Игра относится к методам обучения. Характеристика компонентов комплекса

I. Введение……………………………………………………………3

II. Основная часть………………………………………………….…6

1. Умственное воспитание детей в игре……………………………..…6

2. Дидактическая игра – форма обучения……………………………...7

3. Словесные дидактические игры………………………………...……8

4. Настольно – печатные игры………………………………………….8

5. Сюжетные игры……………………………………………………….9

6. Нравственное воспитание. Индивидуальная работа с детьми…....10

7. Подвижные игры…………………………………………………….12

III. Заключение…………………………………………………….…14

I. Введение

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях. Наблюдения за детской игрой тем не менее показывают, что игра хоть и доставляет ребенку удовольствие, но он отображает в ней не всегда приятные чувства и переживания: дочка – кукла капризничает, мама сердится, шлепает ее, дочка плачет; на даче мама уговаривает свою дочку: тебе скучно без меня, не плачь, я буду каждый день приезжать. Тоска по маме, капризы дочки и огорчения мамы взяты ребенком из своего опыта, своих переживаний, которые с большой искренностью обнаруживаются в игре.

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Во многих статьях Н. К. Крупской указывается на связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Сходство игры с трудом выражается и том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе – ее формировались качества – будущего работника и гражданина.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.

1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.

3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

II . 1. Умственное воспитание детей в игре.

Игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством всестороннего воспитания.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Приведем простой пример.

На дальнем конце стола лежит игрушка, которую двухлетнему ребенку нужно достать. Один забирается на стул с ногами и лезет через весь стол. Другой сползает со стула и, обойдя стол, достает игрушку. Третий, не вставая со своего стула, берет рядом лежащий стержень от пирамидки или ложку (то, что есть под руками) и, дотянувшись с помощью этого импровизированного орудия до игрушки, придвигает ее к себе.

Во всех трех случаях ребенок решает одну и ту же практическую задачу (достать игрушку) в определенных условиях (игрушка находится далеко, и прямо с места ее не достать). Каждый преодолевает эти условия различными способами – в зависимости от своего сложившегося опыта: первый путем непосредственного дотягивания до игрушки рукой, второй практически делает то же самое, но более удобным способом – обходит преграду, и только третий использует опыт целевого воздействия одним предметом на другой, и именно такие действия должны соответствовать уровню интеллектуального развития детей второго года жизни.

Если ребенок использует в игре все знания, приобретенные на занятиях, в повседневной жизни (нравственно – этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах и машинах, служащих человеку, о человек – труженике и др.), то игра будет выполнять свою основную педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеленной на всестороннее воспитание дошкольников.

Усвоение правил в игре – это усвоение обобщенного опыта. Что несомненно способствует умственному развитию.

2. Дидактическая игра – форма обучения.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. При обучении детей младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

3. Словесные дидактические игры.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Систематически читая малышам народные потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову.

В работе с детьми раннего возраста используются и произведения советских авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.

4. Настольно – печатные игры.

Важную роль в воспитании и обучении играют настольно – печатные игры.

В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно - печатные игры: парные картинки, лето, домино, складные кубики. К этому виду деятельности относится и раскладывание картинок, изображенных на кубе, фланелеграфе.

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам.

Разнообразить этот вид занятий можно, предложив детям картинку на кубе. Воспитатель просит ребенка найти и показать пальцем собаку, кошку, утку, изображенных на разных сторонах куба. Ребенок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно, радуется, когда узнает. Занятие с кубом очень полезно и для тренировки движений пальцев, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие активной речи.

5. Сюжетные игры.

Огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей младшего возраста играют сюжетные игры. В младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно – изобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно – изобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый: мама показывает, как кормят куклу, укладывают ее спать, как катают мишку на машинке, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми и другими игрушками.

Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляются представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету. Конечно, эти знания не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре, а также в результате обогащения вне игрового опыта. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр детей младшего дошкольного возраста.

Даша (два года шесть месяцев) сажает за стол мишку и зайчика. Мама наливает воображаемый чай из игрушечного чайника, подносит чашку ко рту мишки. Нечаянно она роняет вторую чашку. Слегка растерявшись, поднимает чашку, строго смотрит на зайчика, разводит руками: «Разлил!»- и начинает вытирать снятой со стола салфеткой воображаемую лужу.

Из примера видно; как простая, нередко встречающаяся в жизни детей ситуация – опрокинутая чашка и недовольство взрослого по этому поводу – становится сюжетом игры.

6. Нравственное воспитание. Индивидуальная работа с детьми .

Важным в игре является умственное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связанно с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним. Свойственная дошкольникам ориентация на образ взрослого как образец дает педагогу основание создать у детей, во-первых, интерес к труду модой разных профессий, во-вторых, рассказать о людях достойных подражания.

Малышам дают последовательные представления о нравственном содержании труда взрослых путем экскурсий (целевых прогулок), проведения дидактических игр типа поручений, с раздаточным материалом в которых принимают участие все дети, чтение художественных произведений, рассматривание картин.

Игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Не всегда следует привлекать к игре всю группу. Объединять в игре всю группу целесообразно лишь тогда, когда этого требует содержание игры, когда оно увлекает всех.

Важное место занимает индивидуальная работа воспитателя с детьми, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Индивидуальная работа с Никитой Т. Первое время в младшей группе Никита часто обижал товарищей: отнимал у них игрушки, мог толкнуть, ударить. Но он сразу проявил себя активным, жизнерадостным ребенком, охотно подчинялся требованиям старших. Наблюдения за ребенком, беседы с родителями в короткое время дали возможность понять причины недостатков Никиты. Выяснилось, что дома Никиту слишком балуют, у родителей не было единых требований к нему. В результате ребенок был капризен, груб и с детьми в детском саду и с родителями. Хорошие черты Никиты: общительность, инициативность в игре, на которые можно было опереться в воспитании.

Нужно было приучать Никиту вежливо и дружелюбно обращаться с товарищами, помогать им; воспитывать у него скромность, отучать от стремления быть главным. Был договор с родителями, что они будут следить за своим поведением, а мальчика начнут приучать к вежливости, к заботе об отце и матери. Никита проявлял интерес к играм, отражающих труд взрослых, к строительным играм. По совету воспитателя родители приобрели для сына ящик строительного материала, подбирали для его игр разнообразные вещи: коробки, катушки, шпульки. Отец учил Никиту мастерить игрушки, вмести с ним делал постройки. Это сблизило его с сыном. Дружба с отцом через некоторое время начала отражаться в игре. Никита стал принимать участие в играх в «семью» и брать на себя роль отца, чего раньше не было. Например, он – папа, Саша – его сын. Он ласково разговаривал со своим сыночком, ходил вмести с ним к дедушке за капустой.

В младшей группе у активных детей иногда наблюдаются в игре грубоватые поступки, недоброжелательное отношение к другим детям.

Однако нельзя спешить с выводами, что ребенок грубый, злой. Скорее можно предположить, что он не умеет применить свою активность, не умеет играть с товарищами.

Чтобы воспитывать у Никиты дружелюбное отношение к товарищам, отучить от привычки командовать, решили использовать его интерес к строительным играм. Он быстрее всех научился интересно строить. Такие замыслы Никиты одобрялись, и я его просила помогать друзьям, надеясь таким образом развить у него товарищеские чувства. Никита делал это охотно, ему нравилось, что к нему обращались за помощью.

Таким образом, игра помогла, и понять ребенка, и повлиять на его сознание, упражнять его в хороших поступках. Разумеется, на этом не закончилось воспитание у мальчика скромности и дружелюбного отношения к людям.

8. Подвижные игры.

Прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.

Участие в игре учит детей ориентироваться в пространстве. Их действия четко определяются сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.

В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках.

III . Заключение.

Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Список литературы.

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991, 160с.
  2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей/ Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989, 189с.
  3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей/ Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988, 95с.
  4. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974, 273с.
  5. Маркова Т. А. Детский сад и семья/ Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1981, 173с.
  6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982, 128с.
  7. Новоселова Н. С. Игра дошкольника/ С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1989, 285с.
  8. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста/ Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979, 95с.

Игровая технология в школе

Игра как метод обучения

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен, что является развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель воспитания.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; - как технология внеклассной работы.

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр».

Педагогическая игра в отличии от обычных игр обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

«Игры - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» - М.Ф. Стронин. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость - всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обученья.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнок начинает думать, как на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанность речи. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

· развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативную: усвоение диалектики общения;

· самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

· диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения;

· функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

· межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4. Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры.

В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

· Роли, взятые на себя играющими;

· Игровые действия как средства реализации этих ролей;

· Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

· Реальные отношения между играющими;

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.

Игра в обучении - яркий пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра - явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

На уроках игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют одну общую идею. Каждая игра - это набор задач. Задачи даются ребёнку в различной форме - в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной или письменной инструкции - и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи могут быть самые разнообразные: лёгкие - доступные малышам и трудные - непосильные для взрослого. Поэтому задачи могут развивать ребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку идти ребёнку вперед и совершенствоваться самостоятельно.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

· Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;

· Задания всегда опережают развитие способностей;

· Поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;

· Все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение с реальность. Важнейшая роль принадлежит обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют результаты игры, соотношение игровой модели и реальности.

Результативность дидактических игр зависит от:

· Систематического их использования

· Целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Таким образом, многое зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Внедрение технологии проблемного обучения в учебном заведении I уровня аккредитации

Среди проблемных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры, конкретные ситуации и практические задачи. Несомненно, что подготовка деловых игр требует значительного количества времени на их разработку...

Дидактические игры в процессе формирования математических знаний у детей 4-5 лет

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры...

Игровая деятельность как средство обучения иностранным языкам

На начальном этапе обучения преимущественно используются подготовительные игры, которые помогают сформировать первоначальные языковые навыки ...

Игровая технология в школе

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека...

Игровые методы обучения

Дидактическая игра-это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность...

Игровые методы обучения

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями,игровыми действиями,соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях...

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Использование игровых методик в коррекционной развивающей работе учителя в начальных классах

Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно...

Методы математического развития

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче...

Основы педагогической системы Я.А. Коменского

2.1 Активные методы обучения Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом...

Применение игровых приемов на уроках немецкого языка

Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически...

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного использования учебного материала

игра познавательный школьник педагогический Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка...

Развитие коммуникативных умений младших дошкольников в процессе игровой деятельности

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают...

Формирование у дошкольников самостоятельности

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах...

игра познавательный школьник педагогический

Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок .

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.

В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно детей начального школьного возраста.

В.Москвичев в статье «Возможности развития игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…» .

Иными словами, важность игр сохраняется и нужна в данных ситуациях нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

В силу значительных причин, о которых будем мы говорить далее, игра необычайно таинственна для участников любого возраста. Ученики тратят и теряют много энергии, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности . На эффективность использования игровых технологий в процессе воспитания и обучения обращали внимания многие педагоги и ученые психологи. И это понятно. Любой человек в игровых стациях проявляет свои лидерские способности, развивает свои задатки и способности.

Как здание начинает возводится с фундамента, так и мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений, навыков. Очень важно воспитывать у младших школьников умения самостоятельно пополнить знания. Ориентироваться в стремительном потоке информации, которая сегодня обрел лавинообразный характер. И для детей получение разнообразной информации, давит на их психику и им не интересно получать знания через силу. Все эти проблемы требуют уже сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретении знаний, к выработке умений усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. Чем, например объяснить, что в условиях работы по единым программам и учебникам одни учителя и целые коллективы добиваются высоких успехов, а другие жалуются на отсутствие у детей интереса к учению, одни выпускники школы много знают и умеют, а другие не чего не знают. Такое положение, на наш взгляд, сложилась потому, что многие используют на уроках традиционные формы обучения. Если рассмотреть игру как форму обучения то, она является одной из главных и древнейших форм образовательной деятельности .

А так же является проверенных способов мотивации учения, развития у учащихся познавательных интересов. Выступления на конференциях посвященных проблеме совершенствования методов обучения не показывает сомнений, что игра с самых ранних лет своего появления принимается как форма обучения, как одна из школ воспроизводства новизны практических и теоретических ситуаций с целью их освоения. С целью показания основных человеческих черт, навыков и привычек, развития способностей.

Проведение игр оживляет школьную жизнь. Цель таких игр - увеличить заинтересованность детей к предмету и выявить талантливых и одаренных детей, с которых можно готовить на районные олимпиады, конкурсы.

Игра, как никакой другой метод, отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения, они необходимы в работе в младшем школьном звене . С древности игра использовалась в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.п. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологи, философии) феномен игры подвергся только с конца 19в.; «теория игр» - один из разделов современной педагоги, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности .

Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать какое-то значение, сформулировать какое-то умение, развивать функции мозга, воспитывать черты личности. Для начальных классов можно применять настольные игры, игры-головоломки, ребусы, загадки. В старшем школьном звене имитационные, ролевые игры так описывал игры в своих работах М.Н. Скаткин, он так же относит к учебным играм игры-труд, связанную с конструированиям, моделированием занимательным опытом. Например развивая у детей умение сенсорно исследовать предмет, можно провести игру «В столовой» или «магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен угадать .

Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности. Главный феномен её в том что, являясь отдыхом, развлечением, она может плавно уйти в обучение, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде и творчестве.

Игра, как метод и форма обучения и развития, получения многолетнего опыта поколений человечества, применяли с давних времен. В народной педагогике игра находит широкое применение, во внешкольных и дошкольных учреждениях. В настоящее время в начальной школе, ставящая опору на пробуждения и новизну учебного процесса, игровая деятельность незаменима.

Существует много разнообразных методов, которые могут быть включены в группу: метод мотивации и стимулирования учения.

Одним из главных методов мотивации и интереса к учебе является применение разнообразных игровых методов и форм обучения.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока .

Все игры практически познавательные.

Практически любая игра познавательна. Игры способствуют обогащению интеллекта, в них можно найти информацию о окружающим нас мире и любая игра ориентирована на развитие интеллекта учащихся.

За долгие годы сложилось представление у многих людей, что образование и учение - это тяжелый, трудоемкий труд, который направлен на механическое запоминание. И получение знаний в какой либо области невозможно бес принуждения. Да! Для того чтобы получить знания надо трудиться, но этот труд бесспорно радостный, потому что мы можем узнать что то новое, необычное, интересное. В наше время возникло такое понятие «получение знаний с увлеченьем» неслучайно. Дети с интересом и с увлекательность делаю задания, в которых присутствует элемент игры. .

Педагоги должны понять, что важность нового использования принципа наглядности, использования игровых технологий это форма метод активного обучения.

Игр заложила значительный развивающий потенциал теоретического разрешения стрессовых ситуаций в рамках своей теории. Основоположник самой науки - Дж.фон Нейман, резонно высказывает свое мнение, что «...если теория игр была бы уже вся известна и рассказана, то в эта игра была бы не таинственной и мало бы кто в нее играл».

Значительно, что применив однажды исчерпывающей алгоритм игры, разрешения конфликтных ситуаций она изменила полностью всю суть ситуации. Игра как бы создает для играющего ситуации и подготавливает его к труду, а также она является основой. То, что сначала применяется в игре и как игра, далее планомерно передвигается в обыденное трудовое действие. Игра следует труду, играя дети учатся быть самостоятельными и независимыми в своих решениях.

Сегодня очень популярными являются игры для детей, они приучают детей к миру к его возможностям и потребностям, а самое главное дети не замечают, что у низ развивается общение, они становятся самостоятельными. А самое главное детям очень нравиться, когда на уроках используются игры интеллектуальные, где надо быстро ответить на вопрос или развивающие, где ученики могут проявить свои художественные умения или воображения.

Ученые давно отмечают, что тренировке поддается не только организм человека (физическое состояние), но и мозг (умственные способности), поэтому заниматься с ребенком можно начинать .

Макаренко А.С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А.С. понимал, что игры должны быть использовании и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «Каждой игре свой возраст» т.к ребята изменяются, растут и развиваются .

Игры постоянно изменяются, совершенствуются и над ними надо постоянно работать, что бы детям изучали учебный материал с интересом и увлечением.

Педагоги, психологи, ученые разных времен знали и понимали, что в игре ребенок развивается и формируется. И скорее всего, в истории педагогических игровых систем связывали игры методом обучения.

Обучая детей письму, чтению, развитию речи, счету и воспитанию педагоги используют в своей практике игры. И отсюда мы можем проследить тенденцию, что методом образовательной работы незаменим является игра.

В педагогике Фребеля игра давала учащимся представление о величине, цвете и форме изучаемого предметов. В практике Декроли игра применяется как образовательное средство. Использования материалов игр для моделирования и конструирования выделит теорию Хилл и Поти .

Почему именно игры используют, как метод обучения детей в начальной школе? Известные психологи и педагоги выявили секрет игр, они объясняют ее тем, что она построена на добровольных началах. Увлечь игрой можно, но заставить играть детей нельзя.

Над формировании умственных действий над психологией детей работали многие исследователи такие как Выготский Л.С, Лурия А.Р, Леонтьев А.Н. Они выявили закономерность, что обучение и воспитание без использования игровых технологий невозможно. В их исследованиях были выявлены поэтапное осуществление и формирования психологических процессов: обобщение и абстракция, сенсорные процессы. Процессы произвольного запоминания. Умственные и развивающие действия в игре происходят случайно, ребенок в непроизвольной форме запоминает материал.

Легко и непроизвольно ребята познают мир в играх. Она активизирует познавательный процесс в обучении, способствует логическому мышлению, развивает ребенка во всех направлениях- это и есть основная цель игры.

Хочется так же отметить положительные стороны от применение игровых технологий в образовании. Применяя такай метод происходит активизация деятельности ребенка в течении всего урока, они заняты делом, а не пассивно воспринимают материал, создаются комфортные условия для работы всех без исключения учащихся. Наблюдается повышения интереса к предмету, стремление к осуществлению творческой деятельности, развитие коммуникативной и рефлексивной культуры, интеллекта. Формируются умения и навыки самостоятельной работы, так как самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций, которую должен привить им учитель .

Итак, игра - специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Представляют интерес исследования В.А. Кривовой, Л.Н. Матросовой, Т.М. Сорокиной, С.И. Тюнниковой, отмечавших, что игровые технологии способствуют развитию творческого мышления, активизации самостоятельной работы учеников .

В последние годы наиболее перспективным нововведением и удачной формой обучения представляет собой игровая форма обучения и развития.

В игре в любом возрасте развивается целеустремленность, попытка узнать чего то новое, необычное, а может даже фантастическое. Какие чувства испытывает играющий? Этого понять и описать некто не сможет, так как это необъяснимый феномен. Почему люди играют? Задают многие вопрос, на который не кто не сможет ответить.

Игровое обучение с дидактической точки зрения перспективно тем, что не сопоставляется с современными педагогическими теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Педагоги создают возможности, моделируют реальность, из которых ученикам предлагается найти выход в созданных ситуациях - это познавательные игры - важное назначение этой задачи - стимулировать образовательные процессы. Учащийся получают стимул и энергию в игре.

Целью современного образования в начальной школе - это постоянное развитие исторически принявших педагогических систем на основе применения условий для создания профессиональной компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.

Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды .

Игры очень близки и доступны для детей любого возраста и их используют, как эффективное средство в процессах образования и обучения. Окружающий их мир дети познают с помощью игр. Сопоставляя разнообразные факты, ученые пришли к выводу, что применения игровых технологий в процессе воспитания подрастающего поколения необходимы. Так появились педагогические игры, направленные на обучение определенным навыкам и умениям, а также на более доступное овладение знаниями.

Характер образовательных игр в первую очередь предопределяется выбором методов и средств обучения. Так, игры гуманитарного смысла заключают в себе образовательную направленность.

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации .

Полноценное развитие учащихся станет более результативным и интенсивным, если они включаются в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития и обучение будет вызывать положительную мотивацию. Учителя воздействую на учеников с помощью игр, благодаря не принужденной ситуации у них возникают доверительные взаимоотношения. В результате этого мы можем подчеркнуть, что стимулирующие средство к изучению русского языка является познавательная, завораживающая, доступная для детей игра.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний .

Исходя из сказанного следует что, используя игровые методы, необходимо помнить:

Критика исключена, можно высказывать любую мысль, даже фантастическую;

Чем больше дети раскрывают свои возможности, тем лучше;

Высказывание идеи можно как угодно комбинировать, видоизменять, улучшать;

Свободная, доброжелательная обстановка;

игра игровой технология педагогический

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.


Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль); как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна,
Основные функции игр
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает пред- сказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Еще по теме 7.7.7. Игра как метод обучения. ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ игры:

  1. Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
  2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИЗНАКОВ АДАПТАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ
  3. 1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
  4. 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»