Хульные мысли о боге как избавиться. Помыслы неверия, сомнения, хулы

От бесов, хулящих святыню. Они попускаются Богом по разным причинам: бывают от зависти диавола к подвижнику благочестия, от печали или уныния, от гордости или осуждения.

Старец Паисий Святогорец объясняет, откуда происходят хульные помыслы:

«Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку - греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он "приклеивает" к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия. Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

…Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы.

…Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок».

Святые отцы учат не беседовать с такими помыслами, не противоречить им, не пугаться их и не приписывать их себе, - но отворачиваться от них с презрением, как от вражеского прилога, не обращать на них никакого внимания.

Преп. Макарий Оптинский излагает святоотеческое учение о хульных помыслах:

"Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его; а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя; они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага; он и на небе хулил Господа... Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы.

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в "Духовном врачевстве".

Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение".

Старец Паисий Святогорец наставляет, как прогнать хульный помысл:

«Песнопением. "Отве́рзу уста́ моя́..." [Начальные слова ирмоса первой песни канона Благовещению Пресвятой Богородицы] Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и при этом раскручивает гранату.

А если хульный помысл не уходит?

Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство - это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он - учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное. …И пой, и причащайся - ведь эти помыслы не твои…

А как прогнать такие помыслы?

Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет».

Преп. Варсонофий Оптинский учит:

Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения.

Авва Исаия:

Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они исчезнут; они расстраивают только того, кто боится их.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Со многими людьми бывает такое искушение от хульного духа, что, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах.

Хульный помысел есть искушение для человека богобоязненного и особенно смущает его, когда он творит молитву или делает что-либо доброе. Хульные помыслы не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении. Они нападают на тех, кто живет добродетельно, в трудах покаяния и в любви Божией.

Этим хульным искушением диавол ведет человека к тому, чтобы устрашить его. Или, если он свободен от иных грехов, чтобы возмутить его совесть. Если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние. Если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низвергнуть его. Но если диавол не успеет в этом, он стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.

Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они приносятся диаволом, который есть их начало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе болезни, чем таких мыслей? В этом состоит истинное удостоверение, что не от нашего произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.

Всякий угнетенный хульными помыслами пусть не вменяет их себе в грех, но считает их за особое искушение, ибо чем больше кто будет вменять в грех себе хульные помыслы, тем более утешит своего врага диавола, который потому уже будет торжествовать, что чью-либо совесть смутил будто грехом. Если бы кто сидел связанный посреди богохульствующих людей, слышал их речи против Бога, Таин Христовых, Пречистой Богородицы и всех святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать этих речей, но не мог, потому что связан, и не мог бы даже заткнуть ушей,- скажи мне, был бы он грешен оттого, что нехотя слышит их хульные речи? Воистину не только не имел бы никакого греха, но и великой похвалы сподобился бы от Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с тяжестью в душе слушал их богохульные слова. Подобное бывает и с теми, которых диавол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от нечистого духа, ко торый бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы хотя они не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого греха не будут они иметь от этих мыслей, но и большую благодать заслуживают у Бога.

Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение отогнал хульного духа. А если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было это искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и не получал просимого, ибо услышал: "Довольно для тебя благодати Моей" (2 Кор. 12, 9). Некто из великих старцев часто говорил про себя: "Не соизволяю, не соизволяю". И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то многократно повторял эти слова. Услышав это, ученик его спросил: "Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово?". Отец ответил: "Когда какой-либо злой помысел приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему, что не принимаю его, и тотчас злой помысел убегает и пропадает без вести".

Когда страдаешь от хульного духа, как только найдут на тебя хульные помыслы и нечистые, ты легко можешь избавиться от них и отогнать их от тебя этим словом: "Не принимаю". Не принимаю, диавол, твои хуления! Твои они, а не мои мерзости; я же не только не принимаю их, но и ненавижу. Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждения от помыслов хульных, зная, что они нам более на пользу, чем на соблазн, а самим бесам на посрамление.

Если придет хульная мысль на Бога, читай: "Верую во единаго Бога" - до конца. И если возможно, сотвори несколько метаний или поклонов.

Если придет хульная мысль на Пречистые Тайны Христовы, читай: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос" - до конца, и сотвори поклоны.

Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице - или "Под Твое Благоутробие", или "Богородице Дево, радуйся", или какой-либо тропарь богородичный, с поклонами, говоря: "Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго".

Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: "Моли Бога о мне грешном, святой (имя рек), яко аз по Бозе, к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших". И сотвори поклоны, говоря: "Святый (имя рек), моли Бога о мне грешном". Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори перед той иконой пятнадцать поклонов или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на ней, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли".

Откуда происходят хульные помыслы

- Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии?

Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка. Такому человеку хорошо бы стать немного бесчувственным - в положительном смысле этого слова - и не копаться в помыслах определенного рода. Кроме того, доброе равнодушие необходимо человеку, которого диавол, желая вывести из строя, сделал чрезмерно чувствительным в отношении какого-то конкретного дела или явления - хотя обычно такой человек чрезмерной чувствительностью нестрадает. И такому человеку на какое-то время поможет доброе равнодушие. Однако за ним должен наблюдать духовник. Ему нужно открывать свой помысл духовнику и быть под его наблюдением. В противном случае он может потихоньку стать безразличным ко всему и впасть в противоположную крайность - превратиться в совершенно равнодушного человека.

- Геронда, почему, когда я впадаю в печаль, у меня появляются хульные помыслы?

Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку - греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

- Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он "приклеивает" к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия.

Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, а если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы. А потом, желая тебя запутать или ввергнуть в отчаяние, начинает внушать: "Да таких помыслов и сам диавол не принесет! Теперь ты не спасешься". Диавол может принести человеку хульные помыслы даже на Святаго Духа, а потом сказать, что этот грех - хула на Святаго Духа - не прощается.

- Геронда, а может ли хульный помысл прийти по нашей собственной вине?

Да. Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок.

Презрение к хульным помыслам

- Геронда, авва Исаак говорит, что мы побеждаем страсти "смирением, а не превозношением". Презрение к какой-то страсти, превозношение [над ней] и презрение к хульным помыслам - это не одно и то же?

Нет. В презрении страсти есть гордость, самоуверенность и - что хуже всего - самооправдание. То есть ты оправдываешь себя и "отказываешься" от своей страсти. Ты словно говоришь: "Эта страсть не моя, она не имеет ко мне никакого отношения" - и не подвизаешься, чтобы от нее освободиться. А вот хульные помыслы мы должны презирать, потому что, как я уже говорил, они не наши, а от диавола.

- А если человек притворяется перед другими, что имеет какую-то страсть, например, изображая себя чревоугодником, то тем самым он насмехается над диаволом?

В этом случае он "лицемерит добрым лицемерием", но это не насмешка над диаволом. Ты насмехаешься над диаволом, когда он приносит тебе хульные помыслы, а ты поешь что-то церковное.

- Геронда, как прогнать хульный помысл во время богослужения?

Песнопением. "Отверзу уста моя..." Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и приэтом раскручивает гранату.

- А если хульный помысл не уходит?

Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство - это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он - учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное. Смотри, ведь и малые дети, желая показать презрение своему сверстнику, перебивают его речь разными песенками вроде "тру-ля-ля". То же самое следует делать и нам поотношению к диаволу. Однако будем показывать свое презрение к нему не мирскими песенками, а священными песнопениями. Церковное пение - это не только молитва к Богу, но и презрение к диаволу. Таким образом, лукавому достанется на орехи и с одного, и с другого бока - и он лопнет.

- Геронда, находясь в таком состоянии, я не могу петь. Даже ко Святому Причащению мне подходить нелегко.

Это очень опасно! Тангалашка загоняет тебя в угол! И пой, и причащайся - ведь эти помыслы не твои. Окажи мне послушание хотя бы в этом [во время брани помыслов] пропой один раз "Достойно есть", чтобы тангалашка получил то, что ему причитается, и пустился наутек. Я не рассказывал тебе об одном афонском монахе? Двенадцатилетним сиротой он пришел на Святую Гору. Лишившись любви своей матери по плоти, он всю любовь отдал Матери Божией. Он питал к Ней такие же чувства, как к своей родной матери. Если бы ты видела, с каким благоговением он прикладывался к иконам! И вот враг, сыграв на этой любви, принес ему хульные помыслы. Несчастный даже к иконам прикладываться перестал. Его Старец, узнав об этом, взял его за руку и заставил приложиться к ликам и рукам Пресвятой Богородицы и Спасителя на Их иконах. Сразу же после этого диавол пустился в бегство. Конечно, лобызать Божию Матерь и Спасителя прямо в лик - это, некоторым образом, дерзко. Но Старец заставил монаха сделать это, чтобы прогнать мучавшие его помыслы.

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами

- Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним, то ложится ли на меня вина?

Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

- Геронда, а когда человек виновен в хулъном помысле?

Он виновен, если не огорчается, что имеет такой помысл, а сидит [сложа руки] и собеседует с ним. И чем больше он будет принимать хульные помыслы, тем большему диавольскому смятению подвергнется. Ведь, разглядывая появившийся хульный помысл и собеседуя с ним в уме, ты в малой степени подвергаешься беснованию.

- А как прогнать такие помыслы?

Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет. Однако, начав хотя бы немного услаждаться этими помыслами, он дает им пищу, "поливает" своего ветхого человека. В этом случае помыслы "отсыхают" нелегко.

- А со мной, Геронда, иногда случается следующее: я принимаю хульные помыслы, сослагаюсь с ними, потом понимаю это, но уже не могу их прогнать.

Знаешь, что с тобой происходит? В какой-то момент ты на что-то отвлекаешься, рассеиваешься и с разинутым ртом начинаешь считать ворон. Тогда к тебе подкрадывается тангалашка и вбрасывает в твой разинутый рот карамельку. Ты начинаешь вращате ее во рту, чувствуешь ее вкус, и тебе уже тяжело ее выплюнуть. Нужно выплевывать сразу - едва-едва почувствуешь ее "сладость".

- Геронда, а если я ненадолго принимаю появившийся хульный помысл, но потом его прогоняю?

В этом случае диавол дает тебе леденец, ты его выплевываешь - но не сразу, а спустя какое-то время. Выплевывать нужно не медленно. В противном случае, обманув тебя вначале с помощью леденца, диавол впоследствии напоит тебя горьким зельем и поглумится над тобой.

Взято с http://duhpage.sed.lg.ua/Biblioteka/DuhNastavl/book09/03.htm

Старец Паисий Святогорец О ХУЛЬНЫХ ПОМЫСЛАХ

Какие помыслы являются хульными

- Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным...

Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы.

Этих помыслов и пересказывать-то никому не надо.

- Даже духовнику?

Духовнику достаточно сказать следующее: «Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе - моем духовном отце». Все эти богохульства и грехи не наши - они происходят от диавола. Поэтому нам нет нужды расстраиваться еще и из-за грехов диавола. Когда я был новоначальным монахом, диавол какое-то время приносил мне хульные помыслы - даже в церкви. Я очень расстраивался. Диавол внушал мне скверные помыслы о Святых, [в качестве исходного материала] используя те сквернословия и похабщину, которые я слышал от других, будучи в армии. «Эти помыслы от диавола, - вразумлял меня мой духовник. - Раз человек расстраивается из-за скверных помыслов о святыне, которые у него появляются, это уже доказывает, что они не его собственные, а приходят извне». Но я продолжал расстраиваться. Когда приходили хульные помыслы, я уходил молиться в придел Честного Иоанна Предтечи, прикладывался к его иконе, и она благоухала. Когда скверные помыслы приходили снова, я опять спешил в Предтеченский придел, и от иконы вновь исходило благоухание. Во время одной Божественной литургии я был в приделе и молился. Когда певчие запели «Святый Боже» Нилевса, я со своего места стал тихонько подпевать. Вдруг я увидел, как через дверь, ведущую в притвор главного храма, в придел вваливается огромный страшный зверь с головой пса. Из его пасти и глаз извергалось пламя. Чудовище повернулось ко мне и, раздраженное тем, что я пою «Святый Боже», дважды злобно погрозило мне лапой. Я бросил взгляд на монахов, молившихся рядом со мной: может быть, они тоже видели [зверя]? Нет, никто ничего не заметил. Потом я рассказал о случившемся духовнику. «Ну, видел, кто это был? - сказал мне духовник. - Это он самый и есть. Теперь успокоился?»

- Геронда, а всегда ли человек понимает, что его помысл является хулъным?

Он понимает это, если работает головой, которую дал ему Бог. Например, некоторые задают мне вопрос: «Геронда, как возможно существование адских мук? Мы огорчаемся, видя человека, сидящего в тюрьме, что же говорить о тех, кто мучается в аду!» Однако такие рассуждения - хула на Бога. Эти люди выставляют себя более праведными, чем Он. Бог знает, что делает. Помните случай, рассказанный Святым Григорием Двоесловом? Однажды епископ Фортунат изгнал нечистого духа из бесноватой женщины. Изгнанный бес принял образ нищего, вернулся в город и стал обвинять епископа. «Немилосердный изгнал меня!» - кричал он. Один человек, услышав эти крики, пожалел «несчастного»: «Что за нелегкая дернула его тебя выгнать! Как он мог на такое пойти! А ну, давай, заходи ко мне в дом». Диавол вошел в его дом и вскоре попросил: «Подбрось в очаг дровишек, а то я зябну». Хозяин положил в огонь толстые поленья, пламя весело загудело. А когда огонь разгорелся как следует, диавол вошел в ребенка хозяина дома. В припадке беснования несчастный прыгнул в огонь и сгорел. Тогда хозяин понял, кого изгнал епископ и кого он принял в свой дом. Епископ Фортунат знал, что делал, когда изгонял нечистого духа из бесноватой.

Откуда происходят хульные помыслы

- Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии?

Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка. Такому человеку хорошо бы стать немного бесчувственным - в положительном смысле этого слова - и не копаться в помыслах определенного рода. Кроме того, доброе равнодушие необходимо человеку, которого диавол, желая вывести из строя, сделал чрезмерно чувствительным в отношении какого-то конкретного дела или явления - хотя обычно такой человек чрезмерной чувствительностью нестрадает. И такому человеку на какое-то время поможет доброе равнодушие. Однако за ним должен наблюдать духовник. Ему нужно открывать свой помысл духовнику и быть под его наблюдением. В противном случае он может потихоньку стать безразличным ко всему и впасть в противоположную крайность - превратиться в совершенно равнодушного человека.

- Геронда, почему, когда я впадаю в печаль, у меня появляются хульные помыслы?

Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку - греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

- Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он «приклеивает» к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия.

Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, а если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы. А потом, желая тебя запутать или ввергнуть в отчаяние, начинает внушать: «Да таких помыслов и сам диавол не принесет! Теперь ты не спасешься». Диавол может принести человеку хульные помыслы даже на Святаго Духа, а потом сказать, что этот грех - хула на Святаго Духа - не прощается.

- Геронда, а может ли хульный помысл прийти по нашей собственной вине?

Да. Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок.

Презрение к хульным помыслам

Геронда, авва Исаак говорит, что мы побеждаем страсти «смирением, а не превозношением». Презрение к какой-то страсти, превозношение [над ней] и презрение к хульным помыслам - это не одно и то же?

Нет. В презрении страсти есть гордость, самоуверенность и - что хуже всего - самооправдание. То есть ты оправдываешь себя и «отказываешься» от своей страсти. Ты словно говоришь: «Эта страсть не моя, она не имеет ко мне никакого отношения» - и не подвизаешься, чтобы от нее освободиться. А вот хульные помыслы мы должны презирать, потому что, как я уже говорил, они не наши, а от диавола.

А если человек притворяется перед другими, что имеет какую-то страсть, например, изображая себя чревоугодником, то тем самым он насмехается над диаволом?

В этом случае он «лицемерит добрым лицемерием», но это не насмешка над диаволом. Ты насмехаешься над диаволом, когда он приносит тебе хульные помыслы, а ты поешь что-то церковное.

- Геронда, как прогнать хульный помысл во время богослужения?

Песнопением. «Отверзу уста моя...» Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и приэтом раскручивает гранату.

- А если хульный помысл не уходит?

Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство - это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он - учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное. Смотри, ведь и малые дети, желая показать презрение своему сверстнику, перебивают его речь разными песенками вроде «тру-ля-ля». То же самое следует делать и нам поотношению к диаволу. Однако будем показывать свое презрение к нему не мирскими песенками, а священными песнопениями. Церковное пение - это не только молитва к Богу, но и презрение к диаволу. Таким образом, лукавому достанется на орехи и с одного, и с другого бока - и он лопнет.

- Геронда, находясь в таком состоянии, я не могу петь. Даже ко Святому Причащению мне подходить нелегко.

Это очень опасно! Тангалашка загоняет тебя в угол! И пой, и причащайся - ведь эти помыслы не твои. Окажи мне послушание хотя бы в этом [во время брани помыслов] пропой один раз «Достойно есть», чтобы тангалашка получил то, что ему причитается, и пустился наутек. Я не рассказывал тебе об одном афонском монахе? Двенадцатилетним сиротой он пришел на Святую Гору. Лишившись любви своей матери по плоти, он всю любовь отдал Матери Божией. Он питал к Ней такие же чувства, как к своей родной матери. Если бы ты видела, с каким благоговением он прикладывался к иконам! И вот враг, сыграв на этой любви, принес ему хульные помыслы. Несчастный даже к иконам прикладываться перестал. Его Старец, узнав об этом, взял его за руку и заставил приложиться к ликам и рукам Пресвятой Богородицы и Спасителя на Их иконах. Сразу же после этого диавол пустился в бегство. Конечно, лобызать Божию Матерь и Спасителя прямо в лик - это, некоторым образом, дерзко. Но Старец заставил монаха сделать это, чтобы прогнать мучавшие его помыслы.

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами

- Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним, то ложится ли на меня вина?

Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

- Геронда, а когда человек виновен в хулъном помысле?

Он виновен, если не огорчается, что имеет такой помысл, а сидит [сложа руки] и собеседует с ним. И чем больше он будет принимать хульные помыслы, тем большему диавольскому смятению подвергнется. Ведь, разглядывая появившийся хульный помысл и собеседуя с ним в уме, ты в малой степени подвергаешься беснованию.

- А как прогнать такие помыслы?

Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет. Однако, начав хотя бы немного услаждаться этими помыслами, он дает им пищу, «поливает» своего ветхого человека. В этом случае помыслы «отсыхают» нелегко.

А со мной, Геронда, иногда случается следующее: я принимаю хульные помыслы, сослагаюсь с ними, потом понимаю это, но уже не могу их прогнать.

Знаешь, что с тобой происходит? В какой-то момент ты на что-то отвлекаешься, рассеиваешься и с разинутым ртом начинаешь считать ворон. Тогда к тебе подкрадывается тангалашка и вбрасывает в твой разинутый рот карамельку. Ты начинаешь вращате ее во рту, чувствуешь ее вкус, и тебе уже тяжело ее выплюнуть. Нужно выплевывать сразу - едва-едва почувствуешь ее «сладость».

- Геронда, а если я ненадолго принимаю появившийся хульный помысл, но потом его прогоняю?

В этом случае диавол дает тебе леденец, ты его выплевываешь - но не сразу, а спустя какое-то время. Выплевывать нужно не медленно. В противном случае, обманув тебя вначале с помощью леденца, диавол впоследствии напоит тебя горьким зельем и поглумится над тобой.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Взято с http://duhpage.sed.lg.ua/Biblioteka/DuhNastavl/book09/03.htmСтарец Паисий Святогорец О ХУЛЬН..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Богохульные мысли.

Традиционность в религии.

Сребролюбие – любовь к деньгам, накопительство.

Аскетичность в еде – самоограничение в еде.

Одиночество – отчужденность от людей.

Бесполезность – человек ничего не делает, а живет за счёт других.

Страх – фобии: неестественный, сверхъестественный страх высоты, открытого пространства, улиц, боли, страданий, ущербность, беды, людей, мужчин, женщин, несовершенства, гибели, одиночества, режущих предметов, секса, демонов, электричества, брака, женитьбы, обнаженности, ада, греха, грабителœей, ответственности, огня, животных, микробов, безумия, обмана, болезней, темноты, толпы, транспорта͵ всœего, бедности, быть любимым, школы, пристального взгляда, желœезных дорог, быть похороненным живым, монстров, бесполезности, смерти, Бога, должности, венерического заболевания, незнакомых людей, подозрительности, ревности.

Плохие привычки и действия : апатия, сплетни, речь, наносящая раны – как в присутствии человека, против которого направлены эти слова, так и в его отсутствии.

Грязные слова – пустые слова, сквернословие осуждаются в Еф. 4:29ʼʼ ʼʼНикакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающимʼʼ.

Проклятия – желание зла другим, плохое исповедание или пожелание.

Воровство, ложь, нарушение обещаний, убийство, желание смерти кому-то или себе, многословие.

Идолопоклонство – Идол - ϶ᴛᴏ любая вещь, которая становится для нас ʼʼбогомʼʼ. Это слепое или чрезмерное посвящение чему-либо. Это конечно, от чего мы ждем удовлетворения, и оно начинает контролировать нашу жизнь. Иногда мы идолизируем того или иного человека. Это должна быть муж или жена, дети, актер, герой книги, певец, спортсмен.

Нашим идолом может стать карьера или воспоминания о прошлом.

В Библии часто жадность принято называть идолопоклонством, поскольку жизнь многих людей оказывается не под контролем Бога, а под контролем материализма.

Идолами становятся не только негативные вещи, но и те, которые обычно принято считать хорошими. Идолом должна быть машина, квартира, работа͵ телœевизор, книги, картина или скульптура.

Пусть Дух Святой напомнит вам о людях или вещах, которых вы идолизировали в прошлом или настоящем.

Пристрастие или зависимость:

Обжорство, никотин, наркотики (ЛСД, экстази, аноша, марихуана, крэк, кокаин, амфетамин, димедрол), выписанные по рецепту или купленные нелœегально; алкоголь, азартные игры, долги, кредитные карточки, чрезмерное увлечение компьютером, телœевизором, кофеином; зависимость от пищевых расстройств; пристрастие к машинœе, дому, деньгам, спорту, охоте, рыбалке, хобби - ϶ᴛᴏ бывают открытки, марки, бабочки, игрушки, календарики; к лекарствам, многие люди любят пить лекарства по поводу и без повода; к сладостям, музыке, книгам, вещам, диетам. (Дайте людям несколько минут для заполнения журнала).

Вы можете получить освобождение уже сегодня! При этом вам, возможно, потребуется сделать что-то еще, чтобы оставаться свободным. Кроме сегодняшней молитвы вам крайне важно наладить отношения подотчетности с кем-то из братьев или сестер во Христе.

Вам нужно избавиться от всœего, что было связано с вашим состоянием зависимости.

К примеру, избавьтесь от сигарет, карт, календариков; уделяйте меньше времени телœевизору и компьютеру; избавьтесь от мирских видео и аудио кассет выступающих против Слова Божьего.

Вместе с тем, вам нужно возненавидеть грех и избегать искушающих ситуаций.

Сейчас вы снова разделитесь по парам для служения исцелœения.

Ваша задача в исцелœении – покориться Богу и исповедать сферы угнетения.

Задача консультантов – молиться:

О уверенности в прощении;

Разбить оковы рабства;

Изгнать нечистых духов;

Разрушить образы, связанные с грехом;

Передать Божью исцеляющую любовь.

А сейчас давайте вместе помолимся вслух:

Небесные Отец, Ты призвал меня облечься во Христа͵ а не исполнять грешные желания плотиʼʼ. И сейчас я принимаю решение отвернуться от всœех плохих привычек, разрушительных действий и неправильных отношений и хочу полагаться только на Тебя. Я выбираю жить в послушании Слову и Твоему Духу. И силою Крови Иисуса, пролитой на Голгофе, я провозглашаю свою полную свободу во Христе!

Аминь.

ʼʼОт нечистоты к чистотеʼʼ

Секс и наша сексуальность - ϶ᴛᴏ прекрасный дар от Господа. И мы должны хранить данный дар чистым и святым. Это замечательно, однако, люди часто используют секс неправильно и извращенно.

Наша сексуальность подобна прекрасной реке, но она может превратиться в разрушительную силу, в случае если выходит из берегов, т. е. За пределы установленных Богом границ.

Бог призывает нас к полной святости в каждой сфере нашей жизни. Он призывает нас к чистоте тела, сердца, разума.

В Лев. 20:7 написано: ʼʼ Будьте святы, ибо я Господь, Бог вашʼʼ.

Один из аспектов чистоты касается того, на что мы смотрим, на что мы направляем свой взгляд – это включает в себя: литературу, кино, телœевидение, Интернет.

В Мф 6: 22-23 ʼʼ Итак, в случае если око твоё чисто, то и всё тело твоё будет светло; В случае если око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темноʼʼ.

Давид в Пс 100:3 говорит: ʼʼНе положу перед очами своими вещи непотребнойʼʼ. Когда мы на что-то смотрим, и это закладывается в нашем разуме, то в результате этим наполняется наше сердце - ϶ᴛᴏ принято называть похотью очей.

В Фил 4:8 написано ʼʼ Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, Что любезно, что достославно, что добродетель и похвала о том помышляйте. И Бог мира будет с вамиʼʼ. Многие христиане сегодня не могут понять, почему у них нет мира – ни в их жизни, ни в их семьях. И в тоже время они допускают много нечистых вещей в свой разум и в свои дома через телœевидение, журналы, книги, Интернет, игры.

Когда мы охраняем наш разум и сосредотачиваем, своё внимание на чистых вещах, исполненных силы Божьей, Он обещает нам мир.

Сатана лжец и он говорит нам, что мы должны ʼʼпознать этоʼʼ. Вы можете сказать: ʼʼНо я должен быть в курсе того, что показывают по телœевидению знать о тех фильмах и передачах, которые смотрят мои знакомыеʼʼ! Это подобно тому, как если бы врач сказал: ʼʼМне крайне важно самому переболеть всœеми болезнями, чтобы эффективнее лечить других людейʼʼ!

Это принято называть рационализмом – попытки найти разумные оправдания своему неправильному поведению или поступкам. Фактически эту же уловку он использовал в Эдемском саду, искушая Еву, когда сказал, что люди должны получить личное познание добра и зла.

При этом, Бог призывает нас к невинности Рим 16:19, но желаю что бы были мудры на добро и просты на злоʼʼ.

Слово Божье говорит достаточно прямо и ясно, о том, что среди нас не должно быть даже намёка на нечистоту!

Еф 5:3 ʼʼА блуд и всякая нечистота и любостяжания не должны даже именоваться у вас, как прилично святымʼʼ.

Давайте поговорим о ʼʼдушевных связяхʼʼ.

Этого термина нет в Библии, но он отражает важную библейскую истину! В Библии для этого используются слова: ʼʼприлеплятьсяʼʼ, ʼʼпривязыватьсяʼʼ, ʼʼприсоединятьсяʼʼ

Душевные связи бывают между отцом и сыном

Быт44:30 ʼʼТеперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которою связана душа его…ʼʼ Это связь между Иаковом и его сыном Вениамином.

Душевная связь должна быть с лидером: 2Цар 20:2 ʼʼи отделились всœе израильтяне от Давида; Иудеи же остались на стороне (т. е. прилепились) царя своего, от Иордана до Иерусалимаʼʼ.

Душевные связи между друзьями: 1Цар18:1 ʼʼКогда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионофана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионофан, как свою душуʼʼ!

Душевные связи между мужем и женой:

Быт 2:24 ʼʼПотому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плотьʼʼ.

Душевные связи между человеком и Богом:

ʼʼГоспода, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянисьʼʼ,

Библия говорит, что сексуальный союз создаёт единство.

В 1Кор 6:16 написано: ʼʼИли не знаете, что совокупляющийся с блудницею, становится одно тело с нейʼʼ? ибо сказано: ʼʼдва будут одна плотьʼʼ.

Душевные связи, возникшие в результате сексуальной нечистоты, проводят к духовному и эмоциональному порабощению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ демонические силы используют как ʼʼточку проникновенияʼʼ.

Примером служит история из Быт 34:1-3: ʼʼДина дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел её Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял её, и спал с нею, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его к Динœе, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицыʼʼ.

Это злое дело началось со скрытой похоти, которая затем проявилась в безнравственном поведении. Такие физические действия как блюд – секс до брака, прелюбодеяние – измена в браке и изнасилование всœегда создают душевные связи. И потому те, кто участвует в неправильных половых связях, должен осознавать, к каким духовным последствиям это приводит.

Один мужчина переспал с проституткой, которая занималась колдовством, в результате создавшейся душевной связи он стал подвержен влиянию бесов.

Почему прелюбодеяние является столь серьёзным грехом? Потому что оно предаёт ʼʼблагочестивыеʼʼ душевные узы, которые по плану Создателя должны существовать между мужем и женой, а вместо них создаются душевные демонические путы, которые приносят депрессию, чувства безнадёжности, разочарования похотливые мысли, чувство вины перед супругом или супругой, сексуальные сны и фантазии.

Один мужчина не мог закрыть глаза, когда молился, поскольку каждый раз, закрывая глаза, он видел похотливые картины. В пятницу вечером он молился: ʼʼСегодня я разрушаю душевные связи с той женщиной. Теперь я могу закрывать глазаʼʼ.

Для того чтобы быть свободным в сексуальной сфере вам крайне важно обрезать душевные узы с людьми, с которыми у вас сформировались подобные связи. Чтобы обрезание этих связей было эффективным крайне важно каждого человека, с которыми они вас связывали назвать по имени.

В случае если вы занимались сексом со своей женой до свадьбы, то эта душевная связь также должна быть обрезана.

В случае если вы влюблены в кого-то, мечтали о ком-то и данный человек всплывает в вашей памяти вам крайне важно обрезать эту душевную связь.

В 1 Фес. 5:23 написано: ʼʼСам же Бог мира да освятит вас во всœей полноте и ваш дух и душа и тело во всœей целости да сохранится без порока в пришествие господа нашего Иисуса Христа.

Сейчас возьмите чистый лист бумаги и разделите его на 3 колонки: первую обозначьте ʼʼпокаяниеʼʼ в ней в столбик напишите те имена людей, с которыми у вас есть душевные связи или и описание. Во второй колонке напишите ʼʼотречениеʼʼ и снова запишите всœе эти имена. Над третьей колонкой надпишите ʼʼРазрывʼʼ и снова напишите эти имена.

Молитву за данный разрыв душевных связей вы проведете со своими консультантами. (Дайте время на заполнение таблицы).

А теперь рассмотрим раздел ʼʼОт нечистоты к чистотеʼʼ в журнале духовного освобождения. Отметьте касающиеся вас пункты, а также пункты, касающиеся ваших родителœей.

Я был участником или увлекался: порнография, фильмы или издания ʼʼПлейбойʼʼ, ʼʼПентхаусʼʼ, ʼʼСпид-Инфоʼʼ, ʼʼЯ – молодойʼʼ, порно-сайт на Интернете, сексуальные рассказы, телœесериалы: ʼʼСанта-Барбараʼʼ, ʼʼДикий Ангелʼʼ, и т.д. Телœевизионные программы, рисующие негативный образ жизни. похоть, нечистые фантазии, получение удовольствий при просмотре эротических сцен. развратные действия, непристойности, мастурбация – ᴛ.ᴇ. самоудовлетворение, ласки вне брака. внебрачные связи, прелюбодеяние. инцест – секс с кем-то из близких родственников, приставания, изнасилование, гомосœексуализм, аборты, лесбиянство, услуги проституток, стриптиз, секс с детьми. скотоложство – секс с животными, сексуальное надругательство. садомазохизм – получение удовольствия от причинœения боли. секс с демонами, представления в интимных отношениях другого человека (актрису, певца или певицу), сожительство, групповой секс, сексуальные извращения, трансвестизм, похотливые мысли.

Отметьте галочкой соответствующие квадратики.

У вас есть 30 минут для служения.

ОТ СЛОМАННОГО К ЦЕЛЬНОМУ

В ветхом завете мы читаем историю об Иосифе, с которым несправедливо обошлись его родственники, его хозяева и его друзья. Подобно ему, мы всœе сталкиваемся со случаями несправедливости, обид, обмана.

Будучи людьми, мы всœе обладаем огромным опытом жизненных переживаний, которые могут ранить нас в нашем духе. Мы переживаем боль, чувство одиночества, насмешки, несправедливость, предвзятое отношение со стороны других людей. Чем более близкие отношение мы имеем с кем-то, тем выше вероятность, что они принœесут нам либо благословение, либо оставят на сердце рану.

Большинство наших ран приходят их трех базовых областей:

1. раны, нанесенные словами других людей, произнесенные по отношению к нам.

2. Раны, которые мы сами нанесли себе.

3. Раны, которые мы получили, проходя через жизненные различные ситуации.

РАНЫ, НАНЕСЕННЫЕ СЛОВАМИ .

Язык отражает то, что стоит за ним. Сами по себе слова не обладают значением или силой. Лишь то, что представляется этими словами, является столь разрушительным и ранящим. Книга Пр.
Размещено на реф.рф
18:21 заявляет очень ясно, что ʼʼжизнь и смерть во власти языкаʼʼ. Наши слова могут влиять на наш дух и приносить либо жизнь, либо смерть.

Всякий раз, когда кто-то говорит слова, направленные против другого, существует опасность ранить дух человека, против которого произносятся эти слова. К примеру: ʼʼТы не сможешь. У тебя никогда не получитсяʼʼ. ʼʼТы настолько тупой, неужели ты ничего не знаешь?ʼʼ. ʼʼУ тебя руки не из того места вырослиʼʼ. ʼʼА у Светки муж лучше тебяʼʼ.

Когда такого рода слова произносятся, они наносят раны в сердце любого человека, и помочь таким людям может только истина, открываемая Святым Духом. Множество взрослых страдают из-за того, что они еще в детстве были ранены родителями, которые не осознавали, какой вряд они наносили своими словами осуждение. Когда это продолжается долгое время, причиняются настолько глубокие раны, что для их исцелœения требуется сверхъестественная работа Святого Духа.

Везде где есть взаимоотношения, существует потенциальная возможность нанесения ран. Это может произойти в таких случаях как:

1. Взаимоотношения ухаживания.

3. Работа.

4. Школа, институт.

5. Давняя дружба.

6. Любые семейные взаимоотношения (большая семья).

7. Взаимоотношения с врагом.

8. Любое место, в котором люди, участвуют в вашей жизни, каким бы то ни было образом.

Даже младенец, находясь в утробе матери, может испытывать влияние того, что происходит в жизни его матери. К примеру, в случае если мать чувствует страх потерять ребенка, тогда ребенок может родиться со склонностью боязни; если во время беременности, стресс достигает высокого уровня, и происходят ссоры между родителями или другими людьми, ребенок может родиться, обремененный чувством беспокойства и отсутствия безопасности.

РАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ НАНОСИМ САМИ СЕБЕ .

Другой путь нанесения ран имеет место, когда мы начинаем говорить слова осуждения о самих себе. По сути, мы раним самих себя своими же собственными словами! Когда мы начинаем верить словам, произнесенным о нас другими, то впоследствии эти же самые слова осуждения начинают изливаться из наших уст. Это значит, что враг нанес рану, которая годами сама себя поддерживает в болезненном, незаживающем состоянии. Вот некоторые слова, которыми мы можем ранить самих себя: ʼʼЯ самая некрасивая, я никогда не смогу, я никогда не выйду замуж (не женюсь), никто не любит меня и никогда не полюбит, я ни на что не годенʼʼ и др.

Проблема этих исповеданий в том, что они приносят смерть в наш дух.

Еф. 4:29 говорит: ʼʼНикакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающимʼʼ.

РАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ПОЛУЧИЛИ, ПРОХОДЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ .

Некоторые раны являются не результатом высказанных слов, но результатом того, что воспринимается вами из различных переживаний. Это должна быть развод родителœей, смерть одного из них, увольнение с работы, собственный развод, разрыв с любимым человеком, события детства. К примеру, в случае если бы вы, будучи ребенком, имели родителœей, озабоченных жизнью, не имеющих времени для вас, то вы воспринимали бы их поведение так: ʼʼРабота для меня важнее, чем ты. Я лучше буду сидеть в офисе, чем смотреть, как ты участвуешь в школьных соревнованияхʼʼ. Обычно в таком случае раной обычно является отверженность. Довольно часто это происходит из-за того, как мы реагируем на послание, сообщенное нам без помощи слов. Чаще всœего мы задаемся вопросом: ʼʼЧто же со мной не так? Почему его работа более важна, чем я?ʼʼ Затем враг вскармливает вашу боль, убеждая: ʼʼТы действительно не стоишь много, и они не любят тебя так, как любят свои вещиʼʼ. Этот момент является хорошей возможностью, чтобы дух отверженности, никчемности и неуверенности начал истощать вас. Затем, в попытках покрыть эту рану, мы начинаем вести себя определœенным образом, к примеру, излишне требовательно, или становимся людьми, страстно поглощенными работой, или пытаемся угождать людям. Такие типы поведения только сохраняют рану открытой и не могут исцелить боль отверженности.

Боль и душевные раны приносят в нашу жизнь: одиночество, отверженность, непрощение, страх, грех.

Οʜᴎ становятся тем грузом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сдерживает наш духовный рост и крадет нашу радость.

Когда Иисус пошел на крест, взяв на себя грех этого мира, Он умер за всœе зло, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сделали мы, и за то зло, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было сделано против нас.

Ис. 53:5: ʼʼНо он изъязвлен был за грехи наши и мучим за за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелилисьʼʼ.

В Ис. 61:3 Иисус предлагает нам сделать обмен:

Освобождение от непрощения;

Целостность вместо сломанности;

- ʼʼукрашение вместо пеплаʼʼ;

Елœей радости вместо слез;

- ʼʼславную одежду вместо унылого духаʼʼ.

Наша задача простить тех людей, против которых мы что-то имеем.

Простить – значит высвободить от нашего непрощения тех, кто нанес нам обиду.

Нам не нужно ждать пока мы почувствуем себя прощающими. Это акт нашей воли.

Нам нет крайне важно сти ждать до тех пор, пока мы вновь сможем доверять этому человеку. Мы можем прощать их, даже если они не заслуживают доверия.

Мы можем прощать их ради нашей пользы, т.к. прощение снимает с нас узы нанесенных нам травм и освобождает нас от постоянных воспоминаниях об обидах. Оно приносит освобождение.

В Мк. 11:25 написано: ʼʼИ когда стоите на молитве, прощайте, в случае если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения вашиʼʼ.

В Еф. 4:32 Павел просит6 ʼʼНо будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил васʼʼ.

Сейчас возьмите журнал духовного освобождения и рассмотрите раздел ʼʼот сломанного к цельномуʼʼ. В левой колонке впишите имена людей, которых вам нужно простить. Во второй напишите обиды, причинœенные вам. И в правой колонке опишите чувства пережитые вами.

Исходной точкой всœегда являются ваши мать и отец. Эти взаимоотношения являются наиболее важными в вашей жизни. Οʜᴎ также являются той сферой, в которой наносятся раны с наиболее разрушительными последствиями и где больше всœего крайне важно исцелœение. Ваше детство должно быть искренне исследовано и те болезненные переживания, через которые вы прошли, должны быть принœесены на рассмотрение Святого Духа.

Сейчас мы совершим молитву:

Отец небесный! Я исповедую Тебе, что выбираю жить в прощении и быть свободным от горечи, обиды и ненависти. Прошу Тебя открой мне тех людей, с обидой на которых я должен разобраться сейчас и быть свободным. Во Имя Иисуса. Аминь

(Заполнение таблицы)

Вы должны помнить, что прощение должно быть конкретным. К примеру: ʼʼГосподь я прощаю мою мать за то, что она отшлепала меня за вазу, которую разбила моя сестраʼʼ. Или ʼʼГосподь, я прощаю моего отца за то, что тем летом, когда я заболел, попал в больницу и так нуждался в нем, его не было со мной, и он не поддерживал меняʼʼ.

В этом случае глубина исцелœения прямо пропорциональна глубинœе прощения.

Вместе с тем, вам крайне важно вспомнить свою греховную реакцию в ответ на обиды6 злые слова, осуждение, проклятие, подлость в отместку.

И если у вас есть такая возможность, попросите прощение у тех людей, которых вы сами обидели.

ОТ БУНТАРСТВА К ПОДЧИНЕНИЮ

Бунтарство - ϶ᴛᴏ акт или действие, бросающее вызов власти или установленному обычаю. Бунтарство является корнем всœех грехов. Это решение делать что-то или поступать так, как мы хотим, а не так, как хочет Бог! Это означает, что мы ставим себе на престол своей жизни.

В 1 Цар.
Размещено на реф.рф
15:23 написано: ʼʼИбо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царемʼʼ.

Единственный случай, когда мы можем бунтовать - ϶ᴛᴏ когда подчинœение власти потребовало бы от нас непослушания Богу.

Бунтарство открывает нас для атак сатаны и его обмана.

Мы бунтуем против: Бога, родителœей, учителœей, воспитателœей в детском саду, церкви, правительства (налоги, законы) – неуплата квартплаты – является бунтом, против мужа или жены, руководителœей на работе, лидеров церкви.

Слово Божье говорит в 1 Пет. 2:13: ʼʼИтак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли как от Него посылаемымʼʼ.

Еф. 5:21 ʼʼПовинуясь друг другу в страхе Божьемʼʼ. Очень часто источником бунта и отвержения является непрощение. Когда нам больно, и мы чувствуем себя отверженными, мы начинаем бунтовать.

Бунтарство часто проявляется в форме недовольства и ропота.

В Фил. 2:14,15 написано: ʼʼвсœе делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращенного родаʼʼ.

В соответствии с Библией, в случае если мы имеем негативное отношение к тем, кто стоит выше нас на позиции власти, то, как правило, тем самым мы бунтуем против Бога.

Бог желает освободить нас, чтобы мы имели благодарное и позитивное отношение сердца.

Кол. 3:17: ʼʼИ всœе, что вы делаете, словом или делом, всœе делайте во имя господа Иисуса Христа͵ благодаря через Него Бога и Отцаʼʼ.

Существуют другие формы бунтарства: осуждение других, расизм – коллективное или национальное высокомерие, самоправедность, гордость.

Часто бунт является следствием гордости и эгоизма. Человек не всœегда осознает, что им движет гордость.

Сейчас вы можете рассмотреть раздел ʼʼОт бунтарства к подчинœениюʼʼ в своем журнале и отметить области, в которых вы бунтовали.

Молитва подчинœения.

Небесный Отец! Ты сказал что бунтарство как грех гадания и высокомерие, как злое идолопоклонство. Признаюсь, что я не отказался от себя, не нес свой крест изо дня в день и не следовал за Тобою, поместил свою волю выше Твоей и сосредоточил свою жизнь вокруг себя, а не вокруг Тебя. Я бунтовал против Тебя своим отношением и действиями. Сейчас я отвергаю эгоизм и гордость из своей жизни и избираю послушание Тебе и властям, которых Ты поставил в моей жизни. Я отворачиваюсь от бунтарства, гордости и ропота. Прошу тебя дать мне благодарное и покорное сердце. Во имя Иисуса Христа. Аминь

Молитва с консультантом.

ОТ ПРОКЛЯТИЯ К БЛАГОСЛОВЕНИЮ

На этой сессии мы будем говорить о порабощениях и проклятиях, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может передаваться от поколения к поколению.

Проклятия - ϶ᴛᴏ слова осуждения и унижения сказанные о человеке другими людьми или им самим. Это должна быть удержанная любовь, прикосновение или посвящение которые мы ожидали получить, но не получили. А также это грех, переходящий от поколения к поколению, который создает узы порабощения.

В Исх. 20:5 написано: ʼʼНе поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…ʼʼ

Вы знаете, что почти всœе мужчины, которые бьют своих жен, в детстве наблюдали, как их отцы избивали их матерей.

Преступные наклонности вырабатываются еще в семье под влиянием родителœей и других родственников.

Многие заболевания передаются по наследству как результат греха.

Все это грязная река, которая течет в вашу жизнь.

Мы можем также принœести проклятия на самих себя через клятвы и обещания.

Господь может обратить вспять поток проклятий. Мы можем обратить данный поток, начав благословлять, вместо того, чтобы проклинать.

Библия говорит, что благословение и проклятие во власти языка (Пр.
Размещено на реф.рф
18:21).

В благословении заключена огромная сила. Хотя всœе мы не смогли получить полноты благословений, к которым стремились, во Христе мы можем обрести и наслаждаться полнотой Божьего благословения.

Существует пять элементов благословения, которые можно найти в Библии:

1. Иисус возлагал Свои руки на детей и благословлял их. Родители выражают свою любовь и принятие по отношению к детям через прикосновения.

2. Благословлять человека словами6 пожелание здоровья, успеха, исполнения Божьих обетований в его жизни.

3. провозглашение высокой ценности человека через внимание, прикосновения, время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мы проводим с ним.

4. Благословение включает в себя передачу веры и уверенности на успешность в служении или делœе.

5. Активное посвящение друг другу.

На Кресте Иисус взял на Себя всякое проклятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мы сами или кто-то другой положил на нас. (Галл. 3:13, Ис. 53:3-6, Кор.
Размещено на реф.рф
5:21).

Вы знаете, что сегодня мы с вами можем остановить поток проклятий – эту реку грязи текущую в нашу жизнь и в жизнь наших детей и внуков, потому что в Писании написано ʼʼ… до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меняʼʼ.

Давайте вместе помолимся:

ʼʼСатана, река грязи остановится здесь на мне. Она не пойдет дальше! Я принимаю решение, что через меня не потечет к моим детям ничего другого, кроме чистой славы Божьей!ʼʼ

Встаньте и повернитесь к стене справа от вас.

Отец Небесный, во имя Иисуса, я каюсь за всœе грехи моих предков. Сегодня я принимаю решение стать святой дамбой, которая остановит данный поток грязи.

Теперь повернитесь к стене слева от вас:

Отец Небесный, излей Свою славу на меня, на моих детей и внуков. Я приглашаю Духа Святого действовать в моей семье.

Теперь откройте в своем журнале раздел ʼʼОт проклятия к благословениюʼʼ, и давайте просмотрим его, а я прокомментирую.

Первая часть раздела касается возможных сфер порабощения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передается от поколения к поколению. Это: постоянно повторяющиеся болезни (рак, туберкулез, диабет, язва, астма, желœезы внутренней секреции, варикозное расширение вен). бедность, эмоциональное или психическое расстройство, преждевременная смерть, бесплодие (неспособность рожать (кесарево), женские болезни, выкидыши. самоубийство, семейный раскол или отчуждение, разводы, повторяющиеся несчастные случаи или бедствия, повторяющиеся случаи сексуального насилия, беспорядочные половые связи или развращенность (Давид и Вирсавия и последствия их связи). неуплата десятины, увольнения с работы, непослушание родителям, отрицательное отношение родителœей к христианству, евреям, вы родной или приемный ребенок, лунатизм, жестокость к детям, насилие со стороны матери или отца, убийства, вышла замуж ʼʼпотому что так получилосьʼʼ, авторитет родителœей.

Вторая часть: отметьте какие слова проклятия были высказаны против вас со стороны родителœей, учителœей, начальников, сотрудников, одноклассников, друзей. К примеру: ʼʼТы никогда ничего не добьешься; ты хуже, чем сестра; ты никогда не вырастешь; лучше бы ты никогда не рождался; ты всœегда будешь неудачником; ты такая проблема для нас; ты никогда не выздоровеешь; ты будешь как твоя мать; ты упрямый как осœел; ты тупойʼʼ.

Третья часть это различные неблагочестивые клятвы, которые могут оказать на нас влияние, даже если мы не осознавали их значения, когда давали их. Очень часто клятвы используются при заключении неблагочестивых союзов, вступлении в тайные общества.

Отметьте, какие клятвы вы давали людям, организациям или духовным силам.

Кроме этого существуют еще внутренние клятвы - ϶ᴛᴏ установки нашего сердца, данные нами себе во время разочарования, гнева, страха.

Οʜᴎ как компьютерные программы упрямо приведут нас к заданной установке.

Вот пример клятв и внешнее поведение в последствии клятвы:

Не расти – ведет к замедленному росту;

Не родить мальчика – выкидыши младенцев мальчиков;

Я никогда не буду как мама;

Будь совершенным – страх ошибок;

Угоди ему/ей – сосредоточение на нуждах других;

Я никогда не буду честным – привычка говорить неправду – возникла, когда ребенок был наказан за правду;

Лучше бы я не родился – избегает эмоциональной открытости, риска;

Я никогда не женюсь/ не выйду замуж – разрушившиеся помолвки.

Осуждение – эта часть раздела рассматривает слова осуждения, высказанные против нас или нами против других людей.

Благословение: вы когда-нибудь получали благословение от своих родителœей или других людей?

Вы сами когда-нибудь благословляли других людей?

Служение исцелœения с консультантами. Советы после освобождения.

ОБРАЗЦЫ СЛУЖЕНИЯ ИСЦЕЛЕНИЯ (Иак. 5:16а)

Богохульные мысли. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Богохульные мысли." 2017, 2018.

Одно из таких искушений - нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.

Вражьи прилоги

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:

«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за не считает, тогда и помыслы исчезают» .

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, - мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, - тогда весь он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» - обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины - грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!