Холодная осень бунин. Анализ «Холодной осени» Бунина И.А

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал: — Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война! На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну... В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал: — Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил: — Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака? — Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому. Отец легонько вздохнул: — Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра... Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил: — Хочешь, пройдемся немного? На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась: — Хорошо... Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше? — Не помню. Кажется, так:

Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...

— Какой пожар? — Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших дедушек и бабушек... Ах, боже мой, боже мой! — Что ты? — Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя... Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому: — Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер... Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо. — Как блестят глаза, — сказал он. — Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня? Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: — Не говори так! Я не переживу твоей смерти! Он, помолчав, медленно выговорил: — Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне. Я горько заплакала... Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, — в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, — и мы перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос... Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?» Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, — то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, — я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, — и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня! Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду. 3 мая 1944

Общий смысл всех произведений И.А. Бунина о любви можно передать риторическим вопросом: «Разве любовь бывает нечастной?» Так, в его цикле рассказов «Темные аллеи» (1943) нет, наверное, ни одного произведения, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но Бунин утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования.
Так, в рассказе «Холодная осень» рассказчица, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит ее итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда она прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе.
Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок - ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»
Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель – это особенность человеческой природы. Рассказчица даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России, пережить множество унижений, черную работу, болезни, смерть мужа, отчуждение дочери. И вот, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом – ее жизненный смысл, ее опора и поддержка.
Рассказчицу в ее горькой жизни, оторванной от родины, греет только одно воспоминание, одна мысль: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
Итак, основную часть рассказа, имеющую кольцевую композицию, составляет описание холодного осеннего вечера, последнего в совместной жизни героев. Из слов отца девушки мы узнаем, что в Сараеве убили австрийского кронпринца. Это означало, что неизбежно начнется война. Возлюбленный героини, который был в ее семье своим, родным человеком, должен был пойти на фронт.
В этот же печальный вечер его объявили женихом героини. По иронии судьбы их первый вечер как жениха и невесты стал и последним. Именно поэтому весь этот вечер в восприятии рассказчицы и ее возлюбленного, был пронизан светлой печалью, щемящей тоской, увядающей красотой. Как и холодный осенний вечер, который окружал героев в саду.
Большое значение в рассказе имеют бытовые детали, которые превращаются в произведении в психологические. Так, героиня точно перечисляет все даты, которые «окружали» описываемые события. Она помнит все в мельчайших подробностях, хотя прошло уже тридцать лет и за плечами - очень трудная жизнь. Это говорит о том, что этот вечер был очень значим для женщины.
Психологически тонко описывается последний домашний ужин. Все его участники сидели в напряжении, думая о том, что это, может быть, последний их совместный вечер. Но все перебрасывались незначительными словами, маскируя свое напряжение и то, что им действительно хотелось сказать.
Но вот наконец молодые люди остались одни. Возлюбленный приглашает рассказчицу прогуляться по осеннему саду. Он цитирует строки из стихотворения Фета. Они, в какой-то мере, предсказывают и его судьбу, и судьбу их пары:
Смотри -- меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...
И затем герой добавляет: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...» Какие простые и, в то же время, пронзительные слова! Молодые люди любят друг друга, но не могут быть вместе. Это, по теории Бунина, просто невозможно. Ведь любовь – это всегда лишь вспышка, лишь краткий миг, обжигающий на всю жизнь…
Наутро герой уехал, как оказалось, навсегда. На шею ему надели «роковой мешочек» с образком, но он не спас возлюбленного героини от гибели. Рассказчица вернулась в дом, не замечая солнечного утра и не чувствуя радости от него. Бунин тонко передает ее состояние на грани истерики, огромное душевное переживание: «…не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...»
С тех пор прошло много лет. Но пожилая героиня в Ницце все возвращается и возвращается в памяти к этому вечеру и с надеждой ждет скорой смерти. А что еще ей остается? Нищая старость, лишенная поддержки единственного родного человека – дочери.
Образ дочери героини в рассказе очень важен. Бунин показывает, что человек, оторванный от своих корней, далекий от своей Родины, теряет главное – душу: «стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холёными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками…»
Дочь рассказчицы – это кукла, за вещной мишурой утратившая свою сущность.
«Холодная осень»… Название рассказа символично. Это и конкретное обозначение временных рамок происходящего в рассказе. Это и символ первого и последнего вечера в жизни героев. Это и символ всей жизни героини. Это и обозначение жизни всех эмигрантов, потерявших после 1917 года свою Родину… Это и символ состояния, которое наступает после потери любви-вспышки…
Холодная осень… Она неизбежна, но и она обогащает человека, потому что у него остается самое ценное – воспоминания.


– гениальный российский писатель, прозаик и переводчик. После Октябрьской революции вынужденно эмигрировал в Западную Европу. На протяжении всего своего творческого пути написал большое количество рассказов и повестей. Одним из таких произведений является «Холодная осень», краткое содержание которого можно прочесть ниже.

В тексте рассказа «Холодная осень» Бунина повествование ведется от имени женщины. Она же является рассказчицей событий своей жизни. Судьба ее была нелегкой. Женщине пришлось пережить много жизненных испытаний: в ранней молодости потерять возлюбленного, смириться с утратой, столкнуться с равнодушие дочери, — и продолжать жить дальше.

И. Бунин Холодная осень

История любви

Начало сюжета разворачивается в загородном имении, где встречаются рассказчица и ее будущий жених. Это молодой парень, сын покойного друга ее отца. До этого он часто ходил к ним в гости, а однажды был приглашен на именины отца девушки. Во время праздничного обеда все весело общались друг с другом. Обстановка была ненавязчивой и душевной.

В конце обеда парня внезапно объявили женихом молодой девушки, хотя до этого вечера молодые люди были чужими и очень мало общались между собой. Несмотря на это, вскоре между ними появилась симпатия.

Рассказчица и молодой человек много гуляли, цитировали стихотворения Фета. Обычная симпатия быстро переросла в чувства глубокой любви, но эта идиллия продлилась не слишком долго.

Вскоре после помолвки 19 июня 1914 года Германия объявила войну Российской империи. Молодой парень был призван в ряды царской армии. Девушка была очень сильно обеспокоена тем, что ей придется расстаться со своим возлюбленным. В сентябре этого же года жених приезжает к ней, чтобы увидеться в последний раз перед отправкой на фронт и провести несколько часов вместе.

Пара прогуливается в парке. Девушка искренне признается своему жениху в том, что он ей дорог и что она не сможет пережить его смерть. Молодой парень утешает возлюбленную. Говорит, что, даже если вдруг его убьют, он будет ждать ее на небесах. Вот там им уже никто не помешает обрести совместное счастье.

Вечер был наполнен грустью и печалью. Обстановка в доме отличалась какой-то необычной тяжестью. Члены семьи лишь время от времени растерянно переглядывались между собой. Глава семейства, дабы хоть немного разрядить сложившуюся обстановку, невзначай бросает пару фраз о холодных осенних днях. Утром парень отправился на войну.

Перед отъездом парня его мать благословила сына, пожелав ему вернуться целым, здоровым и невредимым. В качестве оберега женщина вышила сыну мешочек с образом святого. Это традиция, которая передавалась в их семье из поколения в поколение, когда на войну уходили его отец, дедушка и прадед.

После ухода парня на фронт находиться в доме стало просто невыносимо. Все молчали, и никто не осмеливался разговаривать с девушкой, которая была сама не своя от горя. Никто не верил, что война продлится слишком долго. Российское общество переживало невиданную волну патриотизма, поэтому свадьбу не стали отменять, а лишь перенесли на другую дату. Спустя месяц рассказчице пришло извещение, что ее жених был убит где-то в Галиции во время наступления немецких войск. Этот трагический момент девушка пронесла через всю свою жизнь, и, уже находясь в зрелом возрасте, неоднократно вспоминала своего жениха.

Новые испытания

С того времени уже прошло не менее 30 лет. Из молодой девушки-невесты, рассказчица превратилась в мудрую женщину, жизнь которой была наполнена множеством хороших и плохих событий. Все же воспоминания о былой любви имели в ее душе отдельный уголок, который был недоступен для большинства людей из ее близкого окружения.

Вскоре умерли отец и мать рассказчицы. Женщина осталась в этом мире абсолютно одна. Прошедшая революция забрала все у когда-то благородного дворянского рода. Рассказчица вынуждена жить в подвальном помещении у одной торгашки со Смоленского рынка. Перебивается рассказчица случайными заработками, продавая старые воротники от пальто, которые давно изъела моль, а также прочие вещи, чтобы собрать деньги на хлеб.

В один из погожих дней рассказчица встречает доброго и отзывчивого мужчину, бывшего военного. По возрасту он намного старше ее, но все же рассказчица решается выйти за него замуж, дабы спастись от голодной смерти. Вместе с мужем и его молодым племянником, которому не более 17 лет, они уезжают на Кубань в город Екатеринодар.

Здесь, на берегу Дона, рассказчица прожила со своим мужем около 2 лет. За это время у них родилась девочка, но жизнь не стала спокойнее. Не все бывшие подданные Российской империи смогли принять советскую власть, пришедшую после революционных событий. Поэтому рассказчица вместе с мужем, племянником, его супругой и ребенком отплывают из Новороссийска в Константинополь.

Вместе с рассказчицей на корабле находится огромное количество беженцев. Это такие же люди, судьбы которых были сломаны сначала войной, а затем революцией, подавлением дворянства, массовыми расстрелами интеллигенции.

В дороге случается трагедия. Супруг рассказчицы заболевает тифом и вскоре умирает. Женщина остается снова одна, но только теперь у нее на руках семимесячная девочка, молодой племянник мужа и его еще более молодая жена.

Племянник с женой решают выбрать свой жизненный путь, бросают рассказчицу и уезжают из Турции в Крым. Молодые люди надеются, что Врангель, который удерживает полуостров, сможет остановить большевиков. Позже становится известно, что сопротивление Врангеля пало, а племянник ее покойного мужа вместе с женой пропали без вести.

В Константинополе рассказчица вынуждена выполнять самую черную работу, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою маленькую дочь. Потом женщина решает покинуть Турцию. Рассказчица прошла с ребенком на руках всю Болгарию, Сербию, затем Чехию и Бельгию. Рассказчица скиталась по этим ранее ей незнакомым странам и просто пыталась выжить, прокормить себя и свою девочку.

Остановилась рассказчица вместе с ребенком во Франции, в городе Ницце, где ей пришлось перебиваться случайными заработками, собирая гроши на хлеб. Ее дочь выросла, стала красивой молодой девушкой, настоящей француженкой. Она перебралась в Париж, но к судьбе свой матери была абсолютно равнодушна. Рассказчица продолжала жить в Ницце на то, что Бог пошлет, не надеясь на помощь со стороны дочери.

В самом дальнем уголке души рассказчицы сохранялись теплые воспоминания о первом возлюбленном, женихе, который должен был стать ей законным мужем, но погиб на войне. Женщина с нетерпением ждала встречи с ним, но уже на небесах.

Читать рассказ «Холодная осень» в кратком содержании будет удобно людям, которые ведут активный образ жизни и не располагают большим количеством времени на чтение произведения в полном объеме. Сокращенную версию рассказа можно также читать на сайте брифлиили любых других сетевых ресурсах.

Полезное видео: отрывок из рассказа И. А. Бунина «Холодная осень»

О чем рассказ «Холодная осень»

Обратите внимание на то, что произведение Ивана Бунина «Холодная осень»– это не просто рядовая повесть.

Важно! На примере жизненного пути рассказчицы автор освещает трагические судьбы миллионов людей, которые ранее были подданными Российской империи, жили в достатке, являлись благородными, обеспеченными и образованными, но за короткий промежуток времени лишились всего.

Как и рассказчица, они были вынуждены стать политическими беженцами, скитаться в чужих странах вдали от своей родины.

Кроме этого, Иван Бунин акцентирует внимание на следующих моральных аспектах:

  • как бы тяжело ни складывалась жизнь, нельзя опускать руки, сдаваться и плыть по течению;
  • никогда нельзя бросать на произвол судьбы близких людей, хотя в будущем сделанное добро может не найти взаимности;
  • всегда слушать свое сердце, быть верным любимому человеку, несмотря на все преграды и барьеры;
  • защищать свою родную землю, ставить потребности государства над своим собственным счастьем;
  • в любой жизненной ситуации не терять чувства собственного достоинства.

Полезное видео: Пересказ рассказа Ивана Бунина за 4 минуты

Вывод

Полный текст рассказа «Холодная осень» еще больше насыщен эмоциями того времени. Произведение тяжелое с моральной точки зрения, так как не каждому дано пережить такое большое количество испытаний, смертей родственников, близких людей. Большая часть мечтаний рассказчицы так и остались в ее мыслях. Им не суждено было воплотиться в реальность. Но осталась надежда – встреча с любимым женихом после смерти.

Пережив две мировые войны, революцию и эмиграцию, нобелевский лауреат, русский писатель Иван Бунин в семьдесят четыре года создает цикл рассказов под названием «Темные аллеи». Все его произведения посвящены одной вечной теме — любви.

Сборник состоит из 38 повестей, среди остальных выделяется рассказ под названием «Холодная осень». Любовь здесь представлена как незримый идеал, чувство, которое героиня проносит через всю жизнь. Читается рассказ на одном дыхании, оставляя после себя ощущение утраченной любви и веры в бессмертие души.

Бунин и сам выделял этот рассказ среди остальных. Повествование начинается словно бы с середины. Дворянская семья, состоящая из отца, матери и дочери отмечают на Петров день именины главы семейства. Среди гостей находится будущий жених главной героини. Отец девушки с гордостью объявляет о помолвке дочери, но спустя несколько дней все меняется: в газете печатают сенсационное известие - в Сараево убили кронпринца Фердинанда, ситуация в мире накалилась, грядет война.

Время позднее, родители тактично оставляют молодых наедине и уходят спать. Влюбленные не знают, как унять волнение. Девушка почему-то желает разложить пасьянс (обычно в трепетные минуты хочется заняться чем-то обыденным), но молодому человеку не сидится на месте. Декламируя стихи Фета, они выходят во двор. Кульминацией этой части рассказа становится поцелуй и слова жениха о том, что если его убьют, пусть она поживет, порадуется жизни, а потом придет к нему…

Драматические события в рассказе «Холодная осень»

Если не хватает времени на чтение, ознакомьтесь с кратким содержанием «Холодной осени» Бунина. Описание небольшое, поэтому будет несложно прочесть его до конца.

Спустя месяц его убили, это «странное слово» постоянно звучит в ее ушах. Автор резко переносится в будущее и описывает состояние героини спустя тридцать лет. Это уже немолодая женщина, которой суждено было пройти, как и многим, кто не принял революцию, все круги ада. Как и все, она потихоньку продавала солдатам в папахах и расстегнутых шинелях (эту важную деталь подчеркивает автор) что-то из имущества, и вдруг встретила отставного военного, человека редкостной душевной красоты. Он был намного старше ее, поэтому вскоре предложил руку и сердце.

Как и многие, они эмигрировали, переодевшись в крестьянские одежды в Екатеринодар и прожили там два года. После отступления белых они решили отплыть в Турцию, вместе с ними бежали племянник мужа с молодой женой и семимесячной дочерью. По дороге муж скончался от тифа, племянник с женой примкнули к армии Врангеля, оставив дочь и пропав без вести.

Тяготы эмиграции

Дальше повествование (краткое содержание «Холодной осени» Бунина представлено в статье) становится трагическим. Героине пришлось тяжелым трудом, скитаясь по всей Европе, зарабатывать себе и девочке на жизнь. В благодарность она не получила ничего. Приемная дочь оказалась «настоящей француженкой»: она устроилась в парижский шоколадный магазин, превратилась в холеную молодую женщину и совсем забыла о существовании своей попечительницы, которой пришлось нищенствовать в Ницце. Героиня не осуждает никого, это заметно по словам: в конце повести она говорит, что пожила, порадовалась, остается лишь встреча с любимым.

Анализ «Холодной осени» Бунина

Большей частью писатель излагает свои произведения по привычной схеме, от третьего лица, начиная с воспоминаний главного героя о трепетных минутах в жизни, вспышках чувств и неминуемом расставании.

В рассказе «Холодная осень» Бунин меняет хронологию событий.

Повествование ведется от лица героини, это придает повести эмоциональную окраску. Читателю неизвестно, когда она познакомилась с женихом, но уже понятно, что между ними есть чувства, поэтому на именинах ее отец объявляет о помолвке. Приехав проститься в дом невесты, герой чувствует, что это последняя встреча. Бунин краткими, но емкими образами описывает последние совместные минуты героев. Сдержанность героев контрастирует с тем волнением, которое они испытывали. Слова «безразлично отозвалась», «притворно вздохнул», «рассеянно глядел» и так далее характеризуют в целом аристократов того времени, среди которых не было принято чрезмерно говорить о чувствах.

Герой понимает, что это его последняя встреча с возлюбленной, поэтому он старается запечатлеть в памяти все, что связано с его любимой, в том числе и природу. Ему «грустно и хорошо», «жутко и трогательно», он боится неизвестности, но храбро идет положить жизнь за «други своя».

Гимн любви

Темы «Холодной осени» Бунин коснулся уже будучи в зрелом возрасте, пройдя все тяготы жизни и получив международное признание.

Цикл «Темные аллеи» — это гимн любви не только платонической, но и физической. Произведения сборника — это, скорее, поэзия, чем проза. В рассказе нет полных впечатления батальных сцен, Бунин проблемой «Холодной осени» — драматичного повествования о любви — считает войну, которая разрушает судьбы людей, создавая для них невыносимые условия, и тех, кто развязывают ее, в ответе за будущее. Об этом пишет русский писатель-эмигрант Иван Бунин.

Остальные герои рассказа "Холодная осень"

Любовная драма развивается на фоне первой мировой войны. Время в рассказе словно бы замедляется, когда речь идет о главных героях. Большая часть описания посвящается молодым людям, скорее, одному вечеру из их жизни. Остальные тридцать лет помещаются в одном абзаце. Второстепенные герои рассказа «Холодная осень» Бунина Ивана Алексеевича описаны двумя-тремя чертами. Отец, мать девушки, хозяйка квартиры, которая приютила и издевалась над ней, муж главной героини и даже племянник с молодой женой показаны в трагическом свете. Другой характерной особенностью произведения является то, что ни у кого нет имен.

И это символично. Бунинские герои - это собирательные образы того времени. Они не конкретные люди, а те, кто пострадал во время Первой мировой войны, а позже и гражданской.

Две основные части повествования

Анализируя «Холодную осень» Бунина понимаешь, что рассказ разделен на две части: локальную и историческую. В локальной задействованы герои, их проблемы, близкое окружение, а в историческую часть вошли такие имена и термины как Фердинанд, Первая мировая война, европейские города и страны, например, Париж, Ницца, Турция, Франция, Екатеринодар, Крым, Новочеркасск и так далее. Этот прием погружает читателя в конкретную эпоху. На примере одной семьи можно глубоко вжиться в состояние людей того времени. Очевидно, что писатель осуждает войну и ту разрушительную силу, которую она несет. Не случайно лучшие книги и кинофильмы о войне пишутся и снимаются без военных сцен. Так, фильм «Белорусский вокзал» - картина о судьбах людей, выживших после Великой отечественной войны. Фильм считается шедевром отечественного кинематографа, хотя в нем полностью отсутствуют батальные сцены.

Заключительная часть

Когда-то великий русский писатель Лев Толстой сказал Ивану Алексеевичу Бунину, что счастья в жизни нет, есть только мгновения, зарницы этого чувства, которые следует беречь, ценить и жить ими. Герой рассказа «Холодная осень», уходя на фронт, просил любимую пожить, порадоваться на свете даже если он будет убит. Но было ли счастье в ее жизни, что она видела и испытала? Героиня сама отвечает на этот вопрос: был только один холодный осенний день, когда она была по-настоящему счастлива. Остальное для нее кажется ненужным сном. Но этот вечер был, воспоминания о нем грели ее душу и давали силы жить без отчаяния.

Что бы ни случилось в жизни человека, эти события были, подарили опыт и мудрость. Каждый заслуживает того, о чем мечтает. Женщина с нелегкой судьбой была счастлива, потому что ее жизнь озаряла зарница воспоминаний.

Рассказчица вспоминает о женихе. Он всегда считался в семье своим человеком: его покойный отец был другом и соседом отца. В июне того года он гостил у них в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен женихом.

Девятнадцатого июля Германия объявила войну России. В сентябре он приехал на сутки – проститься перед отправлением на фронт. Все считали, что война кончится быстро, и свадьба не отменена, а всего лишь отложена. После ужина рассказчица долго гуляла с женихом по саду, и он вспоминал стихи Фета: “Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот”. Она сказала, что не переживет его смерти, а он ответил, что будет ждать ее там: “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне”.

Утром он уехал. Мать рассказчицы надела ему на шею маленький шелковый мешочек – в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, рассказчица многое пережила. Весной восемнадцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, она жила в подвале у торговки на Смоленском рынке и продавала кое-что из оставшегося у нее – колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате рассказчица встретила прекрасного человека, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. С мужем и его племянником, семнадцатилетним мальчиком, она уехала в Екатеринодар и пробыла на Дону и на Кубани больше двух лет.

Зимой с огромной толпой беженцев они отплыли из Новороссийска в Турцию. По дороге, в море, муж рассказчицы умер от тифа. У нее осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их семимесячная дочь.

Через некоторое время племянник с женой уплыли в Крым, к Врангелю, где пропали без вести. Их дочь рассказчице пришлось воспитывать одной.

Рассказчица долго жила в Константинополе, тяжелым, черным трудом зарабатывала на жизнь себе и девочке. Потом они скитались, прошли Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Париж, Ниццу. Девочка выросла, осталась в Париже, стала француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной к вырастившей ее женщине. Рассказчица осталась жить в Ницце “чем бог пошлет”.

Так рассказчица пережила смерть единственного любимого человека. Она горячо верит: где-то там он ждет ее. Она “пожила, порадовалась” и уже скоро придет к нему.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание рассказа Бунина “Холодная осень”

Другие сочинения по теме:

  1. Деревенская девочка Танька просыпается от холода. Мать уже встала и гремит ухватами. Странник, ночевавший у них в избе, тоже не...
  2. Ы Железнодорожная станция возле степного села Грешное совсем новая. Через нее проезжают великолепные поезда, везущие богатых людей на Кавказ. Генералы,...
  3. Шорник Илья по прозвищу Сверчок работает вместе с Василием у помещика Ремера. Они живут в старом флигеле, где вместе с...
  4. Ы В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка – черная, покосившаяся...
  5. Спускаясь к замерзшей реке от своего поместья, студент Воронов видит возле моста незнакомого маленького человечка. Он стоит, положив обе руки...
  6. Таня, семнадцатилетняя деревенская девочка с простым, миловидным личиком и серыми крестьянскими глазами, служит горничной у мелкой помещицы Казаковой. Временами к...
  7. Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный...
  8. Детство кажется рассказчице огромным садом без конца и края. Она проводит его на даче с друзьями, такими же детьми, как...
  9. Тридцать лет назад все молодые люди уездного города Стрелецка были влюблены в Саню Диесперову, дочь заштатного священника. Из всех поклонников...
  10. Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка,...
  11. Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в...
  12. Дорога из Коломбо идет вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шелковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые...
  13. В одиннадцать часов вечера скорый поезд Москва-Севастополь останавливается на маленькой станции. В вагоне первого класса к окну подходят господин и...
  14. Ы I-VII Это странное, загадочное дело произошло 19 июня 19.. года. Корнет Елагин убил свою любовницу, артистку Марию Сосновскую. Елагин...