Иеремия бентам. Биография иеремия бентам

(15 февраля 1748, Лондон - 6 июня 1832, Лондон) - английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии - утилитаризма.

Родился в Лондоне 15 февраля 1748. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права "Линкольнз инн". Вскоре, однако, разочаровался в юриспруденции и решил посвятить жизнь изучению социальной, правовой и политической системы и исправлению ее недостатков и злоупотреблений. Поставив задачу реформирования общества, Бентам столкнулся с необходимостью систематизации и обоснования своих идей.

Таким образом, его философия была не плодом отвлеченных размышлений, а основывалась на потребностях практической жизни. Некоторыми идеями Бентам был обязан Юму и Гельвецию, кое-что он почерпнул у Пристли, У. Пейли и Ч. Беккариа. Если работы Бентама имеют сходство с сочинениями Д. Гартли, то это может быть объяснено только случайным совпадением. Взгляды Бентама получили наименование утилитаризма, хотя сам он предпочитал говорить не об утилитарности, а о "принципе наибольшего счастья".

Частные, индивидуальные интересы рассматривал как единственно реальные, а общественные интересы сводил к их совокупности. Этическое учение изложено в произведении "Деонтология, или наука о морали" (т. 1-2, 1834). В основе этики Бентама лежит "принцип пользы", согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Бентама перешло у него в принцип "наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов", в призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья. Критерием морали выступает "достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья".

По политическим воззрениям являлся сторонником либерализма. Резко критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалистов.

Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов – простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также нескольких американских штатов. Идеи философа были исключительно популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образования и информации.

Бентам был одним из учредителей журнала "Вестминстер ревью" ("Westminster Review"). Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования. Бентам также много сделал для введения системы государственной службы, процедур принятия правительственных решений, совершенствования судопроизводства, а также принял участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. Его либеральные взгляды нашли отражение в написанном в 1809 труде Катехизис парламентской реформы (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. в 1817).

Последователи Бентама – его современники были, подобно ему самому, людьми практического склада, и, несмотря на все влияние, которым они обладали, их сочинения утратили свою значимость после того, как реформы, которые в них пропагандировались, были воплощены в жизнь. Ко времени смерти Бентама в Лондоне 6 июня 1832 многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Наиболее знаменитым из них стал Милль.

БЕНТАМ ДЖЕРЕМИ (Bentham, Jeremy) (1748-1832)


с сайта Wikipedia

Основатель Университетского колледжа в Лондоне Джереми Бентам был мумифицирован после смерти, а мумия помещена для всеобщего осмотра в колледже. Как говорят, дух Бентама выходит по ночам из своей мумифицированной оболочки и с грохотом бродит по залам колледжа.

Бентам являлся специалистом по юридической реформе, исследователем человеческой психики и философом. Он проявил интерес к проблемам мумифицирования и даже выдвинул идею о создании из трупов людей вечных мемориалов для всеобщего осмотра (сам он именовал их «автоиконами»). Нет ничего удивительного в том, что его предложение не получило поддержки.

Впрочем, что касается самого Бентама, то он позаботился о том, чтобы потомки имели возможность полюбоваться его трупом и спустя многие годы после смерти основателя Университетского колледжа. Еще до наступления смерти он объяснил, что нужно сделать с его телом. В своем завещании Бентам, в частности, дал следующие инструкции:

«Свое тело я завещаю моему дорогому другу доктору Саутвуду Смиту с тем, чтобы он распорядился им так, как указано ниже... Я завещаю... чтобы он взял мое тело под свою заботу и предпринял меры, необходимые для размещения и сохранения некоторых частей моего тела в соответствии с указаниями, приведенными в бумаге, приложенной к моему завещанию и помеченной вверху словом «Автоикона». Скелет следует расположить таким образом, чтобы вся фигура сидела в кресле, в котором я любил сидеть при жизни, а поза должна изображать раздумье при работе над каким-то документом. Я хочу также, чтобы расположенное указанным образом тело было доставлено исполнителю моего завещания. Тому следует распорядиться, чтобы меня облачили в один из черных костюмов, которые я обычно носил при жизни. Одетое таким образом тело, вместе с креслом и тростью, с которой я ходил последние годы, следует препоручить заботам исполнителя завещания. Все необходимое оборудование должно быть подготовлено в подходящем ящике или контейнере. На табличке следует выгравировать крупными буквами мое имя и дату смерти. Если же мои близкие, друзья и ученики захотят собраться, чтобы почтить память Основателя самой счастливой системы моральных принципов и законов, исполнителю моего завещания надлежит переносить указанный ящик или контейнер вместе с его содержимым в то помещение, где будет проходить встреча».

Сохраненное тело Бентама по-прежнему выставлено на всеобщее обозрение в молестойком ящике со стеклянными боковинами, находящиеся рядом со входом в основной зал колледжа. Бентам поход на Бенджамина Франклина и производит впечатление своей властной позой в одном из любимых кресел. Одна рука покоится на «Дэпле» (трости), вторая лежит на колене. Он одет в желтовато-коричневый бриджи, черное пальто, белую рубашку с жабо, белые перчатки и чулки, черные башмаки. На голове основателя колледжа - соломенная шляпа. Рядом с Бентамом стоит маленький столик, где лежат очки и футляр для низ, перстень с камеей, булавка. По-видимому, мумификация головы была выполнена не совсем удачно, она начала разлагаться. По этой причине голову сняли и поместили в сейф, а на ее место водрузили голову, выполненную из воска французским художником Жаком Тальрихом.


мумия Джереми Бентама, фото с сайта Wikipedia

Говорят, что дух Бентама любит ходить по залам, особенно долгими зимними ночами. В эти моменты можно услышать постукивание его трости о пол. Некоторые утверждают, что видели и сам призрак, одетый точно так же, как и тело, находящееся в ящике с «Дэплом» в руке. Согласно одной из версий, ночные звуки издает разгневанная мумия Бентама, - она стучит тростью по стеклу, требуя надлежащего погребения.

Иеремия Бентам (1748-1832) - английский юрист и философ, политический мыслитель, идеолог либерально-политического направления, один из родоначальников теории утилитаризма. Родился в Лондоне, в семье крупного землевладельца. Раннее умственное развитие позволило ему в 13 лет поступить в Оксфордский университет и окончить его в том возрасте, когда в него только поступают. В 20 лет он уже становится адвокатом. В 1784-1787 гг. посещает Францию, Италию, Турцию, Россию, Пруссию, Голландию.

В 1789 г. выходит в свет его первое крупное философско-политическое произведение «Введение в основы нравственности и законодательства». В 1802 г. издано значительное собрание сочинений Бентама во французской редакции известного издателя Дюмона. Издание впервые познакомило западноевропейскую и образованную часть русского общества с идеями английского публициста. Неоднократное посещение России возбудило в нем сильные надежды на осуществление его идей на российской почве. В 1815 г. Бентам пишет письмо Александру I с предложением использовать его знания в составлении нового кодекса законов для России и получает согласие монарха. Однако его планам не суждено было сбыться. Поворот во внутренней политике русского императора изменил законодательные планы. Был принят проект М. Сперанского.

Во «Введении в основы нравственности и законодательства», разрабатывая практические вопросы права и этики, Бентам выдвинул учение о нравственности, основанной на принципах полезности. По мысли автора, «природа подчинила человечество двум верховным властителям - страданию и удовольствию... они управляют нами во всем... принцип полезности признает это подчинение и принимает в качестве основания системы, цель которой - возвести здание руками разума и закона» . Отсюда, делает вывод

Бентам, личный интерес - единственная пружина человеческой деятельности.

Критикуя абстрактные начала, «анархические софизмы», провозглашенные Французской революцией права, которые на практике способны породить лишь хаос, Бентам отвергал идею общественного договора, естественноправовую теорию народного суверенитета, принцип разделения властей, подчеркивая значение суверенной верховной власти (не имеющей определенных границ), руководствующейся началом пользы. Он нападал на софизмы консервативной партии, оптимистический консерватизм Блэкстона, на его знаменитые «Комментарии на законы Англии», в которых умалялась реформирующая роль законодательной власти, а существующее английское право выдавалось за высшее проявление разума.

Истинная цель законодательства и законодателей - достижение в обществе «наибольшего счастья для наибольшего количества людей», достижение каждым личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья атомизированных индивидов. Счастье Бентам идентифицировал с удовольствием. Отсюда критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

Искусство законодателей должно заключается в том, чтобы найти средство для достижения этого. Таким важнейшим средством может быть государственная политика, направленная на заботу о благосостоянии людей, о их благоприятном духовном развитии, о сохранении безопасности, равенства и свободы. Эти направления государственной политики он раскрыл в «Принципах законодательства» и «Основных началах гражданского кодекса». Руководствуясь этими принципами и гражданским кодексом, Бентам и его последователи выступили инициаторами создания системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников.

В отличие от тех, кто смешивал общественную и личную пользу, общественные и личные интересы, нравственные чувства и эгоистические стремления, он рассматривает интересы атомизированных индивидов в качестве единственно реальных, а общественные интересы - как совокупность индивидуальных. Этот своеобразный бентановский ипсидиксионизм (ipse dixit,лат. - букв, «сам сказал», употребляется как утверждение: «это так, потому что я сам сказал») стал своего рода формулой выражения интересов индивида как единственно реальных.

Размышляя об истинных границах морали и законодательства, Бентам разделяет мораль на общественную и индивидуальную

(частную). Поскольку в обществе, по его мнению, нет естественных законов, а есть только законы, принимаемые суверенной властью, от индивидов требуется правильное осознание своего поведения в обществе, осознание своих и чужих интересов.

Важным предметом анализа в указанных произведениях Бен- тама является деятельность государства, государственных органов власти, основные направления государственной политики (обеспечение безопасности, гарантия свободы личности, зашита ее от притеснения чиновничества). По Бентаму, государство должно выступать в качестве «активно действующей уравновешивающей силы», регулятора меры социального различия. Главное - не допустить, чтобы эти социальные различия и несправедливость подорвали общественное единство.

Бентам стал одним из пионеров, пролагавших путь к глубоким реформам в Англии во второй четверти XIX в. По его мнению, только при демократическом государстве можно рассчитывать на успешный ход реформы, в иных условиях всякая реформа принесет больше вреда, чем будет пользы от того, что должно быть исправлено ею. Согласно выдвинутой им доктрине государственного невмешательства, реформы не должны касаться частной (особенно экономической) сферы и свободы самоопределения, личной свободы и частной деятельности граждан. Это означало развитие программы либеральной демократии, основанной на началах расширения избирательного права - «всеобщей, тайной, равной и ежегодной подачи голосов». Высшим философским тезисом этой программы было «наибольшее счастье наибольшего количества людей», а высшим политическим принципом - понятие народного суверенитета.

Учение Бентама по исследованию границ законодательства, его недостатков и способов их устранения оказало влияние на представителей либерально-демократического направления.

  • Бентам И. Введение в основу нравственности и законодательства //Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 587.

Джереми (Иеремия) Бентам (1748 — 1832), английский философ и социолог, был личностью незаурядной. Как основоположник утилитаризма, он отстаивал принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа индивидуумов». Иными словами, счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным (с) — вот как-то так. Естественно, многих современников такая позиция доводила до белого каления (ишь, сибарит выискался!), но утилитаризм прижился в английской философии 19 века. Кроме того, мистер Бентам был сторонником женского равноправия, отмены рабства, отмены наказания за гомосексуализм, а также выступал за права животных. Что касается прав животных, он обращал внимание не на разум (т.е. разумное ест неразумное), а способность испытывать страдания (тут уж мы все равны). В общем, мистер Бентам был очень добрым и милым человеком.

Но и за ним водились маленькие странности.

Ну, например, тяга к мумификации.

В своем завещании Джереми Бентам попросил собрать его скелет и посадить в такой позе, в которой он сидел при жизни, погруженный в раздумья. Воля философа была исполнена, хотя во время вскрытия за окном разразилась гроза — многие сочли это проявлением Божьего гнева. Мумифицированное тело одели и оставили в стеклянном шкафу на радость потомкам. Познакомиться с философом можно в Лондоне, в здании University College.

Правда, внимательные гости заметят, что голова у мумии восковая.

Дело в том, что после мумификации оригинал выглядел непрезентабельно. Некоторое время настоящая голова покоилась у ног философа, но то ли туристы пугались, то ли студенты выкрали реликвию и сыграли ею в футбол, но голову решено было припрятать.

Проповедник счастья, мистер Бентам даже после смерти не отказал себе в удовольствии задержаться на земле подольше. Поговаривают, что его мумия покидает стеклянный домик и совершает променад по коридорам. При этом Бентам постукивает своей любимой тростью, которую он считал свои питомцем (трость звали Dapple — пеструшка).

Источники изображений:
http://anita64.wordpress.com
http://heritage-key.com
http://blog.meaplet.com/
http://www.victorianweb.org

БЕНТАМ, ИЕРЕМИЯ (Bentham, Jeremy) (1748–1832), выдающийся английский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма. Родился в Лондоне 15 февраля 1748. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Вскоре, однако, разочаровался в юриспруденции и решил посвятить жизнь изучению социальной, правовой и политической системы и исправлению ее недостатков и злоупотреблений. Поставив задачу реформирования общества, Бентам столкнулся с необходимостью систематизации и обоснования своих идей. Таким образом, его философия была не плодом отвлеченных размышлений, а основывалась на потребностях практической жизни. Некоторыми идеями Бентам был обязан Д.Юму и Гельвецию , кое-что он почерпнул у Пристли, У.Пейли и Ч.Беккариа . Если работы Бентама имеют сходство с сочинениями Д.Гартли , то это может быть объяснено только случайным совпадением. Взгляды Бентама получили наименование утилитаризма, хотя сам он предпочитал говорить не об утилитарности, а о «принципе наибольшего счастья».

Утилитаризм Бентама, сформулированный, в частности, в его известном труде Введение в принципы морали и законодательства (An Introduction to the Principles of Morals and Legislation , 1789), основывался на этическом гедонизме, учении о том, что благо – это счастье и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей. Чтобы правильно понять это утверждение, следует иметь в виду, что для Бентама удовольствие и счастье были синонимами и имели самый широкий смысл – включая интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия, а также менее значимые физические удовольствия. «Удовольствие» – это все, что представляет ценность для человека, независимо от своей природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности. Несмотря на практические трудности, возникающие при подсчете количества блага, Бентам был убежден, что благо можно оценить по интенсивности, длительности и другим параметрам. Теоретически можно построить исчисление, способное определить, какого рода поступок является наилучшим при тех или иных обстоятельствах (т.н. «исчисление счастья»). И тогда становится ясной цель законодательства: увеличить количество счастья всех людей и во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы.