Иерархия индийских богов схема. Индуизм и верховные индийские боги

Вишну. Хранитель мироздания. Поддерживает равновесие в мире, не позволяя воинствующему Шиве разрушить все вокруг.

Лакшми. Богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Ее почитатели, по поверьям, будут защищены от всех несчастий и нищеты.Старшая супруга Вишну

Бог Индра и богиня Шачи

Индра. Бог грома и молний. Главный помощник Вишну в борьбе с хаосом. В правой руке обычно держит ваджру (молнию),которой разит врагов и возрождает к бою погибших.

Шачи. Жена Индры . Богиня ревности и гнева. Эталон красоты для всех индийских женщин.

Боги Варуна и Ваю

Варуна. Хранитель истины и справедливости, главный судья среди богов. А также владыка мировых вод. Брат Индры.

Ваю. Бог ветра, сопровождает Индру в бою. Может развеять врагов и предоставить убежище союзникам.

Боги Брахма и Агни

Шива. Разрушитель,олицетворение мужского начала.По преданиям,у него пять лиц,а также четыре, восемь, а то и десять рук, чтобы он смог справиться со всеми делами вселенной.

Парвати. Перерождение первой жены Шивы — Сати.Воплощение женской творческой энергии Шивы . Богиня имеет множество имен.

Боги Ганеша и Сканда

Бхагавати. Сельское воплощение Парвати . Отличается своенравным характером, способна насылать несчастья, болезни.

Боги Вивасват и Ману

Вивасват. Олицетворение света на небе и земле, бог Солнца, прародитель всех людей. Первый совершил жертвоприношение и подарил людям огонь.

Ману. Сын Вивасвата , первый человек на земле и царь
всех людей. Спасся во время великого потопа.
Принес богам жертву, бросив в воду масло и творог. Возникла Ила, которая стала женой Ману. От них пошел человеческий род.

Бог Яма и богиня Ями

Яма. Сын Вивасвата. Царь смерти. Охраняет врата в подземный мир,встречая души умерших.

Ями. После смерти брата близнеца Ямы боги подарили ей ночь, чтобы она забыла день своего несчастья.

Говорят, что в Индии существуют миллионы Богов. Говорят также, что в Индии процветает политеизм.
"не согласный с обоими..... Взять все, да поделить". Расскажу кратенько что я знаю об индийских Богах.

Начнем с того, что индийские Боги представляют различные аспекты единой реальности - Брахмана. Упанишады говорят: Сарвам кхалвида Брахма - все есть Брахман. Каждый из аспектов Брахмана как абсолюта и всеобщей реальности может наделяться антропоморфным образом, некоторые из которых мы можем видеть в индийских и непальских храмах, а может и не наделяться, или изображаться как или вообще Бога.
Кроме того, индийские Боги существовали во времени - их культы возникали и приходили в упадок. Так что некоторых Богов, условно говоря, нет, поскольку про них забыли, им не поклоняются и их имена стерты временем.

Итак, все остальные известные мне

Боги Индии

могут быть разделены (условно) на 4 категории:

1. Ведические Боги олицетворяющие мир и природные стихии,

2. следующие за ними по времени Боги индуизма - Махадевы , культы которых процветают и в современной Индии, и близкие им божества;

3. аватары и инкарнации Махадевов, то есть "нисхождения" Богов

4. дэвата - местные божества , которые обычно либо отождествляются с основными индуистскими Богами, обмениваясь с ними частью функций и качеств, либо сохранили автономность и им поклоняются только в определенных населенных пунктах.
Культы местных богов особенно распространены в северной Индии, долина даже зовется по этой причине "долина тысячи Богов", в каждой деревне есть свое, а иногда и не одно божество.
В южной Индии напротив местные божества ассимилировались с индуистскими Богами, оставив за собой только имена и часть свойств, как, например, Шива в Мадурае предстает как супруг дравидской Богини Минакши ("с глазами рыбы") в образе Сундара ("красивого").

К Богам, упомянутым в Ведах

относятся: Брама и , которым поклоняются в Индии и сейчас, и речь о которых пойдет ниже, а также:
громовержец Индра, царь Богов, которому подвластны небеса и молнии, он обычно изображается верхом на слоне.
до Индры царем Богов был Варуна - бог вод и морей (сравним со славянским Перуном), которого Индра постепенно вытеснил его с небесного пьедестала.
Бог огня Ягни, он всегда окутан языками пламени.

Вайю - бог ветра.
Сурья - бог Солнца, культ которого был весьма распространен, в Индии до сих пор осталось несколько храмов Солнца;
Сома - бог Луны и одноименной культового опьяняющего напитка, принимать который должен был каждый чтущий Веды брамин. В Индии есть храм, посвященный Соме, - , позднее Сома
Яма - бог смерти и загробного мира.
Рудра - грозное, неистовое Божество, одетое в шкуру, которое тем не менее являлось защитником людей и животных. Рудра позже трансформировался в индуистского Шиву.
И многие другие.
Необходимо отметить, что у Богов есть жены, олицентворяющие их творческую религию, энергию и мощь, напишу о них отдельно.

Боги индуизма

В Индии 3 главных Бога - МахаДэва, что означает "Великий Бог" - Брахма, Вишну и Шива, которые симфолизируют соответственно созидание, поддержание (сохранение) и разрушение.

Создатель Брахма называется в ведической литературе и упанишадах также Сваямбху (переводится с санскрита как самосущий, самосотворенный), Хиранья гархба (переводится как золотой зародыш иди семя, яйцо). Брахма создал и мир и Веды, при этом культ Брахмы не очень популярен в Индии, я знаю только об одном храме, посвященном Брахме, в Пушкаре. В тоже время, Брахма занимает значительное место в космологии, ведь именно днями и годами Брахмы изменяется вселенной и всего сущего. Брахма живет 100 божественних лет, каждый день создавая мир, который живет только в течение 1 дня - кальпы, равного 8 640 000 000 земных лет, за кальпой следует пралайя - разрушение, а потом снова создание нового мира.

Брахма изображается на многих индийских храмах и его легко узнать - у него есть борода, аккуратная клиновидная бородка. У Брахмы 4 лица, 4 руки, в которых он держит сосуд для воды, четки, пучок травы и Веду. Брахма часто изображается сидящим на лотосе или на лебеде.

Бог-хранитель Вишну - один из наиболее популярных Богов Индии, поклонники которого образуют одну из ветвей индуизма - вайшнавскую.
Вишну обычно изображается сидящим на своей вахане птице Гаруде или возлежащим на змее Шеше, покоящемся в океане вечности.
У Вишну 1 лицо и четыре или более рук. В руках он держит колесо, жезл, лотос и раковину или пару таких предметов.
Вишну представет в мифологии и иконографии Индии не только как самостоятельное Божество, но и в форме 10 своих проявлений - аватаров, то есть снизошедших на землю и проживших жизкь в физической форме для решения возложенной на него задачи поддержания равновесия мироздания.

Аватары Вишну: Матсья - рыба, Курма - черепаха, Вараха - дикий кабан, - человек-лев, Вамана - карлик, Парашурама - человек с топором, герой эпоса - Рама, легендарный аватар , котрому поклоняются и как самостоятельному божеству, девятый аватар Вишну - , основатель буддизма, и десятый аватар Калки - аватар будущего.

Бог-разрушитель Шива является вторым из наиболее значительных Махадэвов - главных Богов Индии, и его поклонники - шиваиты формируют вторую крупнейшую ветвь индуизма.
Шива изображается обычно сидящим на тигровой шкуре или на свой вахане - быке . Шива имеет как правило 1 лицо и 4 или более рук, в которых он держит трезубец шришулу, барабанчик дамару, в остальных руках иногда , копье, чаша из черепа, олень, иногда рука Шивы находится в благословляющем или охраняющем жесте - варада или абхиная мудре.
У Шивы длинные пряди спутанных волос, часто собранные на темени, в которые воткнут серп луны, с его волос стекает великая . Шея, руки и ноги обвиты кобрами, Шива также носит ритуальные бусы рудракша на шее, иногда держит их в руке. У Шивы третий глаз - глаз сокровенного знания, но также это и глаз, от взгляда которого разрушается . Шива обычно одет в шкуру или шкура обернута вокруг его бедер, он является покровителем йоги и йогов, и вообще мистических знаний.
Основным зримым образом Шивы и его культа является фаллический символ лингам, в мире же Шива как минимум 12 раз проявлялся в образе лингама - несотворенного лингама - джйотирлингама в 12 священных для шиваитов местах, где построены особо почитаемые храмы.

У Шивы нет аватаров, но в его культ вошли такие Боги Вед как Сома, Рудра, а также Яма, который отождествляется с одним из воплощений Шивы - Махакала (великое время).
Не смотря на отсутствие аватаров у Шивы много воплощений, он представет в и форме - отца и защитника живых существ, и в форме ужасного Бхайравы, и с многими другими ликами, видимыми тем, кто к нему обращается.
Так же Шива иногда приходит к людям что бы проверить их чистоту и сострадательность в образе старика-саду или , ведь Шива - в первую очередь Благодетель, так что не упускайте случая покормить этиъх существ, вдруг это Шива заглянул к вам;)
Одна из самых почитаемых в Индии инкарнаций Шивы - царь обезьян Хануман из эпоса Рамаяна

У Шивы и Парвати два сына - любимец народа Индии слоноликий Бог Ганеша и Муруган. Ганеша изображается верхом или в сопровождении со своей ваханой - мышью, Гашена - Бог изобилия, богатства, мудрости, также он устраняет препятствия. Культ Муругана, другие его имена Картикейя и Кумар распространен в основном в южной Индии, это Бог-девственник, он символ чистоты, он помогает людям на путях духовного развития и . Муруган изображается верхом на павлине, в его руке копье - вель.

Авалокитешвара ("бог сострадания", "бог, который смотрит вниз", "бог взгляда"), в буддийской мифологии олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками. Согласно одному из мифов, Авалокитешвара смотрел на людские страдания, и его сердце разорвалось от горести. Амитабха, от которого произошел Авалокитешвара, собрал кусочки сердца и сделал бодхисатве девять новых голов. Авалокитешвара хотел помочь всем живым существам, поэтому у него выросли 1000 рук, а на ладони каждой руки появился глаз. "Из его глаз образовались солнце и луна, из лба - Махешвара, из плеч - Брахма и другие боги, из сердца - Нараяна, из бедер - Сарасвати, из рта - ветры, из ступней - земля, из живота - Варуна". Авалокитешвара помогал всем, кто просил помощи и проповедовал буддийские законы тем, кто перевоплотился в насекомых или червей, защищал людей от болезней и благословлял детей. В Китае Авалокитешвара трансформировался в богиню Гуаньинь, а в Японии - в Каннон, в индуизме он может выступать как Ганеша, Шива или Вишну.

Агни

Агни ("огонь"), в ведийской и индуистской мифологии бог огня домашнего очага и жертвенного костра. Основная его функция - посредничество между людьми и богами. Версии происхождения Агни весьма многочисленны: он рожден в водах, от самого себя, от утренних лучей; он сын Дакши; некоего жреца и т. д. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени. Согласно мифам, он един (бог) и множествен, поскольку родился в трех местах - на небе, среди людей и в водах, у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка. Считалось, что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живет в воде, знает все пути, всю мудрость, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете; правит законом; приводит богов на жертвоприношения; древние верили, что Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, покровительствует певцам, поражает врагов и тьму.

Брахма

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

– в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни – бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма – творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна – всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна – воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну – в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну – хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша – в индуистской мифологии "владыка ганы" – божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус , в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра – бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее – локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера – в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера – внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья – в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи – озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман – обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива – в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма – владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии – Ями.

Индия - родина индуизма, одной из древнейших религий на земле. Сейчас индуизм исповедуют 80 процентов индусов. Главная особенность этой религии - поклонение многим богам. Почитаются священными некоторые реки, горы и животные. Предметом поклонения служат и разные необычные явления природы. Боги древней Индии до сих пор занимают важное место в поклонении индуистов. Так кто же они - боги древней Индии?

Один из главных божеств - Брахма, творец мира. Его нередко изображают с четырьмя телами, четырьмя лицами и восемью руками. Согласно преданиям, живет он на вершине величайшей горы Меру и передвигается верхом на лебеде.

Вишну - охранитель, способный превращаться как в людей, так и в животных. У Вишну множество обликов, но на средневековых картинах он чаще всего представлен в виде прекрасного юноши с четырьмя руками, плавающего на мифическом змее Шеше в водах океана Вселенной. В одной руке он держит волшебное оружие наподобие бумеранга, в другой - раковину, в третьей - палицу, а в четвертой — цветок лотоса или лук. Шеша в индуистской мифологии — тысячеголовый змей, поддерживающий телом Землю.

Третий главный бог - Шива. Шива многорук и имеет на лбу испепеляющий третий глаз, который появился, когда его жена Парвати, подойдя сзади, закрыла ладонями два других глаза. Часто Шиву называют «синегорлым», так как однажды, спасая людей, он выпил яд калакуту, и из-за этого его шея посинела, а тело окружил огненный ореол. Волосы Шивы украшает лунный серп, через который протекает река Ганг.

Есть и другие, менее значимые, божества: бог солнца Сурья, бог неба Дьяус, богиня утренней зари Ушас и многие другие.

Жизнь богов, по мнению древних индийцев, во всем подобна человеческой: они дружат, ссорятся, имеют жен и детей. Например, у Шивы, обитающем высоко в Гималаях на горе Кайлас, есть жена Парвати и два сына: мудрый четырехрукий Ганеша и бог войны Скан да с четырьмя головами. Супругам богов также предписываются выдающиеся способности. Считается, что Брахма, Вишну, Шива и их супруги, а также другие боги передвигаются на определенных животных и держат в руках различные предметы, которые являются их атрибутами.

Помимо поклонения различным богам, в Индии особое значение придают животным. Например для индуистов как коровы, так и быки являются священными животными. И если быков все же используют на работах, то коровы попросту безнаказанно бродят по улицам деревень и городов. Молока они почти не дают, а их убийство и употребление в пищу говядины считается величайшим грехом. Лишь в последнее время в Индии стали создавать молочные фермы, однако о забое священного скота все еще речь не идет.

В Индии также считаются священными обезьяны - тысячи их живут в специальных посвященных им храмах и кормятся за счет подношений паломников.

Интересны также верования индуистов, связанных со священной рекой Ганг. В Индии Ганг - священная река, воды которой способны смыть грехи с души паломника, а также избавить его от мучительного цикла реинкарнации. Поэтому ежегодно тысячи паломников совершают долгие путешествия к Гангу, чтобы искупаться в этой священной реке и напиться ее воды. Особенно много паломников - до нескольких миллионов - посещают Ганг в дни праздника богини Ганги, который проводится один раз в 12 лет.

Согласно преданиям, река Ганг когда-то текла по небу, однако по просьбе индийского царя Бхагирати боги ее отправили на землю, чтобы оросить прах предков. Падающие тяжелые воды могли погубить человечество, но на помощь людям пришел бог Шива, принявший реку на свою голову. С его головы она стекла вниз семью потоками и, слившись с океаном, ушла в подземный мир - каталу. Богиня Ганга -олицетворение реки Ганг. Изображается она на фантастическом морском животном - макаре, с лотосом и наполненным водой сосудом в руках.

Главным центром священного омовения в Ганге является город Варанаси. Индусы заходят в воду по пояс или по самые плечи прямо в одежде. Некоторые паломники омывают в воде только ступни. Женщины в ярких одеждах делают реке ритуальные подношения в виде пищи и цветов, пьют воду из ладоней, а затем набирают ее в кувшины и несут в храм, где продолжают ритуальные обряды.

Город Варанаси - главное место погребения индусов, поскольку считается, что именно здесь богиня Ганга освобождает души людей от бесконечного цикла перевоплощений. Тела усопших сжигаются на берегу в погребальных кострах, сложенных из сандалового дерева, а прах сбрасывается в воды Ганга. Родственники, желающие таким образом кремировать своих близких, обязаны приобрести для этого дрова и необходимые благовония, а также заплатить домам - служителям этого своеобразного крематория. Домы поддерживают священный огонь в погребальных кострах и ночь напролет читают на берегу древние тексты - пураны.

Изучая культуру и обычаи современных индуистов можно увидеть отражение поклонения богам древней Индии.