Христадельфиане. неверный путь “братьев во христе”

Брат во Христе Устар. 1. Единоверец-христианин. «Дорогой заблудный брат, - писал Яшке по-русски некий Кларк из города Огайо. - Близится суд Божий. Заботясь о спасении блуждающей в потёмках души твоей, призываем тебя, пока не поздно, обратиться к братьям во Христе… Христос искупил грехи всех людей, но спасение уготовано лишь избранным, которые проникнутся верой…» (Б. Лапченко. Петух над крышей). 2. Ирон. Шутл. Единомышленник. - Отвяжись! - сказал я. - Просто Люся хороший человек. - Я, может, тоже хороший человек. Но меня ты в кино не поведёшь, в Русский музей не пригласишь… И всё только потому, что на мне брюки, а не юбка. А ведь я твой брат во Христе (В. Шефнер. Сестра печали).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Брат во Христе" в других словарях:

    БРАТ - БРАТ, а, мн. братья, ьев, муж. 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. Родной б. Двоюродный б. (сын дяди или тётки). Троюродный б. (сын двоюродного дяди или двоюродной тётки). Сводный б. (сын отчима или мачехи от … Толковый словарь Ожегова

    брат - а; мн. братья, тьев; м. 1. Каждый из сыновей по отношению к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. сестра). Младший, старший б. Родные братья. Единоутробный б. (рождённый той же матерью, но от другого отца). Единокровный б.… … Энциклопедический словарь

    брат - а, мн. бра/тья, бра/тьев, м. 1) Каждый из сыновей в отношении к другим детям этих же родителей. Брат друга. Младший брат. Я присутствовал при последних минутах жизни моего старшего брата (...его смерть послужила темой для знаменитой повести… … Популярный словарь русского языка

    брат - а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений

    брат - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ὁ ἀδελφός) 1) рожденный от одних родителей, или по… … Словарь церковнославянского языка

    Братья во Христе - БРАТ, а, мн. братья, ьев, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    αδελφός - κ. αδερφός ο 1) брат; 2) монах (εν Χριστώ αδελφός брат во Христе): ο αδελφός Αρσένιος брат Арсений η μονή των αδελφών Τιμίου Σταυρού монастырь братьев Честного Креста; ΦΡ. πνευματικός αδελφός духовный брат Этим. дргр. < αδελφός < α + δέλφος …

    αδερφός - αδελφός κ. αδερφός ο 1) брат; 2) монах (εν Χριστώ αδελφός брат во Христе): ο αδελφός Αρσένιος брат Арсений η μονή των αδελφών Τιμίου Σταυρού монастырь братьев Честного Креста; ΦΡ. πνευματικός αδελφός духовный брат Этим. дргр. < αδελφός < α… … Η εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)

    Папство - Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Легенды русского рока - пример обложки Сборник коллекция советских и российских рок исполнителей Дата выпу … Википедия

Книги

  • Миры Артёма Каменистого. S-T-I-K-S: Брат во Христе (цифровая версия) (Цифровая версия) , Сергей Степанченко. Аудиокнига Брат во Христе-фантастический роман Сергея Панченко по миру Артёма Каменистого S-T-I-K-S, жанр боевая фантастика…

ВЕРУЮЩИЕ ВО ХРИСТА - НЕ РАБЫ, А БРАТЬЯ ХРИСТА

«… Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…». (Матфея 25 глава).

БРАТЬЯ ХРИСТА…

В 25-ой главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Господь Иисус будет судить людей во Втором Пришествии. Быть может не все помнят, о чем там идет речь, поэтому, для удобства читающих, приведу полностью цитату из Евангелия.

«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?».

Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Матфея 25:31-46).

Вряд ли найдется человек, прочитавший данный рассказ Иисуса, и не задавший вопрос о Его меньших братьях. Кто это? Можно ли нам сегодня увидеть и узнать братьев Христа?

РАССКАЗ-ИЛЛЮСТРАЦИЯ ГОСПОДА.

На основании прочитанного текста попробуем представить себе конец этого мира.

…Совершенно внезапно и неожиданно грядет Второе Пришествие, или – «кончина века», о которой говорится в Библии. Иисус Христос видимым образом, как Сын Человеческий, то есть как бы в человеческом облике появляется над Землей, в поле зрения всех людей, и садится на Свой Царский престол славы. С Ним в сопровождении святые Ангелы. Вся земная система вещей, с ее научно-техническими достижениями, с военной мощью – в один миг перестает функционировать, превращается в бесполезный мусор.

Народы Земли сверхъестественным образом «собираются перед Ним». Ни у кого нет вопросов относительно того, что происходит. Все прекрасно видят с Кем они разговаривают, и понимают, что пришел час Божьего Суда.

Господь разделяет людей на две части. Затем, как мы читаем в Евангелии, Он и произносит Свой суд. Тех, которые по правую сторону от Него Он благословляет как праведников, даруя им жизнь в Своем Царстве. Стоящих по левую сторону Он проклинает, обрекая на вечную гибель. Такие две группы людей, приведенных на Божий Суд, показаны в этом рассказе. Подробнее о том, как «за мелочь», за кусок хлеба, или кружку воды Господь помилует грешника, рассказывается в

Однако на том Божьем Суде имеется и третья группа. Она не участвует в судебном процессе, не судится, но присутствует. Все, и праведники, и грешники - видят ее. На них, на эту третью группу людей, как на основание для вынесения судебного решения, указывает Царь: «…так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Третью, присутствующую там группу людей Господь называет Своими братьями. Они не судятся. С ними не производится никакого разбирательства. Они, априори признаны праведными. Во Втором Пришествии они сразу, без всякого суда получают Его Царство. Это – братья Христа. Кто они?

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ХРИСТА.

О том, кто такие братья, а также и сестры, Христа, сказал Он Сам с предельной ясностью. Читаем в том же Евангелии от Матфея: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: Кто матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». (Матфея 12:46-50).

Братья Христа, это – верующие во Христа, исполняющие заповеди Божьи. За свою веру во Христа, и за верность Божьим заповедям они будут названы братьями Христа.

Брат Христа не будет судим во Втором Пришествии. Он сразу войдет в Божье Царство. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Иоан.5:24).

Сделать что-то доброе «одному из сих меньших», значит – сделать какое-либо добро верующему во Христа человеку, Божьему человеку, праведнику. Кто в чем-то послужит нуждающемуся праведнику, тот послужит Самому Христу. Так смысл слов Христа.

Версия о том, что Его братьями являются все люди, потому что Христос умер за всех, такая версия не выдерживает анализа. Люди, показанные на суде по Его левую сторону, осужденные, могли бы, например, сделать нечто доброе кому-то из таких же, как они. Однако им такое деяние ничего бы не принесло. Сытый волк иногда кормит голодного собрата-волка, но все равно остается волком. Добро нужно было сделать именно братьям Иисуса.

Еще встречаются толкования, что «братьями Христа» названы духовные руководители каких-то религий, церковно-религиозная элита, руководящие органы религий, и тому подобное. Дескать, если ты слушаешься своего религиозного начальника, духовного руководителя, тогда ты делаешь доброе дело «брату Христа». Это есть обыкновенная ложь. Иисус прямо сказал, кто является Его братом: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».

БОЖЬЕ УСЫНОВЛЕНИЕ.

Отец Небесный любит людей. Он желает, чтобы все люди стали Его сыновьями и дочерями. Бог есть многодетный Отец. Бог никогда не скажет, что у Него детей слишком много. Бог всем Своим детям, которых никто не сможет сосчитать, предоставит прекрасные условия для вечной жизни. «У Отца Моего обителей много», - сказал Иисус.

Бог призывает всех. Милость Его превыше небес. Но далеко не все отвечают Богу добром. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны». (Иоан. 3:19-21).

Когда человек слышит Учение Христа, тогда он получает от Бога приглашение стать Его сыном, и войти в число братьев Христа. И теперь уже от него зависит, сделается он братом Христа, или будет выброшен во тьму внешнюю, как злой раб.

В Священном Писании даже, так сказать, расписан механизм усыновления человека Богом. Читаем из Нагорной проповеди:

«…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». (Матфея 5:44-48).

В этих словах Иисуса прямо показано как сделаться братом или сестрой Христа. Люди, которые выполнят Его слова, эти люди станут сынами Отца Небесного: да будете сынами Отца вашего Небесного… Поскольку выполняющие слова Христа будут наречены сынами Отца Небесного, то и сделаются они братьями Христа. В Евангелии от Иоанна говорится: «… тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». (Иоан. 1:12).

ПЕРВЕНЦЫ…

Тот, кто избран в Церковь, узнает о своем избрании в конце пути. Рабы, получившие от Господина таланты, должны были употребить их с пользой для Господина. И потом, в зависимости от исполнения ими воли Господина, они обрели свою дальнейшую судьбу. (Матфея 25:13-30).

Нужно жить по Учению Христа. Когда будешь исполнять Заповеди как сын Божий, брат Иисуса, тогда твой Старший Брат, Господь, найдет для тебя применение. Он Духом укажет, чем конкретно тебе следует заниматься в этой жизни, а потом и сообщит, куда именно ты принадлежишь. «Дары различны, но Дух один и тот же…», - писал Апостол Павел. (1 Коринф. 12 гл).

О том, как из числа братьев и сестер Христа Бог изберет Ему Церковь, показано в

ЧУДНЫЕ ДЕЛА БОЖЬИ.

Поистине, Божья милость и любовь к людям не поддается нашему пониманию. Грешника, достойного смерти по справедливости, но поверившего в Иисуса Христа, милосердный Бог не только прощает во всех грехах, но и возносит на такую высоту, что называет его Своим сыном и братом Иисуса Христа.

Людей, которые поверили Ему и выполняют Его слова, Господь Иисус называет не рабами Своими, а братьями, сестрами, даже матерью! К тем, которые поверили Ему, и которые живут по Его заповедям, у Иисуса такое чувство, какое бывает у человека к брату, сестре, матери. «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».

А в других текстах Евангелий Господь, людей, которые исполняют Его заповеди, называет Своими друзьями. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Иоан. 15:14,15).

Впрочем, в наших Новозаветных Писаниях имеются факты, когда ученики Христа названы рабами Христа. (Например, Римлянам 1:1). Однако узкое понимание таких текстов приведет нас к путанице. Как могут ученики Христа называться Его рабами, если Он сам сказал: «Я уже не называю вас рабами»? Очевидно, что термин «раб Христов» означает не статус верующего, а его функцию, дело, которое он выполняет по воле Господа. В современных переводах Библии вместо «раб» стоит слово «служитель», то есть, исполняющий заповеди Христа. Господь людей, которые служат Ему, считает Своими братьями и друзьями.

Желаете стать братом и другом Иисуса Христа? Пожалуйста! Возможность имеется. Верьте Богу, живите по Его Учению, соблюдайте заповеданное Им. Христос призывает верующих Ему творить добро всем, всем без исключения. Братья Христа никого не проклинают, но всех благословляют. Братья Христа постоянно всем делают добро, в том числе и тем, которые по левую сторону Христа, «козлищам». «…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». (Матфея 5:44-48).

Анатолий Ададуров


(фото Анатолия Никитина)

Если подвести итог, то думается мне так:

Братья по природе – все люди.

Братья по родству – родные, двоюродные и т.д.

Братья по духовному родству – братья во Христе – христиане.

Духовными братьями-сёстрами мы становимся после крещения, и не образно-метафорически, а по-настоящему, реально.

Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились , ибо оно вновь творит нас и образует – св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Крещение «не только дарует нам отпущение грехов, но и вселяет в нас надежду и обетованные блага, делают причастниками смерти Господней и Воскресения, сообщает дары Св.Духа и делает сынами Божиими , и не только сынами, но и наследниками Богу, и сонаследниками Христу » – ИОАНН ДАМАСКИН

(+ много ещё можно добавить цитат)

Есть католичество. А есть католики. Католичество мне не близко. Сердце не греет. Душу не радует. Не принимаю.

(Вступать в какие бы то ни было рассуждения-размышления-доказательства по этому поводу не буду, ибо есть на то огромное количество хороших серьёзных работ наших уважаемых богословов) И наша дискуссия не о католичестве.

Но католики – это люди. Христиане . Их много. Они – разные. Они – живые люди, со своими размышлениями, поисками, сомнениями… Со своими делами и подвигами. Со своими жертвами и обретениями.

(То же самое о протестантах)

Могу ли я взять на себя смелость утверждать, что они все как-то не так любят Христа? Не так близки Ему? Даже если речь вести об одном каком-то известном мне человеке, и тут я не имею никакого права сказать, что он “не брат мне во Христе”, или “умерший брат”.

Только Христос знает сердца людей.

Как же быть с таинствами, с причастием? Да как говорит Соборное решение Церкви, так и поступать. И не моего ума – обсуждать, сомневаться, спорить… На то есть богословы, священнослужители, епископы и Соборные единства. Тут мне и обсуждать нечего.

Когда я говорила, что этот вопрос решается “не в той плоскости”, я имела в виду, что не так врачуется эта страшная болезнь.

Глубокая убеждённость в истинной правоте Православия должна жить в моём сердце . Но если я хочу, чтобы мой родной во Христе брат, вступивший на страшный путь отпадения от истинной веры во Христа, вернулся из своих опасных блужданий, я не должна ему “так прямо в лицо заявлять – “ты мне не брат” и кричать потом об этом на всех углах и перекрёстках. (Как будто быть моим братом такая вот неоспоримая ценность. И про себя-то, заявляющий, уж точно знает в этом случае, что он “истинный и не отпавший”).

Не это средство врачевания. Не любовь выкрикивает эти слова. А горделивая самость, лукаво спрятавшаяся за “истинное радение”. (На мой взгляд).

Мне думается, что лечение этой болезни должно заключаться в

том, что “мы должны стать глазами Христа, чтобы увидеть ближних в окружающих нас людях; стать ушами Христа, чтобы услышать их скорби; стать ногами Христа, чтобы пойти к тем, кто нуждается в нас; стать руками Христа, чтобы помочь нуждающимся..” – АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ

И вот ещё:

“Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру , потому что душа посредством телесного скоро привлекается в страх Божий. И Господь разделял трапезу с мытарями и блудницами и не отлучал от себя недостойных, чтобы сим способом всех привлечь в страх Божий и чтобы посредством телесного приблизились к духовному. Поэтому благотворением и честию уравнивай всех людей, будет ли кто иудей, или неверный, или убийца, тем паче, что и он брат тебе, одной с тобой природы, и по неведению заблудился от истины . ” ИСААК СИРИН

А вот выдержки из писем ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА:

“Разве знаем мы меру других, их возможность к покаянию? Нет и нет. А вот себя-то точно знаем во всём неприглядном виде.

Не судите никого; где – суд, там нет любви. Господь-Любовь, чтобы спасать нас. На суд же Он придёт во втором Страшном и Славном Своём пришествии, и тогда суд без милости не сотворившим милости. А как всех жалко, как все изранены, искалечены.

Господь не теряет надежды и самого скверного готов облобызать и лобызает. Но кому много дано с того много и спросится. А самые страшные и губительные грехи – это осуждение и соблазн, и мы к ним причастны сполна.

Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.

И самое главное и важное искусство для человека – научиться жить в мире и любви со всеми.

Не мните увидеть себя праведницей, а всегда просите: « Даруй мне Господи, зрети моя согрешения и не осуждати брата моего.»… Ведь сердце знает только Господь, не нам судить других.”

И в заключение –

Есть замечательная, на мой взгляд, статья:

“Присоединение инославных. Вопрос о границах Церкви”

Привожу большой (короче не получается) отрывок из неё:

“Вот суждение приснопамятного митрополита Николая (Ярушевича): “Православная Церковь, сохраняющая наследие древней неразделенной Церкви, никогда не смотрела безнадежно на христианские общества, отделившиеся от церковного древа. Оторвавшись от питающего источника, они, подобно ветвям, отломленным от древа, продолжают сохранять в себе его влагу и при известных условиях могут не только зеленеть, но даже цвести и приносить плоды. И действительно, Православная Церковь, признавая крещение у инославных христиан, усматривает различные степени их отчуждения от церковного Тела.”

Суждение митр. Филарета, изложенные в форме вопросов и ответов:“Испытующий: Так разве я должен почитать истинной, например, и Римскую Церковь? -Уверенный: Ты непременно хочешь заставить меня судить. Знай же, что держась слов Писания, никакую Церковь, верующую яко Иисус есть Христос (1 Ин. 4:3), не дерзну я назвать ложной. Христианская Церковь может быть только либо “чисто истинная,” исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо “не чисто истинная,” примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие… Что до Церкви восточной, я доказал еще прежде, что ее Символ Веры содержит чистое учение…
Испытующий: По сему признаку (1 Ин. 4:3) и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога. Уверенный: Да, поскольку и та, и другая исповедуют Иисуса Христа во плоти пришедша, то в этом отношении они имеют общий Дух, который от Бога есть. Испытующий: Однако ж, это две Церкви, разномыслящие между собою. Уверенный: Да, каждая из них имеет и особенный свой дух, или особливое “отношение к духу Божию””…
“Испытующий: В каком же, ты думаешь, состоянии находится ныне светильник Римской Церкви? Уверенный: Сие видит и ведает Ходяй посреди седми светильников златых. Он и в Фиатирской Церкви, коея ведает дела, и любовь, и службу, и веру, и терпение, находит, однако, нечто достойное укорения: имам на тя мало (Апок. 11:19-20). Напротив, и в Сардийской, именем токмо живой, делом же мертвой, обретает хотя мало имен, иже не оскверниша риз своих, и ходити имут в белых, яко достойни суть (Апок. 3, 1-4). Для меня довольно, что я в светильнике Церкви Восточной нахожу чистый свет. Испытующий: Однако же ты, оправдывая Восточную Церковь, тем самым осуждаешь Западную. Уверенный: Поскольку я не знаю, многие ли из христиан Запада и глубоко ли проникнуты особыми мнениями, обнаруживающимися в Церквах Запада, и кто из них так твердо держится веры, краеугольного камня Вселенской Церкви Христа, то изъявленное мною справедливое уважение к мнению Восточной Церкви никак не составляет моего суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. По самим законам церковным я предаю частную Западную Церковь всю суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или наипаче милосердию Божию.”
Поскольку Вселенская Церковь “есть единое великое тело,” а глава этого тела - Иисус Христос, посему “Ему только ведомы полная мера и внутренний состав сего тела”. Вселенская Церковь была “распространяющейся” в послеапостольский век; стала “Церковью изобилующей” в век Вселенских Соборов, и, наконец, стала “Церковью разделяемой и раздробляемой.” “Видимая Церковь имеет и здравые члены, и немощные. Еще во времена апостола Павла в ней были мнози нечисто проповедующии слово Божие (1 Кор. 2:17). Неудивительно, что ныне их еще более.”
“Уверенный: Я имел право назвать Восточную Церковь “половиной нынешнего христианства””. “Восточную половину нынешнего видимого христианства… почитаю “десною частию” видимого христианства… Ты ожидаешь теперь, как я буду судить о другой половине нынешнего христианства. Но я только просто смотрю на нее, отчасти усматриваю, как Глава и Господь Церкви врачует многие и глубокие уязвления древнего змия во всех частях и членах сего тела, прилагая то кроткие, то сильные врачевства,.. дабы очистить раны, дабы обновить жизнь в полумертвых и онемевших составах.”
“Православному христианину по духу любви свойственно и вне пределов Православной Церкви с радостью находить в некоторых отношениях сохранение благодати, равно как с печалью примечать ее оскудение.” “Семя веры посеяно в начале мира, принесло плоды при открытии христианской церкви… Если не сохраним живого дерева, иные ветви отломятся, увянут, засохнут, или полуотломленные будут зеленеть полужизненно, доколе живое дерево превратится в дерево, очевидно, райское, а вялое, сухое, умершее посечется и в огнь вметется” [св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Грекороссийской Церкви // Филарета, митрополита Московского и Коломенского Творения. М., 1994, сс. 408-449].
“По неисповедимым судьбам Божиим, не составился совокупный суд восточных и западных церквей, который низложил бы впадших в раскол западных епископов… Вот почему, когда западный священник оставляет свой раскол, православная церковь приемлет его, как священника.” Как видим, святитель Филарет считал, что западное христианство хоть и тяжко больно, но все еще живо (“полумертвый” = “полуживой,” но в любом случае не труп: труп не болеет).
Итак, возможно пребывание в Церкви в “полуотломленном” состоянии. Иссякнет ли к концу истории окончательно благодатная жизнь в надломленных ветках, или же Врач сможет их привить к древу Православия и тем самым исцелить, - неизвестно.
Образ святителя Филарета: Веточку прививают. Надломленную ветку надо не доламывать, а прижимать к стволу. И даже в отрезанной ветке какое-то время есть еще соки жизни - и ее можно привить к плодоносящему древу… И еще вопрос: а если встреченный нами - еще не труп? Если это прокаженный? Можно ли подойти и омыть его? Можно вместо того, чтобы проклинать его за наследованный им недуг, обнять его и увещевать принять те Лекарства, что находятся в нашей Церкви?

Братья во Христе БРАТ, -а, мн. бра́тья, -ьев, м.

  • - «Бра́тья Джамга́ровы» один из наиболее крупных банкирских домов в Российской империи. Основан в 1874, главная контора в Москве на Кузнецком мосту, в собственном доме; городское отделение на улице Ильинке, близ Биржи...

    Москва (энциклопедия)

  • - 1930, 9 мин., ч/б, Ленсовкино. жанр: графический мультфильм. реж. Виктор Григорьев, сц. А. Маслов-Миних, опер. Константин Кириллов. Фильм-шарж был посвящен разоблачению сектантства...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - "Братья" - одна из самых первых, если не самая первая, отечественная рок-группа. Она была основана в 1963 году братьями Тимашовыми, Сергеем и Аркадием, и Вячеславом Чернышом...

    Малая энциклопедия русского рока

  • Религиозные термины

  • - Первоначально христианская ересь, возникшая в середине XV века на территории современной Чехии, после поражения гуситского движения...

    Религиозные термины

  • - Церковь, относящаяся к группе пятидесятников трех благословений...

    Религиозные термины

  • - как общность являются конфликтующими силами тьмы и света, сухости и влажности, а также кочевого и оседлого образа жизни...

    Словарь символов

  • - латв. революц. партизаны периода революции 1905-07. Наибольший подъем движения "Л. б.", развернувшегося после декабрьских вооруж. восстаний 1905, приходится на лето 1906...

    Советская историческая энциклопедия

  • - знаменитые нидерландские живописцы, основатели старой фландрской школы, происходили из соседнего с Мастрихтом городка Масэйка. Время рождения как того, так и другого с точностью неизвестно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тур, братья Тур, русские советские писатели: Тубельский Леонид Давыдович и Рыжей Петр Львович. Выступили в 1925...

    Большая Советская энциклопедия

  • - БРА́ТЬЯ, братьев...

    Толковый словарь Ушакова

  • - бра́тья I мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами; собратья, единомышленники. II мн. Члены какого-либо религиозного братства...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Устар. 1. Единоверец-христианин. «Дорогой заблудный брат, - писал Яшке по-русски некий Кларк из города Огайо. - Близится суд Божий...
  • - Церк. Христианка. У меня нет никакого права сомневаться в том, что все эти сёстры во Христе верят в Бога и хотят людям добра...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Без духа и плоти, а по Христе свят...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - БРАТЬЯ, -тьев, мн. Голоса, вклинивающиеся в телефонный разговор...

    Словарь русского арго

"Братья во Христе" в книгах

Братья Парабеллум (Братья Кличко)

Из книги Властелины ринга [Бокс на въезде и выезде ] автора Беленький Александр Гедальевич

Братья Парабеллум (Братья Кличко) 27.09.2002Были времена, когда братья Кличко еще не перебили всю элиту мирового бокса, и слава, которой они уже пользовались, казалась выданной авансом. Именно тогда вслед за их первым большим интервью в «СЭ» и была написана эта статья. Надо

О Христе

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

О Христе 26.02.51<...> Христос утвержден в нашем Учении Величайшим. Но даже в раннем христианстве можно найти понимание, что единый Великий Дух сходил на Землю и воплощался там, где была явлена особая нужда в новом понимании Истины. Уявите тождественность всех Великих

Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы»)

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы») Фильм «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому стал последним в карьере кинорежиссера Ивана Пырьева. Он приступил к работе над ним весной 1967 года, а осенью планировал закончить все работы. Однако в самом начале октября Пырьев

27. Джоэл и Этан Коэны. Братья крови и огня, братья холода и льда

Из книги Всего 33 Звезды Мировой Кинорежиссуры автора Плахов Андрей

4. Братья по классу, братья по оружию

Из книги Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк автора Маргелов Василий Филиппович

4. Братья по классу, братья по оружию С первых послевоенных лет воины–десантники укрепляют братскую дружбу с воинами армий социалистических стран, родившуюся и скрепленную кровью в боях с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.Первая чехословацкая часть была

Братья по духу и братья по крови

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Братья по духу и братья по крови Психологическая обособленность детей – еще один вопрос, который нередко волнует родителей, особенно если в детстве они получили опыт патриархального или коллективистического воспитания. Типичные ситуации У нас с женой дружная хорошая

«Братья по оружию» - «братья по крови»

Из книги Неистовый Лимонов [Большой поход на Кремль] автора Додолев Евгений Юрьевич

«Братья по оружию» - «братья по крови» Я злой, я нервный, я нехороший, я неинтересный. Я много думаю о революции или терроризме и мало думаю о реальности. Нравится ли вам термин «гражданская война»? Мне - очень. Эд. Лимонов. «Дневник неудачника», Нью-Йорк, 1962 - Эдуард, вы

Архиепископ Хризостом II: «ВСЕ МЫ - БРАТЬЯ ВО ХРИСТЕ…» На вопросы «Завтра» отвечает предстоятель Православной церкви Кипра

Из книги Газета Завтра 789 (1 2009) автора Завтра Газета

Архиепископ Хризостом II: «ВСЕ МЫ - БРАТЬЯ ВО ХРИСТЕ…» На вопросы «Завтра» отвечает предстоятель Православной церкви Кипра Архиепископ Кипра Хризостом II возглавляет ныне одну из древнейших православных Церквей, история которой начинается с 45-го года, когда апостолы

О ХРИСТЕ

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

О ХРИСТЕ Разговор о Библии - это разговор о Христе. Поэтому, прежде чем разбирать частные сюжеты, имеет смысл несколько слов сказать о Том, Кто является и автором Священного Писания, и основным предметом его повествования.Евангелие - это не книга "вечных правил" или

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23)

автора Лопухин Александр

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23) 1-2 Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он

Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и последствия этого примирен

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

Глава II. Продолжение речи о величии домостроительства нашего спасения во Христе Иисусе: религиозно-нравственное состояние Иудеев и язычников до Христа и их возрождение во Христе (1-10). Сравнение состояния язычников с состоянием Иудеев. Примирение всех с Богом во Христе и

Приложение. Братья и двоюродные братья Иисуса

Из книги Евангелия и второе поколение христианства автора Ренан Эрнест Жозеф

47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? (Мк. 3:33). Спаситель здесь выразил мысль, что духовное родство с людьми, слушающими и воспринимающими Его учение, в Его

2. Павел и Епафродит: братья во Христе

Из книги Послание к Филиппийцам автора Мотиер Дж. А.

2. Павел и Епафродит: братья во Христе Насколько нам известно, Павел не был связан с Епафродитом теми особыми узами, которые связывали его с Тимофеем, то есть, не он привел Епафродита ко Христу. Если бы они встретились, когда Павел был гордым фарисеем, то Епафродита он бы

12. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. 13. И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. 14. (Израиль) сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронско

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. 13. И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я. 14. (Израиль) сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

"... сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. " (2Тим 3:8,9)


Христадельфиане - христианская унитарная конфессия, сформировавшаяся в 19-м столетии в Великобритании и СШA. Фактически берёт своё начало от ряда раннехристианских течений, в т.ч. арианства.

Главное, во что верят Христадельфиане, состоит в следующем:

Иисус Христос является обетованным еврейским Мессией и Сыном Божиим, который не соравен Богу Отцу и существовал до Своего рождения только в замысле Бога. Бог воскресил Иисуса на третий день после его распятия на кресте и даровал Ему бессмертие;

Христос вернётся на Землю и установит на ней Царство Божие, исполняя тем самым Божии обетования, данные Аврааму и Давиду;

Смерть является бессознательным состоянием. Христадельфиане не верят в бессмертие души, но верят в воскресение к жизни вечной в награду праведникам;

Словом «ад» (греч. hades, еврейской шеол) называется просто могила; Христадельфиане не верят в вечные мучения. Грешников ждёт смерть и вечное поругание.

Крещение является одним из неотъемлемых условий для спасения и должно осуществляться взрослым человеком посредством полного погружения в воду;

Святой Дух не является личностью, а буквально переводится «дыхание святости», то есть святой дух — это аллегория того, как Бог воздействует на людей.

Сатана (дьявол) не является личностью; слово означает «враг», «противник», «оппонент» и в большинстве случаев в Библии подразумевает грех и сопротивление Божьей воле.

Христадельфиане обычно собираются каждое воскресенье для преломления хлеба в память о смерти и воскресении Иисуса Христа. Встречи происходят реже, если братья и сестры, как называют себя христадельфиане, изолированы друг от друга большим расстоянием. Их встречи происходят либо по домам либо в небольших залах. Служение на этих собраниях происходит просто, их участники верят и убеждены на основании Писания, что примерно так проходили служения христиан первого столетия. Только крещеные христадельфиане могут преломлять хлеб. У них нет центрального координирующего органа, которому подчинялись бы все экклесии вне зависимости от места их нахождения. Иными словами, у христадельфиан отсутствует какая-либо иерархическая структура, присущая практически всем известным деноминациям.

Христадельфиане издают множество различной литературы, полный список названий которой превышает 1000 публикаций.

Женщинам не разрешается учить на формальных собраниях в присутствии мужчин христадельфиан. Но они могут участвовать в дискуссиях, учить детей, других женщин и некрещенных, играть на музыкальных инструментах и многое другое.

«ОСНОВЫ БИБЛИИ» ХРИСТАДЕЛЬФИАН

В последнее время многие христиане познакомились с учебным пособием «Основы Библии», изданным в 1992 году так называемой «Церковью христадельфиан». На первый взгляд может показаться, что эта книга, как и другие учебные пособия христадельфиан, содержит в себе учения исторического христианства и помогает лучше узнать Библию. Что собой представляет это движение, и стоит ли читать их книги?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Движение христадельфиан было образовано Джоном Томасом, который родился в Англии в 1805 году. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм, грозивший кораблекрушением и смертью. Томас дал обет Богу, что, если он останется жив, то посвятит свою жизнь изучению Библии и религии. По прибытии в Америку он сдержал свое обещание и примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла. Томас усердно занимался самообразованием и вскоре обнаружил, что расходится во взглядах с кэмпбеллитами. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы, начав издавать ежемесячный журнал The Herald of the Future Age («Глашатай будущего века»). На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины («экклесии», от греч. ecclesia - церковь), члены которых называли себя «истинными христианами» или «христадельфианами», т. е. «братьями во Христе». «Экклесии» организованы по конгрегационному принципу. Каждая церковь избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Группы «экклесий» собираются на братские собрания, которые не имеют законодательной власти. Христадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей.

УЧЕНИЕ

Почти все современные культы в один голос заявляют, что имеют главным авторитетом Библию и только на ней строят свое учение. На самом деле эти лжеучители искажают Писание настолько, что их учение нельзя назвать христианским. Община христадельфиан не является исключением. Они однозначно заявляют о своем полном согласии с Писанием (одна из обзорных брошюр христадельфиан называется «Знакомство с общиной, основывающейся на Библии»), однако искажают почти все библейские учения о Боге и спасении, человеке и Царстве Божием. Постараемся выяснить, какое «основывающееся на Библии» учение излагает данная община в своей литературе, в частности в учебном пособии «Основы Библии», изданном недавно на русском языке и рассылаемом бесплатно всем желающим. Автором «Основ Библии» и многочисленных библейских уроков является 32-хлетний англичанин Данкан Хистер, живущий ныне в Литве.

О культе «христадельфиан»

Сравнивая учение христадельфиан с Библией, легко убедиться в его явном противоречии учению исторического христианства. Нижеследующие цитаты из «Основ Библии» подтверждают это. Бог «Бог - это реальная, осязаемая личность с телом, подобным нашему по внешнему виду» [не имеется в виду Иисус Христос, - прим. ред.] (с. 14). «Бог имеет такой же вид, как и Ангелы, то есть, физически в виде человека» (с. 16). (Доктрина схожа с учением мормонов: Бог имеет плоть и кости.) Библия: Бог есть Дух (Ин. 4:24; 2 Кор. 3:17). Бог невидим (1 Тим. 1:17). Бог един в трех лицах (1*Ин. 5:7; 2 Кор. 13:13). «Божий Дух есть Его сила или дыхание» (с. 29).

«Очевидной и большой ошибкой (что Дух есть личность) является вера большинства "христиан" в доктрину "триединства" ("троицу")... Есть основательная причина верить, что "триединство" было языческой идеей, перенесенной в христианство» (с. 75). (Так же объясняют учение о Троице Свидетели Иеговы.) Библия: Святой Дух - самостоятельная Ипостась Божественной Троицы и Бог (Ин. 14:26). Бог триедин (Мф. 28:19; Лк. 3:21, 22; 1*Ин. 5:7)*. «...Его (Иисуса) назвали "Эммануилом", что значит "Бог с нами", хотя лично он не был Богом» (с. 35, 248). «Божий Сын не существовал до Своего рождения» (с. 247, 265).

«У Него была человеческая природа, и так же, как и мы, Он имел все наши грешные склонности» (с. 275). «Иисус должен был прилагать сознательное усилие, чтобы быть праведным» (с. 281). «Никоим образом Христос не мог быть истинным и вечным Богом с двумя природами... Божества и человечества» (с. 283). Иисус был распят на шесте (с. 311) - сходство со Свидетелями Иеговы. Библия: Иисус Христос есть всемогущий Бог. Он имел божественную природу и славу предвечно (Ин. 8:58; Рим. 9:4, 5; Кол. 2:9,*10). Иисус - Богочеловек, безгрешный и праведный (Ис. 53:9; Ин. 1:14; 14:30; 1 Петра 3:18; 2 Кор. 5:21). Сын Божий был распят на кресте (Ин. 19:16-19; Кол. 2:13, 14). «Ангелы могут в действительности называться Богом» (с. 22). Творение «Богом» мира фактически производилось Ангелами. Ангелы создали нас по своему образу (с. 23). Они разделяют с Богом одну и ту же природу (с.*23, 24).

Ангелы безгрешны, потому что они имеют природу Бога (с. 24). Библия: ангелы сотворены Богом и поклоняются Ему (Пс. 32:6; Кол. 1:16; Откр. 7:11). Бог и смерть Смерть есть состояние забвения, бессознательности и полного прекращения существования, как это и было до рождения (с. 139-140). Ад - это могила, куда отправляются как хорошие, так и плохие люди (с. 153, 155). «В Библии не говорится о существовании в любом виде отдельно от телесной формы - это относится одинаково к Богу, Христу, Ангелам и людям» (с.*141). «Наградой за праведность будет телесная форма» (с. 142). Нечестивые в новом Царствии Божием будут перевоспитываться, пока не научатся повиновению Богу. «Когда они поймут волю Бога и покорятся ей, на землю придут мир и справедливость среди людей» («Кто такие христадельфиане?», с. 11, 13). Нет «вечной жизни на небе» («Основы Евангелия», с. 148). «В соответствии с Библией человек подобен животным, без какого-либо присущего ему бессмертия» (с. 149). «Невозможно, чтобы грешные подвергались наказанию вечного сознательного мучения и страдания» (с. 155). «Христиане-отступники часто ассоциируют "ад" с идеей огня и мучений» (с. 156).

Библия: Душа человека бессмертна и вечна (Мф. 17:3; 22:32; Лк. 9:30, 31; 13:28). Смерть отделяет душу от тела (Еккл. 12:7). После смерти наступает суд (Ин. 5:25, 29). Праведники унаследуют жизнь вечную (Ин. 5:29; 6:24; 1 Ин. 5:13), а грешники - вечную смерть, огонь и муки (Мф. 25:41, 46; Лк. 16:23).* Бог и грех «Бог вносит "зло" в жизнь людей и в этот мир. Таким образом, Бог есть источник зла» (с. 197). «Сам Бог может быть для нас сатаной, ибо Он вносит в нашу жизнь испытания» (с.*202). «Мы не верим в существование дьявола или сатаны как личности или чудовища... и бесов (демонов), которые, как считают в народе, являются слугами дьявола» (с.*207). «Зло появилось по велению Бога. Следовательно, сопротивляться злу значит бороться против Бога» (с.*351). Библия: Бог праведен и безгрешен (2 Кор. 5:21). Дьявол породил грех и вместе с падшими ангелами (демонами) является виновником нашего падения и искушения (1 Ин. 3:8, 9; Отк. 12:9).

ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНСТВУ

Название «церковь» «не должно смешивать с какой-либо одной из современных церквей, давно переставших быть истинными верующими во Христа. Истинные верующие есть те, кто верит в истинные доктрины Библии» [т. е. христадельфиане, - прим. ред.] (с.*81). Признавая, что их «понимание учения Библии отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях» («Кто такие христадельфиане?», с. 2), христадельфиане осуждают учения всех христианских деноминаций и признают только себя «истинной церковью» («Основы Евангелия», с. 81).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнив учение христадельфиан с Библией, мы выяснили, что почти все ортодоксальные библейские учения вывернуты «братьями во Христе» наизнанку. Их вера больше похожа на учение Свидетелей Иеговы и мормонов. Отрицание триединства Бога, Божественности Иисуса Христа и Святого Духа, отрицание вечности души, ада и вечных мучений для грешников....

САТАНА В ЗЕРКАЛЕ и другие положения богословия христадельфиан

Христадельфиане спрашивают: «Сохранилась ли сегодня хоть одна религиозная группа, которая придерживается истинных и спасительных учений Библии? Мы верим, что это так! Они называют себя христадельфианами». В той же публикации читателя просят «серьезно взвесить их надежность, их учения... честно изучить причины их внутренней убежденности...»

Принимая этот вызов, мы изучим некоторые из их главных богословских положений, но сначала - небольшой экскурс в историю. *История христадельфиан (Христовых братьев) началась в середине девятнадцатого столетия, когда основатель движения, Джон Томас (1805-1871), официально зарегистрировал это название в США в годы Гражданской войны. По словам некоторых братьев, «брат Томас был орудием в руках Яхве, открывшим Истину и распространившим ее повсеместно» . Другими видными фигурами в истории этой секты были Роберт Робертс и Дж. Дж. Эндрю. Еще в 1890-х годах они раскололи христадельфиан на два отдельных движения. В результате разделения возникли две группы: Измененная и Неизмененная - обе они действуют и по сей день.

Главным поводом для раскола стал вопрос так называемой воскресительной ответственности: Измененная группа считает, что воскреснут все, имеющие ответственность (как крещеные, так и некрещеные, знающие волю Божию). По мнению Неизмененной группы воскреснут лишь те, кто во Христе, а те, кто вне

Христа, будут уничтожены (см. Откр. 20:11-15, где, вопреки этим утверждениям, ясно указывается, что не вошедшие в книгу жизни воскреснут). Проповедуемые ими учения в какой-то момент расходятся с библейскими истинами, открытыми при помощи здравого подхода к толкованию Писания. Эта статья будет, прежде всего, посвящена тем учениям христадельфиан, которые отвергают святую Троицу, достаточность жертвы Христа для спасения, личность сатаны и ряд других второстепенных и эсхатологических взглядов, которых придерживаются евангелические христиане. *

СКОЛЬКО БОГОВ?

Список всех учений, которые христадельфиане должны отрицать, находится в их документе, озаглавленном «Символ веры». Второй пункт этого списка: «Что Бог есть три личности» - нимало не удивляет . Однако отрицание учения о святой Троице ставит тех, кто его проповедует, вне исторического христианства и является характерным признаком ереси.

Многие аргументы, которыми обосновывается такая позиция, используют и другие подобные организации - достаточно назвать Общество Сторожевой Башни (Свидетелей Иеговы). Однако христадельфиане придают этому заблуждению свой, совершенно особый, поворот: они утверждают, что Иисус вообще не существовал до своего воплощения. Христадельфиане - монотеисты в самом строгом смысле слова. Вот отрывок из их «Символа веры»: Что единый истинный Бог есть Тот, Кто открылся Аврааму, Исааку и Иакову, посредством явления и видения ангелов, и Моисею в неопалимом огненном кусте и на горе Синай как высшее Божество, имеющее жизнь в самом себе, ЕДИНЫЙ ОТЕЦ, обитающий в неприступном свете, но присутствующий повсеместно Своим Духом, который составляет одно целое с Его личностью на небесах . Роберт Робертс, в своей лекции «Бог един», подчеркивает: «Христианский мир сбился с пути в своих представлениях о Боге... Знание Бога - основа для того, чтобы быть сыном Бога.

Без этого мы не можем войти в божественную семью. Как мы можем любить существо, которое мы не знаем, и служить ему?» С тем, что нельзя любить Бога, о котором мы ничего не знаем, и любить Его, вполне можно согласиться. Идея, однако, состоит в том, что мы не знаем Бога из-за своих тринитарных убеждений. Однако можно ли доказать, что Бог не триедин, на основании учений христадельфиан? Их аргументы не подтверждают это тезис, а следовательно, их учение следует отвергнуть. Обратите внимание на следующие факты. Робертс настаивает, что ранняя Церковь отступила от истины, принуждая верных принять учение о Троице. Он также пишет: Тринитарианство проповедует не тайну, а противоречие, нелепость, невозможное... Оно утверждает, что есть один Бог, но не один, а трое, и что эти трое - не три, а один. Это попросту игра словами, запутывающая и смущающая разум и тем более опасная, что теория, которую она призвана защищать, в какой-то мере использует язык Библии, которая повествует нам об Отце, Сыне и Святом Духе. Далее он цитирует «Ш"ма» (Втор. 6:4) и некоторые другие отрывки, которые изображают Бога единым (см. 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6; 1 Тим. 2:5). Бог един, и христиане всегда утверждали этот важнейший аспект библейской истины.

Но Бог - также три отдельные личности: Отец, Сын и Святой Дух. Это учение не основано на эллинистической философии или на ошибочных решениях какого-либо Собора, в Библии есть веские свидетельства триединства Бога. Далее, Робертс ссылается на то, что нет никаких иных Богов (см. Ис. 46:9; 45:5; 46:6, 8). Христиане, опять же, согласны с этим, поскольку исповедуют единобожие; но когда Иисус называется Богом в Новом Завете, возникает вопрос о Его божественности. Например, следующие два стиха: Ин. 1:1 («...и Слово было Бог») и Ин. 20:28 («Господь мой и Бог мой») - поставили первых христиан перед проблемой, когда возникающие разногласия вынудили их начать формулировать библейское учение. Христианство должно было признать либо существование многих богов (политеизм), либо то, что Иисус, каким-то образом, и есть Бог!

В свете процитированных выше отрывков из Исайи, вывод о том, что Иисус есть Бог-Сын, представляется весьма обоснованным. Читая Новый Завет, мы видим три разные личности: Отца (см. Ин. 6:27; 1 Пет. 1:2), Сына (см. Ин. 1:1) и Святого Духа (Деян. 5:3-4), - но только одного Бога (Втор. 6:4). Библия также показывает и единство и триединство Бога (Мф. 28:19, слово «имя» стоит в единственном числе), а в некоторых стихах все три личности упоминаются наравне (см. Мф. 3:16-17; 2 Кор. 13:14). Что же касается утверждений о внутренней противоречивости учения о Троице: «Оно утверждает, что есть один Бог, но не один, а трое, и что эти трое - не три, а один», - то здесь Робертс приходит к ошибочному выводу. Правильная формулировка - не «один Бог и три Бога», как он утверждает.

Как верно подметил Норман Гайслер: «Философский закон противоречия говорит нам, что утверждение не может быть одновременно и в одном и том же смысле истинным и ложным... и учение о Троице не нарушает этот закон». Далее Гайслер демонстрирует, что Троица не является ни одной личностью и тремя личностями, ни одной природой и тремя природами одновременно и в одном и том же смысле. Такое утверждение противоречило бы само себе. Гайслер излагает правильное понимание этого закона применительно к учению о Троице: ...если рассматривать Троицу с точки зрения закона противоречия, хотя Бог - одновременно и единство и множество, Он не является единством и множеством в одном и том же смысле. Он един в смысле природы и множествен в смысле личности. Так что в учении о Троице нет никакого нарушения закона противоречия . Из отрицания христадельфианами учения о Троице вытекает их неверие в божественность Христа, которое, как уже упоминалось раньше, имеет свои особенности. В этом вопросе они заходят гораздо дальше других сект, утверждая, что Иисус не существовал до Своего воплощения: Хотя такой вопрос, если задать его любому другому человеку, наткнется на заслуженные насмешки, об этом серьезно говорится применительно к Господу...

От Своей матери Он получил природу, общую для всего человечества, но от Отца Он унаследовал латентные духовные наклонности, которые дали Ему силы победить плоть, и явные божественные качества... Нигде не предполагается, что Он существовал до Своего рождения . Литература христадельфиан по этому вопросу подробно анализирует Писания. Однако акцент, который они делают на человеческой природе Иисуса, таков, что неприятие Его Божественности вытекает из их учения. Одним из примеров является их толкование родословий Христа, приведенных у Матфея и Луки, - они подчеркивают, что Иисус - сын целого ряда ветхозаветных людей (см. Мф. 1:1-17; Лк. 3:23-38). Как говорится в той же статье: «Если Иисус в какой-то форме жил прежде Авраама и Давида, Он не был их сыном, и это утверждение ложно». Или: «Если Христос существовал прежде, как можно было назвать Его "семенем жены"?»

Эти примеры и подобные им доводы основываются на отрывках, свидетельствующих о человеческой природе Христа. Однако, очерчивая контуры человеческой природы Христа, не следует забывать и те отрывки, которые подтверждают Его божественность. Что же говорится в Писании о предземном существовании Иисуса? Он Сам говорил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Это претензия на вечность (см. Исх. 3:14). И в следующем же стихе записано, что иудеи схватили камни, чтобы побить Иисуса за эти самые слова (ст. 59).

Они увидели в словах Иисуса богохульство. Обратите также внимание на Иоанна 3:13: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Вот еще доказательство его предземного существования: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Подтверждений Его предземного существования и вечности более чем достаточно (см. тж. Ин. 1:1 [в начале с Отцом]; Ин. 1:3 и Кол. 1:16 [участвовал в творении]; Михей 5:2 [происходит от дней вечных] и т.д.). Пытаясь обосновать учение о том, что Иисус не существовал до Воплощения, христадельфиане вынуждены давать неверные ссылки, извращать смысл Писания и вчитывать в текст свои собственные идеи. Позвольте привести еще один пример. По поводу одного из отрывков, где, как уже говорилось выше, Иисус изображен участником творения (Кол. 1:16), христадельфиане замечают: ...поскольку здесь, на первый взгляд, говорится, что Господь Иисус сотворил даже небеса.

Но более тщательное изучение этого отрывка покажет: если мы навяжем ему такое толкование, получится, что отрывок приписывает Христу слишком много, ибо здесь сказано, что Он сотворил «все, что на небесах». А это включало бы в себя и Самого Бога, не говоря уже об ангелах! Далее в этом заявлении поясняется, что рассматриваемый стих в действительности говорит не о том небе, которое находится у нас над головами, а скорее о царстве: «Пришествие Господа Иисуса Христа закончится созданием этих политических небес. Правителями, правящими оттуда, будут последователи Господа Иисуса...» Это наговор на Священное Писание.

Если бы христадельфиане не предложили такое толкование, рядовой читатель изрядно бы потрудился, выискивая такой смысл в данном отрывке. Более внимательное прочтение Колоссянам 1:16 показывает, что творение уже закончилось - обратите внимание на последнюю фразу: «...все Им и для Него создано». В греческом языке слово «создано» стоит в форме пассивного аориста, и это значит, что Он сотворил все в прошлом и имеет главенство среди Своего творения. Более того: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17). Очевидно, что речь идет не о каких-то грядущих политических небесах, о которых говорят христадельфиане.

Третье учение касательно природы Бога, которое отвергают христадельфиане, - это учение о личности Святого Духа. В публикации христадельфиан под названием The Godhead Explained эта мысль выражена следующим образом: Святой Дух - это энергия или сила Бога, посредством которой изначально возникло все творение, и посредством которой поддерживается жизнь этого творения. В то время как место пребывания Самого Бога ограничено небесами, Святой Дух рассеян по всему творению (Пс. 138: 7-12). Эта исходящая от Бога энергия является основанием всего творения (Деян. 17:25). В этом отношении наука сегодня подтверждает Писание, утверждая, что энергия - основа всякой материи .

Процитированная публикация приписывает пресловутой энергии или силе пантеистические черты, утверждая, что она лежит в основе всякой материи. Кроме того, следует заметить, что христадельфиане верят в творение ex deo (из существа Бога), и Бог для них является центром творения. Таким образом, Святой Дух представляется им в виде эманации, исходящей от Бога. Они отрицают библейское представление о божественности Святого Духа, которое состоит в том, что Дух имеет самостоятельное существование, но разделяет общую природу с Отцом и Сыном. Все отрывки Писания, где Дух изображается самостоятельной личностью, отвергаются, как персонификации. Например, они отрицают, что по отношению к Святому Духу можно употреблять личное местоимение «Он».

Однако доказательств того, что Дух Святой - действительно третье Лицо Святой Троицы, есть множество (обратите внимание, что автор публикации The Godhead Explained ошибся, назвав Святого Духа вторым Лицом, p. 16). Употребление местоимения «Он» также оправдано с точки зрения Писания, особенно когда Дух именуется Помощником или Утешителем (в Ин. 14:26 и 16:7 греческое слово стоит в мужском роде). Святой Дух пришел, чтобы обличать нас во грехе, что вряд ли могла бы сделать безличная сила (Ин. 16:8). Он также дает жизнь (Ин. 3:6) и ходатайствует за верующих (Рим. 8:26); Его называют Богом (Деян. 5:3-4) и т. д. *

НОВАЯ МАТЕМАТИКА? ВЕРА + ВОДА = СПАСЕНИЕ

Христадельфиане также утверждают, что крещение необходимо для спасения. Это убеждение ошибочно, поскольку оно предполагает, что искупления Христова недостаточно для нашего спасения, и что для прощения грехов нужно добавить к Его смерти, погребению и воскресению что-то еще. Как следует из их публикации Baptism Essential to Salvation, крещение во Христа выполняет три функции: 1) оно дает нам покров, прощением омывающий наши прошлые грехи; 2) оно вводит нас во Христа, создавая основу для общения с Богом; 3) оно дает нам доступ к божественному престолу благодати, гарантируя дальнейшее прощение грехов после крещения, когда эти грехи будут исповеданы и оставлены .

К учению о спасении через водное крещение примешивается и требование послушания. Христадельфиане говорят: «Те, кто таким образом крещен и через это научился отвергать себя ради служения Богу, имеют уверенность в воскресении к вечной жизни в пришествие Господа Иисуса». Всегда интересно читать ключевые отрывки Писания в свете богословских взглядов других религиозных групп, поскольку во многих случаях можно отчетливо увидеть, как они «вчитывают» свое учение в текст. Возьмите, к примеру, историю о разбойнике на кресте (Лк. 23:39-43). Ему было обещано, что он в тот же день будет с Христом в раю, и эта история - прекрасный пример того, что мы называем покаянием на смертном одре. Однако христадельфиане настаивают на том, что Иоанн якобы крестил этого человека: «Очевидно также, что разбойник слышал об Иисусе до того, как был пригвожден ко кресту, и, вне всякого сомнения, он был прежде крещен... очевидно, он был знаком с учением Христа...

Его преступление, возможно, было незначительным, если он вообще не был жертвой судебной ошибки, как и Иисус». Это смелое заявление - особенно в свете того, как этот эпизод описывает Марк: «И распятые с Ним поносили Его» (Мк. 15:32). Достоверность предположения о возможном крещении разбойника резко сокращается ввиду того, что отрывок из Евангелия от Марка, о котором идет речь, красноречиво говорит о возможности обращения и спасения вне воды крещения. Уэйн Грюдем пишет: «Утверждать, что крещение или какое-нибудь иное действие необходимо для спасения, значит утверждать, что мы оправдываемся не только верой, но верой и определенным "делом", делом крещения» .

Водное крещение следует рассматривать как акт послушания Христу, а не как непременное условие спасения.* САТАНА В ЗЕРКАЛЕ? Есть еще один неприемлемый пункт учения христадельфиан, записанный в их символе веры - это отрицание личности дьявола. Один из них пишет: «Идея внешнего, сверхъестественного источника духовного зла... лежит в язычестве». Это зло исходит от человека «как источника греха и зла», а «библейские ярлыки "сатана" и "дьявол" - это, по сути дела, общеупотребительные понятия, означающие "враг", "противник" или "клеветник" в общем смысле» . Отрицание реальности дьявола как личности сталкивается с серьезными препятствиями. Иисус верил в реальность этого существа и несколько раз лицом к лицу сталкивался с ним и его подданными. Достаточно лишь обратиться к истории искушения Христа, чтобы убедиться в Его личном знакомстве с главным врагом всего творения Божьего, дьяволом, сатаной (см. Мф. 4:1-11; Мк. 1:13; Лк. 4:1-14). Излагая эту историю, Матфей использует попеременно оба слова: «дьявол» (ст. 1, 5, 8, 10) и «сатана» (ст. 13) (см. также Отк. 12:9; 20:2).

Однако, если верить христадельфианам, слово «сатана» «употребляется в разных значениях, и это свидетельствует о том, что оно не является "другим именем дьявола", как полагают некоторые» . Что сказать на это? Если Иисус считал слово «сатана» именем дьявола, то и нам следует так поступать! Можно припомнить и другой отрывок из Писания, где Иисус свидетельствует о том, что сатана ниспал с небес (Лк. 10:18). Если дьявола не существует, как прикажете понимать стих, в котором Иисус говорит Петру, что сатана хотел просеять его, как пшеницу (Лк. 22:31)? Если сатана - это попросту греховная сущность человека, как же он входит извне во внутреннего человека? Далее, апостол Павел объясняет коринфской церкви, что он собирается предать одного из согрешающих членов их общины сатане во измождение плоти (1 Кор. 5:5; см. также 1 Тим. 1:20).

Опять же, трудно вообразить, что этот «сатана» - не реальное существо. Если у вас все еще остались какие-то сомнения, прочтите 9-й стих Послания Иуды. В этом стихе архангел Михаил спорит с дьяволом о теле Моисея. В свете христадельфианских представлений о дьяволе получается, что Михаил спорил с «падшей природой человека, с ее греховными наклонностями...», - ведь именно такой смысл они вкладывают в понятие «дьявол». Более того, каждый из нас в таком случае видел бы дьявола всякий раз, глядя на свое отражение в зеркале. Продолжать не имеет смысла - ведь приведенные выше стихи ясно говорят о существовании спадшего с небес грешного творения по имени сатана.

СОН ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Христадельфиане не принимают идею о бессмертии души и отрицают всякое сознательное существование после смерти. Кроме того, они считают, что проклятые после смерти будут навсегда уничтожены. В одной из их публикаций говорится: «Библия нигде не говорит о том, что человек продолжает жить после смерти своего тела... Библейское предложение бессмертия относится к моменту пришествия Иисуса Христа» . Более того, вера в то, что человеческая душа продолжает существовать после смерти, по их словам «коренится в отчаянных попытках человека отрицать абсолютную реальность смерти, в надежде, что жизнь не закончится...» (p. 3). Они утверждают, что об этом важнейшем положении христианской веры «никогда не говорится на страницах Библии. Это философия, всецело обязанная своим происхождением языческой мифологии и не имеющая никакого отношения к вере древних евреев; Христос и апостолы также не проповедовали это в новозаветных Писаниях» (p. 5).

Позиция христадельфиан по вопросу о душе и жизни после смерти во многом схожа с учением Общества Сторожевой Башни. Они настолько сосредоточены на понятиях смерти и могилы, что зачастую совершенно не учитывают контекста, в котором эти понятия употребляются. Возьмем, к примеру, Еккл. 9:10. Читая этот отрывок в контексте, мы увидим: речь здесь идет о том, что умершие не могут делать обычные вещи, которые делают все живущие на земле. Этот стих не имеет ничего общего с тем смыслом, который «вчитывают» в него христадельфиане: после смерти (в промежуточном состоянии) умершие ничего не могут делать. Норман Гайслер и Рон Роудс дают четкий библейский ответ на возражения против сознательного существования после смерти:

1. Енох был живым вознесен на небо, в присутствие Божье (Быт. 5:24; Евр. 11:5). 2. Давид говорил о блаженстве в Божьем присутствии после смерти (Пс. 15:10-11). 3. Илия был живым восхищен на небо (4 Цар. 2:1, 11-12).

10. Души тех, кто погиб во времена великой скорби, пребывают в сознании на небесах, поют и молятся Богу (Отк. 6:9).

11. Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: «Господи Иисусе! приими дух мой!» (Деян. 7:59).


12. Говоря о ветхозаветных святых Аврааме, Исааке и Иакове, Иисус сказал, что Бог «не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20:38). Иисус утверждал: «Авраам, Исаак и Иаков, хотя они давно умерли, в действительности живы и поныне. Ибо Бог, называющий себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, не есть Бог мертвых, но живых» . Таким образом, сразу после смерти верующий отправляется к Господу, а неверующий ожидает последнего суда (см. Мф. 25:41, 46; Мк. 9:43-48; Отк. 20:11-15).