Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет». Российские космонавты отказываются брать пистолеты на орбиту Что можно брать космонавтам в космос

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин

Галилей известен и тем, что предположил, что тяжелые и легкие вещи падают с одинаковой скоростью - если нет сопротивления воздуха, по крайней мере. К сожалению, у него не было никакой возможности убрать сопротивление воздуха из своих экспериментов. Он скатывал шары с покатой поверхности, чтобы минимизировать сопротивление воздуха и иметь возможность измерить скорость шаров.

На Луне нет воздуха, а значит и его сопротивления. Это отличное место, чтобы продемонстрировать принцип Галилея, и астронавт «Аполлона-15» Дэвид Скотт сделал именно это. Он бросил молоток и перо с одной высоты и они коснулись земли в одной время. Почему перо сокола? Потому что лунный модуль космонавтов назывался Falcon, то есть сокол. Свое имя он получил в честь Академии ВВС США, чей символ - именно эта птица.

Хлеб и вино для причастия

В свое время об этом не говорилось, но астронавт « » Базз Олдрин причастился на Луне. Олдрин был старейшиной в своей пресвитерианской церкви на тот момент. Он спросил своего пастора, как можно было бы отметить такое событие - первую высадку людей на Луну. Пастор подготовил немного хлеба для причастия и маленький пузырек вина, и Олдрин вышел с ними в космос. Через несколько минут после приземления на Луне, он сделал следующее публичное заявление:

«Это пилот лунного модуля. Я хотел бы воспользоваться такой возможностью и попросить каждого человека, который слушает, где бы и кем бы он ни был, просто остановиться на мгновение и созерцать события нескольких прошедших часов».

Потом Олдрин прервал радиосвязь с Землей. Он вытащил хлебец из пластиковой упаковки, налил вина из другой пластиковой упаковки в небольшую чашу, которую дала ему его церковь. Затем он прочитал стих из Евангелия, съел хлеб и выпил вина. Олдрин хотел транслировать это по радио, но NASA попросило его воздержаться из-за прошлого инцидента. Когда «Аполлона-8» зачитали строки из Писания, облетая Луну в Рождество, на агентство подали в суд. Тем не менее причастие Олдрина в секрете не держали.

Орегонская лава


NASA готовило астронавтов для прогулок по Луне и лунных геологических операций, отправляя их на практику в луноподобные места на Земле. Бенд в Орегоне был одним из таких мест. Астронавты часто останавливались там, а один местный журналист назвал место «лунной страной».

В 1966 году одним из стажеров в Бенде был Джеймс Ирвин. Каждый астронавт был в паре с местным партнером, Ирвин попал на Флойда Уотсона, строительного инспектора города. Пять лет спустя, когда Уотсон узнал, что Ирвин был выбран для посадки на Луну с «Аполлоном-15», он попросил Ирвина об одолжении:

«Я посылаю вам небольшой кусочек лавы из Центрального Орегона и надеюсь, вы сможете доставить ее на Луну для меня. У меня есть пять внуков, которые будут вечно благодарны вам».

Вскоре после того, как экипаж «Аполлона-15» вернулся на Землю, Уотсон получил письмо от Ирвина: «Я отнес ваш кусочек лавы на Луну и оставил его там». К записке был приложен снимок лунной поверхности и надпись от руки: «Флойду Уотсону. Орегонская лава на Луне! С наилучшими пожеланиями, Джим Ирвин».

Кусочки самолета братьев Райт


Братья Райт были из Огайо. Астронавт «Аполлона-11» Нил Армстронг тоже был из Огайо. Он отправил несколько вещей на Луну из так называемого «набора по собственному желанию», но недавно опубликованная биография Армстронга показала и весьма интересные вещи.

«Больше всего он гордится тем, что доставил части исторического самолета братьев Райт (Wright Flyer) на Луну. В рамках специальной договоренности с музеем ВВС США в Дейтоне, он взял на свой лунный модуль по собственному желанию кусочек дерева от левого пропеллера аэроплана братьев Райт 1903 года и кусочек ткани с его верхнего левого крыла».

Армстронг вернул эти кусочки обратно на Землю, и они выставлены в Национальной мемориале братьев Райт.

Бляшки выпускников университета


Все три астронавта «Аполлона-15» (Дэвид Скотт, Альфред Уорден и Джеймс Ирвин) учились в Университете штата Мичиган, поэтому решили отметить это в ходе своей миссии. Они основали ассоциацию выпускников этого университета на Луне. В качестве доказательства, они оставили после себя небольшие бляшки, на которых было написано:

«Ассоциация выпускников Мичиганского университета. Первое отделение. Настоящим удостоверяется, что Клуб Мичиганского университета на Луне является сформированным Ассоциацией выпускников и обладает всеми правами и привилегиями в соответствии с конституцией Ассоциации».

Ходит слух, что флаг Мичиганского университета также был установлен на Луне.

«Целые вещи»


Целая вещь - это общее название филателистических материалов. Короче говоря, это конверт или открытка, на которых наклеены знаки почтовой оплаты и которые погашены почтовыми штемпелями. Это предмет коллекционирования.

Астронавты «Аполлона-11» привезли 214 таких конверта на Луну. Армстронг привез 47, Коллинз — 63, Олдрин — 104. Все проставили свои подписи на конвертах. За несколько лет Олдрин и Коллинз продали несколько своих целых вещей, а вот Армстронг попридержал.

Другие экипажи «Аполлонов» тоже привозили почтовые конверты на Луну, но вот команда «Аполлона-15» угодила в скандал. Они привезли 243 уполномоченных целых вещей и 398 неуполномоченных. Последние были предоставлены немецким коллекционером Германом Зигером, которому досталось 100 после возвращения с Луны. Зигер свои сразу же продал, хотя астронавты и просили его подождать, пока программа «Аполлона» не закончится.

В конечном итоге Конгресс задал несколько неудобных вопросов NASA и начались дисциплинарные слушания. Это было фиаско. Сегодня один конверт «Аполлона-15» будет стоить тысячи долларов на аукционе.

Булавки


Некоторые астронавты «Аполлона» привозили булавки на Луну, что-то вроде запонок и шпилек, которые крепятся к платью или костюму. Некоторые остались на Луне, а некоторые были возвращены. Но нас, конечно, интересуют те, что остались там.

Посылка миссии «Аполлона-11» изображает орла, несущего оливковую ветвь на Луну; оливковая ветвь - традиционный символ мира. Лунный модуль «Аполлона-11», который приземлился на Луне, назывался Eagle (орел) и перевозил двух астронавтов, один из которых оставил золотую оливковую ветвь на поверхности спутника.

Астронавт Алан Бин впервые вышел в космос в ходе миссии «Аполлон-12». Он взял свою серебряную булавку астронавта. Вскоре после приземления на Луну, как писал Бин, «я снял свою серебряную булавку, в последний раз взглянул на нее и мощным движением отправил ее подальше. До сих пор помню, как она мелькнула в ярком солнечном свете и растворилась вдалеке. Это была единственная звезда, которую я когда-либо видел в черном небе, потому что солнечный свет на Луне слишком яркий, чтобы можно было увидеть хоть одну».

Семейный портрет Дюка


Астронавты брали на Луну и фотоснимки, но самый известный - это тот, который оставил астронавт «Аполлона-16» Чарльз Дюк на поверхности спутника. На нем Дюк, его жена Дороти и двое сыновей, Чарльз и Томас, сидят на скамейке. На обратной стороне фото надпись:

«Это семья астронавта Дюка с планеты Земля. Сел на Луну в апреле 1972 года».

Под надписью - подписи жены и детей. Фото упаковано в прозрачный пластик, а после того, как оно легло на поверхность, Дюк сфотографировал и его (с помощью одной из камер Hasselblad). Распечатанные фотографии, оставленные на солнце, быстро разрушаются даже на Земле, поэтому вряд ли фото проживет долго.

Два мячика для гольфа

Алан Шепард стал первым американцем, отправившимся в космос. Также он был одним из астронавтов на Луне в числе экипажа «Аполлона-14». Во время второй внекорабельной деятельности (ВКД) он показал, что взял на Луну два мяча для гольфа и клюшку.

Слова Шепарда: «К сожалению, костюм очень жесткий, поэтому я не могу сделать это двумя руками, но попробую развеять немного песка здесь». Первый удар поднял «больше пыли, чем мячей». Второй удар передвинул мяч на метр. Третий удар пошел лучше, отправив мяч по короткой дуге. Второй мяч отправился на «километры, километры, километры». Мячи до сих пор на Луне, но клюшку пришлось вернуть на Землю.

Кремниевый диск посланий доброй воли


Одной из вещей, которые Армстронг и Олдрин должны были оставить на поверхности Луны, был кремниевый диск размером с полудолларовую монету (4 сантиметра в диаметре). Чуть не забыли, кстати.

На этом диске выгравированы настолько мелкие письмена, что без микроскопа их не прочитать. Это послания доброй воли из 73 стран, в том числе от королевы Елизаветы II, Индиры Ганди и папы Павла VI. Там также отпечатан список представителей Конгресса и NASA. Про диск забыли почти на 40 лет, но потом его историей озаботился энтузиаст Тахир Рахман. Диск был спроектирован так, чтобы пролежать на поверхности Луны тысячи лет. В конце концов он стал доказательством того, что в 1969 году, хотя многие лидеры не были настроены дружелюбно по отношению друг к другу, высадка людей на Луне все же сплотила их.

Не все знают, что советские космонавты ещё со времён Гагарина брали с собой в полёт оружие. Сначала это был ПМ, а затем мощный охотничий ТП-82 с тремя стволами.

На первый взгляд кажется странным, зачем нужен пистолет: если лететь на станцию, то там любой выстрел приведёт к катастрофическим последствиям. Однако, смысл в этом был. Пистолет входил в спасательный комплект и хранился в посадочной капсуле. В случае аварийной посадки в тайге, что уже случалось, он мог спасти космонавтам жизнь, защитив от диких зверей.

ТП-82 - очень мощное оружие. Его даже пистолетом назвать сложно. Со стволами по 30 см он даже без приклада-мачете и патронов весил 1,6 кг.

Из двух гладких стволов пистолет стрелял патронами 32-го охотничьего калибра с дробью, а из расположенного под ними нарезного ствола - калибром 5,45 мм. Был и отдельный сигнальный патрон, который доказал свою высокую эффективность ещё на этапе испытаний.

А случаи столкновения с медведями бывали. Советский учёный-конструктор Борис Евсеевич Черток в книге «Ракеты и люди» описывал случай, который произошёл в 1965 году с посадочным модулем «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Космонавты высадились в тайге Северного Урала, а спасатели не могли несколько дней добраться до них по непроходимому лесу и снегу. Случались ситуации, когда они прямо из вертолёта видели медведей, выходивших на свет костра, чтобы посмотреть на космонавтов. Из ПМ те не могли защититься, а только удивляли медведей.

Чудом выживший Леонов потом выступил инициатором разработки нового оружия.


Экипаж Международной космической станции во время тренировочной зимовки в Сибири

Что самое интересное, ТП-82 вывели из обращения в 2006 году. И до сих пор неизвестно, какой пистолет пришёл ему на смену. Аналитики предполагают , что это может быть ПЯ «Грач» или тот же ПМ.

Роскосмос хранит молчание и не сообщает, вооружены ли вообще космонавты.


Космический турист Марк Шаттлворт тренируется с ТП-82 в 2002 году. Поскольку сейчас космонавты всех национальностей пользуются «Союзами», то все проходят тренировочные курсы на Чёрном море и в Сибири

С другой стороны, в последнее время от пистолетов могли отказаться. Осведомлённый источник, аналитик космической отрасли Джеймс Оберг (James Oberg), который участвовал в переговорах по этому вопросу, знает , что российские экипажи периодически голосуют, включать ли огнестрельное оружие в спасательный комплект, и регулярно отказываются от него.

А инциденты происходят. Так, в 2008 году капсула «Союз» приземлилась в 400 км от планируемой точки. Центр управления 30 минут не имел понятия, где находятся российский космонавт Юрий Маленченко, американка Пегги Уитсон и кореянка Ли Со Ён, Экипажу пришлось дозваниваться по спутниковому телефону.

Тем не менее, с GPS и современными технологиями космонавты оценивают риск заблудиться в тайге, видимо, меньше, чем риск несчастного случая с пистолетом. Да и, как верно в комментариях, каждый килограмм груза имеет значение. Вместо пистолета, который вряд ли пригодится, можно взять что-нибудь более полезное.

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчи­ков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлета­ют...

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 с.-162)


Конспект занятия: «Земля и космос»

Цель: обобщить и дополнить знаний детей о кос­мических телах, транспортных средствах.

Формирование умений: работать по графической инструкции, вы­полнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве, со­вместно планировать действия в речевом общении и выполнять пос­ледовательности действий в соответствии с намеченным планом.

Подготовка к занятию: персонаж - Незнайка, Волшебный эк­ран (например, фланелеграф), цветные карандаши, материалы для создания космического корабля, ребус.

Ход занятия

На связь с детьми выходит Незнайка. (Его изображение или кукла появляется на Волшебном экране вниз головой).

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я попал в беду не послушался Знайку, сел в ракету и вот лечу на Луну! А ведь я совсем ничего не знаю ни о Луне, ни о космических путешестви­ях! Да и с собой я ничего не успел взять - я ведь просто поиграть хотел в ракете и все!!! Поможете мне?

Вместе с Незнайкой дети решают, что ему нужно узнать, как отправить ему все необходимое для высадки на Луну.

Составим план работы, придумаем, как отобразить его графи­чески.

1. Вспомнить все, что дети знают о Луне, космических путеше­ственниках и космическом транспорте, дополнить свои знания.

2. Обсудить, что необходимо отправить Незнайке.

3. Завершить работу над ракетой, на которой можно отправить «космическую посылку», разгадать шифр-инструкцию по управле­нию ракетой Незнайки.

Незнайка. Я вижу Луну. Она так ярко светит! Наверное, она такая горячая, что моя ракета на ней просто расплавится, растает как свеча.

Луна - спут­ник Земли. Солнечные лучи отражаются от Луны и нам кажется, что она светится. На самом деле, светиться может лишь раскален­ная звезда, а Луна - холодная и ты можешь не опасаться, что ракета расплавится.

Незнайка. Это хорошо! Я слышал, что Луна весит меньше, чем Земля и поэтому на ней не так сильно притяжение. Можно прыгать вперед безо всякого труда на три метра! Буду скакать по лужайкам, загорать!

На Луне нет расте­ний, нет воздуха, а значит нечем дышать, нет защиты от влияния космоса. Поэтому необходим скафандр.

Незнайка. А еще мне нужна какая-нибудь «правильная» еда - суп, каша. Все мои булочки взлетают под потолок, а газировка скатывается в шарики. Пришлите, пожалуйста, мне правильных космических пончиков в космических тарелках, правильного ва­ренья и космического чая в космических чашечках.

Внутри космиче­ского корабля все предметы теряют вес. Поэтому еда для космо­навтов находится в специальных тюбиках.

Незнайка. Я вижу из окна ракеты множество крохотных огонь­ков и что-то, похожее на глобус - голубое с белыми, желтыми и зелеными пятнами. Не знаете, что это?

Детям предстоит догадаться, что Незнайка говорит о звездах и Земле.

Незнайка. А еще у меня есть рисунок, который сделал Знайка. Здесь нарисованы разные фигуры, а подпись одна - Луна. Стран­но, правда?

Воспитатель обсудит с детьми, что изображено на рисунке, научит детей отличать полную, растущую и стареющую (убываю­щую) луну.

Незнайка. Спасибо, ребята. Я узнал много интересного! Вы мне очень помогли! До свидания, до связи!

Ребята, что вы можете сказать о поступке Не­знайки? Плохо ли то, что Незнайка захотел стать космонавтом?

Кто такие космонавты? Какими чертами характера они должны обладать?

Рассмотрим происхождение слов: астронавт (греч.): острое - звезда, навт - путешественник, астроном (номос - называть, счи­тать); планета - «планетос» (греч.) блуждающий.

Каково сейчас Незнайке в состоянии невесомо­сти? Давайте попробуем поиграть с невесомым, т. е. очень легким предметом. Что это может быть? (Ответы детей.)

ИГРА «НЕВЕСОМОСТЬ». Дети делятся на две команды. Нужно как можно быстрее переправить воздушный шарик в нужную точку. Ребятам нуж­но самим решить, как выстроиться в цепочку от старта до задан­ной точки и направлять шарик легкими ударами. Ловить и переда­вать шар из рук в руки нельзя.

Кто из вас, ребята, хочет стать космонавтом? Как вы думаете, что бы произошло, если бы все стали космонавтами? (Ответы детей).

Вот как написал об этом Евгений Новичихин:

Космонавты

К загадочным звездам летяг корабли.

Представим: чуть-чуть помечтали –

И все космонавтами стали!

На улицах, в парках - повсюду они

На пляже - и то космонавты одни.

Садятся в автобус - а он не идет:

Водителя нету - собрался в полет.

Спешат космонавты пешком на обед,

Но нет ни обеда, ни повара нет:

И он в космонавты собрался, ...

И он без обеда остался.

Спасибо корове - дала молока.

(Она космонавтом не стала пока).

А кто космонавту, пока он растет,

И сказку расскажет, и книжку прочтет?

А кто космонавта научит мечтать?

А кто рассчитает ракеты полет?

А кто ее сделать придет на завод?

Кто ярко напишет на ней, например,

Простое и гордое: «СССР»?

Коль все космонавтами станут у нас,

Взлетит ли ракета в положенный час?

В расчетное время, стартуя с Земли,

К загадочным звездам летят корабли,

Полетом своим подтверждая:

Почетна работа любая!

Как вы думаете, в какой фразе заключена главная мысль стихотворения? Согласны ли вы с его автором?

Последующая работа: Воспитатель предлагает ребятам выбрать предметы, которые необходимо отправить Незнайке, до­рисовать их, раскрасить. Детям необходимо завершить работу над ракетой, которая быстро домчит горе-космонавту необходимые вещи.

Также нужно разгадать шифр - подсказку, как управлять раке­той. Используя подсказку, определить, какая сегодня Луна: полная, стареющая или растущая.

(Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006- с.80)

Далеко не всем известен тот факт, что космонавты еще со времен первого полета в космос стали брать с собой боевое оружие. Вначале космонавтам давали обычный пистолет Макарова, а потом заменили его мощным трехзарядным охотничьим пистолетом ТП-82. Именно оружию в космосе посвящен этот пост.

Пистолет являлся частью спасательного комплекта и находился в посадочной капсуле. Он нужен был для того, чтобы в случае приземления где-нибудь в тайге, а такие случаи были, космонавт мог спастись от нападения диких зверей.

ТП-82 является невероятно мощным оружием. Сами по себе 30-сантиметровые стволы без патронов и приклада-мачете весят 1,6 кг.

Верхние гладкие стволы предназначались для стрельбы дробью из патронов 32 калибра. Нижний нарезной ствол использовался для стрельбы патронами калибра 5,45 мм и специальным сигнальным патроном.

Случаи встречи с медведями происходили. В книге «Ракеты и люди» учёный-конструктор Борис Евсеевич Черток рассказал, как в 1965 году Алексей Леонов и Павел Беляев, приземлились на своем посадочном модуле «Восход-2» в тайге Северного Урала, а спасательный отряд из-за плохих погодных условий добирался к ним несколько дней. Медведи выходили на свет костра, но ПМ только удивлял хищников и от выстрелов те бежали. Именно Леонов сказал, что необходимо иное оружие.

На фото экипаж Международной космической станции во время тренировочной зимовки в Сибири.

ТП-82 перестали использовать в 2006 году, но что пришло ему на смену не известно. Роскосмос по этому поводу хранит молчание.