“Христос и Антихрист”, или Как отличить добро от зла — о картине И. Глазунова кандидат богословия

Венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари жил и творил в ХIX веке, его кисти принадлежит более ста произведений искусств. Но как ни парадоксально, при жизни мастера считали сумасшедшим, а тайну его картины удалось раскрыть почти через сто лет после смерти художника. В 1902 году Чонтвари пишет картину «Старый рыбак».

Картина «Старый рыбак» Тивадара Костки Чонтвари, 1902 год.

На деле в картине ничего особенного, если не знать тайного подтекста, заложенного в неё художником. Раскрыть тайну картины удалось совсем недавно, сделал это сотрудник городского музея г. Печ, где сейчас хранится полотно. Секрет заключается в том, что картина содержит два изображения. Увидеть это возможно, если разделить полотно зеркалом пополам. В отражении рыбака с правой стороны — вы увидите Бога в лодке на фоне спокойного озера. Отражение левой стороны- дьявол, на фоне вулкана и штормящего моря.

Бог — отражение правой стороны рыбака.

дьявол — отражение левой стороны рыбака.

В 1999 г. из-под кисти русского художника Ильи Глазунова (родился в 1930 г.) вышла картина, на которой изображены лики Христа и Антихриста. Изображение на полотне символизирует добро и зло. О этом для - священник Андрей Ухтомский, кандидат богословия, преподаватель КДАиС.

И.Глазунов "Христос и Антихрист"

Два лика имеют небольшое отличие в выражении лица

Лик Христа - прямой, открытый и спокойный; лицо дьявола - напряженное и несколько озлобленное, его борода заостренная. Над ликом Спасителя изображен круглый нимб с вписанным в него крестом. Нимб, изображающийся над ликами Иисуса Христа, Богоматери и святых (в византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу), символизирует святость, отрешенность от внешнего мира.

Над изображением дьявола виден ореол, подобие нимба, прикрытого нимбом Христа. В отличии от нимба Христа, в котором изображен Крест, изображение над дьяволом - перевернутая звезда, символ дьявола, на который более явно указывают расположенные в вершинах звезды три шестерки. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13, 18).

Символизм картины - в изображении художником добра и зла в современном ракурсе

Сегодня человек едва различает добро и зло, и только мелкие детали показывают разницу, кроме того, производность, вторичность зла. Добро же имеет ту автономию в самом себе, которое не имеет зло, да и не может иметь. Зло - противление добру, от которого оно черпает свои силы и «творчество». Не создав ничего нового, а только дав иное направление добру, зло разрушает человека, создавая высшие ценности из всех благих побуждений человека.

Вспомним пословицу «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Эта пословица восходит к выражению английского богослова XVII в. Джорджу Герберту «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Выражение означает, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел. Потому, что «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7, 18–21).

За тысячелетия зло убедило человека в своей правоте

«Будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5) - искушает сатана Еву. История показывает, что за тысячелетия человек не усовершенствовался в различении добра и зла, о чем символически свидетельствует картина Ильи Глазунова. Глядя на нее, мы замечаем, что надо приложить усилие, чтобы найти различия. Картина - символ нашей эпохи, в которой утеряно понятие греха, добра и зла. Посмотрев на холст, задумаемся над этими словами.

В 1999 г. из-под кисти русского художника Ильи Глазунова (родился в 1930 г.) вышла картина, на которой изображены лики Христа и Антихриста. Изображение на полотне символизирует добро и зло. О этом для - священник Андрей Ухтомский, кандидат богословия, преподаватель КДАиС.

И.Глазунов "Христос и Антихрист"

Два лика имеют небольшое отличие в выражении лица

Лик Христа - прямой, открытый и спокойный; лицо дьявола - напряженное и несколько озлобленное, его борода заостренная. Над ликом Спасителя изображен круглый нимб с вписанным в него крестом. Нимб, изображающийся над ликами Иисуса Христа, Богоматери и святых (в византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу), символизирует святость, отрешенность от внешнего мира.

Над изображением дьявола виден ореол, подобие нимба, прикрытого нимбом Христа. В отличии от нимба Христа, в котором изображен Крест, изображение над дьяволом - перевернутая звезда, символ дьявола, на который более явно указывают расположенные в вершинах звезды три шестерки. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13, 18).

Символизм картины - в изображении художником добра и зла в современном ракурсе

Сегодня человек едва различает добро и зло, и только мелкие детали показывают разницу, кроме того, производность, вторичность зла. Добро же имеет ту автономию в самом себе, которое не имеет зло, да и не может иметь. Зло - противление добру, от которого оно черпает свои силы и «творчество». Не создав ничего нового, а только дав иное направление добру, зло разрушает человека, создавая высшие ценности из всех благих побуждений человека.

Вспомним пословицу «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Эта пословица восходит к выражению английского богослова XVII в. Джорджу Герберту «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Выражение означает, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел. Потому, что «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7, 18–21).

За тысячелетия зло убедило человека в своей правоте

«Будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5) - искушает сатана Еву. История показывает, что за тысячелетия человек не усовершенствовался в различении добра и зла, о чем символически свидетельствует картина Ильи Глазунова. Глядя на нее, мы замечаем, что надо приложить усилие, чтобы найти различия. Картина - символ нашей эпохи, в которой утеряно понятие греха, добра и зла. Посмотрев на холст, задумаемся над этими словами.

«Добрые друзья. Портрет сестры художника Берты Эдельфельт».
1881.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Плоды доброго правления в городе».
Фреска в Зале Мира (Зале Девяти) в Палаццо Публико в Сиене.
1338-1340.

Василий Иванович Суриков.
«Борьба добрых духов со злыми».
1875.

1. Хорошо.

Подрядчик запрягал лошадь. Затягивая супонь, он повернул к плотникам покрасневшее от напряжения лицо и одобрительно сказал: - Явились, артельщики! Ну и добро! (Вс. Иванов. Партизаны. )

2. Ладно, хорошо: так, пусть будет так.
- Добро, - сказал он ей после некоторого молчания, - жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате. (А. Пушкин. Дубровский. )

3. Употребляется при противопоставлении и соответствует по значению словам: если бы ещё, пусть бы.
И добро бы жару, горячности, любви не было – есть, братец, есть всё это! (М. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. )

Добро пожаловать – вежливое приглашение.
Дать (или получить ) добро – дать, получить разрешение, согласие.

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1981 год.

«Добрый самаритянин».
Копия Делакруа.
1890.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.


«Добрая хозяйка да жирные щи - другого добра не ищи».

Добро – материя сложная…

Известный русский математик Н. Бугаев, отец писателя Андрея Белого, часто говаривал:

Всякое доброе дело должно быть наказано. В противном случае делать добрые дела было бы выгодно!
И как ни удивительно, примерно в то же время к такому же выводу пришёл и знаменитый художник Куинджи. Когда ему сказали, что мол, такой-то поносит вас на всех углах, Архип Иванович удивился:

Надо же! А я ему вроде никакого добра не делал!

«За семью печатями», март 2005 год.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Добро пожаловать к празднику Воскресения Христова!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Доброму делу Бог на помощь».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Иль военный, иль купец или добрый молодец».


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Пожелание на новый год: Жить в добре, Ходить в серебре, Одна рука в патоке, Другая в меду!»


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Сердечно поздравляем, всего доброго желаем!»


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Собирайтесь люди добрые к солнцу ясному Владимиру на честной пир, на веселье».