И а бунин забытый фонтан. Анализ стихотворения И

Стихотворение «Забытый фонтан» вышло из-под пера И. Бунина в 1902 году. Тогда Иван Алексеевич уже был известен широким кругам как талантливый поэт. В начале ХХ века мастер пера предпочитал творить в духе классических традиций, распространенных в предыдущем столетии. Видимо, это определило форму произведения – сонет.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, хоть есть в нем и признаки философской. В «Забытом фонтане» можно выделить две темы: осенняя природа и женская печаль. В последних строках появляется вечный философский мотив быстротечности времени. Все темы взаимосвязаны, поэтому гармонично дополняют друг друга. Автор показывает, как осенние перемены влияют на природу, а некоторые вещи хранят воспоминания людей о прошлом. Кроме того Иван Алексеевич напоминает, что время неумолимо, нужно ценить каждую минуту.

Стихотворение «Забытый фонтан» начинается пейзажной зарисовкой. Читатель оказывается посреди пустого сада, который неприветливо встречает холодным сентябрьским дыханием. Во второй строфе авторское внимание сосредотачивается на фонтане, который ветер старательно заметает листьями.

К фонтану иногда приходит девушка, подолгу смотрит на него, не скрывая печаль. Иван Алексеевич не говорит, кто эта девушка, почему она так себя ведет, но нетрудно догадаться, что дело в какой-то жизненно драме. Поэт не создает портрета героини. О ней мы можем судить лишь по двум деталям: длинной спущенной шали и сравнении с призраком. В последней строке автор обобщает сказанное, говоря о безжалостности времени.

Образ лирического героя в стихотворении не выражен. Он занимает позицию отдаленного наблюдателя, поглощенного осенним унынием.

Формальная организация произведения И. А. Бунина «Забытый фонтан» соответствует особенностям сонета: состоит из двух катренов и двух терцетов. По смыслу его условно можно разделить на две части: описание зимнего сада (первые два четверостишия) и рассказ о девушке (два трехстишия). Написаны стихи шестистопным ямбом, что подчеркивает грустное настроение.

Для воспроизведения осенней природы, атмосферы, а также создания женского образа автор использовал средства выразительности. Первый катрен и последний терцет насыщены метафорами: «рассыпался чертог из янтаря», «сквозит аллея к дому», «дыханье сентября», «застывшая печаль», «дни бегут». Эпитетом гораздо меньше, но они помогают дополнить нарисованные картины: «холодное дыханье», «сухие поляны». Сравнение в тексте всего одно: «как призрак бродит».

Интонационный рисунок произведения плавный, без восклицаний и вопросов, что подчеркивает атмосферу осени. В последней строфе используется оборванное предложение, чтобы акцентировать внимание на вечной проблемы скоротечности времени.

Стихотворение И. Бунина «Забытый фонтан» – образец мастерского сплетения философских, пейзажных и интимных мотивов, облаченных в форму сонета.

Произведение Бунина под названием «Забытый фонтан», которое было написано еще в далеком 1902 году, сумело отобразить жизненное кредо поэта, которое основано на сочетании вечного и прекрасного.

Композиционно произведение строится на двух основных образах. Первый – образ осеннего сада, а второй – образ одинокой девушки.

Данный сонет имеет очень яркую образность.

Художественные средства, которые поданы в первом катрене, подчеркивают идею запустения и холода. Поэтом осенний сад метафорически подается в качестве «чертога из янтаря», который «рассыпался», как очень хрупкая и нежная вещь.

Ведущим художественным приемом второго катрена является олицетворение. Ветер «заметает листьями фонтан, взвевает их, внезапно налетая». Автору удалось в точности передать образ опадания осенью увядшей листвы, сравнив ее с «испуганной стаей».

Заключительные терцеты рассказывают об одинокой девушке, в движениях которой, каждый может увидеть особую грациозность, а также

Неторопливость. Она долго смотрит на фонтан. Усилению образу главной героини служат такой эпитет, как «застывшая печаль», а также сравнение «как призрак». На душе у нее, видимо, такая же пустота и холод. В данном стихотворении забытый фонтан выступает в качестве символа давно ушедшего счастья.

Что касается жанра произведения, то оно относится к любовной лирике с элементами философской. Последние строки стихотворения показывают быстротечность, а также неумолимость времени: «А дни бегут… Им никого не жаль».

Благодаря имеющемуся ассонансу (повторяются гласные а, ы, о) и стихотворному размеру (пятистопный ямб), Бунину удается придать своему непревзойденному сонету особого звучания, а также ритма, который нигде больше не встречается.

Само по себе стихотворение навивает легкие грустные мысли, а может быть даже и сожаления по поводу того, что время неумолимо бежит вперед, и что ничего уже нельзя вернуть, как и остывшую некогда любовь.

Среди всех писателей, которые относятся к так называемому «серебряному веку», именно Бунину удается выражать свои чувства и переживания наиболее легко и непринужденно.

«Забытый фонтан» Иван Бунин

Рассыпался чертог из янтаря, —
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди сухих полян.

Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит…

В ее лице — застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут… Им никого не жаль.

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, - первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.

Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев - в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.

В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения. Рассеянное внимание привлекает единственный предмет - неработающий фонтан.

Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.

Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.

Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.

Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.

Учимся у учеников. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Забытый фонтан»

Цель художества есть идеал, а не нравоучение.

Пушкин

На высоте , где небеса так сини,

Я вырезал в полдневный час сонет

Лишь для того, кто на вершине.

И.А.Бунин. «На высоте, на снеговой вершине…»

Кроме Бунина я еще не встречала такого поэта, который так просто мог бы обращаться с сонетами, который так легко мог бы выразить себя через сонет. Я согласна с тем, что Бунин - король сонетов. Это еще одна из любимейших форм стихотворения. У него нет вычурности и надуманности, которые присущи многим поэтам «серебряного века». Слова ложатся чисто, ясно, просто. Возможно, этому способствуют вечные темы любви и гармонии с природой, столь характерные для Бунина.

Мое внимание привлек один из сонетов – «Забытый фонтан», где любовь и природа связаны неразрывно.

Мы видим девушку, поглощенную своими раздумьями. О чем ее мысли? Откуда в ее лице эта «застывшая печаль»? Сразу не ответишь, но поэт еще до описания девушки два катрена посвятил природе, фонтану. Зачем? Может, это как-то поможет понять состояние души героини?

Рассыпался чертог –

из янтаря, -

Из края в край сквозит

аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду

пустому.

Пришла осень. Сад стал янтарным, а потом и вовсе опустел. Листья осыпались, обнажив деревья, как будто кто-то снял декорации, оставив один каркас. И теперь сад нами воспринимается не как чертог («рассыпался чертог»), а как холодная, пустая аллея, которая «из края в край сквозит».

Чертог…. В этом слове есть что-то таинственное, загадочное. Возможно, под ним скрывается не только сад, но и счастье человека, янтарное, прозрачное, призрачное.

У меня янтарь ассоциируется с маленькой бусинкой, капелькой здоровья, которую бабушка мне подарила. Янтарное счастье – капелька счастья, которая была в жизни героини, но ускользнула, потерялась, осталось лишь напоминание о ней – фонтан.

Фонтан всеми забыт. Он становится одиноким с приходом осени, потому что в прошлое уходят тепло, солнце, веселые брызги. Теперь все его окружение – это заметающие его сухие листья и … девушка. Разве фонтан забыт? «Дни бегут», а девушка все так же бродит у фонтана. Она «подолгу очей с него не сводит», воскрешая в памяти его летнюю прелесть, а вместе с ним и свое мимолетное счастье. Значит, фонтан будет жить, пока не пройдет боль, не сотрутся воспоминания в душе героини.

Вы можете не соглашаться со мной. Бунина можно понимать по-разному. Да и Марина Цветаева писала, что «чтение есть соучастие в творчестве». А то, что тобой сотворено, не может быть похожим на что-то другое. Читая – мыслишь. Думая – творишь. Бунин «вырезал» свои сонеты «лишь для того, кто на вершине». Вы можете оказаться на совей высоте, а я оказалась на той, где главным героем оказался не фонтан, тем более забытый, а девушка, где название сонета помогает понять мысль автора: и фонтан, и девушка счастливы в своей грусти, потому что их состояние гармонирует с печалью и опустошением природы.

Чипенко Ирина, 11 класс

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир - ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.

Александр Блок с юности любил театр. До нас дошли воспоминания его младших современников, участвовавших вместе с Сашурой Блоком в детских спектаклях зимой в Петербурге, летом - в подмосковном Шахматове. Репертуар был разнообразен - отрывки из «Ромео и Джульетты», сочиненная Блоком совместно с Ф. Кублицким пьеса «Поездка в Италию», одна из комедий Лабиша на французском языке. «Конечно, инициатором и режиссером был Сашура»,- пишет участница некоторых спектаклей О. К. Самарина (Недзвецкая).