в том, что о любовном чувстве не могло быть и речи. Цветаева не представляла себе, как можно испытывать слишком «земное» чувство к эфемерному существу. Единственное, на что рассчитывает поэтесса — духовная близость без каких-либо физических контактов.

Стихотворение завершается фразой «С именем твоим — сон глубок», которая возвращает читателя к реальности. Цветаева признавалась, что часто засыпала за чтением .

Среди всех поэтов и писателей, которые окружали Марину Цветаеву во время ее творческого рассвета, она поддерживала лишь стихотворные работы А. Блока. Его рифмованные творения вызывали у нее восторг. Она неоднократно замечала, что стихотворения Блока словно посланы свыше и написаны под влиянием неземной силы. Остальных же товарищей по творчеству Цветаева просто не воспринимала всерьез.

Поэтесса никогда откровенно не говорила о тех чувствах, которые испытывает по отношению к Александру Блоку. Конечно, женщина неоднократно посещала его литературные вечера, безотрывно наблюдала за поэтом, за его жестами, повадками и поведением. И это не удивительно, ведь Блок имел необычайное обаяние. В него влюблялись многие женщины того времени. Однако Цветаева не могла представить себя в любовных отношениях с этим человеком. Он был для нее вдохновением.

Своему кумиру Цветаева презентовала один из циклов своих творческих работ. В 1916 году мир узнает смысл стихотворения «Имя твое - птица в руке …».

Прочтя данную работу, читатель в полной мере может понять и почувствовать все то, что испытывала поэтесса. Она сравнивает его имя с птицей, которую можно подержать в руке. Она неоднократно проговаривает те заветные и желанные пять букв, из которых ранее состояла фамилия Блока. Цветаева восхваляет поэта, она не может представить его рядом с собой, в любовной связи.

Далее, читатель может заменить небольшую слабость поэтессы, которая все-таки пишет о том, что имя поэта – словно поцелуй в глаза. Однако такое настроение в рифмованных строках овеяно прохладой. Ведь Марина Цветаева относит Блока к идеалам, которые не могут существовать в природе, а значит, он как-то связан с потусторонним пространством.

Даже после смерти поэта, Цветаева относила его к человеку – загадке. В какой-то степени, она обожествляла Александра Блока, поэтому, не смела ставить свое имя наравне с ним. Поэтесса так часто засыпала с небольшим сборничком стихов Блока.

В своей работе она пишет о том, что с именем поэта сон ее так глубок и так спокоен. Он являлся перед ней, и они общались. Цветаева задумывалась над настоящей духовной связью, которая могла существовать между ней и ее кумиром. Однако, это были домысли восхищенной женщины и не более. Ведь Цветаеву и Блока разделяли сотни и десятки километров. А встречи поэтов происходили очень редко.

В русской литературе XX века творчество Марины Ивановны Цветаевой стоит особняком. Её произведения отличаются особой эмоциональной напряженностью и экспрессивностью. Неординарность, неуёмность, постоянное стремление к свободе и к правде сближают Цветаеву с ещё одним известным русским поэтом Александром Александровичем Блоком,который в своеобразной степени повлиял на творчество поэтессы.

Цветаева не была лично знакома с поэтом, но своё преклонение перед ним она пронесла через всю жизнь. В поэзии Марины Цветаевой можно выделить целый пласт произведений, посвященных Александру Блоки и его твочеству. Наиболее известное из них - стихотворение "Имя твоё - птица в руке..."

В нём Блок предстает перед нами не как поэт-символист или поэт-мистик,а как недосягаемый идеал,образец. Цветаева буквально боготворит поэта,внемлет ему,восхищается. Темой это произведения является тема поэта и поэзии. Отношение Марины Цветаевой к творчеству Александра Блока раскрывается в трепете пред одним только именем стихотворца. Практически, всё произведение это и есть имя,а вернее, фамилия, Блокъ (вот почему "имя твоё - пять букв). Цветаева проявила себя как не препревзойдённый художник слова. Созданные ей динамичные, мгновенные образы создают реальную звуковую картину, передают чувства вкуса и осязания.

Итак, Цветаева почти во всём слышит заветное "Блок" - оно занимает собой всё пространство. Следует заметить градацию образов - от почти неслышимого звука "мячика,пойманного на лету" до "громко имя твоё гремит" и звонокого щелчка курка возле самого уха. Такая последовательность говорит об усилении эмоций,которые в конце переходят в интонационный взрыв:

"..Имя твоё,-ах, нельзя!-

Имя твоё - поцелуй в глаза.."

Многочисленные тире,знак восклицания,междометие "ах" показывают отрывочность чувств и мыслей поэтессы. Блок для неё - что-то необъемлимое,непередавемое,возвышенное и потому запретное.

Последние 6 строк стихотворения раскрывают трагичекое настроение произведения.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.

Цветаева вводит мотив смерти и одиночества. На мой взгляд,в этих строчках слышится страх, горечь утраты. Ведь для поэтессы Блок -что-то неуловимое,ей важно каждое мгновение,каждый звук его имени. Аллитерация(повторение звуков [л] ,[л"]) создает образ чего-то холодного,таинственного, кажется,будто мы заглянули в самые закрытые,сокровенные уголки души Цветаевой.

Произведение состоит из 3 строф,каждая из которых имеет особое значение. В первой создается метафоричный, ощутимый образ Блока ("птица в руке", "льдинка на языке). Во второй - фонетический образ. В третьей раскрывается непосредственное отношение к поэту. Смежная рифмовка делает стихотворение динамичным и в тоже время целым, законченным.

Интересен синтаксис данного произведения. Автор использует безглагольные синтаксические конструкции,чем усиливает эмоциональность стихотворения. Тире заставляет сделать паузу, что тоже несет в себе особую, смысловую нагрузку. Анафора "имя твоё" акцентирует внимание на ключевом образе произведения,делая его возвышенным,исключительным.

Данное,посвященное Блоку произведение звучит колоритно и образно. Метафоры ("птица в руке", "льдинка на языке") - они выражают эмоциональное отношение к поэту; эпитеты ("нежная стужа недвижных век"); олицетворение ("назовет курок"), что делает образ Блока более живым, запоминающимся.

Несомненно,это стихотворение - образец суггестивной лирики, Цветаева словно заражает нас чувством восхищения и преклонения перед Блоком и его творчеством.

"Имя твоё - птица в руке" -одно из самых известных произведений Марины Цветаевой. Особая эмоциональность,экспрессивность,глубина и искренность эмоций не могут не оставить в душе читателей те чувства,которые испытывала к писателю Блоку сама поэтесса.

«Имя твое - птица в руке…» Марина Цветаева

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.

Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое - птица в руке…»

Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом.

Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека. Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви. Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать.

Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку». Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году. Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни.

Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. «Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв», — утверждает автор. Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса. Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются. «Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту» — вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. «И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок», — отмечает поэтесса.

Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: «Имя твое – поцелуй в глаза». Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе. Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического. И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком.

Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: «С именем твоим – сон глубок». И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках. Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком. Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается. Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души.