Игры в автобусе. Летний лагерь

Замысловатое название блока нисколько не раскрывает тематики игр.. Едите с детьми в автобусе? Делать нечего, дети тухлят, ноються, хотят к маме? Так займите их, черт побери. Тогда и дорога будет быстрее и дети начнут к вам привыкать.

    За окном

Делится автобус на две команды. Обычно это левый ряд автобуса и правый. После чего называется Буква, дети должны называть все что видят, на эту букву за окном. Слова повторять нельзя

    Песенка-перепевка

Автобус делится на две или большее количество команд. Одна из команд задает вопрос из песни (например: Из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки»). Задача других команд, ответит на этот вопрос также словами из песни (Например ответом на предыдущий вопрос может быть: «Огурцы, салат и лук, все на булочке с кунжутом…). После этого уже следующая команда задает вопрос.

    Что мы взяли с собой

Ведущий перечисляет много разных предметов, что они взяли с собой в лагерь, и если дети взяли их в лагерь они кричат да.Чем веселее – тем лучше. Главное не переборщите со своим чудесным чувством юмора.

    Эстафета

Автобус делится на две команды, их задача передавать предмет из одного конца автобуса в другой, таким образом, чтобы к нему смогли прикоснуться все люди, сидевшие в ряду. И так кто быстрее.

    Контакт

Водящий загадывает какое-нибудь слово и называет его первую букву. Загадывать можно только существительные единственного числа, именительного падежа, не являющиеся именами собственными. Затем играющие делают предположения насчет того, что это может быть и соответствующим вопросом намекают на это всем, в том числе и водящему. Если водящий по вопросу догадывается, что имеется в виду, он отвечает правильно ли угадано слово, и, если нет, один из играющих делает следующее предположение и следующий намек. Если же водящий догадаться не может, а догадывается еще несколько играющих, то каждый из догадавшихся говорит: «Контакт!!!», и они все вместе с предположившим громко считают до десяти, давая водящему время додуматься, затем хором называют слово. Если они все называют одно и то же слово, до которого водящий так и не додумался, водящий называет вторую букву и так далее. Ниже приводится пример игрового разговора:

Водящий: - Я загадал слово на букву Т.

Один из играющих: - Может быть это сельскохозяйственная машина?

Водящий: - Нет, это не трактор.

Другой играющий: - Может быть это маленький дорогой общественный транспорт?

Водящий думает. Первый играющий догадывается, о чем идет речь.

Первый: - Контакт!!!

Оба: - Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять! Такси!!!

Водящий: - Вторая буква А.

Первый: - Может быть, это боевая машина на гусеницах?

Водящий: - Да, это танк.

Первый становится водящим.

    Трехлитровая банка

Выбирается любая буква. Все игроки по очереди начинают перечислять слова (существительные, в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно ласкательных суффиксов) на выбранную букву, но при этом такие, чтобы их можно было «положить» в трехлитровую банку. Например. Выбрали букву «С». В нее могут «вмещаться» такие слова, как «спички», «солома», «сера»… Но нельзя положить «стол», «стук», «сундук». Также нельзя "положить" нарисованные предметы. Сначала игра кажется легкой, но через некоторое время становится все сложнее и сложнее. Игрок, который не находит больше нужных слов - выбывает. Побеждает тот, кто больше назовет слов.

Еду на танке,
Вижу корову
В шапке ушанке
С рогом здоровым!
Здорово, корова,
Как поживаешь?
Do you speak English?
Ты что обзываешь?
Плыву в подводной лодке-
Снова корова
В маске и ластах
С рогом здоровым!
Здорово, корова
Куда проплываешь
Shprechen sie Deutsch?
Ты что обзываешь?
Лечу на вертолете
Снова корова
На парашюте
С видом суровым
Здорово корова
Куда пролетаешь
Ассалам алекум
Ты что обзываешь?

Все слова комментируем соответствующими движениями (показываем рога у коровы, еду- крутим руль и т.д.)

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд.
Если вожатый поднимает правую руку вверх, то первая команда кричит «Гол!». Если вожатый поднимает левую руку, то вторая команда кричит «Мимо!».
Если подняты обе руки — обе команды кричат «Ура!».

Материал предоставил Владислав Афонин

— Кто помнит, как зовут вожатых?

С нами вы уже познакомились, а теперь мы хотим познакомиться с вами. Поэтому на счет «три» каждый громко выкрикнет свое имя (вожатые пытаются угадать, сколько Маш, Дим, … в отряде; Вот тебя зовут Федя, нет?, А как? Маша? Все запомнили, что это Маша, а не Федя, …)

Сейчас мы пустим по рядам рулон туалетной бумаги. Пусть каждый отмотает себе столько, сколько захочет. Отмотали? Молодцы! Теперь складываем бумагу гармошкой. Ну а теперь, разгибая нашу гармошку, мы будем рассказывать о себе по предложению на каждый загиб. Интересно, чей рассказ получится длиннее? Начиная свой рассказ не забудьте представиться.

Материал предоставил Владислав Афонин

И наконец по случаю такого радостного момента, что наше путешествие успешно завершается. Предлагаю испечь праздничный пирог!

Я захотел устроить бал.
И я гостей к себе …
Купил муку, купил творог
Испек рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не …
Я ждал, пока хватало сил
Потом кусочек …
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …
Когда же гости подошли,
То даже крошек не …

Материал предоставил Владислав Афонин

1. Чем больше ковыряешь, тем больше становится — что это такое? (Дырка)
2. Кто под проливным дождем не замочит волосы? (Лысый)
3. Почему львы едят сырое мясо? (Потому что они не умеют готовить)
4. Что производят в Бразилии и нигде больше? (Бразильцев)
5. Кем ты станешь в двадцать лет? (Двадцатилетним человеком)
6. Что имеет восемь ног и может петь? (Квартет певцов)
7. Как удвоить количество ваших денег? (Посмотреть на них в зеркало)
8. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
9. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
10. Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
11. Что жжется в холодильнике? (Горчица)
12. В каком случае 6 детей и 2 собаки, забравшиеся под обычный зонтик, не намокнут? (Если не будет дождя)
13. Какой человек может одной рукой остановить мчащийся автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
14. Почему ковбои ездят на лошадях? (Потому что лошадь слишком тяжелая, чтобы ее нести)
15. Что вампир говорит своей вампирше? (Обожаю вашу группу крови)
16. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)
17. Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
18. Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (Проснуться)
19. Почему курица несет яйца? (Если бы она их бросала, они бы разбивались)
20. Где всегда можно найти червей? (В карточной колоде)
21. Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой — это лучше делать ложкой)
22. В какой школе вас сначала выкидывают, а потом уж дают диплом о ее окончании? (В парашютной школе)
23. Какая разница между блохой и собакой? (Собаки могут иметь блох, а блохи не могут иметь собак)
24. Перед кем люди всегда снимают шляпы? (Перед парикмахером)
25. Что есть у слонов и нет ни у каких других животных? (Слонят)
26. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (Когда он находится в этом автомобиле)
27. Как проще добиться того, чтобы ваши капиталы выросли? (Положить их под увеличительное стекло)
28. Почему Робин Гуд грабил богатых? (Потому что у бедных не было денег)
29. Что нужно сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
30. Кто сидит спиной к царю? (Кучер)
31. Как разделить 5 картофелин точно на двоих? (Размять их в пюре)
32. Что произошло с сардиной, когда она явилась по объявлению о приеме на работу? (Ее направили на консервный завод)
33. Что общего у рыб и болтунов? (Без конца разевают рот)
34. Что создает вдвое больше шума, чем визжащая свинья? (Две свиньи)
35. Что получится, если скрестить червяка и шубу? (Гусеница)
36. Кто не задает вопросов, но требует ответа? (Телефонный звонок)
37. Когда мышь и слон могут весить одинаково? (Когда весы сломаны)

Материал предоставил Владислав Афонин

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. На любую букву (например, А), называемую ведущим дети должны называть вещи, которые, они хотят взять с собой в дорогу (арбуз, атомоход, абрикос, аллигатор…).

(Название лагеря и текст письма взяты за образец и могут меняться как угодно)

Сейчас мы с вами все вместе будем писать письмо про нашу дорогу в лагерь «Звёздочка». Точнее, оно уже написано, да вот только все прилагательные и наречия из него куда-то пропали, и письмо стало скучным и не интересным. Какими прилагательными можно его заполнить? Вы будете выкрикивать нужные, по- вашему, слова, мы будем заполнять пропуски, а затем посмотрим, что же у нас получится.

« Наша……….дорога в …………лагерь «Звёздочка»
……….майским утром мы …………приехали в …………….институт МАТИ, где должны были собраться все самые…………….люди – мы- будущие………..вожатые! После…………..линейки нас всех рассадили по ………….автобусам. Вместе с нами ехали наши …………..инструктора — …………Вася и ……………Катя. Всю дорогу они…………..играли с нами в …………игры, пели………….песни, загадывали……………загадки, кричали…………..кричалки, поэтому скучно никому не было! На улице стояла ……………погода, а наш …………..автобус все ехал и ехал по …………….дороге. Но вот впереди показались ………….ворота нашего……………лагеря. Ура! Приехали! Надеемся, что ………….дни, проведенные здесь станут для нас самыми ………….. , ………….. и незабываемыми!!! »

Материал предоставил Владислав Афонин

Салон автобуса разбивается на две команды.

«Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях».
Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….»
Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ – из другой.

Например:
«Что стоишь, качаясь?..»
«…Качает, качает волна морская».
Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

Материал предоставил Владислав Афонин

Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна – «Петьки», другая – «Васьки».

На солнечной поляночке
Стоит зелёный дом.
А на крылечке домика
Сидит весёлый гном.

«Петьки»:

Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-е-тку!
Я пришёл к вам, де-е-тки,
Чтобы съесть конфе-е-тку!

«Васьки»:

Ва-а-ська! У меня штаны в горо-о-шку!
Я сюда пришёл из ска-а-зки,
Потому что я хоро-о-ший!

Всё это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры – на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую.

Материал предоставил Владислав Афонин

Эстафета в автобусе – такое действительно бывает.

Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство.
Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

Материал предоставил Владислав Афонин

Ребята в автобусе делятся на несколько «секторов» и им дают задание:

Сейчас я вам даю слово, которое должно присутствовать в песне. Итак, слово — (к примеру) — МОРЕ. Даётся минута на «обдумывание»…минута закончилась.

команда №1 — ребята поют…»Мооооооре, мооооре… мир бездонный…» — ПРИНЯТО.

команда №2 — » А там за морями, где бушуют бураны, жила там девчонка с именем странным, и часто бывало: она на просторе в мечтах уплывала в синее море… Алые паруса, алые паруса…» — ПРИНЯТО!

команда №3 — Нам нужны моря и океаны, стены и преграды не нужны…(современная песня — знает кто нибудь кроме команды — подходит…) и т.д.

Выигрывает команда, знающая больше всего песен.

Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический.

Предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя вашего отца, из которого они выведут ваше отчество. А потом они могут попытаться угадать вашу любимую песню (назовите популярную и всем знакомую песню, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе), ваше любимое блюдо и т.д.

Кратковременность и быстротечность летних лагерных смен требует быстрого включения ребенка в деятельность временного детского коллектива. Времени /для «раскачки» практически нет, поэтому вовлечение детей в игровую деятельность нужно начинать с первых минут знакомства с ними. На наш взгляд, такая возможность предоставляется уже во время передвижения детей к месту отдыха — в лагерь.

Как правило, дети едут на автобусах, и в зависимости от удаленности лагеря от города время в пути может составлять от 30-40 минут до 1,5-2 часов. Чем занять детей, чтобы они отвлеклись от грустных мыслей, навеянных расставанием с родителями, и не созерцали со скукой и безразличием пробегающие за окном автобуса пейзажи?

Лучше всего, если вожатые еще раз представятся своим подопечным. Можно взять на себя роль бортпроводника (бортпроводницы) и в шутливой форме «выдать» необходимую детям информацию. Например:

Уважаемые дамы и господа! Леди и джентльмены! Мы рады приветствовать вас на борту нашего лайнера, выполняющего рейс по маршруту Новосибирск (Брянск, Москва, Краснодар и т. д.) — лагерь «Чкаловец» («Орленок», «Ракета» и т. д.). Вас приветствует дружный экипаж во главе с пилотом нашего лайнера (неплохо было бы узнать предварительно имя и фамилию водителя автобуса) Владимиром Ивановым и бортпроводниками... (называются имена и фамилии вожатых или педагогов).

Позвольте познакомить вас с правилами поведения в салоне лайнера и с тем, как будет проходить наше пу тешествие. Слово предоставляется одной из прекрасных бортпроводниц, замечательной и блистательной... (называется имя и фамилия вашей напарницы). Бурные аплодисменты!

- Дорогие пассажиры! Наш маршрут пролегает по одной из живописных местностей Западной Сибири (Дальнего Востока, Урала, Кавказа, Подмосковья и т. д.).

Во время путешествия можно:

- шутить и смеяться (в рамках приличия);

- играть в веселые игры (но не заигрываться);

- задавать бортпроводникам и друг другу интересующие вас вопросы;

- глазеть в окно и наслаждаться видами (если будет время);

- знакомиться друг с другом.

Во время путешествия категорически запрещается:

- грустить и плакать;

- обижать других пассажиров;

- передвигаться по салону нашего лайнера без крайней на то необходимости;

- выкидывать в окна автобуса ненужные предметы;

- высовывать в окна лайнера свои и чужие конечности, включая головы (а то завтра высовывать будет нечего);

- показывать пальцами в окно автобуса (это просто неприлично!);

- строить рожицы встречному и обгоняющему нас транспорту (во избежание аварийных ситуаций);

- отвлекать командира экипажа от своей работы.

На борту нашего лайнера имеется 40 мест для пассажиров, два места для пассажиров с детьми (то есть вожатых), восемь окон для любования природой и красотами нашего края, один основной и один запасный выход, два (три) бортпроводника.

Во время нашего путешествия вам будет предложен краткий рассказ о нашем крае и о нашем лагере, игры и шутки от нашего экипажа и, наконец, прохладительные напитки.

Обязательно задайте детям несколько вопросов:

Нет ли среди вас тех, кого может укачать в нашем путешествии? Не нужна ли вам наша помощь? Не постесняетесь ли вы попросить помощи, когда она вам потребуется?

В любом случае с детьми необходимо поиграть. Перед вами салон автобуса, поделенный на две половины. Таким образом, как минимум две команды уже готовы к игре. Остается только предложить им сыграть. В какие игры? Читайте этот раздел!

А закончить поездку можно так:

Внимание, внимание! Наш лайнер прибывает к конечному пункту нашего путешествия — к лагерю... (1-2 минуты идет рассказ о лагере).

Уважаемые пассажиры! Просим вас оставаться на местах до полной остановки лайнера. Из автобуса первыми выходят мальчики и помогают выйти девочкам (кстати, входят в автобус первыми девочки!). Спасибо, что выбрали для путешествия нашу дружную компанию. Не забывайте в салоне свои вещи. После выхода из лайнера большая просьба — ожидать у трапа своих бортпроводников. Удачи вам во всем!

Собираемся в путешествие

Ведущий : «Давайте представим, что нам предстоит далекое и продолжительное путешествие. Что взять с собой? Вопрос, который встает перед каждым путешественником. Назовите, не перебивая друг друга, необходимые в путешествии вещи».

Побеждает тот, кто назовет последним одну из самых необходимых вещей в путешествии.

Замечания. Надо заметить, что эта игра может затянуться на неопределенно долгое время. И все из-за того, что ребята «брали в путешествие» вовсе не самые необходимые вещи: электроплиты, любимых собак, велосипеды, телевизоры, даже бабушек и т. д. Не заиграйтесь!

Последний герой

Ведущий: «Герои бывают разные. Есть герои-путешественники, герои-спортсмены, воины-герои. А есть герои интеллектуальных сражений. Давайте представим, что мы находимся на интеллектуальном поединке».

Предлагаются темы:

Цветы. реки

Животные. озера

Деревья. горы

Рыбы. моря и т. п.

Кто последний назовет понятие, соответствующее теме, тот и станет победителем.

Замечания. Очевидно, что претендентов на звание «Последнего героя» бывает много, и выиграть могут сразу несколько человек. Их имена необходимо обязательно назвать, а самих героев поприветствовать бурными аплодисментами. Один человек может стать победителем в нескольких номинациях. Его необходимо наградить каким-нибудь призом, пусть небольшим.

Конечно, в эту игру можно играть не только в автобусе.

Лингвистический практикум

Ведущий: «Вы знаете, что лингвисты — это люди, которые изучают языки различных народов мира. Один из великих языков — русский язык. Хорошо ли вы знаете его?

Кто из вас придумает больше слов со слогом "кол" ("вар", "дар", "рак", "сок" и т. д.)?

Победит и заслужит высокое звание "Почетного лингвиста всех времен и народов" тот, кто назовет больше слов».

Замечания. Ребят-победителей необходимо обязательно отметить. Постарайтесь очень четко зафиксировать количество слов, названных каждым ребенком. Назначьте экспертами ребят из числа детей (имена экспертов тоже должны быть названы).

Графомания

Ведущий: «Мы совершенно уверены, что, раз вы знаете, кто такие лингвисты, то должны знать, и кто такие графоманы. Ну, а если кто-то забыл, мы напоминаем: графоманы — это люди, которые имеют страсть к сочинительству книжек. Мы с вами книжек писать не будем, а вот посочинять попробуем.

Постарайтесь придумать смешное предложение со следующими группами слов:

Палка, селедка, галка, тарелка;

Елка, копалка, сено, кричалка;

Вешалка, речка, учитель, колечко;

Задача, лимонка, удача, болонка.

Помните, ваше предложение должно быть действительно смешным или, по крайне мере, оригинальным».

Замечания. Объяснив детям, что они не должны перебивать друг друга, вы убережете свои нервы и голосовые связки детей.

Школа юных мимов

Ведущий: «Уж если вы знаете, кто такие лингвисты и графоманы, то вы, как образованные люди, должны знать, кто такие мимы. Мимы очень похожи на клоунов. Они мастерски владеют своим телом и все свои чувства, состояния могут передать с помощью жестов, пластики и мимики. Поэтому они и называются "мимы". Это артисты, не прибегающие к помощи речи. А вы не хотите пройти курс обучения в нашей Школе юных мимов?

Вы уже поделены по рядам в автобусе, и это будут две команды мимов. В одной команде учителем-мимом будет мой напарник (вы еще не забыли его имя?), а в другой команде (а мое имя вы можете вспомнить?) — я. Одна команда загадывает слово, выбирает из другой команды водящего, говорит ему это слово. Водящий должен мимикой и жестами передать значение слова так, чтобы другая команда отгадала заданное слово».

Замечания. Загаданное слово должно быть существительным. Эту игру можно несколько усложнить для ребят среднего и старшего возраста. Попросите их к существительному добавить прилагательное. Причем объясните, что это прилагательное может весьма условно сочетаться с существительным. Например: веселый пылесос, разухабистый заяц, надкушенный бублик и т. д. Фантазия детей неистощима!

Морской бой

Ведущий: «Внимание! Мы присутствуем при историческом событии! Через несколько минут в акватории бухты Тихой радости начнется глобальное морское сражение! Сражение будет происходить между эскадрой кораблей капитана Флинта (правый ряд) и флотом Ее Величества королевы Англии (левый ряд).

Команды изображают плывущих ("плыть" можно каким угодно стилем). Я буду поднимать то правую, то левую руку. Это сигнал для правого или левого ряда, что нужно маскироваться от корабля- разведчика — надо выставить руки перед собой. Если руки подняты не вовремя или по ошибке, это засчитывается как поражение кораблю — участник выбывает из игры. Победит команда, в которой останется больше неуничтоженных кораблей».

Замечания . В эту игру можно играть иначе: команды предварительно чертят себе карты (ориентируясь по расположению занятых детьми мест в автобусе) и обозначают на них местоположение кораблей своей эскадры либо флота. Кроме того, у каждой команды должна находиться карта команды-противника. Нужно обязательно договориться, какие корабли (и в каком количестве) будут в каждой эскадре (их должно быть поровну).

Перепевки

Суть игры крайне проста: кто кого перепоет. Но темы должен предложить вожатый или педагог. Итак, какая команда знает больше песен: о солнце (лете, море, лесе, друзьях и т. д.), с женскими (мужскими) именами, с названиями городов (цветов, музыкальных инструментов и т. д.).

Замечания. В песнях должны обязательно присутствовать ключевые слова (солнце, море, лето и т. д.). Исполнить надо не меньше двух строчек куплета или припева. Повторение уже исполненных песен не допускается. У каждой песни, как минимум, три куплета, и поэтому «перепевать» друг друга можно бесконечно...

Песенные километры

Ведущий: «Расстояния могут измеряться по-разному: километрами, милями, футами, ярдами, световыми годами. А вы не пробовали измерить расстояние от города до лагеря песнями?»

Замечания. Не стоит проводить такие «измерения», если до лагеря ехать более часа.

«Ты жив а еще, моя старушка» (письмо матери)

Для того чтобы развеять горечь расставания с родителями, необходимо отвлечь детей от грустных мыслей. Можно, например, предложить написать шуточное письмо своим родителям. Не нужно ждать приезда в лагерь, чтобы написать это короткое послание. Ведь кто-то из детей переживает здесь и сейчас.

Итак, решено — пишем письмо! Причем в написании письма должны принимать участие все дети (или почти все), и оно будет написано одно для всех родителей. Меняться будут только адресаты и подписи детей.

Детям необходимо придумать десять ключевых существительных, так или иначе связанных с темой лагеря (дорога, сами ребята, вожатые, автобус, чемоданы, погода, солнце и т. д.). Существительные записываются вожатыми в том порядке, в котором они прозвучали. Теперь нужно придумать пятнадцать прилагательных, они могут быть любыми: уменьшительно-ласкательными, ругательными (в меру!), а лучше всего — доброжелательными.

Слова записываются по мере их «придумывания».

Замечании. К этой игре можно приготовиться заранее: составить текст письма на тему жизни в лагере, отряде и т. д. В тексте должно быть пропущено десять существительных и пятнадцать прилагательных, которые вставляются в письмо уже в автобусе. Если письмо написано с определенной долей юмора, то можно надеяться, что шутка удастся. Теперь остается только с выражением прочитать текст. Да, чуть не забыли: письмо должно начинаться со знаменитых есенинских строк: «Ты жива еще, моя старушка, жив и я, привет тебе, привет!»

Лучше, если письмо не будет прочитано родителями детей, ведь на самом деле это всего лишь шутка...

Загадки и отгадки

Ведущий: «Играете вы хорошо! А интересно, умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас я прочитаю несколько необычных загадок, а вы попытаетесь их отгадать. Эти загадки необычные, потому что они цветные!

Начнем с "желтых" загадок:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок)

Золотист он и усат,

В ста карманах — сто ребят. (Колос)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Продолжим "зелеными" загадками:

Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою — в банке,

Крепкие, соленые. (Огурцы)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белою корой

Стоит под горой. (Береза)

"Красные" загадки тоже есть у нас в запасе:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я — ... (Подосиновик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос! (Морковь)

А вот еще несколько "синих" и "голубых" загадок!

Синий мундир,

Гладкая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой. (Небосвод)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед)

У нас в запасе есть даже одна "разноцветная" загадка!

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Кто угадал больше всех загадок? Ему срочно нужно вручить приз!»

Замечания . Можно брать загадки не только из этой книги. Не переусердствуйте — выбирайте загадки, ориентируясь на возраст детей.

Д орога в лагерь занимает обычно не меньше полутора часов. И если все это время просто так сидеть и наблюдать в окно – веселой она точно не покажется. Чем же можно занять это время?
Уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. А самое главное – на время дороги нужно придумать какое-нибудь развлечение. Вперед – за дело!
· Выбираем командные конкурсы, которые можно провести, не вставая с мест.
· Подготавливаем какие-нибудь кричалки или шумные игры.
· Облачаем в сюжетную канву (например, путешествие с приключениями) – и можно начинать.
Вот как однажды зимой прошло путешествие младшего отряда в снежное королевство.

Прощание с родителями

Кричалки: «Мамы, папы, до свиданья, не грустите на прощанье», «До свидания, наши родители, уезжают ваши мучители».

Кто помнит, как зовут вожатых?

– С нами вы уже познакомились, а теперь мы хотим познакомиться с вами, поэтому на счет «три» каждый громко выкрикнет свое имя.
Вожатые пытаются угадать, сколько Маш, Дим, Петь и других имен в отряде; проверяют, как дети запомнили имена друг друга.

Что взяли в лагерь?

Ничего не забыли?
– Полотенце взяли?
– Хорошее настроение не за­были?
– Глаза взяли?
– Зубную щетку и пасту взяли?
– А жареного бегемота?
– Желтую подводную лодку?
– Запасные коленки не забыли? (Выясняется, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где они продаются, есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе.)

Полярники

– Теперь, пока мы едем в автобусе, мы с вами будем полярниками, добирающимся до снежного королевства. А я и второй вожатый (имя) будем начальниками экспедиции.
Смотрите, у меня есть карта Северного полюса, и по ней мы будем двигаться в Снежное королевство. Этот ряд – одна экспедиция, и ваш флажок синий, а этот ряд – другая экспедиция, и ваш флажок зеленый. Кто быстрее добирается до контрольного пункта, тот ставит свой флажок на правах первооткрывателей.
Все готовы отправиться в это опасное и трудное путешествие? – Да! – Тогда в путь!

Полярники, руки вверх!
Вожатый объясняет: «Так как север – это очень красивое, но в то же время и очень опасное место, вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды, чтобы не погибнуть» (предлагаются разные команды по выбору вожатого).

Кольцовка – что нужно взять в экспедицию на Северный полюс.
Слова вожатого: «А теперь проверим, все ли вы взяли, ничего не забыли, а может быть, положили что-то лишнее».
Список экспедиции.
Вожатый предлагает: «Проверим, все ли в сборе, и составим список экспедиции. Вот вам листы, нужно написать свое имя и передать дальше».

Кольцовка – виды передвижения по снегу.
Вожатый говорит: «Как вы думаете, на чем нам придется добираться до Снежного королевства: лыжи, собачьи и оленьи упряжки, снегоход, вездеход, санки...».

Кодовые слова.
Голос, изображающий радио: «Внимание, внимание, надвигается снежная буря. Передаем местонахождение следующего пункта. Примите цифры 37 и 52 кх-кх, пи-и-и... А дальше каждая экспедиция услышала свое, но в отдельности эта информация ничего не даст, поэтому вы должны передать друг другу то, что услышали. Но из-за снежной бури очень трудно докричаться друг до друга».
«Ши-ро-та», «дол-го-та» – каждый слог кричится одновременно.

Стих – эхо.
Вожатый: «По карте это координаты гор, но из-за снежной бури очень плохая видимость, поэтому мы должны все время кричать; и как только услышим ответ, значит, это – эхо, и мы добрались до гор».
Сколько времени сейчас? (час)
Сколько будет через час? (час)
Нет, не правда, будет два, (а)
Думай, думай голова, (а)
Как поет в селе петух? (ух)
Да не филин, а петух! (ух)
Вы уверены, что так? (как)
А на самом деле как? (как)
Это локоть или глаз? (глаз)
А вот это что у вас? (нос)
Сколько будет дважды два? (два)
Верить вам совсем нельзя. (зя)
Вы хорошие всегда? (да)
Или только иногда? (да)
Не устали отвечать? (нет)
Разрешаю помолчать.

Морские термины.
Вожатый обращается к детям: «До гор мы с вами добрались, а за горами нас ожидает безбрежное море, затянутое толстыми льдами. И прежде чем продолжить путь, я загадаю вам слова, а вы должны будете перевести их на морской язык».
– По морскому повар – это... (кок).
– Подводная скала (риф).
– Место, где корабль может надолго засесть на дно (мель).
– Как называется окно на корабле? (Иллюминатор.)
– Тормоз корабля (якорь).
– Что помогает найти кораблям путь в тумане? (Маяк.)
– Бог моря (Нептун).
– Бублик, который не тонет (спа­сательный круг).
– Полосатые как зебры, лазают по канатам, как обезьяны (матросы).

Передать спасательный круг (мячик) утопающему и обратно.
Вожатый может обыграть это так: «По льдам надо идти очень осторожно, иначе можно провалиться под лед. Вот опасное место, проходим его аккуратно... Последний провалился, надо срочно его спасти».

Рыбки.
Вожатый спрашивает детей: «Пока потерпевшие находились под водой, они успели увидеть много рыб. Каких рыб они видели?»

Стих-считалка.
Вожатый обращается к детям: «Мы молодцы, море перешли. А теперь можно и передохнуть. Я вам прочитаю стишок».
В снег упал Сережка
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка,
А потом упал Игнат,
Сколько на снегу ребят? (5 чел.)

Кольцовка – животные севера.
Слова вожатого: «А теперь скажите-ка мне, каких животных Северного полюса вы увидели за время нашего путешествия?»

Секретное слово.
Задуманные слова (например, «северное сияние») дети должны шепотом передать из конца в конец автобуса, но так, чтобы второй вожатый (шпионский спутник) ничего не услышал.
Вожатый может предварить этот конкурс такими словами: «Наше путешествие подходит к концу, и вы должны по радио сообщить на большую землю секретную информацию, которую вы узнали в последнем пункте. Но сделать это надо так, чтобы шпионские спутники не перехватили эту информацию».

Пирог – стих-загадка.
– И, наконец, по случаю такого радостного момента, как завершение нашего путешествия, предлагаю испечь праздничный пирог.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не...
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек не...

А вот уже и Снежное королевство виднеется!
Вожатый: «Давайте, когда мы прибудем на место, устроим шумовой оркестр (детям предлагается кричать ”ура“, хлопать в ладоши, топать ногами, визжать от радости, бросать вверх шапки). Теперь потренируемся!»
Вот еще несколько конкурсов, которые всегда успешно проходят в автобусе:
Передавать по рядам:
– написать свое имя на шарике и передать дальше;
– завязать узелок на веревке и передать дальше;
– размотать рулон туалетной бумаги, не разорвав его, а потом замотать обратно;
– хлопки; надо положить руки на спинки сидений ладонями кверху, и, получив хлопок от сзади сидящего, передать хлопок впереди сидящему;
– общее рукопожатие – все в автобусе должны взяться за руки;
– колокольчик, чтобы не звенел.
Перекидывание воздушных шариков с ряда на ряд за определенное время. По окончании этого времени, на чьей стороне оказалось больше шариков, та команда проиграла.
Петь песни.
Запуск шариков, самолетиков с последних рядов.
Загадки, ребусы, перевертыши, забавные вопросы.
Вопрос-ответ. В одной пачке бумажных листов – вопросы, в другой – ответы. Дети вытаскивают по очереди то вопрос, то ответ и читают, что получилось.
Рассказ с прилагательными. Заранее составляется какой-либо рассказ, например о лагере, в который едем. Но вместо прилагательных оставляем пробелы. В автобусе у детей спрашиваются любые прилагательные и записываются в свободные места в рассказе. Затем читается то, что получилось.

Не забывайте облачить конкурсы в какую-нибудь канву, то есть придумать «легенду», ведь просто так соревноваться в перекидывании шариков или разматывании туалетной бумаги никому не интересно!

Методическая разработка по теме: «Игры по дороге в лагерь»

Игры в автобусе .

Дорога до лагеря бывает трудна для детей, ведь они только-что расстались со своими родителями. Особенно младшие требуют внимания в это время, хотя игры в автобусе со старшими могут оказаться хорошим способом познакомиться.

Что возьму с собой в дорогу.

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. На любую букву (например, А), называемую ведущим дети должны называть вещи, которые, они хотят взять с собой в дорогу. (арбуз, атомоход, абрикос, аллигатор…).

Гол – мимо .

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. Правая рука, поднятая вверх, – первая команда кричит «Гол». Левая рука, поднятая вверх, – вторая команда кричит «Мимо», обе руки – две команды кричат «Ура».

Супружеские пары.

А сейчас займемся составлением «супружеских пар». Предупреждаем, что Он и Она могли бы быть супругами ТОЛЬКО по законам русского языка, как, например, венгр и венгерка, пик и пика, ветряк и ветрянка, поп и попка.

1. Он – птица, она – полый конус. (ворон – воронка)
2. Он – газ, она – лекция. (пар – пара)
3. Он – житель холодной страны, она – острая и холодная. (финн – финка)
4. Он – издаёт звуки, она – раздел механики. (динамик – динамика)
5. Он – кавказец, она – танец. (лезгин – лезгинка)
6. Он – у вас на лице, она в армии. (рот – рота)
7. Он – священник, она – часть плиты. (духовник – духовка)
8. Он – известный фантаст, она – требует доказательств. (Лем – лемма)
9. Он – замена пробке, она – собака. (жучок – Жучка).

Музыкальный футбол.

Вопрос – ответ, одна команда задаёт вопрос, строкой из песни, другая команда отвечает, также строкой из песни. Можно не вопрос – ответ, а задать тематику, например, песни, где используется слово звезда.

Морячок .

Салон автобуса разбивается на 2 команды. Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нужно знать много песен. Какая команда споет их больше всего, та и будет победителем. Но главное, чтобы в песне были олова о море, моряках, морских кораблях. (могут быть песни о Москве, цветах и т.д.).

Более сложный вариант игры - игра " Вопрос - ответ ", где одна команда по очереди берет вопрос одной песни, а ответ должен быть из другой. Например: "Что стоишь, качаясь? ..."
"...качает, качает волна морская".

Эстафеты.

Эстафета в автобусе - такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по -каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду слово из четырех - пяти букв. При подсчете учитывается количество букв и время.
Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

Что я видел?

Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогичных суждений в стихотворении, которое прочтет вожатый:

Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,
Что плугом пашут луг в лесу.
Как медвежонок туфли мерял
И как дурак всему поверил.
С. Я. Маршак

Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Кнут схватила лошадь,
Хлещет мужика,
Чернобровая корова
Ведет девку за рога.
К.С. Станиславский

Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор.
Он на пегой на телеге
На дубовой лошади,
Подпоясан он дубиной-
Приопершись на кушак,
Сапоги на растормашку

Петьки-Васьки.

Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды;
одна - "Петьки", другая - "Васьки". Далее все вместе поют на мотив "Смуглянки ":

На солнечной поляночке
Стоит зеленый дом,
А на крылечке домика
Сидит веселый гном

"Петька! У меня рубашка в клетку! Я пришел к вам детки, чтобы съесть конфетку!"
или
"Васька! У меня штаны в горошек! Я пришел из сказки, Потому что я хороший!"

Все это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду. В конце игры вожатый показывает на обе команды сразу и одна из них должна перекричать другую.