Игры с мячом. Конспект занятия

Программные задачи:

    Закреплять умение ходить и бегать по кругу.

    Учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу.

    Упражнять в ползании на четвереньках.

    Развивать интерес к действиям с мячом в соответствии с его свойствами (круглый, гладкий – можно катать).

    Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

    Формировать умение самостоятельно действовать с предметами.

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методические приёмы:

    Художественное слово.

    Игровой приём.

    Сюрпризный момент.

    Вопросы к детям.

    Обследование свойств мяча на ощупь.

    Целостный показ.

    Поощрение.

    Напоминание.

    Указание.

    Имитационные движения.

    Использование фонограммы.

Предварительная работа:

    Подвижные игры: «Догони мяч» (бег в заданном направлении), «Доползи до домика» (ползанье в заданном направлении), «Попрыгаем, как зайки.

    Индивидуальные и совместные игры с мячами: на бросание, прокатывание, ловлю с использованием зрительных ориентиров.

    Чтение стихов А.Барто «Мячик», С.Маршак «Мой весёлый, звонкий мяч».

    Занятия по художественной деятельности: «Мячики катятся по дорожке» (рисование), «Круглый мяч» (лепка).

Материал и оборудование:

    Мячи размером 12-15 см (по количеству детей): красные и зелёные.

    Мяч размером 22 см (яркий, красочный).

    Эмблемы для детей «Мячики» (красные и зелёные).

    Ориентиры – прямые линии, кольца по размеру мячей, расположенные по кругу, выполненные из плёнки с клейкой основой.

    Коврики: по количеству детей.

    Магнитофон с аудиозаписями.

Индивидуальная работа:

    Активизировать Диму, Артёма во время бега.

    Поупражнять Соню, Диму в умении отталкивать мяч двумя руками при прокатывании мяча в парах.

    Поупражнять Сашу, Аню в прыжках вокруг себя на месте.

Дифференцированный подход:

По уровню физической подготовленности (по усвоению программы «Детство») -

1 подгруппа: учить прокатыванию мячей друг другу в парах на расстоянии 1,5 м (в основных движениях), упражнять в прыжках на месте с поворотом вокруг себя (в ОРУ).

2 подгруппа: учить прокатыванию мячей друг другу в парах на расстоянии 1,3 м (в основных движениях), упражнять в прыжках на месте без поворота (в ОРУ).

По половому признаку –

Девочки – при прокатывании мячей друг другу в парах принять И.П.: сидя, ноги слегка разведены в стороны (в основных движениях),

Мальчики – при прокатывании мячей друг другу в парах принять И.П.: стоя на коленях (в основных движениях).

Литература:

    Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования.- СПб: Детство пресс, 2015.

    Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.,2014.

    Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.,2000.

    Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

    Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

    Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005.

Ход занятия:

60 сек

Я прочту вам стихотворение, а вы отгадайте, про что в нём говорится:

«Стукнешь о стенку –

А я отскочу.

Бросишь на землю –

А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу.» (А.Рождественская)

Догадались, это… («Мяч»).

Посмотрите, какой красивый мяч пришёл к нам в гости (показ).

Какой он красивый, красочный, очень яркий. Какого он цвета? («Красный, с желтой и голубой полосками».)

Посмотрите, какой он? Мяч круглый или квадратный? («Круглый».) Потрогайте его! Какой он: гладкий или шероховатый? («Гладкий».)

Мячик сказал мне по секрету, что он хочет, чтобы мы познакомились с его друзьями – другими мячами. Они тоже пришли к нам в гости, и сегодня они вас научат делать то, что умеют сами. Вот они нас ждут. Какой красивый кружок из мячей! Покажем, как мы будем ходить вокруг них, не задевая.

Ходьба колонной по кругу

(вокруг мячей).

свободное

30 сек

средний

Построились все ребята в шеренгу, повернулись друг за другом в колонну, шагаем вокруг мячиков, старайтесь их не обидеть.

«Мы играем целый день

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Друг за другом ты шагай!

Друг за другом ты шагай,

Мячики не задевай! ».

Вот какой красивый у нас круг получается!

Бег колонной по кругу

(вокруг мячей).

свободное

20 сек

средний

Побежали по кругу, не задеваем мячики!

Остановка по сигналу воспитателя, поворот, бег в другую сторону.

свободное

20 сек

средний

Как музыка перестанет звучать, сделаем остановку.

А теперь в другую сторону побежали!

А теперь остановились все около мячиков, возьмите каждый по мячику. (Дети с зелёными эмблемами – зелёные мячи, с красными – красные мячи). Будем с ними играть!

2.Основная часть.

Общеразвивающие упражнения:

«Играем с мячами».

1. «Полюбуемся на свои мячи».

4-5 раз

средний

«Вот какой красивый мяч,

Хочет с нами поиграть!»

И.П.: о.с., руки с мячом внизу.

1–поднять мяч вверх.

вдох

Подняли мячи высоко, вот какие красивые!

2 –вернуться в и.п.

выдох

Опустили мячики вниз.

2. «Покажем мячи друг другу ».

4-5 раз

средний

«Мячик другу покажи!

Повернулись, малыши».

И.П.: о.с., мячик в руках внизу.

1–повернуться вправо.

вдох

Вот как показали мячик в правую сторону, голову держим прямо.

2–вернуться в и.п.

выдох

А теперь выпрямились.

3– повернуться влево.

вдох

Вот как показали мячик в левую сторону, голову держим прямо.

4–вернуться в и.п.

вдох

Теперь выпрямились.

3. «Покажите мне мячик».

«Мы на мячик посмотрели,

И тихонечко присели».

И.П.: ноги «узкой дорожкой», руки с мячом внизу.

Ножки поставьте узкой дорожкой, руки внизу.

1 – присесть, мячик в согнутых руках.

выдох

4 раза

медленный

Присели, держим мячик, не роняем. Спинку держим прямо.

2 – вернуться в и.п.

вдох

Встали, выпрямились, опустили мячики.

4. «Попрыгаем, как мячики».

свободное

20 сек

(повторить

2 раза)

быстрый

Встали, ножки вместе, мячики держим перед собой.

И.П.: стоя, ноги вместе, мяч в согнутых перед грудью руках.

«Вот какой весёлый мячик,

Так и скачет, так и скачет!»

Выполнение: прыжки на месте прямо (СУ) и вокруг себя (ВУ)

Дети с зелёными мячами прыгаем, стоя прямо, на месте. Дети с красными мячиками прыгают вокруг себя.

в чередовании с ходьбой.

Прыгаем, как мячики.

Дышим только носом.

(После выполнения упражнений половина мячей убирается в корзину).

«Положим мячики в домики».

Основные движения

(способ организации: фронтальный).

1.Катание мячей друг другу

на расстоянии

1,5м (ВУ) и 1,3м (СУ) .

Девочки:

из положения сидя, ноги врозь,

Мальчики:

стоя на коленях.

свободное

Повторить

6-8 раз

средний

«Любят мячики

С нами поиграть,

Ну-ка, попробуйте

Вы его поймать».

Будем катать мяч друг другу от черты до черты. Дети с красными эмблемами подойдите к красной линии, с зелёнными – к зелёной.

Девочки сядут, разведя ноги в стороны, мальчики будут стоять на коленях.

Пальцы рук надо чуть развести, сильнее отталкивайте мяч, чтобы он катился, а не подпрыгивал.

Старайтесь точнее прокатить мяч товарищу. Ловим мяч двумя руками.

(После выполнения движения оставшаяся половина мячей убирается в корзину).

«Положим мячики в домики».

2.Ползанье на четвереньках в прямом направлении.

свободное

3-4 раза

средний

Наш мячик умеет быстро катиться, потому что он круглый.

«Вот какой весёлый мячик,

Покатился он от нас!

Мне б скорей его поймать,

Чтобы снова поиграть».

Не умеем мы катиться как мячики, но умеем быстро ползать.

Давайте покажем как мы умеем ползать на четвереньках.

Осторожно опустимся на колени и обопрёмся на ладони, доползём вслед за мячиком до линии (у противоположной стены).

Подвижная игра

«Мой весёлый,

звонкий мяч».

свободное

3 раза

средний

Наш мячик весёлый, озорной, он очень любит играть с ребятками.

Посмотрите, как мяч прыгает (отбиваю мяч правой рукой на расстоянии 50 см от поверхности пола, повторяя стихотворение С.Маршака «Мяч»).

Дети прыгают на месте, затем бегут до обозначенной линии.

«Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!»

Теперь вы попрыгайте вместе с мячиком, а я ещё раз прочту стихотворение, а теперь убегайте, а я вас сейчас догоню!

3.Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Найди мяч».

свободное

30 сек

медленный

А теперь мячик хочет, чтоб вы его нашли. Закрывайте глазки. Никто не подглядывает.

(Прячу мяч, дети его находят).

А теперь приглашайте мячик к себе в гости. Он ещё к вам придёт.

Дать понятие детям, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут

«выпрыгивать» из воды, а тяжёлые предметы тонут в воде;

Развивать смекалку, внимание, наблюдательность;

Развивать воображение детей, выразительность движений мимики лица;

Формировать основы здорового образа жизни;

Учить приёмам самомассажа;

Формировать правильную осанка у детей;

Упражнять в выполнении упражнений на укрепление мышц спины.

Оборудование: – тазики с водой по количеству детей; шипованные мячи на каждого ребёнка; салфетки для рук; мячик средний для игры; облака вырезанные и подвешанные; фонограмма «Облака белогривые лошадки»; кольца на голову для формирования правильной осанки; насос,воздушный шарик.

Ход занятия:

Сегодня,ребята, мы с вами поедем гулять, каждый на своей машине. Садитесь на сиденье, закрывайте дверь,а чтобы машина машина поехала, что надо сделать? Правильно, завести её надо.

(самомассаж груди)

Ставим кулачок посередине груди и заводим машину круговыми движениями (дети ставят кулачок на середину грудины от вилочковой железы вниз, делают вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж»).

Машины наши завелись,поехали!

(дети поют песню « В машине, в машине шофёр сидит….).

Вот,мы и приехали.Выходим из машин. А,чтобы идти дальше,нам надо пройти вот по этой волшебной дорожке с мешочками на голове,не уронив их. Дети проходят по мостику со словами: (упражнение на формирование правильной осанки )

В час прогулки по мосту, я уверен иду,

свой мешочек, он – не вата, ни за что не уроню!

(Следить за осанкой детей, руки на поясе, идут друг за другом).

Мы идём по мостику, а вокруг какая красота! Птички поют, а по небу облака плывут. Дети посмотрим на облака и поиграем немного с ними.

(мимическая гимнастика )

По небу плыли облака, а я на них смотрел.

И два похожих облачка найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь, и даже щурил глаз,

А, что увидел я, то вам всё расскажу сейчас.

(Дети наблюдают за воображаемыми облаками с выражение внимания на лице, глаза прищурены).

И вдруг по небу грозное страшилище летит,

И кулаком громадным сердито мне грозит.

Ох, испугался я друзья, но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище пустилось наутёк!

(Выражение страха на лице дети показывают).

Вот облачко весёлое, смеётся надо мной.

Я тоже посмеялся с ним – мне весело с тобой!

И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

(мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

А вот другое облачко – расстроилось всерьёз,

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.

И каплями дождинками расплакалось оно…..

И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице).

Смотрите, ребята, что-то я нашла…..ой это чудесный мешочек, что же в нём? А узнаем мы, отгадав вот эту загадку, потом потрогав мешочек,на ощупь..

Загадка: кинешь в стенку – а я отскачу, бросишь на землю, а я подскочу.

Правильно, в мешочке мячи. Возьмите каждый себе по мячу. Рассмотрим их. По форме какой мячик? Что он может? Почему может катиться? Покатайте мяч между ладонями. Какой он? (упругий, лёгкий). Из чего мяч сделан, кто знает? А можно с ним поиграть? Вот сейчас я вам предлагаю поиграть с мячом в прятки. Но сначала хотите узнать, что внутри мяча и почему он такой легкий? Я вам покажу, как воздух попадает в мяч. (Воспитатель берёт насос, шарик и накачивает шарик.) Вот посмотрите – шарик тоже стал круглым и упругим, как мячики наши. А теперь поиграем с мячом и посмотрим, что с ним будет происходить в воде.

1 опыт. Опускаем мяч в тазик с водой. Что с мячом произошло? Почему он не утонул? Правильно, внутри него воздух, и мяч не тонет в воде (дети сами делают выводы).

2 опыт. А теперь спрячем мячик на дне тазика, погружаем мячик на дно, немного придерживаем рукой и резко отпускаем. Что сейчас получилось? (Мячик выскочил на поверхность воды, не утонул).

Подвожу детей к выводу: мячик заполнен воздухом, он лёгкий, а лёгкие предметы не тонут; вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

3 опыт. А теперь сравним мячик с камушком. Положите камешек на воду, что вы увидели? (Утонул камешек, он тяжёлый, а тяжёлые предметы тонут).

(дети вытирают руки).

А в нашем чудесном мешочке ещё мяч остался, оказывается. И я предлагаю с ним поиграть, а заодно и отдохнуть немного.

(Дети располагаются по кругу, лежат на животе, лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из участников игры в руках мяч. Слегка выпрямляясь, игрок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение. Мяч переходит к разным игрокам, но не выпускается за пределы круга). Цель игры: укрепление мышц спины, разгрузка позвоночника.

Молодцы, дети поиграли, а теперь подходите ко мне, нам пора возвращаться в наш садик, а то мы заигрались с вами. Садимся в свои машины, заводим мотор и вперёд! Выходим из машин. Скажите, что мы с вами увидели на нашей прогулке? Что узнали нового? Во что играли? Я рада, что вам понравилось!

Мой весёлый звонкий мяч!

Цели: Создать условия для ознакомления с нетрадиционной техникой изображения- пластилинографией; обучения созданию выразительного образа посредством передачи объёма и цвета.

Способствовать развитию умений и навыков в работе с пластилином

(ощипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей), расширению словарного запаса, мелкой моторики рук.

Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинографией.

Предварительная работа: разучивание стихотворения А. Барто « Мой веселый звонкий мяч»; подвижная игра « Большой мяч»; попросить детей принести мячи.

Материл:

Плотный картон с нарисованным на нем мячом, размер 1\ 2 A4;

Набор пластилина;

Влажная салфетки для рук;

Доска для лепки;

Большой мяч.

Ход занятия

Педагог предлагает детям поиграть.

Игра « Большой мяч».

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из ногами, и тот, кто пропустит мяч, становится водящим (мяч отбивают ногами). Он встает за кругом. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Педагог кладет мяч на стол перед детьми.

С какой игрушкой мы сейчас играли? (С мячом)

Как называется известное стихотворение А, Барто о мяче? (« Мой веселый звонкий мяч».)

Рассказ педагога об истории мяча.

Мяч возник в глубокой древности. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти и шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, шили из кожи, набивая травой или опилками.

В древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали. Он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. а значит, обладал его волшебной силой.

Греки шили мячи из кожи и набивали мхом или перьями птиц.

А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч называли

«фоллис». Не большие фоллисы использовали для ручных игр, а мяч больших размеров использовали в игре типа футбол.

Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов деревьев. и называли «каучу» (от слов «каа»- дерево и «о-чу»-плакать). Нам известна под названием « каучук» .Каучуковый мяч увидел известный путешественник Христофор Колумб. Его матросы привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему миру.

Слово « мяч» связано со словами « мягкий, « мякоть», « мякиш», то есть мяч-это мягкий шар.

Основная часть.

Беседа.

Возьмите мяч, который вы принесли из дома. Рассмотрите его. Он какой? (Круглый, резиновый, гладкий разноцветный, упругий, отскакивает от пола.)

Назовите предметы из нашей жизни, похожие на мяч. (Ответы детей.)

В какие игры вы любите играть с мячом? (Ответы детей.)

А хотите слепить свой « веселый мяч?

Пальчиковая игра «Мячи»

Мне подарили мячик, (Сжать пальцы в кулаки.)

Он круглый и большой. (Вращать кистями рук.)

Взлетает он до неба (Ударять кулаком о ладонь

Над моею головой другой руки.)

Практическая работа.

Мяч круглый, поэтому обведите карандашом шаблон круга на картоне.

Как вы думаете. что сначала мы будем делать?(Закрасим весь круг пластилином.)

Да, возьмите пластилин того же цвета, что и ваш мяч. Если мяч двухцветный, приготовьте два цвета пластилина, разделив мяч пополам тонко колбаской.

Педагог показывает.

Отщипываем маленький кусочек пластилина, раскатываем колбаску. выкладываем по контуру и тонким слом размазываем по поверхности.

Если мяч с полосками, то сначала выкладываем колбасками полоски, закрашиваем, а потом замазываем пластилином другого цвета четыре части мяча.

Если нечаянно вышли за контур мяча или неаккуратно размазали пластилин. можно еще раз выложить по контуру мяча тонкие колбаски.

Итог занятия.

Какие яркие мячи!

С какими словами связано слово «Мяч»

Подарите эти « веселые» мячики своим друзьям!


Лепка в подготовительной возрастной группе носит характер отработки освоенных ранее навыков, поэтому усложняется содержательная сторона занятия. Если раньше дети лепили животных, игрушки, продукты, то в 6–7 лет в центре композиции будет находиться фигура человека (например, девочка, которая играет с мячом, солдат и лыжник). Рассмотрим этапы подготовки занятия, посвящённого лепке человека в движении.

Подготовительный этап

Дети подросли, и для них доступны новые техники работы с пластилином. От лепки на плоскости, подразумевающей создание своего рода картин, пластилиновых барельефов на листе картона или бумаги, и от простых форм (шарики, комочки, фигуры без сложных деталей) ребята переходят к объёмным стоящим и идущим фигурам, требующим учёта пропорций и законов равновесия.

Игры с пластилином - важная часть подготовки к школе

Какие способы лепки из пластилина можно применять

Ребята 6–7 лет уже знакомы с конструктивным (композиция создаётся из отдельных деталей, наподобие конструктора), скульптурным (все части фигурки делаются из одного куска) и комбинированным способами (совмещение конструктивного и комбинированного). Для лепки фигуры в движении удобнее использовать конструктивный способ - так легче передать мелкие детали, такие как, например, ладони, рельефность лица и т. д.

Приёмы лепки

В этой группе дети закрепляют уже освоенные ранее способы лепки, среди которых:

  • раскатывание элементов (создание «шарика»);
  • скатывание (перекатывание «колбасок»);
  • вдавливание, то есть создание пальцами углублений на форме;
  • сплющивание (изготовление «блинчиков» из шариков);
  • прищипывание (зажим кусочка и сплющивание его двумя пальцами);
  • оттягивание (вытягивание элемента из куска);
  • присоединение;
  • примазывание (наращивание элементов на основу и размазывание границ соединения);
  • защипывание (зажим детали, но без сплющивания);
  • вытягивание (растягивание элементов при сохранении общей формы);
  • сглаживание (плавный переход элементов поделки друг в друга).

Практически все эти способы пригодятся при работе с фигурой человека.

Варианты композиции на тему «Человек в движении»

Лепка нестатичной фигуры может быть представлена в следующих вариантах тем для композиции, которые можно приурочить к определённому образовательному блоку:

  • «Девочка играет в мяч» (при изучении тем, касающихся летних забав);
  • «Лыжник» (в процессе изучения материалов, касающихся зимних видов спорта);
  • «Девочка и мальчик пляшут» (например, в преддверии Нового года);
  • «Солдат» (эта композиция может быть посвящена 23 февраля или 9 Мая) и т. д.

Как видно из этих примеров, большинство вариантов такой лепки в календарно-тематическом планировании соотносится с зимней темой. Это объясняется просто: ко 2 семестру ребята повторяют и закрепляют все основные приёмы и способы лепки, что позволяет создавать усложнённые конструкции, к которым относится и фигура человека.

Предварительная работа с группой

Хотя методика лепки фигуры человека относительно несложна, воспитатель на занятиях по развитию речи и на физкультурных разминках предварительно разбирает с детьми особенности позы человека, обращая их внимание на такие нюансы, как:

  • угол наклона тела;
  • поворот головы;
  • сгиб рук и ног и пр.

Кроме того, ещё до начала работы с пластичным материалом взрослый максимально индивидуализирует процесс. То есть

  • делит обязанности по подготовке рабочего места и необходимого инструментария между ребятами;
  • позволяет выбрать цветовую гамму пластилина для поделки;
  • помогает определиться с положением конечностей (если дети выполняют композицию, где поза фигурки может варьироваться) и т. д.

Желательно, чтобы выбор цветовой гаммы костюма человечка оставался за ребёнком

Мотивация

Уже на этапе индивидуализации (то есть подготовки к занятию) начинается мотивация карапузов. Однако и первая часть занятия должна быть спланирована так, чтобы малыши заинтересовались и результатом работы, и - что очень важно - самим процессом лепки. Для этого воспитатель может использовать ряд приёмов.

Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист конца XIX - начала XX века Мария Монтессори говорила: «Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например, карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах».

Одним из вариантов мотивации может быть предварительный рисунок-образец человечка в движении

Беседа и наглядность

Если составлять рейтинг самых действенных способов настроить детей на работу, то, безусловно, у беседы будет первое место. Главное только правильно её выстроить. Обычно это вопросы взрослого, на которые малыши отвечают по одному или хором. Например, перед созданием фигуры танцующих детей вопросы могут быть такие:

  • Когда танцуют люди?
  • Вы любите танцевать?
  • Как располагаются ноги и руки танцующих в движении?
  • Во что должен быть одет человек, занимающийся танцами?

Однако эти вопросы не могут носить умозрительный характер. Дети воспринимают мир образно, так что без наглядности не обойтись. Это могут быть картинки с изображением спортсменов, кадры из известных мультфильмов (например, «Ну, погоди!») или же фотографии самих детей. Если же малыши лепят композицию «Девочка играет в мяч», то для мотивации можно предложить всем ребятам повторить 2–3 упражнения с мячом, а потом обсудить, какие движения были одинаковые, какие различались, а также - какие позы принимало тело.

Игра

Особую заинтересованную рабочую атмосферу занятию придаёт сюжетная игра. Если говорить о работе над пластилиновыми фигурками, то таким персонажем, включающим ребят в работу-игру, может стать герой мультфильма или книги. Например, на занятие по теме фигуры лыжника в гости может прийти символ прошедшей в Сочи Олимпиады - Чебурашка, который предложит малышам создать собственную команду лыжников.

Дети с особым удовольствием работают на занятии, если к ним в гости «приходит» любимый герой

Стихотворения

Ритм и динамика рифмованных строк также хорошо организует ребят и настраивает на рабочий лад.

  • Однажды природа и люди О первенстве спор завели. Примчались тут бури и вьюги, Снега всё до крыш замели. «Ура! - ликовала природа, - В снегах не пройти им, не выжить!..» Смекалка не зря у народа… И люди придумали ЛЫЖИ!
  • Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься - Значит, танца день настал!
  • Я военный капитан! Мне не страшен ураган! Вся команда на подбор, Мы ведём корабль в шторм. На посту стоим не зря! Защитим тебя, страна!

Методика составления конспекта

Работа над составлением плана занятия начинается с формулирования целей и задач. Основными целеполагающими факторами лепки движущегося человека можно назвать:

  • обучение делать сложную сюжетную композицию;
  • работа над умением соблюдать пропорции тела и других сопутствующих элементов композиции;
  • воспитывать самостоятельность и терпение.

Задачи занятия носят более конкретный характер:

  • закрепить способ создания валика-цилиндра для создания основы фигурки;
  • развитие умения передавать лепной конструкцией несложные телодвижения (сгибание рук/ног, наклон тела);
  • обучение передавать динамику движения человека;
  • продолжать отрабатывать сглаживания;
  • закрепление навыка передавать динамику тела человека в пластичном материале;
  • повторить изученные геометрические фигуры (круг, овал, цилиндр, шар и т. д.);
  • развивать умение работать со стекой;
  • продолжить тренировать мелкую моторику, глазомер и зрительное восприятие;
  • расширять границы воображения;
  • воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

После того как цели и задачи сформулированы, воспитателю необходимо распланировать этапы занятия так, чтобы каждая минута была задействована, и дети, соответственно, не успевали отвлекаться.


Пример конспекта занятия (в сокращении) – таблица

Каргина Наталья «Зимние забавы, лепка фигуры человека в движении» Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением человечка в движении. Далее демонстрирует позу человека в движении с помощью наглядного пособия - фигуры человека. Обращает внимание детей, на то, как располагаются руки и ноги лыжника.
После ознакомления с характерными особенностями человека находящегося в движении, воспитатель задаёт вопрос детям: «Ребята, как должен быть одет лыжник?».
Ответы детей: «На нём должна быть тёплая куртка, штаны, варежки, шарф, ботинки».
Воспитатель: правильно.
А теперь давайте сейчас каждый из вас слепит своего лыжника и подберёт свой цвет одежды для него.
Последовательное выполнение:
  • Для начала, ребята, давайте рассмотрим геометрические фигуры, стоящие у меня на столе. Вместе с детьми воспитатель называет фигуры. Демонстрирует разницу между: круг - шар, квадрат - куб, треугольник - призма, пласт - прямоугольник и т. д.
  • Теперь ребята давайте определим, какие геометрические фигуры похожи на части тела человека. Ответы детей: шар - голова; цилиндр - руки, ноги; конус - туловище.
  • Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь для начала скатайте большой шар (любого цвета).
  • Шарик раскатайте в конусовидный валик (воспитатель демонстрирует макет конуса) - это будет туловище.
  • Более широкое место разрезаем пополам стеком, придаём форму ног, выравнивая по форме.
  • Скатайте два шарика (выбираем любой другой цвет) и придайте им форму бочонка - это будет обувь.
  • Скрепляем ноги с обувью.
  • Скатайте два шарика такого же цвета небольшого размера и ещё два маленьких шарика другого цвета.
  • Два шарика, что побольше, раскатываем в конусовидные валики - это будут ручки.
  • А из двух маленьких скатываем конусовидные валики с одним заострённым кончиком и слегка сгибаем - это будут варежки.
  • Соединяем рукава с варежками, слегка надавив.
  • Прикрепляем рукава к туловищу, чуть согнув рукав.
  • Скатываем один шарик телесного цвета, для головы. Разрезаем чуть больше половины.
  • Скатываем небольшой шарик - это шапочка, и скрепляем шарик с плоской частью головы. Придаём форму шапочки.
  • Небольшим нажатием соединяем голову с туловищем.
  • Теперь нам нужно слепить лыжи и лыжные палочки. Для начала скатываем из любого пластилина колбаску, сжимаем её, обрезаем стеком неровные края и разрезаем эту пластину на две - это получились лыжи.
  • После скатываем два кружочка и сплющиваем их, получились блинчики. Потом прижимаем к концу зубочистки блинчик - получилась лыжная палочка (повторяем ещё раз).
  • Ставим нашего человечка на лыжи, передавая движение. И крепим лыжные палочки к рукам.
  • Лепим глаза, рот и намечаем стеком нос (глаза круглой формы, рот колбаской).

Воспитатель: Ну, вот и готов наш лыжник. Какие вы молодцы. Какие хорошие лыжники у нас получились!

Воспитатель подводит итоги занятия: Ребята выставляют своих лыжников на заснеженную равнину макета, подготовленного заранее, под названием: «Зимняя прогулка». (Воспитатель заранее оформляет площадку из пенопласта и гофрированной бумаги).
Рассматривают, у кого какой получился. Воспитатель: Ребята, теперь вы можете представить себя в роли своих вылепленных лыжников и поиграть с ними у макета…

Поэтапная работа над композициями «Девочка играет в мяч», «Лыжник», «Солдат»

Гибкие фигурки, способные принимать самые разные позы, хороший материал для проявления творческой фантазии ребёнка. А требование реалистичности изделий, заданное темой, приводит к необходимости думать логически и осмысливать известные факты.

Лепка в подготовительной группе «Девочка играет в мяч»

Эта композиция состоит из двух частей: лепка девочки и создание мяча. Если время позволяет, оба задания можно выполнить за одно занятия. В противном случае лучше разделить этапы работы на 2 занятия. Последний вариант более рациональный, так как предложенная композиция предполагает лепку девочки с чертами лица и искажениями ткани платья в процессе движения, то есть поделка довольно сложная.

Поэтапная инструкция (человечек):


Поэтапная инструкция (мяч):

  1. Скатываем шарик синего цвета.
  2. Формируем 2 колбаски жёлтого и 2 колбаски красного цвета.
  3. Каждую колбаску приплющиваем и растягиваем в форму овала.

    Для создания полосок на мячике дети используют приёмы сплющивания и растягивания

  4. Накладываем на шарик, немного примазываем.
  5. Из 2 кусочков белого пластилина делаем блинчики, которыми скрываем места, где сошлись цветные полосочки.

    Готовый мячик вкладываем в руки девочки

Мячик можно вложить в обе руки девочки или положить на одну.

Фигура «Лыжник»

Чтобы ножки и ручки фигурки не отваливались, они формируются из частей туловища.

Поэтапная инструкция (лыжник):

  1. Берём кусок пластилина оранжевого цвета и делаем продольный надрез до середины - это верхняя часть туловища с руками.
  2. Выгибаем обе тонкие части наружу, немного скатываем их.
  3. Кусок пластилина зелёного цвета (это нижняя часть туловища с ногами) надрезаем также вдоль почти до основания.

    Расщепление пластилиновой детали

  4. Слегка скатываем обе части.
  5. Соединяем туловище в единую фигуру.
  6. Из зелёного пластилина делаем по 2 шарика - ручки в перчатках.
  7. Крепим детали к рукам.

    Так делаются руки и ноги для лыжника

  8. Из оранжевого пластилина делаем овалы, вдавливаем их посередине - это обувь человечка.
  9. Вставляем ноги в ботинки.
  10. Из пластилина бежевого цвета делаем голову, маленькой точкой показываем нос.
  11. Крепим голову на туловище.
  12. Делаем тонкий шарфик - сплюснутую колбаску, которым скрываем место соединения головы и туловища.
  13. Из небольшого шарика зелёного цвета делаем шапочку, сделав в заготовке углубление.
  14. Небольшим кусочком оранжевого цвета обозначаем на шапке помпон.
  15. Надеваем шапку на голову.
  16. На головку 2 спичек накладываем по кусочку пластилина - это лыжные палки.
  17. Из куска жёлтого цвета формируем 2 длинные колбаски, на которых слегка заостряем и загибаем вверх по одному концу - это лыжи.
  18. Ставим человека на лыжи, в руки даём палки.

    Для лыжных палок можно использовать зубочистки, но со спичками детям работать удобнее

Фигура «Солдат»

Инструкция:

  1. Кусок пластилина зелёного цвета разрезаем до середины пополам, отгибаем две части вниз, слегка заглаживаем элементы, скругляя их. Это верхняя часть туловища с руками».

    Так делается туловище с руками

  2. Ещё один кусок разрезаем почти до основания, снова скатываем две тонкие части. Это нижняя часть туловища с ногами.
  3. Соединяем части.
  4. Из кусочка пластилина бежевого цвета формируем шарик - голову солдатика.
  5. Из двух небольших кусочков бежевого цвета делаем по шарику для ладошек, сжатых в кулаки.

    Туловище и ноги пластилинового солдатика

  6. Формируем тонкую длинную колбаску коричневого цвета - пояс гимнастёрки солдата.
  7. Из материала зелёного цвета делаем шарик, формируем из него блинчик - форменную фуражку.
  8. Из кусочка чёрного пластилина делаем сапоги. Для этого скатываем колбаску, загибаем 1/3 под прямым углом.

    Добавляем пояс и сапоги для фуражки

  9. Делаем второй сапог и крепим оба на ноги.
  10. Разводим руки и ноги так, чтобы было видно, что солдат шагает. Для этого одну руку сгибаем в локте, вторую отводим назад. Ноги растягиваем в шаг.

    Ножки конькобежца нужно хорошо скатать, чтобы они не сломались, когда ребёнок будет их сгибать Лепка на плоскости. Движущуюся фигуру человека ребята делали ещё в старшей группе Наш мальчик ещё и снег убирать может Рассмотренный способ лепки даёт большой простор для фантазии Для опоры в пластилиновые скульптуры иногда вставляется каркас

    Пластилиновая фигура человека, у которой есть выраженные конечности, хороша тем, что позволяет придумать много игр и комбинаций. Можно даже снять целый пластилиновый мультфильм.

    В подготовительной группе лепка человека в движении позволяет применить на практике все приёмы работы с пластилином, которые были известны ребятам до этого. Создание сложных композиций можно приурочить практически к любому поводу (празднику, памятной дате) или теме в календарно-тематическом планировании. Однако составление конспекта занятия по лепке человека в динамике требует от воспитателя чётко продуманной структуры, грамотного распределения времени (вплоть до разделения объёма работы на 2 урока), так как в поделке достаточно много мелких элементов, с которыми малышам может оказаться трудно справиться.

Тема: Мой веселый мяч

Возраст: 1.5 – 2 года

Количество часов: 2

1) Двигательная разминка

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие к морю.

«Полоса препятствий» до игровой зоны с сухим бассейном.

- «Развивающая дорожка» (тренируем координацию движений)

Перешагиваем через обручи.

Воспитатель: Добрались до моря, можем и поиграть!

(свободная двигательная деятельность)

Воспитатель: Продолжим с вами заниматься, поиграем с веселим мячами.

«Игра в мяч» (Железнова)

Делаем движения в соответствии со словами песни:

По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём,
Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.
Мячик, мамочка, не прячь,
Мне бросай обратно мяч.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.

Смена деятельности

«Корзина с мячами» - сравниваем мячи – цвет, размер, материал.

Воспитатель: Смотрите, это большой шарик, а это совсем маленький, этот твердый, а этот мягкий, и т.п.).

Какой шарик у нас самый большой? Вот он! А какой самый маленький? Вот он! Молодцы!

«Сюрпирзики» - развиваем мелкую моторику.

В бумагу заворачиваем разные предметы, воспитатель предлагает малышам самостоятельно открыть сюрприз.

Озвучиваем предмет, обращаем внимание на цвет и форму.

(Для 2 часа занятия по теме) «Ищем предметы в крупе» - массаж, развитие моторики, сенсорный опыт.

В манной крупе размещены различные предметы круглой формы, воспитатель показывает малышам, что в крупе кто-то спрятал клад, и предлагает его поискать (круглые предметы, кружки из картона ярких цветов).

Смена деятельности

1) Аппликация «Разноцветные мячи» – развитие творческих способностей, закрепление понятие "круг", "большой-маленький", учим основные цвета.

В ходе работы воспитатель комментируем цвет каждой фигуры: «Какой красивый кружочек ты взял! Он красный, большой! И т.д.»

2) Сюжетная аппликация «Мячи для собачки» (для 2 часа занятия по теме)

Смотрите, какой милый щенок! Ему скучно! Давай наклеим ему веселых мячиков, чтобы он мог поиграть!

Смена деятельности

« Веселая зарядка» – катаем мячи друг другу, догоняем мяч, бросаем.

Воспитатель:

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают (повтор).

Смена деятельности

Сидя на коврике, воспитатель читает малышам е стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».