Игры для детей своими руками космос. Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!»

Словесно-дидактические игры по лексической теме «Космос»


Цель: Активизация словаря по теме «Космос».

Задачи: Упражнять детей в употреблении простых распространенных и сложносочиненных предложений, согласовывая слова в роде числе и падеже. Учить обосновывать свои ответы. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Упражнять в образовании множественной формы существительного и прилагательного.
Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Материалы: 2 комплекта карточек с различными изображениями ракет для игр: «Найди пару» и «Опиши ракету», карточки для игры «Четвертый лишний», звездочки из картона, обклеенные блестящей бумагой.

Игра «Найди пару»


Детям выдается один комплект ракет и предлагается отыскать такую-же, затем педагог просит обосновать свой выбор. Если необходимо, педагог берет свой комплект ракет и отвечает первым, показывая детям, каким должен быть ответ. (Эти ракеты одинаковые потому что у них: корпусы треугольные, по два круглых иллюминатора, в основании ракет трапеция …)

«Опиши ракету»

Детям выдается один комплект ракет и предлагается запомнить детали ракеты, через некоторое время педагог предлагает перевернуть карточки. Ребенок должен описать свою ракету по памяти.

"Четвертый лишний!"


Педагог показывает набор карточек, и предлагает детям сделать обоснованный вывод: какая карточка – лишняя и почему. Главное в этой игре – умение обосновать свой ответ.
О следующих играх расскажу на примере слова «звезда», аналогично можно играть в них с другими словами на космическую тематику.

«Самая-самая…»


Дети берут по одной звездочке и по очереди подбирают эпитеты. (Моя звездочка самая… яркая, блестящая, маленькая, светлая, далекая и т.д.)

«Много звезд на небе»

Дети берут по одной звездочке и составляют предложение по образцу педагога, распространяя его своим эпитетом. (У меня одна яркая звезда, а на небе много ярких звезд.)

«Подбери словечко»

У детей по одной звездочке и педагог просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
человек, который считает звезды- звездочет,
Космический корабль летящий к звездам- звездолет,
Скопление звезд на небе- созвездие,
Момент, когда звезды «падают»- звездопад,
Небо, на котором много звезд?- звездное,
небо на котором нет звезд?- беззвездное
Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.
Представленные игры можно использовать на занятии или в свободное время для закрепления изученного материала.

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.

5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.

7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.

9. Море, океан, река, озеро, пустыня.

10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.

11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.

12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.

13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.

15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

Подборка дидактических игр по теме "Космос" для детей 5-7 лет

Описание материала: подбор дидактических игр по теме "Космос" для развития всех компонентов речи. Данный материал будет полезен учителям - логопедам, коррекционным педагогам,воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: Развитие всех компонентов речи.
Задачи: развитие речевого дыхания, фонематического слуха, автоматизация звуков в словах (речи),развитие лексико - грамматического строя речи, связной речи. Совершенствование мелкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания.
Тема: «Космос».
1.Речевое дыхание
Упражнение на развитие дыхания «Запускаем ракеты с космонавтами»
2.Фонематический слух
Дидактическая игра «Первый звук»
Назови, что изображено на картинке и определи первый звук в этом слове (галактика, космонавт, комета, спутник).
3.Слоговая структура слов Прохлопать (протопать) слова по слогам космонавт, испытатель, конструктор и др.
4.Звукопроизношение
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Звук С
Космонавты полетели в космос.
Стас рисует космический спутник.
Солнце светит ночью.

Звук Ш
Саша решил стать космонавтом.
Маша дошла до солнца пешком.
Наташа слышала истории о пришельцах.

Звук Л
Ласточка долетела до Луны.
Космонавт обогнал луноход.
Месяц – это неполная луна.

Звук Р
На ракете летают в другие страны.
Сережа построил ракету из конструктора.
Ракета быстрее катера.

Автоматизация звуков в текстах
Дидактическая игра «Придумай продолжение истории»
-Приземлившись на неизвестную планету, космонавты вышли...

5. Лексико – грамматический строй речи
Дидактическая игра «Космонавт» (развитие предикативного словаря)
- Как ты думаешь, каким должен быть настоящий космонавт?

Дидактическая игра «Посчитай-ка» (согласование числительного с существительным в числе и падеже)
-Сосчитай предметы, изображенные на картинках (спутники, космонавты, звезды, планеты, ракеты).
-Один спутник, два спутника…

Дидактическая игра «Где космонавт?» (совершенствование умения согласовывать предложно – падежные конструкции)
-Скажи, где находятся космонавт. Используй «маленькие слова» (В, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО).
6.Развитие связной речи
Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ
В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу - Марсу - продлится более года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запа¬сы еды.
Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.
По М. Булу
Вопросы:
1.Для чего нужны космические станции?
2.Что сегодня делают на космических станциях?
7.Дидактическая игра «Составь предложение»
станция, космонавт, работать.
Лететь, в, ракета, космос.

8.Добавь нужное слово. (развитие логического мышления, памяти)

В космос летает... (космонавт).
Звезды наблюдает... (астроном).
Предсказывает судьбу по звездам... (астролог).
9. Пальчиковая гимнастика «Космонавт». (развитие мелкой моторики)
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
10.Физкультминутка «Космонавт»
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
11. Дидактическая игра «Найди отличия"

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху .)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (
Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (
Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (
Ритмично постукивают руками по плечам.)

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

Физминутка «Полет»

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)

На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)

А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)

Раз, два, три, потянись (потянуться)

Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)

Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»

Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Психомышечная тренировка «Солнышко и тучка»

(на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комок, чтобы со-греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко расслабиться, пото-му что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

«Астрономическая считалка»

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун.

Подвижная игра «Космонавты» (старший возраст)

На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей на 1 меньше, чем детей в парах). Встать в обруч могут не более 2 человек. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим -

На такую полетим!

Но в игре один секрет -

Опоздавшим места нет!

После последних слов все разбегаются и стараются быстрее занять ракету-обруч по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

Подвижная игра «Звездные ловишки»

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.

Подвижная игра «Выше ноги от земли!»

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса

Завели моторы «Р - р - р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели -руки вперёд, заправились - руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор» (средний возраст)

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

Передвигаться только гигантскими шагами;

Передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Мастер – класс для детей 3-7 лет. Дидактическая игра «Космическое пространство».

Климова Ирина Анатольевна, воспитатель МДОУ детского сада «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края.
Сегодня мне не повезло -
Я не увидел НЛО.
А все случилось почему?
Сейчас я всё сама пойму.
Их астрономы распугали.
Своим неверьем в их прилёт.
Сидят, глядят в далеки дали
И дни и ночи на пролет...
Мы сейчас сделаем летающих тарелок, которые никогда от нас не улетят...

Описание работы: материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, детям 3-7 лет.
Цель:
- развитие у детей мелкой моторики пальцев;
- приобщение педагогов и родителей к использованию бросового материала при создании дидактических пособий для развития детей.
Задачи:
Образовательные:
- создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт;
- учиться ориентироваться на плоскости (справа - слева, сверху - снизу).
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей дошкольного возраста. Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Крышки - предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать.
Хочу представить игру, не требующую материальных затрат в изготовлении. Её могут сделать и родители для занятий с детьми дома.

Для дидактической игры «Космическое пространство» нам понадобится:
- коробка прямоугольной формы из пенопласта (без крышки);
- бумага темного тона для оклеивания коробки;
- DVD диски 3 шт;
- пустые бутылочки из – под моющих средств;
- изолента;
- крышки разных размеров от различных бутылок;
- пластичная замша толщиной 2 мм;
- ножницы;
- клеевой термопистолет;
- буквы и цифры небольших размеров;
- гвоздики со шляпкой;
- пайетки;
- лак для ногтей.


1. Оклеим коробку из пенопласта бумагой тёмного синего цвета.


2. Возьмем диск и с помощью ножниц сделаем посередине отверстие, равное диаметру крышки от пластиковой бутылки.


3. Перевернём коробку, наметим место для проделывания отверстия путём приложения всех дисков.


4. От пластиковых бутылок отрезаем горлышко практически у основания.


5. По намеченным точкам на коробке сделать прорези насквозь.


6. Вставить в эти прорези наши отрезанные горлышки от пластиковых бутылок.


7. Переворачиваем коробку.


8. На горлышко «одеваем» диски с отверстиями.


9. Делаем шаблон летающей тарелки с отверстием внутри, равный диаметру крышки от бутылки.


10. Обводим шаблон по пластичной замше.


11. Вырезываем, получаем 3 заготовки.


12. Накладываем «летающие тарелки» на диски. Приклеиваем.


13. Закручиваем крышки.


14. Берем пластмассовую ёмкость от любого моющего средства с дозатором. В нашем случае ёмкость овальной формы со съёмными резиновыми «усиками». Отрезаем 1/3- верхнюю часть.


15. Проделываем то же самое, что и с основанием от пластиковых бутылок – через низ коробки в сделанное отверстие продеть верхнюю часть ёмкости.


16. Закрепить всё это изолентой с внешней стороны.


17. Из замши вырезать овал. Внутри овала вырезать отверстие.


18. «Одеть» овал на горлышко с дозатором. Приклееть.


19. Вернуть на место резиновые «усики».


20. То же самое проделываем со второй аналогичной ёмкостью.


21. Основная работа закончена.


22. Теперь нам необходимо сделать место для крышек. В этом нам поможет та же самая пластиковая бутылка. В нашем случае она квадратной формы. Принцип изготовления аналогичен.


23. Осталось самое интересное – красочное оформление «космического пространства».
В этом нам помогут пайетки - звёздочки. Наклеиваем на «летающие тарелки» и по всей поверхности коробки.




24. Закрепляем «усики» гвоздиками со шляпкой. Гвоздики достаточно туго проходят в пенопласт, поэтому можно не опасаться, что дети легко его вытащат.


25. В помощь придёт и обычный лак для ногтей.



26. Наполним ёмкость крышками различных размеров и цветов.


27. Добавим надписи на боковые стороны коробки.





28. Дидактическая игра «Космическое пространство» готова!

Картотека подвижных игр по теме «Космос»

Култышева Яна Григорьевна

1. «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.

2. «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У! »: Руки над головой в форме конуса,

Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у! »: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

3. «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

4. «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

5. «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой! » дети на свои места.

6. «Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.