Игумен Петр (Еремеев): Первый московский святой (6 сентября – память святителя Петра, митрополита Московского). Митрополит Петр

В статье в хронологической последовательности описаны основные события 366-летнего процесса, результатами которого стали перенос кафедры митрополита из Киева в Москву и возвышение последней как духовного и политического центра Руси

1157 г. Андрей Юрьевич Боголюбский перемещает икону Богородицы Вышгородской (позднее Владимирской) из Вышгорода (8 км. от Киева) во Владимир. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой на доске стола Тайной Вечери. Икона была почитаемой и чудотворной. Сообщается, что Сама Богородица явилась князю Андрею с одобрением его действий. На первый взгляд, событие малозначимое. Однако оно стало пророческим, что показывает дальнейший ход истории

1169 г. Андрей Юрьевич Боголюбский отправил объединённое войско на Киев. Город был взят приступом впервые в своей истории и разорен. Разорению подверглось всё, кроме храмов. Все церковные ценности были организованно перемещены в Ростово-Суздальскую землю

Причиной политики Андрея в отношении Киева могло быть желание прекратить междоусобицы на Руси. За Киев шла постоянная борьба русских князей с частой передачей города из рук в руки. Уязвимость Киева со стороны южных степей усложняла обстановку постоянными набегами кочевников. В борьбе за Киев погиб отец Андрея, Юрий Долгорукий

После взятия Киева Андрей сажал туда второстепенных князей, пытаясь понизить статус города. Но князья не удерживались, а его брат, Глеб, был отравлен в Киеве. Вскоре Андрей также был предательски убит группой заговорщиков из своих приближенных слуг. Несмотря на гибель Боголюбского, вектор перемещения центра духовной и политической силы из Киевской в Ростово-Суздальскую Русь проявился уже достаточно отчётливо

1223 г. Джэбэ и Субэдэй наносят поражение объединенным войскам русских князей на реке Калке в рамках разведывательного рейда вокруг Каспийского моря. Попутно разорив Крым и напав на Волжскую Булгарию, монголы через степи Казахстана вернулись в Монголию. Киев не был затронут. Поражение на Калке показало, что ослабленная междоусобицами Русь не может противостоять мощной централизованной военной организации. Монголы явно указали Руси на ее слабые места. Русские князья не воспользовались этим уроком и временем, которое им было отмерено до следующего сокрушительного удара. Дальнейшие события говорят сами за себя

1240 г. Батый и Субэдэй взяли Киев приступом и разорили город

1242 г. Митрополит Киевский Кирилл III редко бывает в Киеве по причине крайнего запустения разрушенного города

1246 г. Католический миссионер Плано Карпини, проезжавший в Золотую Орду через Киев, отмечает страшное запустение города. Разруха в Киеве может быть объяснена как жестокой осадой в 1240 году с применением монголами камнеметных орудий, так и отсутствием экономической возможности поддерживать состояние уцелевших каменных строений в связи с монгольским порабощением

1299 г. Максим митрополит Киевский переезжает во Владимир по причине разорения и запустения Киева. В летописи указывается причина в нежелании митрополита терпеть притеснения со стороны монголов. Историк С. М. Соловьев отмечает, что Максим принял решение переместить кафедру после окончательной потери югом России своего статуса с разорением Киева, упадком Галича и Волыни

1324 г. Гедимин, князь литовский, в рамках борьбы с монголами напал на Киевскую землю, взял Киев и посадил своего наместника. В этом же году монголы совершили успешный ответный поход на Литву. Киев, являющийся в то время малозначительным городом, продолжал платить дань Орде

1325 г. Петр, митрополит Киевский, по просьбе Ивана Калиты переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву

1362 г. Великий князь литовский Ольгерд, пользуясь «великой замятней» в Золотой Орде, разбивает монголо-татарских наместников в Киевской земле в битве на реке Синюхе. Результатом битвы стало присоединение большей части современной Украины, включая Киев, к Великому княжеству Литовскому

1375 г. Болгарин Киприан «ябедничает» на действующего митрополита Алексия и интригами добивается своего рукоположения в Константинополе в сан митрополита Киевского при живом Алексии. Приезжает в Киев, который находится под властью литовского князя и тщетно пытается добиться своего признания у новгородцев и московского князя

1410 г. Фотий, митрополит Киевский, жил в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенесших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву

1437 г. Иоанн VIII Палеолог, византийский император, лично явился в Италию в отчаянной попытке получить помощь от Запада в защите от турок-османов

1439 г. В Италии происходит Ферраро-Флорентийский собор, на котором была принята уния с Римской католической церковью. Её подписали присутствовавшие на соборе Иоанн VIII Палеолог (византийский император), Григорий III Мамма (Патриарх Константинопольский) и Исидор (митрополит Киевский, грек или болгарин по происхождению)

1441 г. Исидор, митрополит Киевский, прибыл в Москву, взят под стражу, осуждён на соборе русского духовенства за то, что подписал унию. С молчаливого согласия Василия II Тёмного опальный митрополит бежал в Тверь, а затем прибыл в Литву

1448 г. Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону

1449 г. Великий князь литовский Казимир IV, под властью которого находилась Киевская земля, заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделил сферы влияния в Восточной Европе.

1449 г. умирает Иоанн VIII Палеолог и императором Византии становится Константин XI Палеолог, который объявляет себя сторонником православия и противником унии

1451 г. Константин XI Палеолог формально восстановил православие

1451 г. Григорий III Мамма, Патриарх Константинопольский, изгнан Константином XI за униатство. Григорий III Мамма, будучи сторонником унии Византии с Римом, присутствовал на Ферраро-флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между Востоком и Западом. Его позиция была расценена некоторыми, как измена православной церкви, что инициировало против него сильнейшее недовольство верующих, и он вынужден был удалиться в Рим, где и скончался в 1459 году

1452 г. Видя изменения в политике Византии, Василий II Тёмный заготовил для отсылки императору Константину XI Палеологу доклад, с оправданием самостоятельного поставления у себя митрополита. Все предыдущие митрополиты ставились Константинопольским патриархом. Митрополит Иона был поставлен Московским поместным собором по причине принятия Константинополем унии с Римским католичеством, что фактически означало отход от православия. Теперь, когда Константинополь возвращался в православие, Василий II хотел получить утверждение митрополита Ионы со стороны Константинопольского патриарха

1452 г. Константин XI Палеолог, теснимый осаждавшим Константинополь султаном Магометом II, в отчаянии снова бросился в объятия унии и начинает переговоры с римским папой

1452 г. Василий II Тёмный не отсылает доклад из-за изменений в политике Константина XI и начала его переговоров с римским папой

1453 г. Мехмед II взял Константинополь

1453 г. Константин XI Палеолог героически погиб, обороняя Константинополь. Последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.

Константинополь был взят турками. Православные патриархи были снова восстановлены в Константинополе, но они очутились в такой зависимости от турок, с которой никак не могли смириться русские люди. Поэтому падение Константинополя послужило для Руси мощным толчком к установлению своей фактической независимости от патриархов.

1458 г. При Казимире была учреждена Киевская православная митрополия с центром в Вильне, первоначально униатская, с 1470 года в ведении вселенского патриарха Константинополя (в то время как московская митрополия сохраняла автокефалию)

1492 г. Зосима, митрополит Московский, формулирует основы концепции Москва - Третий Рим

1523 г. Монах Филофей сформулировал концепцию «Москва-Третий Рим». Процесс переноса духовного и политического центра из Киева в Москву был полностью завершен и идеологически осмыслен

Всего в пяти километрах от МКАДа по Минскому шоссе есть удивительное место — Переделкино. Расположилось оно на месте древнего села Спасское-Лукино — вотчины древнего рода бояр Колычевых. На территории их бывшего имения сохранились некоторые памятники архитектуры и культуры. Одним из таких памятников является Храм Спасо-Преображения. Стоит побывать в этом живописном месте, прикоснуться к истории и духовной культуре.

Во второй половине XVII века местность вокруг храма стали заселять крестьяне. И стала она называться Переделка. А село Лукино на реке Сетунь стало ее центром. Отсюда и пошло название Переделкино.

В настоящее время в Переделкино расположилась резиденция Патриархов Московских и всея Руси. Теперь здесь крупнейший центр православного наследия в России.

Патриаршее подворье — резиденция Патриарха Московского и всея Руси

Стены Патриаршего подворья украшены красивыми цветными изразцами

Храм Спаса Преображения в Переделкино

Первые упоминания об этом храме встречаются в летописях 1646 года. Храм небольшой, но очень красивый и намоленный.

Многие известные деятели культуры из поселка писателей «Переделкино» посещали этот храм. Б.Л. Пастернак, находящийся под впечатлением благолепия и красоты храма, написал цикл стихотворений. Они вошли в роман «Доктор Живаго». За него автор получил Нобелевскую премию.

Одни из врат в резиденцию

На территорию резиденции не попасть, но в открытые ворота я подсмотрела вот такую красоту.

Северный придел Преображенского храма

Я приехала сюда в Вербное воскресенье. День солнечный и теплый. Очень красиво смотрятся на фоне голубого неба маковки куполов храма Спаса Преображения.

Территория очень большая и ухоженная. Есть детская площадка. Совсем скоро зацветет яблоневый сад. По воскресеньям работает воскресная школа.

На территории храма есть церковная лавка. В палатке у храма можно было купить освященную вербу и не только.

Совсем недавно в Переделкино появился Собор в честь Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Он построен рядом с летней Резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

Идея строительства храма принадлежит Святейшему Патриарху Алексию II. Он очень любил Переделкино, постоянно здесь жил и работал на протяжении почти 20 лет.

В 2005 году он указал место будущего храма и благословил начало строительства. Святейший Патриарх Алексий II одобрил решение освятить храм в честь Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Строительство осуществила ЗАО «Балтийская строительная компания». Проект архитектора А.И. Шипкова. Храм рассчитан на 1500 человек. Начало строительства — январь 2010 года. Торжественную закладку соборного храма совершил уже Патриарх Кирилл. Завершилось строительство храма в 2012 году. Подобно кафедральному соборному , церковь имеет цокольную и стилобатную части.

17 июня 2012 года Собор в честь Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского и Киевского был освящен Святейшим Патриархом Кириллом.

Яркие разноцветные купола храма напоминают купола на Красной площади в Москве.

Девять глав уникальной постройки покрыты хрупким фарфором, а не сусальным золотом. Эта специальная технология придумана питерскими умельцами. Аналогов ей нет в мире.

Храм стоит на возвышении (на Лукинском холме) и издали напоминает пряничный. Особенно красиво он смотрится в солнечный день.

Овальные окна по-особенному украшают башни храма

Колокольня

Высота храма 40 метров. Его главы словно парят в воздухе.

На сводах дверей изображение Святого Благоверного Великого Князя Игоря Черниговского и Киевского

В 2013 году на площади перед храмом появились два памятника, выполненные скульптором К.Б. Саркисовым. Один памятник Князю Игорю Черниговскому и Киевскому, который в XII веке стал жертвой политической борьбы между Мономашичами и Ольговичами. Другой — святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси, который в XVI веке погиб от рук опричников царя Ивана Грозного. Памятники символизируют единство двух святых, страстотерпца и священномученика, и силу их духа в грозные и трагические времена русской истории.

Святой Благоверный Великий Князь Игорь Черниговский и Киевский

Святитель Филипп митрополит Московский и всея Руси

К боярскому роду Колычевых принадлежал святитель Филипп в миру Фёдор Степа?нович Колычёв. Митрополит Филипп II был предстоятелем Русской Православной Церкви в XVI веке. Он всегда был очень почитаем на Руси. Особым местом его почитания сделали свое имение и храм его потомки Колычевы.

Храм Святого Благоверного Великого князя Игоря построен рядом с Патриаршим подворьем — резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

Рядом с Переделкинским мемориальным кладбищем находится Храм Воскресения Господня. Раньше это был сельский погост. В 1935 году неподалеку был основан писательский поселок. С 1960 года на кладбище стало местом погребения выдающихся людей. На сегодняшний день это один из знаменитых некрополей России. На Переделкинском кладбище похоронены такие знаменитые люди, как Б. Пастернак, К. Чуковский, А. Тарковский и др.

Патриаршее подворье — резиденция Патриарха Московского и всея Руси в Переделкино. Храм Спаса Преображения. Соборный храм Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского на карте

Как добраться: от Киевского вокзала до станции Переделкино

7-ая улица Лазенки, вл. 42

На личном автотранспорте: по Минскому шоссе от МКАДа в область примерно 5 км до деревни Баковка, на светофоре повернуть налево на Буденовское шоссе. Через пару километров Вы будете в Переделкино.

Тема программы – «Память святителя Петра, митрополита Московского». 6 сентября отмечается память святителя Петра, митрополита Московского, основателя Высоко-Петровского монастыря, где Вы являетесь наместником. Первый вопрос: какой вклад в историю Руси и Русской Православной Церкви внес святитель Петр?

– Имя митрополита Петра известно каждому русскому православному человеку, поскольку в прославлении русских святых именно святитель Петр явился первым московским святым и первым Московским митрополитом. Это уже вклад в историю Русской Православной Церкви.

Телезрителям можно пояснить, что это означало для той эпохи и какое значение имеет сейчас для нас. Митрополит Петр родился, как бы мы сказали сейчас, на Западной Украине – в современной Волынской области. После принятия монашеского пострига в пределах своего места рождения вскоре он уходит и по благословению игумена своего монастыря основывает небольшое место для подвига, позднее ставшее монастырем. Это Ратский Воздвиженский мужской монастырь (основан около 1302 г. (Волынская губерния, Житомирская епархия) на р. Рати, близ места Ратня. – Прим. ред.), существовавший на границе нынешней Волынской и Львовской областей; здесь он был посвящен в игумены. В целом надо признать, что митрополит Петр формировался как выразитель традиций западных территорий единого пространства Руси.

Когда он был призван на высокое служение Киевских митрополитов и получил благословение и посвящение от предстоятеля Вселенской Церкви, вернувшись на территорию Русской Земли, он принимает решение переехать из Западной Руси на восток. Митрополит Петр прибывает в город Владимир, где его предшественником был митрополит Максим, посещает различные города и веси и в завершение наиболее пространного путешествия по территориям Русской Православной Церкви на продолжительный срок останавливается в городе Москве.

В первое посещение Москвы во время отсутствия московского князя Юрия Даниловича, который был в ставке хана, он знакомится с его братом князем Иоанном. Это еще один сын благоверного князя Даниила Московского, впоследствии названный Калитой за попечение и благотворительность: он носил с собой кошель – «калиту» – и раздавал милостыню всем нуждающимся. Сегодня мы почитаем его как местночтимого благоверного князя московского. Видимо, прозрев в князе Данииле государственного деятеля, который может совместить служение народу с христианскими заповедями, святитель Петр принимает решение остаться в этом городе. Он советует князю разместить в Москве не просто резиденцию киевско-московских митрополитов, но и создать Успенский собор как центр духовной жизни города.

Именно митрополит Петр и князь Иоанн Калита закладывают Успенский собор, позднее перестроенный, но ставший с тех лет центром русской духовной жизни. Поэтому для москвичей имя митрополита Петра – не просто имя, записанное золотыми буквами в календаре, но это начало и источник московской и русской святости, это первый московский святой, первый московский чудотворец. Неслучайно по сей день его почитают наравне с Николаем Угодником, и сочетание «Петр Чудотворец» издревле освящает путь многих людей. Успенский собор стал местом главных событий государственной и народной жизни Московской Руси.

Именно в Успенском соборе у раки с мощами, вскоре после кончины прославленного митрополита Петра, приносят присягу удельные князья московскому князю. Происходит воссоединение разрозненного тела Руси при духовном попечении митрополита Петра. Именно здесь, у раки первого московского святого, первого московского митрополита, совершается присяга московского князя народу, коронуются русские цари и императоры, совершаются бракосочетания главы русского государства. Такое значение, если говорить коротко, имеет духовный путь митрополита Петра в жизни Русской Православной Церкви. Именно поэтому мы почитаем его как великого наставника нас, ныне живущих москвичей. Он является живым назидательным примером и государственным деятелям. В его личности – сочетание Евангельской заповеди попечения о людях и развитии государства, в делах духовной жизни он был подвижником и аскетом.

Приняв монашество в 20 лет, он до конца своих дней сохранял склонность к уединению и молитве, поэтому и основал недалеко от Кремля Петровский монастырь во имя святых покровителей своего служения – Святых Апостолов Петра и Павла. Здесь он и жил, проводя время в уединении от городской, пусть в то время и небольшой, но все-таки суеты.

Вы сказали, что святитель Петр – первый московский святой и чудотворец. Получается, до него не было московских святых?

– Совсем недавно был канонизирован первый московский князь Даниила Московский, но произошло это спустя столетия, поэтому в истории митрополит Петр – первый прославленный в городе Москве святой угодник. Он открывает святцы Московских святых.

Почему кафедра была перенесена из Киева в Москву?

– Это требует продолжительного экскурса в историю Древней Руси. Если говорить вкратце, в то время на территории всей Руси обстановка была сложная. Киев разрушался нашествием татаро-монгол, под их властью находились и другие княжества, но Киев страдал особенно. К сожалению, к моменту посвящения в сан митрополита Петра Киев был в полном запустении. Митрополит, конечно, не был чужд скромности, но дела управления всей большой Русской митрополией требовали ресурса. Необходимо было быть на связи с правящими архиереями, иметь попечение о духовенстве, князьях, многие из которых были в ссоре. Поэтому святитель Петр принимает решение найти место для кафедрального града там, где это было бы удобно с точки зрения попечения обо всей Русской Православной Церкви.

Почему святитель выбирает именно Москву? Выскажу предположение, что прежде всего потому, что он проникся уважением к духовному пути московского князя Ивана Калиты. Думаю, что в москвичах того периода он увидел паству, которая с благодарностью приняла бы его решение: Москва была тогда небольшим городом, но здесь пролегали пути между разными русскими княжествами и городами. Это было удобно с позиций связи. В итоге преемники митрополита Петра, оставшись в Москве, во всех смыслах согласились с его доводами.

Читая летописи и жизнеописания митрополита Петра, написанные вскоре после его преставления и прославления в лике святых, мы видим, что его современники уделяли большое внимание его духовному взору и на Ивана Калиту, и на московский народ той эпохи, и на сам град Москву: он очень возвышенно говорит о Москве, предрекает ей стать первым градом на Русской земле. Но не во имя возвышения Москвы, а во имя единства и мира в русских землях.

Промышление митрополита Петра о Русской Церкви, о будущем Русской земли воплотилось в решении разместить митрополичью кафедру в Москве. Конечно, это оказало влияние на развитие государства. Когда митрополит Московский и Всея Руси посылал благословение князьям, посвящал епископов в другие города, раздавал миро, необходимое для совершения Крещения из города Москвы, то, конечно, ориентир для светской власти был также сделан в пользу Москвы. Это имело влияние и на хана, выбравшего в дальнейшем именно московских князей в качестве Великих князей Руси. Как духовный взор и практическая польза имели значение в выборе местонахождения митрополита.

Митрополит Петр основал Высоко-Петровский мужской монастырь, где Вы – наместник. Расскажите об истории этой древней обители.

– Поскольку мы знаем, что монастырь основал митрополит Петр, можно предположить, что это относится к первым годам его пребывания в Москве. По заключению многих историков, основание монастыря связывается с первым приездом митрополита в Москву: предположительно, в 1315 году, когда в поисках места для основания митрополичьей кафедры он останавливается в Москве для более внимательного знакомства с Великим князем и москвичами. Тогда же закладывается храм в честь Апостолов Петра и Павла. Интересно, что после прославления митрополита Петра в лике святых по повелению Ивана Калиты духовенство переосвящает храм во имя его основателя митрополита Петра. Но еще 200–300 лет в летописях мы встречаем название монастыря – Петропавловский: так было укоренено в сознании москвичей и историков, что он основан митрополитом Петром в честь его Небесных покровителей. Впрочем, параллельно уже тогда монастырь именуют Петровским, в память об его основателе. Таким образом, первый деревянный храм, созданный митрополитом Петром в честь Апостолов Петра и Павла, становится источником духовной жизни на Петровском холме. С той поры мы ведем летописное исчисление жизни нашей обители.

В дальнейшем монастырь обустраивается и неизменно пользуется попечением московских князей и простых граждан, потому что он, как и Успенский собор, олицетворяет собой духовный подвиг митрополита, который, прибыв в Москву, там и остался и пребывает до сих пор.

Эта древнейшая обитель Москвы, наверное, имела покровителей и почитателей среди известных людей Москвы

– Как и любая московская обитель, наш монастырь славится вкладами различных князей, бояр, простых и служилых людей. Нельзя не сказать о Великом князе Димитрии Донском. Монастырь горел до него и при нем, и благоверный князь Димитрий прилагает усилия по возрождению монастыря. При нем монастырь обустраивается еще в дереве, благодаря его вкладу восстанавливается утраченный в пожаре храм митрополита Петра.

В советское время при перестройке храма митрополита Петра в его основании и вблизи, сколько было возможно раскопать, было обнаружено погребение начала и середины XIV века, то есть до Димитрия Донского. Вместе с исследователями мы предполагаем, что при строительстве и возрождении монастыря часто новые строения возводили поверх старых. Думаю, что мы открываем один из древнейших некрополей в городе Москве.

Впоследствии практически все князья принимают участие в созидании монастыря. Нельзя при этом не вспомнить Великого князя Василия III: именно им обустроен дошедший до нашего времени храм во имя Митрополита Петра, построенный на месте обветшавшего. Архитектором был итальянский зодчий Алевиз Фрязин (который построил и другие храмы города Москвы, в том числе один из соборов Кремля). Это одно из самых древних сохранившихся зданий монастыря, в этом году ему исполняется 500 лет.

После этого все обветшавшие постройки монастыря были также перестроены в камне Нарышкиными. Первый храм – Боголюбской Иконы Божией Матери был заложен матушкой царя Петра I Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда она занималась строительством, малолетний Петр был так увлечен помощью матери, что все дальнейшие постройки были обу-строены непосредственно им.

Наталья Нарышкина жила со своими родителями подле монастыря. Нынешний его двор, именуемый сейчас Царским или Нарышкинским, это территория боярской усадьбы Нарышкиных. При рождении Петра Алексеевича Кирилл Нарышкин завещает эту территорию Алексею Михайловичу, а тот в свою очередь отписывает ее в завещании Петровскому монастырю. Воцарившийся Петр I обустраивает, перестраивает этот двор и передает его монастырю после завершения трудного периода соперничества с Милославскими и царевной Софьей.

Нынешние строения – Боголюбский храм, Святые врата с колокольней и Покровским храмом, храм Преподобного Сергия Радонежского, палата Нарышкиных, ограждения – все это плод забот царя Петра в молодости. За десять лет он полностью обустраивает монастырь и приводит в теперешний вид. Петр объединяет два двора – собора митрополита Петра и Царский (который и был передан им монастырю) и созидает монастырь, занимающий почти целый квартал на Петровке.

После царя Петра попечение монастырю оказывают все его преемники – все они имеют в себе кровь Нарышкиных. По этой причине монастырь находится на попечении царствующего Дома – обустраиваются новые строения, в частности, при царице Елизавете Петровне строится храм в честь Толгской Иконы Богоматери: на день памяти этой иконы приходится спасение Петра от стрельцов в Троице-Сергиевой лавре. В память об этом спасении сам Петр почти одновременно строит два обетных храма – Трапезный храм во имя Преподобного Сергия в лавре и храм в его имя в нашем монастыре. Спустя неполных 100 лет наследница Петра по благословению Синода и согласию императрицы ставит храм в честь Толгской Иконы, обозначая благодарность рода Нарышкиных роду Романовых в спасении царя Петра от рук стрельцов.

Все, кто участвовали в создании монастыря, как духовном, так и архитектурном, поминаются сегодня нами в помянниках, где указаны все попечители, начиная от Иоанна Калиты. Это и есть благодарность нынешних насельников монастыря за благоустройство обители.

Откуда появилось название Высоко-Петровский монастырь?

– Два слова легли в основу имени обители: «Высоко» – от находившегося неподалеку села Высокое, принадлежавшее небезызвестному боярину Кучке, и «Высоко» – это ориентир на местности; «Петровский» же – по имени митрополита Петра. Именовали монастырь по-разному – Петропавловский и Петровский, последние три столетия, по документации Святейшего Синода и государства Российского, он именуется Высоко-Петровским мужским монастырем города Москвы.

Среди братии Высоко-Петровского монастыря есть канонизированные святые?

– Даже существует икона святых Высоко-Петровского монастыря. Сегодня мы особенно обращаем внимание на изучение истории монастыря в последние годы перед его закрытием большевиками, потому что большинство святых нашей обители – новомученики. Высоко-Петровский монастырь закрывался в Москве одним из последних, поэтому в него съезжались архиереи и монашествующие закрывшихся обителей.

Думаю, что самая интересная иллюстрация к жизни Церкви советского периода то, что, даже будучи закрыт, монастырь – благодаря чаянию Владыки Варфоломея (Ремова) и духовных наставников обители – переместился в приходской храм. Когда же все были арестованы, тайно постриженные монахи и монахини жили в миру и по благословению своих духовников воспринимали за монашеское послушание мирскую работу. Одни стали фрезеровщиками, другие – профессорами и докторами наук, но свою работу воспринимали во имя своего обета послушания.

Очень интересно исследование Алексея Беглова на тему о катакомбных церквях и жизни насельников Высоко-Петровского монастыря и их духовных чад на протяжении всего советского периода. Это тема для отдельной передачи. Когда читаешь эту работу, проникаешься житиями и образами святых, на протяжении десятилетий сохранявших единство Русской Церкви, проникаешься чувством глубокой признательности за дар, который они донесли до нас, сохранив и Церковь, и святое Православие. Монастырь и в недалеком прошлом явил собой виноградник духовный, принеся на свещницу Русской Церкви много святых новомучеников и подвижников благочестия.

Какие святыни есть в Высоко-Петровском монастыре?

– Каждое утро после братского молебна мы совершаем молельное пение (если это не праздничный день) у чтимой иконы митрополита Петра с частицей его мощей. Дело в том, что Успенский собор пока малодоступен для верующих людей, рака с мощами святого Петра находится в алтаре, есть небольшой проход, через который к ней можно подойти женщинам, но тоже весьма затруднительно. Поэтому с древности, по благословению Московского Предстоятеля, располагалась чтимая московская икона с частью животворящих мощей митрополита Петра. Перед этим святым образом мы и молимся, и многие приходящие люди получают утешение и помощь Московского чудотворца.

Конечно, прежде всего, митрополит Петр – наставник для монашествующих, в силу того, что, будучи митрополитом, он сохранил такую любовь к уединению и молитве, что даже основал Петровский монастырь вдали от оживленного города той эпохи, что показывает его любовь к духовной традиции иночества. Много наместников и насельников других московских обителей приезжают помолиться к иконе.

Кроме этого, митрополиту Петру молятся о единстве семьи, единстве в коллективе: он для нас – символ единства Русской Церкви. Как и святой Георгий Победоносец, митрополит Петр – покровитель Москвы. Когда я прихожу к московским чиновникам, всегда напоминаю, что московские князья носили на себе нательный крест митрополита Петра, напутствовали им своих детей на московский княжеский престол. Напоминаю, что именно у раки митрополита Петра удельные князья присягали на верность московскому князю. Именно у его раки подписывали грамоты о мире и братолюбии на Русской земле. Мы обязаны ему тем, что Москва сегодня – первый город на Руси, сохраняет это первенство в духе любви и взаимопонимания с другими городами. И многие приходят к митрополиту Петру за благословением на свои труды. Петровка – улица оживленная, мы открываем храм в 7 утра, и приезжающие тоже прикладываются для благословения на труды в федеральной и городской службах.

Кроме этого, в монастыре находится крест с частью Древа Креста Господня, который нам подарил Святейший Патриарх Кирилл, благословив Великим постом прошлого года братию и меня при вручении игуменского жезла. Мы износим этот крест на Праздник Древа Креста Господня и готовим большой киот для размещения его в середине Сергиевского храма для всеобщего поклонения.

Мы предлагаем нашим паломникам и другие удивительные святыни – ковчежец со святынями преподобного Серафима Саровского, которые были переданы последними дивеевскими монахинями Святейшему Патриарху Алексию I. В этом ковчежце находятся часть мантии преподобного Серафима, часть камня, на котором он совершал свои молитвы, и часть мощей. Ковчежец находится подле чтимой иконы митрополита Петра. Там же находится часть мощей цельбоносного отца нашего преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и освящен Сергиевский храм.

Также есть чтимые иконы Толгской Богоматери. Толгский храм издавна был местом особого почитания этой иконы, почти все 300 лет в нем находился Толгский образ, который после революции был передан в Исторический музей. Сегодня эта икона находится в запасниках музея, и мы надеемся, что после восстановления Толгского храма, возрождения иконостаса он вернется к нам.

Святынь много, и люди открывают для себя все новые и новые горизонты духовной жизни, получают утешение. Конечно, святыни очень важны в этом деле, но немаловажна и сама духовная жизнь. Поэтому для нас значимо, что в монастыре ежедневно совершается Литургия. Мы с радостью встречаем паломников и создали для этого специальную Паломническую службу. Мы всегда рады показать монастырь во всей красе утром, вечером и даже ночью. Когда музеи Москвы устраивают ночные экскурсии, мы с радостью присоединяемся и проводим ночью экскурсии по обители. Это очень красиво, когда монастырь подсвечен ночью.

Большое спасибо за интересный рассказ. Хочу пожелать Вам помощи Божией в возрождении этой старинной обители, чтобы Вам помогал святитель Петр и доброхоты. В завершение программы благословите наших телезрителей.

– Всем, дорогие друзья, желаю Божиего благословения.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву - важный шаг в становлении русского государства и в возвышении Москвы. Уникальное географическое положение, рост влияния в северо-восточных землях и присоединительная очень быстро сделали Москву новым центром русской державы.

Предпосылки возвышения

Хроники, написанные уже после смерти Андрея Боголюбского, упоминают о Москве, как о городе, в котором живут московиты - жители Москвы. Имя города встречается в летописях многих военных событий того времени. Москва стала точкой на карте, в которой встречают друзей и отражают натиск врагов. Небольшой недавний городок быстро становится особым городом личного княжения. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву не состоялся бы, если бы к середине четырнадцатого века последняя не обладала нужным размером и влиянием.

Формирование нового православного центра

Знаменитый Иван Калита сделал Москву центром не только политической, но и религиозной жизни. До этого центром богослужения и постоянным местом жительства митрополита был Владимир на Клязьме. Течение времени и постоянное лавирование между строптивыми князьями, татарскими ставленниками и собственным мятежным людом снизили значение Владимира. Битва за статус центра русского православия разгорелась между Москвой и ее вечной соперницей - Тверью.

Борьба за митрополита

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира сопровождался ожесточенной борьбой между Москвой и Тверью. Князья этих земель наперебой стремились угодить татарскому хану, стараясь склонить всесильных монголов на свою сторону. Между тем монах одного из тверских монастырей написал в Константинополь жалобу на Были высказаны факты симонии (раздачи церковных должностей) и пренебрежения церковными обязанностями.

Для владыки всея Руси возникла реальная угроза низложения. Но такое мероприятие не было бы возможным без одобрения многочисленного русского духовенства, а в дела церковные татарские ханы и их посредники предпочитали не вмешиваться. Для них важнее были подати и дани, регулярно приносимые русскими князьями. А духовную сторону жизни ханы предпочитали не обсуждать и на политику церкви влияния не оказывали.

Восхождение Петра на престол митрополита не обошлось без влияния московских князей. Обретя духовную власть над православными, Петр не забыл оказанных услуг и всецело поддерживал московских правителей. Он подолгу жил в Москве, там же и умер, и был похоронен. Многочисленные подношения и ходатайства московских князей сделали свое дело - покойный митрополит Петр был канонизирован под именем первого московского и всея Руси чудотворца. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира на Клязьме в Москву стал уже наполовину решенным вопросом.

Преемник чудотворца

Преемником Петра стал новопризванный грек Фиогност. В конце 1327 года константинопольский патриарх Исайя назначил его Киевским митрополитом с постоянным местом служения в Москве.

В 1328 году Фиогност посетил северо-восточные русские земли, которым, по просьбам Галицких и литовских князей, была выделена отдельная митрополия. Но Фиогноста не устраивала скромная должность патриарха уездного городка. Он задался целью объединить северную и восточную Русь под одним православным крестом. Именно при нем стал окончательно возможным перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата предстоящего события была согласована с Константинополем. Фиогност задался целью превзойти все известные русские города и сделать Москву единым центром православного мира.

Благоустройство столицы

Возможно, перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву при князе Калите и не состоялся бы, если бы не было такой активной поддержки нового митрополита. При нем было закончено строительство Успенского храма, а в 1328 году были выстроены две каменные церкви - неслыханное новшество для столицы. Церковь святого апостола Петра и преподобного Ивана Лествичника стали еще одним этапом укрепления значимости Москвы.

Торжественный перенос

В середине 30-х годов 14 века активная работа Феогноста на посту митрополита принесла первые значимые результаты. Канонизация чудотворца Петра привлекла в Москву массу паломников и священнослужителей. Постоянная бурная религиозная деятельность не прошла незамеченной в константинопольском патриархате - влияние нового митрополита распространялось на все русские земли.

На самых высоких уровнях стал обсуждаться перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. 1326 год стал периодом принятия окончательного решения. Полное одобрение московских князей, к тому времени уже носивших титул «всея Руси», поддержка константинопольского патриарха и политика невмешательства Золотой Орды завершили дело. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву был закончен.

Последствия переноса

Данное событие было знаковым для Московского князя. Оно многократно усиливало позиции светской власти, уравнивая ее с духовной. Фиогност был целиком на стороне Ивана Калиты, помогая последнему в деле присоединения соседних земель к Московскому княжеству. Например, Фиогност широко пользовался привилегией римских пап накладывать и снимать проклятия не только на отдельных людей, но даже на города и земли. Так он наложил проклятие на жителей Пскова и его окрестностей за то, что те отказались выдать тверского князя хану Улугбеку, тем самым провоцируя хозяина Золотой Орды на новые набеги и разрушения. Анафема дала ощутимый результат - князь тверской Александр Михайлович покинул Псков и выехал в Литовское княжество. После этого проклятие было снято.

Становление Москвы как центра православного мира

Трудно дать полную оценку всех благ, которые принес новой столице перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Дата этого события (1326 год) отражена во многих летописях и хрониках как переломный момент в жизни московского княжества.

Согласно старинному представлению об устройстве вселенной, и мирская, и духовная власть равнозначны и едины. Поэтому то, что в царствующем городе одновременно жили и государь, и митрополит, было естественным и желаемым.

Политика и церковь

Исходя из этих принципов, и светской, и духовной власти был одинаково выгоден перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Год 1328-й запомнился летописцами церковными празднествами, которые в этот период отмечались особенно широко.

Это было время сравнительно мирного сосуществования Московского княжество и Золотой орды - Москва богатела и процветала. Княжеский двор и двор митрополита располагались рядом, и по пышности и богатству не уступали друг другу. Пышные крестные ходы и богослужения по случаю представления в епископы собрали в столице весь цвет с высокими гостями из восточных русских земель и из самого Константинополя. Все пышные празднества устраивались в Москве при большом скоплении народа. Можно было оспаривать претензии Москвы на близлежащие земли, но религиозная власть была неоспорима: игнорирование московского митрополита грозило отлучением от церкви.

Почему так произошло

Одним из самых важных фактов, из-за которых перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву все-таки состоялся, было предоставление различных значимых льгот и денежных довольствий. По сравнению с тем, что получили представители церковной власти в соседних княжествах, льготы были неслыханными, а денежные пожертвования - огромными. Московские князья ничем не рисковали - их положение было настолько прочным, что они могли с уверенности выбирать среди епископов наиболее лояльных.

Немалую роль сыграло и уникальное и близость отношений с Константинополем. Немаловажным аргументом послужило и то, что митрополит всея Руси не ущемлял ничьих интересов среди церковных властей, поэтому был одинаково лоялен ко всем епископам. Митрополит Петр начал становление превосходства Московского патриархата, а его преемник достойно закончил превращение Москвы в столицу православной веры.

Сотни мероприятий на любой вкус, но одно из них было особенным - патриаршее богослужение в Высоко-Петровском монастыре. Поводом к торжествам послужило 500-летие храма святителя Петра и та роль, которую он сыграл для того, чтобы Москва стала Первопрестольной - святитель Петр был первым митрополитом, захотевшим перенести в Москву кафедру, жить здесь и быть похороненным в этом городе. Другими словами - именно благодаря ему стало возможным постепенное превращение Москвы в столицу нашей Родины. Подробно о святителе Петре "Татьянину Дню" рассказал доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, декан историко-филологического факультета Российского православного университета Сергей Вячеславович Перевезенцев . Фотографировал в "Москве Петровской" Иван Джабир.

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ СВЯТИТЕЛЬ: МИТРОПОЛИТ ПЕТР

Русская Православная Церковь празднует память святого митрополита Петра три раза в году: в день кончины — 21 декабря (3 января по новому стилю), в день перенесения мощей — 24 августа (6 сентября) и в день общей памяти пяти Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — 5 (18) октября.

В конце XIII — начале XIV вв. тяжелые времена были на Руси. После монгольского нашествия, случившегося в 1237-1240 гг., русские земли попали под тягчайшее иго Золотой Орды — государства, созданного ханом Батыем. Тысячи и тысячи русских людей угонялись в монгольское рабство, погибали во время многочисленных грабительских набегов монголов. Другие, кто оставался жить в родных городах и селах, платили завоевателям огромную дань, да впридачу к ней — еще полтора десятков налогов и повинностей.

Не было мира и между русскими князьями. Они продолжали соперничать за власть, разоряли собственные земли постоянными междоусобными войнами. Эти междоусобицы были выгодны правителям Золотой Орды. В те времена сложился такой порядок: ханы Золотой Орды сами назначали русских князей на престол — давали им ярлык, специальный документ-разрешение. А чтобы никто из русских князей не стал самым сильным и не смог соперничать с Ордой, ордынские ханы намеренно стравливали их в борьбе за власть — давали ярлык то одному, то другому князю.

И только Русская Церковь сохраняла единство, поддерживая тем самым надежду русских людей на восстановление мира и единого государства. Именно в эти годы, в начале XIV столетия во главе Русской Церкви оказался митрополит Петр — первый московский святой и чудотворец.

Будущий митрополит родился на Волыни. К сожалению, в древних летописях не сохранилось мирское имя святителя, т.е. имя, которое он получил при рождении. Неведом нам и год рождения святого. Но известно, что семья его была богатой — боярской или купеческой. Еще в детстве он научился писать и читать. Но более всего он хотел посвятить себя Богу. Поэтому, когда ему исполнилось двенадцать лет, будущий святой ушел в монастырь, который находился недалеко от места его рождения. Здесь он продолжил свое обучение и, ко всему, овладел искусством иконописи. Поначалу отрок был послушником, а когда наступил положенный срок, он постригся в монашество с именем Петр. Под этим именем святитель и прославился в веках.

Многие годы провел Петр в этом монастыре. Но однажды, достигнув духовной зрелости, он решил покинуть обитель и основать новый монастырь. Петр удалился в пустынное место и вскоре устроил новую Спасо-Преображенскую обитель к северу от города Львова на реке Рате, левом притоке Западного Буга в Галиции.

В 1305 году Русская Церковь осиротела — скончался тогдашний митрополит Киевский Максим. И начались споры на Руси. Князь Михаил Ярославич Тверской, который в то время носил титул великого князя Владимирского, хотел видеть на столе митрополита своего кандидата — игумена Геронтия. Другой могущественный князь — Юрий Львович Галицкий — выдвинул в качестве кандидата ратского игумена Петра. Сам Петр вначале отказывался от высокой чести, но князь, бояре и многие епископы упросили его согласиться. После этого Петр отправился в дальний путь — в Константинополь. Такой тогда существовал порядок — русский митрополит назначался на свой пост константинопольским патриархом.

В Константинополе патриарх Афанасий с любовью принял Петра и рукоположил его во митрополиты Русские. На обратном пути Петр посетил и Орду, где получил от хана Токту специальный ярлык на митрополичий стол.

Подобные путешествия в те времена продолжались долго. Только летом 1308 года митрополит Петр торжественно въехал в Киев — официальную резиденцию русских митрополитов. Однако Киев, разоренный сначала междоусобными войнами русских князей в конце XII - начале XIII века, а затем и монгольским нашествием в 1240 году, уже не был столичным градом, и еще митрополит Максим переехал во Владимир — столицу тогдашней Северо-Восточной Руси. Вот и митрополит Петр уже в 1309 году перебрался во Владимир.

В начале XIV века ярлык на великое княжение Владимирское между собой боролись князья Михаил Тверской и Юрий Московский. "При сих князьях, — писал о Михаиле и Юрии еще в 1307 году псковский писец Диомид в приписке к изготовленному им Евангелию, — сеялось и разрасталось усобицами; погибала жизнь наша, в княжеских крамолах века сокращались люди". И митрополит Петр оказался в самом центре этих "крамол", этой борьбы, ведь каждому князю была важна поддержка главы Русской Церкви.

Прибыв на Русь, Петр столкнулся с жесткой оппозицией со стороны великого князя Михаила Тверского, ибо князь, видимо, не смог простить митрополиту поражения своего ставленника игумена Геронтия. Дело дошло до абсурда: Михаил Ярославич обвинил митрополита Петра в церковном преступлении — в симонии (продаже церковных должностей). На стороне митрополита выступили московские князья. В итоге, церковный собор, состоявшийся в Переяславле, оправдал иерарха.

Сам святитель поначалу старался не вмешиваться в княжеские распри, стремясь, наоборот, примирить русских князей. Известно, что в 1311 году ему удалось предотвратить войну между Тверью и Москвой. В том году умер нижегородский князь Михаил Андреевич, двоюродный брат Юрия Московского. Узнав о его смерти, Юрий тут же занял Нижний Новгород, что, естественно, вызвало негодование в Твери. Тверской князь Михаил Ярославич отправил к Нижнему Новгороду войско, чтобы силой выдворить из города москвичей. Но митрополит Петр отказался благословить тверской поход. Тверское войско три дня простояло во Владимире, но, так и не решившись двинуться дальше, вернулось домой. В 1315 году святитель сместил лояльных тверскому князю епископов Твери и Сарая.

И все же князья далеко не всегда слушались наставлений святителя. В 1317 году началась новая война между Тверью и Москвой. В результате войны, в 1318 году Михаил Тверской мученически погиб в Орде и был позднее канонизирован как святой. А Юрия Московского, в отместку за отца, в 1324 году убил сын Михаила, тверской князь Дмитрий Михайлович. В свою очередь, через год Дмитрий Михайлович был казнен за это преступление по приказу ордынского хана.

И после этой войны тверичи не хотели принимать у себя митрополита Петра. Зато самые теплые, сердечные отношения установились у святителя с новым московским князем Иваном Даниловичем Калитой. Митрополит Петр часто бывал в Москве, беседовал с московским правителем. И в итоге решил окончательно поселиться здесь.

В 1326 году митрополит Петр перенес резиденцию митрополита из Владимира в Москву. А 4 августа 1325 года по инициативе митрополита в Москве был заложен каменный храм во имя Успения Божией Матери — Успенский собор. По преданию митрополит Петр сказал Ивану Калите: "А если меня послушаешь и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои, и город твой славен будет по всей Руси, и святые будут жить в нем, и прославится Бог в нем, и кости мои здесь положены будут". Позднее, уже в конце XV в. Успенский собор будет выстроен заново и станет главным собором всего Русского государства.

Собор во имя Пресвятой Богородицы был построен в Москве неслучайно. По замыслу митрополита Петра и князя Ивана Даниловича, Москва становилась духовной преемницей двух русских столиц — Киева и Владимира. Первый храм, выстроенный Владимиром Святым в Киеве в IX веке, был также посвящен Богоматери (знаменитая Десятинная церковь). Успенский собор являлся главным собором и другой бывшей русской столицы — города Владимира. Но через прославление Богоматери Москва наследовала и более глубокие религиозно-мистические связи. Ниточка тянулась к Византии: под хранительством Пречистой находился Константинополь.

Таким образом, устанавливая и поддерживая в Москве особое почитание Божией Матери, митрополит Петр и князь Иван Данилович отдавали княжество под водительство и покровительство Пречистой и подчеркивали особую расположенность Господа к Московской Руси. Московский князь при полной поддержке Православной Церкви изначально стремился превратить Москву в наследницу и носительницу духовной миссии русского народа на земле, в хранительницу истинной православной веры.

Митрополит Петр прожил в Москве совсем недолго. По преданию, святитель предвидел свою смерть. Вот как об этом рассказывается в Степенной книге царского родословия, написанной в середине XVI века: "Некогда случилось христолюбивому великому князю Ивану Даниловичу по какой-то причине проезжать верхом близ реки Неглинной, где находится ныне монастырь, именуемый Высоким, в нем же есть и церковь во имя чудотворца Петра (здесь имеется в виду Высокопетровский монастырь в Москве, построенный при внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Ивановиче Донском. — Авт.). Внезапно увидел великий князь на том месте высокую и огромную гору, верх же той горы был весь покрыт снегом. Он же узрел видение это, и удивился ему, и показал рукою вельможам, бывшим с ним и все недоумевали о необычайной горе. И вдруг видят они: снег, лежавший на вершине горы, вскоре стал невидим. После этого долго всматривались они, и огромная и высокая гора также сделалась невидимой. Обо всем этой рассказано было великим князем святителю Божию Петру…"

Митрополит истолковал это видение так: "Высокая гора — ты, князь, а снег — я, смиренный, который скоро должен отойти из сей жизни в жизнь вечную…"

Святитель Петр заранее распорядился установить в строящемся соборе гробницу, а в самый день кончины передал москвичам мешок с деньгами для того, чтобы окончить строительство церкви. В последний же час, святой призвал к себе московского тысяцкого Протасия Вельяминова, управлявшего городом (князь Иван Данилович был в то время в отъезде), и сказал ему: "…Вот, чадо, я отхожу от жития сего, сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну, и его потомству на век оставляю мир и благоволение Божие".

В ночь с 20 на 21 декабря 1326 года он скончался. Услышав о преставлении святителя, князь Иван Данилович поспешил возвратиться в город. Святителя похоронили в строящемся Успенском соборе, а Иван Данилович Калита сильно горевал и печалился, ибо потерял не только духовного наставника, но и верного друга.

Уже во время погребения митрополита Петр явил людям свидетельство своей святости. Некий человек, одержимый неверием, в мыслях своих стал поносить умершего митрополита. И вдруг увидел святителя сидящем на одре и благословляющим на обе стороны народ во все время, пока его несли к гробнице. А спустя несколько дней у гробницы исцелилось несколько болящих. Князь Иван Данилович повелел записать свидетельства о чудесах и начать почитать митрополита Петра как святого. А в 1339 году святость русского митрополита подтвердил специальной грамотой константинопольский патриарх Иоанн XIV.

Так Москва обрела своего первого святого — угодника Божиего и небесного покровителя. Мощи святителя Петра, хранящиеся в Успенском соборе Московского Кремля, до сей поры являются одной из главных русских святынь.

А люди того времени, увидев, что Москве утверждается святость, постепенно начали верить и в особую Божию избранность Московского княжества. И эта вера сыграла важную роль в том, что сама Москва смогла со временем исполнить возложенную на нее миссию спасения Руси от ордынского владычества.

Первое перенесение мощей святителя Петра состоялось 1 июля 1472 года. Связано оно было с началом строительства нового Успенского собора во время правления великого князя Ивана III Васильевича. Стены нового храма поначалу возводились вокруг старого, и когда эти стены поднялись в рост человека, прежнюю церковь разобрали полностью до основания. Тогда же из старого собора были перенесены мощи святителей Киприана, Фотия и Ионы (29 мая) и святого Петра, чудотворца Московского (1 июля). На время работ на месте алтаря строящегося храма была возведена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери, которая и стала временным пристанищем для святых мощей.

Окончание же строительства нового Успенского собора в 1479 году вылилось в грандиозный праздник. На весь город и на все монастыри и церкви от имени великого князя раздали щедрую милостыню. А 24 августа 1479 года, при огромном стечении народа, в новый Успенский собор перенесли мощи святителя Петра. Тогда же решено было объявить этот день церковным праздником. Через несколько дней перенесли мощи и других московских святителей. До сего дня мощи святого Петра, чудотворца Московского являются важнейшей святыней Русской Православной Церкви.

И вот уже на протяжении более семисот лет в России свято чтится память первого московского святого. В Оружейной палате Московского Кремля бережно хранятся святыни, когда-то принадлежавшие святителю — саккос и посох. Обе святыни в более поздние времена использовались московскими святителями в богослужебной практике, а позднее приобрели в сознании потомков глубокий символический смысл. И ныне посох святителя Петра, вручаемый святейшему Патриарху Московскому и всея Руси во время его поставления на патриарший стол, являет собой важнейший символ духовной преемственности церковной власти московского предстоятеля.

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

Помимо прочих занятий, митрополит Петр прославился иконописными трудами. Одна из икон Божией Матери, в честь своего автора так и носит имя Петровской. Этот образ был подарен тогда еще волынским игуменом Петром митрополиту Максиму, который и привез ее во Владимир. В 1325 году, перебираясь в Москву, митрополит Петр взял с собой и написанный им образ Божией Матери. Святитель поместил икону в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с Владимирской иконой Божией Матери.

Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания и почиталась чудотворной. На рубеже XIX-XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV — началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».


Cвятейший удостоил игумена Петра (Еремеева) права ношения наперсного креста с украшениями и вручил наместнику Высоко-Петровской обители юбилейный крест, изготовленный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.


Святейший Патриарх Кирилл и А.Д. Беглов совершили гашение почтовых конвертов, выпущенных к 500-летию храма святителя Петра.



Общее чаепитие перед экскурсиями