Художественное владение оружием. Игра клинка

Клуб Камелот. Булавкин А.В. «Упражнения с оружием» 2010.
Игра клинка – это упражнения с оружием, основанные на изменении положения клинка в пространстве по отношению к телу фехтовальщика, изменении хвата оружия в руке, а также изменения положения в пространстве тела самого фехтовальщика.

Перемещение клинка в пространстве может быть маневрированием собственно оружием, либо приложением усилия через оружие на целевой объект. Приложение силы в ходе исполнения атаки оружием требует в момент фокусировки усилия удара удержания оружия плотным хватом всеми пальцами в обхват.

Маневрирование клинком осуществляется между моментами приложения основных усилий при выполнении атак, поэтому траектория движения оружия может быть более вариативной и менее зависимой от инерционных факторов. В силу физиологических причин строения руки и тела удержание рукояти оружия неплотным (мягким) хватом, без обхвата всеми пальцами дает дополнительные степени свободы маневра.

Маневрирование с низкой скоростью включает в себя прямые и криволинейные ведения клинка для смены его положений в пространстве, как по нецикличным, так и по цикличным траекториям.
Маневрирование с высокой скоростью включает в себя либо перемещение оружия между направлениями совершения атак, либо предостерегающие действия в отношении противника, либо освобождение оружия от возможных помех его движению, созданных противником, или возникающих в условиях схватки. Эти действия маневрирования могут быть как цикличными, так нецикличными криволинейными и линейными.

Тренировка выполнения маневров оружием при удержании его мягким хватом значительно увеличивает скорость перемещения оружия между направлениями ударов в связках, статичными силовыми положениями оружия, а также скорость освобождения клинка из инерционных ловушек и внешних помех.

Основными методами тренировки управления положениями хвата является исполнение циклических (кольцевых) вращений, в ходе которых устанавливается естественный ритм чередования плотного и мягкого удержания оружия в различных положениях кисти и руки по отношению к телу фехтовальщика. Увеличение скорости вращений в упражнениях постепенно ведет к увеличению функциональных возможностей удержания оружия мягким хватом, повышается сила такого удержания при сохранении дополнительных степеней свободы маневра.

Базовыми упражнениями игры клинка необходимо считать элементы вращения, совпадающие по направлениям с траекториями маховых рубящих ударов. Выполнение вращений в этих направлениях подготавливает кисть вооруженной руки к чередованию усилий в нагруженной (фокусированной) части ударного движения, а также в переходных и подготовительных частях траектории. Умение включать разную степень усилия хвата оружия позволяет выравнивать подготовительные и переходные части траектории ударных движений в одной плоскости с фокусированной частью траектории удара, что увеличивает общую скорость движения и его управляемость.

Достаточная тренированность достигается при таком выполнении базовых упражнений, если в ходе демонстрации удара не возникает излишней задержки удержания плотным хватом после выполнения ударной части траектории, к моменту, когда требуется корректировка траектории на ее переходном участке применением удержания на мягком хвате. Мягкий хват также должен без задержки переходить в плотный к моменту наращивания в ударном участке траектории критического усилия.

При выполнении вращений чередование плотного и мягкого хвата совпадает с моментами запуска (подачи импульса) который удобно делать при плотном хвате, и моментами приложения корректирующих усилий, которые необходимы после ослабления импульса начального движения и выполняются в ситуациях требующих дополнительной степени свободы маневра оружием именно на мягком хвате.
Для отработки специальной микромоторики хвата и движений кистью при обучении базовому упражнению на одиночное кольцевое вращение в вертикальной плоскости используются несколько подводящих упражнений.

1 упражнение состоит в тренировке основного положения мягкого хвата при котором ладонь полностью открыта и выпрямлена, а удержание оружия осуществляется прижиманием рукояти большим пальцем к основанию указательного. Большой палец прижимает рукоять сбоку, а не сверху, таким образом, кисть остается прямой, ладонь смотрит вверх параллельно полу, указательный палец не сгибается при обычном удержании, рукоять в статичном положении смотрит перпендикулярно вверх по отношению к плоскости ладони. Чтобы убедиться в возможности удерживать оружие таким образом, без плотного обхвата всеми пальцами за рукоять, следует выполнить раскачивание оружия вдоль вертикальной плоскости вперед и назад так чтобы оно не выходило за ее пределы в сторону. При медленном исполнении за одно получасовое занятие каждый может выполнить раскачивание по максимальной амплитуде до точки вертикального равновесия (клинком вверх и ладонью вниз) при раскачивании клинка с движением и вперед, и назад. Как только точка равновесия начинает достигаться с легкостью, из нее можно выполнять циклическое вращение с большим числом повторений как вперед, так и назад. При увеличении скорости в положении оружия клинком вверх необходимо устанавливать плотный хват с той силой, которая соответствует скорости движения. В этом случае в упражнении появится содержание позволяющее научиться своевременно переключаться между мягким хватом на открытой ладони в положении клинка вниз и плотным хватом в положении клинка вверх. Оба эти положения будут находиться внутри траектории вращения на вертикальной линии, перпендикулярно полу. Когда клинок проходит горизонтальные положения внутри траектории, под 90 градусов к основным контрольным положениям оружия, кисть начинает сгибать либо разгибать пальцы, приобретая форму «горсти» и при этом устанавливается неполный обхват пальцами за рукоять оружия.

Ошибки исполнения. Первая ошибка это чрезмерное сгибание руки в локте, при котором кисть пытаются расположить ближе к телу. Это не приводит к усилению контроля, наоборот, свобода движения кисти ограничивается, более неудобным оказывается выполнение мягкого хвата на прямой ладони, и маневр оружием осложняется, этого делать не следует. Поскольку тело фехтовальщика в таком случае становится намного ближе к центру вращения оружия и его контрольным положениям, оно может сыграть роль помехи в упражнении, которую придется обводить, нарушая плоскость вращения и допуская нежелательные отклонения оружия от вертикальной плоскости. Выполнять вращения необходимо прямой рукой используя минимальные сгибания в локте и поворот руки вокруг ее оси плечом. Следующей ошибкой является желание инстинктивно удерживать неполный обхват всеми пальцами за рукоять при вращении все время из опасения потерять контроль за оружием. Сгибание ладони в «горсть» в течении всего цикла вращения приводит к тому что ровную плоскость при вращении оружия создать на начальном этапе обучения невозможно, она всегда будет напоминать конус, вершина которого ориентирована к руке фехтовальщика, а основание обращено на внешнюю сторону. Эту ошибку следует предупреждать заранее, подготавливая кисть к навыку правильного чередования мягкого и плотного хвата, иначе вращения будут иметь ломаную траекторию, теряя плавность и управляемость.

ОТЧЁТ КАЗАЧЬЕГО ЦЕНТРА "БАСКО" ЗА 2018 ГОД (автономная некоммерческая казачья организация«Кубанский казачий военно-патриотический культурно-спортивный центр «Баско» (АНКО Кубанский казачий центр «Баско») В соответствии с Уставом Кубанский казачий центр «Баско» является казачьей, военно-патриотической, культурной, физкультурно-спортивной социально-ориентированной организацией. Казаки, казачки и казачата Казачьего Центра считают себя исторически сложившейся культурно-этнической общностью и относят себя к прямым потомкам кубанских казаков. Казачий Центр является организацией, объединившей казаков России, на основе общности интересов в целях возрождения традиционного казачьего уклада жизни, сохранения казачьего народа. На базе Казачьего Центра созданы:  Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ);  Кубанская казачья спортивная школа (ККСШ);  Социально-культурный, реабилитационный, спортивно-оздоровительный клуб инвалидов (СКРСОКИ);  Физкультурно-спортивный клуб (ФСК) занятия для детей и взрослых в тренажерном зале;  Музей «Гордость Родовой Славы»;  Клуб народной культуры. В клубе занимаются развитием казачьей культуры, народной хореографией, декоративно-прикладным и изобразительными искусствами, песенной, музыкальной и инструментальной традицией и т.д.;  Казачий ансамбль. Выступает перед жителями хуторов, станиц и городов России с показательной творческой программой по казачьей культуре и казачьим боевым искусствам;  Геленджикское национально-культурное общество казачьего народа (Казачья община Геленджика) из этнических казаков, казачек и казачат. Виды спорта и дисциплины: силовое троеборье, пауэрлифтинг, атлетизм, гиревой спорт, легкая атлетика, фитнес, ЛФК, туризм, плавание, гимнастика и акробатика (как вспомогательные), рукопашный бой, ножевой бой, штыковой бой, тактика, перемещения и приемы с АК, верховая езда, иппотерапия, джигитовка, гладкие скачки, спортивная пулевая стрельба, спортивное метание ножа, работа с традиционным оружием казаков, военно-полевые сборы, пробеги и длительные конные переходы, основы первой медпомощи, народные ремесла, народная хореография, летопись, культура и традиции родной земли, народно-прикладное творчество, музейная и клубная культурная деятельность, фестивали и семинары, мастер-классы и показательные выступления по казачьей культуре и т.д. Военно-полевые сборы 2018г. Вневойсковая подготовка и состязательная воинская культура кубанских казаков. В соответствии с Уставом и заключенными договорам о сотрудничестве и совместной деятельности с казачьими отделами Кубанского казачьего войска инструкторы по казачьим боевым искусствам и специалисты по казачьей культуре Казачьего Центра «Баско» принимали участие в военно-полевых сборах ККВ 2018 года. Наши инструкторы в каждом отделе провели чемпионаты отделов по рубке казачьей шашкой, по фланкировке казачьей шашкой, по ножевому бою, по кулачному бою на бревне. Всего в 2018 году на военно-полевых сборах провели 20 чемпионатов. Проводили казачьи вечорки (историческая культурно-спортивная традиция) и выступали с показательной творческой программой по казачьей культуре и казачьим боевым искусствам. Всего в 2018 году на военно-полевых сборах участвовали в организации 7 казачьих вечорок. С июня по сентябрь проводили занятия: - на 5-ти взрослых военно-полевых сборах Майкопского, Лабинского, Таманского, Кавказского, Ейского казачьих отделов ККВ. - и на 2-х детских военно-полевых сборах Лабинского и Ейского казачьего отдела. Всего в 2018 году на военно-полевых сборах через наши занятия прошло 1500 казаков. За восемь лет с 2011 по 2018гг через наши занятия прошли 10 тысяч казаков. Казачья общественная культурно-спортивная деятельность. Наиболее значимые события:  С творческой показательной программой по казачьей культуре и казачьим боевым искусствам принимали участие: - в праздновании 20-летия Анастасиевского станичного казачьего общества Таманского отдела ККВ по приглашению главы станицы и атамана; - в праздновании Дня образования Приморско-Ахтарского района и Дня России по приглашению отдела культуры; - в праздновании Дня образования Отрадненского района и станицы Отрадной по приглашению главы станицы; - во Всероссийском Фестивале традиционной казачьей культуры «Золотой щит- казачий Спас (ст.Кумылженская Волгоградской области) по приглашению казачьего писателя Ю.В.Сергеева; - в XXIV Всероссийском фестивале-конкурсе «Казачок Тамани», стали лауреатами 1 степени; - в первой межнациональной смене детского лагеря «Кавказ», Республика Адыгея по приглашению атамана Майкопского отдела ККВ А.А.Данилова. - нашей команде была предоставленная честь своим выступлением открыть всероссийские армейские игры «Десантный взвод - 2018» по приглашению командования 7-я гвардейской десантно-штурмовой дивизии (горной).  Впервые в России, в г.Армавире, совместно с атаманами и казаками Лабинского, Ейского, Кавказского казачьих отделов ККВ, организовали и провели казачьи, военно-спортивные, культурно-патриотические состязания «Кубанский казачий Спас». Принимающей стороной и соорганизатором был Лабинский казачий отдел (начальник штаба А.М.Красовский и атаман Армавирского РКО, заместитель главы г.Армавира С.В.Фролов). Это совершенно новый формат культурно-спортивного, патриотического и народного мероприятия. В настоящее время – это Фестиваль казачьей культуры и казачьих боевых искусств «Кубанский казачий Спас»:  Конкурс по чтению стихов  Конкурс по исполнению песни  Конкурс по народному танцу  Конкурс по казачьему боевому плясу  Конкурс баянистов (гармонистов)  Турнир по спортивной пулевой стрельбе из пневматической винтовки  Турнир по фланкировке казачьей шашкой  Турнир по рубке казачьей шашкой  Турнир по прикладной силовой подготовке  Турнир по кулачному бою на бревне В 2018 году были проведены районные и межрайонные отборочные этапы и финал с призовым фондом. За первое место вручалась пневматическая винтовка. Победитель в младшей возрастной группе – Кавказский казачий отдел (атаман С.П.Бикеев) Победитель в старшей возрастной группе – Ейский казачий отдел (атаман П.А.Лях)  Также, впервые в России, в г.Курганинске, совместно с Лабинским, Ейским, Кавказским, Майкопским казачьими отделами ККВ, организовали и провели Кубанскую войсковую Спартакиаду по казачьим боевым искусствам между отделами ККВ, посвященную Дню образования ККВ и празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Принимающей стороной и соорганизатором был Лабинский казачий отдел (атаман В.А.Верзунов). Участники Спартакиады были отобраны из чемпионов и призеров Чемпионатов отделов ККВ, которые прошли на военно-полевых сборах.  Турнир по рубке казачьей шашкой  Турнир по фланкировке казачьей шашкой  Турнир по ножевому бою  Турнир по кулачному бою на бревне Победителем Спартакиады 2018 года стала сборная команда Ейского казачьего отдела. Капитан команды – Д.Сычев, атаман Ейского отдела – П.А.Лях.  На Зональных соревнованиях ЮФО с СКФО по классическому троеборью был выполнен норматив Мастера спорта России.  Начали изготовление тренировочных казачьих шашек кавказского образца из дюраля (легкие - 340 грамм, красивые, удобные для разработки суставов и безопасные). Охотно приобретают казачьи общества, клубы, кадетские корпуса, творческие коллективы.  Создали Геленджикское национально-культурное общество казачьего народа (Казачья община г.Геленджика) из этнических казаков, казачек и казачат. В Казачью общину принимаются казаки, казачки и казачата любого возраста, проживающие на территории Геленджикского района. Основная цель – объединить казачьи семьи и рода, сохранить казаков как народ, воспитывать казачат на основе казачьих традиций. Участие в ликвидации ЧС. Осенью 2018 года участвовали в ликвидации последствий ЧС в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского края. После ликвидации, поддержав инициативу Лабинского казачьего отдела (начальник штаба А.М.Красовский), казаки, казачки и казачата Кубанского казачьего центра «Баско» и казачьей общины г.Геленджика организовали сбор гуманитарной литературной помощи для сельской библиотеки станицы Кабардинской Апшеронского района, которая была полностью затоплена в результате стихийного бедствия. Участвовали города: Геленджик, Курганинск, Армавир, Майкоп, Темрюк, Новороссийск. Финансирование. Центр не имеет постоянных источников финансирования. Капитальный ремонт и реконструкция Центра велось и ведётся исключительно силами самих воспитанников и сотрудников. Текущее содержание и текущий ремонт, оплата коммунальных услуг, выезд на различные мероприятия, закупка оборудования, снаряжения, экипировки, инвентаря и т.д. – все это тоже за свой счет, а также при поддержке друзей. За 20 лет своей деятельности Центр ни разу ни получал какого-либо финансирования от органов власти. Всё сами. Награды за 2018 год: 1. Диплом оргкомитета регионального фестиваля традиционной казачьей культуры «Золотой щит – казачий Спас» (Министерство культуры Российской Федерации, комитет культуры Волгоградской области, комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области) за многолетнюю плодотворную работу в деле сохранения, развития и пропаганды самобытной казачьей культуры и народного творчества, активную творческую деятельность по формированию гражданско-патриотической позиции и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, весомый вклад в развитие культурных, казачьих традиций; 2. Благодарственное письмо Главы Кумылженского района Волгоградской области за плодотворную работу в деле сохранения, развития и пропаганду казачьей культуры, активную гражданскую позицию и духовно-нравственное воспитание молодежи; 3. Диплом Лауреата 1 степени в конкурсе «Казачьему роду нет переводу» на XXV Всероссийском фестивале-конкурсе «Казачок Тамани» в номинации «Казачья культура и казачьи боевые искусства», смешанная возрастная группа; 4. Благодарность Верховного Атамана СКВРиЗ за активное участие в подготовке и проведении XXV Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачок Тамани»; 5. Грамота от оргкомитета межотдельских казачьих состязаний «Кубанский казачий Спас» за отличную организацию, проведение и судейство казачьих, военно-спортивных, культурно-патриотических состязаний между казачьими отделами Кубанского казачьего войска (межотдельские казачьи состязания) «Кубанский казачий Спас» ; 6. Грамота оргкомитета войсковой Спартакиады по казачьим боевым искусствам за отличную организацию, проведение и судейство на войсковой Спартакиаде по казачьим боевым искусствам между казачьими отделами ККВ, посвященной Дню образования ККВ и праздника Покров Пресвятой Богородицы; 7. Благодарность Главы муниципального образования Староминский район за многолетнюю творческую деятельность по сохранению и распространению культурного наследия кубанского казачества и воспитанию молодого поколения казаков в духе казачьих традиций Кубани; 8. Благодарственное письмо отдела культуры Успенского района за многолетнюю плодотворную деятельность по сохранению и развитию традиционной казачьей культуры; 9. Благодарственное письмо отдела культуры Отрадненского района за большой вклад в сохранение культурного казачьего наследия Кубани, за отличное выступление с показательной творческой программой по казачьей культуре и казачьим боевым искусствам в честь празднования 94-ой годовщины Дня образования Отрадненского района и 161-летия станицы Отрадной; Поощрения за предыдущие десятилетия: 1. Благодарность Министра спорта Российской Федерации за существенный вклад в развитие отрасли физической культуры и спорта в Российской Федерации (4 благодарности); 2. Благодарственное письмо Министерства культуры Ростовской области за большой вклад в развитие культурного наследия Донского края, многолетнюю плодотворную работу по сохранению и развитию казачьих традиций, боевых искусств и национальных видов спорта (4 благодарственных письма). 6 лет в судах. 1) Судебные тяжбы по нашему выселению продолжаются. Первоначально, суд первой и второй инстанции удовлетворили прежнюю администрацию г.Геленджика, но арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил их решения о нашем выселении и отправил дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суды первой и второй инстанции снова полностью игнорируют не только все наши доводы и документы, но Постановление вышестоящего суда. Представитель администрации заявляет, что мы не казачья и не культурная организация, суды ей вторят… 2) Прежняя администрация г.Геленджика заключила договор с управляющей компанией «Север» по содержанию общедомового имущества, но вот платить по счетам отказывается и пытается, через суды, свою обязанность переложить на нас… Мы выиграли несколько судов, и они прямо указывали на то, что с нас незаконно взыскивать неосновательное обогащение за оплату по содержанию общедомового имущества, в силу закона и договора между администрацией и управляющей компанией. Но это их не остановило. Как-то вдруг, суды в порядке регресса и не найдя оснований для регресса выносят решения взыскать с нас неосновательное обогащение… при этом один и тот же судья вначале выносит решение что неосновательное обогащение взыскивать с нас незаконно, а через 2 года этот же судья выносит обратное решение… 3) Состоялся суд по воровству наших коней цыганами и изидами. Осужден один человек. Остальные свидетели… 4) Дело по ветерану труда мы проиграли. В Геленджике при одинаковых условиях один получает ветерана труда, а наш казак нет. 5) Нашей казачке отказали в выплатах по детскому питанию (150руб. в месяц), утверждая что она, не смотря на то что живет и работает в Геленджике с 2003 года, всё же, по мнению суда, она проживает в другом регионе…. из которого пришла справка, что она в нём не проживает… Более подробно в приложении № 1 («Казачьи дела казачьего центра «Баско» за 2018г.» -

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)

Продолжаю публикацию наших наработок по игре клинка. Сегодня я коснусь разделения элементов на типы и подробнее разберу вращения.

Основные понятия игры клинка. Классификация элементов игры клинка.

Согласно базовым целям элементов игры клинка, из всего многообразия переходов между приёмами, непосредственно к художественному владению оружием относятся следующие виды движений:

Надо заметить, что перечисленные выше условия классификации элементов не являются их конечной целью. Перебросы не исполняются для того, чтобы подбросить меч, вращение не делают для того, чтобы просто его покрутить. Конечной целью исполнения любых элементов художественного владения оружием всегда является либо смена траектории движения меча (в общем смысле, т.е. это может быть и смена ударной техники), либо смена хвата, либо смена руки, держащей оружие.

Помимо общего деления по характерным особенностям исполнения, элементы художественного владения оружием подразделяются по направлениям (прямое и обратное); по плоскостям движения оружия (вертикальная, горизонтальная, диагональная, сагиттальная); по хвату (прямой и обратный); по положению оружия относительно корпуса (справа, слева, сбоку, спереди и т.п.) и так далее. Подробно классификация будет рассмотрена при разборе техники исполнения отдельных элементов.

2. Вращения.

В данных элементах основной принцип построения движения заключается во вращении оружия в различных направлениях, плоскостях, положениях относительно тела спортсмена, и на различном хвате. Контроль элемента заключается в контроле центра вращения и удержании оружия в заданных плоскостях. Во вращениях отсутствует безопорная фаза движения (полёт оружия) и любые смены хвата.

Классификация вращений происходит по следующим характеристикам:

  • плоскостям вращения;
  • уровню и направлению вращения;
  • хвату оружия.

Анатомия различает три основных плоскости относительно тела человека: вертикальную, горизонтальную и сагиттальную.

Для классификации вращений эту схему необходимо расширить, включив в неё положение плоскости относительно стороны тела. Так мы получаем правую и левую вертикальные плоскости, фронтальную (переднюю) и заднюю сагиттальные плоскости и верхнюю и нижнюю горизонтальные плоскости. К этим основным плоскостям добавляются две диагональные (правая и левая) плоскости, как основные для исполнения некоторых типов ударов.

Для простых колец, в классификацию включают специальное указание уровня исполнения. Это точное наименование плоскости вращения относительно стороны тела. Для некоторых сложных вращений в сагиттальных плоскостях возможны два уровня исполнения – сбоку (центр вращения на уровне груди справа или слева) и сверху (центр вращения над головой). В первом случае вращения называются боковыми, а во втором – в зависимости от сложности элемента . Для прочих сложных вращений указание уровня зачастую является излишним, так как элемент занимает несколько плоскостей и для заданного направления исполняется в них единственно возможным способом.

По направлению исполнения все вращения делятся на прямые и обратные. Данные определения даются вращениям произвольно и не зависят от каких-либо объективных характеристик. Исторически сложилось так, что в вертикальной плоскости вращения от себя сверху вниз называются прямыми, а на себя сверху вниз – обратными. То же сохраняется и для боковых вращений. Для горизонтальных вращений движение против часовой стрелки считается прямым, а по ней – обратным. Каким бы сложным ни было вращение, у него всегда есть прямой и обратный вариант исполнения.

Все вращения составляются в основном из колец, поэтому плоскости, занимаемые этим вращением являются характерными. Сложное вращение так же не может состоять из колец прямой и обратной направленности, исполняемыми в одной плоскости или с одной стороны тела. Все комбинации строятся с сохранением вращательного движения и в этом их главная характерная особенность. Благодаря ей каждый элемент можно исполнять циклично продолжительное время. Если во вращение добавляется конус как составляющая часть элемента, то его исполнение подчиняется требованиям к кольцам – оружие по возможности не покидает характерные для элемента плоскости, скорость и амплитуда исполнения конуса сопоставима со скоростью исполнения колец.

По типу хвата возможны два деления. Все вращения делят на исполняемые прямым и обратным хватом, а простые кольца – ещё и на исполненные открытым и закрытым хватом. На последнем остановимся подробнее. Рассмотрим только прямой хват и правую вертикальную плоскость. Для прямого кольца в ней исполнение открытым хватом подразумевает раскрытую вверх ладонь и свободные четыре пальца (удержание оружия происходит большим пальцем). Закрытый хват – это плотный обхват оружия всеми пальцами и исполнение элемента ладонью вниз. Этот принцип по аналогии распространяется на исполнение во всех плоскостях как прямым, так и обратным хватом.

Конструктивным материалом для сложных вращений служат кольца. Теоретически, в каждой плоскости для прямого хвата возможно исполнить четыре варианта колец: прямой и обратный и закрытым и открытым хватом. Для некоторых плоскостей некоторые из этих колец недоступны к исполнению из-за физиологических ограничений. Однако, можно увидеть, что в общем случае для пары параллельных плоскостей возможно получить двенадцать уникальных элементов (24 с учётом прямого и обратного исполнений). Легко прикинуть, каково общее количество вращений для всех плоскостей с учётом прямого и обратного хвата.

Вращения в параллельных плоскостях, состоящие из не повторяющихся колец, называют простыми, остальные – составными.

Но в практике подготовки спортсменов не разучиваются все возможные варианты. Для достижения хороших результатов в подвижности кисти, чувстве пространства и оружия достаточно нескольких вращений, которые названы базовыми. Все остальные изучаются по желанию спортсмена самостоятельно.

Базовыми в прямом и обратном исполнении считаются следующие простые вращения:

К этим элементам добавляются составные вращения «дюжина» и «чёртова дюжина».

Для вертикальных плоскостей специфичность нахождения элемента сбоку, спереди или сзади зачастую обозначает просто степень доворота корпуса к данному элементу. Если к вертикальной «восьмёрке» встать лицом – получим переднюю вертикальную «восьмёрку», если боком – боковую. Подняв её из этого положения наверх, над готовой, получим верхнюю боковую, довернувшись спиной – заднюю.

Не все вертикальные элементы возможно сделать в каждой ориентации корпуса. Например, задняя вертикальная восьмёрка крайне сложна для исполнения, так как требует развитой растяжки и проработки суставов локтя, плеча и запястья. Такая работа над подвижностью в большинстве случаев не оправдана. Зато «хвост» удобнее всего делать именно сзади.





Боковая «девятка», исполненная на верхнем уровне, исторически называется «фронтальной девяткой», а вот «восьмёрка» посохом на верхнем уровне в сагиттальных плоскостях – «солнышком». О проблемах терминологии элементов художественного владения оружием я ещё буду говорить отдельно.

«Восьмёрка», «девятка», «четвёрка», «дюжина» и др. – распространённые фольклорные обозначения вращений. На данный момент они не имеют устоявшихся официальных терминов и применяются как есть.