Илон Маск взял ипотеку на $61 млн. Элон Маск: биография, личная жизнь, карьера, состояние

Канадо-американский фантаст Уильям Гибсон, считающийся основателем жанра киберпанк, утверждает, что будущее уже наступило, просто распределено оно неравномерно. Это утверждение вспоминается, когда узнаешь о какой-нибудь технологической новинке или о научном прорыве в ходе очередного исследования.

Не менее интересны и люди, стоящие за этими проектами – Джон МакАфи, Илон Маск и другие. По мотивам биографии каждого из них можно снять фильм, который даст фору любому художественному вымыслу. Особенно интересным вышел бы фильм об Илоне Маске.

Детство и юность

Родился будущий изобретатель, предприниматель и миллиардер 28 июня 1971 года. Произошло это в Претории – административной столице Южно-Африканской Республики. Илон был первым ребенком в семье южноафриканского предпринимателя Эррола Маска и его жены, канадской модели Мэй Маск (в девичестве Хальдман). Позже у Илона родилась сестра Тоска, ставшая телережиссером, и брат Кимбал, будущий предприниматель и венчурный капиталист.


В раннем возрасте Илон был очень замкнутым мальчиком – играм с другими детьми он предпочитал чтение книг. Эррол отмечал, что его старший сын рос весьма любознательным ребенком, чей образ мышления разительно отличался от образа мышления ровесников. Илону было четыре года, когда он поинтересовался у родителей, где начинается и заканчивается мир.

В 1979 году Эррол и Мэй развелись. По согласию сторон дети остались жить с отцом. В школе Илон часто вступал в конфликт со сверстниками, что однажды привело к серьезным травмам, мальчика пришлось срочно госпитализировать.


Илон Маск и его брат Кимбал

На десятилетие Илон получил в подарок от отца восьмибитный персональный компьютер «Commodore VIC-20». Подарок мальчику понравился, и он сразу же увлекся программированием. Спустя два года будущий предприниматель продал разработанную им игру «Blastar» за 500 долларов. Позже эти деньги пошли на первую серьезную инвестицию Илона, вложенную в фармацевтическую компанию, за которой Маск следил посредством СМИ. К моменту выпуска из школы на счету Илона уже была солидная сумма.

По окончании школы Илон и Кимбал перебрались в Канаду, к матери. Там Илон поступил в местный вуз – Королевский университет в Кингстоне (округ Онтарио). Следующим вузом, в котором отметился парень, стал Пенсильванский университет.


Во время учебы в Пенсильвании Илон вместе c товарищем Адео Ресси снимал десятикомнатный дом, в котором парни устраивали грандиозные вечеринки, из-за чего несколько раз оказывались на грани исключения из университета. Тем не менее, Илон сумел окончить вуз, получив степень бакалавра по физике и экономике. После этого он решает продолжить обучение в частном Стэнфордском университете, но бросает эту затею, решив заняться реализацией стартапа, разработанного совместно с братом.

Начало карьеры

Первым проектом Илона становится «Zip2», идея которой пришла Илону и его брату Кимбалу во время разговоров в 1996 году. Одолжив у отца некую сумму денег, парни начали работу. «Zip2» занималась разработкой ПО для новостных компаний. В числе клиентов компании были «The New York Times» и «Pulitzer Publishing».


Через три года компания была продана производителю ПК «Compaq Computer Corporation». Однако предложения поступали и раньше. Илону с большим трудом удалось убедить коллег, что стартап еще не до конца раскрыл свой потенциал, и что позже компанию удастся продать более выгодно.

Так и произошло: в 1999 году «Zip2» была продана за 308 миллионов долларов, из которых самому Илону досталось 22 миллиона. Основная часть вырученных денег ушла на финансирование нового проекта, а на оставшиеся Маск приобрел спорткар «McLaren F1». Дальнейшая биография Илона тесно переплетена с его проектами.

«PayPal»

После продажи «Zip2» Илон запустил проект «X.com». В 2000 году Маск познакомился с Питером Тилем (во время автогонки с которым Илон и разбивает свой «McLaren F1»), в чьей компании «Confinity» уже велись разработки аналогичного проекта под названием «PayPal». Было решено провести слияние, чтобы совместно решить вопрос создания полноценной электронной денежной системы.

Во время работы между Илоном и советом директоров нередко возникали споры. Главный спор касался названия: Маск желал, чтобы проект именовался «X.com», в то время как другим по душе был вариант «PayPal».

Ситуация разрешилась неожиданно: во время полета Илона в Австралию было созвано срочное заседание совета директоров, по результатам которого Маска уволили, а его обязанности передали Питеру Тилю. Решение было несправедливым, ведь именно идеи Илона привели к быстрому росту предприятия.

В октябре 2002 года «PayPal» была продана крупнейшему в мире интернет-аукциону еBay за полтора миллиарда долларов. На продаже дебетовой электронной платежной системы Маск заработал 175 миллионов долларов, 100 миллионов из которых были сразу же вложены в проект «SpaceX», а 70 миллионов – в «Tesla Motors».

В 2010 году Илон вкладывает деньги в компанию «Stripe», являющуюся конкурентом «PayPal», давая понять руководству последней, что обида еще не забыта. К 2017 году «Stripe» уже серьезно стоит на ногах – компания успела обзавестись партнером в лице «Twitter».

«SpaceX»

По утверждению родных, любимым чтивом Илона всегда была научная фантастика. Это и привело к тому, что в июне 2002 года Маск основал третью по счету компанию – «SpaceX». Новый проект был посвящен частной разработке ракет-носителей и космических кораблей. Считается, что до основания «SpaceX» Илон пытался выкупить списанные советские ракеты для работы над другим проектом, но из-за высокой запрашиваемой стоимости пришлось отказаться от этой идеи.


В 2006 году прошла презентация первой ракеты, разработанной и собранной на заводах «SpaceX». Ею стала ракета «Falcon 1», получившая свое имя в честь «Тысячелетнего Сокола» (англ. «Millenium Falcon») Хана Соло – космического корабля из «Звездных войн». С помощью «Falcon 1» удалось вывести на орбиту космический спутник Малайзии.

В декабре 2008 года Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) подписало с компанией контракт на запуск носителей и космических кораблей «SpaceX» к международной космической станции. Сумма контракта составила 1,6 миллиарда долларов – это спасло Маска от банкротства, на грани которого он был из-за глобального финансового кризиса 2008 года.


В январе 2016 года руководство «SpaceX» заявило о планах реализовать полет на Марс к 2020-2025 году.

К числу недавних проектов «SpaceX» относится разработанный компанией скафандр, фото которого Илон выложил у себя в «Инстаграме» 23 августа 2017 года. Дизайн защитного костюма отсылает к культовым фантастическим лентам вроде «2001: Космическая Одиссея», «Чужой» и «Звездный путь». Маск признался, что было нелегко соблюсти баланс между функциональностью и эстетичным внешним видом скафандра.

«Tesla»

Компания «Tesla» была основана в 2003 году, а у ее истоков стоят Марк Тампеннинг и Мартин Эберхард. Илон Маск не является фактическим основателем компании, однако именно он стал идейным вдохновителем «Tesla» и первым серьезным инвестором (70 миллионов долларов, вырученные с продажи акций «PayPal»). После такого щедрого пожертвования на компанию обратили внимание основатели «Google» и Ларри Пейдж, основатель «eBay» Джеффри Сколл, а также руководство компаний «Toyota» и «Daimler AG».


«Tesla» занималась разработкой и производством экологически чистых электромобилей, за что стала лауреатом «The Crunchies» в номинации «Лучшее экологическое начинание 2007».

Первый продукт компании – электромобиль «Tesla Roadster» - поступил в продажу в 2008 году.

28 июля 2017 года на фабрике «Tesla» в Фремонте (штат Калифорния) первые 30 покупателей, сделавших предзаказ «Tesla Model 3», получили ключи от новых электромобилей компании.

Личная жизнь

Впервые Маск женился в 2000 году на девушке Джастин (Жюстин), с которой вместе учился в Королевском университете. Позднее Джастин стала популярной канадской писательницей и родила Илону шестерых сыновей: Неваду Александра, Ксавьера, Саксона, Гриффина, Дамьена и Кая. В 2008 году пара разошлась.


Практически сразу Илона увидели в компании английской актрисы . В 2010 Илон и Талула сыграли свадьбу, а в 2012 разошлись, чтобы вновь пожениться в 2013 году. Повторный брак продлился до 2016 года.

23 апреля 2017 года стало известно о новой девушке Маска, ею стала бывшая жена , голливудская актриса («Альфа Дог», «Никогда не сдавайся», «Добро пожаловать в Зомбиленд», «Лига Справедливости»).

Жизнь Илона насыщена событиями. В декабре 2016 года стал членом Президентского форума по стратегии и политике, состоящего из 16 американских предпринимателей. Задача организации – консультировать президента США по вопросам создания новых рабочих мест, повышения производительности труда, а также по вопросам, касающимся экономического роста государства.


В том же году была основана новая компания Илона – «Neuralink». В краткосрочной перспективе компания займется устройствами для лечения сложных заболеваний головного мозга. Также в планах начать усовершенствование людей путем внедрения имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов.

Помимо этого Маск занят в других проектах, в числе которых новые разработки «SolarCity» – компании его кузенов Питера и Линдона Райвов, а также экспериментальные запуски сверхскоростного поезда «Hyperloop».


7 октября 2017 года губернатор Пуэрто-Рико в «Твиттере» объявил о том, что Илон Маск вызвался помочь восстановить электроснабжение острова, пострадавшего из-за урагана «Мария».

К слову, сам Илон тоже успел стать героем книги, написанной писателем и журналистом по имени Эшли Вэнс.

Оценка состояния

В 2015 году в Интернете появились неофициальные данные, согласно которым состояние Илона Маска – 13,1 миллиарда долларов США.

Уже в следующем году появилась и официальная информация, предоставленная изданием «Forbes». Согласно информации американского финансово-экономического журнала, Маск владеет суммой, равной 10,7 миллиарда долларов.

Цитаты

  • О третьей мировой войне: «Китай. Россия. Скоро все страны будут сильны в компьютерных науках. Конкуренция за первенство в сфере искусственного интеллекта на национальном уровне, вероятно, станет причиной начала третьей мировой войны».
  • О матрице: «Приходится надеяться, что мы все живем в симуляторе».
  • О виртуальной вселенной: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование».

2018 год уже стал худшим в истории. Производитель электрокаров до сих пор не может выйти на заявленные производственные мощности, квартальные убытки растут рекордными темпами, репутация трещит по швам, инвесторы негодуют, а эксцентричное поведение Маска только подливает масла в огонь. Теперь его пытаются засудить акционеры и британский водолаз, а Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) что-то вынюхивает на предмет финансовых манипуляций. Главный новатор современности всерьез рискует попасть под гражданское, а то и уголовное преследование. Как Илон Маск тянет собственную компанию на дно - в материале .

Твиты крутятся - лавэха мутится

В начале августа по всему интернету мгновенно разлетелась новость о том, что Маск собирается все акции Tesla и превратить ее в частную компанию. Об этом предприниматель легко и непринужденно сообщил в своем Twitter, добавив, что «финансирование обеспечено». По словам Маска, он был готов заплатить за каждую акцию Tesla 420 долларов, что превышало текущее на тот момент рыночное предложение примерно на 15 процентов. Заявление главы компании мгновенно спровоцировало ажиотаж на рынке ценных бумаг, поскольку желающие подзаработать на разнице цен кинулись скупать акции Tesla, в результате чего котировки выросли на семь процентов.

Чуть позже в тот же день глава Tesla подогрел ситуацию, сообщив, что не будет продавать свой пакет и для верности еще раз повторил свое предложение. В итоге NASDAQ даже была вынуждена на какое-то время приостановить торги акциями Tesla, а на момент их закрытия котировки акций компании прибавили в общей сложности 11 процентов. По подсчетам , на паре постов в Twitter Маск заработал 1,4 миллиарда долларов. Правда, через несколько дней объявились те, кто деньги, наоборот, потерял.

«Шортисты», или акционеры Tesla, играющие на понижение, потеряли на скандальном твите Маска в сумме более миллиарда долларов. Некоторые из них объединились для обращения в суд. Истцы утверждают, что глава Tesla нарушил законодательство о ценных бумагах, а его заявление об обеспечении финансирования вывода компании с биржи недостоверно. Иными словами, недовольные акционеры уверены, что Маск преследовал одну единственную цель: толкнуть акции вверх. Однако действия главы компании не понравились не только «шортящим» акции Tesla инвесторам - достоверность его слов и Комиссия по ценным бумагам США.

Ловко соскочил

Свою инициативу Маск объяснил тем, что превращение в частную компанию помогло бы успешному развитию Tesla. Он отметил, что статус публичной компании скорее вредит ее продвижению, в частности, из-за необходимости обнародования квартальных финансовых отчетов и колебаний курса акций. Однако как всегда громкие заявления предпринимателя вылились почти в недельное молчание. 13 августа Маск обнародовал обновление, заявив, что компанию готов выкупить Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (PIF), у которого уже есть пятипроцентный пакет акций. Тем самым он подтвердил информацию источников , сообщавших ранее о заинтересованности Эр-Рияда в Tesla.

Правда, уже 17 августа в интервью Маск сообщил, что выдал желаемое за действительное. По словам источников, переговоры с представителями фонда вселили в бизнесмена уверенность в поддержке начинания, но саудовцы в итоге не подтвердили заинтересованности в приватизации Tesla. Одновременно в СМИ слухи, что PIF ведет переговоры с конкурентом американской компании - китайским стартапом Lucid Motors, а выкуп Tesla может профинансировать Space X. Правда, откуда у другой компании Маска 66 миллиардов долларов - столько потребуется для выкупа без учета пакета CEO компании - не уточнялось.

Еще через несколько дней Маск объявил, что все останется как есть - Tesla не будет частной. «Исходя из отзывов, которые я получил, очевидно, что большинство нынешних акционеров Tesla считают, что нам лучше оставаться публичной компанией», - говорится в сообщении, размещенном в официальном блоге производителя электромобилей. По словам Маска, он и раньше знал, что процесс преобразования в полностью частную компанию будет сложным, но после консультаций понял, что он окажется «еще более затратным по времени и сбивающим с толку».

А воз и ныне там

Помимо новых разбирательств о себе дают знать и старые проблемы компании - а именно ее убыточность и трудности на производстве. Отказавшись от идеи делать Tesla частной, Маск признал, что уход с биржи помешал бы увеличить производство электромобилей Model 3, что на сегодняшний день остается приоритетной задачей. Tesla подкралась к объему выпуска Model 3 в пять тысяч машин в неделю на полгода позже обещанного срока - по состоянию на 31 августа еженедельно с конвейера сходят 4588 электромобилей. Маск обещал добиться такого уровня производства еще в конце 2017 года. Более того, по итогам второго квартала 2018 он заявил о планах выйти на уровень производства шести тысяч Model 3 в неделю к концу августа - и снова слова на ветер.

В начале августа компания отчиталась о финансовых результатах за апрель-июнь 2018 года. И хотя совокупная выручка Tesla выросла до четырех миллиардов долларов против 2,79 миллиарда годом ранее и опередила ожидания аналитиков в 3,29 миллиарда, убытки компании также подросли. Чистый убыток за второй квартал составил 717,5 миллиона долларов по сравнению с 336,4 миллиона долларов за аналогичный период 2017 года. Но Илон Маск все равно заверил инвесторов, что уже до конца 2018 года компания выйдет на устойчивую прибыль и начнет возвращать долги. Он также извинился перед аналитиками за их прошлую беседу: тогда Маск на «тупые» вопросы и заявил, что ему скучно. А Bloomberg похвалил бизнесмена, написав, что он ведет себя как «настоящий CEO», но в обещания Маска верится с трудом.

Чувак, ты очень странный

На проблемы финансового и производственного характера накладывается экстравагантное поведения главы компании. Последнее время Маск не вылезает из скандалов и уже приобрел славу одиозной фигуры. Теперь с ним судятся не только акционеры Tesla, но и спасавший тайских детей из затопленной пещеры британский дайвер, которого миллиардер бездоказательно «педофилом». Такую реакцию у предпринимателя вызвало то, что водолаз Верн Ансворт раскритиковал мини-субмарину, которую собрали инженеры Space X специально для спасательной операции. По словам Ансворта, у подлодки, которая являлась не чем иным, как пиар-ходом, не было ни единого шанса добраться до детей, заблокированных в пещере. В итоге он заключил, что Маск может засунуть себе эту подлодку куда подальше.. Сам бизнесмен как главный акционер потерял почти 300 миллионов долларов после разборок в Twitter. Он также вступил в словесную перепалку еще с парой подписчиков. Один из них заявил, что Маск выкачивает деньги со всего мира ради своих проектов. На это инженер ответил, что, в отличие от автора вопроса, он создал рабочие места для 300 тысяч человек, и полюбопытствовал, чем может похвастаться подписчик.

В своем Twitter предприниматель то о банкротстве Tesla из-за продажи пасхальных яиц, то из-за краденого рисунка единорога. С точки зрения степени эксцентричного поведения в соцсетях глава Tesla может запросто конкурировать с президентом США . Особенно их роднят склочные отношения со средствами массовой информации. Например, в июле Маск развернул травлю против журналистки Business Insider Линетт Лопес, по словам которой Tesla списывает около 40 процентов сырья на металлолом, а в Model 3 установлены дефективные аккумуляторы. До этого инженер

Приветствую! История успеха Илона Маска напоминает сценарий голливудского фильма. Он участвовал в раскрутке популярной платежной системы PayPal, предложил первый электромобиль для массового потребителя Tesla, основал частную космическую компанию SpaceX и всерьез верит в то, что скоро человечество колонизирует Марс.

Список достижений удивительного человека можно продолжать бесконечно. Его называют новым Стивом Джобсом и современным Леонардо да Винчи. Именно он стал прототипом главного героя фильма «Железный человек». В 2016 году журнал Форбс оценил его состояние в $10,7 млрд.

Встречайте! Сегодняшний герой поста – Элон Маск: биография, достижения, секреты успеха и… разоблачения.

Илон Рив Маск (полное имя миллиардера) – пример фантастического взлета на вершину практически с нуля. Будущий миллиардер и «икона новых технологий» родился в Южно-Африканской Республике.

Мать-канадка трудилась диетологом, британец-отец южноафриканского происхождения – инженером. В школе Илон Маск был изгоем-«ботаником».

Однажды его даже забрали в больницу после того, как подростки столкнули его с лестницы и избивали до потери сознания.

Вместо шумных вечеринок Илон изучал компьютерное программирование. В 12 лет он за $500 продал собственный код для видеоигры под названием Blastar.

После окончания школы в ЮАР 17-летний Элон решил эмигрировать в США. Напрямую сделать это было сложно. Поэтому в 1984 году Маск переезжает к родственникам матери в Канаду, где почти год едва сводит концы с концами, хватаясь за любую работу. Зато в итоге у Элона появляется канадское гражданство.

Через несколько лет он, как и хотел, переезжает в США, выиграв стипендию на учебу в университете Пенсильвании. Там Илон Маск и получил высшее образование: в области физики и в области бизнеса (степень бакалавра).

В молодости его кумирами были Никола Тесла и Томас Эдисон.

Завершив учебу в университете, Илон Маск выбрал три интересные для себя области. Причем, по мелочам он решил не размениваться. Маск сосредоточил внимание на Интернете (тогда он только появился), космосе и альтернативных источниках энергии.

Достижения Илона Маска

Читая биографию Илона Маска, понимаешь, почему его называют современным Леонардо да Винчи. За пару десятков лет он занимался (и добился впечатляющих результатов!) абсолютно разными и, мягко говоря, масштабными проектами.

Программное обеспечение

В 1996 году на пару с братом Кимбалом Маск основал компанию по разработке программного обеспечения для новостных компаний. Проект назвали Zip2. Братья разработали и продали «интернет-гид» таким крупным изданиям как Chicago Tribune и The New York Times.

Всего через три года бренд Compaq выкупил стартап за $308 млн. А Илон Маск стал богаче на $22 млн.
PayPal и X.com

Сразу же после продажи Zip2 Маск стал одним из учредителей компании X.com (финансовые онлайн-услуги). Через год X.com объединился с Confinity (которая управляла системой PayPal). Изначально Маск планировал слить вместе PayPal и X.com. Но слияния так и не произошло.

X.com был преобразован в поддомен PayPal, а затем полностью исчез как бренд. Зато вирусная компания от Маска обеспечила взрывной рост популярной сегодня платежной системы.

Осенью 2002 года PayPal была продана на eBay за $1,5 млрд. Из них целое состояние ($165 млн.) получил Маск (ему принадлежало 11,7% акций компании).

SpaceX

SpaceX стала третьей компанией, основанной Илоном Маском. Space Exploration Technologies «родилась» в 2002 году. Причем, Маск выступил одновременно и генеральным, и техническим директором.

Для тех, кто не в курсе: SpaceX разрабатывает и производит космические ракеты-носители. Первыми «детками» компании стали Falcon 1 и Falcon 9, а первым космическим кораблем – Dragon.

В 2008 году (в самый разгар кризиса, между прочим) новая компания Илона Маска получила крупный контракт на $1,6 млрд. от NASA. Falcon 9 и Dragon должны были заменить собой шаттл, который «списали» в 2011 году. К слову, ракета Falcon 1 стала первым космическим средством на жидком топливе, доставившем спутник на орбиту Земли. Первым, профинансированным из частных источников.

Илон Маск ставит перед собой более чем амбициозную цель: снизить стоимость полетов в космос в 10 раз. В компанию SpaceX сумасшедший бизнесмен вложил $100 млн. личных средств.

Он уверен, что зона человеческого влияния должна обязательно расширяться на соседние планеты. Это позволит снизить угрозу уничтожения человека как биологического вида. Илон Маск всерьез изучает возможность поселения людей на Марсе в течение 10-20 ближайших лет.

Tesla Motors

Маск и Страубел случайно встретились в 2003 году. В ходе встречи Маск узнал о концепте электрического спортивного автомобиля. Он тут же попытался убедить руководство AC Propulsion подумать над форматом коммерческого авто «на электричестве». Но предложение было встречено прохладно…

Тогда Маск вместе с Джей-Би Страубелом, Яном Райтом, Марком Тарпеннингом и Мартином Эберхардом решили создать легендарную (в будущем, конечно) компанию Тесла. Причем, именно Маск обеспечил большую часть финансирования проекта на начальном этапе.

В 2008 году Илон взял на себя обязанности генерального директора и главного дизайнера.

Первый спортивный автомобиль Tesla Roadster разошелся «тиражом» 2500 штук в 31 стране мира. В 2014 году компания Илона Маска выпустила Tesla Model S P85D – самый быстрый электрокар в мире. Авто разгоняется до 100 км/ч всего за 3,2 секунды. Без подзарядки Tesla Model S P85D может проехать 440 км.

В своих интервью Илон Маск часто говорит о том, что в ближайшие 30 лет большая часть автомобилей в США будут ездить на электричестве.

В 2016-м Маск анонсировал новый секретный план. А в марте 2017-го компания Тесла выиграла тендер на создание гигантского хранилища энергии. Илон Маск поспорил, что если не построит в Австралии аккумуляторную станцию за 100 дней, то штат получит ее бесплатно.

Спор с губернатором штата Южная Австралия он в итоге выиграл. Огромный литий-ионный аккумулятор Tesla Powerpack заряжается от возобновляемых источников энергии и поставляет электричество потребителям штата в часы «пиковой» нагрузки.

SolarCity

Начальная концепция SolarCity (крупнейший поставщик солнечных энергосистем в США) опять-таки принадлежит вездесущему Илону Маску. В дальнейшем концепцию «доводили до ума» его двоюродные братья: Питер и Линдон Райв.

Что заставило Илона Маска вложить личные средства в очередной безумный проект? Девиз «Никогда не сдамся». И желание помочь человечеству решить проблему с глобальным потеплением.

Компания SolarCity разрабатывает и выпускает фотоэлектрические установки для установки на крышах жилых домов.

Установки полностью обеспечивают «крышуемые» ими дома электроэнергией. Понятно, что для окружающей среды – это как «бальзам на душу».

Скоро «экологичный» товар нашел своего покупателя. Фотоэлектрические установки от SolarCity обеспечивают электроэнергией компанию British Motors, а также офис и сервера eBay.

Чем еще занимается компания кроме создания солнечных батарей? Например, выпускает «энергосберегающее» программное обеспечение. Программа позволяет использовать электроэнергию в жилых домах более рационально. В итоге уменьшаются нагрузки на сети, а потребители экономят на счетах за электричество.

Ну, и конечно, SolarCity производит сеть зарядных станций для электромобилей Tesla Motors.

Hyperloop

«Гиперпетля» — очередной сумасшедший проект Илона Маска. По его задумке Hyperloop должен стать пятым видом транспорта после авто, поезда, самолета и корабля.

Идею скоростной доставки грузов и пассажиров Илон Маск предложил еще в 2012—2013 годах. Позиционировалась идея как альтернатива проекту скоростной железнодорожной магистрали между Сан-Франциско и Лос-Анжелесом.

«Гиперпетля» задумывалась как надземный трубопровод на опорах. Опорные пилоны из железобетона будут установлены на высоте 30, 15 или 6 метров (зависит от ландшафта местности).

Одиночные капсулы длиной до 30 метров с пассажирами и грузом будут перемещаться внутри трубы со скоростью от 480 до 1200 км/ч. По задумке разработчиков, капсулы должны «отправляться» с интервалом в 30 секунд.

За основу проекта Илон Маск взял принцип работы вакуумного поезда. Разработчики решили отказаться от создания полного вакуума в трубе (слишком дорого и сложно технически). Остановились на форвакууме (разреженный воздух). Капсула будет приводиться в движение электродвигателем, а питаться от солнечной энергии.

Для реализации проекта была создана компания Hyperloop One (до 2016-го года у нее было другое название). Трассы Hyperloop планируют строить между крупными городами в США, Великобритании, Канаде, Мексике и даже Индии.

Стоимость поездки в сверхскоростном поезде «Гиперпетли» составит около $1 за 10-12 км.

Будет ли Hyperloop работать? Скептики уверены, что нет. А оптимисты внимательно следят за свежими фото в Инстаграм Маска, новостями «с полей» и… инвестируют в очередной безумный проект «железного человека».

Мошенник и аферист?

Введите в Google запрос «Илон Маск мошенник» и будете вознаграждены сотней ссылок на громкие разоблачения. Авторы статей утверждают, что все проекты Маска, в лучшем случае, заканчивались ничем.

Кто такой на самом деле Илон Маск? По мнению некоторых – всего-навсего харизматичный аферист с большим размахом и безумными амбициями.

Возьмем, к примеру, создание компании PayPal. По версии разоблачителей, платежная система – вовсе не его изобретение. На самом деле в 1999 году еврей Илон Маск создал онлайн-банкинг X.com, вложив в него личные деньги. Через год произошло слияние X.com с основным конкурентом – Confinity. Маск тут же начал серьезно конфликтовать с СЕО Confinity: Питером Тилем и Максом Левчиным.

Их совместные продукты в виде платежных систем работали через пень колоду. Банки шантажировали штрафами, компании грозило разорение. И только когда совет директоров сместил Илона Маска с должности управляющего, PayPal удалось довести до ума.

По мнению критиков, заслуга Илона Маска лишь в том, что на переговорах с покупателями на eBay он сумел поднять цену компании до $1,5 млрд.

Не так однозначно обстояли дела и с проектом SpaceX. На старте Маск, действительно, вложил в свое детище около $100 млн.

Но «душой» и разработчиком проекта был вовсе не он, а инженер Том Мюллер. Создание ракеты Falcon 1 отставало от графика на несколько лет. Три запуска подряд закончились громким пшиком. Проект оказался на грани банкротства.

И вдруг ни с того, ни с сего SpaceX получает крупный контракт от НАСА. Проект тут же делает сумасшедший скачок вперед. Кто-то утверждает, что компания SpaceX – занавес, за которым «прячутся» военные круги США. Под видом частного проекта они занимаются разработкой тех или иных технологий.

В пух и прах в Сети разносят все, за что принято хвалить Илона Маска: его электромобили, планы по колонизации Марса, проект Hyperloop и…все остальное.

Я не буду комментировать посты формата «Илон Маск – обманщик и аферист». Лучше процитирую ехидную запись в Твиттер «Фальсификатор и мошенник Илон Маск снова запустил Falcon. Ультрасовременный батут Рогозина по-прежнему не готов к эксплуатации».

Секреты успеха от Илона Маска

Журналисты любят приводить цитату Илона Маска о том, что в течение 15 лет он работал по 100 часов в неделю. Как ему удалось не сойти с ума, работая на пределе человеческих возможностей?

Объединяйте дела

Илон Маск предпочитает делать несколько дел одновременно (как Юлий Цезарь). Он считает, что многие операции прекрасно сочетаются между собой. Как сыр и вино.

Разговариваете по телефону? Смахните заодно пыль с рабочего стола или заварите чай. Ищете нужный файл в компьютере? Удаляйте «по пути» ненужные папки и документы. Книги можно читать в дороге или слушать в аудиоформате во время пробежки.

Кстати, сам Илон Маск проверяет почту, когда общается с собственными детьми!

Консультируйтесь у экспертов

«Хвалебные речи» только сбивают с толку. Обращайте основное внимание на критику со стороны экспертов! Критика больно бьет по самолюбию, зато заставляет постоянно развиваться и становиться лучше.

Планирование

День Илона Маска распланирован практически поминутно. Привычный утренний просмотр ленты в Фейсбук он советует заменить составлением подробного плана на день.

Старший помощник Маска вносит в его ежедневник все. Вплоть до «пятиминуток» свободного времени. К сожалению, такой сумасшедший темп не оставляет времени на личную жизнь и другие приятные вещи. Последний роман Илона Маска с актрисой Эмбер Херд завершился из-за постоянной занятости обоих.

Но никто и не требует от Вас работать по 100 часов в неделю. Просто не забывайте использовать приемы тайм-менеджмента. Без них добиться успеха в XXI веке нереально.

Умение рисковать

На пути к успеху Илон Маск не раз рисковал по-крупному. Например, когда любимое детище Tesla было практически обречено, он вложил в «реабилитацию» почти все оставшиеся деньги. Прибыль от выпуска модели Model-S с лихвой окупила эти «безумные» вложения.

Пять рецептов успеха от Илона Маска

  1. Постоянно улучшайте свой продукт или услугу. В первую очередь, инвестируйте в исследования и усовершенствования, а не в рекламу.
  2. Работайте все время, когда нужно работать. «Пожиратели времени» делают успешными и богатыми только их создателей.
  3. Нанимайте только тех сотрудников, которые безумно любят свое дело.
  4. Забудьте о трендах.
  5. Чем Вы моложе, тем больший уровень риска можете себе позволить.

А как Вы относитесь к Илону Маску?

Элон Маск — американский предприниматель, инженер. Принимал участие в создании платежной системы PayPal, которая в 2002 году была продана EBay за $1.5 млрд. Возглавляет совет директоров SolarCity и Tesla Motors. Согласно Forbes, состояние Маска равно $2.4 млрд.

Краткая биография

Маск родился в Претории в 1971 году. Место, где родился Элон Маск, это административная развитый научный город. Там жили его отец инженер и мать — бывшая канадская модель, которая позднее работала диетологом. В семье было трое детей.

В 10 лет Маску дарят первый компьютер, и уже в 12 лет он продает свою первую игру за $500. Полученные деньги подросток вкладывает в фармацевтическую компанию, за которой следил в газетах. Позднее он продал акции за несколько тысяч долларов. В 17 лет на эти деньги Маск переезжает в Канаду, где узнает, что такое бедность. Например, он старался прожить на $1 в день, не заработав при этом расстройство желудка.

В 1992 Маск переезжает в США и поступает в Университет Пенсильвании, где изучает физику и бизнес. Докторскую он пишет в Стэндфордском университете, но лекции не посещает. Вместе с друзьями-студентами будущий предприниматель основывает компанию Zip2. В 1999 гду она была выкуплена Compaq Computer за $307 млн, из которых Маск получает $20 млн. На них он покупает самолет McLaren F1 и переезжает в кондоминиум.

Солнечная электростанция каждому

Элон Маск, биография которого полна удивительных событий, основывает X.com в 1999 году. В 2001 году компанию переименовали в PayPal, которая через год была продана за $1.5 млрд. Предпринимателю принадлежало 11.7% акций.

В 2006 году Маск открывает SolarCity, компанию, владельцем и инженером которой он является и сейчас. Компания занимается монтажом небольших электростанций для личного пользования на крышах домов и компаний. Однако главная идея в том, чтобы не создавать электростанции самостоятельно, а сдавать их в долгосрочный лизинг. Клиент может посчитать выгоду от использования такой электростанции и практически бесплатно получает персональную солнечную электростанцию. Покупателями, как правило, выступают обычные американцы.

Элон Маск, биография которого содержит и взлеты, и падения, попал в точку с инновационной идеей. В наше время компания растет быстрее конкурентов. В её распоряжении более 30 операционных центров в США, новый покупатель каждые пять минут и огромная очередь тех, кто хочет пользоваться солнечной энергией. SolarCity уже установила такие панели на несколько десятков тысяч зданий и считается самой крупной фирмой в данном сегменте.

Путь к колонизации Марса

Элон Маск, биография которого учит не сдаваться, открывает ракетостроительную компанию SpaceX в 2002 году, главной целью которой является сокращение расходов на полеты в космос и Компания уже разработала несколько космических ракет и космический корабль Dragon.

В 2010 Dragon был первым кораблем, удачно запущенным, выведенным на орбиту и возвращенным обратно. Позднее, в 2015, он стал первым кораблем, пристыкованным к международной космической станции.

В 2006 году компания выиграла конкурс NASA по доставке грузов на космические станции и получила призовой фонд в $278 млн. На данный момент уже совершено пять удачных полетов.

Прочие достижения и награды

В 2010 году акции компании Tesla Motors, которая ни разу не показывала прибыли со времени основания, были размещены для публичной продажи. Однако предложение оказалось настолько удачным, что в первый день торгов цена на акции взлетела на 41%. Forbes назвал их самыми доходными акциями года.

Множество наград было присвоено за то, что изобрел Элон Маск. В 2008 году Маск был включен в список 75 самых влиятельных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 году получает премию Хайнлайна за выдающиеся достижения в коммерциализации космоса. В том же году Forbes добавил его в список 20 самых влиятельных молодых руководителей.

Элон Маск является вторым бизнесменом, который создал три компании стоимостью больше $1 млрд. Многие пытались повторить подобный успех. Кажется, что предприниматель живет по другим правилам. Однако, бизнесмен и не скрывает, что существует несколько простых пунктов, которым он следует.

Задавайте правильные вопросы

В подростковом возрасте Маск читал очень много философской и религиозной литературы. Однако наибольшее влияние на него оказала книга «Автостопом по галактике». По словам предпринимателя, он понял, что нужно задавать правильные вопросы. Когда Маск поступил в колледж, то думал, как именно хочет повлиять на судьбу человечества. Там он и решил, что будет заниматься переселением людей с Земли на другие планеты. Бизнесмен решил, что сделает все возможное, чтобы внести свой вклад в эту отрасль. И занялся поиском денег.

Препарируйте реальность

Элон Маск, биография которого учит не быть как все, считает, что инновациям мешает способность людей мыслить аналогиями. Поэтому они не создают новое, а пытаются улучшить существующее. Предприниматель считает, что нужно препарировать реальность до основания и создавать что-то принципиально другое.

Например, космос кажется недоступным для бизнеса. Для его освоения нужен огромный бюджет. Однако Маск уверен, что затраты можно сильно сократить, если поставить новую цель полетов. Поэтому он основал SpaceX, целью которой является колонизация. Бизнесмен говорит, что если нужно переселить население Земли на другую планету, нужно делать это экономно.

Я не думаю, что он врет, но не верю ему

В 2012 году Маск выразил уверенность в том, что через несколько десятков лет все автомобили будут электрическими. Он начал работать в этом направлении и в 2008 году выпустил первый электрический автомобиль, вышедший в серийное производство. Аналитики, однако, скептически относятся к заявлению Маска, что предпринимателя абсолютно не смущает.

Маска часто сравнивают со Стивом Джобсом. Последний пользовался термином «поле искажение реальности», убеждая себя и остальных, что невозможное возможно. Коллеги Маска уверяют, что он подбирает факты так, чтобы они соответствовали его реальности. Многие говорят, что предприниматель вроде и не врет, но поверить ему невозможно.

Его компания Tesla Motors часто оказывалась на грани банкротства, хотя и добился восхитительных успехов в бизнесе Элон Маск. Биография "Тесла"-создателя показывает, что предприниматель всеми способами старался держать компанию на плаву. Со временем все становилось лучше. По мнению бизнесмена, мир слишком сильно зависит от нефти. Это приводит к изменению климата, и Маск верит, что использование электричества исправит ситуацию.

Одним из достижений компании является решение Gemeral Motors создавать Chevy Volt. Это небольшой автомобиль с возможностью электрической зарядки. В режиме электромобиля он может проехать 65 км. Во время выпуска 33 тыс. человек записались в очередь на покупку этой машины.

Элон Маск, фото которого всегда жизнерадостные, стал успешным, воплощая безумные на первый взгляд идеи. Он не только стал независимым и обеспечил семью, но и вошел в историю. Предприниматель стремится изменить жизнь к лучшему и работает над проектами, которые в будущем могут спасти человечество.

Однако на данный момент он доволен тем, что с его помощью произошло много изменений в сфере энергетики, автомобилестроения и ракетостроения.

Маск даже снимался в кино. В 2008 году вышел фильм «Железный человек», прототипом которого стал Элон Маск. Позднее, в 2013 году, он сыграл небольшую роль в «Мачете убивает», однако его имени нет в титрах. Также сыграл самого себя в 9 серии 9 сезона сериала «Теория Большого Взрыва».

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.